Эдгар дега танцовщицы в синем. Анализ произведения Эдгара Дега «Голубые танцовщицы
Часами наблюдая за балеринами, прачками, прислугой, завсегдатаями кафешантанов, Эдгар Дега искал пульс жизни. А затем используя свой новаторский склад ума и настойчивость перфекциониста, он искал способы передачи впечатлений. Это был импрессионизм в полном смысле, хотя сам художник и был во многом не согласен с теми, кто так или иначе причислял себя к этому направлению. Вихрь кружения, прозрачность текстур, динамика и мимолетность - Дега пришлось серьезно постараться, чтобы заворожить зрителя кажущейся легкостью.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897
Бумага, пастель. 65 × 65 см
Музей искусств им. А. С. Пушкина, Москва, Россия. Викисклад
Кликабельно - 2124px × 2073px
Сюжет
Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.
«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.
Эдгар Дега. Урок танцев (1873−1875)
Масло, холст, 85 × 75 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад
Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.
Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.
Контекст
Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.
К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.
Эдгар Дега. Абсент, 1876
Масло, холст, 92 × 68 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад
Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.
Судьба художника
Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.
Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.
Автопортрет, 1854−1855
Масло, холст,81,3 × 64,5 см
Музей Орсе, Париж, Франция. Викисклад
Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.
После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.
Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.
Картина хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, в который поступила в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства; до 1918 года находился в собрании Сергея Ивановича Щукина в Москве, после создания пастель хранилась в собрании Дюран-Рюэля в Париже.
Эдгар Дега является одним из выдающихся и всемирно известных импрессионистов Франции. Картина "Голубые танцовщицы" стала одним из самых значимых его произведений. Нет никого, кто бы стал оспаривать тот факт, что Дега - один из величайших и самых талантливых живописцев своего века. Его творческая деятельность оказала немалое воздействие не только на импрессионизм и но и на мировое искусство и культуру.
Краткая биография
Художник Э. Дега, кисти которого принадлежит картина "Голубые танцовщицы, родился 19 июля 1834 года в столице Франции - Париже. Его семья была аристократического происхождения. Его отец был управляющим крупного банковского отделения во Франции, основанного в свое время дедом художника в Италии.
Со временем семья Дега перебралась в Италию, боясь за свою жизнь, потому что во Франции началась Великая революция. Именно в Италии был основан их банк. После того как опасность миновала, они вернулись на родину.
Творческий путь
Склонность к рисованию и живописи начала проявляться у Эдгара еще в раннем детстве. И хотя в юном возрасте он был вынужден изучать юриспруденцию, к этой науке он никогда не питал интереса. Благодаря наличию денег у его семьи, он мог посвятить себя живописи, не боясь остаться на мели. В возрасте 20 лет Эдгар становится учеником живописца Ламота. В молодости он очень желал завоевать авторитет и уважение у коллег и поклонников искусства, поэтому для него было очень важно, чтобы его работы выставлялись в Салоне. Для этого он писал картины на серьезные исторические темы. Среди наиболее известных картин того периода: "Семирамида закладывает город" (1861 г.), "Бедствия Орлеана" (1865 г.) и "Александр и Буцефал" (1861-1862 гг.).
Немного позднее он отправился в путешествие по Италии, где создал групповой портрет семьи Беллели. Здесь он пробыл несколько месяцев. Художник не только вдохновлялся красотами этой чудесной страны, ее лазурными морскими берегами, яркими красками и теплыми, солнечными днями, но в большей степени его интересовали полотна великих творцов итальянского Ренессанса. В его творческой карьере насчитывается огромное количество произведений. Однако ранние, доимпрессионистические картины пользуются несколько меньшим интересом у ценителей искусства.
Знакомство с импрессионистами
Ни одно из вышеописанных произведений не имеет ничего общего с импрессионизмом, поэтому очень сильно отличается по стилю и технике картина "Голубые танцовщицы". Дега познакомился с в 1861 году. Это была крепкая дружба до конца жизни. Именно Мане познакомил Дега с другими представителями направления в живописи, которое впоследствии было названо импрессионизмом. Художников объединяли сходные взгляды в живописи, они оба были полностью поглощены этим течением.
Герой нашей статьи очень увлекся новым стилем, поэтому стал творить в основном в соответствии с его принципами. Картина "Голубые танцовщицы" Эдгара Дега тоже относится к импрессионистическому стилю, хотя в ней уже можно найти некоторые отличительные черты. Она, скорее, относится к позднему импрессионизму. Работа была создана в 1897 году.
Э. Дега "Голубые танцовщицы": описание картины
Стилевые особенности картины в первую очередь связаны с тем, что полотно относится к позднему периоду творчества живописца. Его зрение в то время стало сильно ухудшаться в силу возраста, поэтому он начал использовать более крупные мазки, все меньше внимания уделяя мелким деталям. На картине "Голубые танцовщицы" изображены четыре девушки в голубых платьях, которые готовятся к исполнению танца. Эту работу многие любители искусства считают настоящим шедевром. Особенно высоко ценится ее неповторимая, нежная и мягкая цветовая гамма. Особую ценность картина "Голубые танцовщицы" представляет для россиян, потому что хранится ее оригинал в Москве, в Музее искусств имени Александра Сергеевича Пушкина. Это один из выдающихся экспонатов музея.
Вклад в искусство
Простое описание картины "Голубые танцовщицы" не способно в полной мере передать всю красоту и великолепие этого произведения. Даже иллюстрация и репродукция этого не сможет. Лишь вживую можно насладиться всей магией этого гениального полотна.
Вклад Э. Дега в мировое искусство и культуру, безусловно, огромен. Помимо картины "Голубые танцовщицы", в его творческой копилке есть еще очень большое количество великих произведений, которые хранятся в самых именитых музеях и галереях мира или в частных коллекциях. Большинство его картин уже распродано и давно сосредоточено в руках арт-организаций и крупных меценатов.
Сегодня многие его произведения оцениваются очень высоко. На арт-аукционах картины Дега продаются за сотни, а то и миллионы долларов США. А его имя навечно вписано в анналы истории, как одного из лучших живописцев XIX века. А для французов он настоящий национальный герой, они гордятся тем, что он является их соотечественником.
Заключение
Творчество художников-импрессионистов сегодня ценится очень высоко. К ним относится и Э. Дега. "Голубые танцовщицы" - картина, которая по праву считается одной из важнейших в его жизни. Хотя среди его полотен многие считаются настоящими шедеврами живописи. Имя художника известно во всем мире. Даже у людей, далеких от искусства, его имя на слуху. Его картины изучают в школах на уроках мировой художественной культуры. (МХК).
Каждое произведение Дега интересно по-своему, но картина "Голубые танцовщицы" выделяется даже среди всех его творений. Это по-настоящему великое произведение, которое было гордостью для самого художника, а сейчас является достоянием постоянной экспозиции Музея искусств в Москве.
Известным художником, поразившим мир своим воображение и картинами, есть французский живописец Эдгар Дега. Его считают одним из лучших знатоков балета среди коллег. Он лично посещал театры и внимательно изучал каждое движение балерин. Благодаря этому он с большой психической и физической силой передавал все нюансы происходящего. Его полотно «Голубые танцовщицы» как нельзя лучше доказывает все это.
Казалось бы, на первый взгляд в полотне нет ничего необычного. Девушки готовятся к выходу на сцену. Но если присмотреться, то мы видим один из множества не запоминающихся моментов закулисья. Четыре балерины подготавливаются к своему выходу на сцену. Они в последний раз бегло осматриваю в порядке ли их пачки, правильно ли уложена прическа, нигде ли ничего не мешает и не торчит. Все это очень важно для них, ведь еще миг и они выскочат на сцену, а там их ничего не должно отвлекать от чудесного исполнения своей партии.
Их наряды очень красивые, изысканные и ярко-голубые. Такое впечатление, что они затмили голубизной всю картину. Даже цвет их кожи немного сливается с платьями. Но от этого картина никак не теряет свою яркость, контрастность и контурность. Это целый стоп-кадр из жизни любой балерины. Пусть это более давние времена балета или современность - этот нюанс неизменен. Картина и сегодня вдохновляет многих балерин перед выходом. Каждая представляет себя на этом полотне.
Мир балетного искусства и театрального закулисья были одной из основных тем французского экспрессиониста Эдгара Дега .
Будучи противником академических рисунков в студии, где модели располагали в каноничные формы и изображали только в определенных позах, Дега предпочитал необычные ракурсы, случайно увиденные сюжеты и укрупненные планы.
В его картинах много подловленных моментов и естественных движений. Также, художник не признавал работу на природе, где свет рассеивается, и освещение постоянно меняется. Дега предпочитал атмосферу кафе, оперы и балета.
В отличии от многих поклонников балетного искусства, Эдгар на страдал фетишизмом и не фиксировал свои симпатии на прима-балеринах, изображая их в самых выгодных изящных позах.
Художник часто проникал за кулисы и наблюдал репетиции танцовщиц, их приготовления перед выходом на сцену. Его интересовали не только полные грациозности выступления на сцене, сколько простые рабочие моменты. Даже в этих сюжетах он видел много жизненности и естественности.
Именно такой сюжет и запечатлен на его самой известной картине «Голубые танцовщицы» , написанной в поздний период творчества, когда самый знаменитый импрессионист практически ослеп.
Четыре девушки одели свои голубые балетные пачки и в ожидании своего выхода на сцену делают последние приготовления. Они поправляют свои волосы, уложенные в одинаковые прически, и проверяют все ли в порядке с феерически-прекрасными голубыми одеждами. Одна из девушек держится за опору и смотрит вниз – вероятно, чтобы проверить надежность балетных туфелек.
Очарование этому сюжету придает сиеминутность, которая вот-вот исчезнет. Девушки встрепенутся, выстроятся в ряд, замрут в одинаковых позах и выйдут на сцену радовать своей красотой, грацией и женственностью восторженного зрителя и голубые тона засияют под лампами театра еще более яркими цветами.
Но даже сейчас они предстают перед взором зрителя, опосредованно через изобретательность и фантазию художника, как волшебные магические создания, которые творят ускользающую красоту в нашей быстротечной жизни.
Чарующие голубые оттенки картины, выполненные крупными мазками, придают особое очарование сюжету.
Живая атмосфера и невероятная точность в описании танцовщиц, строгая выдержанность и легкая асимметричность композиции, динамичный сюжет и непредвзятость момента, активное взаимодействие персонажей с пространством и правдивость в передаче остановившегося мгновения принесла заслуженную славу Эдгару Дега, стиль которого остается неповторимым и во многом новаторским для его времени.
Сюжет
Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.
«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц. Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.
Урок танцев (1873−1875)
Фигуры на картине крупные. Причина довольно прозаична: художник терял зрение и был вынужден работать с более масштабными образами. Пастель, которую использовал Дега, была его любимым материалом в поздний период творчества. Свежесть тонов, вибрация штриха, бархатистая фактура привлекали мастера.
Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.
Контекст
Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.
К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.
Абсент, 1876
Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком. Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п. Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.
Судьба художника
Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.
Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.
Автопортрет, 1854−1855
Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.
После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.
Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.