Экономическое развитие великобритании и франции. Экономическое развитие великобритании и франции Зарождение индустриального общества
Завершение промышленного переворота в Англии.
Зарождение индустриального общества.
Начавшаяся в Англии промышленная революция позже распространилась на другие страны Европы, США. Промышленная революция создала условия, породившие индустриальное общество. Зародилось и мировоззрение, ставшее идейной основой индустриального общества.
Индустриальное общество должно быть основано на идеях свободы, равенства и независимости: предприниматели не зависели от власти государства, покупатели и продавцы были равны, каждый член общества должен быть свободным в своих действиях.
Наиболее быстрое развитие индустриальное общество получило в Англии. Здесь еще во второй половине ХVII в. была установлена свобода промыслов. Складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции. Развитию свободной конкуренции в Англии способствовало отсутствие внутренних таможенных пошлин.
Образование слоя наемных рабочих и создание внутреннего рынка (т. е. людей, нуждавшихся в покупке изделий промышленности) сочетались в Англии с бурным процессом так называемого первоначального накопления капитала . Капитал - это деньги, приносящие доход. В ХVII - ХVIII вв. денежные средства скопились в Англии в таком количестве, что образовался целый слои богатых людей, искавших прибыльного помещения для своих капиталов.
Возникает и промышленный пролетариат - люди, работающие на фабриках. Труд их был тогда очень тяжелым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, зарплата была низкой. Изобретение новых машин приводило к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих. Это выражалось в периодической поломке машин и орудий труда (луддизм). По закону порча машин каралась смертью.
В первой половине XIX в. промышленный переворот в Англии завершился. Именно в этой стране он приобрел наиболее зрелые, классические формы своего развития. Англия превратилась в XIX в. в «мастерскую мира» и оставалась ею почти до конца века.
Наиболее восприимчивой к новым веяниям оказалась легкая промышленность. Это обусловлено тем, что быструю прибыль может дать лишь продукция, необходимая рядовому потребителю, одежда, обувь, ткани. Станки и машины, необходимые производителям, приносят прибыль лишь спустя какое-то время.
В XIX век Великобритания вошла в состоянии крайнего напряжения сил, вызванного непрерывными войнами с Францией. Выдержать страшное напряжение войны помогало лишь опасение вторжения со стороны Франции, объединявшее нацию. Континентальная блокада, введенная Наполеоном, резко подняла цены на продовольствие, что породило «голодные бунты».
Победа над Наполеоном в 1815 г. ликвидировала континентальную блокаду, но вызвала новые проблемы. Из армии и флота были уволены до полумиллиона человек. Правительство сократило свои заказы. В Англию стало поступать дешевое европейское зерно. Падение цен породило панику, охватившую не только фермеров, но и аристократию - лендлордов. Был снижен, а затем и вовсе отменен подоходный налог, падавший в основном на богатых, и повышены косвенные налоги, ложившиеся бременем на основную массу населения. В 1815 г. были приняты «хлебные законы», фактически запрещался ввоз хлеба в страну. В результате цены на хлеб неимоверно выросли. Основной пищей трудовых семей надолго стали картофель и репа.
Несмотря на значительные трудности, ускоренное развитие промышленности и сельского хозяйства в Англии продолжалось.
Экономическое развитие другой ведущей западноевропейской страны - Франции в первой половине XIX в. также продвигалось успешно. В первом десятилетии XIX в. промышленность Франции выросла более чем на 50 %. Развитию экономики способствовали приток денег и ценностей из завоеванных стран, протекционистская политика и выгодные внешнеторговые сделки. Однако сами войны Наполеона способствовали подрыву экономики. Поражение в борьбе с антифранцузской коалицией нанесло серьезный удар по французской экономике, от которого ей, однако, удалось довольно быстро оправиться. В период правления Бурбонов в промышленности ручной труд продолжал сменяться машинным. Росло количество фабрик и заводов.
В экономическом плане в 30 - 40-е гг. XIX в. Франция являлась наиболее развитой (после Англии) страной Европы. К концу первой половины XIX в. фабрично-заводской тип производства лидировал в черной металлургии и интенсивно внедрялся в машиностроение. С 1825 по 1847 г. объем промышленного производства увеличился на 2/3. Быстро развивались новые отрасли, прежде всего химическая.
I. Монополизация экономики........................................................2
II. Вывоз капитала. Англия и Франция…………………………..5
1. Утрата Англией промышленной гегемонии. Факторы промышленного отставания…………………………………...5
2. Вывоз капитала…………………………………………………6
3. Экономическое отставание Франции…………………………8
4. Ростовщический капитал……………………………………..11
5. Франция: пределы волюнтаризма……………………………13
III. Список литературы……………………………………………21
I. Монополизация экономики
Появление огромного множества капиталистических предприятий во всех отраслях промышленности породило великую анархию. Особую роль играли частные железные дороги, которые посредством повышения или понижения тарифа, а также изменения дислокации железнодорожной сети очень серьезно воздействовали на производство. Достаточно было подвести железную дорогу к самому захудалому местечку, чтобы оно получило экономическое значение, или повысить тариф, чтобы вывести из строя какое-либо промышленное предприятие. В этих условиях предприятия стали группироваться против конкурентов, привлекая к соглашению железные дороги, а затем банки для финансирования проводимых мероприятий. Постепенно соглашения стали охватывать целые отрасли и промышленные районы. Так возникли промышленные монополии.
Одной из первых монополий явился нефтяной трест «Стандарт ойл», созданный в 1872 г. в США Дж. Рокфеллером на основе соглашения нескольких объединившихся нефтяных компаний с железными дорогами относительно тарифов на перевозку нефти. Дело происходило в период крупного спада производства. Поэтому Рокфеллеру без труда удалось скупить большую часть производственных мощностей американской нефтеперерабатывающей промышленности. Когда трест «Стандарт ойл» начал поглощение других предприятий, на его долю приходилось не более 10-20%, а через несколько лет - уже 90% тогда еще очень несложной нефтепереработки (на керосин для освещения) в стране. Подобные явления стали происходить и в некоторых других отраслях: однородные предприятия или компании чаще всего под угрозой банкротства или нажимом сильнейшего среди них объединялись в тресты, теряя производственную, коммерческую, часто и юридическую самостоятельность, - все это сосредоточивалось в правлении треста или головной компании.
В ряде случаев предприятия одной отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, заключали соглашение - картель, регулирующее объем производства, сбыт продукции, наем рабочей силы и пр. В других случаях предприятия теряли только коммерческую самостоятельность: образовывалась единая снабженческая и сбытовая контора (синдикат), регулировавшая закупки сырья и сбыт готовой продукции (такой тип монополий превалировал в России). Наконец, возникли, если так можно сказать, монополии монополий, в виде концернов, объединявших под единым контролем компании разных отраслей производства, торговли, банки и пр. В концернах выступал срощенный промышленно-торгово-банковский капитал, получивший наименование финансового.
Посредством монополий предприятия стремились как-то регулировать производственную и коммерческую жизнь в сложнейших условиях рыночной конкуренции. Поэтому монополистические объединения на рубеже XIX и XX вв. при помощи согласованных цен на сырье, готовую продукцию и рабочую силу установили в той или иной степени коммерческий контроль над рядом производств в главных капиталистических странах. Но это поставило под угрозу саму конкуренцию как основу хозяйственной жизни, и государство вынуждено было вмешаться, ограничив процесс монополизации экономики определенными рамками (антитрестовское законодательство). Таким образом, экономическая роль государства резко возросла, что дает основание говорить о государственно-монополистическом капитализме как определенном типе экономического развития ряда стран. Монополистические процессы неизбежно должны были возникнуть и возникли в масштабе мирового рынка: соглашения между разнонациональными монополиями и даже наднациональные компании. Наблюдая быстрый рост монополий, некоторые ученые предсказывали неминуемую тотальную монополизацию рыночного хозяйства и полную гибель малого и среднего бизнеса в XX в. Однако этого не произошло, поскольку малое и среднее производство и обмен могут вполне сосуществовать с крупнейшими корпорациям: они незаменимы в деле удовлетворения ежедневных насущных потребностей человека.
Движение экономики резко изменило свой темп. В конце XIX - начале XX вв. наиболее высокие темпы экономического развития показали молодые капиталистические государства - США и Германия, вышедшие соответственно на первое и второе места в мире по уровню развития производства и оставившие позади Англию и Францию (см.таблицу).
Удельный вес ряда стран в мировом промышленном производстве(%)
Страны | Годы | |||||
1860 | 1870 | 1880 | 1890 | 1900 | 1913 | |
Англия | 36 | 32 | 28 | 22 | 18 | 14 |
Франция | 12 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 |
Германия | 16 | 13 | 13 | 14 | 16 | 16 |
США | 17 | 23 | 28 | 31 | 31 | 36 |
На рубеже веков центр мировой экономики переместился из Европы в Северную Америку.
II. Вывоз капитала. Англия и Франция
II.1. Утрата Англией промышленной гегемонии.
Факторы промышленного отставания
Если в 1870 г. Англия производила примерно половину трех главных на тогдашнем мировом рынка видов промышленной продукции - угля, чугуна и хлопчатобумажных тканей, то в 1913 г. она давала только 22% мировой угледобычи, выплавляла 13% мирового чугуна, потребляла 23% мирового хлопка. Здесь сказалась устаревшая - физически и морально - производственная база английской индустрии. Внедрение новой техники - дело исключительно сложное и дорогостоящее - и проблема дальнейшего экономического развития Англии приобрела характер выбора: вкладывать капитал в стране или вывозить его в колонии, где стоимость рабочей силы ниже, следовательно, прибыли выше. Английские капиталисты пошли по второму пути: вывоз капиталов возрастал, а темпы роста английской промышленности все более снижались. К тому же доставка из заморских стран промышленного сырья - руд цветных металлов, каучука, нефти и т.д. также вела к оттоку капитала из страны. И мировая торговая политика изменилась: все больше стран стало отходить от политики свободной торговли и возвращалось к протекционизму, охраняя свою промышленность от конкуренции английских товаров.
Структурные изменения в английской промышленности происходили очень медленно. Наиболее высокими темпами развивались новые для Англии отрасли тяжелой промышленности - сталелитейная, электротехническая, химическая, обгоняя традиционные производства. Например, за 1870-1913 гг. производство чугуна возросло в 1,7 раз, в то время как выплавка стали в 38 (но в США и Германии выплавка стали уже сравнялась с чугуном, а в Англии это производство еще значительно уступало). Перед Первой мировой войной суммарная мощность электростанций в Англии составляла примерно 900 тыс. кВт. - в 2,5 раза меньше, чем в Германии и почти в 10 раз меньше, чем в США. Единственной традиционной отраслью тяжелой промышленности, которая и перевооружалась, и показывала устойчивые темпы роста, являлось судостроение.
II.2. Вывоз капитала
Степень концентрации производства и капитала в Англии, где сохранилось большое количество средних и мелких устаревших предприятий, была значительно ниже, чем в США и Германии.
Совсем другая картина была в сфере кредита. Перед Первой мировой войной 27 крупным банкам Англии принадлежало около 86% всех вкладов страны. Однако сращивание банков с индустриальными монополиями не приняло в Англии такой всеобъемлющий характер, как это было в Германии и США. Британский капитализм базировался на колониальной империи. Английские колонии (к началу XX в. они по размерам в 100 раз превышали территорию метрополии) компенсировали британскому капиталу недостатки промышленного развития. По вывозу капитала Англия оставила далеко позади Америку и Германию. К Первой мировой войне сумма вывозимых из Англии капиталов составляла примерно третью часть общей стоимости экспорта. До 3/4 экспорта капитала шло в Британскую империю и слаборазвитые страны Латинской Америки (около 20% - в США, 6% - в страны Европы).
Доходы от заграничных инвестиций в заокеанские рудники, порты, дороги, плантации с лихвой возместили утерю мировой промышленной гегемонии. В последней трети XIX в. национальный доход Англии возрос в 3 раза, а доходы от вложений за рубежом - в 9 раз! И хотя по причине большого сырьевого и продовольственного импорта внешнеторговый баланс Англии постоянно носил пассивный характер, но платежный баланс, включающий все виды расчетов с другими странами, неизменно был активным, благодаря возрастающим «невидимым доходам» (проценты на капитал, вложенный за рубежом, посреднические торговые и банковские операции, фрахт, страхование морской торговли и т.д.). В 1913г. сальдо торгового баланса составило минус 159 млн. ф.ст., доходы от услуг - плюс 125 млн. ф.ст., от зарубежных инвестиций - плюс 187 млн. ф.ст. Таким образом, отрицательное внешнеторговое сальдо легко перекрывалось. Английские банки, отделения которых были разбросаны по всему свету, развили большую активность по кредитованию мировой торговли.
Переход от мировой промышленной гегемонии к гегемонии в пределах Британской империи, от прямой торговли промтоварами к торговому кредиту, - все это приносило прибыль, но фактически усиливало застой английской экономики. За счет сокращения слоя активных капиталистов в Англии увеличивался слой рантье. Накануне Первой мировой войны доходы рантье намного превышали доходы экспортеров товаров.
Готовясь к неизбежной схватке с Германией, Англия в начале XX в. начала осуществлять огромную программу военно-морского строительства (по принципу: два корабля на каждый новый немецкий), на что уходило до половины расходной части госбюджета.
II.3. Экономическое отставание Франции
Для Франции на рубеже XIX и XX вв. германские и американские темпы промышленного развития были недостижимыми - сказывалась узость сырьевой базы. В 1913 г. Франция добывала лишь 2/3 необходимого ей угля, а дорогой импортный уголь вел к повышению стоимости французских фабрикатов и, соответственно, снижению их конкурентоспособности. Низкий промышленный потенциал определялся также устаревшей технологической сферой. Здесь повторилась в основных чертах английская история: физически и морально изношенное оборудование, вошедшее в строй в 50-60 гг., требовало замены, а для этого требовались соответствующие инвестиции, а они не были сделаны. Здесь сыграли роль, во-первых, экономический ущерб, нанесенный национальной катастрофой - поражением Франции в войне с Пруссией 1870 г. (общая сумма составила 16 млрд. франков, в том числе 5 млрд. контрибуции). Очень тяжело отразилась на состоянии французской экономики аннексия Германией весьма развитых экономических областей - Эльзаса и особенно Лотарингии с ее крупными запасами железной руды. Лотарингский бассейн стал железорудной базой германской металлургии, а Франция стала ввозить железную руду или готовый металл. Таким образом, война с Пруссией заметно затормозила развитие французской тяжелой промышленности.
Во-вторых, как отмечалось выше, французская буржуазия явно отдавала предпочтение банковской деятельности перед промышленной. В конце XIX - начале XX вв. ростовщические черты французского капитализма проступили еще более резко. Займы иностранным государствам давали французским банкирам гарантированный доход, не связанный с промышленным риском, отвлекая в то же время огромные средства от отечественной индустрии. Характерно, что после войны с Пруссией французский капитал озаботился прежде всего восстановлением не экономики своей страны, а своих зарубежных вложений. Для выплаты контрибуции пришлось в 1871 -1873 гг. сократить сумму заграничных капиталов Франции с 10 до 7 млрд. франков. Но уже в 1875 г. заграничные вложения составили 9 млрд. франков, т.е. почти достигли довоенного уровня. Ростовщическая политика французских капиталистов имела мощную опору в лице сугубо рациональной ментальности французов, предпочитающих гарантированный, пусть небольшой, доход, но без экономического риска.
За 1870-1913 гг. объем американской промышленной продукции увеличился в 13 раз, немецкой - почти в 7 раз, а французской - всего в 3 раза. К восьмидесятым годам XIX в. Франция передвинулась со второго места в мировом промышленном производстве на четвертое - после США, Англии и Германии, потеряв свое былое индустриальное значение. В конце XIX - начале XX вв. по сути не удалось преодолеть аграрно-индустриальную структуру французской экономики. Из 16 млн. человек самодеятельного населения в промышленности было занято всего около 2 млн., в сельском хозяйстве - более 5 млн., торговле - более 4 млн. человек. Сельскохозяйственная продукция по стоимости превышала промышленную. Отсталой была и структура самой промышленности, где по-прежнему значительное место занимало производство изысканных средств потребления. На мировом рынке наиболее ходовыми видами французской промышленной продукции оставались предметы роскоши, производство которых не требовало ни огромных инвестиций, ни новой техники, ни экономического риска. Некоторый скачок, сделанный французской тяжелой промышленностью в начале XX в., связан с подготовкой военного реванша. Однако накануне Первой мировой войны по выплавке стали - главного военного металла - Франция уступала Германии в 4 раза, а США - почти в 7 раз. На рубеже XIX-XX вв. в энергетической базе французской промышленности по-прежнему превалировал пар. По суммарной мощности электростанций сорокамиллионная Франция незначительно превосходила небольшую Швецию.
В конце XIX в. вступила в период хронического кризиса ведущая отрасль французской экономики - сельское хозяйство. Имея редкую для того времени возможность полностью удовлетворять свои потребности в хлебе, Франция по урожайности сельскохозяйственных культур занимала всего 11-е место в Европе. Превосходя по посевным площадям Германию на 280 тыс. га, Франция собрала в 1913 г. зерновых на 25 млн. квинталов меньше. По количеству скота на 1 га земли Франция уступала Германии, Англии, Дании, Бельгии и другим странам. Слабая производительность земледелия в конечном счете упиралась в господство мелкокрестьянского производства, созданного революцией в конце XVIII в. Владелец крохотной парцеллы не мог применять сельскохозяйственные машины и искусственные удобрения. Французские сельскохозпродукты не выдерживали конкуренции на внешних рыках с дешевыми американскими, канадскими, аргентинскими продовольственными товарами. Низкий уровень развития сельского хозяйства во многом обусловливал и узость внутреннего рынка: нищее французское крестьянство вынуждено было обходиться без многих промышленных товаров.
II.4. Ростовщический капитал
Концентрация французской промышленности происходила значительно медленнее, чем в США, Германии и Англии, но темпы концентрации и централизации банков во Франции превышали таковые в других странах. Показателен рост капитала в трех крупнейших банках Франции - «Лионский кредит», «Национальная учетная контора» и «Генеральное общество»: 1870 г. - 627, 1890 г. - 1510, 1909 г. - 5250 млн. франков. Французский финансовый капитал складывался вокруг банков, а не промышленных монополий. Его главным центром стал Французский банк. 200 крупнейших акционеров Французского банка (знаменитые 200 семейств!) и составили элиту финансовой олигархии страны. Французский банк представлял уникальный случай концентрации финансового капитала в национальном масштабе (в США, например, были две крупнейшие группировки - Моргана и Рокфеллера).
Хотя Франция в XIX - начале XX вв. овладела большими колониями в Африке, Юго-Восточной Азии, Океании и создала империю, по территории в 17 раз превышающую метрополию, французский финансовый капитал, наживаясь в основном на эксплуатации стран-должников, не был заинтересован в производственном использовании колоний. Поэтому колонии в экономике Франции играли гораздо меньшую роль, чем в экономике Англии. Перед Первой мировой войной в колонии экспортировалось всего 13% вывозимых Францией товаров и менее 10% вывозимых капиталов. Из колоний поступило всего 9,5% французского импорта. Главные доходы приносило ростовщичество, и Франция, чей экономический потенциал значительно уступал Германии, содержала армию, почти равную по численности немецкой.
II.5. Франция: пределы волюнтаризма
Важную веху в экономической истории Франции ознаменовал 1958 г. Характерная для Пятой республики политическая стабильность, установившаяся с возвратом к власти генерала де Голля (1958-1969 гг.), а также стимулирующее воздействие Общего рынка способствовали непрерывному экономическому росту и сохранению равновесия в сфере торговли, бюджета и денежного обращения, по крайней мере, до конца 60-х гг.
Несколько важных событий 60-х - 70-х гг. оказали заметное влияние на экономическую конъюнктуру во Франции. В 1962 г. после предоставления независимости Алжиру сотни тысяч репатриантов вернулись оттуда в метрополию и получили существенную компенсацию от государства. Чтобы избежать инфляции, которую могло повлечь увеличение покупательной способности населения, новый министр экономики и финансов Валери Ж. д’Эстен стал проводить жесткую бюджетную политику. В результате рост цен оказался весьма незначительным, а деловая активность осталась на довольно высоком уровне, что позволило быстро решить проблему безработицы, вызванную резким увеличением предложения на рынке рабочей силы. Незначительное увеличение заработной платы в тот период облегчило восстановление экономического равновесия в стране.
События мая 1968 г. явились в определенной степени ответом на сдерживание роста покупательной способности. Студенческие волнения и ревизия системы моральных ценностей сочетались с мирным движением за повышение уровня жизни, результатом которого явилось значительное увеличение заработной платы в июне 1968 г. (минимальная заработная плата выросла на 30%, а все другие виды заработков - на 10%). Произошло ускорение темпов инфляции, но спрос оставался на достаточно высоком уровне. Сочетание этих факторов обеспечило устойчивый рост французской экономики в период президентства Ж. Помпиду (1969-1974гг.).
Большой неожиданностью явился нефтяной кризис, который на первых порах рассматривался как преходящее явление. Так, после принятия плана замедления деловой активности в сентябре 1974 г., выполнение которого привело к возникновению бюджетного излишка, правительство Ж. Ширака (май 1974 г. - август 1976 г.) приняло в сентябре 1975 г. амбициозный план ускоренного развития экономики. Этот план, предусматривавший строительство скоростной железнодорожной магистрали Юг - Восток и нескольких автострад, способствовал не столько поддержке платежеспособного спроса населения, сколько инвестициям в инфраструктуру. Выполнение этого плана обеспечило предполагаемый рост экономики, но в области занятости результаты оказались гораздо скромнее: удалось стабилизировать безработицу на уровне 800 тыс. человек, тогда как год назад этот показатель составлял 400 тыс. человек. Кроме того, произошло значительное ускорение инфляции и ухудшился платежный баланс.
По инициативе нового премьер-министра Р. Барра в сентябре 1976 г. правительство приступило к выполнению нового плана замедления деловой активности, что проявилось в замораживании цен и заработной платы па три месяца и распространении принудительного займа среди налогоплательщиков. Поскольку эта мера совпала с неблагоприятным сельскохозяйственным годом из-за очень жаркого лета, заем получил название «налог на засуху».
Главным содержанием экономической политики стало всемерное поощрение развития промышленности посредством дальнейшей концентрации производства, образования крупнейших монополий и усиления их связи с государством. Предусматривалось быстрое развитие практически всех отраслей промышленности. Позднее эта линия получила название «индустриальный императив» (пропорциональное развитие практически всех отраслей экономики).
Реализовать намеченные программы предполагалось на основе начавшейся научно-технической революции. Уже в 60-е гг. наука стала превращаться в непосредственную производительную силу, во многом определяющую развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Одновременно НТР потребовала структурной перестройки промышленности. Быстрое развитие получают авиация, химическая и автомобильная отрасли, значительно возросло производство счетно-решающих устройств, пластмасс. Создаются новейшие отрасли военно-промышленного комплекса: атомная, ракетная, аэрокосмическая. Франция превратилась в третью ядерную державу мира. Развитие НТР привело к увеличению темпов промышленного развития страны. За 10 лет, с 1958 по 1968 гг., объем промышленного производства возрос более чем на 60%; темпы роста промышленной продукции составляли 5,5% в год.
Участие Франции в европейской экономической интеграции усилило государственно-монополистические тенденции в экономике. Правительство систематически принимало планы экономического и социального развития, охватывавшие среду финансово-экономической и технической политики. Заботясь о повышении конкурентоспособности фирм, государство посредством субсидий, заказов и других льгот всемерно поощряло монополистическую концентрацию. В 60-е гг. этот процесс принял взрывной характер. В результате слияния монополий различных отраслей промышленности появились гигантские финансово-промышленные комплексы (финансовые группы). Именно они со второй половины 60-х гг. стали главной организационной формой монополистических объединений во Франции. Наряду с ранее известными гигантами: Парижско-Нидерландским банком, Индокитайским банком, банками Ротшильдов и братьев Лазар, концернами де Ванделя и Шнейдера в число ведущих финансовых групп вошли банк «Коммерческий кредит», финансовая группа авиапромышленника Дассо, химический концерн «Рон-Пуленк». Всего 10 финансово-промышленных групп распоряжались 40% частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности, которые в 1967 г. давали 11% промышленной продукции и охватывали 38% производственных капиталовложений. Тем не менее и в 60-е гг. степень концентрации промышленности во Франции была ниже, чем в других высокоразвитых капиталистических странах. Из 711 тыс. промышленных предприятий, существовавших в стране в 1962 г., более 600 тыс., или 84%, принадлежали к числу мелких, имеющих не более пяти рабочих.
Со второй половины 60-х гг. многонациональные корпорации, в которые перерастали крупнейшие французские компании, стали тяготиться достаточно жесткими методами программирования. Ориентирование на экономическую конъюнктуру ЕЭС и всего мирового хозяйства требовало большей свободы предпринимательства. Идя навстречу частному монополистическому капиталу, правительство взяло курс на «либерализацию планов», смягчение или отмену «нормативных методов вмешательства». Тем самым французские программы приблизились к чисто прогнозным документам.
Научно-техническая революция и расширение масштабов промышленного производства ускорили интенсификацию и индустриализацию сельского хозяйства. Был осуществлен постепенный переход к комплексной механизации и применению системы машин как в земледелии, так и в животноводстве. Крупные капиталовложения и повышение производительности труда позволили увеличить за 10 лет производство сельскохозяйственной продукции на 66%. В результате Франция стала вторым (после США) экспортером продовольствия, крупнейшим поставщиком молочных продуктов и вина, единственной в Западной Европе страной, вывозящей зерновые.
В 60-е гг. значительно активизировалась внешняя торговля Франции. На ее развитие оказали воздействие два основных фактора: переход к открытой экономике в рамках Общего рынка и распад французской колониальной системы. 1 января 1960 г. независимость получил Камерун, чуть позже - Того и другие государства, ранее входившие в состав французской Экваториальной и французской Западной Африки. Всего в течение 1960 г., названного «годом Африки», получили независимость 14 бывших французских колоний в Африке. Согласно Эвианским соглашениям 1962 г. статус самостоятельного государства получила последняя колония Франции - Алжир. В 1960-1963 гг. почти все эти государства заключили с ней соглашение об экономической, технической и военной помощи.
Несмотря на усиление экономических позиций в колониях, доля их во внешней торговле Франции снизилась. Одновременно резко возрос объем связей со странами - членами Общего рынка. В 1967 г. внешнеторговый оборот Франции в рамках ЕЭС был в три раза больше, чем в рамках бывших колоний, хотя еще в 1958 г. торговля с ними велась более активно, чем с европейскими государствами.
Таким образом, в 70-х гг. во французской экономике возникла новая ситуация, поставившая под вопрос методы регулирования, применяемые государством.
В сфере конъюнктуры применение французского варианта stop and go означало, что старые методы оказались неэффективными. Правительство Барра пошло по пути постепенного изменения экономической политики. С одной стороны, оно стало осторожно защищать франк посредством сокращения бюджетного дефицита, а с другой стороны, ужесточило денежно-кредитную политику, что привело к сокращению темпов инфляции. Параллельно «плавное» сдерживание заработной платы должно было позволить предприятиям работать рентабельно при одновременной либерализации цен.
В сфере структурной перестройки произошло изменение методов и целей планирования. Вначале планы рассматривались как строго обязательные программы, поэтому четвертый план (1962-1965 гг.) и пятый план (1966-1970 гг.), получивший название «План социально-экономического развития», включали такие показатели, как темпы прироста ВНП. Если указанные показатели и были достигнуты, то намеченное строительство предприятий и учреждений социально-культурного назначения не было выполнено в полном объеме. Первый нефтяной кризис заставил правительство пересмотреть задания шестого экономического плана (1971-1975 гг.). Исполнительная власть уже не располагала необходимыми финансовыми и иными средствами, чтобы добиваться безусловного выполнения правительственных программ. Таким образом, разработка плана стала для государства поводом для обсуждения и согласования деятельности хозяйствующих субъектов, а также инструментом изучения рынка для каждой отрасли экономики.
Составление плана позволяло государству установить договорные отношения с местными органами самоуправления и разработать программу государственных расходов на предстоящий период. Благодаря седьмому плану (1976-1980 гг.) были организованы развитие телефонной сети и производство необходимого оборудования в рамках долгосрочной программы телефонизации, что позволило Франции обладать одной из лучших телефонных сетей мира и быть в авангарде технического прогресса в этой области.
Политика структурной перестройки стала ориентироваться на стимулирование деловой активности: произошел отказ от попыток прямого контроля за деятельностью предприятий путем директивного планирования и национализации.
III. Список литературы
1. Раицкий К.А. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учеб. – М.: 2000.
2. Швандер В.А. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учеб. пособие для студентов. – М.: 2000.
В Европе и ожесточенной борьбой великих держав за дальнейший раздел мира на сферы влияния. Глава 2. Внешняя политика Российской империи начала 20 века 2.1 Основные направления внешней политики Впервые Россия обратила внимание на Тихий океан в конце XIX века. Очередная русско-турецкая война завершилась вмешательством Великобритании и Германии, вследствие чего геополитическая цель - Проливы...
Его сторонников. Без их поддержки эта игра, безусловно, развивалась бы менее эффективно. 3. Дореволюционный этап становления футбола на Ставрополье, при всех проблемах его развития, достиг определенных успехов. В целом же деятельность футбольных клубов и кружков в начале XX веков явилась фундаментом для современного ставропольского футбола. Научное осмысление итогов данного этапа способствует...
В XVIII веке Франция была одной из наиболее развитых экономически держав Европы. Революция дала новый толчок, и в конце века в стране началась техническая революция. Франция получила свои рынки сбыта, особенно расширившиеся в период континентальной блокады.
Негативным моментом, сдерживавшим рост французской экономики, было отсутствие значительного числа рабочих рук, которые были в избытке в Англии со времен огораживания, во Франции же после революции земля была передана в собственность крестьянам, которые не имели после этого стимулов для переезда в города и участия в промышленности. Кроме того, вливанию рабочих рук в экономику препятствовали бесконечные войны 1791-1814 годов.
Поражение в войне привело к утрате Францией завоеванных позиций и затяжному экономическому кризису. Объем внешней торговли упал с 933 000 000 франков в 1806 году до 585 000 000 в 1814 году и выправился только к 1824 году – 896 000 000 франков.
По темпам экономического роста Франция отставала от Англии, но превосходила другие государства. Также после окончания войны Франция лишилась своих преимуществ, кроме того, Франция, в отличие от Англии, не имела на совей территории значительных запасов полезных ископаемых, за исключением территории Эльзаса и Лотарингии. Это вело к отставанию в машиностроении, для которого требовался металл и уголь. Негативно на экономику действовали политические кризисы.
Низкими были темпы прироста населения – примерно на 1-2 миллиона человек в год. Население Франции росло много медленнее, чем в Англии – в 4 раза, в Италии – в 2 раза, в Германии – в 3 раза, во Франции – всего на 50%. По структуре населения Франция до начала XX века оставалась сельскохозяйственной страной. Медленно шел процесс урбанизации – приток населения шел только в Париже, который стал в 1841 году единственным городом-миллионером. Всего три города имели население более 100 000 человек – Марсель, Лион и Бордо.
Сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике до середины XIX века, наиболее было распространено парцеллярное землевладение, основное производство хлеба шло в крупных помещичьих хозяйствах, мелкие хозяйства производили виноград, картофель и так далее. Французское правительство покровительствовало именно крупным производителям протекциониствкими пошлинами.
Промышленное развитие продолжалось, преобладала мелкая мануфактурная промышленность, в мастерских работало не более 10 человек, особенно это было распространено в Париже, Лионе, в Руане, Эльзасе имелись крупные фабрики. Началось внедрение паровых машин, с 1820 до 1850 года их число возросло с 65 до 5 000. Шел рост потребления сырья, импорт сырья для легкой промышленности вырос в разы.
Франция больше чем Англия нуждалось в привозном сырье, что ограничивало развитие тяжелой промышленности. Первые машины закупались за границей, только в 20-х годах началось машиностроительное производство на территории Франции, и только в 30-х годах было налажено производство собственных машин, после чего начался их экспорт.
Шло развитие коммуникаций. Во Франции долгое время основным средством коммуникаций оставались каналы, владельцы которых препятствовали развитию железных дорог. В 1827 году была построена железная дорога Лион – Сент-Этьен на конной тяге длиной в 23 километра. В 1832 году была проложена дорога Сент-Этьен – Руан, для которой в Англии были закуплены паровозы. В 1837 году была построена дорога Париж-Орлеан, тогда же был построен первый вокзал Сен-Лазар в Париже. Только с 1838 года началось целенаправленное строительство железных дорог. Сеть железных дорог Франции была изначально завязана на Париж, с 1842 года началось строительство магистральных железных дорог, центром которых и являлся Париж. К 1843 году была пролржена дорога до Руана, к 1847 году – до Бельгии и Тура, к 1856 году была создана основная сеть железных дорог, связавших все крупные города Франции. К 1848 году общая протяженность дорог составила около 1 800 км.
Важным рубежом стал кризис 1845-47 года,когда произошел всеобщий спад в экономике примерно на 30% и рост цен. В 1847 году начался финансовый кризис, золотой запас Франции сократился в 7 раз. Только установление стабильного политического режима Луи Наполеона и провозглашение империи стабилизировало экономики.
К 1850 году завершился промышленный переворот, было создано крупное производство, но продолжало сохраняться господство мелких предприятий. Не сложились крупные центры промышленности, крупные предприятия были разбросаны по всей территории Франции.
Правительство Наполеона III поддерживало развитие экономики, субсидировало развитие коммуникаций, с 1852 года по распоряжению императора началась масштабная реконструкция Парижа в современный европейский город, сам город был расширен. Модернизация Парижа стала стимулом для развития промышленности, в первую очередь для инженерного дела и металлургии. В 1855 году Наполеон распорядился провести индустриальную выставку, которые стали регулярными, их было проведено 6, наиболее крупными были выставки 1878 года,но которой были представлены Статуя Свободы и выставка 1889 года, на которой была представлена Эйфелева башня.
Во 2 половине века французская экономика начала включаться общеевропейские экономические циклы. Огромный ущерб Франции нанесла война 1870-71 годов. Были потеряны Эльзас и Лотарингия, более чем на полгода был оккуирован северо-восток Франции. Погибло 500 000 человек, более 1 500 000 человек оказались в отторгнутых территориях. Была выплачена контрибуция в 5 миллиардов франков. Однако это предотвратило удар кризиса 1873-79 годов.
В 80-х годах начался новый этап экономического развития, Франция постепенно вошла в процесс второй индустриальной революции, в промышленности было занято всего 2 000 000 человек из 16 000 000 трудоспособных, 5 000 000 было занято в сельском хозяйстве, 4 000 000 в торговле. Всего 40% населения к 1896 году проживало в городах. 47% всех крестьянских хозяйств имели земли до 10 га, 38% имели менее 1 га. Производство сельхозкультур было незначительным, по производительности Франция была на 11 месте в Европе, сильным ударом для сельского хозяйства стал приток зерна из Нового Света. В экономике шла постоянная дефляция, приводившая к постоянным убыткам производителей – цены упали примерно на треть. Хуже всего обстояло дело в виноградарстве, где началась болезнь лозы, что вызвало снижение производства вина в 3 раза с 70 до 26 миллионов гектолитров. В последней трети века началось создание во Франции сельскохозяйственных союзов, в которые входили тысячи крестьян. Эти объединения пытались внедрять новые технологии, закупали семена, технику и удобрения, в эти союзы входило более 1 000 000 человек, что позволило преодолеть кризис.
В промышленности в 70-х – 90-х годах Франция пережила 3 кризиса, в XX веке – 2 кризиса. Однако экономика Франции продолжала расти на уровне 2% в год. Кризисы вели к концентрации производства, французское правительство ввело заградительные пошлины. В конце XIX века началось формирование крупных производственных объединений – Шнейдер-Ле-Крезо (центр тяжелой индустрии, вооружение) Сен-Гобен (стекло, строительные материалы, химическая промышленонсть). Был создан комитет тяжелой промышленонсти, объединивший 250 компаний. Серьезно выросло производство в тяжелой промышленности, однако промышленность Франции в разы уступала промышленности Англии,Германии и России. Шло сокращении е количества предприятий за счет их укрупнения, создавались крупные торговые и банковские предприятия.
В 1898 году была создан акомпания «Рено», за 15 лет компания прошла путь от производства примитивных автомобилей до производства танков и самолетов. В 1889 году был построен первый автомобиль «Пежо» и к 1903 году эта компания обеспечивала 50% потребностей Франции в автомобилях.
Французская промышленность развивалась за счет высокой квалификации французских рабочих и инженеров. Объем промышленного производств анна рубеже веков вырос на 75%, количество предприятий выросло в 3 раза.
Наибольшие показатели роста были в финансовой сфере Франции, французские банкиры не могли активно вкладывать средства в производство, что приводило к вывозу капитала, Париж стал финансовым центром Европы. Банкиры инвестировали финансы за рубеж,но вкладывались и во французскую промышленность. К 1908 году во Франции было 266 банков, стоимость ценных бумаг Франции в 1906 году составляла 100 миллиардов франков. Французские банки кредитовали иностранные государства – Россию, Австро-Венгрию, страны Латинской Америки.
По основным показателям экономического роста Франция была в ряду развитых государств, но по темпам роста серьезно уступала странам новой экономики.
В Великобритании и Франции, подобно США, в период Первой мировой войны наблюдался интенсивный развитие етатистських тенденций и ослабление их в 1919-1929 гг. Как страны-победительницы они в некоторой степени компенсировали значительные потери, понесенные во время войны, в отличие от побежденных стран (прежде всего, Германии). При общем направлении развития - фомуванні системы государственного регулирования экономики, результаты деятельности их правительств были разными.
Послевоенная экономика Англии. В послевоенный период английская экономика, хотя и лишилась немецкой конкуренции на мировом рынке, однако еще больше отставала от американской. Технический застой в промышленности, пассивный внешнеторговый баланс, ощутимые потери торгового флота и много других факторов обусловили долгий период слабого развития народного хозяйства страны вплоть до начала мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. К тому же позиции английского капитала на мировом рынке ослабли в результате экспансионистской политики США. Более того, Англия оказалась их должником - сумма долга составляла 4 млрд долл.
В послевоенный период правительство Ллойд Джорджа осуществлял активную политику перевода экономики на мирные рельсы: проводились ликвидация государственных контрольных органов, разгосударствления военного комплекса страны. Однако это не привело к отмене государственного регулирования экономики. На начало 20-х годов в руках государства еще оставалось в 4 раза больше военных заводов, чем до войны. С целью регулирования экономических процессов в 1919 г. был принят Закон об отказе от золотого стандарта фунтов стерлингов, вследствие чего государство превратилось в единого контроллера выпуска бумажных денег. В 1921 г. правительство решило частично восстановить контроль над железными дорогами страны. Расширились также социальные функции государства: помощь безработным, жилищное строительство, развитие системы народного образования. В целом в 1924 г. экономический застой было преодолено.
Однако подъем наблюдался преимущественно в самых передовых отраслях промышленности (химической, автомобильной, электротехнической, авиационной таин.). Стагнацией же были охвачены старые отрасли: судостроение, металлургия, угледобыча, текстильная. Недостаток капиталов для модернизации этих отраслей предопределялась оттоком их за границу в поисках более высоких прибылей, в том числе и в побежденного страну - Германию. Это сделало невозможным переход английской промышленности в новых форм производства - массового, текущего, благодаря которым снижались затраты, повышалась конкурентоспособность товаров. Особенностью экономического развития Англии в послевоенный период было то, что, теряя лидерство в производстве товаров широкого потребления, Англия сосредоточилась на производстве товаров роскоши. Благодаря этому она имела возможность удержать прибыльную нишу на внутреннем и внешнем рынках.
Усиление протекционистских тенденций в мировой торговле ускорило вытеснение товаров массового потребления Англии с внешних рынков. Однако правительство продолжало придерживаться в целом принципа фритредерства. Кроме того, страна постепенно теряла товарные рынки через ощутимую переориентацию английского правительства на сохранение лидерства Англии в банковской сфере. Так, в 1925 г. правительство провел ревальвацию английской валюты за счет восстановления золотого стандарта фунта стерлингов. Стоимость его приравнивалась к 4,86 долл., то есть было восстановлено довоенное соотношение между английской и американской валютами. Хотя это мероприятие и способствовал росту курса фунта стерлингов, однако подорожание английских товаров задело интересы промышленников-экспортеров.
Стабилизация (1924-1928) не дала желаемых результатов. Промышленное производство страны в 1928 г. так и не достигло довоенного уровня, а по его размерам Англия оказалась на третьем месте в капиталистическом мире. В то же время с помощью американских и английских капиталов Германия возобновила свою экономическую мощь и вернулась на второе место.
Антикризисная политика правительства Англии. Мировой экономический кризис (1929-1933) несколько позже, чем в других странах, обрушилась на Англию. И хотя спад экономической активности здесь был меньшим, чем в других странах, удар экономического кризиса стал ощутимым во всех отраслях хозяйственного комплекса. В начале 1930 г. в стране обострилась проблема реализации, возникли трудности в получении кредитов, начались быстрое падение цен, массовое закрытие предприятий и, как следствие, рост безработицы. К 1932 г. промышленное производство сократилось примерно на 23% по сравнению с 1929 г. В отдельных отраслях падение было еще больше: производство чугуна сократилось на 53%, судостроение - в 8 раз. Цены на сельскохозяйственную продукцию снизились на 34%, что привело к разорению многих фермеров. Число безработных составило 22% от общей численности рабочих.
В отличие от "нового курса" Ф. Рузвельта правительство Англии не ставил задачу спасения промышленности или увеличения занятости. Единственной функцией его считалось создание благоприятных финансовых условий, ликвидация дисбаланса бюджета, торговли и кредита. Выполняя предвыборную программу, лейбористское правительство наращивало бюджетные расходы на обеспечение положения широких масс населения, бедных и безработных в основном за счет усиления налогового пресса на богатых, что привело к правительственному кризису.
Поводом к правительственного кризиса стало обсуждение в августе 1931 г. докладе созданной еще в марте 1931 г. королевской Комиссии по национальной экономики под председательством крупного банкира Дж. Мэя. На основе анализа финансового положения страны Комиссия прогнозировала бюджетный дефицит 120 млн фунтов стерлингов в год. Комиссия предлагала сократить государственные расходы на 96 млн фунтов стерлингов (2/3 приходилось на уменьшение выплат безработным) и увеличить прямые и косвенные налоги на 24 млн фунтов стерлингов. За принятие предложения голосовали Макдональд и еще два министры, другие - против. В результате раскола в правительстве, который привел к кризису в лейбористской партии, 24 августа 1931 г. Макдональд возглавил новый, так называемый национальный, правительство. Ключевые посты в нем получили консерваторы.
Новое правительство приступило к реализации намеченного Комиссией плана экономии и рационализации бюджетных расходов. Было увеличено прямые и косвенные налоги, уменьшен заработную плату государственным служащим и учителям, резко сокращено общественные работы. Был принят Закон о проверке бедных, который запрещал выплату пособия по безработице лицам, которые находятся на содержании своей семьи. В целом выплаты безработицы снизили на 10%.
Благодаря выполнению мероприятий, в которых приняла Комиссия и отечественные и зарубежные банкиры поддержали ее, правительства консерваторов удалось получить большую внешний заем. В августе 1931 г. более чем 100 американских и французских банков предоставили заем в размере 80 млн фунтов стерлингов с целью восстановления платежного баланса.
Наряду с регулированием государственных расходов правительство Англии употреблял другие меры для оздоровления экономики страны. Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого паритета национальной валюты. Вследствие этого произошла девальвация фунта стерлингов. Страны, которые входили в стерлингового блока (25 государств: страны Скандинавии, Голландия, Португалия, Аргентина, Бразилия и другие вместе с британскими колониями и домініонами) и устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта стерлингов, были вынуждены уйти с Великобританией. Кроме того, страны стерлингового блока передавали свои валютные резервы Англии в общий фонд блока, что давало англичанам немалые выгоды от этой сделки. Ориентируясь на фунт стерлингов, странам блока приходилось закупать английские товары и одновременно поставлять в Англии преимущественно сырье и продовольственные товары.
Англия достигла превосходства над странами-конкурентами, которые сохраняли некоторое время золотой паритет национальных валют (США, Франция, Германия, Италия и др.), за счет повышения ценовой конкурентоспособности своих товаров. Страны-конкуренты, в свою очередь, ужесточили политику протекционизма. Учитывая эти обстоятельства правительство Великобритании также принял меры для защиты внутреннего рынка, отказавшись от фритредерства и прибегнув к политике жесткого протекционизма. Установление высоких таможенных пошлин на иностранные товары положительно отразилось на развитии английской промышленности, что позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта.
Применены правительством меры способствовали восстановлению доверия к фунту стерлингов, а это способствовало возвращению иностранных вкладов в банки Лондонского Сити. До апреля 1932 г. фунт стерлингов стабилизировался, бюджет был сбалансирован. Эффекта стабилизации, в отличие от "нового курса" Рузвельта, достигла благодаря использованию имеющихся в Великобритании преимуществ в отношениях с другими странами, за счет предупредительных шагов на внешнем рынке и достаточно жесткого внутреннего экономического курса. Большую роль сыграла также протекционистская политика. В результате этого уже в 1934 г. был смягчен политику экономии, на что указывает рост заработной платы, снижение размеров налогов. В 1935 г. был отменен Закон о проверке бедных.
Экономический подъем, которое началось в 1934, p. существенно усиливали государственным ассигнованиям на развитие отраслей, связанных с производством оружия (автомобилестроительная, авиационная, радіопромислова и др.). Комплекс антикризисных мероприятий способствовал притоку инвестиций в старых отраслей экономики (судостроение, металлургия). Однако это в принципе не изменило внутрихозяйственных диспропорций. Угольная и текстильная отрасли промышленности и дальше испытывали трудности.
Усиление конкуренции со стороны США, Японии и Германии создавало трудности на внешнем рынке. Немецкие товары вытесняли английские в Западной и Юго-Восточной Европе и Латинской Америке. Как и накануне Первой мировой войны, англо-немецкий конкуренция в основном оказывалась в сфере экспорта товаров, прежде всего в сфере готовых промышленных изделий.
Новая экономический кризис в конце 1937 г. вызвала новый спад производства в Англии (по 1938 г. выпуск промышленной продукции снизился на 14%). Из этого кризиса стране удалось выйти только благодаря подготовке к новой мировой войны, которая требовала увеличения военного производства.
Послевоенная экономика Франции. Общий уровень французского промышленного производства за годы войны уменьшился на 40%, сельскохозяйственное производство - на 1/3, объем экспорта - на 50%. Материальный ущерб, нанесенный хозяйству страны, оценивали в 200 млрд франков. Частично их компенсировали побежденные страны (в основном, Германия). На основе положений Версальского договора к Франции отошли промышленно развитые области - Эльзас и Лотарингия, на 15 лет - угольная Саарська область (с 1920 г. Саар находился под управлением Лиги наций). Вместе с другими территориальными приобретениями (часть колониальных владений Германии), а также вместе с огромной контрибуцией это стало основой для достаточно успешного развития народного хозяйства страны в послевоенный докризисный период (1919-1930). Для Франции этого периода были характерны наиболее высокие по сравнению с другими странами-лидерами (кроме США) темпы экономического роста. Успешное развитие экономики Франции базировался на быстром росте промышленного сектора, прежде всего, новых и старых отраслей, тесно связанных с государственными военными заказами.
До 1934 г. с помощью государственных субсидий было восстановлено 8 тыс. промышленных предприятий, построены новые заводы, электростанции, железные дороги. Значительно хуже оставалось положение в легкой промышленности и сельском хозяйстве, которые не имели государственной поддержки.
В процессе стабилизации возникли и стали нарастать финансовые трудности. Причина их - оккупация Рурской области в январе 1923 г. вместе с Бельгией в расчете на получение дешевого каменного угля для французских металлургических заводов. "Пассивное сопротивление" немцев привел к прекращению добычи угля в Руре, а это, в свою очередь, - к росту расходов Франции на оккупации Рура. Трудности вызвали также колониальные войны в Марокко и Сирии, которые требовали больших средств и тем самым увеличивали дефицит государственного бюджета. Падал курс франка.
Для стабилизации валюты правительство Франции провел финансовую реформу. С целью стабилизации бюджета были повышены косвенные налоги, тарифы на железнодорожный и водный транспорт, сокращенно заработную плату государственным служащим и пенсии инвалидам войны. В декабре 1926 г. девальвировали франк до 1/5 его довоенной стоимости, что привело к некоторой его стабилизации.
В конце 20-х годов вновь усиливается государственное регулирование экономики. Для этого создают специальные координационные органы - Национальный экономический совет и Высший железнодорожную совет, в состав которых входили и известные предприниматели. Государственный банк "Национальный кредит" осуществлял распределение субсидий на восстановление и развитие разрушенных войной районов. Достаточно активное вмешательство государства обусловлено не только неустойчивым политическим балансом сил в Европе, но и стремлениями монополий Франции добиться лидерства на внешних рынках, необходимостью освоения вновь приобретенных территорий, неустойчивой внутриполитической равновесием под влиянием роста популярности социалистических и коммунистических движений, другими факторами.
Экономика периода мирового кризиса. В 1930 г. мировой экономический кризис обрушился и на Францию. По ряду обстоятельств она оказалась особенно затяжной и продолжалась до 1936 г. В кризисный период состоялась крайняя радикализация внутриполитических отношений, что связано с отличной от других стран социальной структурой французского общества, а также политическими традициями страны. Наряду с усилением демократических и леворадикальных течений усиливалась фашизация страны по примеру Италии и Германии. Борьба между разными политическими силами не только определила особенности антикризисной политики, но и значительно повлияла на продолжительность кризиса.
За период кризиса общий уровень промышленного производства уменьшился на 1/3, производство сельскохозяйственной продукции - на 40, оборот внешней торговли - на 60%. В стране разорилось 10 тыс. мелких промышленных предприятий, 100 тыс. торговых заведений, обанкротились десятки крупных компаний. Росла безработица (составляло 1,5 млн человек), почти в 3 раза снизились доходы крестьян.
Выход из кризиса французское правительство искал в реформировании экономики на пути политики дирижизма (усиление государственного регулирования экономики). Это была экономическая политика государства, которая осуществлялась в условиях рыночной экономики и господства частной собственности. Касалась она в основном государственный сектор.
Французское правительство продолжало политику увеличения государственных заказов для предприятий военно-промышленного комплекса, предоставляя им кредиты, налоговые и таможенные льготы. Были разработаны также социальную программу помощи безработным.
Экономический кризис вызвал резкое обострение социально-экономических проблем. Поиски путей выхода из нее привели к усилению противостояния различных политических сил. Вершиной его стали попытки фашистских организаций "Огненные кресты" де ля Рока, "Аксьон франсез", "Патриотическая лига", которых поддерживали крупные монополии и представители церкви, в феврале 1934 г. силой захватить власть. Создан из коммунистов и социалистов Народный фронт предотвратил этом путча. В начале 1936 г. Народный фронт поддерживали организация радикал-социалистов, движение интеллигенции "Амстердам - Плейєль" и др.
Программа правительства Народного фронта. Опубликована в январе 1936 г. программа Народного фронта была ориентирована преимущественно на удовлетворение неотложных потребностей широких слоев народа и предполагала закрепления демократических свобод. Она предусматривала ограничение власти финансового капитала, национализации Французского банка и объектов военной промышленности. Среди основных требований социального характера следует указать: создание национального фонда безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличение количества рабочих мест, в частности за счет уменьшения пенсионного возрастного барьера. Кроме того, намечались широкая организация общественных работ, регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию в интересах производителей, поддержка крестьянских кооперативных обществ и т.п.
Победа на выборах 1936 г. дала возможность создать правительство Народного фронта во главе с премьер-министром Леоном Блюмом (1872-1950) и приступить к выполнению программы. Уже через три дня после образования правительства было заключено соглашение между всеобщей конфедерацией труда и предпринимателями об увеличении заработной платы, признание профсоюзов и института цеховых старост. Соглашение предусматривало введение 40-часовой рабочей недели, предоставления оплачиваемого отпуска, признание системы коллективных договоров. Эти и другие положения Народного фронта было закреплено через несколько дней решением французского парламента.
Правительство Блюма реализовал ряд пунктов программы: повысил заработную плату шахтерам и государственным служащим, увеличил пенсии бывшим фронтовикам, организовал общественные работы, ликвидировал налог с выплат по безработице, установил в 1937 г. для мелких предприятий, как следствие налоговой реформы, 2% налог с оборота, а для крупных - 6%, увеличил налоги на большое наследство и высокие доходы, в том числе на прибыль акционерных компаний, установил контроль над деятельностью Французского банка, провел частичную национализацию военной промышленности и полностью национализировал железной дороги, созданное Национальное зерновое бюро регулировало цены на зерновые продукты, закупало зерно у крестьян по ценам, иногда в 2-3 раза превышали низкие кризисные цены, ввел 40-часовую рабочую неделю и т.д.
Резкие изменения антикризисного курса, которые оказались прежде всего в увеличении расходов по социальным статьям, поставили правительство Блюма перед острой проблемой дефицита государственного бюджета, что непомерно разбух. Правительство вынуждено было пойти на первую девальвации франка, а это негативно сказалось на жизненном уровне широких веств населения. Левая направленность политики правительства, кроме того, способствовала усилению оттока капитала из страны, процесса сокращения производства, противодействия правительственному курсу со стороны капитала. Во второй половине 1937 г. страну охватила новая экономический кризис. Пауза в действиях правительства вызвала политический кризис и, как результат, изменение кабинета министров (его возглавил Камиль Шотан).
Однако уже весной 1938 г. в результате правительственного кризиса формируется второй правительство Л. Блюма, который проводит курс на свертывание политики Народного фронта. Такой поворот был вызван не только неудачами антикризисных мер и обострением социальной напряженности, но и преимущественно обострением внутриевропейской ситуации в связи с аншлюсом (завоеванием) Австрии. За счет сокращения социальных расходов Блюм надеялся ускорить строительство оборонительных сооружений.
Источниками средств для выполнения оборонной программы правительство определило: увеличение размеров налогов на капитал, который превышал 150 тыс. франков, на так называемые привилегированные предприятия (концессия, лицензия и др.), на сверхприбыльные оборонные предприятия, установление контроля за валютными операциями, импортом и другие мероприятия. Это непосредственно затрагивало интересы крупного капитала, что и стало главной причиной падения правительства Л. Блюма. Его сменил кабинет Эдуарда Даладье (1884-1970), который окончательно отказался от программы Народного фронта.
Правительство Е. Даладье в апреле 1938 г. получил от парламента чрезвычайные полномочия. Имя нового премьера связано с заключением Мюнхенского соглашения между четырьмя европейскими странами (Великобританией, Германией, Италией, Францией) о разделе Чехословакии, с так называемой политикой "умиротворения" Германии, которые непосредственно предшествовали началу Второй мировой войны.
Нестабильность экономики Франции вплоть до конца 30-х годов стала следствием непоследовательности антикризисных мер и того, что не было общенациональной программы выхода из кризиса. Вследствие этого Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Государственное ассигнования на военное строительство несколько оживило экономику страны перед войной, но основные проблемы оставались не развязанными.
Вместе с тем, опыт Народного фронта подтвердил возможность и необходимость государственного регулирования экономики в интересах общества, показал возможность и эффективность совместных усилий государства и здоровой части общества в противостоянии тоталитаризма, фашизма. Деятельность правительства Народного фронта заложила основы политики реформирования экономических отношений на основе развития системы государственного регулирования в интересах широких слоев общества без применения крайних форм социальной борьбы, отказа от самой капиталистической системы.
План
I. Монополизация экономики........................................................2
II. Вывоз капитала. Англия и Франция…………………………..5
1. Утрата Англией промышленной гегемонии. Факторы промышленного отставания…………………………………...5
2. Вывоз капитала…………………………………………………6
3. Экономическое отставание Франции…………………………8
4. Ростовщический капитал……………………………………..11
5. Франция: пределы волюнтаризма……………………………13
III. Список литературы……………………………………………21
I. Монополизация экономики
Появление огромного множества капиталистических предприятий во всех отраслях промышленности породило великую анархию. Особую роль играли частные железные дороги, которые посредством повышения или понижения тарифа, а также изменения дислокации железнодорожной сети очень серьезно воздействовали на производство. Достаточно было подвести железную дорогу к самому захудалому местечку, чтобы оно получило экономическое значение, или повысить тариф, чтобы вывести из строя какое-либо промышленное предприятие. В этих условиях предприятия стали группироваться против конкурентов, привлекая к соглашению железные дороги, а затем банки для финансирования проводимых мероприятий. Постепенно соглашения стали охватывать целые отрасли и промышленные районы. Так возникли промышленные монополии.
Одной из первых монополий явился нефтяной трест «Стандарт ойл», созданный в 1872 г. в США Дж. Рокфеллером на основе соглашения нескольких объединившихся нефтяных компаний с железными дорогами относительно тарифов на перевозку нефти. Дело происходило в период крупного спада производства. Поэтому Рокфеллеру без труда удалось скупить большую часть производственных мощностей американской нефтеперерабатывающей промышленности. Когда трест «Стандарт ойл» начал поглощение других предприятий, на его долю приходилось не более 10-20%, а через несколько лет - уже 90% тогда еще очень несложной нефтепереработки (на керосин для освещения) в стране. Подобные явления стали происходить и в некоторых других отраслях: однородные предприятия или компании чаще всего под угрозой банкротства или нажимом сильнейшего среди них объединялись в тресты, теряя производственную, коммерческую, часто и юридическую самостоятельность, - все это сосредоточивалось в правлении треста или головной компании.
В ряде случаев предприятия одной отрасли, сохраняя юридическую и производственную самостоятельность, заключали соглашение - картель, регулирующее объем производства, сбыт продукции, наем рабочей силы и пр. В других случаях предприятия теряли только коммерческую самостоятельность: образовывалась единая снабженческая и сбытовая контора (синдикат), регулировавшая закупки сырья и сбыт готовой продукции (такой тип монополий превалировал в России). Наконец, возникли, если так можно сказать, монополии монополий, в виде концернов, объединявших под единым контролем компании разных отраслей производства, торговли, банки и пр. В концернах выступал срощенный промышленно-торгово-банковский капитал, получивший наименование финансового.Посредством монополий предприятия стремились как-то регулировать производственную и коммерческую жизнь в сложнейших условиях рыночной конкуренции. Поэтому монополистические объединения на рубеже XIX и XX вв. при помощи согласованных цен на сырье, готовую продукцию и рабочую силу установили в той или иной степени коммерческий контроль над рядом производств в главных капиталистических странах. Но это поставило под угрозу саму конкуренцию как основу хозяйственной жизни, и государство вынуждено было вмешаться, ограничив процесс монополизации экономики определенными рамками (антитрестовское законодательство). Таким образом, экономическая роль государства резко возросла, что дает основание говорить о государственно-монополистическом капитализме как определенном типе экономического развития ряда стран. Монополистические процессы неизбежно должны были возникнуть и возникли в масштабе мирового рынка: соглашения между разнонациональными монополиями и даже наднациональные компании. Наблюдая быстрый рост монополий, некоторые ученые предсказывали неминуемую тотальную монополизацию рыночного хозяйства и полную гибель малого и среднего бизнеса в XX в. Однако этого не произошло, поскольку малое и среднее производство и обмен могут вполне сосуществовать с крупнейшими корпорациям: они незаменимы в деле удовлетворения ежедневных насущных потребностей человека.
Движение экономики резко изменило свой темп. В конце XIX - начале XX вв. наиболее высокие темпы экономического развития показали молодые капиталистические государства - США и Германия, вышедшие соответственно на первое и второе места в мире по уровню развития производства и оставившие позади Англию и Францию (см.таблицу).
Удельный вес ряда стран в мировом промышленном производстве(% )
На рубеже веков центр мировой экономики переместился из Европы в Северную Америку.
II. Вывоз капитала. Англия и Франция
II.1. Утрата Англией промышленной гегемонии.
Факторы промышленного отставания
Если в 1870 г. Англия производила примерно половину трех главных на тогдашнем мировом рынка видов промышленной продукции - угля, чугуна и хлопчатобумажных тканей, то в 1913 г. она давала только 22% мировой угледобычи, выплавляла 13% мирового чугуна, потребляла 23% мирового хлопка. Здесь сказалась устаревшая - физически и морально - производственная база английской индустрии. Внедрение новой техники - дело исключительно сложное и дорогостоящее - и проблема дальнейшего экономического развития Англии приобрела характер выбора: вкладывать капитал в стране или вывозить его в колонии, где стоимость рабочей силы ниже, следовательно, прибыли выше. Английские капиталисты пошли по второму пути: вывоз капиталов возрастал, а темпы роста английской промышленности все более снижались. К тому же доставка из заморских стран промышленного сырья - руд цветных металлов, каучука, нефти и т.д. также вела к оттоку капитала из страны. И мировая торговая политика изменилась: все больше стран стало отходить от политики свободной торговли и возвращалось к протекционизму, охраняя свою промышленность от конкуренции английских товаров.
Структурные изменения в английской промышленности происходили очень медленно. Наиболее высокими темпами развивались новые для Англии отрасли тяжелой промышленности - сталелитейная, электротехническая, химическая, обгоняя традиционные производства. Например, за 1870-1913 гг. производство чугуна возросло в 1,7 раз, в то время как выплавка стали в 38 (но в США и Германии выплавка стали уже сравнялась с чугуном, а в Англии это производство еще значительно уступало). Перед Первой мировой войной суммарная мощность электростанций в Англии составляла примерно 900 тыс. кВт. - в 2,5 раза меньше, чем в Германии и почти в 10 раз меньше, чем в США. Единственной традиционной отраслью тяжелой промышленности, которая и перевооружалась, и показывала устойчивые темпы роста, являлось судостроение.
II.2. Вывоз капитала
Степень концентрации производства и капитала в Англии, где сохранилось большое количество средних и мелких устаревших предприятий, была значительно ниже, чем в США и Германии.
Совсем другая картина была в сфере кредита. Перед Первой мировой войной 27 крупным банкам Англии принадлежало около 86% всех вкладов страны. Однако сращивание банков с индустриальными монополиями не приняло в Англии такой всеобъемлющий характер, как это было в Германии и США. Британский капитализм базировался на колониальной империи. Английские колонии (к началу XX в. они по размерам в 100 раз превышали территорию метрополии) компенсировали британскому капиталу недостатки промышленного развития. По вывозу капитала Англия оставила далеко позади Америку и Германию. К Первой мировой войне сумма вывозимых из Англии капиталов составляла примерно третью часть общей стоимости экспорта. До 3/4 экспорта капитала шло в Британскую империю и слаборазвитые страны Латинской Америки (около 20% - в США, 6% - в страны Европы).
Доходы от заграничных инвестиций в заокеанские рудники, порты, дороги, плантации с лихвой возместили утерю мировой промышленной гегемонии. В последней трети XIX в. национальный доход Англии возрос в 3 раза, а доходы от вложений за рубежом - в 9 раз! И хотя по причине большого сырьевого и продовольственного импорта внешнеторговый баланс Англии постоянно носил пассивный характер, но платежный баланс, включающий все виды расчетов с другими странами, неизменно был активным, благодаря возрастающим «невидимым доходам» (проценты на капитал, вложенный за рубежом, посреднические торговые и банковские операции, фрахт, страхование морской торговли и т.д.). В 1913г. сальдо торгового баланса составило минус 159 млн. ф.ст., доходы от услуг - плюс 125 млн. ф.ст., от зарубежных инвестиций - плюс 187 млн. ф.ст. Таким образом, отрицательное внешнеторговое сальдо легко перекрывалось. Английские банки, отделения которых были разбросаны по всему свету, развили большую активность по кредитованию мировой торговли.
Переход от мировой промышленной гегемонии к гегемонии в пределах Британской империи, от прямой торговли промтоварами к торговому кредиту, - все это приносило прибыль, но фактически усиливало застой английской экономики. За счет сокращения слоя активных капиталистов в Англии увеличивался слой рантье. Накануне Первой мировой войны доходы рантье намного превышали доходы экспортеров товаров.