Анализ татарской народной сказки «Три дочери». Чтение стихотворения «А что у вас? Конспект урока по литературному чтению Произведения о семье

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2

г. Гурьевска»

Проект «Современная школа сегодня и завтра».

Произведения о семье.

Анализ татарской народной сказки «Три дочери». Чтение стихотворения «А что у вас?»

Технология РКМ.

Урок литературного чтения с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Тема «Произведения о семье.

Анализ татарской народной сказки «Три дочери».

Чтение стихотворения Сергея Владимировича Михалкова

«А что у Вас?»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления татарской народной сказки «Три сестры» с помощью средств технологии критического мышления.

Цели по содержанию :

Образовательный аспект : продолжить обучение младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров, формирование умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения, уяснение нравственных уроков текстов.

Развивающий аспект : формированию навыка осознанного плавного чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать индивидуально, коллективно , в группе.

Воспитательный аспект : воспитывать у учащихся радость от процесса творчества; воспитывать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).

Мама

___________________________, _______________________________

___________________, ______________________, __________________

_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Работа над стихотворением Сергея Владимировича Михалкова «А что у Вас?»

Закройте глаза, положите голову на парту, послушайте тишину.

На выставке книг появляется книга

Что изменилось на выставке книг?

Чтение стихотворения «А что у Вас?» учителем.

8. Итог урока.

Что объединяет эти два произведения?

9. Домашнее задание

Написать сочинение о своей маме.

«Дом, Милый Дом»
Для осмысления основных жизненных ценностей и построения созидательной жизненной программы.- Ю.Е.Человская

В одном прекрасном Государстве жила Королевская семья. В их замке царил покой и радость. Но однажды приключилась беда. Когда Король гулял по саду, собирая цветы для своих милых дочерей, небо потемнело, стали слышны раскаты грома и молнии. Вдруг он увидел пролетающего Зеленного Змей Горыныча, тот подхватил Короля и унес в свое тёмное царство.

В их Королевстве наступил Хаос, город начал пустеть, тогда пришло время тянуть жребий, кто отважится спасать Короля и не дать погибнуть целому Государству. На этот отважный поступок решилась младшая дочь Короля. В то время как старшую дочь ставят на пост руководителя временного правительства.
Младшая, недолго думая, собирает вещи, вскакивает на своего Верного Вороного Коня и отправляется на поиски своего отца.
Долго - придолго скакала она по полям, лесам, оврагам, пока не увидела чужеземное Государство. Въехав в город, она увидела драгоценности, вещи, напитки из разных стран, манящие её так сильно, что Принцесса забыла, как она тут очутилась и для чего. И тогда она остаётся в этом чудесном, полном блеска месте.
Жила там, на протяжении долгого времени. Однажды, когда она прогуливалась у прекрасного берега моря, ей встретился Принц….
Он спросил у неё:
- Свет моих очей, любишь ли ты музыку?
- Да - ответила Принцесса.
- Тогда я с удовольствием на Арфе исполню для тебя свою лучшую композицию.
Играя на ней очень мелодично и красиво, он околдовал Принцессу и хотел заточить в свой плен…но тут струна Арфы оборвалась и Принцесса освободилась от чар и поняла, что это Лже Принц.
Запрыгнув на своего Верного Коня, поскакала на зов сердца, боясь, что Лже Принц починит свою Арфу и настигнет её… стала искать убежище, чтобы хотя бы на время скрыться. Проскакав пол ночи она устремила взгляд на открытые ворота.. из которых веяло теплом. Спрыгнув с коня, она зашла туда. Там её от кликнула женщина:
- Здравствуй Принцесса! Я и мой народ давно ждали тебя! Что помешало тебе прийти раньше?
- Здравствуйте! Для чего? Я не помню! В этих чужеземных странах меня пленили и околдовали: блеск драгоценностей и музыкальная Арфа Лже Принца. Я никогда ни чувствовала такой внутренней пустоты, как сейчас! Очень надеюсь, что Вы подскажите мне, что делать дальше?
- Дело в том, что наш злейший враг, Зеленый Змей Горыныч, на протяжении долгого времени крадет жителей города. И как то раз, моему мужу Мудрецу был знак, что когда в наш дом зайдет Принцесса в сопутствии Верного Вороного Коня, горести будет положен конец, ибо она победит основоположника всех бед и страданий.. А здесь ты, потом что твоего отца похитил Зеленый Змей Горыныч, и ты одна отважилась пойти на его поиски.
- Кто же Вы?
- Я добрая Волшебница, а мой муж - Мудрец. Я хочу помочь тебе и дать волшебный клубок, который будет указывать тебе путь.
- Спасибо за Вашу помощь и направление меня к цели. До Свидания.
- До Свидания! Погоди! Запомни: на пути к логову на каждом шагу тебя может подстерегать опасность. Будь внимательной и не забывай - мы верим в тебя!
И Принцесса, оставив своего коня у Доброй Волшебницы и Мудреца пошла за волшебным клубочком, который единственный знал дорогу к логову Змея. По дорожке ей встречается Жар - Птица, томившая во льдах, которая умоляет её помочь ей освободится от этого векового проклятья.. Чтобы это сделать надо разгадать загадки. Принцесса решается. Тогда Жар - Птица задает ей вопросы:
- Что быстрее?
- Что на свете всех милее?
- Что роднее всего?
- Что жирнее?
Принцесса не долго думая, отвечает:
- Быстрее всего на свете - Мысль. Мысль - это семя, а любовь - это вода, которая питает его. Главное осознать ценность своих мыслей.
- Всех милее - это Сон, во сне всякое горе забывается!
- Роднее всего - Семья, потому что один за всех и все за одного. Друг за друга горой стоят.
- Жирнее всего - Земля, что не растет, что не живет - Земля питает.
Умная Принцесса растопила Вековой Лед, отгадав загадки, и в качестве благодарности Жар - Птица вырвала горящее перо, которое в дальнейшем будет освещать путь в темное подземелье Зеленого Змея Горыныча. Так она отправилась дальше в путь. Она подошла к роднику и вдруг услышала стоны.. оглянувшись вокруг, она увидела Яблоню, которая засыхала. Дерево попросило полить его. Принцесса, набрав в ладони воды, выполнила просьбу Яблоньки, и та взамен за её помощь и сострадание, открыла тайну воды этого родника, с помощью которой можно победить любые тёмные силы. Так же она подарила кувшин. Принцесса поблагодарила Яблоньку, набрала в кувшин Волшебной воды из родника и пошла дальше. Долго ли, коротко ли, но наконец-то клубочек закончился. Принцесса подняла его глаза и увидела Хрустальный Замок, зайдя туда подумала: «Разве может.. в таком прекрасном месте.. жить самое страшное существо?» Но, вспомнив напутствие Доброй Волшебницы, она решается достать перо, подаренное Жар- Птицей. Перо настолько сияло, что свет открывает ей глаза, а не ослепляет её. Увидев убогую картину.. этого полного гари.. пустоты.. грязи и бедных заточенных людей подземелье, Принцесса испытывает страх, но внутренней стержень и обретенная уверенность дают силы идти дальше.. Проходя мимо однообразных комнат, она попадает в главную Залу, где господствует Зеленый Змей Горыныч. Принцесса видит накрытый стол, а рядом стоит трон, на котором восседает Змей.
- Здравствуй! Присаживайся! Ты наверно проголодалась? Отведай мои яства и напитки!
- Спасибо, великодушный Зеленый Змей Горыныч! Я пришла преподнести тебе дар, чтобы ты смилостивился!
- Подойди ко мне, дай взгляну!
Принцесса подходит и протягивает ему кувшин с водой. Но Змей почувствовал подвох и отдал её дар назад. Вскликнув:
- Забирай! Обманщица!
Принцесса не раздумывая выплескивает Волшебную Воду на Змея и он исчезает.. от него осталось только связка ключей… Принцесса поднимает их и бежит освобождать заключенных. Среди них она находит своего отца. И он говорит:
- Как долго я ждал тебя!
Дочь сквозь слезы радости отвечает: «Я так счастлива, что ты снова со мной!»
Народ ликует и все возвращаются домой. Все хорошо кончается.. А сказка продолжается.. Могу я только обещать, что жить будут - да поживать, и хоть мне верилось с трудом, что будет радостью наполнен дом, но все таки Добро одерживает вверх, и каждого героя ждет Успех!

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Основная тема
1. О чем эта сказка?
2. Чему она нас учит?
3. В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?
4. Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Линия героев сказки (мотивация поступков)
1. Почему герой совершает тот или иной поступок?
2. Зачем это ему это надо?
3. Чего он хотел на самом деле?
4. Зачем один герой был нужен другому?

Линия героев сказки (способ преодоления трудностей)
1. Как герой решает проблему?
2. Какой способ решения и поведения он выбирает?(активный или пассивный)
3. Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому?
4. В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

Линия героев сказки (отношение к окружающему миру и самому себ е)

1. Что приносят поступки героя окружающим радость, горе, прозрение?
2. В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель?
3. Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции?
4. Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Актуализированные чувства
1. Какие чувства вызывает эта сказка?
2. Какие эпизоды вызывали радостные чувства?
3. Какие грустные?
4. Какие ситуации вызывали страх?
5. Какие ситуации вызывали раздражение?
6. Почему герой реагирует именно так?

Образы и символы в сказки
1. Кто такой Зеленый Змей Горыныч?
2. Кто такой Лже Принц?
3. Что такое струна?
4. Кто такая Жар -Птица?
5. Что такое горящее перо?
6. Что такое Яблонька?
7. Что такое Волшебная Вода?

Оригинальность сюжета
1. Встречались ли подобные сюжетные ходы в наиболее известных народных и авторских сказках?

ВОЛК ВНУТРИ НАС

Один старый индеец чероки рассказал своему внуку о борьбе, которая происходит в душе человека. Он сказал: - Малыш, в нас борются два волка, один представляет собой Несчастье - страх , тревогу, гнев, зависть, тоску, жалость к себе, обиду и неполноценность.

Другой волк Счастье - радость, любовь, надежда, безмятежность, доброту, великодушие, истину и сострадание.

Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый чероки ответил просто: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

КАРАНДАШ


Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

Есть пять вещей, которые ты должен знать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшем карандашом, которым только можешь быть.

Первое - ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому - то держать тебя в своей руке.

Второе - ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшем карандашом.

Третье - ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое - твоя наиболее важная часть будет всегда, находится внутри тебя.

И пятое - на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда обязан оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты обязан продолжать писать.

ПРИТЧА О ЛОШАДИ


Убежала у крестьянина лошадь. Как сеять, как пахать? Заплакал крестьянин. Кое-как вспахали поле, кое-как посеяли. Прошло время. Пришла лошадь и привела жеребенка. Ой, какое счастье, убежала лошадь, привела жеребенка. Вырос жеребенок, превратился в могучего коня. Поскакал на нем сын крестьянина, упал и сломал ногу. «Какое горе, - заплакал крестьянин,- сын сломал ногу». Утром стучат в дверь: мобилизация. Всех молодых парней забирают на войну с соседним королевством. А сына крестьянина не взяли. Обрадовался он: какое счастье- сын сломал ногу.

  • Если мы не можем изменить ситуацию, то мы можем выбирать, как на нее реагировать: со знаком «плюс» или со знаком «минус».
  • Все, что ни делается,- к лучшему, во всяком событии есть смысл, который сразу не уловить. Лишь последующие события докажут благо произошедшего.
  • Любая проблема является испытанием, любое испытание является вызовом. В каждой вызове находится зародыш будущей удачи. Проходит время, разворачивается цепочка событий, приводящая человека к успеху.

КРАСАВИЦА [противодействие манипуляции, честность]


По дороге шла девушка, прекрасная, как фея. Вдруг она заметила, что следом за ней идет мужчина. Она обернулась и спросила: "Скажи, зачем ты идешь за мной?"

Мужчина ответил: "О, повелительница моего сердца, твои чары столь неотразимы, что повелевают мне следовать за тобой. Про меня говорят, что я прекрасно играю на лютне, что посвящен в тайны искусства поэзии и что умею в сердцах женщин пробуждать муки любви. А тебе я хочу объясниться в любви, потому что ты пленила мое сердце!"

Красавица молча смотрела некоторое время на него, потом сказала: "Как ты мог влюбиться в меня? Моя младшая сестра гораздо красивее и привлекательнее меня. Она идет за мной, посмотри на нее."

Мужчина остановился, потом обернулся, но увидев только безобразную старуху в заплатанной накидке. Тогда он ускорил шаги, чтобы догнать девушку. Опустив глаза, он спросил голосом, выражающую покорность: "Скажи мне, как ложь могла сорваться у тебя с языка?"

Она улыбнулась и ответила: "Ты, мой друг, тоже не сказал мне правды, когда клялся в любви. Ты знаешь в совершенстве все правила любви и делаешь вид, что твое сердце пылает от любви ко мне. Как же ты мог обернуться, чтобы посмотреть на другую женщину?"

О КОФЕ


Приходит к отцу молодая девушка и говорит: "Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил. Что мне делать?"

Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал молотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.

Что изменилось? - спросил он свою дочь.

Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.

Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупко и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...

А кофе? - спросила дочь.

О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

САД [самооценка, принятие себя]



Как-то король пошел в свой сад и обнаружил увядшие и умирающие деревья, кустарники и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Обернувшись к сосне, король обнаружил, что она погибает от того, что не может давать виноград. А виноградник умирает потому, что не может цвести так же прекрасно как роза.

И король нашел лишь один цветок, анютины глазки, цветущий и свежий как всегда. Ему было интересно узнать, почему так происходит. Цветок ответил:

Я принял как само собой разумеющееся, что когда ты посадил меня, то хотел именно анютины глазки. Если бы ты захотел видеть в саду дуб, виноградник или розу, ты бы посадил их. А я - если я не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь, - я буду стараться быть этим как можно лучше.

Вы здесь потому, что существование нуждается в вас таком, каков вы есть. Иначе здесь был бы кто-то другой.

СОБРАТЬ ПУХ



Один человек дурно отзывался о рабби. Но однажды, ощутив угрызение совести, решил попросить прощения , сказав, что согласен на любое наказание. Рабби велел ему взять несколько пуховых подушек, распороть их и пустить пух по ветру. Когда человек сделал это, рабби велел ему: " А теперь иди и собери пух."

Но это невозможно! - воскликнул человек.

Конечно. И хотя ты можешь искренне сожалеть о причиненном тобою зле, так же невозможно исправить зло, причиненное словами, как и собрать весь пух.

УЧИТЕЛЬ



Однажды к мудрому Учителю пришла соседская женщина с мальчиком и сказала: " Я уже испробовала все способы, но ребенок не слушается меня. Он ест слишком много сахара. Пожалуйста, скажите вы ему, что это нехорошо. Он послушается, потому что он вас очень уважает."

Учитель посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал: " Приходите через три недели."

Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Непонятно... Люди приходили из разных стран, и Учитель помогал им решать большие проблемы сразу... Но она послушно пришла через три недели. Учитель вновь посмотрел на ребенка и сказал: "Приходите еще через три недели."

Тут женщина не выдержала, и осмелилась спросить, в чем дело. Но Учитель лишь повторил сказанное. Когда они пришли в третий раз, Учитель сказал мальчику: "Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья."

Раз вы мне советуете, я больше не буду этого делать, - ответил мальчик.

После этого мать попросила ребенка подождать ее на улице. Когда он вышел, она спросила: "Учитель, почему вы не сделали этого в первый же раз, ведь это так просто?"

Учитель признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать совет, ему пришлось самому избавиться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся...

Один из признаков настоящего Мастера таков: он никогда не станет учить тому, чего не прошел сам.

ЦЕННОСТИ в ЖИЗНИ



Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько различных вещей. Когда начинаются занятия, он молча берет большую пустую банку из под майонеза и заполняет ее большими камнями.

Затем спрашивает: "Банка была полна?"

Да! - соглашаются студенты.

Тогда профессор достает коробку с маленькой галькой и высыпает ее в эту же банку. Он слегка поболтал банку, и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями. Он снова спросил студентов: "Банка полная?"

Они рассмеялись и согласились, что банка полная. Тогда, профессор достает коробку песка и высыпает ее в банку. Естественно, песок, заполняет все остальное пространство.

Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи: ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы все остальное было потерянно, и только они остались, ваша жизнь была бы все еще полна.

Галька - другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок - все остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для гальки и камней.

То же самое и в жизни. Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются важными для вас. Обратите внимание на вещи, которые более всего важны для вашего счастья. Заботьтесь сначала о камнях, это действительно имеет значение.

Установите ваши приоритеты. Остальное - только песок.


Муж и жена прожили тридцать лет. В день 30-летия совместной жизни жена, как обычно, испекла булку - она пекла ее каждое утро, это было традицией. За завтраком она разделила ее поперек, намазала маслом обе части, и как обычно, подает мужу верхнюю часть, но на полпути рука ее остановилась...

Она подумала: "В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть эту румяную часть булочки; я о ней мечтала 30-лет. В конце концов, я тридцать лет была примерной женой, я вырастила ему прекрасных сыновей, была верной и хорошей любовницей, вела хозяйство, столько сил и здоровья положила на нашу семью".

Приняв это решение, она подает нижнюю часть булочки мужу, а у самой рука дрожит - нарушение 30-летней традиции! А муж, взяв булочку, сказал ей: "Какой неоценимый подарок ты мне сделала сегодня, любимая! 30 лет я не ел свою любимую, нижнюю часть булочки, потому что считал, что она по праву принадлежит тебе".

В ПОИСКАХ СУДЬБЫ


Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племен было две дочери. Старшая - красавица, а младшая... Ну, как бы сказать, чтобы никого не обидеть.. Не очень. Один из моряков сказал своему другу: "Все, я нашел свое счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя."

Да, ты прав, старшая дождь вождя - красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.

Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

Ты что с ума сошел? Она же... не очень.

Это мое решение, и я это сделаю.

Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошел свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп....коровами. Хорошая невеста стояла десять коров. Пригнал он десять коров и подошел к вождю:

Вождь, я хочу взять твою дочь и даю за нее десять коров!

Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица, умница, и она стоит десять коров. Я согласен.

Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.

Ты что, мил человек, шутишь? Не видишь, она же такая...не очень.

Я хочу жениться именно на ней.

Хорошо, но как честный человек я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за нее три коровы, не больше.

Нет, я хочу заплатить именно десять коров.

Они поженились. Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своем корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идет по берегу, а навстречу женщина неземной красоты. Он ее спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит, видит - сидит его друг, вокруг детишки бегают..

Как живешь?

Я счастлив.

Тут входит та самая красивая женщина.

Вот, познакомься. Это моя жена.

Как? Ты что женился еще раз?

Нет, это все та же женщина.

Но как это произошло, что она так изменилась?

А ты спроси у нее сам?

Подошел друг к женщине и говорит: "Извини, за бестактность, но я помню, какая ты была..не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?"

Просто однажды я поняла, что стою десять коров....

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

ОБЛАКО И ОЗЕРО

Предупреждение пассивной жизненной позиции, "самобичевание", отказ от конструктивной активности - В.Буяновская


Вы, наверно, все знаете большое непроходимое болото к северу от города. Ничего не растет на нем, и кажется, только изредка черные тучи пролетают над ним. Ни солнышко, ни луна, ни тем более облачко никогда не там ни появляется над ним. Не слышно там ни пения птиц, ни человеческой речи. Даже дети и звери обходят это гиблое место.

А когда-то очень-очень давно все было совсем не так. Тогда очень давно, на месте этого ужасного болота, было прекрасное Озеро. На всю Округу озеро славилось своей чистейшей водой, по берегам стояли грациозные ивы, купая свои распущенные ветви в водах озера. А какой только рыбы там не водилось. С самого раннего утра мальчишки приходили ловить рыбу и побрызгаться в чистых водах, днем приходили взрослые, после трудового дня искупаться, отдохнуть, глотнуть хрустальной воды. Ночью приходили влюбленные. Сколько смеха, сколько признаний в любви слышало Озеро. И весь день пели птицы. Утром Солнышко здоровалось с Озером, купая свои лучики в его водах, ночью луна прокладывала серебренную дорожку, по которой скользили маленькие серебренные человечки.

Чаще других над Озером проплывало одно Облачко. Оно было такое маленькое, такое легкое, такое быстрое. Облако очень любило Озеро и каждый раз старалось как можно больше побыть с ним. Облачко очень любило Озеро, но Озеро было очень гордое, неприступное и не поощряло такие заигрывания. Оно обижало Облачко, и Облачко плакало, оно уплывало вдаль, но потом все забывало и возвращалось.

Но Озеро любило только себя. Его стало раздражать пение птиц, танцы рыб, смех детей. Оно было такое гордое, что не любило даже маленькие ручейки, которые впадали в него. Его все раздражало. Озеро считало, что оно очень красивое и его никто не достоин, никто не может сравниться с ним. А Облачко плакало все чаще и чаще. Другие облака и взрослые тучи не могли спокойно наблюдать, как тает Облачко. Они полусилой, полууговорами заставили улететь на юг, в далекую Африку. Вначале Облачко очень переживало, но когда увидело, как радуются ему люди и растения, потихоньку свыклось с жизнью без Озера.

А Озеро с тех пор, как улетело Облачко, стало совсем невыносимо. Только веселый и легкий нрав Облачка сглаживал все ухудшающийся и ухудшающийся характер Озера. Со временем птицы стали облетать Озеро стороной и рыбки старались перебраться в другие водоемы. Постепенно Озеро перестало общаться с ручейками, которые столько времени пополняли его свежей водой. Озеро уже не было такое кристально чистое. Не слышно стало на берегах его клятв любви, детского смеха, никто уже не хотел искупаться после тяжелого дня. Даже красавицы ивы убрали свои распущенные ветви, им некуда было больше смотреться. Озеро постепенно становилось все более мутное и заболоченное.

Последние его покинули лягушки. Они не могли снести, что их никто не слышит, а так для кого стараться. А Озеро не переживало. Ему было очень хорошо одному, никто не отвлекал его от умных мыслей, никто не мешал любоваться собой. Правда, иногда оно поглядывало на небо, не проплывает ли Облачко. Но облачко не проплывало. Только иногда приостанавливалась черная туча, смотрела укоризненно, осыпала потоками ругани и проплывала дальше. А Озеро жило своей, никому не понятной жизнью. Оно даже не заметило, когда успело превратиться в болото. А самое страшное, ему это было совершенно все равно.

РАССТАВАНИЕ

Сказка для детей, родители которых расстаются - А. Смирнова


В семействе медведей случилась беда. Совсем неожиданно для маленького мишутки папа ушел жить в другую берлогу. Все, что он сказал, - это: "Не переживай, сынок, мы с тобой будем видеться, только реже". Мишутку эти слова больше огорчили, чем успокоили. Он никак не мог понять, почему папа решил уйти и почему они должны редко видеться, почему он не может играть с ним перед ужином в мячик, купаться в пруду, как прежде, и не слышать по утрам привычное: "Вставай, соня, день уже начался".

"Какие страшные эти взрослые, - размышлял мишутка, - вечно им нужно что-то менять. Ведь все было так хорошо".

Услышав однажды ночью, как мама тихонько плачет, мишутка вышел из берлоги и постучался к филину.

Послушай, филин, ты у нас в лесу самый мудрый. Объясни, почему папа от нас ушел? Может быть, мы его чем-то обидели или он нас просто разлюбил?

Филин задумался.

Знаешь, мишутка, в жизни много сложных вопросов. На них нелегко ответить.

Даже тебе?

Даже мне.

Я слышал сегодня, как мама плачет, и совсем растерялся. Вдруг пап ушел из-за меня? Он, наверное, перестал меня любить, и если я уйду из дома, он вернется к маме. Тогда она больше не будет плакать.

Я думаю, твоя мама огорчится еще сильнее, а папа тебя любит. Он сам говорил мне об этом. Ему плохо так же, как и тебе, только он никому этого не показывает.

Но если ему плохо, почему он не вернется?

Потому что в жизни взрослых часто происходят то, что детям тяжело понять. Пройдет много лет, прежде чем ты узнаешь о многих сложностях жизни.

Но я хочу знать сейчас. Почему люди расстаются? Я слышал от зверей, что у папы новая семья. Получается, он нас бросил и скоро совсем забудет?

Нет, не забудет. Вы же часть его жизни.

Я не хочу быть частью. Пусть все станет как раньше.

Понимаешь, мишутка, у каждой семьи своя жизнь. Она может быть очень долгой. Дети вырастают, и мамы с папами расстаются раньше появления внуков.

Это как у лисенка? От них ушла мама.

И как у лисенка, и как у зайчика. Он приходил ко мне прошлым летом и пожаловался, что папа обижает маму, а стоит ему заступится, как тоже достается.

Я знаю. Зайчик говорил, что боится папу, и с мамой вдвоем ему спокойнее.

Вот видишь, какие разные бывают отношения. Наверное, твои родители почувствовали, что их жизнь вместе закончилась раньше, чем они хотели. И чтобы не обижать друг друга, как это бывало в семье зайчика, расстались.

Есть такие цветы, которые не могут вместе уживаться на одной клумбе, хотя и нравятся друг другу. Если они растут рядом, то быстро начинают увидать, постоянно спорят и ссорятся. Когда же их пересадить на разные клумбы, они снова расцветают.

Так же бывает и у взрослых. Сначала они любят друг друга, а потом что-то происходит и жить вместе становится трудно.

Я понимаю, но от этого не легче.

Так и должно быть. Расставаться с тем, кого любишь, всегда тяжело, но такое иногда и случается. Главное, суметь это пережить.

Трудно быть ребенком, - вздохнул мишутка.

Взрослым быть тоже нелегко. Ты поймешь это, когда вырастешь. Так что не обижайся на папу и успокой маму. Она за тебя очень переживает. Ей сейчас тоже трудно. Помоги ей.

СИЛА ЛЮБВИ

Сказка о ценности любви, взаимоотношениях мужчины и женщины. - Андрея Гнездилова

В старые рыцарские времена люди, кроме собственных имен, давали друг другу прозвища. Особенно это распространялось на королей. Кто не слышал о Генрихе Красивом, Людовике Великолепном, Карле Смелом. Но вот в одной стране жил король, которому никак не могли подобрать прозвище. Стоило ему дать прозвище, как он менялся, проявляя совершенно противоположные качества. Начать хотя бы с того, что при восшествии на престол его прозвали Слабым. Случилось это так. В стране существовал обычай, согласно которому трон наследовали королевы, а затем сами выбирали себе мужей. По рыцарским традициям созывался турнир и самого сильного королева делала своим избранником. Но в то время на престоле оказалась королева Палла. Ее называли прекрасной, но, кроме того, она еще обладала своевольным характером и никто не мог угадать, как она поступит. И вот на турнире, где сильнейшие Рыцари сражались за честь занять трон, королева выбрала не победителя, а самого слабого рыцаря. Звали его Рич, и, с кем бы он не пытался сражаться, его тут же вышибали из седла. Какой же скандал случился, когда Палла, сойдя с трона, надела золотой венец на его голову!

Однако с королевой спорить не приходилось. Зато король Рич сразу получил кличку Слабого. И конечно же, оскорбленные васаллы отказались ему повиноваться. Они объединили силы и решили свергнуть Рича, а королеве дать супруга, которого бы они уважали. Войска их окружили столицу и потребовали низложить короля. Тогда король и королева выехали за ворота, и Палла сказала, что если найдется хоть один из воинов, способный победить короля, то она согласится уступить требованиям своих подданных. И вот случилось чудо. Самые сильные рыцари сшибались со слабым королем, и ни один из них не усидел в седле. Пристыженные рыцари вынуждены были покориться. Никто не понимал, как произошло, что Рич вышел победителем из всех схваток. - Может быть, здесь замешано колдовство?

Да, колдовство, - ответила королева Палла, когда до нее дошли слухи о подозрениях подданных. - И имя ему - моя любовь. Она способна превратить слабого в сильного. И короля Рича с той поры стали звать Сильным.

Однажды страну постиг неурожай и голод. Люди были готовы отдать за кусок хлеба самые дорогие вещи. И вот откуда-то в королевство хлынули торговцы. Они везли хлеб, но за него брали непомерные цены, так что, когда бедствие с хлебом закончилось, жители ощутили еще худшее несчастье - зависимость и рабство. Почти половина страны оказалась в долгах. Власть короля Рича пошатнулась. Его подданные служили теперь не ему, а хитрым и жадным ростовщикам. Тогда король объявил, что намерен выплатить все долги жителей своей страны, но стем условием, чтобы торговцы покинули ее. Нехотя собрались в столицу чужеземцы. Они вовсе не хотели уходить из королевства, где им жилось столь богато и привольно. И вот они придумали хитрость. Громадные весы изготовили им кузнецы, и на одну из чашек их рабы положили каменные валуны, сверху покрытые тонким слоем золота. Довольно потирали руки торговцы, заранее зная, что у короля не хватит сокровищ, которые смогли бы перевесить другую чашу. И правда, когда все золото королевской казны легко на весы, они даже не дрогнули.

Ваше величество! Даже если вы сами со всей своей доблестью войдете на весы, они вряд ли сумеют перевесить долги! - ехидно заявили торговцы. И тут король снял корону, сошел с трона и встал на чашу весов. Они не двинулись. Рич взглянул на королеву, и она улыбнулась ему. В то же мгновение чаша весов с королем опустилась и коснулась земли. Изумленные ростовщики не верили своим глазам, а король стал сбрасывать золото с чаши. Наконец, он один остался на весах, а чаша с позолоченными камнями все еще висела в воздухе.

Я не собираюсь торговаться, - сказал Рич.

Потому предлагаю себя за долги своих подданных. Вы видите, что весы не лгут. Злобно зашипели торгаши: - На что нам нужен этот король без его сокровищ и страны. На нем даже нет короны. Он никто.

Тогда убирайтесь вон! - гневно воскликнул король. - И если хоть один останется на моей земле до завтрашнего утра, его казнят!

Но мы не успеем собрать свое добро! - закричали торговцы. Вот ваше добро, которое вы положили на весы! Забирайте его с собой! - отвечал Рич.

И толпа ростовщиков, боясь, что раскроется их обман и они поплатятся головами, потащили свои камни прочь от столицы.

Сколько же вы весите, Ваше Величество? - Смеясь, спросила Рича королева.

Столько же, сколько ваше колдовство, - ответил король, которого тут же прозвали Тяжелым.


Прошло немного времени, и новые события обрушились на жизнь Рича и Паллы. С самой дальней окраины страны, где высились неприступные горы, ко двору прибыла леди Кора Глон. Прекрасна была королева, но невольно пришлось ей отвести глаза, когда жгучий взор новой красавицы медленно скользнул по восхищенной толпе вельмож, а затем дерзко остановился на королеве. Воистину это была опасная соперница. Ее смелые наряды, попиравшие стыдливость, разжигали сердца мужчин. Она танцевала с такой страстью, словно испытывала глубочайшие чувства к каждому, кто был с ней в паре. Она могла, не зная усталости, скакать на коне с утра и до поздней ночи. Она стреляла из лука без промаха. Но самое главное, что ее окружала тайна. Никто не знал прежде о существовании замка Глон, никто не мог понять полностью очарования Коры, которая ослепляла своим богатством и свободой обращения.

Никому не были ведомы дурманящие ароматы, которые она использовала в своих духах. Как видно, они кружили голову, рождая самые бесстыдные грезы. И наконец, кто ей был нужен? Она, казалось, разом хотела всего и всех. И вот, словно безумие вошло вместе с леди Глон. Пылкие юноши и суровые мужчины, забыв о своих привязанностях, тянулись к одной лишь Коре. Жестокие споры, дикая ревность, смертельные поединки - вот что увлекало придворных.

Слезы и отчаянье, страсть и гнев бесконечным шлейфом тянулись за леди Глон, а она словно не замечала ничего.
Смехом, пением, танцами она звала к себе, обещая себя каждому, кто покорится ей одной. Без скипетра и короны она стала царствовать при дворе, и бедная Палла должна была делить с ней власть. Бал за баллом, праздник за праздником следовали безостановочно, а леди Глон была неистощима, как и ее богатства, которые она щедро бросала на пиры и удовольствия. Время от времени она приближала к себе того иль иного поклонника. Но недолгим было его счастье, и вскоре он куда-то исчезал. Обвинить Кору никто не решался, ибо новая жертва сама рвалась на смену сопернику.

Король Рич принимал участие во всех развлечениях, но никто из придворных не мог обвинить его в измене. Многие думали, что Кора метит на него, постепенно вовлекая короля в свою западню, и предупреждали Паллу. Но она не могла преодолеть своей гордости и требовать объяснений от своей подданной или просить короля остановить разгул.

Но вот однажды король не вернулся с охоты. Напрасно ждала его королева, напрасно егеря обшаривали весь лес. Ни следа не осталось от короля Рича. И злые языки тотчас переименовали его из Тяжелого в Легкого. Но недолгой была грусть по исчезнувшему королю. Леди Глон, нарушив траур, вновь приготовила пышный бал. Королева пыталась призвать своих подданных к порядку, но ей отказались подчиняться.


- Дайте нам нового короля, Ваше Величество, и мы повинуемся! - отвечали вельможи, подученные Корой. Но Палла наотрез отказалась. Покинув дворец, королева, чтобы не слышать шумы веселья, отправилась в лес. Ночь подходила к концу, когда Палла услышала топот копыт. Кавалькада разряженных всадников с факелами в руках неслась по лесу.

Это были опьяневшие гости, решившие охотой закончить пир. Но добычей ей служили не звери. Они мчались вслед Коре Глон. Вот рассыпалась по лесу веселая ватага, и лишь отдаленные голоса и смех будили тишину. Королева хотела продолжать путь, но вдруг остановилась у края поляны. Посреди нее она увидела знакомого рыцаря. Как вкопанный он замер, глядя впереди себя и опустив догорающий факел. Вот кусты раздвинулись, и навстречу ему появилась верхом на коне леди Глон. Она была обнажена, и лишь буйные волосы опускались по ее белым плечам, путаясь с конской гривой. Свора молчащих собак выбежали на поляну и окружили рыцаря. Кора повелительно подняла руку, и он, тронув поводья, приблизился к ней. Как змея обвила леди рыцаря и впилась в его губы, а собаки вцепились в его лошадь.

Со сдавленным печальным криком изчез всадник, а на его месте, поджав хвост, оказался новый пес. Леди пришпорила своего коня, и свора собак последовала за ней. С ужасом вернулась Палла во дворец, поняв, что Кора Глон - колдунья и борьба с ней бессмысленна. Она не могла опереться ни на одного из своих подданных. А вокруг нее уже зрел заговор. И вот на исходе года вновь придворные собрались во дворце и требовали королеву выбрать нового короля.

Нет, - ответила Палла. - Я выбираю только раз, и мой выбор вы знаете - это король Рич.

Но он изменил вам и королевству! - раздались злобные голоса.

Может, и так, но он не изменил моей любви! - ответила Палла.

Пора сделать новый выбор, королева! - проговорила леди Глон, приближаясь к трону. Торжествующая усмешка кривила ее губы. С десяток заговорщиков окружили королеву и сорвали с нее корону.

Я дарю тебе жизнь, Палла! - воскликнула, смеясь, Кора Глон. - Но только затем, чтобы ты разделила ее с моим шутом. Он остался верен тебе и потому лишился короны. Я надену ее на более достойного. Толпа раздвинулась. Закованный в цепи, в шутовском наряде перед Паллой появился король Рич.

Теперь вы будете вдвоем потешать меня, - заявила колдунья. Твердыми шагами она поднялась по ступенькам трона и водрузила на свою голову корону Паллы. В то же мгновенье ее голова превратилась в страшную собачью морду. Тело съежилось и покрылось шерстью. Вместо слов из пасти ее вырвался хриплый лай. Рыцари схватились за оружие. С диким воем колдунья выпрыгнула в окно и разбилась о камни.

Кто же мог победить колдунью, ваше величество? - спросил Рич Паллу.

Не я! - ответила она. - Но моя любовь и ваша верность!

С тех пор короля Рича прозвали Верным.

Бывают размеры произведений (количество листов). Это миниатюра, рассказ, повесть, роман. Бывают жанры произведений. Это комедия, трагедия, драма, мистика, ужасы, фантастика, фэнтази. А бывают виды произведений. Это сказка, сказ, миф, былина, легенда, басня, притча, анекдот.

Сказка – это повествовательное, обычно народное поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказ – это народное эпическое повествование о народных героях.

Миф – древнее народное сказание о легендарных героях; богах, о явлениях
природы.

Былина - это русская народная эпическая песня – сказания о богатырях.

Легенда – это поэтическое предание о каком-то историческом событии.

Басня – это краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Притча – это краткий иносказательный, поучительный рассказ.

Анекдот – это очень маленький рассказ, со смешным содержанием и неожиданным концом.

Что же объединяет все эти виды произведений? В них заключена народная мудрость. Для них нет преград. Их люди могут передавать из уст в уста. Они высмеивают человеческую глупость, человеческие недостатки, то есть поучительные. В них побеждает добро, а зло всегда наказано. Главный герой в них – сильный, храбрый и волевой человек или бог, борющийся со злом. Для кого они написаны? Для детей и взрослых. Во всех них есть скрытый смысл, который необходимо понять. Для чего нужны эти произведения? Они поднимают духовный уровень человека. Призывают его к борьбе со злом, с невежеством. Пробуждают в человеке героизм. Способствуют укреплению силы воли человека.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Сказка
Раздел 3. Тема 4.
Что нас будет интересовать?
 Как появилась сказка?
 В какую «сказку» вносили имена своих крестьян
помещики из «Мертвых душ»?
 Что объединяет все сказки?
 Почему в сказках летают по небу, превращаются
в птиц и животных, ?
 Как связана сказка с мифами и обрядами?
 За что вознаграждаются герои сказок?
Ученые утверждают.
Кто из них прав?
 Е.М.Мелетинский:
 «Происхождение сказки из мифа не вызывает
сомнения»
 В.Я.Пропп:
 «…сказку нужно сопоставлять с обрядами и
обычаями»
 В.П.Аникин:
 «Через сказку перед нами раскрывается
тысячелетняя самобытная история»
Сказка и миф
Тотемные мифы
Мифы о культурном герое
Откуда в сказке:
 «Жили-были кум с кумой – волк с лисой ».
 «Мужик и говорит медведю: «Давай, Миша, сеять
пшеницу». – «Давай», говорит Миша.
 «Все три молодца на одно лицо удались, и
признать нельзя было, кто из них дитя царское,
кто кухаркино и кто от коровы народился »
Орел осерчал , выскочил из-за стола, подхватил
царя и улетел с ним еще дальше»
Тотемные мифы и сказка
Тотемные мифы – мифы о родстве
определенного человеческого рода с
тотемами (животными, растениями).

 Трансформация тотемных мифов в сказку
породила следующие мотивы:

Брак с тотемным существом
 «Как я стану жить с
лягушкой? Век жить –
не реку перебрести ил
не поле перейти!»
Поплакал-поплакал,
да нечего делать –
взял в жены лягушку.»

«Царевна –лягушка»

Звери - помощники
 «Садись на меня, на
серого волка; я тебя
свезу, куда тебе
надобно». Иван –
царевич сел серому
волку на спину, а волк
побежал так скоро, как
стрела…»

«Иван-царевич и серый волк» (Аф.168)

Звери уподобляются человеку
 «Лежит в поле
лошадиная голова…
Прибежал заяц:
«Терем-теремок! Кто в
тереме живет?»
«Терем мухи» (Аф.84)


Превращение
 «Вот и стала перед
ним молода
молодица… Уж такая
красавица была: зрел
бы,смотрел – очей не
сводил»
(«Белая лебедка» Зеленин,85)
Почему в сказках:
 «Посылает царь старшего сына по живую воду ,
по сладкие моложавые яблоки »
 «Буря-богатырь разошелся,. боевой палицей
размахнулся – три головы змею снес »
 «Стрелец-молодец сел на своего богатырского
коня и поехал за тридевять земель; долго ли,
коротко ли, приезжает он на край света , где
красно солнышко из синя моря восходит».
Мифы о культурном герое
 Мифы о введении тех или иных
культурных благ, которые добывает для
людей у первоначального хранителя
герой.
Близнечные мифы – мифы, где роль
культурного героя исполняют братья-
близнецы, наделенные
противоположными чертами.

Из мифов о культурном герое
пришли в сказки
 Добывание
 «Посылает царь
волшебных предметов
старшего сына по
(культурных благ)
живую воду, по
сладкие моложавые
яблоки»

«Сказка о молодце-удальце» Аф.174)
Из мифов о культурном герое
пришли в сказки
 Змееборство (борьба
 «Долго ли, коротко ли
с чудовищами)
бился с змеем Никита
Кожемяка, только
повалил змея» («Никита
Кожемяка»)
 «В третий раз
размахнулся он еще
сильнее и срубил
чуду-юду девять
голов» («Иван Быкович»)
Сказка и обряд
Запреты
Инициация. Свадьба
Переход в иной мир
Как попали в сказку мотивы:
 «Отрежьте от рук по пальцу – я вас попробую»
 «Он взял топор и начал рассекать Марью
Прекрасную на части …»
 «Дед и бросил мальчика в печь …»
 «Отдал учиться птичьему языку»
Инициация
 Обряд, оформляющий переход и
посвящение юношей в число взрослых
членов племени (рода), осмысляющийся
как смерть и новое рождение.

Обряд инициации – источник
мотивов волшебной сказки
 Лес, река – граница
 Избушка бабы-яги
 Получение знаний
 Испытания героя
 Трудные задачи
 Большой дом
 Женитьба
Откуда в сказках мотивы:
 «После они полетели за тридевять
земель; долго-долго летели»
 Прежде три пары башмаков железных
износишь, три посоха чугунных
изгложешь, три просвиры каменных
изгложешь, чем найдешь меня»
Мифологический путь в иной
мир
 Дальнее путешествие
 «Иван-царевич скопал
землю, видит
 Встреча с предками
чугунную доску на 12
 описание иного мира
замках, замки он
 Предметы для
тотчас сорвал и двери
путешествия
отворил, вошел под
землю, тут прикован
на 12 цепях
богатырский конь»
(«Кощей бессмертный»)
Из какого обряда эти мотивы
 «Стану ему задавать разные трудные
задачи »
 «Как увидали семь Семионов, что погоня
уж близко, вот-вот догонит! – нырнули и с
царевной и с кораблем.»
 «Потом приказал ему: за ночь поле
вспахат и обороновать, пшеницу посеять,
сжать, обмолотить и в амбар убрать»
Из какого обряда эти мотивы
 «Василиса Премудрая взяла муки,
замесила тесто, положила творогу да
голубя с голубкой и сделала пирог»
 «с этими словами вынул он из кармана
другой башмачок и положил его на стол»
Свадебный обряд проявился в
сказочных мотивах
 Трудные задачи
 Узнать искомое
 Бегство и погоня
 Проверка навыков невесты
 Отработка жениха
 Кольцо
 Обувание обуви невесты
Из мифа в сказку
Миф :
Сказка :
 Сакральность
 Десакрализация
 Достоверность
 Вымысел
 Этнографическая
 Условность
конкретность
 Обыкновенные люди
 Мифические герои
 Сказочно-неопределенное
 Мифическое время
 Индивидуальная
 Судьба человечества
 социальные
 Космические проблемы
Поэтика волшебной
сказки
Сюжетостроение
Типология героев
Стиль
Сюжетостроение
 Почему сюжет становится ведущей
категорией поэтики волшебной сказки?
 Какова наиболее распространенная схема
сюжета волшебной сказки?
 Что делает каждый герой? Как они
соотносятся с главным?
 Чем характеризуется пространство и
время?


Схема сюжета
 Отлучка
 Запрет
 Нарушение запрета

беда
 Путешествие
 Испытание
 Бой
 Добывание блага
 Возвращение
 Свадьба (награждение)


Типология героев
 Иван-дурак (Ивашко)
«Сивко-Бурко»,»Гусли-самогуды», «Иван-
дурак»
 Иван-царевич
«Иван-царевич и Марфа-Царевна»,
«Три царства», «Кощей Бессмертный
 Иван Быкович
(Горох.Медведко)
«Иван Коровий сын», «Василиса Золотая
коса»

Ложный герой
 Старшие братья
«Три царства», «Емеля дурак»
 Старшие сестры-
«Перышко Финиста»

Героиня
 Чудесная невеста
«Князь Данила-Говорила», «Три
царства», «Морской царь и Василиса
Премудрая»

 Падчерица
«Морозко», «Буренушка», «Волшебное
зеркальце»
 Мудрая дева
«Неосторожное слово», «Мудрая жена»
 Царевна«Василиса
Прекрасная», «Три царства»

Вредитель, враг
 Змей Горыныч
«Королевич и его дядька»(124).
«Никита Кожемяка»
 Кощей Бессмертный
«Марья Моревна», «Кощей
Бессмертный». «Царевна-змея»
 Баба-Яга
«Баба-Яга и Заморышек» , «Баба Яга и
Жихарь», «Марья Моревна»


Вредитель
 Царевна
 Мачеха
 Кощей


Даритель, помощник
 звери
 Птицы
 Старик
 мать
 Баба-яга
 Куколка
 Антропоморфные
существа
 Силы природы

Отправитель
 Царь
 Отец
 Мать
Формы повествования
 Авторское слово
 Сказано-сделано (сообщение, оговор,
пожелание, запрет)
 Диалог
 Художественные формулы (присказки,
концовки, вступительные,
заключительные, медиальные)
Авторское слово
 Краткие описания обстановки
 Комментарии к действиям героев
«Опустились прямо на двор, сестра
выступила навстречу, принимает своего
брата, сажает его за дубовый стол, а на
царя и смотреть не хочет, оставила его
на дворе, спустила борзых собак и давай
травить».

(«Морской царь и Василиса Прекрасная»)
Сказано-сделано
Сообщение
«Ну, царь-государь, кормил ты меня два
года, уж как хочешь, а прокорми еще год,
хоть займи, да прокорми: в накладе не
будешь!» Царь то и сделал»

Сказано-сделано
Оговор
«Думал-думал, взял да и написал к своему
брату письмо: твоя-де дочь худыми
делами занимается, по чужим дворам
таскается, дома не ночует и меня не
слушает.» («Волшебное зеркальце»)

Сказано-сделано
Запрет
 «Смотри же, не отпирай сундучок, пока
домой не приедешь; красный сундучок
отопри на заднем дворе, а зеленый
сундучок на переднем дворе» Взял царь
сундучок…, не утерпел, больно узнать
ему хотелось..»

Сказано-сделано
Пожелание
«Увидал его царь и говорит: Здорово,
дружок!..Примайся теперь за работу; вот
тебе первая задача: построй за одну
ночь большой хрустальный мост, чтоб к
утру готов был!»

Художественные формулы
 Присказка
 Концовка
«вот сказка вся,
больше сказать
нельзя»

Художественные формулы
Вступительные
Заключительные
«В некотором
«Стал жить да
царстве, в
поживать да добра
некотором
наживать»
государстве жил-
был..»

Медиальные формулы
Пространства
Времени
«Ехали они ехали»
 «растут не по дням,
«попал за тридевять
а по часам»
земель в тридесятое
«живут долго ли,
царство»
коротко ли»
«в ту пору-времечко»
Медиальные формулы
Описания
Приговоры
Красота ни в сказке
 «туда – не знаю куда,
сказать, ни пером
принеси то – не знаю
описать.
что»
Сказки о животных
Притчевое начало
Сюжетостроение
Сказки о животных
 Почему животные-тотемы выглядят
смешными?
 Какими делами заняты животные и какие
решают проблемы?
 Как проявляется в сказке о животных
притчевое начало?

Что позволяет развиваться
действию стремительно?
Мотивы:
 Встречи зверей
 Коварного совета
 Обмана
 Неожиданного испуга
 Песенок
Социально-бытовые
сказки
Средства создания комического
Бытовые сказки
 В чем отличие бытовых сказок от
волшебных?
 Почему мужик дурит барита, работник
попа, а жена все делает наоборот?
 Что вызывает смех в этих сказках?
Переходные сказки
 В числе бытовых сказок есть такие,.
Которые построены по той же
композиционной схеме, что и волшебная
сказка, с тем лишь отличием, что в них нет
ничего сверхъестественного, волшебного.
Выводы
Обобщим и запомним
Эстетика и поэтика сказки
 определяется установкой на вымысел и
занимательность
 через Мотивы и образы связана мифами и
обрядами
 отражает исторические реалии, бытовые
детали и представления о желаемом
Что надо запомнить о сюжете
сказок
 Сюжет – основной компонент поэтики сказки
 Сюжет разворачивается вокруг главного героя
 Сюжет состоит из простейших повторяющихся
повествовательных единиц – мотивов
 Мотивы могут повторятся трижды с нарастанием
 Мотивы могут повторятся по принципу цепочки
(кумулятивные сказки)
Что надо помнить о хронотопе
сказки
 Время и пространство условно
 Время и пространство не изображается, а
только указывается
 Время и пространство эмпирическое
 Время и пространство передается через
формулы
Что надо помнить о конфликте в
сказках
 Конфликт развивается между желаемым и
действительным
 Конфликт разрешается полной победой
героя
 Восстанавливается нарушенная гармония
Что надо помнить о героях
сказок
 Герои представлены по принципу
антитезы
 Герои – это типы, они функциональны
 Герои статичны
 Герои раскрываются в действии
 Герои-победители, социально униженные,
невинно гонимые
Что надо помнить о
повествовании сказки
 Наличие зачинов и концовок
 Использование медиальных формул
 Краткость описаний (природы, интерьера,
портрета)
 Обилие диалогов
 Разговорный язык
 В текст вводятся правдивые бытовые
детали
Сказка и литература
 Сказка может восприниматься как притчи
или как метафора реальных человеческих
отношений
 Сказка продолжает существовать в
авторской литературе как жанровая
модель, источник мотивов и сюжетов,
стилизаций и реминисценций
Обязательно прочитать
 «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Морозко»,
«Крошечка-Хаврошечка», Три царства – медное,
серебряное и золотое», «Василиса Прекрасная»,
«Терешечка», «Иван Быкович», «Кощей
Бессмертный», «Емеля», «Жар-птица и Василиса-
царевна», «Сказка о молодце-удальце»,
«Волшебное кольцо», «Чудесная рубашка»,
«Мудрая жена», «Золотая гора», «Хитрая наука»,
«Заколдованная королевна», «Косоручка»,
«Золотой башмачок», «Несмеяна-царевна».




Читайте о сказке
 Библиотека русского
фольклора. Сказки.
Книга 1,2. М.,1988




Читайте о сказке
 Владимир Пропп.
 Труды.Русская сказка.
М.,2000.


Читайте о сказке
 В.Я.ПРОПП.ИСТОРИЧ
ЕСКИЕ КОРНИ
ВОЛШЕБНОЙ
СКАЗКИ. М.,2000.




Читайте о сказке
 Е.М.МЕЛЕТИНСКИЙ.
ПОЭТИКА МИФА,
М.,2000


Сборник текстов
 НАРОДНЫЕ
РУССКИЕ СКАЗКИ
 А.Н.АФАНАСЬЕВА.
(любое издание)
Справочники по сказке
 Сравнительный указатель сюжетов.
Восточнославянская сказка. Л.,1979.
 Андреев Н.П. Указатель сказочных
сюжетов по системе Аарне. Л.,1929.

Как донести до сознания ребенка простые истины? Прямой нравоучительный рассказ может вызвать противоположный эффект, а сказка не будет воспринята всерьез.

Для достижения этой цели Сент-Экзюпери выбрал удивительную форму сказки-притчи. На самом деле, удачное сочетание интересной сказки с подтекстом, понятным каждому.

Что такое «сказка»? Сказка - жанр литературного повествования. Важнейшей характеристикой сказки является то, что в ней присутствует обязательная установка на вымысел. К главным признакам сказки относятся «несоответствие окружающей действительности» и «необычайность… событий, о которых повествуется».

Не будем вдаваться в подробности относительно характеристики видов сказок. В нашем случае речь идет об авторской сказке. Для нее характерна повышенная степень психологизма, превращение персонажей из «знаков» в полнокровные «образы». Авторскую сказку от других отличает также «двойное бытование». Авторская сказка имеет несколько уровней прочтения, а потому может по-разному восприниматься взрослыми и детьми. Причем не важно, какому читателю сказка адресована, о чем свидетельствуют два равноценных процесса: превращение «взрослых» книг в «детские» и обратно.

Соответствует ли «Маленький принц» данному определению? Необычная встреча летчика и Маленького принца с «астероида В-612» - маловероятный факт в реальной жизни. Сказочность можно подтвердить и по другим имеющимся в тексте жанровым признакам: фантастическое путешествие героя, сказочные персонажи.

Однако не следует думать, что если используется жанр сказки, то она будет наивна. Очень часто Экзюпери ставили в упрек кажущийся примитивизм сказки. Писатель и не скрывал, что ищет простые истины. Простые, в данном случае, совсем не значит упрощенные. Скорее, очищенные от лишних деталей. Только такие истины могут более-менее адекватно быть восприняты людьми разных народов, религий, возрастов.

Если исходить из знаменитого определения, что «взрослые - это выросшие дети», и помнить об особой роли, которую играли в жизни Антуана де Сент-Экзюпери воспоминания о детстве, то, естественно, хочется связать произведение с его же словами о том, что он сам «из страны детства». Но тогда весь пафос «Маленького принца» легко уложить в формулу «берегите, сохраняйте в себе детство», формулу в общем-то хоть и верную, но несколько упрощающую сложное литературное произведение. Перед нами не просто сказка.

В пустыне Сахаре, а вместе с тем и в пустыне современного мира, среди «серьезных деловых людей», Маленький принц бесконечно одинок. Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы. Вспомним слова Змеи: «Среди людей тоже одиноко». Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет - «странными взрослыми». Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных. У каждого своя планета. Они считают созданные мирки истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Этим двум мирам никогда не соприкоснуться: миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника, которому присущи нравственные качества. Именно по этой причине перед нами романтическая сказка.

Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи позволил воплотить размышления Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.

Для реализации идей притчи используется весьма своеобразная композиция. Парабола - основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение. Так, начало и конец повести связаны с прибытием героя на Землю и расставанием его с Землей, летчиком, Лисом.

Маленький принц вновь возвращается на свою планету, к своей Розе. Тогда уже, что взрослый и ребенок были вместе, они открыли для себя много нового и в жизни, и в друг друге, и расстаются они уже иными - обновленными и умудренными.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ.

Но главная трагедия «взрослых» героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.

«…Когда мне было 6 лет. я обнаружил в свое время удивительную картинку…» или: «…Вот уже 6 лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул» Это язык предания, легенды, притчи. Стилистическая манера - переход от образа к обобщению, от притчи к морали - характерная черта писательского таланта Сент-Экзюпери.

 
Статьи по теме:
Сказания и былины древних славян
Древнерусские эпические сказания - былины - в отличие от сказок воспринимались как повествования о событиях, действительно происходивших в давние времена.Термин «былина» ввел в обиход в середине ХЕК века историк и фольклорист И.П. Сахаров, взяв его из «Сл
Роман Гребенников: «Власть — это убогое отражение нас самих Гребенников роман георгиевич где сейчас
Мэр города Волгограда с 2007 года (избирался как представитель КПРФ). В 1998, 2001 и 2003 годах избирался депутатом Волгоградской областной думы. В 2001-2005 годах был спикером областной думы. Осенью 2007 года возглавил предвыборный штаб "Единой России" в
Скандальные застройки генерала лопырева Что известно о генерале Лопыреве, задержанном за «серьезные нарушения закона»
Когда в ноябре прошлого года оперативники Управления собственной безопасности (УСБ) совместно с 8-м отделом оперативного управления ФСО ворвались в квартиру генерала Геннадия Лопырева, то поначалу подумали, что попали в сувенирную лавку. На стенах и в угл
Формирование личности, процесс формирования личности
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие е