Философская антропология Выполнила: студентка. Презентация "Философская антропология" по философии – проект, доклад Скачать презентация основные проблемы философской антропологии

Подобные документы

    Современная философская антропология. Социалдарвинистская, марксистская, психоаналитическая, экзистенциональная концепция. Восходящие к "философии жизни" традиции. Разнообразие и взаимодополнительность различных течений. Теоретический расизм и элитаризм.

    реферат, добавлен 25.10.2014

    Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении. Место личности в мире как основная проблема в истории философской мысли. Рассмотрение особенностей философской антропологии разных эпох. Человек как индивидуальный феномен философии.

    реферат, добавлен 27.05.2014

    Взаимосвязь мировоззрения и философии. Роль философии в обществе и основные этапы ее развития: античность, средневековье, эпоха Возрождения, Нового времени. Возникновение и развитие марксизма, позитивизма, прагматизма, экзистенциализма, персонализма.

    курс лекций, добавлен 15.02.2011

    Трудовая деятельность - надбиологический, социокультурный фактор в эволюции человека. Основные проблемы антропосоциогенеза. Биологическая эволюция человека. Осмысление происхождения и сущности человека философами разных времен, философская антропология.

    реферат, добавлен 01.06.2014

    Проблема человека в истории философии: основные подходы и этапы рассмотрения. Природное, социальное, духовное в человеке. Деятельность как способ существования человека, ее основания, структура и основные виды. Структура, формы и уровни деятельности.

    контрольная работа, добавлен 22.12.2015

    Проблема сущности человека в историко-философском ракурсе. Роль природных и социальных факторов в его формировании. Понятие индивид, личность, индивидуальность и их роль в целостном понимании человека. Философия о смысле жизни и о свободе человека.

    учебное пособие, добавлен 25.04.2012

    Основные идеи возрожденческой философии. Рене Декарт как основатель философии Нового времени. Философская концепция Джона Локка. Галилей и Ньютон - гении механики. Особенности философской системы Гегеля, Канта и Ницше. Центр философии К. Маркса.

    реферат, добавлен 24.08.2010

    Человек в философском измерении И. Канта. Концепция воспитания "истинного человека" в новаторском учении Н. Пирогова. Сущность человека в "философии образования" С. Гессена. Пути совершенствования личности в педагогической антропологии К. Ушинского.

    диссертация, добавлен 28.12.2013

    Природа человека, смысл его бытия и перспективы развития. Диалектика сущности и существования. Проблема свободы в философии. Сущность и смысл жизни. Традиционные идеалистические и религиозные представления о человеке. Этапы становления человека.

    реферат, добавлен 16.02.2010

    Возникновение философии экзистенциализма. Проблема личности в философии А. Камю. Трагизм существования человека в мире. Свобода человека в бытии с другими. Бунт как форма коллективного "страдания" человечества. Понятие абсурда, его философское осмысление.



















1 из 18

Презентация на тему: Философская антропология

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

План лекцииФилософская антропология: проблема человекаПроблема сущности человека в истории философииПреемственность взглядов на сущность человекаОбраз человека в античной, христианской, Нового времени и современной философиях.Философия о происхождении человека и его природеАнтропосоциогенезТеория символизацииСоциобиологияГендерСоциализация личности

№ слайда 3

Описание слайда:

Требования к знаниям, умениям и навыкамЗнанияПроблемы антропосоциогенезаПроблемы различения социального и биологического в человекеТемы образа человека в истории философииТемы ценности человеческого существованияУмения и навыкиРазличение типов философских позиций в понимании отношений личности и обществаПонимание причин изменений представлений о человекеОриентация во множестве соврем енных теорий личности

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Учебный материалПроблема сущности человека в истории философииФилософская антропология – направление,занимающееся изучением человека, его природы и сущности.В истории философии существует традиция – преемственность взглядов на сущность человека.В античной философии человек рассматривался как часть космоса, микрокосм, подчиненный высшему началу – судьбе.Средневековый образ человека теоцентричен (человек не верит в себя, но верит в БогаОбраз человека Нового времени антропоцентричен.

№ слайда 8

Описание слайда:

Учебный материалПонимание человека в Новейшей философииВ XIX веке:Внимание философов сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или иррациональным (Шопенгауэр, Ницше).Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека.Психоанализ настаивал на том, что сознание человека управляется бессознательным.В ХХ веке:Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чуждом ему мире, его бытие бессмысленно и непостижимо. Смысл – в мистическом общении с Богом, узким кругом «духовной» аристократии», в переживании «подлинности» индивидуальной жизни (экзистенциализм).

№ слайда 9

Описание слайда:

Учебный материалФилософия о происхождении человека и его природеАнтропогенез и антропосоциогенезТеории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенезаАнтропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа. Трудовая теория происхождения человекаВ XIX веке после создания теории Дарвина получила широкое распространение.Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

№ слайда 10

Описание слайда:

Учебный материалТеория символизацииАмериканский философ и культуролог Л.Уайт – основатель теории.Только человек как вид осуществляет процесс приспособления к окружающей среде символическими средствами. Механизм научения может осуществляться лишь с помощью символов.Немецкий философ Э. Кассирер Увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры.

№ слайда 11

Описание слайда:

Учебный материалСоциобиология и гендерСоциобиология - научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. Генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки.Гендер – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социолизации.

№ слайда 12

Описание слайда:

Учебный материалСвобода и ответственностьСвобода – основанная на позиции необходимости свобода выбора и деятельность с учетом этой необходимости.Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям. Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.

№ слайда 13

Описание слайда:

Учебный материалПонятия философской антропологииЧеловек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому родуИндивид – термин,Обозначающий отдельного человекаЛичность – понятие,обозначающее человека какпредставителя обществаИндивидуальностьпонятие, выражающеенеповторимоесвоеобразие человекаЦенность –отношение индивида к явлению какзначимомуСоциализацияличности – процесс формированиясоциальных

Описание слайда:

Вопросы для самопроверки Как менялись представления о сущности человека в истории философии?В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека?Что такое социобиология? Ваше отношение к ней.Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека.Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей.Что является для Вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

№ слайда 16

Описание слайда:

Задания для самопроверкиОтветить на вопросы тестаСвобода – это:Возможность человека делать то, что он хочетУмение действовать на основе познанной необходимостиУмение подчинять все своей волеПравильное понимание сущности человекаСущность человека закодирована в генах и передается по наследству при рожденииСущность человека это «ансамбль» всех общественных отношенийСущность человека творится самим индивидом в процессе жизнедеятельностиСущность человека зависит от божественной благодати.

№ слайда 17

Описание слайда:

Рекомендуемая литература1.Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2002.2.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 1999.3.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 20014. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998.5. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просещени я. М., 1991.6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1991.

№ слайда 18

Описание слайда:

Использование материалов презентацииИспользование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

1 слайд

Философская антропология Кафедра Философии и психологии Преподаватель: к.филос.наук, доцент Шевченко Елена Славовна Для всех специальностей

2 слайд

План лекции Философская антропология: проблема человека * Проблема сущности человека в истории философии Преемственность взглядов на сущность человека Образ человека в античной, христианской, Нового времени и современной философиях. Философия о происхождении человека и его природе Антропосоциогенез Теория символизации Социобиология Гендер Социализация личности

3 слайд

Требования к знаниям, умениям и навыкам * Знания Проблемы антропосоциогенеза Проблемы различения социального и биологического в человеке Темы образа человека в истории философии Темы ценности человеческого существования Умения и навыки Различение типов философских позиций в понимании отношений личности и общества Понимание причин изменений представлений о человеке Ориентация во множестве соврем енных теорий личности

4 слайд

Материал для восстановления знаний * Для подготовки к теме «Философская антропология» необходимо повторить основные проблемы человека по темам: история философии постклассическая философия прагматизм иррационализм марксизм психоанализ экзистенциализм

6 слайд

Ключевые понятия Философская антропология: проблема человека * Аксиология Гедонизм Дух и душа Личность Мораль Прагматизм Ответственность Свобода Судьба Фатализм Ценность Человек

7 слайд

Учебный материал Проблема сущности человека в истории философии * Философская антропология – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности. В истории философии существует традиция – преемственность взглядов на сущность человека. В античной философии человек рассматривался как часть космоса, микрокосм, подчиненный высшему началу – судьбе. Средневековый образ человека теоцентричен (человек не верит в себя, но верит в Бога Образ человека Нового времени антропоцентричен.

8 слайд

В ХХ веке: Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным. Человек живет в чуждом ему мире, его бытие бессмысленно и непостижимо. Смысл – в мистическом общении с Богом, узким кругом «духовной» аристократии», в переживании «подлинности» индивидуальной жизни (экзистенциализм). В XIX веке: Внимание философов сосредоточено на исследовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или иррациональным (Шопенгауэр, Ницше). Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека. Психоанализ настаивал на том, что сознание человека управляется бессознательным. Учебный материал Понимание человека в Новейшей философии *

9 слайд

Антропогенез и антропосоциогенез Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза Антропосоциогенез – теории о происхождении человека как общественного существа. Учебный материал Философия о происхождении человека и его природе * Трудовая теория происхождения человека В XIX веке после создания теории Дарвина получила широкое распространение. Согласно этой теории орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

10 слайд

Учебный материал Теория символизации * Американский философ и культуролог Л.Уайт – основатель теории. Только человек как вид осуществляет процесс приспособления к окружающей среде символическими средствами. Механизм научения может осуществляться лишь с помощью символов. Немецкий философ Э. Кассирер Увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры.

11 слайд

Рисунок Социобиология - научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. Генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Гендер – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социолизации. Учебный материал Социобиология и гендер *

12 слайд

Рисунок Свобода – основанная на позиции необходимости свобода выбора и деятельность с учетом этой необходимости. Ответственность – социальное отношений к общественным ценностям. Осознание ответственности – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание. Учебный материал Свобода и ответственность *

13 слайд

Учебный материал Понятия философской антропологии * Человек – понятие, характеризующее качества и способности, присущие всему человеческому роду Личность – понятие, обозначающее человека как представителя общества Индивид – термин, Обозначающий отдельного человека Ценность – отношение индивида к явлению как значимому Индивидуальность понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека Социализация личности – процесс формирования социальных

14 слайд

Приобретенные знания * Знание различных философских представлений о сущности и природе человека Знание различных теорий антропогенеза Знание о конкретных выходах в области психологии и педагогики, которые имеет проблема биологического и социального в человеке. Знание современных теорий, посвященных проблеме личности.

15 слайд

Вопросы для самопроверки * Как менялись представления о сущности человека в истории философии? В чем заключается рационализм и иррационализм в понимании сущности человека? Что такое социобиология? Ваше отношение к ней. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека. Назовите свой вариант пяти основных нравственных ценностей. Что является для Вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди?

17 слайд

Рекомендуемая литература * 1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2002. 2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д, Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 1999. 3. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2001 4. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998. 5. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просещени я. М., 1991. 6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1991.

18 слайд

* Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Но главное размежевание внутри христианства не столько между телом и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком". В христианстве человек рассматривается как образ Бога. Душа есть дуновение самого Бога. Но главное размежевание внутри христианства не столько между телом и душой, сколько между "плотским человеком" и "духовным человеком".

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека". Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: "Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.". По мнению основателей, философская антропология - это "базисная наука о сущности и сущностном строении человека". Последователь М.Шеллера, Г. - Э.Херстенберг уточняет: "Философская антропология - это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.".

Слайд 17

Описание слайда:

И.М.Шеллер: "человек - естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным". Однако между человеком и остальными животным миром имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. ". Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир. И.М.Шеллер: "человек - естественный человек есть животное. Он не развился из животного царства, а был, есть и всегда останется животным". Однако между человеком и остальными животным миром имеется сущностное различие. Это различие обусловлено наличием у человека духа. ". Животные ограничены средой обитания, дух же человека преодолевает ограничения среды и выходит в открытый мир, осознавая его именно как мир.

Слайд 18

Описание слайда:

Личность - это сущностно- необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шеллера, представляет как определенная целостность - микрокосм, находящийся в определенном отношении с "макрокосмом - запредельным миром". Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению, "человек - это существо, открытое миру". Личность - это сущностно- необходимая единственная форма существования духа. Только на личностной основе существует возможность творческой самореализации духа. Таким образом, благодаря своей дуалистической природе человек, в концепции Шеллера, представляет как определенная целостность - микрокосм, находящийся в определенном отношении с "макрокосмом - запредельным миром". Идеи Шеллера развивал его последователь А.Гелен. Он критикует те теории, в которых низшие ступени человеческого развития расцениваются как близкие к животному образу жизни и лишь последующие. Высшие ступени как подменно человеческие. Вместе с тем он специфику и сущность человека выводит и определяет лишь в ходе сравнения с животным. Эту специфику А.Гелен связывает с особой исключительностью биологической организации человека. По его мнению, "человек - это существо, открытое миру".

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Раскрытие сущности человека не может ограничиться характеристикой его как природно-биологического существа. "Труд создал человека". В этом высказывании отражена специфическая особенность жизнедеятельности человека.

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

4. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия. Марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с тем отмечается, что человечества как такового не существует- живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием "индивид". Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества. Понятие "индивид" в этом случае употребляется в значении "конкретный человек". Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития в марксисткой философии, на ряду с понятием "индивид" используется понятие "личность". Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Личность же - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Сопоставление понятий "человек", и "личность" позволило подойти к одному из фундаментальных вопросов философской антропологии - вопросу о смысле человеческого существования. Человек - телесное существо. Природно-биологическая организация человека связана с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен не человек как таковой, не человечество в целом. Усилия ученых, направленных на продолжение человеческой жизни, не снимают вопроса о смертности человеческого бытия. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может быть существует возможность перерождения в иные формы существования? и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей. Марксистская философия отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия. Сопоставление понятий "человек", и "личность" позволило подойти к одному из фундаментальных вопросов философской антропологии - вопросу о смысле человеческого существования. Человек - телесное существо. Природно-биологическая организация человека связана с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен не человек как таковой, не человечество в целом. Усилия ученых, направленных на продолжение человеческой жизни, не снимают вопроса о смертности человеческого бытия. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может быть существует возможность перерождения в иные формы существования? и т.д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей. Марксистская философия отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия.

Слайд 28

Описание слайда:

Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени- на этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека ограничено вытекает проблема смысла и цели жизни. Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни". Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то". Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени- на этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека ограничено вытекает проблема смысла и цели жизни. Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни". Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческого существования в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то".

Слайд 29

Описание слайда:




Литература: Бердяев Н.А. Проблема человека.Проблема человека Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М., Гельвеций. О человеке.О человеке. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения.Антропология с прагматической точки зрения. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.Восстание масс. Проблема человека в современной западной философии. М., Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.Феномен человека. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Хрусталев Ю.М. Философия. Ч.3. Гл.1. Онтологический статус жизни. М., Человек: мыслители прошлого, настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1996.




Проблема человека в философии Древней Греции Софисты: Человек есть мера всех вещей (Протагор); релятивизм и субъективизм; экзистенциальный смысл истины Сократ: Этический рационализм и учение о даймонионе Платон: Антропологический дуализм души и тела; Душа устремлена в мир идей и является субстанцией, которая делает человека человеком; Вечный трагизм существования человека Аристотель: Человек – это общественное животное, наделенное разумом; деятельностная сущность человека


Средневековая христианская концепция человека Человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного богом; человек есть образ и подобие Бога; человек является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу; задача человека – приобщиться Богу и обрести спасение в День Страшного Суда


Человек в философии Возрождения и Нового времени Человек занимает центральное место в мироздании (Пико делла Мирандола); свобода воли человека - каждый сам творец своего счастья; мотивы индивидуализма, эгоизма и утилитаризма; всеобщая конкуренция - «человек-человеку - волк» (Т.Гоббс); антропологический рационализм: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р.Декарт); механистический взгляд на человека: «Человек- машина» (Ж.Ламетри)


Немецкая классическая философия о человеке Человек - основной вопрос философии, человек самый главный предмет в мире (И.Кант); человек отличается от других существ самосознанием (И.Фихте); человек как субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума (Г.Гегель); антропологический монизм (Л.Фейербах)


Основные концепции антропогенеза РазновидностьОсновная идея концепции Представители Теологическая концепция (креационизм) Бог сотворяет человекаХристианская теология и др. Концепция биологической эволюции Человек произошел естественным образом Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, Ф.Энгельс и др. Концепция космической эволюции Эволюция астральных и биологических организмов Махатмы, Е.Блаватская, Е.Рерих и др.


Жизнь - это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в его актуальные значения Специфические свойства жизни: питание дыхание раздражимость активность размножение рост Интегральные характеристики жизни: энергетические процессы обмена веществ признаки самоорганизации информационно- генетические признаки эволюционные признаки




Эволюционизм Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина Ж.Ламарк провозгласил всеобщим законом живой природы - принцип эволюции: 1809 год «Виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию». «Философия зоологии» Ч. Дарвин вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира: Эволюция в органическом мире осуществляется в результате 3 основных факторов: изменчивость - основа образования новых признаков в строении и функциях организмов; наследственность закрепляет их; естественный отбор - в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не приспосабливаются к условиям жизни. «Происхождение видов путем естественного отбора» 1859 год


Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка I. Эволюционная теория антропогенеза II. Трудовая теория антропосоцио- генеза По Ф.Энгельсу труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора 1871 год Конец ХIХ века Хуго де Фриз: новые виды возникают скачкообразно в результате единичных мутаций в генном аппарате (геноме); С.С.Четвериков, Н.В.Тимофеев-Ресовский: эволюционные процессы происходят не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений III.Мутационная и синтетическая теории антропогенеза Начало ХХ века Разработка проблем антропогенеза


Антропогенез Рама- питек (предок человека и высших обезьян) Сивапитек Зинд- жантроп - человек умелый Австрало- питек Питекан- троп Синан- троп Неандер- талец - ранняя форма homo sapiens 14 млн. л.н. 10 млн. л.н. 2 млн. лн. 4-2 млн. л.н. 1,9-0,65 млн.л.н. 400 тыс.л.н тыс.л.н.


Соотношение биологического и социального в развитии человека Биологическая эволюция человека перестала иметь решающее значение; а потому можно говорить о ведущей социально- культурной эволюции человека; генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение и заменяется социальной информацией; главная опасность жизни человека состоит в экологических проблемах современного цивилизации.


Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека ПАНБИОЛОГИЗМ - считает, что развитие человека полностью обусловлено генами ПАНСОЦИОЛОГИЗМ - считает, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование На самом деле, наследуются не способности, а задатки, которые в большей или меньшей степени могут проявляться в условиях среды


Специфические свойства человека Все живые существа, включая человека, являются конкретно-чувственными, связанными в единую систему, подчиненную общим биологическим законом. Но в жизни человека биологические законы - только основа Самосознание Коллективность Культура Свобода выбора Незапрограммированность Осознание смерти, конечности своего существования От остальных существ человека отличают следующие качества:


Феномен человека ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА Понятие «личность» - целостность социальных свойств Понятие «индивид» - обозначает принадлежность к человеческому роду; Понятие «человек» - совокупность общественных отношений Понятие «индивидуальность» - обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психологических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных

 
Статьи по теме:
Планеты солнечной системы
Cookies are short reports that are sent and stored on the hard drive of the user"s computer through your browser when it connects to a web. Cookies can be used to collect and store user data while connected to provide you the requested services and someti
Висячие сады семирамиды - сооружение навуходоносора в вавилоне
Висячие сады Семирамиды находились на территории древнего Вавилона. Создание этого чуда света раньше связывали с царицей Семирамидой. В настоящее же время считается, что сооружением этого чуда технической мысли занимался царь Вавилона Навуходоносор II. П
Бойтесь данайцев, дары приносящих Бойтесь данайцев дары приносящих смысл
см. Боюсь данайцев, даже дары приносящих. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 . Смотреть что такое "Бойтесь данайцев, дары приносящих" в других словарях: Данайцы - (греч. Danaoi) древнейшее
Медики и СМИ — о здоровье Клинтон
Продолжаем интересный разговор о психо-физическом состоянии будущей предполагаемой обитательницы Белого Дома. Началао: Прежде всего - почему я привязалась к бедной старушке? Жестоко и нехорошо смеяться над больными людьми, разглядывать в лупу их симптомы.