Школьное чтиво: "Золотой луг". Рассказ м

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

муниципального образования

город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №116»


Воспитатель:

Дубровина Зоя Александровна

2018год

Интегрированное занятие «Золотой луг»
Цель занятия : Ознакомление детей с творчеством Михаила Пришвина, его рассказом "Золотой луг".

Задачи :
Развивать речь через художественное слово, и ответы на вопросы;
Развивать память, наблюдательность, общую моторику, творческое воображение через рисование и способность видеть чудеса в природе;
Воспитывать чувство товарищества, уважение, доброжелательное и заботливое отношение к окружающей природе;
Воспитывать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.
Словарная работа : золотистый, росток, проросло.
Используемый материал . Конверт с вопросами, сундучок с картинками одуванчика и книгой М.Пришвина« Золотой луг » , листочки А4 зеленого цвета, краски, кисточки, целлофановые пакетики размера А4.
Предварительная работа : Наблюдение за одуванчиками в окно и на участке. Работа по теме в течение года.


Ход НОД.
1. Воспитатель .
Ребята, Луговичок приглашает нас к себе в гости. А где же он живет? (На лугу)
Но прежде чем мы отправимся, нужно ответить на его вопросы, которые он нам прислал. (Конверт с вопросами)

Какое сейчас время года?
Какие изменения произошли в природе?
Кто проснулся от зимней спячки?
У кого зимой появились детеныши?
Какие птицы вернулись из теплых стран?
Чем покрыто тело птиц, животных?
У кого больше лап у животных или у птиц?
Какие первые цветы расцвели?
Что весной появляется, а осенью опадает?
Зачем растениям нужны корни?

Воспитатель .
Ребята, Луговичок прислал нам также сказочный сундучок.
Давайте посмотрим что в нём лежит:
В сундучке лежит книга М.Пришвина« Золотой луг » .

Сегодня нам предстоит знакомство с писателем М. Пришвиным.
Он был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все о чем он писал проникнуто большой любовью к природе.

Я с удовольствием прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина "Золотой луг".

А вот кто будет главным героем рассказа, угадайте.
Горел в траве росистой
Цветочек
золотистый .
Потом померк, потух,
И превратился в пух.
(Одуванчик)

А ещё здесь картинки цветы – одуванчики (бутон, раскрытый желтый и созревший белый)
Какое растение будет героем рассказа Михаила Пришвина "Золотой луг"?

Дети . Одуванчик.

Воспитатель . Где растет этот цветок?

Дети . Он растет на лугу и называется луговым цветком.

Воспитатель . Мы с вами уже знакомились с луговыми цветами. Назовите их.

Дети . Мать-и-мачеха, незабудка, одуванчик.

Воспитатель . А что ещё интересного вы можете рассказать об одуванчике?

Ответы детей .
Одуванчик одним из первых появляется весной.
Одуванчик любит солнышко и прячется, когда его нет.
Он один из самых лучших медоносов.
В солнечный день без часов можно узнать время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра.
Одуванчик - лекарственное растение.
Из его цветков варят очень вкусное варенье, а из листочков делают полезный салат.
К концу цветения он надевает белую пушистую шапочку.
Одуванчик любит солнышко, он поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер,
разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Воспитатель . Молодцы, ребята, как много вы много вы знаете об этом удивительном и интересном цветке.
А почему именно эти цветы послал нам Луговичок, вы поймёте, послушав рассказ « Золотой луг » .

В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли заниматься ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу». Зазеваешься – отвлечешься.

Располагайтесь удобнее и слушайте внимательно.

2.Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

«Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Физкультурная минутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик ! (Приседают, медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки,
Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.

Вопросы по содержанию рассказа:
Где жили братья?
Какая забава с одуванчиками была у братьев?
Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
Почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

3.Нетрадиционное рисование «Золотой луг»

Воспитатель .
Ребята, давайте для Луговичка нарисуем одуванчики необычным способом и отправим ему на память.

Рисовать на целлофановом пакетике, затем приложить листочек бумагитонированной стороной на пакетик, прогладить сверху.

Шла по городу Весна,
Кошелёк несла она.
Краски яркие и кисти
Нужно было ей купить.
Приоткрыла кошелёк,
А монетки Скок, скок, скок!
Раскатились, убежали,
Одуванчиками стали.

Воспитатель .

У нас получился такой же золотой луг, как у Михаила Пришвина.

Итог занятия.

Воспитатель . Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним природу.

Вот и закончилось наше путешествие. Но оно не последнее, мы будем ещё и ещё путешествовать с вами.

РАССКАЗ М. ПРИШВИНА «ЗОЛОТОЙ ЛУГ».
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ ВЕСЕННЕЙ ВЕТКИ

Реализация содержания программы в образовательных областях : « Речевое развитие », « Художественно-эстетическое развитие ».

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, изобразительная.

Цели : учить пересказывать литературный текст, подбирать определение и сравнение; закреплять понимание специфики жанра рассказа, умение ставить ударение в словах, определяя ударный и безударный слоги, делить слова на слоги; дать представление о понятии «приставка»; упражнять в отгадывании загадок о цветах, в изменении слов с помощью приставки; продолжить работу по формированию умения работать с красками.

Целевые ориентиры дошкольного образования : пересказывает содержание прочитанного рассказа близко к тексту; эмоционально откликается на красоту природы, описанную в рассказе; называет характерные изменения в жизни природы, животных и растений в весенний период года; выполняет рисунок весенней ветки с натуры разными способами, соблюдая пропорции.

Материалы и оборудование : фотографии одуванчиков; весенние веточки в вазе; карандаш, ластик, кисточки, краски, листы
бумаги.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

Ребята, я сегодня получила письмо от Снежной королевы. И вот, что там написано: «Я, Снежная королева, пролетая мимо вашего края, увидела, что Весна не торопится прийти к вам. Нет ни зелени, ни ручейков. И решила вернуться: замести улицы сугробами, заморозить окна и носы людей. Я передумаю только в одном случае, если Весна успеет прийти к вам раньше». Что же делать? Ведь мы так соскучились по теплому солнышку, по зеленой травке, по журчанию ручейков. Мы обязательно поможем весне прийти раньше.

2. Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

Послушайте рассказ М. М. Пришвина «Золотой луг».

Читает произведение.

Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, почему рассказ называется «Золотой луг»? Какие чувства вы испытываете после прослушивания рассказа? Удалось ли автору удивить вас? Что понравилось вам в этом рассказе? Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор? Кто был старше из братьев? Почему? («…Он впереди, я – в пяту».) Как это – идти в пяту? (След в след.) Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово? (Добывание, добыча, охота на кого-нибудь.) Что такое забава? (Развлечение, игра.) Какое слово изобрели ребята? (Фукну, фукнет.) Как рассказчик называет одуванчики? (Неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты.) Почему луг был золотой? С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика? (Пальчики на ладони.) Какая главная мысль рассказа? В чем она состоит? (Одуванчики не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться.) Как теперь называет одуванчики рассказчик?

3. Рисование с натуры весенней ветки.

Когда на улице еще был снег, я принесла веточку, которая казалась сухой. Мы поставили ее в воду и наблюдали, как из почек постепенно появляются листочки. Эта веточка одна. Давайте нарисуем еще много таких же веточек. Зима решит, что весна вступила в свои права и не вернется. Рассмотрите ветку внимательно. Из скольких частей она состоит? Какая из этих частей самая большая? Ветка ровная или искривленная? Обратите внимание, она постепенно сужается. Какой формы ветки? Что располагается на каждой ветке? На что похожи листья? (На треугольники.) Какой цвет у веток? (Коричневый.) Где находится наиболее светлая часть? (Вдоль ствола.) Как мы будем ее раскрашивать? (Светлее, чем края.) Какого цвета листья? (Зеленого.) Как правильно расположить лист бумаги? Скажите, что больше – длина ветки или расстояние между кончиками верхних и нижних веток? (Длина.) Тогда как мы расположим лист? (По горизонтали.) Как правильно выбрать размер рисунка и красиво расположить его на листе? Нарисуйте ветки – основные части изображаемого предмета. Далее в соответствии с размерами нарисуйте мелкие детали: почки, черенки, отростки. Теперь их нужно аккуратно раскрасить. Сначала середину ствола – светло-коричневым цветом. Затем края ствола – темно-коричневым, потом черенки – зеленым цветом. Далее раскрашиваем листики способом примакивания. Для создания настроения я включаю музыку русского композитора Чайковского «Апрель» из альбома «Времена года».

Дети выполняют рисунки с натуры.

4. Итог занятия.

Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Что мы сегодня рисовали? Для чего вы это делали? Теперь Зима точно подумает, что наступила весна, и не вернется к нам.

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Совсем скоро из печати выыходят две новые книги с рисунками Евгения Михайловича Рачева. Книги будут отличаться от ранее выходивших. Это, как ни удивительно, НЕ СКАЗКИ (и даже не басни).

Это рассказы и животных, о природе. Два толстеньких сборника текстов Виталия Бианки и Михаила Пришвина.

Если сборник Михаила Пришвина "Золотой луг" в основе повторяет ранее выходившие издания (но этих сборников было несколько вариантов, они отличались немного иллюстрациями и составом текстов), то сборник Виталия Бианки "Лесные домишки" составлен заново: ранее эти тексты выходили отдельными книгами.

Это т.н "ранний Рачёв" - черно-белый, период создания рисунков - 30-50е гг.

Пришвин Михаил
Золотой луг

Художник: Рачёв Евгений
Возрастная группа: 12+
Объем: 352
Год издания: 2019
Формат: 170Х215
Тип переплета: Твердый
Тираж: 5000
ISBN: 978-5-9268-2945-4
Серия: Рассказы о животных

Пугается шуршания листьев пробудившийся от зимней спячки ёжик — и замирает под толстым слоем листвы. Пытается отвлечь и увести охотничью собаку от своих птенцов мама-куропатка — и пёс поддаётся на её уловку. Как чаша, наполняется росой шляпка старого гриба — и к живительной влаге слетаются птицы, не брезгует ею даже человек… Михаил Пришвин всегда видел природу словно сквозь увеличительное стекло — и она открывала ему свои сокровенные тайны. В русской литературе не было, по словам Максима Горького, «такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта». А в лице художника Евгения Рачёва Пришвин нашёл не просто равного эксперта, но и единомышленника — способного воспринять и донести до читателя неторопливую и гармоничную жизнь русского леса.

Текст печатается по изданиям: М. Пришвин. Золотой луг. — М. : Детская литература, 1968; М. Пришвин и др. Библиотека мировой литературы для детей. Т. 25. М. : Детская литература, 1982.

Лисичкин хлеб
Лисичкин хлеб
Ночёвки зайца
«Изобретатель»
Жизнь на ремешке
Ребята и утята
Лученье рыбы
Лесной доктор
Ёж
Золотой луг
Курица на столбах
Пиковая Дама

Журка
Журка
Матрёшка в картошке
Борец и Плакса
Говорящий грач
Хромка

Ярик
Ярик
Предательская колбаса
Первая стойка
Ужасная встреча
Ежовые рукавицы
Ёж
Сват
Отражение
Лада
Глоток молока
Как я научил своих собак горох есть
Петин башмак
Как Ромка переходил ручей
Охота за бабочкой
Кадо

Зверь бурундук
Зверь бурундук
Рождение Кастрюльки
Орлиное гнездо
Голубые песцы
Барс
Лимон
Белый ожерёлок

Разговор птиц и зверей
Разговор птиц и зверей
Луговка (Рассказ старого лесника)
Гаечки
Дергач и перепёлка
Хлопунки
Выскочка
Птицы под снегом
Вальдшнеп
Терентий
Кот

В края дедушки Мазая
Дом на колёсах
Деревья в плену
Жаркий час
Сосулька
Муравьи
Беличья память
Лягушонок
Остров спасения
Трясогузка
Гости
Лоси
Разговор деревьев
Запоздалый ручей
Берёзовый сок
Первый цветок
Как распускаются разные деревья
Белолапки
Липа и дуб
Живое дерево
Ласточка
Красные шишки
Этажи леса
Река
Утренняя роса
Колокольчики
Медуница и можжевельник
Живая ночь
Щука
Около гнезда
Дятел
Берестяная трубочка
Верхоплавки
Барсучьи норы
Лесной шатёр
Наш лагерь
Филин
Старый дед
Цветущие травы
Пень-муравейник
Именины осинки
Силач
Старый скворец
Землеройка
Полянка в лесу
Осенняя роска
Осинкам холодно

О чём шепчутся раки
О чём шепчутся раки
Дедушкин валенок
Медведь
Таинственный ящик
Барсуки
Щегол-турлукан
Звери
Знакомый бекас
Куница-медовка
Синий лапоть
Беляк
Клюква
Наш сад (Рассказ старого садовода)
Вася Весёлкин

Лесной хозяин
Паутинка
Лесной хозяин
Сухостойное дерево
Старый гриб
Осенние листики

Кладовая солнца

Бианки Виталий
Лесные домишки

Художник: Рачёв Евгений
Возрастная группа: 6+
Объем: 192
Год издания: 2019
Формат: 170Х215
Тип переплета: Твердый
Тираж: 5000
ISBN: 978-5-9268-2944-7

Серия: Рассказы о животных

Самые разные птицы — ласточки и воробьи, дубоносы и чомги, пеликаны и пеночки, а также белки, летучие мыши, кроты, ящерицы и даже обычная муха обитают на страницах сказок и рассказов Виталия Бианки. «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я их буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!» — говорит устами одного из своих героев писатель. И вместе с ним открывателями новых земель становятся читатели, которые учатся видеть необыкновенное в простом и будничном. А помогают им в этом реалистичные и очень точные рисунки Евгения Рачёва, благодаря которым можно, не выходя из дома, прогуляться по лесу, постоять на обрывистом берегу реки или даже нырнуть под воду, чтобы полюбоваться настоящим рачьим городом.

Текст печатается по изданию: В. Бианки. Собрание сочинений в четырёх томах. Т. 1, 2. М. : Детская литература, 1972, 1973.

Чей нос лучше?
Чьи это ноги?
Кто чем поёт?
Лесные домишки
Хвосты
Красная горка
Кукушонок
Как Муравьишка домой спешил
Где раки зимуют
Плавунчик
Лупленый бочок
Кузя двухвостый
По следам
Тайна ночного леса
Кувырк
Мышонок Пик

Пришвин М., рассказ "Золотой луг"

Жанр: рассказ о природе

Главные герои рассказа "Золотой луг" и их характеристика

  1. Автор, рассказчик. Маленький мальчик. Любопытный и наблюдательный.
  2. Сережа. Брат рассказчика.
План пересказа рассказа "Золотой луг"
  1. Интересная забава
  2. Золотой луг под окном
  3. Утром на рыбалку
  4. Зеленый луг
  5. Луг снова золотой
  6. Наблюдения мальчика
  7. Интересные цветы
Кратчайшее содержание рассказа "Золотой луг" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Герой и его брат любили играть с одуванчиками.
  2. Однажды герой заметил, что утром лег становится зеленым.
  3. А днем вновь становится золотым.
  4. Он стал наблюдать и понял, что вечером одуванчики сжимают лепестки.
  5. Одуванчики стали для него интересными цветами.
  6. Ведь они ложились и вставали вместе с ребятами.
Главная мысль рассказа "Золотой луг"
В природе так много удивительного, но эти чудеса надо уметь видеть.

Чему учит рассказ "Золотой луг"
Рассказ учит любить природу, учит видеть красоту природу, учит видеть необычное и чудесное в самом обычном. Учит внимательности и наблюдательности.

Отзыв на рассказ "Золотой луг"
Мне понравился этот рассказ, потому что в нем говорится о том, что все в природе устроено очень гармонично и растения живут своей особенной жизнью. Они зависят от солнца и распускаются когда восходит солнце, а ночью прячут свои цветы.

Пословицы к рассказу "Золотой луг"
Нет в мире краше Родины нашей.
Всякому мила своя сторона.
На выдумку природа торовата.
Растение - земли украшение.
Аленький цветочек бросается в глаза.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Золотой луг"
У героя с братом в детстве была интересная забава. Идут они куда-нибудь по своим делам, а герой брата окликает и, когда тот поворачивается, фукает ему в лицо одуванчиком. И брат Сережа точно также поступал с героем. А больше никакой пользы они от цветов одуванчиков не видели.
Но однажды герой сделал удивительное открытие.
Ребята жили в деревне и у них под окном был луг, полный цветущих одуванчиков. Все так и называли этот луг золотым. Но как-то раз герой рано утром отправился на рыбалку и заметил, что луг зеленый, а не золотой. А когда он днем возвращался домой, то луг снова был золотым.
Мальчик стал наблюдать за цветами. К вечеру луг снова стал зеленым. Мальчик вышел на луг и посмотрел на цветы. Оказалось, что они сжали свои лепестки и закрыли желтую середину. А утром одуванчики вновь распускали лепестки и становились золотыми.
И с тех пор одуванчики стали для героя самыми интересными цветами, ведь они ложились вместе с мальчишками и вместе с ними вставали.

 
Статьи по теме:
Планеты солнечной системы
Cookies are short reports that are sent and stored on the hard drive of the user"s computer through your browser when it connects to a web. Cookies can be used to collect and store user data while connected to provide you the requested services and someti
Висячие сады семирамиды - сооружение навуходоносора в вавилоне
Висячие сады Семирамиды находились на территории древнего Вавилона. Создание этого чуда света раньше связывали с царицей Семирамидой. В настоящее же время считается, что сооружением этого чуда технической мысли занимался царь Вавилона Навуходоносор II. П
Бойтесь данайцев, дары приносящих Бойтесь данайцев дары приносящих смысл
см. Боюсь данайцев, даже дары приносящих. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 . Смотреть что такое "Бойтесь данайцев, дары приносящих" в других словарях: Данайцы - (греч. Danaoi) древнейшее
Медики и СМИ — о здоровье Клинтон
Продолжаем интересный разговор о психо-физическом состоянии будущей предполагаемой обитательницы Белого Дома. Началао: Прежде всего - почему я привязалась к бедной старушке? Жестоко и нехорошо смеяться над больными людьми, разглядывать в лупу их симптомы.