Что такое культура? Презентация на тему "Культура: понятие, многообразие, формы" Понятие культуры общества.
Данная презентация рассматривает понятие культуры как широкую составляющую духовной жизни общества. В работе определяются подходы к определению культуры, функции культуры и её формы, где выявляются особенности и характерные черты массовой, народной и элитарной с использованием иллюстративного материала. Презентация формирует у старших школьников интерес к культорологическим проблемам и осознание себя в в современном мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Духовная жизнь общества Культура и духовная жизнь Формы и разновидности культуры
Народная культура - это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства.
В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.
Традиционность - важное качество Н.к. во все периоды, определяющее как ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы.
СУБКУЛЬТУРЫ ПРОТИВОСТОЯЩИЕ: Субкультура преступного мира; молодежная культура, которая бросает вызов морали общества, принятым нормам поведения. ПОЗИТИВНЫЕ: возрастные профессиональные поселенческие территориальные классовые
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку обществознания в 10 классе "Культура и духовная жизнь общества", расчитана для работы на 2 уроках при использовании учебника под редакцией БоголюбоваЛ.Н., Лабезниковой А.Ю....
Культура и духовная жизнь общества
Презентация предназначена для обучающихся 10-11 классов, кроме теоретического и иллюстративноо материала презентация содержит различные типы заданий для организации самостоятельной работы с учебником,...
Слайд 2
Культура
Культура понимается как… совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие; «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ); «результат игры-сотворчества человека, направленной на эволюцию, где, с одной стороны, – игровая площадка, созданная Творцом, её условия, ресурсы и потенциал, а с другой – творчество человека, направленное на улучшение этой площадки и себя на её территории, путем приобретения опыта и знаний. Тем самым, культура есть причина и следствие обучающей игры» (Нарек Бавикян); «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев); сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем. Культура (лат. cultura, от корня colere - «возделывать») - обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура - это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.
Слайд 3
Из чего состоит культура?
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Слайд 4
!!!
Характерным выразителем политической культуры народа является его государственность. Государство – это? Государство – это особая организация политической власти в сообществе, занимающем определённую территорию, имеющем собственную систему управления и обладающем внутренним и внешним суверенитетом.
Слайд 5
Государство и нация
Нация- это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате взаимодействия разных национальностей и ставшая основой государства. Национальность основана на этнической общности и представляет собой один из факторов формирования наций. Люди одной национальности –это люди, имеющие одинаковое этническое происхождение. Источник этнической связи людей – общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих в конечном счёте к тому, что группы, происходящие от разных предков и развивающиеся в разных условиях, начинают отличатся друг от друга по своему внешнему облику и психофизиологическим характеристикам. Национальное государство НАЦИОНАЛИЗМ Патриотизм
Слайд 6
Вспомним!!!
Слайд 7
Формы культуры
Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Эмерсон У. Антонина Сергеевна Матвиенко
Слайд 8
Элитарная культура - изящное искусство,классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой. “Искусство ради искусства” Девушка сидящая спиной. С.Дали Кувшин с яблоками. Пикассо Девятый вал. И.Айвазовский
Слайд 9
Народная культура
создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. (Сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи)
Слайд 10
Массовая культура
культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой. кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура); мид-культура(так сказать, культура «средней руки»); арт-культура(культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
Слайд 11
Субкультура
(подкульту́ра, лат. sub - под и лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) в социологии и культурологии - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами
Слайд 12
Контркультура
специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии контркультура - это течение, которое отрицает ценности традиционной культуры. маргинальные группы, характеризующиеся отклоняющимся поведением, которое представляет непосредственную угрозу общепринятым социокультурным нормам. тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру.
Посмотреть все слайды
1 слайд
2 слайд
Культура Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура. В повседневной бытовой практике под культурой понимается: -возделывание, обработка, улучшение, совершенствование - «культурное растение», «физическая культура», «культуризм», «культиватор» и т. д.; -воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета - «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.; -искусство, творчество - «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д. Культура - это искусственная среда, под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, что создано человеком.
3 слайд
Функции и сферы культуры Выделяют основные функции культуры: -регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения); -образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта); -интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества); -ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения). Культура условно делиться на следующие сферы: Мировоззренческо-познавательную (религия, философия, наука); Художественно–эстетическая (все виды искусства, эстетические представления людей); Социо-нормативная (право, политология, мораль, поведение в обществе).
4 слайд
Материальная культура - это производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Духовная культура - содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.). Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
5 слайд
Формы культуры Массовая культура или поп-культура, - культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), СМИ, и т. п. Народная культура или фольклор - это народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах. Элитарная культура (высокая) - это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства.
6 слайд
Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры. Интернационализация культуры - усиление взаимовлияния национальных культур друг на друга и развитие на этой основе как национальных культур, так и всей мировой культуры. Причинами интернационализации культур выступают НТП, общие тенденции в развитии образования, международное разделение труда, и это способствует взаимообогащению, взаимопроникновению национальных культур. Интернационализация культуры
7 слайд
Культурное наследие - это совокупность всех материальных и духовных культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраняющийся в арсенале общественной памяти, переходящая из поколений в поколения. Древние Цивилизационные и культурные достижения тяготели не к новаторским действиям, а к самосохранению. Был выработан механизм сохранения цивилизации и культуры, действующий и сегодня. И этот механизм назвали традицией. Традиция, применительно к культуре, – это культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Культурное наследие
8 слайд
Субкультура Субкультура в социологии и культурологи - часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Входя в протест с основной культурой субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения называют контркультурой. Определённый имидж; Вырабатывается свой язык (сленг); Символика субкультур; Традиции и ритуалы.
1 из 19
Презентация на тему: Культура
№ слайда 1
Описание слайда:
К У Л Ь Т У Р А Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура - это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности. Культура - возделывание души человека (Цицерон). КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохиЧеловек не может жить вне культурымассовая, элитарная культура, субкультура
№ слайда 2
Описание слайда:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ«КУЛЬТУРА» Наиболее удачное определение понятия "культура", по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: "Культура... это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества" . Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.
№ слайда 3
Описание слайда:
Чтобы получить представление о многозначности понятия "культура", обратим внимание на ряд определений, предложенные некоторыми учеными Европы и США: комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор); "каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе" (Ф. Энгельс); "социальное наследование" (Б. Малиновский); "культурный аспект охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и взаимоотношения" (П.. Сорокин);
№ слайда 4
Описание слайда:
КУЛЬТУРА "организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления" (Л. Уайт); "то, что отличает человека от животного" (В. Оствалъд); "процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные фазы этого процесса" (Э, Кассирер); "совокупность интеллектуальные элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающие некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать "памятью мира" и общества - памятью, материализированной в библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).
№ слайда 5
Описание слайда:
В отечественной культурологии основными являются следующие определения: культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский); культура "ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О "совокупность материальных и духовных ценностей"; "способ человеческой деятельности" (Э. Маркарян); "знаковая система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);
№ слайда 6
Описание слайда:
КУЛЬТУРА "воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе); "состояние духовной жизни общества" (М. Ким); "культура в современном понимании есть совокупности материальных и духовных предметов человеческой деятельности" (Э. Соколов); "система регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов); "культура как система духовного производства охватывает сознание, хранение, распространение и потребление духовных ценностей, взглядов, знаний и ориентацией - все то, что составляет духовный мир общества и человека" (Б. Ерасов).
№ слайда 7
Описание слайда:
№ слайда 8
Описание слайда:
Основные культурологические школы а) символическая школа Главным, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.
№ слайда 9
Описание слайда:
Основные культурологические школы б) натуралистическая школаПредставители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.
№ слайда 10
Описание слайда:
Основные культурологические школы в) психологическая школаС точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.
№ слайда 11
Описание слайда:
Основные культурологические школы г) социологическая школаОбъединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.
№ слайда 12
Описание слайда:
Основные культурологические школы г) аксиологическая школаЭто направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.
№ слайда 13
Описание слайда:
№ слайда 14
Описание слайда:
Функции культуры 3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. 4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык.
№ слайда 15
Описание слайда:
Функции культуры 5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом. 6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.
№ слайда 16
Описание слайда:
Функции культуры 7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.
Описание слайда:
№ слайда 19
Описание слайда:
2 круга исследованияпонятия «культура» Мысль об иссякании, конечности культуры нашего времени, в которой традиционность мешает возрождению «механизированного человека» (Н. А. Бердяев, Ф. Майор, К. Ясперс).При всей несводимости 1 и 2 концепций – общий центр: человек субъект культуры, ее центр.
Слайд 51
Опера - это музыкально-драматическое представление, в котором действующие лица не разговаривают, а поют. Все чувства и переживания, все диалоги персонажей положены на музыку. Несмотря на то, что в большинстве своем оперы - очень зрелищные представления с яркими декорациями и красочными костюмами певцов, с массовыми сценами (например, в опере Мусоргского «Борис Годунов» в одной из сцен царь выезжает на лошади), все равно главным остается музыка. Поэтому существует выражение «слушать оперу», а не «смотреть оперу». Опера появилась в Италии в начале 17 века. Сцена из оперы «Борис Годунов» Оперы обычно пишутся на сюжеты сказок, трагедий, драм, комедий. Краткое содержание оперы называется либретто. В зависимости от содержания оперы бывают историческими (например, «Борис Годунов»), героико-эпическими («Иван Сусанин» Глинки), сказочными («Снегурочка» Римского-Корсакова), комическими («Свадьба Фигаро» Моцарта) и др. По законам драматического театра опера делится на действия или акты, действия - на картины, а картины в свою очередь - на сцены. Все высказывания персонажей имеют специфические оперные названия. Наиболее протяженные из них называются арии, каватины, монологи; высказывания покороче - ариозо, ариетты. Полупение-полуречь называется речитативом; диалог двух героев - дуэтом. В оперу, как правило, также включаются оркестровые номера - антракты и увертюры, задающие особое настроение. Сцена из оперы А. Г. Рубинштейна «Демон» Партия каждого персонажа в опере пишется для какого-то определенного голоса - высокого, среднего или низкого. Все профессиональные певцы (а в операх поют именно они) различаются по высотности своего голосового диапазона. Так самый высокий женский голос называется сопрано. Для такого голоса написаны партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова, Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин», Розины в опере «Свадьба Фигаро». Среди известных сопрано: гречанка Мария Каллас, испанка Монтсеррат Кабалье, русская певица Антонина Нежданова. Средний женский голос называется меццо-сопрано. Этим голосом поют Кармен в опере Бизе, Любаша в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Известные меццо-сопрано: итальянка Джульетта Симионато, русские певицы Ирина Архипова, Елена Образцова. Контральто - это самый низкий женский голос. Он довольно редкий и отличается грудным звучанием и особой выразительностью. Для этого голоса часто пишут партии персонажей-юношей, исполняемые певицами, например, Ваня в опере «Иван Сусанин», Лель в опере «Снегурочка». Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» Самый высокий мужской голос - это тенор. Для тенора написаны партии Ленского в опере «Евгений Онегин», Хозе в опере Бизе «Кармен», Герцога в опере Верди «Риголетто». Великий итальянский певец Энрико Карузо пел тенором. Выдающиеся русские тенора 20 века - Собинов, Лемешев, Козловский. Среди современных знаменитых теноров: испанцы Пласидо Доминго и Хосе Каррерас, итальянец Лучано Паваротти. Кармен Мадам Баттерфляй Баритоном называют средний мужской голос. Он звучит значительно и важно, но сохраняет при этом подвижность и звонкость тенора. Баритоном поют Фигаро в опере Россини «Севильский цирюльник», Дон Жуан в опере Моцарта, Риголетто в опере Верди. Выдающиеся баритоны: итальянец Тито Гобби, немец Дитрих Фишер-Дискау, эстонец Георг Отс, русский певец Дмитрий Хворостовский. Наконец, самый низкий мужской голос - бас. Этот величавый голос производит на слушателя особое завораживающее действие. Для баса написаны партии Ивана Сусанина в опере Глинки, князя Игоря в опере Бородина, Бориса Годунова в опере Мусоргского. Известные певцы-басы: Федор Шаляпин, Евгений Нестеренко. Эскизы декораций к опере «Руслан и Людмила» (палаты)
Опера - это музыкально-драматическое представление, в котором действующие лица не разговаривают, а поют. Все чувства и переживания, все диалоги персонажей положены на музыку.
Несмотря на то, что в большинстве своем оперы - очень зрелищные представления с яркими декорациями и красочными костюмами певцов, все равно главным остается музыка. Поэтому существует выражение «слушать оперу», а не «смотреть оперу».» Оперы обычно пишутся на сюжеты сказок, трагедий, драм, комедий. Краткое содержание оперы называется либретто.