Привести примеры гуманного отношения к животным. Проблема жестокого обращения с животными - готовые аргументы и тезисы

В Гражданском кодексе уделяется внимание характеру обращения с животными, воспитанию гуманного отношения к ним, что можно рассматривать как экологическое воспитание, как вклад в охрану окружающей среды. Гуманное отношение к животному миру (не просто к животным!) рассматривается действующим фаунистическим законодательством лишь как одна из целей, осуществлению которой призвано способствовать законодательство, и как одна из мер, направленных на охрану животного мира. Однако слишком общая постановка этих вопросов не обеспечивала до сих пор эффективной защиты конкретных животных (говорить о защите животного мира было легче, чем посвящать усилия конкретной особи).

В Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. регулирование использования животных не затрагивало характера обращения с ними и касалось лишь предельного количества скота, которое могло находиться в личной собственности гражданина (ст. 112), и безнадзорного скота (ст. 147). Десятилетия ушли на борьбу общественности за установление уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель и увечье (ст. 230 1 УК РСФСР введена лишь в 1988 г.).

Частью 2 ст. 137 ГК РФ предусматривается, что при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Такая новая для российского законодательства норма предполагает последующее определение в праве этих понятий гуманности и ее принципов. В некоторой степени могут быть условно использованы нормы гуманитарного характера из международного, из национального права, касающиеся прав военнопленных, беженцев, порядка обращения с ними; понятно, однако, что их механическое перенесение с человека на его "меньших братьев" невозможно и требует самостоятельного подхода к выявлению определения "гуманности" в отношении животных. Тем не менее в ГК РФ предусматривается ряд правовых - последствий для лиц, виновных в негуманном отношении к животным.

В ст. 230 ГК РФ предусматриваются необходимые условия для временного содержания безнадзорных животных, обязанности лиц, задержавших безнадзорных животных, а также лиц, которым они переданы на содержание и в пользование, "надлежащем их содержать, отвечать за гибель и порчу животных в пределах их стоимости".

Своеобразно решается вопрос о приобретении и сохранении права собственности на безнадзорных животных: в случае явки прежнего собственника (спустя шесть месяцев после заявления о задержании животных и перехода их в собственность другого лица) прежний собственник вправе при наличии обстоятельств, свидетельствующих о сохранении к нему привязанности со стороны этих животных или о жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника, потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при не достижении соглашения – судом (п. 2 ст. 231 ГК РФ).

Наконец, провозглашая неприкосновенность собственности и необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, ГК РФ допускает выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними в случаях, когда собственник обращается с домашними животными в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным. Соответствующее требование об изъятии животных предъявляется лицом в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом (ст. 241 ГК РФ).

Таким образом, обществу и правовой практике предстоит определяться с устанавливаемыми ГК РФ положениями, направленными на обеспечение не только рационального, но и гуманного использования животного мира и его представителей, включение их в состав окружающей среды, размежевание собственности на них, уравновешивание требований гражданского оборота и нравственности, общественных интересов и частных надобностей.

Контрольные вопросы

Каковы основные направления использования животного мира?

Чем отличается животный "мир от объектов животного мира? От животных? Кто владеет правом собственности на них?

Каковы правомочия пользователей животного мира?

Темы рефератов

Животный мир как объект охраны окружающей среды.

Собственники и пользователи животного мира.

Гуманное отношение к животным.

Литература

Постановление Правительства РФ "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" от 19 января 1998 г.

Постановление Правительства РФ "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов" от 2 февраля 1998 г.

Аннотация
Статья посвящена анализу взаимоотношений человека и животных с точки зрения трех
основных направлений: культурно — исторического и культурно — антропологического,
эколого — психологического и взаимодействия с кошками и собаками как основными
домашними животными в условиях города. Использование животных в
психотерапевтической работе только упомянуто как одно из основных, и которое должно
рассматриваться самостоятельно в рамках психологической помощи детям и взрослым.
Ключевые слова:
Домашние животные, гуманное отношение, взаимная привязанность, член семьи.
Мы в ответе за тех, кого приручили
А.С.Экзюпери
Человек давно присвоил себе роль венца творенья и по этой причине решил, что может
распоряжаться жизнью других живых существ по своему усмотрению. В городах растет
число домашних животных, но безответственное отношение к ним заметно не
уменьшается. Это проявляется в том, что надоевшее животное выбрасывается на улицу,
увозится в лес, бросается на остановке общественного транспорта подальше от дома или
отдается на усыпление, причем часто это здоровое и молодое животное. Множество
брошенных животных осенью на дачах во всех регионах страны у зоозащитников вызывает
чувство бессилия. Животных не стерилизуют, а детенышей выбрасывают (иногда с
матерью) на улицу, еще иногда кладут в полиэтиленовые пакеты, плотно закрывают и
выбрасывают в помойку. Несмотря на то, что 2017 год был объявлен годом экологии,закон
об ответственном отношении к животным так и не принят, и не принимают его уже 10 лет.
В соответствии с уголовным кодексом домашнее животное – это имущество, которое
ничего не чувствует. В обществе отсутствует воспитание гуманного отношения, как к
человеку, так и к животным. Жестокое обращение с человеком начинается с жестокого
обращения с животными, причем особенно этим отличаются подростки, которые еще и
снимают на видео свои издевательства.
В то же время ретроспективный анализ взаимоотношений человека и животных
показывает, что все больше людей начинают понимать, что на земле есть другие живые
существа, которые имеют право на жизнь, не меньше, чем человек. Отраден тот факт, что
наконец — то приняли закон об ужесточении наказания за издевательства над животными, в
котором животные уже не бесчувственный предмет, а живое существо, которое может
испытывать боль и страдание.
В России исследование психологических аспектов взаимодействия человека с
животными в настоящее время только начинает развиваться, в то время как анализ
зарубежных исследований показывает, что там данное направление развивается достаточно
давно. Однако, нельзя не вспомнить убийство молодого жирафа Мариуса в копенгагенском
зоопарке на глазах у толпы, где было много детей, и разделывание его на корм хищникам,
которое снималось на камеру, а ежегодные убийства дельфинов на Фарерских островах в
той же Дании, также снимаемые на камеру вызывают просто чувство ужаса. Так что и в
«просвещенной» Европе отношение к животным тоже не самое хорошее, несмотря на все
их исследования.
Гуманное отношение к животным является одним из составляющих экологического
мышления. В исследовании взаимоотношений человека и животных можно выделить
следующих основные направления:
1) культурно — исторический и культурно — антропологический анализ взаимоотношения
человека и животных;
2) эколого — психологический подход к вопросу о взаимодействии человека с животными
в условиях города;
3) взаимодействие человека с кошками и собаками как основными домашними
животными в условиях города;
4) использование животных в психотерапевтической работе.
Первыми описаниями совместного проживания и взаимодействия человека и животных
были художественные произведения. Из зарубежных авторов можно назвать сказки
Р.Киплинга, «Моби Дик» Г.Мервила, Э.Сетон –Томпсона с его рассказами о животных,
Д.Даррела. Из отечественных авторов известны Н.М. Пржевальский, В.К.Арсеньев,
И.Акимушкин, В.Бианки. Есть замечательный фильм 1972 г. «Тропой бескорыстной
любви» об отношении егеря и спасенного им рыся.
Культурно — исторический и культурно — антропологический анализ взаимоотношения
человека и животных рассматривался в работах , в которых рассмотрен
культурологический и исторический анализ изменения отношения к животным в русской
культуре. Проведенный анализ классических и современных этнографических,
культурологических, философских и психологических аспектов данной проблемы
показывает ее междисциплинарный характер. Эволюция человечества и процесс
одомашнивания животных проходили одновременно, причем прагматичное отношение к
домашним животным в древности сменяется на идеалистическое. Животные стали
рассматриваться как антропоморфные существа, и образ домашнего животного как объекта
живой природы был исследован с позиции этнофункционального подхода в психологии,
опирающегося на культурологическую составляющую. Рассмотренные в отношения
между человеком и животными с архаичных времен, когда человек не видел разницы
между собой и природой до наших дней, отмечается, что антропоморфизация животных,
которая существовала в сознании архаичного человека и продолжает быть актуальной до
нынешнего времени. Это объясняет возникновение отношение человека к домашнему
питомцу как к другу, компаньону и члену семьи. Исследование отношения человека к
животному представлены в . Проведенный опрос 100 человек, представленный поровну
по гендерному признаку (50 мужчин и 50 женщин), и сопоставимых по возрасту об
отношении к лошади показал, что «лишь 29 % из указанных качеств действительно
присущи этому животному, тогда как остальные 71 % антропоморфны и мифичны» . Лошадь была выбрана не случайно, поскольку горожане имеют о лошадях весьма
относительное представление. Как совершенно справедливо отмечает автор, «именно
благодаря антропоморфизации в восприятии человеком образа любого животного
становится возможным применение различных психотерапевтических методик с
использованием этих образов». Культурологический анализ, приведенный в показал, что
для крестьянина наиболее значимыми животными были лошадь и корова, что совершенно
понятно: они обеспечивали жизнь крестьянской семьи. К кошкам и собакам крестьяне не
чувствовали душевной симпатии, те жили в основном на самопрокорме, причем к собакам
отношение было более настороженное, чем к кошкам, которым разрешалось находиться в
доме, а собака обитала во дворе. Что касается знати, то она любила охоту, по сей причине
собаки для нее были более важны, чем кошки, но их полагалось держать на псарне. Только
с XVIII в., начиная с Петра I, который не любил охоту, собак начинают держать в покоях.
Как отмечает автор, с XVIII — XIX вв. «содержание небольших комнатных собак в покоях
русской знати становится модным», что и нашло отражение в произведениях литературы и
живописи того периода времени. Сейчас современные городские жители начинают
рассматривать животных как членов семьи, изменяя к ним прагматичное отношение.
Зоозащитники и философы стали все чаще поднимать вопрос о выполнении людьми
нравственных обязательств по отношению к животным и гуманности по отношению к ним.
Не случайно в ноябре 2017 г. москвичи организовали Живую очередь в электронную
приемную Государственной Думы, чтобы наконец — то был принят Закон о гуманном,
ответственном отношении к животным. Это закон не могут принять уже с 2010 г. По —
видимому, особую трудность вызвало определение, что такое гуманное и ответственное
отношение к ним.
Вопрос о «правах» животных в том или ином виде поднимался в разное время.
Известный австралийский экофилософ Сингер является вдохновителем нового
мирового движения за права животных. Он предложил рассмотреть не только морально —
этическую, но и правовую сторону взаимоотношений человека и различных видов
животных.
Биолог П.М. Бородин предлагает рассматривать понимание истории цивилизаций как
«пусковой механизм возникновения и развития цивилизаций со всеми их достоинствами и
недостатками и как ключ к пониманию истории цивилизаций, к пониманию того, почему
эта история сложилась так, а не иначе и в конечном счете определила облик современного
мира к пониманию того, почему эта история сложилась так, а не иначе и, в конечном счете,
определила облик современного мира» . Иными словами, одомашнивание
животных или доместикация является культурно — историческим процессом развития
цивилизаций, связанная с изменением образа жизни, связанной с охотой и собирательством
к возделыванию полей и выращиванию скота. При этом процесс изменения касается и
животного, и человека, и эти изменения привели к тому, что некоторые виды животных и
человек стали понятны друг другу и домашнее животное становится фактически членом
семьи. Проведенное Рудаковой И.Д. в 2015 г. показало, что «77 % из опрошенных,
включающих питомца в семейную систему, присваивают им статус ребёнка, друга, брата.
Оставшиеся 23 % владельцев включают животных в семью, но продолжают считать их
теми, кем они и являются, т. е. котом, попугаем, собакой, хомяком и т.д.». Поскольку роль
животных приближена к роли членов семьи, возникает тенденция захоронения животных,
которая копирует человеческие захоронения в виду обустроенных могил.
Антропоморфизацию домашних животных ряд авторов, например объясняют
экологической депривацией городских жителей. Рудакова И.Д. отмечает , что «тотальная
нехватка природных объектов в поле зрения горожанина подталкивает его на создание
своего собственного экологического мира, нахождение в котором будет вызывать
комфортное состояние. Таким образом, в каждой квартире создаётся некая экосистема».
Эколого — психологический подход к вопросу о взаимодействии человека с животными в
условиях города
Никольская А.В. отмечает, что анализ существующих подходов к взаимодействию
человека и животного в рамках существующих в настоящее время психологических
направлений отсутствует, и предлагает новую модель эко — психологического межвидового
взаимодействия человека и животного, в котором объектом изучения являются
взаимоотношения между ними. Автор предлагает экопсихологическую модель
психологического взаимодействия в межвидовой группе «человек — домашнее животное»,
которая включает следующие феномены:
а) доверие, привязанность, формирование и принятие правил поведения в отношении
друг друга, структуру доминирования / подчинения, межвидовую коммуникацию;
б) детерминанты, определяющие динамику межвидовой группы и ее типы
взаимодействия;
в) наличие обоюдной потребности во взаимодействии (со стороны человека и со стороны
животного) как необходимого и достаточного условия возникновения и сохранения
межвидового психологического взаимодействия;
г) способность обоих участников взаимодействия к формированию и принятию норм
межвидового взаимодействия;
д) психологическую структуру отношений человека и домашних животных в рамках
единой системы отношений.
А. В. Сухарев – автор этнофункциональной парадигмы в психологии, считает, что
городской житель, когда заводит в своей квартире домашнего любимца, «неосознанно
пытается пройти стадию психического развития, соответствующую архаичному
восприятию природы и мира животных» . Как считает Сухарев А.В., рассогласования
между внутренним миром личности и его отношением к окружающему миру, а также как
он далее пишет «несоответствие образного содержания отношений личности к различным
элементам этносреды приводят …к нарушению психического развития личности». По это
причине человек, который заводит домашнего любимца, имеет гораздо больше шансов
сохранить свое душевное здоровье, чем его не имеющий.
В работе рассматривается становление субъектности человека во взаимодействиях с
природой, которая обусловлена тремя основными моментами:
1) сформировалось новое понимание природы и ее роли в жизни людей, которое
заключается в усилении роли природной среды и возрастании зависимости человека от
природы;
2) в отечественной психологии обозначился и утвердился такой подход, основой
которого является понимание сущности психических явлений как принадлежащих
субъекту: активность, интенциальность, рефлексивность, интегрированность,
ответственность и др.;
3) выделилось отдельное направление - экологическая психология в результате
появления достаточно большого количества экспериментальных работ по исследованию
развития отношения человека к природе (в антропогенетическом и онтогенетическом
аспекте).
С точки зрения авторов актуальная проблема для психологов заключается в важности
изучения становления субъектности человека не только в социальном плане, но и в
процессе его психологических взаимодействий с природной средой. В результате анализа
экспериментальных работ по данному направлению делаются следующие основные
выводы, которые представляют интерес в свете рассматриваемо проблемы:
1) важно изучать проблемы становления личности в рамках целостной системы,
объединяющей человека и природу в свете опосредованном влиянии окружающей
природной среды на человека;
2) подчеркивается важность различения понятий природной среды вообще и
окружающей человека, той, которая находится в прямых или косвенных взаимодействиях с
человеком, как естественного окружения человека, обладающего комплексом влияний и
условий, которые обеспечивают возможность для удовлетворения его потребностей,
проявления его способностей и их развития;
3) взаимодействие человека с окружающей его природной средой человек амбивалентно
и рассматривается как субъект — субъектное взаимодействие;
4) анализ теоретических и экспериментальных работ показывает противоречие между
теоретическими и экспериментальными работами, поскольку теоретический подход
отличается большим разнообразием;
5) предлагается рассматривать взаимодействие человека и природы в рамках системно —
субъектного подхода, при котором категория субъекта понимается как более широкая по
сравнению с понятием «личность», в результате которого происходит изменение атрибутов
субъектности самого человека.
Взаимодействие человека с кошками и собаками как основными домашними
животными в условиях города
Данное направление рассмотрено в работе Варга А.Я и Федорович Е.Ю. .
Проведенный авторами анализ показал, что более половины семей в США и в
Великобритании и почти каждая третья семья в Европе имеют домашних питомцев. И при
этом имеется тенденция к росту числа питомцев. Кроме того, с 1998 по 2002 годы в Турции
увеличилось число питомцев на 39 % , в — Бразилия на 28 % , а популяция домашних
питомцев в Тайланде за это время почти удвоилась, но больше всего в Китае.
Авторы подчеркивают, что об образовании ««особых», более глубоких, эмоционально
значимых и более сокровенных взаимоотношениях и союзах с ДП [домашними
питомцами], а также привязанности к ним, говорят именно люди из небольших семей
проживающих в городах, прошедшие через развод… Большинство хозяев ДП в городах
говорят, что считают своих животных «членами семьи», есть много свидетельств того, что
животные часто функционируют как социальная поддержка внутри семьи».
Авторы в то же время отмечают, что практически не встречали в описании семейных
систем по семейной терапии тех ролей, которые семейные любимцы в ней играют. При
этом в отечественной литературе они не встречали вообще, а в зарубежной исследования
носят единичный характер. Из немногих зарубежных исследований авторы отмечают,
что питомцы позволяют людям выражать глубокие чувства и дают возможность заботиться
о других живых существах. С другой стороны, домашнее животное часто состоит в
триангуляционных отношениях, когда на него падает роль либо громоотвода, либо объекта,
через который что — то сообщается члену семьи. В заключение авторы отмечают, что
животные в семейной системе носят как функциональный, так и дисфункциональный
характер, а мотивы включения животных в семейную систему требуют дальнейших
исследований.
Синглер П. в основе взаимоотношения человека и домашнего любимца видит детско
— родительские отношения, которые основаны на привязанности и описаны в теории
привязанности Боулби .
Теория привязанности Боулби построена на предрасположенности людей к
установлению тесных эмоциональных связей с определенными людьми. Она
рассматривается как базовый компонент человеческой природы, которая присутствует от
стадии новорожденности и сохраняется на протяжении всей жизни вплоть до старости.
Понятие привязанности в данной теории рассматривается в двух аспектах:
1) Как эмоциональная связь между ребенком и «фигурой привязанности».
2) Как особый вид поведения ребенка, направленный на сохранение контакта с фигурой
привязанности, которая является источником защиты и поддержки.
Поведение привязанности имеет важную биологическую функцию у человеческих
детей, так же как у млекопитающих и некоторых птиц. Это поведение постепенно
закрепилось механизмом естественного отбора.
В свете данного подхода детерминантами выбора выступают легкая доступность,
активность, мобильность и ласка со стороны животного и возможность это ему подарить.
Люди используют домашних питомцев как источник любви, принятия и эмоциональной
поддержки, которая может помочь восстановить эмоциональное спокойствие в трудные
времена. Владельцы животных, как правило, считают, что их питомец любит и принимает
их безоговорочно и что их отношения с питомцем характеризуется стабильностью,
последовательностью, нежностью, теплом, верностью, подлинностью и отсутствием
принуждения или конкуренции. Синглер полагает, что в основе выбора питомца лежит тип
привязанности человека. Человек с высоким баллом о привязанности и избеганию не
уверены в себе, разочарованы, у них негативные мнения о человеческой природе.
Поскольку животные более постоянны в своих отношениях, взаимоотношения человека и
его питомца в большей степени определяется человеком. Как показали его исследования
, не было выявлено никаких существенных связей между привязанностью к питомцу и
тревогой и избеганием, возрастом, полом, образованием, прошлого питомца и нынешнего
любимца и продолжительностью владения домашним животным. Существенная разница
была установлена между владельцами кошек и собак: с собаками отношения более тесные,
чем с кошками, поскольку кошки более независимы, чем собаки.
Им также было установлено, что человек с избегающим типом привязанности
предпочитает кошек, потому что это способствует менее близким отношениям с
животным. В то же время тревожные люди чувствуют себя в большей безопасности с
домашним животным, чем с человеком.
Предложенная Никольской А.В. модель взаимодействия владельца питомца со своим
любимцем в самом простом варианте включает в себя человека как представителя своего
биологического вида и своей культурно — исторической эпохи и животное как
представителя своего биологического вида. Каждый партнер образуемой межвидовой
группы «человек — домашнее животное», в той или иной мере выполняет по отношению к
другому участнику определенные функцию взаимного удовлетворения жизненных
потребностей, благодаря которой возникает межвидовая группа и функцию соответствия
межвидового взаимодействия ожиданиям его участников. В зависимости от степени
выполнения этих функций и типа взаимодействия группа «человек — домашнее животное»
оказывается более или менее устойчивой. Эта теоретическая модель способствует
расширению представлений о природе психики, потому что психика животных и человека
рассматривается в контексте единых методологических оснований и единой модели
развития функциональной системы психики. Предложенная модель получила
подтверждение на 1089 случаях психологического консультирования владельцев животных
(70 % собак и 30 % кошек).
В результате были выявлены следующие психологические феномены:
1) со стороны человека — доверие, безопасность, предсказуемость, в то степени, в которой
оно оправдывает ожидания от его приобретения, а со стороны животного — эмоциональное
восприятие человека, который необязательно обладает качеством встречной эквивалентной
позитивности / негативизма;
2) привязанность животного к человеку и чувство любви человека к своему питомцу,
которое состоит из таких компонентов как забота, познание объекта любви, уважение его
потребностей, вера в его возможности;
3) формирование и принятие норм взаимодействия, установленных в каждой конкретной
межвидовой группе,
4) позиция доминирования / подчинения;
5) невербальные коммуникативные сигналы, получаемые и отправляемые участниками
взаимодействия и позволяющие ориентироваться в контексте ситуации, так и отдельные
вербальные сигналы, отправляемые человеком.
6) доверие между владельцем и питомцем является группообразующим, от него зависит
устойчивость межвидовой группы;
7) полученная модель межвидового взаимодействия в группе «человек — домашнее
животное» позволяет предложить методы решения таких прикладных задач, как:
психодиагностика и психологическое консультирование владельцев животных,
практические рекомендации специалистам, осуществляющим консультирование с целью
нормализации межвидового взаимодействия.
Использование животных в психотерапевтической работе является отдельным
направлением исследования и в данном случае не рассматривается. Кратко можно отметить
социализация аутистов и детей с ДЦП с помощью их общения с дельфинами и лошадьми.
Подводя итоги, можем сделать следующие выводы
1) Актуальность исследования взаимодействия человека и животного, а также факторов,
обуславливающих выбор домашнего питомца, определяется ростом количества домашних
питомцев и включением их в семейную систему.
2) Безответственное отношение к питомцу привело к росту бездомных животных,
численность которых регулируется государством самым варварским образом за счет их
убийства либо явного, либо неявного путем содержания в муниципальных приютах,
больше напоминающих концлагерь для животных.
3) На протяжении истории цивилизаций отношение к животным изменялось от
прагматичного к более гуманному, что требует новых парадигм в рассмотрении системы
человек — животное.
4) В исследованиях, посвященных взаимоотношениям человек — животное можно
выделить культурно — исторический и культурно — антропологический анализ
взаимоотношения человека и животных, эколого — психологический подход к вопросу о
взаимодействии человека с животными в условиях города; отдельное рассмотрение
взаимодействие человека с кошками и собаками как основными домашними животными в
условиях города, использование животных в психотерапевтической работе.
6) Общим фактором, объединяющим обе модели, выступает эмоциональный компонент
взаимодействия между человеком и его домашним любимцем.
7) Воспитывать правильное отношение к животным нужно с детства, только так можно
создать здоровое общество, где человек будет ответственно относиться ко всему живому на
планете.
Список литературы
1. Боулби Дж. Привязанность. – М., 2003. – 477 с.
2. Бородин П. М. Доместикация и цивилизация // Философия науки. 2002. № 3 (14). С. 85
— 94
3. Варга А. Я., Федорович Е. Ю. О психологической роли домашних питомцев в семье //
Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические
Науки. 2009. Т. 1, № 3. С. 22 — 34.
4. Мудрак С.А., Гагарин А.В. Становление субъектности человека в психологических
взаимодействия с природой // КиберЛенинка: / https: // cyberleninka.ru / article / n / stanovlenie
— subektnosti — cheloveka — v — psihologicheskih — vzaimodeystviyah — s — prirodoy, 2017
5. Никольская А. В. Социально — психологическое исследование межвидового
этологического взаимодействия человека и собаки в условиях городской семьи: автореф.
дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 21 с.
6. Рудакова И. Д. Эколого — психологический подход к вопросу о взаимодействии
человека с животными в условиях города. // Актуальные проблемы экологии и
природопользования: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. А. Черных. М.: РУДН, 2013. Вып. 15. С. 454
7. Рудакова И.Д., Ягодовская И.В. Социокультурная роль домашних животных в жизни
горожан (историко — психологический аспект) // КиберЛенинка: https: // cyberleninka.ru /
article / n / sotsiokulturnaya — rol — domashnih — zhivotnyh — v — zhizni — gorozhan — istoriko —
psihologicheskiy — aspekt, 2017 г.
8. Сингер П. Освобождение животных // Серия Охрана дикой природы / Киев, экол. —
культур. центр. 2002. Вып. 29. 134 с.
9. Сухарев А. В. Степанов И. Л. Этнофункциональный подход в психотерапии
аффективных расстройств // Психол. журн. 1997. Т. 18,№ 1. С. 122 — 133.
© Кваскова А.В., 2017

Наш мир прекрасен и многогранен во всех проявлениях. Но к сожалению агрессия, черта присущая только человеку, является неотъемлемой частью нашего бытия, мир таков, каким мы - люди его делаем. Ведь в отличие от нас животные берут из окружающей природы только необходимый минимум для поддержания жизни, им и в голову не приходит, что можно получать удовольствие от причинения боли другим!

Складывается впечатление, что в современном мире осталось мало места для сочувствия и сострадания. В кино, на телевидении, да и на улицах тоже – везде приходится сталкиваться с проявлениями жестокости и раздражительности окружающих. Понять, в чем заключается причина всего этого, достаточно сложно. Влияние атмосферы больших городов? Пропаганда средств массовой информации? А может быть, отсутствие должного воспитания?

Как бы то ни было, важным аспектом проявлений жестокости является негативное отношение не только человека к человеку, но и к братьям нашим меньшим. Им-то, как раз, достается больше всех. Может быть, потому, что звери не дают сдачи или потому, что неспособны мстить. Давайте же попробуем разобраться, отчего же на самом деле объектом насилия чаще всего становятся именно животные и к чему это, в конце концов, может привести.

Итак, начнем с того, что точного времени одомашнивания первых животных не знает никто. Можно лишь предположить, что произошло это знаменательное событие еще в ту эпоху, когда человеческие племена жили в пещерах. Словом, первобытный инстинкт убийства ради еды или сохранения собственной безопасности уходит корнями в столь же древние времена и является общим и для животных, и для человека.

Чуть позже суть этого непреложного закона изменилась. Человек окреп, прочно освоившись на земле, стал активно разводить различных домашних животных, холить их и лелеять. Люди стали высоко ценить своих животных, понимая, что качество жизни напрямую зависит от того, насколько тучны их стада. Прибегая к жертвоприношениям, всегда выбирали самую лучшую особь во всем стаде. Культ убийства животных во имя богов проповедовали практически все основные мировые религии: раннее христианство, иудаизм, ислам, язычество, культ Вуду, широко распространенный в Южной и Центральной Америке и в наши дни.

Ясно, что смысл убийства во время жертвоприношения - вовсе не издевательство над живым существом, а готовность последователя религии к посвящению богам самого лучшего, что у него есть.

Времена изменились. Теперь любому современному человеку кажется не самым гуманным поддержание той древней традиции, до сих пор предписываемой некоторыми религиозными течениями и осуществляемой их последователями.

Вместе с тем тысячи людей во всем мире ежедневно покупают билеты, чтобы получить удовольствие от кровавых жестоких зрелищ, где в основе лежит причинение животному боли, мучений и в конце концов, влекущих за собой его смерть.

Эти мероприятия, по неясным причинам причисленные к «развлекательным», пользуются большой популярностью среди самых различных возрастных групп.

Коррида, любительская охота и отстрел животных различных видов, бои собак, верблюдов, гусей, петухов, травля медведей собаками, скармливание удаву кроликов - распространились по всему земному шару, люди получают удовольствие от подобных ужасающих расправ над беззащитными животными. К сожалению, есть даже такие люди, которые специально берут с собой на подобные шоу своих детей, мотивируя свой поступок «воспитанием воли» подрастающего ребенка.

Почему-то те же самые родители выражают возмущение и недовольство, вернувшись домой после работы и заставшими свое чадо за столь занятным процессом - мучением домашней любимицы-кошечки или всеми обожаемого щенка-толстячка.

А ребенок не поймет, почему если «бычка били и все хлопали в ладоши и смеялись - это хорошо, а почему тогда я бью Мурку, никто не смеется и не хвалит меня?»

Если родители с детства не воспитывают в ребенке чувство ответственности за беззащитных животных, неважно, каких, - , крыс, кроликов, лягушек, - то в будущем его психика может сформироваться в неверном направлении.

Хотя бы один раз причинив боль тому, кто слабее, некоторым детям бывает тяжело остановиться. Из таких детей вырастают хулиганы, издевающиеся над ребятами помладше. Подобным детям постоянно требуется чувствовать свое превосходство над другими, поднимать свою самооценку, унизив того, кто не способен защитить себя.

На протяжении всей жизни такой человек будет идти по пути повышения собственной самооценки за счет уничижения слабых. Поэтому нередко владельцам животных приходится сталкиваться с грубостью и агрессией среди лиц пожилого возраста, обладающих патологической неприязнью к , особенно крупных бойцовых пород.

Как часто приходится слышать: «Развели собак! », «Да таких на цепи держать надо! », «Вот в новостях показывали, такой, как ваш, бедному ребенку голову отгрыз! ».

Как поступать в таких случаях? Лучший вариант – не обращать внимания. Разумеется, настроение уже не то, с которым и владелец, и питомец вышли на прогулку. Но не объяснить же неожиданному собеседнику, что пес и мухи не обидит, и катает на себе всех малышей в округе.

К сожалению, агрессия по отношению к животным, независимо от того, к какому виду они принадлежат, отмечается везде и повсеместно, и это далеко не обязательно кровавые популярные шоу. Все-таки подобные «развлечения» являются чем-то из ряда вон выходящим, близким к экзотике. А вот некоторые действия людей, влекущие за собой мучительную смерть собак и кошек, почему-то считаются нормой: «нежеланных» или бракованных щенков и котят усыпляют, выбрасывают на улицу; люди переезжают в новый дом и оставляют старых, подчас больных животных на прежнем месте. Судьба их складывается по-разному: кого-то ждет отлов или отстрел, иным везет – они попадают в приюты или же под опеку участников различных организаций защиты животных, порой их подбирают чьи-то добрые руки и сердца. В последнее время таких организаций и способных на милосердие людей появляется все больше и больше, что несказанно радует.

Остается лишь надеяться, что люди, так хладнокровно относящиеся к проблемам нарушения прав животных, все-таки однажды найдут в себе силы окончательно осознать, что невозможно быть сильным за счет унижения и убийства более слабых. Сильный и полноценный человек тот, который счастлив в заботе и защите того, кто в этом нуждается.

«Изменив себя – ты меняешь мир вокруг». Так давайте делать его добрее вместе с животными - нашими соседями по планете!

Определенным в законодательстве и важным направлением использования и охраны объектов животного мира является осуществление пользования им способами в соответствии с общими принципами гуманности, не допускающими варварское, мучительное и жестокое обращение с животными.

Этот принцип в отношении изъятых из окружающей среды объектов животного мира реализуется при участии норм гражданского права – ст. 137 ГК, согласно которой к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное. При осуществлении имущественных прав на животных не допускается жестокое обращение с ними, противоречащее принципам гуманности. Согласно ст. 241 ГК в случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом.

Отношения людей и животных, изъятых из окружающей среды, неоднократно подвергались обсуждению в российском обществе, в союзах и обществах охраны животных, собаководов, любителей кошек, голубей, в том числе при рассмотрении не принятого пока федерального законопроекта о запрещении жестокого обращения с животными. Этот законопроект выходит за рамки экологического права, которое регулирует охрану и использование объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы. Указанный законопроект относится, скорее, к административному праву, а уголовная ответственность за жестокое обращение с животными уже предусматривается в ст. 245 УК, которая применяется крайне редко.

Откладывание принятия законопроекта о жестоком обращении с животными как нормативного правового акта административного права объясняется трудностями его грядущего исполнения, необходимостью возложения функций по его применению на выделенные для этого государственные либо муниципальные органы, проведения грани между административным проступком, предусматриваемым в законопроекте, и общественно опасным деянием, предусмотренным в УК.

Многие граждане не понимают и не видят четкой разницы между охраной объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы, в окружающей среде, и отношением к домашним, сельскохозяйственным и иным животным, изъятым из среды их свободного обитания, отсюда и многие недоразумения В субъектах РФ, в крупных городах, в муниципальных образованиях принимаются и действуют законы о правилах содержания в квартирах и выгула на улицах, площадях и скверах собак и кошек, о недопущении к ним жестокого обращения, о создании условий для передержек и домов для бездомных и отбившихся диких животных. Отношения с животными, с окружающим нас природным миром имеют в значительной степени не правовой, а нравственный характер.

Пользование животным миром должно осуществляться с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов и в комплексе с системой мер по воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания. В соответствии с ФЗ о техническом регулировании эти стандарты постепенно должны вытесняться соответствующими законами и регламентами. Этот процесс затягивается и из нескольких сотен предполагаемых технических регламентов пока одобрено лишь несколько десятков. В СМИ не без оснований поднимается вопрос о трудностях и проблемах быстрой замены оправдавших себя стандартов на технические и иные регламенты.

В ряде зарубежных стран развернуты кампании по прекращению мучений, заболеваний и гибели животных. По данным министерства сельского хозяйства США, только в одной этой стране ежедневно на убой отправляется 22 млн домашних животных, которых до этого содержат в ужасающих условиях системы интенсивного выращивания, калечат, не применяя анастезии, перевозят в тесных и душных контейнерах. 200 млн диких особей становятся ежегодно жертвами охотников, многие используются в биохимических исследованиях и тестировании новой продукции. Согласно Закону Великобритании до начала опыта надо соотнести возможный ущерб, наносимый испытуемым животным, с выгодой от удачного проведения опыта. Жестокое обращение с животными считается противоправным, если речь идет о страданиях, причиняемых исключительно ради удовольствия, забавы или удобства.

Причину диссонанса между добрым отношением к животным и доведением их до гибели многие видят в статусе собственности на них. Дикие звери – достояние государства, домашние – могут быть в частной собственности, и страдания собственника из-за невозможности в полной мере пользоваться животным ставятся выше, чем страдания и гибель животных. Рассматривая иски к фермерам, калечащим и губящим животных, суды исходят из того, что собственник не будет умышленно и беспричинно портить и умерщвлять их, зная, что тем самым он понижает его денежную ценность. Джина Лолобриджида и другие поборники защиты животных призывают к выработке к ним равного отношения, ведь преодолело человечество право собственности на рабов, на крепостных, испытывавших душевную и физическую боль .

  • Франчоне, Г. Введение в теорию прав животных. Филадельфия, 2000; Использование животных в медицинских целях // Зеленый мир. 2010. № 19–24,2011. № 1-2.

Давно меня волновал вопрос отношения к животным. Вроде бы все понимают, что жестокое отношение к чему-либо — это нехорошо. Но к животным до сих пор отношение остается особенным. Сегодня развиваются и вегетарианские движения, и движения помощи бездомным кошечкам и собачкам, даже движения за предоставление прав животным. Но понимания того, что проявление жестокости к чему-либо живому — это так же ненормально, как и неоправданная агрессия по отношению к людям, этого до сих пор у большинства людей нет. Кроме того, такое отношение к животным часто проявляется именно у детей и подростков.

Жестокость по отношению к животному — проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Недоброе отношение к людям можно понять, так как люди могут и заслуживать определенной реакции на свое поведение. Хотя и здесь вопрос довольно сложный — жестокость порождает жестокость. Но люди — это мыслящие, сознательные существа, которые в силах подавлять и искоренять в себе все дурное и развивать лучшее. От животных ждать чего-то подобного не приходится. Но они, как представители природы, изначально не имеют никаких злых замыслов, они — непосредственное проявление прекрасного в этом мире. По этому поводу очень удачно привела цитату Льва Толстого в своей статье «Доброту надо воспитывать» Галина Калабалина: «Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственнейшим выражением красоты и добра».

Возможно, о красоте и добре людям настолько мало известно, что сложно представить белку или лошадь проявлением красоты. Может быть, так сложно сегодня понять, что животные необходимы человечеству, что они украшают нашу планету, что они приносят непосредственную пользу природе — тому, что еще осталось от нее. Человек очеловечил природу, но можно ли это очеловечивание назвать действительно человеческим, если редко люди обращают внимание на действительно важные моменты жизни?

Сегодня можно заметить, как люди рады попугать котов, погонять голубей и получить удовольствие от других « невинных » развлечений. Ладно бы отношение к животным заканчивалось на этом. Но нет. Замечали, как приходя в гости к кому то, у кого имеется домашнее животное, гости считают интереснейшим занятием поиздеваться над братьями меньшими? Почему бы не заставить собаку нервничать, чтобы она показала всю мощь своего голоса? Сила голоса собаки заставляет всех испугаться — дополнительная доза адреналина. И тогда все повторяется еще, и еще, сложно остановится. А когда надоест — можно и стукнуть собаку, а то разгавкалась. А коты? Как же их не потягать за хвост, не попугать, не засунуть в коробку, не кинуть поближе к собаке и т.д. ? И так легко можно найти еще один способ украсить свою скучную жизнь новыми эмоциями, новыми приключениями. Зачем искать сложные способы получить удовольствие, принося радость другим? Есть способы полегче.

Казалось бы, зачем говорить об отношении к животным, если и к людям отношение не лучше. Есть дети, которые рады поиздеваться над одноклассниками, посмеяться над чужими болезнями, есть люди, которые получают удовольствие от унижения других, от чужой боли и т.д. О каких животных может идти речь, если существуют такие проблемы, как чайлдфри, расизм, фашизм и даже всеобщее безразличие? Но, возможно, как раз и отношение к животным является еще одним моментом в становлении личности, который приводит к дальнейшим худшим последствиям, связанным с отношением к людям.

Ребенку, который живет в более-менее благополучной семье, сложно самостоятельно прийти к осознанной жестокости к животным. Ребенку вообще сложно (и даже — невозможно) чему-либо научиться без помощи других людей. Скорее всего, для того чтобы ребенок считал нормой или незначительной шалостью издевательство над животными, взрослые должны были быть безразличными к тому, что маленький человек отрывает лапки жучкам, догадываясь, что животному так же неприятно, как и самому ребенку было бы в подобном случае. А может быть даже, взрослые поощряли своим восторженным удивлением ребенка, который тягал за хвост или бил кота. Или же сами родители «игрались» с котом, крутя им как неживым шариком, кричали на гавкающую собаку, «стреляли» камушками по птицам на пруду и т. д. «Что ж тут такого? Животным от этого не плохо, они не понимают» . Но главное, что люди — понимают. Понимают и делают. Просто так. Ради забавы. По-человечески это?

Галина Калабалина, о которой я уже упоминала, — это одна из воспитанниц и последователей известного педагога-гуманиста Антона Макаренко. Еще 35 лет назад она поднимала этот вопрос — вопрос не просто отношения к животным, а вопрос воспитания доброты в человеке, благодаря взаимодействию с живой природой. Этот вопрос ее заинтересовал, благодаря одному из читателей газеты «Знамя труда» . Он описывал взволновавший его случай — случай с голубем, шея которого была насквозь проткнута толстой иглой с обломком дерева на тупом конце. Причем, случай явно не был похож на дело рук взрослого.

Калабалина в статье утверждала, что неравнодушным отношением к действиям и поступкам детей, а тем более активным поддержанием их жестокости по отношению к животным, взрослые воспитывают в человеке черствость, злость и варварское отношение к природе.

И напротив: «Воспитывая бережное отношение к растениям и животным, мы прежде всего прививаем и развиваем красивые нравственные качества у наших детей. И, конечно, воспитывать надо не только словами, но и на деле, своим личным примером, своей непримиримостью к малейшему проявлению жестокости».

Из статьи Калабалиной можно понять, что в не таком уж далеком прошлом подобными проблемами интересовались обычные граждане, они поднимали такие вопросы и пытались их решить. Им не была безразлична судьба детей, их волновала жизнь вообще в лучших ее проявлениях. Сейчас же безразличие к действительно важным вопросам, наряду с постоянной « борьбой » за всевозможные права, даже права животных, не вселяют надежду на лучшее. Люди мирятся с жестокостью, часто оправдывая это своим правом, например, на нелюбовь к животным (а потом и правом на нелюбовь к людям…).

Обсуждая подобные вопросы на форумах, подростки спрашивают: «Плохо ли это, если человек не любит животных?» Отвечают, что это «никак» . Никак — это только в случае, если не учитывать, что безразличие и бездейственность по отношению к злу — это принятие стороны зла. Но дело даже не в том. А в том, что для самого же человека нелюбовь к еще одному проявлению прекрасного означает невозможность полноценно чувствовать жизнь. Любовь ведь проявляется по-разному. Любить животных — это не значит переходить на вегетарианский образ жизни или собирать всех бездомных котов, разводить змей или плакать за нечаянно растоптанным червячком. Давать животным возможность спокойно жить своей жизнью так, как им будет лучше — это тоже любовь.

Калабалина в своей педагогической работе вопросу гуманного отношения к живому миру уделяла самое большое внимание. В своей статье она рассказала историю, случившуюся в ее детском доме: «Как-то воспитанники детского дома, гуляя в лесу, нашли раненого лосёнка. Бережно принесли его в детдом, перевязали раны и более месяца лечили. За это время ребята привязались к лосенку, а он к ним. Но вот наш больной поправился и: затосковал по воле. Расставаться с ним было очень жалко. Они провожали своего друга, а лосенок, зайдя в лес, почувствовал себя в своей стихии, благодарно посмотрел на ребят и скрылся за деревьями. В эту минуту у каждого на душе было и грустно и тепло. Это был хороший урок нравственной чистоты» .

Если нелюбовь к животным — это никак, то и нелюбовь к людям, ко всему живому на этой планете — это тоже никак. А если мы уже приходим к тому, что нелюбовь считаем нормой, то о каких человеческих отношениях вообще мы можем говорить?

 
Статьи по теме:
Математика на пальцах: методы наименьших квадратов Аппроксимация экспериментальных данных методом наименьших квадратов
Метод наименьших квадратов (МНК, англ. Ordinary Least Squares, OLS ) - математический метод, применяемый для решения различных задач, основанный на минимизации суммы квадратов отклонений некоторых функций от искомых переменных. Он может использоваться дл
Государственные политические институты
Классический институционализм n n Политические институты - это учреждения или система учреждений, организующих и обслуживающих процесс осуществления политической власти, обеспечивающих ее установление и поддержание, а также передачу политической информа
Планеты солнечной системы
Cookies are short reports that are sent and stored on the hard drive of the user"s computer through your browser when it connects to a web. Cookies can be used to collect and store user data while connected to provide you the requested services and someti
Висячие сады семирамиды - сооружение навуходоносора в вавилоне
Висячие сады Семирамиды находились на территории древнего Вавилона. Создание этого чуда света раньше связывали с царицей Семирамидой. В настоящее же время считается, что сооружением этого чуда технической мысли занимался царь Вавилона Навуходоносор II. П