Тренировочные упражнения по русскому языку. Тренировочные упражнения по русскому языку Лицей упражнения и задания по русскому языку

"На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами". Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо "Грибоедов боролся с мракобесами" написали "с рокобесами". Ибо "рок" и "бесы" — это еще как-то понятно, а о "мракобесах" никто не слышал. Как и о "молотьбе" или, скажем, о "брошюре".

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

Судите сами:

  • "брусчатая" — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • "небезызвестная" — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом "известная". А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • "потчевал" — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Где грамотные?

"Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!" — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Причина — заболевание

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

"Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным".

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо "ве-ло-си-пед" произносит "ве-ло-пед";
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

"Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте".

Что же необходимо, чтобы так называемая "врожденная грамотность" появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками "Найди 10 отличий";
  2. игра в "Что пропало?": разложите на столе 7-10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Учимся

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает... И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: "А как бы ты их написал?"
  3. Во 2-3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое "письмо с дырками". То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол...ко. Проверочное слово "молочный". Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Тренировочные упражнения по русскому языку по теме «Глагол».

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА.

1.Запиши глаголы в неопределённой форме .

Ставят, везёт,бегают,цветёт,плачет,несёт,пахнет,завтракает,бредёт,делаете, знакомят, разгребёт, вешаем, плетём, трясёт, мокнут, квакают.

2.Спишите. Выделите окончания у данных глаголов .

Старость, молчать, отнимать, молодость, гость, трость, радовать,глупость чернеть, радость, жестокость, отдохнуть, кисть. Верность, холодеть, смелость, лесть, насыпать, месть, мечтать, веселить, кость, грустить.

3.Данные словосочетание замените глаголами неопределённой формы.

Оказывать помощь.

Очищать пол от сора.

Вести наблюдения.

Давать совет.

Покрываться цветами.

Принимать решение.

4. Подберите к глаголам синонимы. Запишите глаголы в неопределённой форме .

Строят, изумить, шумит, просил, бить, наблюдают, охранять, поймают, фантазирует, плакать, сказал, гореть, блестел. Превозносить, стережёт.

5.Заменитте фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

Бить баклуши-

Вешать нос-

Витать в облаках-

задать головоломку-

зарубить на носу –

ждать у моря погоды-

дать слово-

дрожать как осиновый лист-

писать как курица лапой

держать в голове-

клевать носом –

наговорить с три короба

держать в голове-

клевать носом-

наговорить с три короба-

держать язык за зубами-

Изменение глаголов по временам.

    Запишите глаголы в три столбика.

Гладит, любил, постучал, увидит, заплачет, писал, поведёт, чертил, буду следить.

    Напишите глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени .

Бегать, трогать.

    Спишите. Определите вид и время глаголов .

Речушка замёрзла. На быстрине над полыньёй поднимается пар. Речка дышит. От её холодного дыхания вырастут на закраинах льда белые венчики цветов.

    Спишите. Укажите время и число глаголов.

Пробежала и пискнула мышь. Стукнулся о берёзу и упал жук. На макушке ели кукует кукушка. На вершине дуба заворковал дикий голубь. На закате солнце заухает в лесу филин.

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ.

    Измените глаголы по лицам и числам.

Решать, чинить.

    Спишите. Определите лицо число глаголов.

Мечтаешь о кукле, верим в сказку, витают в облаках, встречаем медведя, расписываем матрёшку, ездите на лошадях, желтеют листья, рубят дрова, зажмурите глаза, жонглирую шариками, молотят зерно, наблюдаю за кошкой.

    Укажите лицо и число данных глаголов. Подберите глаголы с прямым переносном значением. Определите их лицо и число.

Видите - …., врут -… , шагаешь -…, берегут- …., караулите - …,

уважает - …, улыбаемся -….. .

Для успешного прохождения экзаменационной работы по русскому языку, упражнение и задание в которой могут быть на различные правила, необходимо знать грамматику русского языка.

Выполнение различных упражнений и тестов поможет подготовиться к аттестации. Ниже даны тренировочные упражнения по русскому языку.

Упражнения на орфографию

Орфографических правил в русском языке великое множество.

Корней, сложных слов, заглавных букв, окончаний, суффиксов - это далеко не полный список орфограмм, которыми богат русский язык. Упражнения с ответами и объяснениями некоторых сложных орфограмм даны в таблице.

Упражнения на орфографию
Упражнение Объяснение Ответ

Вставьте пропущенные буквы.

Ожида..мый, вид..мый, поднима..мый, слыш..мый, рису..мый, исполня..мый, завис..мый, спаса..мый, употребля..мый, контролиру..мый.

Орфограмма в (страдательных) настоящего времени: если причастие восходит к глаголу 1 спряжения, то пишется суффикс -ем- , если ко второму, то -им- . ожидаемый, видимый, поднимаемый, слышимый, рисуемый, исполняемый, зависимый, употребляемый, контролируемый

Н или НН ?

потраче..ый, жаре..ый, сваре..ый, вар..ный на бульоне, ране..ый в ногу, коше..ый, приготовле..ый, купле..ый, прода..ый, саже..ый, высаже..ый.

Орфограмма в (страдательных) прошедшего времени: Н пишется в причастиях, восходящих к глаголам несовершенного вида, в причастиях, у которых нет приставок (за исключением не-) и нет зависимых слов. Если в причастии есть приставка, суффикс -ова-, -ева-, если оно образовано от глагола совершенного вида или если у него есть зависимое слово, то в нем пишется НН .

потраченный, жареный, сваренный, варенный на бульоне, раненный в ногу, кошеный, приготовленный, купленный, проданный, саженый, высаженный

Вставьте пропущенные буквы.

В гербари.., у авиаци.., в планетари.., на здани.., в помещени.., для Виктори.., в кофетери.., на церемони.., в провокаци.., о произведени..

В именах существительных, которые заканчиваются на -ия, в родительной, дательном и предложном падежах, а у существительный на -ий, -ие в предложном падеже пишется окончание И. в гербарии, у авиации, в планетарии, на здании, в помещении, для Виктории, в кофетерии, на церемонии, в провокации, о произведении

Упражнения на пунктуацию

Пунктуация вызывает затруднения при сдаче экзамена по русскому языку. Упражнение на пунктуацию требует как знаний синтаксиса, так и наличия пунктуационной интуиции.

В таблице даны упражнения на некоторые правила пунктуации.

Русский язык: правила и упражнения на пунктуацию
Упражнение Правило Ответ

Взяв корзину(1) стоящую на скамейке(2) ребята отправились в сад собирать ягоды(3) быстро поспевающие на жарком солнце.

Обособленные определения и определение, выраженное причастным оборотом, выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова, или если имеет причинное или уступительное значение, или если зависит от личного местоимения. Обособленные обстоятельства выделяются запятыми, если они выражены деепричастием. 1,2,3

Обозначьте цифры, на месте которых нужна запятая.

Прилетают(1) и гнездятся птицы(2) и просыпаются медведи.

Запятая перед союзом и в предложениях с однородными членами и в сложносочиненных предложениях. Если союз и не повторяющийся и соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая. Если союз и соединяет простые предложения, у которых нет общих второстепенных членов, то перед ним нужна запятая. 2

Упражнения на орфоэпию

Решить упражнение по русскому языку, в котором нужно правильно расставить ударения над словами, поможет орфоэпический словарь и тренировочные задания, данные ниже.

Упражнения на выявление грамматических ошибок

В работе по русскому языку упражнение на нахождение вызывает особые трудности.

Такие ошибки весьма распространены: неверное образование формы слова, неправильное построение словосочетаний и предложений и другие. Задания на выявление грамматических ошибок даны в таблице ниже.

Упражнения на выявление речевых ошибок

В выпускной работе по русскому языку упражнение, предусматривающее развернутый ответ, таит множество опасностей, в нем допускаются многочисленные речевые ошибки.

По-другому их называют стилистическими ошибками, так как они связаны с неверным использованием слов. Ниже, в таблице, даны задания на определение речевых ошибок.

Нахождение лексических средств выразительности

Многие тексты упражнений по русскому языку содержат синонимические ряды, фразеологизмы, устаревшую лексику, просторечия или контекстные синонимы и антонимы - все это лексические средства выразительности. Формулировка задания может быть разной, к примеру, выпишите из текста фразеологизм.

Нахождение средств связи предложений

Задание на нахождение средств связи предусмотрено в аттестационной работе по русскому языку. Упражнение нацелено на выявление у обучающихся уровня владения навыками в определении грамматической связности текста. Средства связи бывают морфологические, лексические и синтаксические.

Как сделать упражнение по русскому языку на нахождение средств связи, подскажет алгоритм:

  1. Внимательно прочитайте текст, особенно то предложение, в котором нужно найти средство связи.
  2. Вспомните, какие бывают средства связи.
  3. Найдите средство связи, чаще всего оно расположено в начале предложения.

Нахождение выразительных средств

С каждым годом в экзаменационной работе по русскому языку усложняется задание на определение изобразительно-выразительных средств. В таблице ниже даны упражнения на нахождение средств выразительности.

Выполнение упражнений и тестов помогает подготовиться к аттестации. Мы привели тренировочные упражнения по русскому языку, которые могут быть полезны.

Пояснительная записка

Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

Ы, и после ц

Чередование а-о в корне слова

Чередование е-и в корне слова

Буква ы после приставок

Правописание приставок пре-, при-

Правописание суффиксов имен существительных

Правописание сложных имен существительных

Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных

Правописание числительных, обозначающих целые числа

Использованная литература

Пояснительная записка

Формирование орфографической грамотности – одна из основных задач обучения русскому языку в средней школе. Под орфографической грамотностью понимается умение ученика не только безошибочно оформлять письменное высказывание, но и различать «ошибкоопасное» место в слове (распознавать орфограмму), подбирать необходимое правило на данную орфограмму.

В пособии представлены все основные орфограммы, предусмотренные учебной программой «Русский язык» (5-7 классы), утверждённой приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 148 от 11. 03. 2003 г. (Алматы: РОНД, 2003). Пособие составляют упражнения, которые охватывают темы, рассматриваемые в 6 классе: гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, Ы, и после ц , чередование а-о в корне слова, чередование е-и в корне слова, буквы ы после приставок, правописание приставок пре-, при- и т.д. путем регулярных упражнений учащиеся усвоят навыки грамотного письма и орфографические правила, которые входят в программу 6 класса.

Это пособие полезно всем школьникам в качестве дополнительного материала по русскому языку. Выполнение упражнений позволит ученику повысить свою грамотность. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в школе и дома.

Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

В суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о , без ударения – е .

Вставь пропущенные буквы

1. Репортаж…м, манеж…м, мяч…м, Даш…й, гордец…м, Борисович…м, переселенц…м, сердц…м, Гриш…й, Степанович…м, баловниц…й, туч…й, Ефимович…м, Викторвич…м, гвардейц…м, скрипач…м, Андрюш…й, каш…й.

2. Плащ…м, луч…м, Дмитриевич…м, матч…м, приёмыш…м, смерч…м, лещ…м, Григорьевич…м, пловц…м, Иванович…м, владельц…м, беглец…м, полководц…м, Никитич…м, борщ…м, спутниц…й, шприц…м, овц…й.

3. Грач…м, Ключ…м, плач…м, купальщиц…й, Александрович…м, кормильц…м, работниц…й, мельниц…й, хранилищ…м, птиц…й, Лёш…й, ёрш…м, сторож…м, стриж…м, лисиц…й, паш…й, больниц…й, горчиц…й, крыш…й, врач…м.

4. Борщ…к, верблюж…нок, груш…вка, девч…нка, с плащ…м, зайч…нок, зрач…к, под крыльц…м, за зеркальц…м, камеш…к.

5. Добряч…к, вираж…м, горшоч…к, жениш…к, с карандаш…м, под креслиц…м, над страниц…й, копьец…, с товарищ…м.

6. Алыч…вый, груш…вый, изразц…вый, холщ…вый, борщ…вый, глянц…вый, нож…вый, перц…вый, парч…вый, свинц…вый.

Ы, и после ц

Буква И после Ц пишется в корнях и в словах на ция.

Буква Ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах, в словах-исключениях: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул цыц.

Вставь пропущенные буквы

1. Птиц…, ц…тировать, куц…й, ц…ц, панц…рный, ц…ркулировать, ц…ркуль, улиц…, ц…ник, волчиц…, ц…гарка, Птиц…н, ц…нк, гусениц…, ц…фра, ц…ганята.

2. Гостиниц…, ц…линдр, гусятниц…, ц…стерна, единиц…, рац…я, секц…я, ц…тадель, лестниц…, акац…я, бледнолиц…й, мельниц…, революц…я.

3. Пальц…, ц…рк, медиц…на, дефиц…т, пац…ент, дисц….лина, ц…кнул, ц…ферблат, мотоц…кл, огурц…, братц…, авиац…оный, ц…ган.

4. Волчиц…, Лисиц…н, ц…пленок, границ…, синиц.., ц…ркач, экспедиц…я, пшениц…, ц…фровой, конституц…я, ц…клон, свестниц….

5. Куниц…н, Венец…я, ц…нковка, ц…почки, ц….трусовый, учениц…, нац…я, переселенц.ю.., операц…я, ц…плята, ц…кл, панц…рь.

6. Беглец…, агитац…я, глупц…, ленивц…, голубц…, старц…, счастливц…, ликвидац…я, китайц…, каквказц…, рекомендац…, ц…ганочка.

7. Гостинц…, редакц…я. экспедиц…я, ресниц…, круглолиц…й, проводниц…., ц…фра, традиц…я, офиц…альный.

Чередование а-о в корне слова

1. Корни, определяемые ударением:

Без ударения пишется о в корнях:

КЛАН-КЛОН

ГОР-ГАР

ТВАР-ТВОР

Без ударения всегда пишется а в корне:

ЗАР-ЗОР

2. Корни, определяемые согласной:

ЛАГ-ЛОЖ
РАСТ, РАЩ-РОС
3. Корень, определяемый суффиксом а:

КАС(А)-КОС

Вставь пропущенные буквы

1. Зал…жить, р…сли, изл…гать, изл…жение, выр…с, р…стительное, пор…сль, прор…сли, предл…гать, р…сток, нар…стает, изл…жить, прик…снуться, предпол…гать, сл….жить, накл…няться, выл…жить.

2. Подр…сли, ул…жить, покл…н, з…рница, р…стовщик, предл…гть, предл…жение, зар…сло, прил…жение, ср…щение.

3. К…салась, нал…гать, соприк…саться, тв…рение, прил…гательное, накл…нение, р…стение, стр…статься, к…саться, зар…сли.

4. Выл…жен, безуг…рный, кл…нить, прол…гать, прил…жжение, утв…рь, отр…стить, вытв…рять, отл…жить, к…снуться, нар…стание, к…сание.

5. Предл…жить, накл…нить, выр…сли, прол…жила, обл…гать, приг…реть, прик….сновение, прор…стает, благотв….рительность.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание.

Южное р…стение, нар…щивание капитала, юный возр…ст, зар…сли тростника, подр…стающие саженцы, пора взр…слеть, мелкая пор…сль, зар…сло травой, дай подр…сти, выр…щенные котята.

Подрастать, зарница, загорать, приложение, касаться.

Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните чередующиеся гласные в корне.

Ночь уже л…жилась на горы и туман нач…нал бр…дить по ущельям. Я велел пол…жить чемодан свой в тележку заманить быков лошадьми и в последний раз огл…нулся на д…лину. Дым расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осм…треться.

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Озеро зар…сло камышами. Чёрные водор…сли хрустят под ногами. На опытном участке выр…стили много редкостных р…стений. Р…стительность здесь однообразная. В зар…слях трос…ника водилось много уток. Прор…сли семена. Подр…стает молодая пор…сль.

Чередование е-и в корне слова

В корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСТ-БЛИСТ, СТЕЛ-СТИЛ пишется и, если дальше следует суффикс а.

Вставьте пропущенные буквы.

1.Приб…рались, разб…ру, заст…лю, выб…рались, ст…реть, зап…реть, сд…ру, ст…раю, изб…ру, расп…раю, заб…рались, отп…раю, бл…стеть.

2. Оп…реться, обт…раю, ст…реть, ум…реть, рсст…лается, поб…рались, уб…ру, подб…рались, пост…ли, выст…лаю, соб…рались, выб…ру.

3. Заст…лаю, выст…лю, зам…рают, забл…стеть, проб…рается, выт…раю, выд…ру, ум…рают, уст…лаю, зап…раю.

4. Зап…раю, зад…ру, наст…ленный, прот…раю, заб…ру разбл…стелся, забл..стеть, переб..рались, уб…рались, наст..лю, наб..ру, зат…реть, зат..раю, приб…рались.

5. Разб…рались, раст…реть, нат…раю, перест…лаю, подб…ру, изб…ралли, подт…раю, забл…стают, обд…раю, переб…ру, прип…раю, переест…лю, выб…реется.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание.

Соб…ру, яблоки, бл…стать успехами, выт…реть доску, заж…гательный танец, подб…ру книгу, бл…стеть на солнце.

Измените слова таким образом,

чтобы в корнях произошло чередование.

Собирать, простирать, опираться, зажигать, блестеть.

Выделите корни с чередующимися гласными а-о, е-и, объясните их написание.

1. Мой бывший сосед был ужасный чудак, все время он делал не то и не так. Цветы поливал он горячей водой, очки протирал он своей бородой, растил в огороде одни сорняки, играл на рояле в четыре руки.

2.Бутерброд

Чудак математик

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел бутерброд.

3. С каждым днем все больше холодало. Ночью мороз превращал лужи в блестящие зеркала. На окнах появились удивительные творения. Снег падал огромными хлопьями и мягко стелился ковром. Снег был везде, и казалось, будто я плавал в безбрежном океане. К вечеру в небе ярко горели звезды. Сугробы продолжали расти.

Вот это настоящая зима!

После приставок, оканчивающихся на согласный, в соответствии с произношением, вместо и пишется ы (игра- розыгрыш).

Искл.: взимать

Буква и пишется после приставок меж-, контр- и сверх-.

Буква ы после приставок

Вставьте пропущенные буквы.

1. Без…глый, без…нтересный, вз…скать, контр…гра, небез…звестный, об…ндевать, сверх…нтересный, под…тоживать, от…скать, при…ск.

2. Без…скусный, воз…меть, под…мать, пре…мущество, сверх…зысканно, роз…грыш, пред…стория, меж…нституский, от…грать.

Правописание приставок пре-, при-

Приставка при- пишется, если обозначает:

1) приближение, присоединение, прибавление: прибыть, пришить.

2) близость: пригородный.

3) неполноту действия: приоткрыть.

Приставка пре- пишется, если:

1) близка по значению слову очень: презабавный.

2) близка приставке пере-: преградить (перегородить)

Спишите. Найдите и выделите приставки при- и пре-. Объясните их написание.

При- или пре-? При- или пре-?

Это совсем не секрет.

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «Очень такой» или «очень сякой» -

Пре- мы пишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь – не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Писать только пре- там надо.

Распределите слова на три столбика по значению приставки при-:

1 – приближение, присоединение,

2 – расположение вблизи,

3 – неполнота действия.

Приутихло, приподняться, приумолкнуть, приближаться, приезжать, прийти, приморский, приволжский, присоединить, пришить, прилететь. Прибить, привокзальный, прикрепить, примазать. принарядиться, призадуматься, принести, прилечь.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Пр…вознести, пр…гнать, пр…высить, пр…бегать, пр…варить, пр…бедняться, пр…градить, пр…вязать, пр…ближение, пр…валить, пр…глушить, пр…ломить, пр…красный, пр…винтить, пр…грелый, пр…мудрость, пр…усадебный.

2. Пр…видение, пр…водить, пр…возить, пр…вязать, пр…вращение, пр…гибать, пр…рвать, пр…галсить, пр…готовить, пр…рвать, пр…секать, пр…держать, пр…клонять, пр…образить, пр…грозить, пр…дорожный.

3. Пр…морский, пр…сесть, пр…смешной, пр…школьный, пр…слать, пр…ступать, пр…гибать, пр…забавный, пр…езжать, пр…неприятный, пр…глупый, пр…говор, пр…озёрный, пр…удивительный, пр…щурить, пр…нарядиться, пр…умолкла.

Распределите слова на два столбика:

    с приставкой при-, 2 – пре-.

Вставьте пропущенные буквы.

Пр…осторожно, пр…остановит, пр…ступник, пр…ломить, пр…ломление лучей, пр…граждать дорогу, пр…искусный кузнец, все пр…грады, пр…чудливые формы, старенький при…ёмник.

1. Я пр…ближался к месту моего назначения. 2. Муж…чок тут же стал его тулуп пр…м…ривать. 3. Гарнизонная жизнь мало имела для меня пр…влекательность. 4. Василиса Егоровна – пр…храбрая дама. 5. Мы вышли от коменданта, по-видимому, пр…миренные. 6 . Палашка пр…несла шпаги. 7. Швабрин пр…следовал Машу.

Правописание суффиксов

имен существительных

Суффиксы –ек-, -ик-

Если при склонении гласный выпал, то в суффиксе пишется е , если не выпал – и : огурчи к – огурчи ка, но сыноче к – сыночк а.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Нож…к, ножич…к, мешоч…к, мальч…к, порошоч…к, кусоч…к, песоч…к, калач…к, горшоч…к, блинч…к, цветоч…к, стульч…к, колокольч…к, рожоч…к, пенёч…к, пирожоч…к.

2. Овраж…к, попрыгунч…к, ковр…к, кружоч…к, платоч…к, словар…к, лепесточ…к, моточ…к, самоварч…к, лоточ…к, куст…к, кусточ…к, кирпич…к, одуванч…к, сыноч…к.

От данных существительных образуйте новые существительные при помощи –ек-, -ик- или –чик-.

Например: Чулан-чуланчик, угол-уголочек.

Палец, чулок, час, часок, носок, клубок, нос, сарай, венок, птенец, заяц, огурец, кувшин, орех, мяч, диван, ремешок.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. вспыхнул яркий краеш…к со…нца. 2. Устроили шалаш…к из травки. 3. Звонко трещали кузнеч…Ки. 4. Сусл…ки посвистывали, а в небе круж…л кобч …к.

5. К…лючий ёж…к шмыгнул в куст…ки.

Суффиксы –щик-(-чик-)

Суффикс –чик- пишется после букв д-т, з-с, ж. в остальных случаях пишется –щик-: ле т чик , но часов щик .

Добавьте к данным основам

суффиксы –чик- или –щик- .

1. Перевод…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, перебеж…, красиль…, загон…, разнос…, фонар…, камен…, забой…, прогуль…, объезд…, спор…, смаз…, уцен…, свар…, барабан…, носиль…, рассказ…, набор…, уклад….

2. Зенит…, бетон…, смен…, добыт…, раздат…, водопровод…, маль…, табун…, передат…, карман…, жестян…, заправ…, доклад…, обид…, уголь…, атом…, вагон…, самвар…, рез…, завод…, обман…, приказ…, донос…, сбор…, переплёт….

Добавьте суффиксы –чик- или –щик-

к существительным, которые обозначают людей профессий.

1. Основные профессии в шахтах – проход…, забой…, буриль…, запаль…, крепиль…. 2. На строительстве работают арматур…и, камен…и, водопровод…и, стеколь…и, кранов…и, кровель…и. 3. В порту трудятся – груз…и, носиль…и, кладов…и, упаков…и.

Правописание сложных имен

существительных

Слитно:

1) если основы складываются с помощью соединительной гласной о или е : водопр о вод, пеш е ход ;

2) если сущ.образуется сложением начальной части слова с целым словом или частью слова: стенгазета, медсестра, юнкор, санпост .

Через дефис:

1) если сущ. образовано сложением слов: школа-интернат.

2) если после корня пол- вторая часть сложного слова начинается: а) с прописной буквы: пол- А станы ;

б) с гласной буквы: пол- а пельсина ; в) с согласной л: пол- л имона .

В остальных случаях пол- пишется слитно.

Слова с полу- пишутся слитно: полушубок.

Сделайте морфемный разбор

сложных слов.

Землепроходец, кораблекрушение, самокат, огнемёт, мореплаватель, остроумный, светочувствительный, первопроходец, долгожитель, звукозапись.

Вставьте пропущенные буквы.

Земл…ройка, звер…вод, басн…писец, знам…носец, овощ…вод, утк…нос, пчел…вод, рыб…лов, вод..воз, земл…коп, звезд…пад, волн…рез, брон…машина, солнц…пёк, птиц…фабрика, лес…сплав.

От данных словосочетаний образуйте сложные

существительные.

Новая стройка, железо и бетон, рельсы укладывать, заготавливать хлеб, хранить овощи, падает снег, писать басни, метать пули, атомный ход, вода и хранилище, ловить рыбу, падают звёзды.

Напишите слитно или через дефис

слова с пол-.

1. (Пол)арбуза, (пол)лимона, (пол)часа, (пол)парты, (пол)метра, (пол)Кокшетау, исходить(пол)Казахстана, (пол)года экспедиции, исписать (пол)листа, проплыть (пол)Иртыша, отстать на (пол)очка, сделать (полу)оборот, участвовать в (полу)финале.

2. Отсутствовать (пол)года, опоздать на (пол)часа, работать до (полу)ночи, прополоть (пол)участка, начертить (полу)круг, вышел (полу)месяц, купить (полу)шубок, кругом (полу)мгла.

От данных слов образуйте и запишите сложные слова с пол-.

Океан, оазис, здание, экземпляр, этажерка, щука, грамм, килограмм, липа, ольха, яблоко, Америка, луковица, час, метр, ананас, парта.

Добавьте пол- или полу-.

День, игра, лавка, Вашингтон, оборот, одиннадцать, порция, сапожки, слово, сотня, шаг, юрта, ягодник.

Одна и две буквы н в суффиксах имен

прилагательных

Пишется Н :

–ан-, -ян-, -ин-: кожаный, серебряный, глиняный, лебединый, куриный.

Искл.: стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый.

2) в кратких прилагательных пишется столько н , сколько и в полной форме: бесшум н а (бесшум н ый).

Пишется НН :

1) в прилагательных с суффиксами –онн-, -енн-: клюкв енн ый, революци онн ый.

Искл.: ветреный.

2) в прилагательных с суффиксом –н-, если корень оканчивается на н : окн о-окон н ый.

Замените словосочетания по образцу, обратите на правописание суффиксов прилагательных,

выделите их.

Образец: портфель из кожи – кожан ый портфель.

1. Костюм из полотна, кружка из олова, бусы из стекла, мука для блинов, мебель для кухни, путь для саней, дверь на балкон, звонок телефона, голова лошади, писк комара, знак фирмы, крик петуха.

2. Платок их шерсти, кружка из алюминия, лестница из мрамора, подсвечник из бронзы, нить из серебра, сироп из клюквы, новости из района.

Вставьте пропущенные буквы Н или НН.

Обозначьте суффиксы прилагательных.

Водя…ые капли, тополи…ный пух, ржа…ая коврига хлеба, гуси…ый жир, льня…ное масло, торжестве…ый марш, карма…ый фонарик, голуби…ое яйцо, утре…ий кофе, пчели…ый яд, гуси…ый выводок, глиня…ый сосуд.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы прилагательных.

1. Ещё идут стари…ые часы. 2. В карти…ой галерее были выставлены лучшие полотна. 3. Мне купили костюм маши…ой вязки. 4. На завтрак подали кури…ый бульон. 5. Пчели…ый рой переместился из улья. 6. В палатке был земл…ой пол. 7. Дерев…ые игрушки ярко раскрашены.8. Подарили серебр…ые ложки.

Выпишите прилагательные в две колонки:

1 – с –н- в суффиксе, 2 – с –нн-.

1. Густели бура…ые сумерки. 2. В тума…ой мгле показались острова. 3. Урага…ый ветер сшибал и ломал деревья. 4.Журавли…ые косяки заспешили на юг. 5. Тополи…ый пух очищает воздух. 6. Над деревней пролетел гуси…ый косяк. 7. Закат золотит кроны деревьев стари…ой позолотой. 8. Насте…ые часы бьют в полночь. 9. В каюте пахло маши…ым маслом. 10. У ворот увидел я старую чугу…ую пушку. 11. Ночь при лу…ом свете холодна, ясна.

Через дефис пишутся сложные прилагательные, которые обозначают:

1) цвета или оттенки цвета: темно-зеленый, нежно-голубой.

2) стороны света: северо-восточный .

3) словосочетание с сочинительной связью: плодовый и ягодный – плодово-ягодный.

Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью: сельское хозяйство – сельскохозяйственный.

Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных

Раскройте скобки, напишите прилагательные слитно или через дефис.

1. (Трудо)любивый юноша, (жизне)радостный человек, (старо)русское поселение, (рыбо)консервный завод, (хлопчато)бумажный комбинат, (бело)ствольная березка, (темно)красная шаль, (иссиня)черное пальто, (физико)математическая школа, (русско)английский словарь.

2. (Близо)рукий человек, (черно)глазый ребенок, (бело)курая леди, (бело)ствольная березка, (темно)синий костюм, (древне)тюркский памятник, (северо)западный ветер, (железо)бетонная балка, (сосново)пихтовые леса, (посудно)хозяйственный магазин.

Образуйте сложные прилагательные,

запишите их.

1. Учебный консультационный пункт. 2. Ветер с юга запада. 3. Собрание сочинений в пяти томах. 4. Дистанция в сорок километров. 5. Рассказ с острым сюжетом. 6. Горная спасательная станция.

Спишите, раскройте скобки, напишите

слитно или через дефис.

1. На (темно)сером небе мигают звездочки. 2. Редкие тучки разбегались по (нежно)голубому небу. 3. Мы спустились с (юго)восточной стороны. 4. Маленькие абрикосы на вкус (горько)ватокислые. 5. Наступила сенокосная пора. 6. В школе успешно прошел (шахматно)шашаечный турнир. 7. В классе я слежу за (учебно)воспитательной работой. 8 . (Бело)розовые кашки украшали букет.

Правописание числительных,

обозначающих целые числа

В И.п. и В.п. пишется ь :

1) на конце числительных от 5 до 20 и 30 : пять, двадцать;

2) в середине числительных от 50 до 80, от 500 до 900 : пятьдесят, пятьсот.

Вставьте, где необходимо, ь.

1. Пят… студентов, шест…десят дней, сем….десят страниц, восем… листов, восем…надцать пар, восем…десят учеников, оданнадцат… лет, двадцат… две страницы, пят…сот килограммов, двадцат… пят…книг, девят…надцать веков.

2. Тридцат… телевизоров, пят…надцат… салфеток, шест..сот шест…десят сантиметров, шест…стот восем…десят тонн, девят…сот пят…десят центнеров, сем….сот гектаров.

Напишите словами данные числа.

50, 60, 70, 80, 500, 600, 800, 900, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 30.

Запишите словами числа.

В Т.п.: 15 книг, 60 экспонатов, 70 инженеров, 500 верст, 600 специалистов.

В Д.п.: 40 секунд, 90 километров, 19 килограммов, 318 тонн, 8 листов.

Правописание суффиксов глагола

Суффиксы –ыва-, -ива- –ываю, -иваю : присматриваю – присматривал.

Суффиксы –ова-, -ева- пишутся, если глагол в 1 лице ед.ч. оканчивается на –ую, -юю : беседую-беседовать .

Замените личные формы глаголов неопределенной формой.

Обмениваемся марками, подогреваем обед, исследуем клетку, просматриваю выпуск, посоветуйся с отцом, присутствуют на занятиях, заканчиваю уборку, заведую библиотекой, опаздываю на урок, воспитываю детей, запеваем песню, разливаю чай, любуемся закатом, ночуем у костра, участвую в заплыве.

Спишите, вставьте пропущенные буквы,

обозначьте суффиксы глаголов.

1. Врач бесед…вал с больным и подбадр…вал родственников. 2. Старайтесь разумно использ…вать свободное время. 3. Невежливо опазд…вать на юбилей. 4. Солнце уже заметно приг…вает землю. 5. Мы часто договар…ваемся о совместных поездках к морю. 6. По радио перед…вали важные сообщения. 7. На ночь необходимо проветр…вать комнату. 8. Пора над…вать зимнее пальто.

Использованная литература

    Брагина С.А. Русский язык.5-7 классы. необычные диктанты. – Волгоград, 2008.

    Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 6 класса. – Новосибирск, 2007.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык: правила и упражнения. – М., 2006.

    Халикова н.В., Леднева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5- 7 классы. – М., 1997.

Русский язык, а также культура речи – это одни из основных предметов в школьных программах. Однако далеко не всегда знания усваиваются учащимися надлежащим образом, а еще чаще они просто теряются за последующие годы жизни. Между тем, знать русский язык и уметь не только грамотно выражаться, но и правильно писать очень важно. Смешно и грустно, когда слышишь, как телеведущие или политики несут какую-то белиберду, произнося слова совершенно неправильно, или когда читаешь в газетах, журналах или том же интернете вроде бы серьезные и полезные статьи, но видишь, что слова в них написаны как попало, например, вместо «налицо» пишут «на лицо», вместо «к маме» пишут «к мами», вместо «непогода» пишут «не погода» и т.д. Но, по сути, не имеет значения, какие цели и задачи вы ставите перед собой, знать русский язык нужно, причем хотя бы по той простой причине, что тем самым вы выражаете уважение к родной речи и культуре, проявляете уважение к себе и окружающим людям.

И сегодня мы поговорим на тему того, как можно уже взрослому человеку. Но перед описанием подготовленных для вас десяти способов устранения пробелов в знаниях, мы хотели бы указать на один крайне важный момент.

На самом деле повысить свою грамотность достаточно просто, но следует понимать, что сделать это за неделю или две не получится. В лучшем случае этот процесс может занять у вас несколько месяцев, а то и лет. Поэтому, приняв решение о том, что вы действительно хотите в должной степени овладеть родным языком, позаботьтесь, чтобы такие книги как грамматический справочник и словарь русского языка стали вашими верными спутниками. Не обязательно, конечно, всегда иметь их с собой (хотя можно скачать на планшет, ноутбук или смартфон), но сделать своими настольными пособиями нужно обязательно.

И если вдруг в какой-то ситуации вы испытываете затруднение, к примеру, не уверены точно, как пишется слово или что оно означает, не пренебрегайте использованием словаря. Точно так же и когда узнаете новый термин, уделите минутку на выяснение его точного определения. Поступая так, вы всегда будете повышать свою грамотность и расширять словарный запас.

Итак, если вы готовы, предлагаем вашему вниманию способы устранения пробелов в грамотности по русскому языку.

10 способов устранить пробелы в грамотности

Каждый из представленных способов по-своему интересен. Использовать их вы можете как по-отдельности, так и в комплексе. К слову, если вы отдадите предпочтение второму варианту, ваши успехи будут более впечатляющими, а сам процесс будет проходить намного быстрее.

Способ первый – читать

Чтение – это, пожалуй, самый лучший и верный способ повышения грамотности по русскому языку. Но с учетом того, что многие люди привыкли интеллектуально лениться, большую часть информации они получают, слушая радио, смотря новости, тематические передачи, кино и т.п. Это, конечно, хорошо, но грамотнее (в прямом смысле этого слова), к сожалению, не делает. Повысить уровень знания родного языка и улучшить правописание вам поможет чтение.

Дело в том, что книги содержат в себе невероятное количество слов. И во время чтения человек получает сразу несколько преимуществ: во-первых, расширяется его словарный запас, во-вторых, развивается навык сочетания и комбинирования лексических единиц, и, в-третьих, при чтении мозг визуально фиксирует правильное написание различных терминов и понятий, благодаря чему уменьшается количество орфографических ошибок на письме (кстати, если вы ознакомитесь с нашим , вы сможете пройти небольшой тест на правописание). А еще одним существенным плюсом чтения является расширение кругозора.

Способ второй – писать

Несмотря на то, что уроки (сеансы) чтения крайне полезны, конкретно правописание можно улучшать, если больше писать. Уделяйте этому хотя бы по 30 минут каждый день, и уже совсем скоро вы заметите, что при написании различных слов у вас появилась уверенность. К тому же это позволяет изучить всевозможные тонкости пунктуации. Но, конечно, работать этот способ будет только в том случае, если написанное (правильность написания слов и расстановки знаков препинания) вы всегда будете проверять.

Если же вас волнует вопрос – что именно писать, то здесь подойдет абсолютно все. Можете написать небольшую историю из жизни, описать прошедший день, изложить в краткой форме содержание любимого фильма. Также полезно вести дневник. Кстати, если писать ручкой на бумаге вам почему-то не хочется, воспользуйтесь текстовым редактором на компьютере. При желании можно даже задаться целью вести собственный блог в интернете на интересную тему (а если вам понравится, со временем вы сможете сделать это одним из источников дохода или даже основным).

Способ третий – проверять и устранять сомнения

Хорошие способы изучения русского языка – это не только чтение и писательство, но и постоянная самопроверка и устранение своих сомнений. Вам наверняка знакома ситуация, когда вы пишите что-то или даже просто говорите о чем-то, а у вас возникают сомнения, что вы написали или произнесли это правильно (сюда же можно отнести вопрос смысловой правильности употребления терминов и понятий).

Так вот: такие ситуации не следует считать чем-то из ряда вон выходящим, с ними сталкивается каждый. Но вопрос в том, что вы будете делать с этим. Мы рекомендуем не жалеть времени и уделить его поиску ответов и устранению сомнений. Загляните в интернет или откройте словарь, чтобы удостовериться: не совершили ли вы ошибки. Кстати, именно такие случаи позволяют запоминать информацию лучше всего, ведь даже небольшая неуверенность в чем-то – это всегда микростресс, сопровождаемый эмоциональной реакцией. А, как известно, то, что вызывает у человека эмоции, запоминается надолго. Таким образом, устраняя сомнения, вы будете усваивать полученные уроки на всю жизнь.

Способ четвертый – использовать онлайн-сервисы

Доступ к интернету есть сегодня практически у каждого человека, и если еще лет десять назад это можно было назвать диковинкой, то сейчас иметь под рукой планшет, смартфон или ноутбук стало так же естественно, как чистить зубы по утрам. Кроме того, точки доступа к всемирной Паутине есть в настоящее время во множестве публичных мест и заведений.

Во-первых, в интернете можно найти специализированные курсы по русскому языку. К таким относится на 4brain, а также материалы таких платформ как «Универсариум », «Интуит », «Лекториум », «ПостНаука », «Лекторий » и другие (более подробно о них вы можете прочитать ). А во-вторых, существует немало «облегченных» сервисов, где есть возможность, например, просто ввести слово и узнать его правописание или значение. Также такие ресурсы зачастую предлагают проверку грамматики, пунктуации и т.д.

Поэтому, когда возникают какие-то затруднения, смело обращайтесь к таким сайтам как gramota.ru , therules.ru , online.orfo.ru , text.ru , languagetool.org и другим. Это, конечно, не уроки по русскому языку, но все равно хорошие способы изучения.

Способ пятый – установить приложение «Слово дня»

Приложение «Слово дня» представляет собой очень простой и в то же время эффективный инструмент для пополнения словарного запаса. Очень хорошо, кстати, о нем написал Игорь Манн в своей книге « ». Приложение совершенно просто устанавливается на компьютер или гаджет – вот .

Когда вы установите его, ваш словарный запас будет увеличиваться на одно слово ежедневно. Кто-то может сказать, что в этом нет ничего особенного, но это будет неправильно. Дело в том, что ежедневно мы все общаемся, используя по большей части только знакомые нам слова, а новые узнаем лишь случайно. Поэтому «Слово дня» станет хорошей альтернативой этим «случайностям».

А если провести несложные математические расчеты, то за год вы узнаете 365 новых слов, за два года – 730, за пять лет – 1825 и т.д. Согласитесь, неплохой результат? Таким образом, уже по прошествии даже одного месяца вы заметите, что ваша речь стала богаче, а стиль письма – более совершенным. Плюс ко всему – глядя на высветившееся на экране слово, даже хорошо вам известное, вы будете запоминать его правописание.

Способ шестой – учить правила

Если уроки по русскому языку – уже пройденный вами этап, а, например, репетитор по какой-то причине неактуален, но повышать грамотность необходимо, учите правила самостоятельно. В идеале этот способ предполагает изучение одного правила ежедневно. Но если взять во внимание то, что, скорее всего, у вас есть работа, хобби, семейные дела и все прочее, а правила нужно не только зазубривать, но и усваивать, вы можете уделять на изучение чего-то одного два или три дня.

Можно, например, сегодня выучить, немного попрактиковаться, а завтра повторить правило и снова попрактиковаться. А уже послезавтра – выполнить несколько упражнений без повторения правила.

Если подобные способы изучения правил русского языка станут неотъемлемой частью вашей жизни, со временем вы овладеете этим предметом в совершенстве. И если спешить вам некуда, занимайтесь спокойно, ведь даже медленно идущий достигнет своей цели, пока толпы зевак будут стоять и смотреть. А узнавать и изучать эти самые правила можно при помощи все тех же учебников, сборников правил и онлайн-сервисов.

Способ седьмой – перечитывать и редактировать

Это способ очень подходит тем, кто по какой-то причине вынужден или просто любит общаться с друзьями, родными, коллегами или партнерами через специальные программы наподобие Skype, ICQ, QIP, Viber, WhatsUp или даже в социальных сетях типа «Вконтакте» и «Одноклассники». Звучит несколько необычно, но даже из такого общения можно извлечь пользу, чтобы повысить свою грамотность.

В то время как большинство людей предпочитают изъясняться при помощи «пасибки», «мне нра», «спс», «прива» и «досвидос», мы советуем вам подходить к процессу онлайн-общения осознанно. Просто писать грамотные и правильные сообщения. Как только написали что-то, не спешите жать на Enter, а перечитайте написанное, исправьте ошибки, поставьте соответствующие знаки препинания и только потом отправляйте.

Пусть на это вам потребуется немного больше времени, зато вы научитесь грамотно писать. А если копнуть немного глубже, то так горячо любимые многими новомодные сокращения просто-напросто ухудшают культуру речи, снижают активность головного мозга, пагубно сказываются на внимательности, концентрации и развитии мышления вообще.

Способ восьмой – заниматься с репетитором

Репетиторство – один из лучших способов повышения грамотности по любому предмету, в том числе и по русскому языку. Грамотный репетитор всегда использует индивидуальный подход в обучении, учитывает особенности своего ученика и имеющиеся у него знания и навыки. Если что-то непонятно, он доходчиво это объяснит, поможет устранить пробелы и разобраться с трудностями. Помимо прочего, профессиональный специалист может существенно ускорить образовательный процесс.

Заметим, что нанимать репетитора можно в любом возрасте, и в этом нет ничего зазорного. Напротив, если вам помогает репетитор, значит, вы заинтересованы в получении новой информации, исправлении ошибок, своем образовании, в конце концов. По этой причине, если вам не хочется заниматься самообучением, смело нанимайте личного педагога и занимайтесь с ним.

Но все же отметим, что подобные занятия могут ударить вам по карману, ведь услуги квалифицированных преподавателей стоят недешево. А если заниматься с неквалифицированными специалистами, это может закончиться выброшенными на ветер деньгами. Впрочем, если вопрос затрат вас не сильно беспокоит, найти профи не составит большого труда.

Способ девятый – курс по русскому языку от 4BRAIN

Отдельно о нашем курсе по русскому языку. Если рассматривать разные способы изучения предмета, он занимает среди них далеко не последнее и даже не девятое (как в этой статье) место. Он составлен профессионально – при создании использовались лучшие педагогические материалы и опыт наших коллег. Да и к его подготовке мы подходили со всей серьезностью и желанием сделать действительно полезный концентрированный материал.

Курс включает в себя пробное тестирование, позволяющее определить проблемные места во владении русским языком, индивидуальный график обучения, позволяющий оптимально распределять время и нагрузку, множество ежедневных непродолжительных занятий и различные способы промежуточного контроля усвоения материала. Всего же программа позволяет достаточно хорошо подтянуть русский язык всего за три недели.

Рассчитан курс по русскому языку от 4BRAIN на людей от 10-12 лет, знакомых с основными правилами, но испытывающих определенные затруднения. Чтобы узнать о курсе более подробно и получить дополнительную информацию, перейдите по . Мы с радостью предложим вам полноценную и адаптивную программу обучения.

Способ десятый – прочие варианты

В заключение скажем несколько слов о других вариантах устранения проблем с русским языком. Среди них такие способы изучения и проверки знаний как разгадывание кроссвордов и сканвордов – это позволяет не только узнавать новые слова, но и запоминать их правописание. Также сюда относятся всевозможные тесты, ребусы, головоломки и анаграммы, развивающие когнитивные и интеллектуальные способности.

А если хочется совместить приятное с полезным, нужно смотреть больше документальных фильмов, выступления ораторов и публичных людей. Так вы сможете учиться правильно говорить, узнавать новые слова и подмечать ошибки, которые совершают другие.

Помните о том, что не имеет значения, какие способы изучения русского языка вам нравятся больше: репетитор и частные уроки, онлайн занятия, чтение или что-то еще, самое главное – работать над собой и стремиться к улучшению своих результатов. Желаем вам в этом деле успеха и непоколебимой мотивации!

 
Статьи по теме:
История великой любви: нефертари и рамзес ii Изображение рамзеса 2 поражающего своих врагов
Возрождение военного могущества страны, победы в кровопролитных битвах, возведение величественных архитектурных памятников… Этими событиями ознаменовывается эпоха Рамессидов, которая считается самой яркой страницей в Ее хронологические рамки - XIII-XI вв.
Русь во второй четверти XV в
Основные события: Феодальная война гг. Московские князья: Василий Первый (). Василий Второй Тёмный(). Полководец, основатель империи Тимуридов (1370 год) со столицей в Самарканде. Тимур оставил после себя десятки монументальных архитектурных
Защита золиной Коновалов роман викторович сын золиной галины
На юге хорошо. Снег растаял. Через неделю уже +20 будет. На фоне Москвы, заметаемой снегом, просто рай… Но куда без ложки дегтя. Даже не ложки - цистерны. В Краснодарском крае две беды - губернатор Ткачев и его подчиненные. Про Ткачева все давным-давно с
Влияние социума на человека
Ваше счастье и самочувствие не должно полностью зависеть от других людей, не смотря близкие люди это или нет. Но дело в том, что наше окружение влияет на нас, влияет на наше отношение к миру и отношение к самим себе.Мы становимся похожими на тех людей, с