Научная и прикладная значимость. Методология проведения исследования Примеры научной новизны

Теоретическая значимость курсовой работы может состоять:

  • В раскрытии содержания основного понятия, связанного с темой исследования;
  • В привнесении новой, актуальной информации в уже имеющуюся теоретическую базу по исследуемому вопросу;
  • В дополнении опыта предыдущих исследователей анализом новых или раннее незамеченных качеств изучаемого объекта;
  • В расширении теоретического описания предмета исследования;
  • В получении новых данных по рассматриваемой проблеме, представляющих ценность в контексте её теоретического исследования.

Иными словами, теоретическая значимость – это то, чем полезна курсовая работа научному сообществу. Понятие теоретической значимости близко понятию научной новизны. Они могут быть как тождественны друг другу, так и нет. В случаях, когда результат исследования является существенным достижением относительно прежнего уровня изученности проблемы, теоретическая значимость равна научной новизне, т.е. заключается в ней. К сожалению, открывать новые горизонты удаётся далеко не всегда, а потому зачастую теоретическая значимость заключена в каких-либо несущественных деталях, а научная новизна и вовсе не указывается – как правило, она является обязательной для более серьёзных академических работ – как минимум, для дипломной, – и в курсовой работе требуется очень редко.

Пример теоретической значимости курсовой работы

В курсовой работе по теме «Развитие у старших дошкольников познавательной деятельности в рамках процесса обучения» теоретическая значимость может выражаться:

  • В выявлении особенностей познавательной деятельности старших дошкольников в контексте обучения;
  • В разработке критериев определения уровня развития познавательной деятельности старших дошкольников.

Ещё один пример. Тема – «Развитие у старших школьников самостоятельности посредством использования в образовательном процессе технологии согласования», теоретическая значимость может выражаться:

  • В определении особенностей самостоятельности у учащихся старших классов современной школы;
  • В разработке критериев определения уровня самостоятельности у старшеклассников.

Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы для дальнейших научных разработок по данной и смежным темам.

Результаты диссертационного исследовалия могут способствовать развитию законодательства об акционерных обществах, а также разрешению проблем, возникающих при его применении.

Положения, разработанные в диссертации, могут применяться в процессе преподавания курса «Гражданское право», спецкурса «Оспаривание решений общего собрания акционеров», в высших юридических учебных заведениях.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданско правовых дисциплин юридического факультета им. М.М. Сперанского ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ». Результаты проведенного исследования использованы в учебном процессе на юридическом факультете им. М.М. Сперанского ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ» при проведении занятий со студентами по спецкурсу «Оспаривание решений общего собрания акционеров». Основное содержание диссертации отражено в трех публикациях автора.

Структура диссертации.

Структура работы обусловлена предметом и целями исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих десять параграфов, и библиографии.

Еще по теме Научная и практическая значимость исследования.:

  1. Теоретическая и практическая значимость исследования.
  2. Теоретическая и практическая значимость результатов диссерта-ционного исследования

Разум показывает не токмо внешний вид, красоту и доброту каждого предмета, но и снабдевает его действительным

оного употреблением.

Козьма Прутков

Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага.

Д. И. Менделеев

Если всю науку сделать прикладной, то вскоре нечего будет прикладывать.

Гармонизация фундаментальных и прикладных, теоретических и экспериментальных исследований - это актуальнейшая проблема, стоящая не только перед самой наукой, но и перед обществом в целом. Отдельная же научная работа любого жанра имеет право претендовать на признание, если она несет в себе элементы новизны и прогресса. Работы в области естественных наук всегда отличала комплексность, сочетание теоретических и доведенных до реального применения новейших прикладных разработок, т.е. то, что сейчас принято называть инновационным подходом. А в современных условиях, видимо, тем более нельзя позволить себе роскошь разделять высказывание Оноре де Бальзака: «Истинный ученый - это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком»* 5

Наиболее взвешенным представляется мнение П. Л. Чебышёва: «Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна только практика от этого выигрывает, сама паука развивается под влиянием ее, она открывает новые предметы для исследования или новые стороны в предметах» .

Когда говорят о научной значимости исследования, имеют в виду непосредственное влияние, которое может оказать и оказывает проведенное исследование на дальнейший прогресс в определенной области науки в фундаментальном плане, в получении качественно новых знаний об объекте исследования, в изучении его базовых свойств.

Прикладная значимость исследования, понимаемая достаточно широко, зависит от характера научного исследования и связана с конкретным использованием результатов для создания нового продукта, полезного для использования в различных сферах человеческой деятельности в разных формах. Прикладная значимость диссертации мо-

  • 45 Великие мысли великих людей... Т. 3. С. 37.
  • 46 Слово о науке... С. 178.

жет, в частности, выражаться в разработке новых принципов работы и самих новых устройств (в том числе защищенных авторскими свидетельствами и патентами), формулировке конструкторско-технологических рекомендаций, разработке новых методов исследования, новых методик измерений, создании новейших методов и алгоритмов аналитического и численного расчетов (в том числе находящих отражение в регистрации компьютерных программ в соответствующих фондах), использовании результатов при выполнении научно-исследовательских работ, проектов и программ, внедрении результатов в учебные курсы, отражении в монографиях и учебниках и т.п.

Мы должны внедрять, а не фантазировать!

Фраза из кинофильма «Девушка без адреса» (1957)

Дадим потребителю не то, что он хочет, а то, в чем он нуждается!

А. Б. Мигдал

Приведем конкретные примеры формулировок рубрики автореферата «Научная и прикладная значимость».

Кандидатская диссертация «Нелинейные колебательные явления в системах, содержащих нерелятивистские электронные пучки с виртуальным катодом в тормозящем поле»

Результаты, полученные при теоретическом, численном и экспериментальном изучении широкополосной хаотической генерации, свидетельствуют о перспективности создания источников хаотического СВЧ-сигнала (низковольтных виркаторов) среднего и большого уровня мощности с шириной 0,5... 1,5 октавы и слабой изрезанностью спектра мощности. В качестве активной среды в таких генераторах возможно использование нерелятивистского электронного пучка со сверхкритическим током, в котором формируется нестационарный виртуальный катод. Предложенные решения защищены патентами Российской Федерации.

Одновременно решение поставленных в диссертации задач для базовых систем имеет фундаментальное значение для радиофизики и электроники и общей теории колебаний и волн в распределенных автоколебательных системах (изучены вопросы формирования и взаимодействия пространственно-временных структур в распределенных нелинейных системах электронноволновой природы, демонстрирующих пространственно развитый хаос).

Кандидатская диссертация «Операторное описание дискретных хаотических процессов»

Научная и прикладная значимость. В диссертации развит аналитический метод исследования спектральных свойств несамосопряженного линейного оператора Перрона-Фробениуса, определяющих и объясняющих динамику дискретных хаотических моделей. Полученные результаты вносят вклад в развитие теории линейных несамосопряженных операторов, теории разностных уравнений, функционального анализа, современной теории динамических систем, методов моделирования хаотических процессов. В прикладном аспекте результаты работы представляют интерес для решения задач статистической радиофизики, связанных с исследованием асимптотических спектрально-корреляционных свойств хаотических процессов, разработки алгоритмов хаотической передачи и обработки информации, построения конкретных моделей нейронной активности на базе отображения Реньи.

Кандидатская диссертация «Особенности воздействия СВЧ- и оптического излучения на полупроводниковые приборы СВЧ-диапазона»

Научная и прикладная значимость. На основе предложенной СВЧ-схемы вычитания когерентных сигналов в полупроводниковых синхронизированных СВЧ-генераторах развиты эффективные методы управления амплитудой и фазой СВЧ-сигнала генератора посредством изменения напряжения питания и воздействия оптического излучения, а также высокочувствительные методы измерения параметров материалов и структур. На основе разработанной методики измерения толщины тонких проводящих слоев в диапазоне от 5 нм до 5 мкм создана высокочувствительная измерительная система контроля параметров металлополупроводниковых и металлодиэлектрических структур с использованием синхронизированных СВЧ-генераторов. Результаты работы использованы при выполнении грантов АОЗ-3.15-491 и А04-3.15-31 Минобразования России по поддержке научно-исследовательской работы аспирантов высших учебных заведений 2003-2004 гг.

Кандидатская диссертация «Хаос и хаотическая синхронизация в сверхвысокочастотных автогенераторах на основе клистронных усилителей с обратной связью »

Научная и прикладная значимость. Работа включает как теоретическое (на основе аналитического и численного моделирования), так и экспериментальное изучение хаотического поведения распределенных СВЧ-систем физической электроники и радиофизики. Фундаментальное значение имеет установление факта существования режима обобщенной синхронизации, выявление основных механизмов осуществления синхронизации и управления хаосом в таких системах. Результаты экспериментального исследования получены на СВЧ-генераторах, основным элементом которых был промышленный клистронный усилитель КУ-134Е, базовый элемент систем теле- и радиовещания, спутниковой и наземной связи, систем радиолокации и т.п. Установлены хаотические особенностей функционирования таких приборов в контексте решения проблем (скрытой) передачи информации с помощью хаотических сигналов, радиолокации на основе хаотических сигналов, радиопротиводействия и т.д.

Докторская диссертация «Резонансные явления в электродинамических системах с полупроводниковыми структурами»

Научная и прикладная значимость. Результаты проведенных теоретических и экспериментальных исследований легли в основу разработки новых типов твердотельных СВЧ-устройств (защищенных авторскими свидетельствами и патентами) различного назначения с параметрами, качественно превосходящими аналогичные параметры известных устройств, - полупроводниковых усилителей и генераторов СВЧ; синхронизованного на субгармонике СВЧ-генератора на диоде Ганна; активных СВЧ-фильтров на полупроводниковых СВЧ-генераторах, работающих в режиме синхронизации; смесителя СВЧ; микрополоскового СВЧ-устройства с повышенной вибростойкостыо; управляемого магнитным полем СВЧ-выюпочателя на р-ьп диодах; устройства резонансного поглощения инфракрасного излучения; электрически управляемых низкоразмерных СВЧ-резонаторов; полупроводниковых СВЧ-устройств с управляемыми магнитным полем характеристиками; устройства для определения влияния переменного магнитного поля на физические характеристики воды СВЧ-методом.


Диссертационное исследование по своей структуре состоит из трех частей: введения, основной части и заключения, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.
Так, если в основной части диссертации описывается весь ход исследования, от анализа состояния исследуемого вопроса до практического применения идей автора, в заключении описываются результаты, полученные лично автором и рекомендации по их применению, то во введении к диссертации приводятся все основные характеристики диссертационного исследования.
Эти основные характеристики должны в полной мере показать квалификацию автора как научного исследователя, готового ставить и решать научные задачи, имеющие научную и практическую ценность, а также доказать соответствие работы требованиям ВАК к диссертациям.
Объем введения обычно составляет 5-6 страниц, на которых должны быть представлены:
-актуальность
-цель и задачи исследования
-объект и предмет исследования
-гипотеза или основная идея работы
-методология и методы исследования
-научная новизна
-научные положения , выносимые на защиту и их достоверность
-практическая (экономическая, социальная) значимость полученных результатов
-апробация результатов работы
-публикации автора по теме диссертации
-объем диссертации.
Необходимо еще раз отметить, что все характеристики работы должны быть связаны как с темой работы, так и между собой.

Также посмотреть консультирование при написании диссертации и консультации аспирантам (в том числе консультирование по подготовке введения диссертации).

Актуальность диссертационного исследования , являясь с одной стороны характеристикой современного состояний исследуемого в диссертации вопроса и необходимости решения назревших проблем, с другой характеризует автора как научного исследователя, способного самостоятельно показать и сформулировать суть исследуемой проблемы и ее практическую значимость для отраслей экономики нашей страны. Актуальность является основой для формулирования цели и предмета исследования, а также задач исследования и последовательности их решения. Обычно в процессе подготовки актуальности идут по пути от общего к частному, увязывая этот путь с названием диссертации. То есть сначала дается краткая характеристика отрасли, для которой решается научная задачи. В числе проблем, стоящих перед отраслью, выделяется по мнению автора наиболее значимая, характеризуется эффективность при успешном решении данной проблемы, рассматриваются причины возникновения проблемы, после чего делается вывод об актуальности решаемого вопроса.
Таким образом, в результате выполненного анализа актуальности темы работы определяется объект и предмет исследования, причем формулировка объекта и предмета исследования должна быть созвучна теме диссертации. Для определения цели и задач исследования далее приводится анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных теме диссертации. Исследователи группируются по группам рассматриваемых вопросов, которые по мнению автора недостаточно проработаны в их трудах, после чего формулируется необходимость проведения дальнейшего научного поиска в рассматриваемом направлении.
Следующим этапом работы является формулирование цели и задач исследования .
Цель диссертационной работы практически повторяет название диссертационного исследования с добавлением в начале фразы: «разработать..», или в конце фразы: «обеспечивающего эффективное...» и т.д.
При формулировании задач исследования необходимо четко представлять этапы исследования и на каждый из них ставить четко сформулированную задачу. При формулировании задач используются обороты: «раскрыть сущность, «сформулировать и обосновать», «выявить факторы», «рассмотреть», «проанализировать», «изучить», «разработать», «определить место». В конце формулировки задач рекомендуется указать цель решения задачи. Кроме того, необходимо помнить, что сформулированные задачи определяют название и содержание основных глав и параграфов диссертации.
Далее во введении характеризуется в нескольких предложениях теоретическая и методологическая база исследования, в которой приводятся перечень рассматриваемых научных направлений, а также характеризуются используемые в исследовании научные методы.
При характеристике информационной базы исследования характеризуются источники информации для проведения исследований.
Гипотеза (основная идея работы) . Формулировка гипотезы не является обязательным элементом и ее представление во введении оставляется на усмотрение автора. Гипотеза, являясь основной идеей работы, представляет собой авторское видение способа достижения цели, поставленной в работе. Пример формулировки гипотезы: «обоснование параметров… должно осуществляться на основе…». Гипотеза в результате выполненных исследований может быть подтверждена или опровергнута. В последнем случае производится углубленный анализ причин получения такого результата.
Основные положения диссертации , выносимые на защиту, являются подтвержденными составными частями гипотезы. Основные положения фактически являются научными результатами, полученными в ходе исследований, но имеющие отличия от ранее выполненных работ, то есть имеющие научную новизну. Это могут быть: установленные закономерности, методики, позволяющие получить новые знания, способы обучения, воспитания и т.д. То есть научные положения в утвердительной форме подтверждают предвидение автора, его гипотезу по результатам выполненных исследований. Естественно, что последнее научное положение или основной научный вывод по работе должен быть созвучен с темой диссертации и подтверждать, как актуальность, так и правильность постановки цели и задач исследования.
Достоверность научных положений . В этом разделе из одного-двух предложений перечисляются конкретные результаты научных исследований (расчеты динамики, сравнения, оценки и т.д.) подтверждающие полученные в ходе исследований результаты.
Научная новизна . Научная новизна является основным признаком диссертационной работы, за который и присуждается в конечном итоге ученая степень. Научная новизна может быть сформулирована в одном предложении. К примеру автор мог разработать методику, позволяющую решить проблему, не разрешимую ранее. Однако, в современных условиях насыщенности всех областей знаний научными исследованиями, довольно проблематично решить такую проблему, в связи с чем в кандидатских диссертациях допускается присутствие элементов новизны. Что такое научная новизна – это понятие, которое позволяет автору сказать, что такого ранее не было. Но голословного утверждения о новизне недостаточно, необходимо, чтобы в формулировке звучало: « отличающаяся тем, что…», «впервые получено…», «впервые получено…», или «доказано, что…», «проанализировано…, что позволяет в отличие от…» и т.д. Формулировка научной новизны должна быть увязана с темой диссертации и включать в себя ее часть.
Научная значимость результатов исследований должна показать вклад автора в развитие научных представлений в той или иной области научных знаний, раскрывать сущность и механизмы развития процессов. служить базой для дальнейших научных исследований.
Практическая значимость полученных результатов . В этом разделе приводятся сведения как о разработке автора, которую он предлагает для практического использования, так и о фактическом использовании или возможности и месте использования результатов работы, причем в связи с тем, что разработка является новой как в научном, так и прикладном аспекте, возможность ее применения должна быть показана и в той и в другой областях.
Апробация результатов диссертации . В этом разделе приводятся сведения о докладах и сообщениях автора на научных конференциях и других способах ознакомления научной общественности с результатами диссертационной работы.
Публикации . В разделе указывает количество монографий, статей в научных журналах, сборниках научных трудов, опубликованных тезисах выступлений на конференциях.
Объем диссертации . В разделе приводятся сведения о структуре диссертации (введение, количество глав, заключение, наличие приложений), а также объем диссертации, количество рисунков и таблицам, приложения с указанием их количества.

Научно - исследовательская деятельность школьников – способ познания действительности

Введение

Проблема исследования

Задачи исследования

Гипотеза исследования

Основное содержание работы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Основные характеристики методологического аппарата исследования.

Проблема исследования.

§ Для ее определения необходимо ответить на вопрос: «Что надо изучить, что еще недостаточно или совсем не изучено?». Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения, которая чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, не укладывающихся в рамках прежних теоретических представлений.

§ Выбирая проблему, нужно учесть наличие или отсутствие необходимой исследовательской базы.

§ Обычно в процессе ученического исследования изучается известная науке проблема, однако учащийся и его научный руководитель открывают ее для себя как новую.

Выбор и формулировка темы исследования

§ Молодому ученому стоит взять довольно узкую и конкретную тему. Это даст массу преимуществ: источники будут находиться в пределах вашей досягаемости, научная литература не будет исчисляться десятками толстых томов.

§ Четко определенная тема дисциплинирует ум и рождает желание работать.

§ Это может выглядеть так: читая литературу по интересующей проблеме, вы обнаруживаете, что какой-то аспект темы авторами освещается слабее, чем другие или вскользь. Уяснив, какое место эта проблема занимает в интересующей вас области знания и, поняв, какие данные нужны, чтобы ее освятить, вы подойдете к формулировке собственной темы.

§ Целесообразно в формулировании темы идти от указания на исследуемый процесс (диагностика…, исследование…, анализ…, подготовка…, формирование…, развитие..) и на условия, в которых он изучается (на экскурсиях…, на уроках…, в процессе изучения…).

Определение актуальности и новизны исследования

§ Актуальность – степень важности темы в данный момент, в конкретной ситуации для решения проблемы. Актуальность исследования заключается в объяснении теоретической новизны и положительного эффекта, которые будут достигнуты в результате выполнения работы.

§ Новизна заключается в использовании новых подходов или методов исследования, получения нового знания являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников.

Цель исследования

§ Это вопрос, на который исследование должно ответить, чего достичь, наличие какой закономерной связи показать, в то время как тема – это проблема, которую ответ на заданный вопрос позволяет решить.

§ Формулирование цели заключает в себе вопрос «Что и для чего это нужно делать?»

§ Формулировка цели должна быть до такой степени ясной, чтобы из нее были понятны границы исследования.

§ Хороша та формулировка цели, при прочтении которой без дополнительных пояснений становится ясно, как этой цели достичь.

Объект и предмет исследования

§ Объект исследования – то, на что направленно внимание исследования, то, что подлежит рассмотрению.

§ Предмет исследования – это отдельная сторона или ракурс изучаемого объекта, дающий представление, о том, как исследователь рассматривает объект, какие новые качества, свойства, функции ему присущи. Предмет находится внутри объекта.

Гипотеза исследования

§ Гипотеза – научно обоснованные (подкрепленные научными данными и логическими соображениями) предположения о структуре и существенных свойствах изучаемых объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемых явлений и процессов, истинность которых требуется доказать. Выдвигая гипотезу, автор должен быть уверен, что в ходе работы сможет проверить ее истинность или ложность.

§ Гипотеза всегда вскрывает противоречивость изучаемого предмета, ее обязательно требуется доказывать.

§ Научная гипотеза – форма научного освоения действительности.

§ Рабочая гипотеза – инструмент, с помощью которого добывается новое знание в каждом конкретном исследовании.

Задачи исследования

§ Задачи – это ряд частных вопросов, которые нужно решить, чтобы ответить на основной.

§ Обычно это делается в форме перечисления (выявить…, определить…, изучить…, вывести формулу…, апробировать…).

§ Формулируя задачи, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы подтвердить гипотезу, предположение?».

§ Выдвигаемые задачи решаются с помощью методов научного исследования – способов построения и обоснования системы философских знаний, совокупностью приемов и операций практического и теоретического освоения действительности (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение).

Теоретическая и практическая значимость исследования

§ Теоретическая значимость исследования определяется тем, содержит ли работа новые разработки теоретических положений и научную новизну.

§ Практическая значимость работы должна показывать: кому и как будут полезны полученные результаты, какие новые методики можно разработать на их основе.


Похожая информация.


 
Статьи по теме:
Гера миф древней греции - древнегреческий миф читать онлайн Миф о богине гере краткое содержание
Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна Зевс и Гера Зевс и ГераЗевс - бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, главный из богов-олимпийцев. Гера - третья дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Деметры, Гестии,
Глеб савченко: «если бы не жена…
Входит в десятку лучших профессиональных исполнителей латино-американских танцев в мире. Эта пара радовала телезрителей весь сезон «Танцев со звездами - 2015 », и неудивительно, что она удостоились приза зрительских симпатий.К Глебу Савченко как к професс
Денис аблязин - гордость российской гимнастики
Денис Михайлович Аблязин – российский спортсмен, член сборной России по спортивной гимнастике, многократный призер Олимпийских игр, чемпион мира. Он родился 3 августа 1992 года в Пензе. Его рост достигает 161 см.Начало карьеры С детства мальчик занимался
Математика на пальцах: методы наименьших квадратов Аппроксимация экспериментальных данных методом наименьших квадратов
Метод наименьших квадратов (МНК, англ. Ordinary Least Squares, OLS ) - математический метод, применяемый для решения различных задач, основанный на минимизации суммы квадратов отклонений некоторых функций от искомых переменных. Он может использоваться дл