Храм святителя николая в кленниках.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

В XVIII столетии слово «блинники» трансформировалось в «кленники». Но исследователи утверждают, что никаких кленов у ворот тогда не росло, и это название было связано с обретением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники. Но это лишь версии.

На Маросейке и сейчас есть зажатая меж высоких домов церковка Николая Чудотворца. Церковка очень давней стройки: когда-то, когда вместо кирпича домов вокруг нее росли клены, называлась Никола в Кленниках; но клены срубили (1504) и стали строить по соседству оружейные мастерские для изготовления и прокалки клинков, тогда церковь стала называться Никола в Клинниках; и наконец, когда на месте разрушенных оружейных построили блинное заведение, Никола, чуть шевельнув буквами, стал называть себя Никола в Блинниках. Так имя, крепко сцепив буквы, сквозь пять веков проносит свой корень, не отдавая ритма (кленники - клинники - блинники) и меняя звук лишь у краезвучья.

В 1468 году Иван III построил на этом месте «обетную» деревянную церковь Симеона Дивногорца в благодарность за то, что пожар из не тронул и . Каменный храм Николая Чудотворца в Кленниках возвели на ее месте в 1657 году.

Эта маленькая московская церковь до начала XX века не была популярна у прихожан. Но перед революцией у нее была уже достаточно большая община.

В советское время храм Николая Чудотворца в Кленниках закрыли, а его здание превратили в подсобное помещение дома №3, где располагался ЦК ВЛКСМ. Он поместил в здании церкви бухгалтерию. В алтарной части устроили кассы, а в четверике на уровне высоких окон появился еще один этаж. Убранство и росписи стен церкви были уничтожены. Исключением стала лишь роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела. В 1990 году храм вернули Церкви, и сейчас он действует.

Прихожан церкви Николая Чудотворца в Кленниках удивляет необычный престол, освященный в честь Алексия, старца Московского, и священномученика Сергия.

Что есть что в церкви

Алексей Мечев был настоятелем этого храма с 1892 по 1923 год, а незадолго до смерти передал руководство приходом сыну Сергею. После закрытия храма в Кленниках Сергея Мечева арестовали и расстреляли.

Как же Алексей Мечев стал московским святым? Он пришел в храм Николая Чудотворца в Кленниках в тяжелое время: ходить в церковь было не модно, и в течение 8 лет батюшка ежедневно служил литургию при пустом храме. В 1902 году после длительной болезни умерла жена отца Алексея, и после этого он посвятил себя служению людям.

Он открыл в своей квартире церковную школу для бедных детей, читал проповеди на , вел работу в Обществе народного чтения, где читал для неграмотных в тюрьмах и столовых. Постепенно в церковь Николы в Блинниках потянулись люди. После молитвы «московского батюшки» многие буквально чувствовали, как гора уходила с плеч, а больные получали физическое исцеление. Кроме того у отца Алексея открылся дар прозорливости. Например, он точно мог сказать, жив или мертв пропавший без вести человек, и никогда не ошибался.

В 2000 году Алексея и Сергея Мечевых причислили к лику святых. А в сентябре 2001 обрели мощи «московского батюшки». Их перенесли в храм Николая Чудотворца на Маросейке. Так церковь Николы в Блинниках получила собственного святого.

Говорят, что... ...в декабре 1905 года в церковь ворвалась толпа озлобленных революционеров-дружинников. Отец Алексей Мечев произнес:
- Как приятно видеть в храме столько молодежи! Вы пришли помянуть своих родителей?
Обескураженные революционеры тихо отстояли до конца службы и, потупив взоры, разошлись.
...один москвич в 1913 году высчитал, сколько блинов съедает Москва. Исходя из цифры населения в полтора миллиона и предполагая, что в среднем каждый москвич в течение 4 дней Масленицы съедает по 5 блинов ежедневно, он определил, что всего Москва съела 30 миллионов блинов. Если это количество разложить по площади, то блины покрыли бы 6 Красных площадей. Уложенные в одну линию блины растянулись бы на 4 тысячи верст, а сложенные в стопку составили бы колонну в 100 верст высотой.

А что вы знаете о церкви Николая Чудотворца в Кленниках или в Блинниках?

Церковь Николая Чудотворца в Клённиках на Маросейке расположена в пределах некогда существовавшего Белого города Москвы.

В семнадцатом веке храм носил имя Николы в Блинниках, но уже в XVIII веке трансформировался в Клённики.

Многие исследователи склоняются к мнению, что более правильно называть именно в Блинниках, т.к. в годы основания церкви здесь располагались блинные лавки. А вот клёны у стен Китай-города тогда точно не росли.

Фото 1. Церковь Николая Чудотворца на улице Маросейке

История храма Николая Чудотворца на Маросейке

Первые упоминания о храме Николая Чудотворца на Маросейке относятся к 1657 году.

Каменную церковь пристроили к старой, деревянной, которая появилась здесь еще во времена правления Ивана III в 1468 году и носила имя Симеона Дивногорца.

Именно этот святой, как считали благодарные жители древней Москвы, не позволил сильному пожару перекинуться с Белого города на территорию Кремля . Деревянная церквушка считалась «обыденной», т.е. построенной за один день.

В 1690 году к имени церкви Николая Чудотворца добавилось имя Богородицы Казанския. Это было связано с пристройкой нового престола.


Фото 2. Внутреннее убранство храма Николая Чудотворца в Кленниках

В 1701 году здание подверглось значительной перестройке из-за повреждений от большого пожара.

Строители разобрали верхнюю часть здания, а нижнюю превратили в подклет, который расширили и надстроили. Так появились пристройка полукруглой формы с торца здания (апсид) и пристройка для входа в церковь (притвор).

В это же время с южной стороны церкви Николая Чудотворца в Клённиках возвели Казанский придел.

После пожара 1749 года церковь начинает приобретать современные черты. Появляется ныне существующая колокольня, перестраивается фасад. Следующие обновления прошли в период 1853-1894 годов.

В 10-е годы двадцатого столетия в Храме Николая на Маросейке священствовал отец Алексей Мечёв. Его гостями в те времена были священник Павел Флоренский, поэт Чулков, философ Бердяев, скульптор Голубкина, профессор С.И. Кузнецов, художники Бруни и Нестеров.

Церковь после революции и сегодня

В 20-е годы прошлого века в церкви начала работать иконописец М.Н. Соколова, известная как монахиня Иулиания. Созданный ею кружок в конце столетия перерос в Иконописную школу московской епархии.

После смерти отца Алексея в 1923 году служение в храме продолжил его сын - отец Сергий.

В 1927 году, по проекту архитектора Дмитрия Петровича Сухова, в церкви Николая Чудотворца в Кленниках были проведены реставрационные работы.

Священнослужителя о. Сергия арестовали в 1929 году и отправили в лагеря, где он и погиб. В 2000 году Русская православная церковь канонизировала отца и сына Мечёвых за их служение Богу и людям.

Храм был закрыт большевиками в 1931 году, в канун праздника Благовещения.

Церковь и колокольню обезглавили, а затем устроили там складские помещение. Немного позже в этих стенах располагались кабинеты центрального аппарата ВЛКСМ.

В июле 1990 году Церковь Николая Чудотворца в Клённиках в Москве вернули в лоно Русской православной церкви и уже 17 декабря освятили.

Расположена церковь по адресу: Москва, Маросейка, дом 5 (метро «Китай-город»).

Храм Святителя Николая в Кленниках располагается в доме № 5 по улице Маросейка, всего в нескольких метрах от станции "Китай-город". Данная церковь по записям 1886-1887 годов официально относилась к так называемому Сретенскому сороку и в настоящее время является охраняемым государством памятником архитектуры семнадцатого-восемнадцатого веков.

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Николай, в честь которого получил свое имя храм Святителя Николая в Кленниках, является одним из наиболее почитаемых в христианстве. Он появился на свет на территории современной Турции, в городе Патары в третьем веке. Будучи маленьким ребенком, Николай проявлял удивительные способности к учению, любил уединение и был весьма благочестив. Еще в молодости он избрал путь служения Православной Церкви и был впоследствии рукоположен в священный сан. При жизни Николай прославился множеством чудес, которые происходили по его молитвам. Кроме того, Святитель всегда защищал невинно осужденных. В течение всей своей жизни он стремился явиться на призыв нуждающихся и оказать необходимую помощь.

История появления храма

Храм Святителя Николая в Кленниках, а точнее его история, насчитывает далеко не одно столетие. Еще в середине пятнадцатого века по обету Ивана III на этом месте была возведена небольшая "обыденная" деревянная церковь. Построили ее в честь спасения московского Кремля от крупного пожара. Каменный храм Николая Чудотворца в Кленниках был возведен гораздо позже, в начале 1657 года, вплотную к этой деревянной церкви. И изначально он именовался как "Никола в Блинниках". Историки напрямую связывают это с большим числом пекарей, которые в то время проживали в этой местности и торговали блинами. Спустя почти сорок лет у храма появился новый престол. И практически в это же самое время "блинники" трансформировалось в "кленники". Последнее означает местоположение церкви в С 1771 года во всех официальных документах данное религиозное сооружение именуется, как храм Святителя Николая в Кленниках.

Основные этапы в жизни храма

В восемнадцатом веке церковь дважды пострадала от больших пожаров, вследствие чего не раз подвергалась различным перестройкам. Так, например, в 1701 году одновременно с восстановлением разрушенной южной стороны храма занялись надстройкой второго этажа и возвели новый Казанский придел. После пожара, произошедшего в 1749 году, у церкви были частично изменены фасады и появилась трехъярусная колокольня барочного типа. На протяжении девятнадцатого века храм Св. Николая в Кленниках обновлялся еще трижды, и последний раз это было в 1894 году. Спустя тридцать восемь лет церковь была закрыта, обезглавлена и даже частично разобрана. Ее основное здание власти отдали под складское помещение. Впоследствии здесь находились учреждения, относящиеся к ЦК ВЛКСМ. В начале 1990 года храм Николая Чудотворца в Кленниках был возвращен Православной Церкви и освящен. В нем снова возобновились богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, и при нем работают приходская библиотека и иконописная школа.

Престолы храма

Основные святыни церкви в Кленниках - это образ Божией Матери "Феодоровская" и ковчег с мощами праведного Алексия. Главный престол, который расположен в верхнем храме Николая Чудотворца, освящен в честь широко почитаемой иконы Божией Матери. Боковая пристройка - во имя Николая Мирликийского. Что касается нижнего храма, то один его престол освящен в честь Всех Святых, которые в земле Российской просияли, а другой - в честь священномученика Сергия и праведного Алексия, являющихся пресвитерами Московскими.

Церковь Николы в Кленниках
Адрес:Москва,улица Маросейка, 5
Проезд:метро Китай-город
Год постройки:1657.
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Церковь. Действует.

Престолы:Николая Чудотворца, Всех Святых, в земле Российской просиявших, Казанской иконы Божией Матери, Алексия, старца Московского
Cайт:
Координаты:55.75748, 37.63227
Басманный,Московская епархия (городская) / Богоявленское благочиние
Каменный храм свт. Николая Чудотворца был построен в 1657 году и по древнему называлась «у Решетки». В 1701 году после пожара перестроен. С южной стороны возведен придел Казанской Иконы Божьей Матери. Колокольня построена в 1748 году. С 1771 года в документах церковь именуется «Никола в Клениках». В советское время в нем помещались учреждения ЦК ВЛКСМ. С 1990 года храм действующий.

На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Ивана III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году.
Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела.
В XVII веке церковь именовалась церковью Николая "в Блинниках" (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке "Блинники" каким-то образом трансформировались в "Кленники". Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники.
Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты "нарышкинского стиля".
После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков.
Церковь закрыта в 1931 году. В советское время с колокольни была снесена глава, а с четверика - глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. В помещении храма размещались учреждения ЦК ВЛКСМ: по некоторым данным, просто хозяйственные склады (сам ЦК ВЛКСМ располагался в соседнем, ближе к Новой площади, здании). Здание состояло на государственной охране. После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.
С 1893 года по 1920-е годы священником церкви был широко известный отец Алексий (Мечёв), в 2000 году причисленный к лику святых Русской Православной Церкви. Мощи святого пребывают в церкви, ему посвящен отдельный престол. После кончины о. Алексия в храме священствовал его сын, о. Сергий Мечёв, позже расстрелянный в Ярославском НКВД, и также в 2000 году причисленный к лику святых Новомучеников.
Престолы храма: Николая Чудотворца (главный); Казанской иконы Божией Матери; Всех Святых, в земле Российской просиявших; Алексия, старца Московского (Мечёва).

Каменный храм свт. Николая Чудотворца был построен в 1657 году и по древнему назывался «у Решетки». В 1701 году после пожара перестроен. С южной стороны возведен придел Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня построена в 1748 году. С 1771 года в документах церковь именуется «Никола в Клениках». В советское время в нем помещались учреждения ЦК ВЛКСМ. С 1990 года храм действующий.



На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Ивана III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году. Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. В XVII веке церковь именовалась церковью Николая "в Блинниках" (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке "Блинники" каким-то образом трансформировались в "Кленники". Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники.

Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты "нарышкинского стиля". После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков.

Церковь закрыта в 1931 году. В советское время с колокольни была снесена глава, а с четверика - глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. В помещении храма размещались учреждения ЦК ВЛКСМ: по некоторым данным, просто хозяйственные склады (ЦК ВЛКСМ располагался в соседнем, ближе к Новой площади, здании). Здание состояло на государственной охране. После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.

С 1893 по 1920-е годы священником церкви был широко известный отец Алексий (Мечёв), в 2000 году причисленный к лику святых Русской Православной Церкви. Мощи святого пребывают в церкви, ему посвящен отдельный престол. После кончины о. Алексия в храме священствовал его сын, о. Сергий Мечёв, позже расстрелянный в Ярославском НКВД и также в 2000 году причисленный к лику святых Новомучеников.

Престолы храма: Николая Чудотворца (главный); Казанской иконы Божией Матери; Всех Святых, в земле Российской просиявших; Алексия, старца Московского (Мечёва).



Николая, святителя, в Кленниках церковь (улица Маросейка, дом № 5).

Здесь в 1468 г. великий князь Иван III построил по обету деревянную церковь преподобного Симеона Дивногорца. Наименование современной церкви «в Кленниках», по-видимому, связано с существовавшей здесь в древности кленовой рощей. Ныне существующая каменная церковь строилась в несколько этапов. Ее начали возводить в 1657 г. вплотную к деревянной. В 1690 г. храм перестроили в связи с созданием нового престола в честь Казанской иконы Божией Матери на второй этаже. После большого пожара 1701 г. храм еще раз перестраивали. От постройки 1657 г. остался только нижний этаж, переделанный в подклет. С юга, со двора, пристроили нынешнюю церковь Казанской иконы Божией Матери, а придел святителя Николая перенесли наверх, на место прежнего Казанского престола. Никольский храм имеет высокий двусветный четверик, завершенный восьмигранной главой. В подклете - маленькие, углубленные в стену окна, а в главном храме на окнах красивые сложные наличники в стиле московское барокко. Колокольню возвели в 1749 г. В конце XVIII - начале XIX века фасады храма переделали. По вкусам того времени окна потеряли свои роскошные наличники, а вместо них получили простое строгое обрамление.

В начале XX века скромный храм на Маросейке стал знаменит на всю Москву. В 1893 г. в него назначили настоятелем молодого священника отца Алексия Мечева (1859-1923). Приход был небольшим и бедным. Рядом находились более почитаемые храмы с большими богатыми приходами. Отец Алексий, будучи единственным священником, каждый день служил в храме, который в первые годы его священства бывал почти пуст. Но вскоре сюда потянулись обездоленные, скорбящие и потерявшие надежду люди. У отца Алексия они получали любовь и утешение. Жил настоятель с семьей в маленьком деревянном домике во дворе храма. В 1913-1915 гг. книгоиздатель Сытин построил рядом деловой дом своей фирмы и новый дом для причта Никольского храма. После 1917 г. число молящихся в храме увеличилось. После смерти Алексия Мечева в 1923 г. в Никольском храме до его закрытия настоятелем был его сын протоиерей Сергий Мечев (1892-1942), погибший в лагере.

В 1928-1930 гг. в храме проводились реставрационные работы. Архитектор-реставратор Д.М. Сухов провел большую работу по вскрытию остатков стесанных наличников на фасадах. Они были восстановлены, но сразу после закрытия храма в 1930 г. снова стесаны. В 1970-е гг. проводилась повторная реставрация фасадов. Реставраторы, пользуясь материалами Д.М. Сухова, повторили его работу и опять восстановили все наличники. Храм тогда не имел главы, снятой в 1930-е гг. В советское время здание использовалось для нужд ЦК ВЛКСМ.

В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, и 17 декабря его освятили. Сюда сразу же пришли его бывшие прихожане и их потомки. Они принесли многие иконы, которые были взяты из храма на сохранение. Храм отреставрировали полностью, пользуясь материалами Д.П. Сухова, к 1997 г.

В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были канонизированы праведный старец Алексий Мечев и его сын священномученик Сергий. 29 сентября 2001 г. крестным ходом мощи старца Алексия были перенесены в храм святителя Николая в Кленниках. В подклете освятили придел во имя праведного Алексия Московского, где находятся его мощи. Рядом освящен придел Всех Святых, в земле Российской просиявших. Сохраняется мемориальная келья, в которой жил Алексий Мечев.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/



Название подмосковного села Кленники в городской топонимике сохранилось сегодня лишь в традиционном именовании церкви. Впрочем, есть основания предполагать, что Кленники - позднейшее название местности, именуемая в документах ХVII века "Блинниками". По предположению некоторых историков, это может быть связано с тем, что здесь торговали блинами, ведь место на Покровке недалеко от ворот Китайгородской стены уже тогда была весьма оживлённым. Как бы то ни было, в последующие века установилось название Кленники; первый же храм построили здесь значительно раньше. Датой основания церкви можно считать 1468 год, когда в этой части города случился сильный пожар. В то время лишь Кремль защищала крепостная стена, нынешний Китай-город был посадом, окружённым лишь рвом, а ещё дальше располагались вовсе неукреплённые окраинные слободы. Однако, несмотря на удалённость описываемого района московского посада от центра Москвы, пожар полыхал столь щедро, что великий князь Московский Иван III всерьёз опасался, что огонь может перекинуться и на Кремль. В благодарность за то, что этого не случилось, он повелел возвести там, где пожар был наиболее силён, храм - его повеление, разумеется, тут же исполнили. Так появилась церковь преподобного Симеона Дивногорца - она считается прямым предком нынешнего Никольского храма. К деревянному храму, спешно выстроенному по приказу Ивана III, позже добавили два каменных придела, освящённых во имя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Спустя некоторое время деревянный храм погиб в очередном пожаре, и Симеоновский престол оказался упразднён; Никольский же и Казанский существуют до сих пор; более того, один из них в итоге дал имя всему храму. К середине ХVII века, когда возник нынешний храм, эта территория окончательно вошла в состав Москвы в качестве улицы Покровки. История церкви за эти два столетия и точная дата пожара Симеоновской церкви не известны; нам лишь известно, благодаря метрическим книгам, что каменный храм построили в 1657 году. Основное её содержание, по крайней мере до ХХ века, составляют перестройки, ремонты и восстановления: они имели своим следствием то, что современный интерьер храма представляет собой довольно сложное сочетание помещений, возникших в разные эпохи. Сегодня нам сложно представить, как выглядел храм в момент своего строительства при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне. В нынешнем его облике слишком много черт нарышкинского барокко, сообщённых церкви уже в следующем веке, - в 1657 году храм, скорее всего, был беднее украшениями и смотрелся более "древнерусским" по своему внешнему виду.

Сохранились сведения о многочисленных пожарах, от которых страдал уже каменный храм. Они и являлись главной причиной его последующих перестроек. Согласно историческим свидетельствам, в первое столетие своего существования храм горел не меньше пяти раз: пожары наносили ему раны в 1676, 1689, 1701, 1737 и 1748 годах. Чаще всего загорались окрестные деревянные дома, а уж потом огонь перекидывался на церковь, находившуюся в достаточно плотной городской застройке. После пожара 1701 года было предпринято серьёзное поновление здания. Нижнюю часть главного четверика тогда превратили в подклет, а верхнюю серьёзно перестроили - вероятно, увеличив в объёме. Храм стал двусветным, приобрёл притвор. Имеются сведения о выдаче церкви нового антиминса, что косвенно свидетельствует о серьёзном ущербе от пожара. Именно в это время оформлению храма сообщили черты нарышкинского барокко, получившего необыкновенно широкое распространение в эпоху молодости Петра I. Буквально за пару лет до этого мастер Пётр Потапов выстроил поблизости знаменитую Успенскую церковь, которая специалистами единогласно признаётся одним из шедевров московской архитектуры - и одной из главных потерь грандиозной перепланирови города в 1930-е годы. Помимо значительного увеличения основного объёма, к храму был пристроен новый придел, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский придел имелся здесь и раньше, ещё до строительства каменного здания. В одном из текстов 1620-х годов церковь даже именуется Казанской. Судя по всему, старый придел пострадал очень сильно, поэтому его решили не ремонтировать, а возвести заново. На этом не остановились и через некоторое время Казанский придел надстроили, добавив ему второй этаж. Следующее серьёзнейшее испытание датируется 1748 годом, и оно вновь связано с большим пожаром, почти полностью погубившим интерьер храма. Произведённый капитальный ремонт, впрочем, одним интерьером не ограничился - изменения претерпело оформление фасада, но самым главным новшеством стало возведение колокольни - в несколько сдержанном классическом стиле, характерном для тогдашней эпохи. В те времена при реконструциях не озабочивались гармонией стиля, и новые части храмов возводили в господствующей в данное время стилистике, не обращая внимания на оригинальный стиль первоначальной постройки; отсюда проистекает бросающийся в глаза эклектизм многих старых московских храмов. Нечто похожее произошло и с Никольской церковью - после появления колокольни условно древнерусские черты в ней причудливо "сочетались" с "новоевропейскими" формами. Храм с колокольней соединили небольшой одноэтажной трапезной, а севера появился ещё один придел. Иногда церковь называли Казанской по посвящению придела.

Постепенно "Блинники" вышли из обихода, уступив место "Кленникам" - в ХVIII столетии храм становится известен исключительно как "Никольский в Кленниках". В ХIХ веке храм продолжал периодически поновляться и перестраиваться, хотя серьёзных пожаров уже не переживал. Сохранились свидетельства о крупных ремонтных работах в 1868 и 1894 годах. Последний из этих ремонтов проводился при настоятеле, которому суждено было стать самым известным героем истории Никольского храма и, наоборот, сделать известным и примечательным сам храм, до этого несколько терявшийся среди десятков других церквей Москвы. Речь идёт о святом праведном Алексии Мечёве, являвшемся настоятелем Никольского храма с 1893 года до самой своей смерти в 1923 году. До революции Никольский храм относился к Сретенскому сороку, представлявшему собой весьма крупное образование. В непосредственной близости от Никольской церкви, поражающий своими размерами дом, в 1914 году строит известный книгоиздатель и коммерсант Иван Сытин. В благодарность за то, что отец Алексий разрешил, чтобы окна новостройки выходили на церковный двор, Иван Дмитриевич возвёл рядом с церковью новый двухэтажный дом причта, куда и переселилась семья настоятеля. На долю родного сына Алексея Мечёва - Сергея, пришлись тяжелейшие испытания. После его ареста в 1929 году, буквально через два года осиротевший Никольский храм основательно закрыли. Храм избежал сноса, хотя без глумлений и издевательств дело не обошлось - в частности, церковь, церковь обезглавили. В здании располагался сначала склад, затем различные учреждения. Любопытно, что одно время часть храма использовалось под жильё - второй этаж до 1960 года являлся коммунальной квартирой, куда селили слепых. Ни о каком комфорте здесь, правда, речи не не шло. Жильцы обитали в страшной тесноте. Известно, что только на месте нынешней площадки лестницы на втором этаже была жилая комната на две семьи, эту комнату занимали шесть человек. В квартиру они попадали по чёрной лестнице со двора. Здесь жила и семья Мечёвых после ареста главы семейства отца Сергия и закрытия храма.

С началом массового строительства типового жилья на окраинах Москвы, в конце 1950-х годов, коммунальную квартиру расселили, в церковном здании с тех пор пребывали только государственные учреждения. В 1990 году храм во имя святителя Николая Чудотворца в Кленниках вернули верующим. В новейшее время Никольский храм преобразился - он обзавелся новыми росписями, богатой утварью и чтимыми образами. При этом главными его святынями, к которым устремляется поток богомольцев являются местночтимая Феодоровская икона Божией Матери и мощи святого праведного Алексия (Мечёва). Храмы, "зажатые" между стенами соседних домов, встречаются у нас исключительно редко, поэтому пример Никольской церкви, притвор которой вплотную примыкает с западной стороны к соседнему дому начала ХХ века, можно назвать необычным. Фасад храма находится на одной линии с другими домами улицы, он никак не отделён, не имеет ограды - тоже нечастое явление. Однако храм, несомненно, является украшением начала Маросейки. Он достаточно скромен, не поражает взгляда, но гармоничный и пропорциональный абрис четверика и колокольни в ряду фасадов улицы придаёт ей, улице, особую "московскую" изюминку. Благородное сочетание красных стен с белыми декоративными элементами моментально считывается как маркер нарышкинского барокко и всех связанных с этим стилем и эпохой ассоциацией, от личности Петра до Новодевичьего монастыря. При ином расположении храма пропорции могла бы нарушить излишне вытянутая трапезная часть, но,благодаря той роли, которую она играет в формировании "облика" Маросейки, и чёткому членению, трапезная, наоборот, смотрится выигрышно. Основной четверик храма имеет в своём основании постройку 1657 года, при этом верхняя его часть относится к послепожарной перестройке 1701 года. Отсюда и характерные наличники на окнах, сразу выдающие нарышкинский стиль. Колокольня на полвека моложе, что сразу бросается в глаза: её более геометричные формы и широкие пилястры явно относятся к следующей эпохе, когда в моду вошёл классицизм. На крыше трапезной виден дымоход. Храм был зимним, то есть службы в нём велись круглый год, и зимой помещения отапливались. Сейчас дымоход увенчан изящным козырьком, защищающим трубу от осадков.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №128, 2015 г.

 
Статьи по теме:
Химические процессы, происходящие при готовке пищи Химические процессы во время приготовления пищи
Технология приготовления пищи - техническая дисциплина, изучающая рациональное приготовление кулинарной продукции в условиях массового производства. Цель дисциплины - приобретение студентами теоретических знаний о технологических процессах обработки сырь
Химические процессы, происходящие при готовке пищи Какие химические реакции происходят при приготовлении пищи
Все эти методы не случайно помогают избавиться от слез при нарезке лука:очки для плавания создают физический барьер между веществами и глазамиохлаждение луковицы в холодильнике перед нарезкой снижает выделение вредных веществжевание петрушки окисляет веще
Типы взаимодействия генов Гены бывают
"хромосома" - слова, которые знакомы каждому школьнику. Но представление об этом вопросе довольно обобщенное, так как для углубления в биохимические дебри требуются специальные знания и желание все это понимать. А оно, если и присутствует на уровне любоп
Логос - это в философии что?
Первое начало Природы Гераклит именует «Логос». Идея логоса составляет центральную часть учения Гераклита и играет ведущую роль в его воззрениях. Но термин «Логос», впервые использованный Гераклитом в качестве одного из философских понятий и ставший столь