Колонизаторы игра настольная обзор. Правила настольной игры «Колонизаторы

Игра "Колонизаторы" была придумана всего в 1994 году Клаусом Тойбером, начала выпускаться в Германии и уже через год получила звание "Игра года". Аналогичная награда ожидала англоязычную версию "Колонизаторов" в 1996 в США. Позже игра была перенесена и в электронный вид.
Эта игра рассчитана на 3-4 игроков, но существуют дополнения для игры 5-6 игроков. При этом целью игры отнюдь не является "уничтожение" противников - ваша задача быстрее других развить свою колонию и набрать необходимое для победы количество очков.

Добро пожаловать на Катан! На богатых землях именно этого острова поселенцам предстоит основать свое государство. Размеры этого райского местечка не такие уж большие и весь он легко уместится на журнальном столике. Длина одной из сторон шестиугольника - 26см, расстояние между противоположными углами - 52 см.
Окруженный лазурными водами теплого моря этот остров состоит из девятнадцати регионов. Игровое поле состоит из картонных шестиугольных сегментов - гексов. Использование составного поля позволяет каждой партии проходить на новом, неповторимом ландшафте. Разнообразие текстур открывает безграничный простор для создания и развития поселений и городов, множество ресурсов хранятся на территории острова.


Так, лесной ландшафт является источником столь необходимой на первых парах древесины;


на изумрудного цвета полях пасутся многочисленные стада овец, чья шерсть высоко ценится среди купцов;


в недрах холмов ожидает своего часа глина, из которой так удобно изготавливать кирпичи;


безбрежные пашни рождают множество видов зерна;


непреступные горы скрывают неиссякаемые жилы руды.


И лишь один регион является не полезным и лакомым, а опасным и внушающим страх - бесплодная пустыня. Именно там нашла свое пристанище банда жестоких разбойников, в любой момент готовая присвоить ваше законно нажитое имущество и доставить массу хлопот в процессе добычи ресурсов.


Задача поселенцев набрать 10 очков в ходе игры. Кто первый достигнет этого значения, то и победил! Очки приносят города (2 очка каждый) и поселения (1 очкокаждый),карты развития (5 карт по 1 очку)и особые карты достижений: "самый длинны тракт" и "самое большое войско" по 2 очка каждая.







Итак, приступим к освоению острова?
Создатели игры рекомендуют для ознакомления сформировать поле вот таким образом. Каждый гекс нумеруется своей номерной фишкой.

Для начала стоит вооружиться карточкой "Цена строительства". Во время первых сессий она хорошо поможет вам ориентироваться в "ценах" на те или иные виды действий.


Каждый Завоеватель начинает игру с двумя дорогами и двумя поселениями (фигурки сделаны из пластика). Таким образом, на вашем счету уже накоплено два очка. Расположить эти объекты можно так же в соответствии с предложением создателей, но существуют и правила размещения деревень. Так, первым выбирает самое лакомое место на карте тот, кто получает больше всего очков при броске двух кубиков. Он ставит одно из своих поселений на перекресток и отводит от него дорогу в любом направлении.
Дороги прокладываются по краю областей, на каждом пути может быть только одна дорога. На пустом месте дорога возникнуть не может - она обязательно должна быть связана или с поселением \ городом, или с другим участком дороги. То же делают остальные игроки, передавая право действия по часовой стрелке.
Когда все первые поселения основаны, игрок, ходивший последним, начинает второй тур с закладки новой связки поселение-дорога, но теперь право действия передвигает против часовой стрелки. При выборе места нужно не забывать о правиле расстояния, которое вступает в силу сразу после основания первой деревни. Согласно этому правилу, поселение можно основать на свободном перекрестке только в том случае, если три соседних не заняты фишкой поселения в независимости вашей или противника.


В будущем, поселения невозможно будет основать без подведенной к перекрестку дороги. Поселения можно основывать и на береговой линии. Недостатком такого местоположения будет то, что получать сырье вы будете только с одного или двух окрестных гексов, а не с трех. Зато, если ваша деревня (а впоследствии и город) будет стоять у гавани, это даст вам более выгодные условия для заморской торговли. Подробнее о гаванях и торговле с их помощью поговорим позже.
Первые поселения основаны, первые дороги проложены. Настало время собирать первый урожай. Каждый гекс, примыкающий к вашему второму городу, приносит по одной карте сырья в соответствии со своим ландшафтом. В нашем примере, "синий" игрок в начале игры получает карты зерна, глины и овечью шерсть. Полученные карты сырья игрок забирает на руку и не показывает соперникам, нечего им знать о ваших богатствах. Конечно, никто не запрещает зорко следить за соперниками и запоминать, кто каким сырьем разжился и на что его потратил. Но нужно ли?
Вот теперь начинается непосредственная колонизация острова Катан! Первым ходит старший игрок. В свой ход он осуществляет обязательные и произвольные действия.
1. Сбор сырья (обязательно). На этом этапе необходимо бросить пару кубиков. При сложении выпавших значений, узнается номер гекса, которые принесет сырье в данном ходу. В нашем примере, на кубике выпала восьмерка. Таким образом, в этом ходу, "синий" игрок получает карточку глины. По секрету говоря, наиболее часто на кубах выпадает значение 6 или 8. Номерные жетоны с этими цифрами отмечены красным цветом. Не менее часто выпадает и 7, но она сопряжена не с приобретением ресурса, а с его утратой. Но об этом немного позднее.
2. Торговля. На этом этапе хода вы можете обмениваться картами сырья с другими игроками или резервом. Обращаю внимание, что любые сделки без вашего непосредственного участия - недействительны. Ход ваш - торгуете вы, всё просто. Курс обмена с игроками - как договоритесь. Можете менять ресурсы 1:1, а можете и нарваться на жадных колонизаторов, и тогда курс станет менее выгодным для вас.
В случае, если никто из соперников не желает (или действительно не может) предоставить вам необходимый ресурс, у вас есть несколько альтернативных вариантов.
Первый вариант - обмен 4:1. В таком случае вы скидываете в резерв 4 карточки одного ресурса, и берете из него 1, нужную вам. Не каждый игрок рискнет торговать при таких условиях, на кону должна стоять не меньше, чем победа.
Другой вариант - гавань. Обращаю внимание, что гавани на острове Катан имеются различные. Четыре из них позволяют торговать ресурсами по курсу 3:1. В таком случае вы можете обменять три карты одного вида вашего ресурса на один необходимый. Также имеются 5 гаваней с курсом 2:1. Но не очень приятный момент - каждой такой гавани соответствует свой вид ресурса. На нашем примере таким ресурсом является дерево, то есть вы можете обменять две ваших карточки дерева на любой другой ресурс.


3. Строительство. На данном этапе вы можете прокладывать новые дороги, основывать поселения или города, а так же покупать карты развития.
Каждый строительный объект имеет свою цену. Например, прокладка дороги обойдется вам в одну карточку глины и одну карточку древесины. Если вам удастся выложить в ряд как минимум 5 дорог, и в нем не будет чужих поселений или городов, вы получаете особую карту "Самый длинный тракт", которая добавляет в вашу копилку два очка. К сожалению, если другому игроку удастся построить более длинную дорогу, то карточку придется отдать ему, и тогда ваша копилка обеднеет на эти 2 очка.
Города возникают только на месте поселений после уплаты необходимых для этого ресурсов. Город приносит вдвое больше ресурсов по сравнению с поселением.
Так же на этом этапе вы можете приобрести за определенную цену карту развития. Карту развития вы сможете разыграть в любое время, за исключением карты, купленной в этот ход. Как только в резерв из вашей руки перекочуют карты камня, зерна и овечьей шерсти, возьмите верхнюю карту из стопки. Всего таких карт три категории.
Рыцари. Если вам выпала эта карта, то вам необходимо сыграть за разбойника, а именно: передвинуть его на любой соседний с ним гекс и, если на этом гексе есть поселение или город, отбираете у у владельца одну карту сырья. Грабеж идет в слепую: тот, кого грабят, держит карты в руке, не показывая их соперникам. Так же стоит отметить, что тот гекс, на котором расположилась фигурка разбойников, не приносит ресурсов до тех пор, пока разбойники не будут перемещены. В таком случае плачевная участь "бесплодия" переходит другому гексу.
Когда вы соберете армию из 3 рыцарей, вам полагается особая карта "Самой большое войско", которая приносит 2 победных очка. Но, так же как и с дорогами, она перекочует к тому игроку, кто соберет ещё более войско. Победные очки карта прихватит с собой, поэтому не советую расслабляться!
Прорыв. Карты средневековых прорывов в науке и технике приносят тому, кто их применит, определенные выгоды. Выполните инструкции сыгранной карты и удалите ее (сбросьте в коробку).
Победные очки. Название карты говорит само за себя. Но похвастаться этой картой создатели рекомендуют только в том случае, когда вы уже уверены в своей победе, то есть набрали 10 очков.




Так же в игре есть ещё одна сила - Разбойники. Для них создана даже отдельная фигурка. Сыграть за разбойника может каждый игрок, но только в определенных случаях: если на кубиках выпало 7 или если разыграна карта рыцари. Второй вариант был описан выше.


Если выпала семерка (что, кстати, случается не редко), те игроки, у кого на руке больше семи карт сырья, сбрасывают половину в резерв. При нечетном количестве округление происходит в меньшую сторону. Вот, кстати, и пригодилась ваша слежка за распределением ресурсов между игроками. А вдруг кто-то решил умолчать о столь важном факте и не отдавать потом и кровью полученные ресурсы?
Затем совершаются уже упомянутые действия разбойником (передвижение на соседний гекс и грабеж вслепую). На этом ваш этап "Сбор сырья" закончен, теперь можно переходить к торговле и строительству.
Игра завершается, когда любой из игроков набирает 10 или больше победных очков.
Игру "Колонизаторы" нельзя назвать быстрой игрой, ведь каждый ход требует времени на обдумывание. Но в связи с тем, что в освоении острова принимают участие только 3-4 игрока, то и чрезмерно длительной назвать так же нельзя. В среднем одна сессия длится 40-60 минут.
Серия "Колонизаторов" уже достаточно велика: выпущена масса дополнений, делающих игру ещё более захватывающей и интересной. В том числе, есть вариант игры для малышей.

Написано для магазина

Игра рассчитана на 3 или 4 игроков.

Создание игрового поля

Перед игрой необходимо создать игровое поле. Поле состоит из шестиугольного острова, окружённого морем. Остров строится из 19 заранее перемешанных шестиугольных карточек суши. Карточки «суша» бывают 6 типов - см. «Ресурсы».

Затем остров окружается 18 карточками «море». Карточки «море» бывают двух типов: «порт» (см. «Порты») и собственно «Море». Порты (также заранее перемешанные) чередуются с морями, карточки «Порт» при выкладывании ориентируются помеченными углами в сторону более длинной полоски суши.

Далее на каждую карточку «Суша» (кроме «Пустыни») кладётся жетон с номером от 2 до 12. На обороте жетона нанесены буквы алфавита: если выкладывать жетоны по спирали в алфавитном порядке, то распределение чисел будет гарантированно равномерным (жетоны «6» и «8» никогда не будут граничить друг с другом).

На карточку «Пустыня» ставится фишка разбойника.

Ресурсы и постройки

В игре есть 5 типов ресурсов («Дерево», «Кирпичи», «Шерсть», «Зерно» и «Руда») и 3 типа строений («Дорога», «Поселение» и «Город»). Ресурсы нужны для покупки строений и карточек развития (см. «Карточки развития»).

Цены на постройки:

  • «Дорога» = «Дерево» + «Кирпичи»;
  • «Поселение» = «Дерево» + «Кирпичи» + «Шерсть» + «Зерно»;
  • «Город» = две карточки «Зерно» + три карточки «Руда»;
  • «Карточка развития» = «Шерсть» + «Зерно» + «Руда».

Поселения и города строятся на пересечении 3-х карточек «Суша» и позволяют получать соответствующие карточкам ресурсы.

Дороги строятся вдоль граней карточек «Суша» и позволяют строить новые поселения - новое поселение можно построить только в месте соединённом дорогами хотя бы с одним из уже существующих ваших поселений.

Место, занятое поселением, городом или дорогой не может быть использовано для постройки другого поселения или дороги.

Кроме этого, существует ограничение на минимальную близость поселений и городов: поселение нельзя построить в точке, находящейся в непосредственной близости (1 грань шестигранной карточки «Суша») от уже имеющегося поселения или города, вне зависимости от того, кому принадлежит это поселение или город.

Начало игры

После сбора игрового поля начинается игра:

  1. Каждый игрок получает по две дороги и два поселения своего цвета.
  2. Начинает игрок, выбросивший бо́льшую сумму двумя кубиками.
  3. Игрок размещает на острове Катан одно своё поселение и одну примыкающую к нему дорогу.
  4. Затем остальные игроки по часовой стрелке делают то же самое.
  5. Поставив поселение и дорогу, последний игрок тут же ставит своё второе поселение и примыкающую к нему дорогу.
  6. Остальные игроки делают то же самое против часовой стрелки.
  7. Поставив второе поселение, игрок получает стартовый капитал - по одной карточке каждого ресурса, с которым граничит второе поставленное им поселение.

Ход

  1. Бросок кубиков ;
  2. Фаза строительства.

Бросок кубиков

Игрок бросает два кубика, выпавшие числа складываются, карточки «Суша», на которых находятся жетоны с полученной суммой приносят соответствующие ресурсы игрокам, построившим на них поселения или города. Поселение приносит одну карточку ресурса, город - две.

В случае выпадения суммы 7 - ресурсы не приносятся, см. «Разбойник».

Фаза строительства

Во время фазы строительства игрок может:

  • Строить постройки при наличии у него соответствующих ресурсов и возможности для строительства, то есть неизрасходованную соответствующую фишку («Дорога», «Поселение» или «Город») и место на карте, подходящее для строительства:
    • для строительства дороги необходимо иметь место на карте, не занятое другой дорогой и примыкающее к уже построенной дороге, поселению или городу этого игрока;
    • для строительства поселения необходимо иметь место на карте, не занятое другим поселением или городом и отстоящее от других поселений и городов более чем на одну грань карточки «Суша»;
    • для строительства города (точнее - трансформации поселения в город) необходимо иметь поселение;
  • Менять ресурсы:
    • в банке по курсу 4:1 (за четыре одинаковых ресурса игрок может купить один нужный ему ресурс);
    • в порту общего назначения по курсу 3:1 (при наличии поселения или города в соответствующем углу карточки «Порт» игрок за три одинаковых ресурса может купить один нужный ему ресурс);
    • в специализированном порту по курсу 2:1 (при наличии поселения или города в соответствующем углу карточки «Порт» игрок за два соответствующих порту ресурса может купить один нужный ему ресурс);
    • с другими игроками - по договорённости;

Внимание: обмен может производиться только с игроком, чей сейчас ход,

  • Покупать карточки развития;
  • Играть карточки развития - не более одной карточки за ход, только что купленные карточки не могут быть сыграны тем же ходом;

По окончании хода очередь переходит к следующему игроку по часовой стрелке.

Разбойник

Выбросив 7 суммой двух кубиков, игрок вызывает нападение разбойников на остров. Это событие отыгрывается в следующем порядке:

  1. Все игроки, у кого на руках находится более 7 карточек ресурсов, сдают половину (округлённую вниз) в банк;
  2. Игрок, выбросивший 7 должен переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша»;
  3. Игрок может вытащить одну карточку ресурса у одного из игроков (на выбор играющего), имеющего поселение или город на этой карточке;

Внимание: карточка «Суша», на которой стоит разбойник, не приносит никому ресурсов, даже если на кубиках выпадает сумма, соответствующая этой карточке.

Конец игры

Игра заканчивается, когда один из игроков набирает 10 Победных очков (пунктов).

  • Одно очко начисляется за каждый построенный посёлок.
  • Два очка начисляется за каждый построенный город.
  • Два призовых очка присваиваются игроку, первому построившему дорогу длиной в 5 отрезков. Эти призовые очки могут перейти к другому игроку, если тот построит дорогу длиннее.

Внимание: дорога считается разбитой на два независимых куска, если на ней построен город другого игрока. Внимание: в случае равенства длин двух дорог, два очка остаются у игрока, первого построившего дорогу данной длины.

  • Два призовых очка присваиваются игроку, первому выставившему армию в 3 рыцаря. Аналогично, эти очки перейдут к другому игроку, если у того окажется больше выставленных рыцарей.

Внимание: как и в случае дорог, в случае равенства сил двух войск, два очка остаются у игрока, первого выставившего данное количество рыцарей.

  • Одно очко начисляется при покупке соответствующей карточки развития.

Карточки развития

Во время фазы строительства игрок имеет право покупать карточки развития. Карточки развития перемешиваются перед началом игры так, что игрок не знает, какую именно карточку он покупает. Карточка развития может быть сыграна в любой момент хода игрока (но не более одной за ход). Карточка развития не может быть сыграна в тот же ход, что и куплена (исключение: карточку "Победный пункт" можно сыграть в тот же ход, что и получить).

Карточки бывают 5 типов:

  • «Рыцарь». Сыграв карточку «Рыцарь» игрок имеет право переставить фишку «Разбойник» на другую карточку «Суша» (за исключением Пустыни) и вытянуть карточку у одного из игроков, имеющих поселение или город на этой карточке;

Внимание: в отличие от выбрасывания 7 кубиками, игра карточки «Рыцарь» не накладывает ограничение на максимально возможное количество карточек ресурса на руках у игроков. Внимание: позволяется сыграть карточку «Рыцарь» до броска кубиков. Это единственное действие, которое игрок имеет право делать во время своего хода до броска кубиков. Сыгранная карта Рыцаря остается лежать лицом вверх. Она не может быть использована второй раз. Первый игрок, выложивший трех Рыцарей, получает карту «Самая большая армия», которая приравнивается к двум Победным пунктам. Если другой игрок вводит в игру большее количество Рыцарей, карта «Самая большая армия» переходит от прежнего владельца к новому.

  • «Прогресс / Монополия». Играя эту карточку, игрок выбирает один тип ресурса. Остальные игроки должны отдать ему все карточки ресурсов этого типа;
  • «Прогресс / Строительство дороги». Игрок, применяющий эту карточку, может бесплатно построить две дороги;
  • «Прогресс / Год изобилия». Игрок немедленно получает в своё распоряжение две карточки ресурсов на свой выбор;
  • «Прогресс / Победный пункт». Эти карточки дают 1 Победное очко. Игрок не обязан немедленно раскрывать полученные им карточки победного пункта.

За один ход можно сыграть не более одной карточки развития (исключение: за один ход можно сыграть любое количество карточек "Победный пункт"). Полученные карточки хранятся игроком в закрытом виде. Будучи сыгранной, карточка развития выбывает из игры и остается лежать открытой. Рекомендуется открывать карточки "Победный пункт" только когда это даст немедленную победу.

Содержимое фирменной коробки

  • Правила игры
  • 19 гексов Суши:
    • Леса (4 гекса)
    • Пастбища (4 гекса)
    • Пашни (4 гекса)
    • Холмы (3 гекса)
    • Горы (3 гекса)
    • Пустыня (1 гекс)
  • 6 Морских частей с 9 Гаванями
  • 95 карт Сырья (по 19 каждого вида):
  • 25 карт развития:
    • Рыцарь (14 штук)
    • Прорыв (6 штук)
    • Победные очки (5 штук)
  • 4 карты цены строительства, 2 особые карты:
    • Самый длинный торговый путь
    • Самая большая армия
  • Игровые фишки (четырёх цветов):
    • 16 городов
    • 20 поселений
    • 60 дорог
  • Фишка «Разбойник»
  • 18 номерных жетонов
  • 2 кубика

Расширения игры

Расширение на 5-6 игроков

Расширение на 5-6 игроков представляет собой дополнительный набор карточек «Суша» и «Море», увеличивающих остров. Это расширение также содержит необходимый набор фишек для пятого и шестого игрока, а также дополнительные карточки развития описанных выше типов.

Кардинальное отличие расширения от оригинальной игры состоит в том, что по окончании фазы строительства игрока, бросившего кубики, наступает не новый ход, а фаза упрощённого строительства всех игроков по часовой стрелке. Во время этой фазы игроки могут только строить или покупать карточки развития, но не могут торговать (кроме как с активным игроком) ни играть карточки развития.

Джунгли

Расширение «Джунгли» в настоящее время является частью большинства продаваемых базовых версий.

Отличие от оригинальной игры заключается в замене карточки игрового поля «Пустыня» на карточку «Джунгли». В ходе игры игроки могут исследовать Джунгли и совершать полезные открытия. Когда на кубиках выпадает число, равное номеру жетона, лежащего на гексе Джунгли, каждый игрок, обладающий Поселениями или Городами на углу это шестиугольника отправляется делать «открытия». Как и в случае с ресурсами - Поселения приносят по одному «открытию», а Города по два.

«Открытия», в отличие от других ресурсов не изображаются карточками и не входят в состав игры, для них надо использовать подручные средства (например, пуговицы или монеты). Их не могут похищать разбойники, на них не распространяется действие Монополии или Изобретения, их нельзя обменивать при торговле. «Открытия» помогают при покупке карт Развития: каждая из фишек может заменить любой необходимый для покупки этой карты ресурс. При покупке карты Развития может быть использовано от 1 до 3 фишек. Пример: игрок может купить карту Развития за 1 Руду и 2 фишки Открытий или за 1 Шерсть, 1 Зерно и 1 фишку Открытия.

Большая река

Расширение «Большая река» также в настоящее время является частью большинства продаваемых базовых версий.

Отличие от оригинальной игры заключается в замене во время создания игрового поля карточек «Уголь», «Дерево» и «Пустыня» на тройную карточку «Река», верхняя часть из которой представляет гору, средняя лес, нижняя - золотой прииск. Вводится запрет строительства поселений на берегу реки во время начала игры, строительство поселений на золотом прииске приносит дополнительные очки.

Мореходы

Это расширение добавляет к оригинальной игре возможность играть на островах и архипелагах произвольной конфигурации.

Для этого в комплект поставки включены:

  • дополнительные карточки «Суша» и «Море»;
  • фишки «Корабль» - корабли играют ту же роль, что и дороги, но могут быть построены на границу карточки «Море», таким образом, на берегу острова можно иметь либо дорогу, либо корабль. Стоимость постройки одного корабля = «Дерево» + «Баран»;

Внимание: дорогу нельзя продолжить кораблём, и наоборот. В то же время, при подсчёте длины дороги (для выяснения самой длинной) можно одновременно учитывать сегменты дорог и кораблей, связанные друг с другом через посёлки или города. Внимание: отличие корабля от дороги заключается в большей гибкости первого. Действительно, однажды построенная дорога не может быть сдвинута на другое место, в случае с кораблём это не так. Во время фазы строительства игрок имеет право снять любой из своих кораблей (максимум один за ход) и переставить его во время этого же хода, соблюдая те же правила, как если бы он покупал и строил этот корабль.

  • фишка «Пират» - играет роль, схожую с ролью «Разбойника». После выбрасывания 7 (или игры карточки развития «Рыцарь») игрок может переставить либо разбойника, либо пирата на новую клетку . Пират при этом ставится на клетку «Море», позволяет вытащить карточку ресурса у игрока, чей корабль находится на данной клетке и блокирует развитие морских путей этой клетки (то есть, пока пират находится на этой клетке, невозможно ни строить новые корабли на ней, ни перемещать с неё уже существующие);

В комплект игры входит также буклет с предлагаемыми сценариями игры:

  • Существуют сценарии в виде заранее заготовленных карт архипелагов.
  • Существуют также сценарии в виде правил для раскладывания карточек при формировании нового игрового поля.
  • Существуют сценарии, где карта мира не видна игрокам в начале игры, а формируется по мере продвижения их кораблей: по достижении кораблём пустого места на (заранее ограниченном) игровом столе тянется карточка из перемешанных карточек «Суша» и «Море». Если выпадает «Суша», аналогично тянется жетон с цифрой, а открывшему сушу игроку вручается карточка соответствующего ресурса.
  • В некоторых сценариях вручаются дополнительные победные очки за колонизацию нового острова архипелага (варианты: за первую колонизацию острова, за колонизацию острова, на котором не было поставлено изначально колоний данного игрока).
  • В некоторых сценариях присутствует новый тип суши - «Золотая река». Каждый раз, когда золотая река приносит ресурс, игрок может выбрать один из пяти ресурсов базовой версии.

Города и рыцари

Наиболее сильно изменившее базовую игру расширение.

Основные отличия от базовой версии:

  • Игра ведётся до 13 очков;
  • В начале игроки строят не два поселения, а поселение, а затем город;
  • Одна из пустых (то есть без порта) клеток «Море» заменяется на клетку «Продвижение пиратов» с 7 клетками. На дальнюю от острова ставится корабль пиратов, ближняя к острову клетка помечена знаком «Сражение»;
  • В игру вводятся три новых ресурса - «Товары», базовые ресурсы называются «Сырьё». Сырью «Дерево» соответствует товар «Бумага», сырью «Шерсть» - товар «Ткань», сырью «Руда» - товар «Монеты». Для «Зерна» и «Кирпичей» товары не вводятся. Город по прежнему приносит два ресурса вместо одного, но если для соответствующего сырья существует товар, то один ресурс выдаётся сырьём, другой - товаром;
    • Товары служат для строительства городских сооружений. Несмотря на название, городские сооружения не привязываются к какому-то конкретному городу (и даже не требуют наличия города у игрока), они являются достижением всей колонии данного игрока. Для отслеживания построек каждому игроку выдаётся книжка с перекидывающимися страницами, разрезанными на три части. Каждая часть соответствует городским сооружениям одного типа: торговые здания, политические здания и научные здания;
    • Для постройки здания необходимо заплатить некоторую сумму соответствующих товаров: ткань для торговых зданий, монеты для политических, бумага для научных. Первое здание каждого типа стоит одну единицу соответствующего товара, второе - два, и так далее до последнего здания в каждой категории, которое требует 5 карточек соответствующего товара;
    • Здания дают возможность получать карточки развития. В данном расширении возможность покупать карточки отсутствует, да и сами карточки заменяются на три набора карточек, соответствующих трём типам товаров и трём типам городских сооружений: торговые карточки развития, политические и научные;
    • Третье городское сооружение каждой категории даёт бонус в игре:
      • Третье городское торговое сооружение (линия ткани) даёт право покупать одну карточку любого сырья или товара за две одинаковых карточки любого товара;
      • Третье городское политическое сооружение (линия монет) даёт право повышать уровень рыцарей до третьего;
      • Третье городское научное сооружение (линия бумаги) даёт право получать один сырьевой ресурс, если бросок кубиков не даёт вам права получить ресурсы согласно базовым правилам. Это право не распространяется на выбрасывание 7;
  • Один из кубиков заменяется на аналогичный красного цвета, плюс вводится третий кубик (кубик события) с тремя чёрными гранями, одной жёлтой, одной синей и одной зелёной. Во время броска кубиков бросаются все три:
    • Если кубик события показывает чёрный цвет, корабль пиратов продвигается на одну клетку по направлению к острову;
    • Если кубик события показывает другой цвет, то игрокам, построившим городские сооружения соответствующего цвета, на карточке которых нарисовано число, выпавшее на красном кубике, получают по карточке развития соответствующего цвета.

Уточнение: первое здание в каждой категории даёт право на получение карточки развития при выпадении нужного цвета на кубике события и 1 или 2 на красном кубике. Каждое последующее здание категории добавляет одну цифру к цифрам, которые можно выбросить на красном кубике для получение карточки развития.

  • Как было уже замечено, карточки развития не покупаются, а получаются после броска кубиков. Карточки развития можно играть во время фазы строительства (кроме случаев, чётко оговорённых на самих карточках - пример, карточка «Алхимик»). За один ход можно играть сколько угодно карточек. На руках нельзя держать одновременно более 4 карточек;

Внимание: если после броска кубиков игроком ему приходит пятая карточка, он сначала получает пятую карточку, затем обязан сбросить одну из пяти карточек, и только потом может играть оставшиеся у него на руках карточки.

  • Появляется новый элемент - «Крепостная стена». Стоимость постройки - 2 карточки «Кирпичи». Фишка «Крепостная стена» ставится под фишку «Город». После выпадения 7 игроку разрешается держать на руках «7 + 2 * количество построенных крепостных стен» карточек ресурсов. В случае превышения этого количества, игрок обязан сдать в банк половину имеющихся карточек (с округлением вниз).
  • В игру вводятся новые фишки - рыцари:
    • Каждый игрок получает по две фишки рыцарей своего цвета первого уровня, по две - второго, и по две - третьего. Фишки «Рыцарь» имеют две отличающиеся стороны: пассивное состояние (изображение головы рыцаря в шлеме) и активное состояние (руки в латах, в количестве равном уровню рыцаря);
    • Заплатив «Шерсть» + «Руда» можно установить фишку «Рыцарь первого уровня» на поле. Рыцарь ставится на угол карточки «Суша», к которой подходит одна из дорог игрока, при условии, что на этом углу не стоит никакой другой фишки. В отличие от установки поселения или города, не существует правила, запрещающего ставить рыцаря слишком близко от другого рыцаря или поселения/города;
    • Заплатив ещё раз «Шерсть» + «Руда», игрок может поднять уровень рыцаря на 1 пункт;
    • Игрок не имеет права повышать своего рыцаря до третьего уровня, пока он не построил третье городское военное сооружение;
    • Заплатив «Зерно» можно активировать рыцаря - его фишка переворачивается активной стороной вверх;
    • Активный рыцарь имеет право совершить одно из следующих действий:
      • Прогнать разбойника, находящегося на соседней с рыцарем клетке. Отыгрывается это так же, как и игра карточки развития «Рыцарь» из базовой версии;
      • Пройти по дороге игрока на любую другую свободную точку. Если рыцарь становится при этом на точку, через которую проходит дорога другого игрока, дорога считается разорванной так же, как и в случае строительства там города первым игроком;
      • Сдвинуть чужого рыцаря при условии, что его уровень ниже уровня данного рыцаря, и что он стоит в точке, куда ведёт дорога игрока, на которой стоит рыцарь. при этом рыцарь занимает данную точку, а стоявший там рыцарь другого игрока сдвигается на любую точку своей дороги его хозяином;

Внимание: только что активированный рыцарь не имеет права совершать действия во время этого же хода. Внимание: совершив действие, рыцарь дезактивируется, но может быть активирован в этом же ходу, если игрок заплатит «Зерно».

  • Когда корабль пиратов доходит до клетки «Сражение», считается количество построенных на острове городов, и количество активированных рыцарей (рыцарь второго уровня считается за двоих и т. д.):
    • Если количество городов не превышает количество активированных рыцарей, атака считается отбитой:
      • Корабль пиратов возвращается на исходную клетку;
      • Игрок, выставивший самую сильную армию получает одно очко (карточка «Спаситель Катана»). В случае равенства сил двух и более армий, выставившие их игроки получают право на одну бесплатную карточку развития, цвет карточки на выбор игрока;
    • Если количество активных рыцарей меньше количества городов на острове, пираты побеждают:
      • Все активированные рыцари становятся не активными;
      • Игрок, выставивший самую слабую армию, теряет один город (заменяет его на поселение) на свой выбор. В случае равенства - все игроки, выставившие самую слабую армию теряют по городу;
  • Игрок, первым построивший городское сооружение 4 уровня в какой-то категории получает право назначить один из своих городов столицей:
    • На город надевается специальная фишка;
    • Игрок получает 2 дополнительных очка. Эти очки перейдёт к другому игроку, если тот построит городское сооружение 5 уровня в данной категории раньше данного игрока;
    • Город, который является «столицей» становится неуязвим для атак пиратов (то есть не может быть разрушен, даже если пираты победили в сражении, и игрок выставил самую слабую армию.

На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор игры Карточные колонизаторы . Автор относится к этой игрушке довольно положительно, но отмечает, что штатный способ обозначения количества ресурсов поворотом квадратных карт регионов не особо удобен. Честно говоря, я слышу такую претензию впервые. В своё время мы сыграли более сотни партий в КК и ни у кого ни разу не возникло претензий к счётчикам ресусов.

Колонизировать новые земли можно разными способами — это, как говорится, исторический факт. И, что интересно, «Катанская» франшиза от Клауса Тойбера сей факт подтверждает: игрокам предлагается колонизировать пресловутый остров множеством способов в разных вариантах игры. К которым существуют собственные дополнения, расширяя франшизу всё больше и больше…

Сегодня у нас речь пойдёт о карточных «Колонизаторах», которые на русский язык, правда, были локализованы без дополнений… но повод поговорить именно об этой версии как раз сейчас имеется. Дело в том, что осенью нынешнего 2010 года готовится её перезапуск под названием «Принцы Катана» (базовый набор и к нему три дополнительных). Хотя, конечно, и не факт, что «Принцев» локализуют.

Главной особенностью данной версии является её дуэльность: рассчитано ровно на двух игроков. Я — как-то так уж получилось — традиционно неравнодушен к «дуалкам», так что в своё время не смог пройти мимо.

Игра хотя и называется карточной, оперирует не то чтобы картами, а скорее карточками . Квадратными такими. На то есть две причины. Первая — это раскладка: взаимное расположение карточек имеет значение, и квадратная форма несколько упрощает её, делая более компактной. Вторая более интересна: поворотом некоторых карточек предлагается отмечать количество хранящихся на них ресурсов (разные количества указаны вдоль разных сторон), так что здесь прямоугольная форма была бы неподходящей.

Такой способ, впрочем, не очень удобен на практике: наличие и количество ресурсов должно быть хорошо виднообоим игрокам (они будут ими меняться по ходу игры), и здесь гораздо нагляднее класть на карточки какие-либо каунтеры.

Как можно видеть по снимку, наряду с обычным «d6» используется специальный кубик событий. Помимо него, комплект содержит ещё две весьма симпатичных фишки: рыцаря и мельницу.

Обычный кубик определяет, где чего произрастёт или добудется — благодаря ему у игроков появляются ресурсы: золото, лес, шерсть и т.д. В центре каждой «производящей» карточки изображено число 1-6, и что на кубике выпало, то и будет соответствующими карточками произведено.

Кубик событий определяет, чего в данный ход произошло на острове. Четыре его грани показывают нападение разбойников, рыцарский турнир, урожайный год и всплеск торговли. Две остальные грани содержат вопросительный знак и означают, что событие задаётся карточкой из специальной стопки.

Фишки мельницы и рыцаря переходят от игрока к игроку, отмечая текущего лидера в торговых и военных делах. В конце игры каждая из них даёт победное очко хозяину, а мельница, кроме того, приносит своему владельцу профит во время всплеска торговли.

В начале игры каждый имеет стандартные владения, показанные на снимке выше (с учётом того, что ресурсопроизводящие карточки можно разложить произвольно, и каждая из них будет нести на себе один ресурс) и три карты в руке. Центральная карточка владений служит заодно небольшой шпаргалкой.

  1. Бросает кубики «d6» и событий.
  2. (Происходит то, что определил кубик событий. Оно происходит всегда у обоих , вне зависимости от того, чей ход.)
  3. (По кубику «d6» производятся ресурсы. Тоже у обоих игроков.)
  4. В любом порядке и количестве ходящий играет действия с руки, меняется ресурсами с оппонентом и расширяет свои владения карточками с руки. (Действия играются бесплатно; обмен осуществляется произвольно с единственным условием обоюдного согласия; расширение оплачивается ресурсами согласно расширяющей карточке.)
  5. Добирает руку до трёх карточек.

Это всё. Прочее определяется свойствами карточек на столе и как обычно, текст карт перекрывает текст правил. Остаётся только сказать, что игроки должны следить за двумя вещами: чтобы ни в какой момент на руках не было карт сверх положенного лимита (по умолчанию три), и чтобы мельница с рыцарем своевременно переходили из рук в руки согласно текущей ситуации.

Как ни странно, комментариев требует добор карт в руку. Дело в том, что доступные карточки хранятся в виде нескольких независимых стопок, содержимое которых при определённых условиях можно смотреть. Так что хорошая память (где что лежит) играет весьма важную роль…

Игра заканчивается немедленно, как только кто-то из игроков набирает 12 победных очков — он, соответственно, и будет победителем. Очки считаются по специальным символам на карточках, плюс бонус от рыцаря и мельницы. Начальные владения — это 2 очка, и пока у игрока не появится третье, играть события он не может.

На русский язык игра локализована «Смартом», и сделано это вполне прилично. Нарекания вызывает лишь традиционная гигантомания коробки и отсутствие локализованных дополнений. Со вторым, увы, ничего не поделаешь… а штатную коробку можно выбросить, и все компоненты отлично влезут в стандартный декбокс для ККИ (разве что правила туда не поместятся). Следует, впрочем, иметь в виду: такая компактность хранения никоим образом не означает низкие требования к игровому пространству — место для игры таки требуется немаленькое…

А теперь можно итожить по традиционной схеме.

Достоинства игры :

  • Очень приличная адаптация традиционных «Колонизаторов» для двух участников (напомню, что «классика» требует 3-4 игроков, а вариант «на кубиках» вдвоём хоть и играется, но шибко рандомен и как-то несерьёзен).
  • Очень прозрачные правила, которые (как показывает опыт) легко объясняются и без всяких трудностей усваиваются новичками.
  • Практически отсутствует даунтайм: на чужом ходу всё равно происходят события, производятся ресурсы и идёт торговля.

Недостатки игры :

Игра Клауса Тойбера «Die Siedler von Catan», посвящённая освоению острова Катан, была переведена на многие языки и пользуется неизменной популярностью в самых разных странах (англоязычный вариант игры называется «The Settlers»). За время своего существования настольная игра Колонизаторы успела стать лауреатом множества наград, в том числе завоевав в разные годы звания «Лучшая игра Германии», «Лучшая игра США» и «Лучшая игра России». В России игра издаётся под названием «Колонизаторы», весной 2011 года к нам поступило уже 5 переиздание этой игры!

В Колонизаторах игрокам предстоит выступить в роли первых поселенцев , осваивающих недавно открытый остров – Катан. При этом целью игры отнюдь не является «уничтожение» противников – ваша задача быстрее других развивать свою колонию, так как победа достаётся игроку, первым набравшему 12 победных очков. В свою очередь, очки начисляются за строительство поселений, городов, за создание самой длинной дороги и специальных «культурных строений», а также за мобилизацию самой большой армии... Игрок, быстрее всех освоивший остров, и становится правителем Катана.

Действие игры разворачивается на поле, составленном из шестигранников (гексов). Использование составного поля позволяет каждой партии проходить на новом, неповторимом ландшафте. Все гексы суши (за исключением Пустыни) производят те или иные ресурсы: кирпич, дерево, зерно, шерсть, руду. Эти ресурсы необходимы для строительства объектов или приобретения карт развития. На лесных гексах можно добывать древесину, на пастбищах - выращивать овец для получения шерсти, в холмах – добывать глину для кирпичей и так далее... Для того чтобы получить необходимые для развития ресурсы, игроки строят поселения и города на границах соответствующих гексов. Но не всё так просто, ресурсы «производятся» соответствующими гексами только если при броске кубиков в начале хода каждого игрока выпадает число, соответствующее данному гексу. Таким образом, бесперебойное получение ресурсов зависит как от грамотной расстановки своих поселений, так и от удачи.

Необходимость в определённых видах ресурсов меняется по ходу игры . Сначала наибольшим спросом пользуются древесина и кирпич для строительства дорог, а также зерно и овцы для основания поселений и скорейшего расширения зоны своего влияния (количества гексов, с которых можно собирать ресурсы для дальнейшего развития). Чуть позже жизненно важной становится руда, необходимая для создания городов. Именно поэтому очень важно не просто занять «самое выгодное положение» своими поселениями в начальный момент игры, но и продумать план развития на будущее – какие ресурсы скоро будут необходимы, и в каком направлении надо развивать сеть своих поселений и городов.

К счастью, в игре есть возможность торговли ресурсами, как между самими игроками, так и с «заморскими торговцами» (правда уже по более грабительскому курсу). Например, если у вас переизбыток шерсти, вы всегда можете её поменять по курсу 4:1 на кирпич. Однако, проложив путь к той или иной гавани, можно добиться торговых преимуществ и получить возможность обменивать избыточные ресурсы в пропорции 3:1 или 2:1. Но самое оптимальное – суметь договориться с другими игроками об обмене – это самая выигрышная стратегия, т.к. помогая другим, вы в первую очередь помогаете себе:)

Есть в Колонизаторах и возможность напакостить своим соседям по острову , используя специальную фишку разбойников, которая блокирует производство ресурсов тем гексом, на котором стоит. При определённом числе, выпадающем при броске кубика, игрок должен передвинуть фишку разбойника на любой другой гекс. И, конечно, это будет не «свой» гекс;) Спастись от действия разбойников можно только применив карту рыцаря (что тоже требует ресурсов), зато, собрав много рыцарей, можно стать обладателем самой большой армии, а значит получить дополнительные победные очки.

Настольная игра Колонизаторы интуитивно понятна и очень увлекательна , хотя, конечно же, не обойдётся без внимательного изучения правил. Для начала советуем попробовать готовую расстановку гексов и поселений «для начинающих», на которой исходные возможности игроков сбалансированы (эта расстановка приведена в правилах Колонизаторов). Потом можно самим расставить гексы суши и тем самым сформировать собственную карту острова, а также самостоятельно разместить свои стартовые поселения (тут уже потребуется существенная работа мысли – ведь начальная расстановка во многом влияет на будущее развитие). И, напоследок, можно гекс Пустыня, который в первоначальном раскладе ничего не добавлял к игре, заменить гексом Джунгли, применив соответствующие дополнительные правила – в игре с Джунглями вас ждут открытия, которые можно обменять на карты развития.

В целом игра не самая быстрая и каждый ход требует времени на обдумывание, но поскольку количество игроков 3-4, ощущения «затянутости» не возникает. Все компоненты игры очень качественно выполнены: и гексы, и карты, и поселения и города. Большие красочные правила помогут разобраться во всех тонкостях игры. Колонизаторы – это определённо не одноразовая игра и процесс освоения острова Катан доставит участникам массу удовольствия... не зря всё-таки Колонизаторы пользуются такой популярностью! :) С правилами настольной игры Колонизаторы можно ознакомиться на сайте Игроведа.

Мир вокруг острова Катан очень разнообразен, и это нашло отражение в многочисленных дополнениях к базовой игре Колонизаторы .

  • Колонизаторы: Мореходы – новые гексы суши и моря, корабли и пиратский флот. 9 сценариев предлагают различное расположение островов, а значит каждый раз новые цели и стратегии.

Игра «Колонизаторы» была придумана всего в 1994 году Клаусом Тойбером , начала выпускаться в Германии и уже через год получила звание «Игра года». Аналогичная награда ожидала англоязычную версию «Колонизаторов» в 1996 в США. Позже игра была перенесена и в электронный вид.

Игровое поле состоит из шестиугольных сегментов – гексов. Из них на леса, пастбища и пашни приходится по 4 гекса, на холмы и горы – по три гекса, и еще один гекс приходится на пустыню. Эти 19 сегментов выкладываются в один большой шестиугольник (3-4-5-4-3), и окружаются сегментами моря (их 6 штук, на которые приходится 9 гаваней). Вот и возник остров Катан, который вам необходимо колонизировать.

На все гексы раскладывают номерные фишки (18 штук), которые помогут в добыче ресурсов (дерево, камень, глина, пшеница или овцы), а на гекс пустыни ставится фигура Разбойника.

Игра готова к началу.

Еще в набор входят:

Собственно карты ресурсов (по 19 штук каждого вида),

25 карт развития (Рыцарь, Прорыв, Победные очки),

2 особые карты (Самая большая армия и Самый длинный торговый путь),

4 карты стоимости строительства,

Игровые фишки разных цветов (20 поселений, 60 дорог, 16 городов),

2 кубика,

Правила игры.

Эта игра рассчитана на 3-4 игроков, но существуют дополнение и для 5-6 игроков. Они расширяют остров, и добавляют необходимые фишки.

Смысл игры в том, чтобы получить 10 победных очков .

С помощью Разбойника можно заблокировать добычу ресурсов на чужом гексе, или просто утащить дневную норму (карту ресурса).

Рыцари защищают ваши земли от бандитов, а если у вас Самая большая армия, то это принесет вам два победных очка.

Еще 2 победных очка принесет Самая длинная дорога – из пяти элементов – которая вьется по стыкам гексов от Поселения к Поселению (еще по 1 очку за каждое), а если те вырастут до Города, то будут приносить уже по 2 победных очка. Но существует ограничение – вы можете построить только 4 города.

Порты позволяют обмениваться ресурсами с другими игроками.

Из стопки Карт Развития кроме Рыцарей можно добыть еще множество полезных вещей – Новая дорога (+2 секции дороги), Изобретение (дает 2 единицы необходимых вам ресурсов), Монополия (можно просто отобрать у всех игроков этот самый ресурс), Университет (очки победы в чистом виде). Причем игрок совсем не обязан сразу же раскрывать выпавшую ему карту, и в самый важный момент просто вырвать победу.

Ход состоит из двух фаз:

Первая – бросок кубиков – определяет, какой ресурс игрок добывает на этом ходу – построенные на гексах с жетоном, на котором изображено число, выпавшее на кубиках, поселения и города приносят игроку ресурсы – Поселение – 1 единицу, Город – 2. В игре может быть как и страшный дефицит какого-то из ресурсов, так и переизбыток оного.

В случае выпадения семи очков в игру вступает Разбойник.

Вторая фаза – Строительство.

Все постройки и Карты Развития покупаются за добываемые ресурсы:

Поселение – за единицу дерева, глины, овцы и пшеницы;

Дорога – за единицу дерева и глины;

Город – две единицы пшеницы и три единицы камня;

Карта Развития – единица пшеницы, камня и овцы,

Игра имеет несколько дополнений, делающих ее еще более захватывающей и интересной. Они не являются отдельными и самостоятельными играми – в них можно играть только при наличии основной игры.
- Расширение на 5-6 человек.
Это дополнительный набор гексов Суши и Моря, необходимые наборы фишек для двух дополнительных игроков и дополнительные карты развития. Чтобы сделать игру более динамичной для ожидающих своего хода игроков, в этом дополнении им позволяется строить, покупать карты развития и торговать – но только с игроком, чей ход только что прошел. Играть карты развития или торговать друг с другом им нельзя.

К сожалению, в России они встречаются гораздо реже чем инструкции, как сделать из двух базовых наборов один расширенный.

- Джунгли
В настоящее время это расширение входит в большую часть базовых версий «Колонизаторов».

Гекс Пустыни заменяется на гекс «Джунглей», которые можно исследовать. На него так же кладется жетон с числом, как и на другие гексы. В случае выпадения на кубиках этого числа, игроки, обладающие поселениями и городами на границах этого гекса, получают Открытия: за поселение – по одному, за город – по два.

К сожалению, фишек или карточек Открытий в наборе не предусмотрено, и их приходится заменять монетами или пуговицами. Разбойники не смогут похитить их, а игроки – забрать с Помощью Монополии или получить с помощью Изобретения, или обменять. Зато их можно использовать при покупке карт развития, заменив «Открытием» один из ресурсов.

- Большая река
Теперь это дополнение тоже обычно входит в базовые версии игры.

Во время создания острова гексы Камня, Дерева и Пустыни заменяются на тройную карту «Река», состоящую из Горы, леса, и золотого прииска.

На начало игры строить Поселения на берегу Реки запрещается, но их постройка на Прииске принесет игроку дополнительные очки.

- Мореходы
Добавляет новые гексы Моря (19) и Суши (11), позволяющие строить небольшие островки на некотором удалении от Катана. Чтобы доплыть до него, игроку придется выстроить «дорогу» из своих кораблей (всего 60), и уберечь их от пиратов, которых изображает откровенно жалкая фигурка на плоту.

Кроме этого в дополнение входит 10 гаваней и правила с описаниями дополнительных сюжетных линий.

- Города и Рыцари
В этом расширении игроки смогут развивать свои города в трех направлениях – Политика, Торговля или Наука, надстраивая им рыночные площади, крепостные стены, акведуки, университеты. Построив улучшение четвертого уровня, игрок может сделать свой город Столицей – научной, политической или торговой, и таким образом получить сразу 4 победных очка.В игру вводятся новые карты ресурсов – Товары, которые и тратятся на городские улучшения и здания, которые в свою очередь позволяют получать дополнительные карточки развития.

Однако чем больше растут города, тем больше шансов, что на них позарятся воинственные варвары, поэтому игрокам необходимо вкладывать средства и в содержание рыцарей и модернизацию их снаряжения.

Игрок, выставивший в день нападения варваров самую сильную армию, получит дополнительное Очко Победы «Спаситель Катана».

В этом расширении для победы необходимо 13 очков.

- Купцы и варвары
Это расширение содержит три новых сценария колонизации Катана, в которых игрокам предстоит строить новые дороги и поселения, торговать с пустынными жителями и оборонять свои княжества от разбойников.

Для всех расширений имеются любительские перерисовки и без того довольно красочной полиграфии.

Стратегия этой игры состоит не только в том, как правильно расставить фишки – в этом плане возможных комбинаций великое множество, - но и в том, чтобы взаимодействовать с другими игроками – обмениваться ресурсами, заключать соглашения, блефовать… «Колонизаторы» долго не наскучат вам, тем более, что существуют они не только в виде классической настольной версии.

КАРТОЧНАЯ ВЕРСИЯ

Этот вариант игры, рассчитанной всего на двоих игроков, разработан Клаусом Тойбергом в 1996 году. Он схож дизайном и сюжетом с оригинальной версией, но серьезно отличается правилами.

Например, кроме того, чтобы развивать собственные владения, игрок может и навредить сопернику – поджечь его здания, или послать на поля Черного Рыцаря, лишая ресурсов.

Многое тут зависит от удачи, но многое остается и на ум и расчетливость игроков.

Впрочем, об этом варианте уже рассказывалось в разделе, а я лишь перечислю дополнения этой игры:

 
Статьи по теме:
Планеты солнечной системы
Cookies are short reports that are sent and stored on the hard drive of the user"s computer through your browser when it connects to a web. Cookies can be used to collect and store user data while connected to provide you the requested services and someti
Висячие сады семирамиды - сооружение навуходоносора в вавилоне
Висячие сады Семирамиды находились на территории древнего Вавилона. Создание этого чуда света раньше связывали с царицей Семирамидой. В настоящее же время считается, что сооружением этого чуда технической мысли занимался царь Вавилона Навуходоносор II. П
Бойтесь данайцев, дары приносящих Бойтесь данайцев дары приносящих смысл
см. Боюсь данайцев, даже дары приносящих. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 . Смотреть что такое "Бойтесь данайцев, дары приносящих" в других словарях: Данайцы - (греч. Danaoi) древнейшее
Медики и СМИ — о здоровье Клинтон
Продолжаем интересный разговор о психо-физическом состоянии будущей предполагаемой обитательницы Белого Дома. Началао: Прежде всего - почему я привязалась к бедной старушке? Жестоко и нехорошо смеяться над больными людьми, разглядывать в лупу их симптомы.