Толкования на Мф. Евангелие

Иная притча следует за притчей о десяти девах, которая также призывает нас быть бдительными в нашем служении Господу. Вся 25 глава посвящена этой важной теме. Третья притча – это притча о талантах. Давайте прочтем, начиная с окончания притчи о десяти девах.

Матфея 25:13-15:
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился».

Слово «ибо», которое я выделил жирным шрифтом, является связующим звеном между притчами о талантах и десяти девах, которое продолжает тему о нашей бдительности, потому что мы не знаем ни дня, ни часа пришествия нашего Господа. Иисус повествует о хозяине, который раздал разное количество талантов своим слугам, «каждому по его силе». Каждому Божьему служителю даются дары и таланты, которые должны быть использованы по Его замыслу. Это Его таланты и они раздаются по Его усмотрению. Каждый служитель получает разное количество даров и талантов. Один получил пять талантов, другой – два, а иной – один. Определяющим фактором, как должны быть розданы таланты, является индивидуальная способность каждого служителя приумножить полученные дары. Прочитаем, как же слуги господина распорядились доверенными им талантами.

Матфея 25:16-18:
«Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего ».

Первые два раба сделали с талантами то, что и ожидалось от них: они пошли и умножили доверенное им. Однако третий раб пошел и закопал доверенный ему талант. Обратите внимание, что он не расточил серебро своего господина. Он не потерял его. Он просто ничего не сделал с ним. Другими словами, он не принес плода для своего господина. Давайте посмотрим на реакцию господина.

Матфея 25:19-30:
«По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! Пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел также и получивший два таланта и сказал: «Господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». Господин его сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Господин же его сказал ему в ответ: «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Первые два раба получили вознаграждение за то, что умножили имущество своего господина. Третьего же раба он назвал лукавым и ленивым. Этот раб ничего не сделал. Он не навредил, но и не сделал ничего хорошего. Он был бесполезным. Каким был конец «бесплодного» раба? В последнем стихе притчи написано:

«Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Недавно я смотрел детский мультфильм, снятый по мотивам этой притчи. Его создатели решили изменить сюжетную линию в отношении судьбы третьего раба. Поэтому, вместо слов господина, сказанных ленивому слуге, два другие раба поделились с ним тем, что сами заработали, чтобы в итоге «все были счастливы». Очевидно, что не всем комфортно слышать слова Иисуса Христа. Поэтому, они решили их изменить. Не будем следовать их примеру. Давайте откликнемся на призыв о бдительности, звучащий в этой притче.

Воля Божья состоит в том, чтобы мы приносили плод, несмотря на то, что мы можем допускать ошибки и терпеть неудачи в нашем хождении с Богом. Это является нашей обязанностью, как христианина, а не предложением на выбор: если человек желает это сделать, то пусть делает, а если нет желания, то и не нужно этого делать. Он только упустит несколько наград, а так все в порядке, ведь он когда-то поверил Слову Божьему, а этого достаточно для Божьего Царства. Это не совсем верная точка зрения. Слово Божье, наоборот, призывает нас исполнять волю Бога, невзирая на свои ошибки и неудачи, а не просто слышать Его. Иаков говорит нам:

Иакова 1:22-25:
«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но и исполнителем дела, блажен будет в своем действовании».

В Матфея 7:21-27 Господь прямо говорит:
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их , уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их , уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ». Не достаточно ли прямо сказано? Повторюсь, это не означает, что мы безукоризненны в нашем хождении с Богом. Это означает, что мы с терпением проходим «предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1-2). Мы, следуя за Иисусом, стараемся исполнять Божью волю и, тем самым, приносить желанный плод. Силою Христа мы можем это делать, несмотря на все свои ошибки. Кому-то было предназначено пять талантов, кому-то – два. Господь не осуждает того, кому было дано два таланта, за то, что он приобрел на них только два других таланта, а не пять новых, например. Наоборот, Господь похвалил его, потому что он принес плод в соответствии с тем, что ему было вверено. Однако тот, кто не принес никакого плода, был осужден. Он, вместо служения Господу, служил другим господам (мы всегда кому-то служим). Его поступки повлекли за собой тяжелые последствия.

Талант, как выдающиеся способности в какой-либо области, есть у каждого человека. Это одаренность может быть раскрыта через личностной рост, а может так и остаться невостребованным потенциалом. Реализуя свой талант, человек способен оригинально решать банальные задачи, т.е. уходить от штампов, улучшая свое качество жизни. Он способен творить по законам гармонии, ощущая эту гармонию в себе. Талантливый человек - это зрячий среди слепых, т.к. он лучше других слышит свою Душу, потому что талант - это механизм природы для раскрытия Души человека и его личностного роста. Технологию раскрытия таланта мы рассматривали в статье «Природа таланта» . Именно поэтому только талантливая работа оправдывает нашу жизнь на Земле, т.к. она изначально запрограммирована в каждом человеке, чтобы слышать и изучать язык Души.

Предлагаю Вашему вниманию притчу о таланте, где очень показательно отношение к своему таланту и, как следствие, - разный результат. Надо через личностной рост развивать свой талант, т.к. он дан человеку по судьбе и не зависит от возраста. Это подарок Бога!

Притча о таланте

Жил некогда господин, который, отправляясь в длительное путешествие в чужую страну, призвал всех своих доверенных слуг и поручил им все свое имение. Одному он дал пять талантов, другому - два, а третьему - один. Так каждому из достойных управляющих было доверено имение по их способностям; и после этого он отправился в путешествие. Когда их господин уехал, слуги принялись за работу, чтобы получить прибыль на вверенное им богатство. Тот, кто получил пять талантов, сразу же употребил их в дело и вскоре приобрел на них еще пять талантов. Так же и тот, который получил два таланта, вскоре приобрел еще два. И все остальные слуги получили прибыль для своего хозяина, кроме того, у кого был только один талант. Он ушел и закопал его в землю, скрыв деньги своего господина. Вскоре господин этих слуг неожиданно вернулся и призвал своих управляющих для отчета. И когда они были призваны к своему господину, тот, кто получил пять талантов, пришел к нему с доверенными ему деньгами и принес пять других талантов, говоря:

Господин! Ты дал мне пять талантов, чтобы я пустил их в дело, и я с радостью отдаю тебе еще пять талантов в качестве прибыли.

И тогда господин сказал ему:

Хорошо. Ты хороший и верный слуга, ты был верен в малом; теперь поставлю тебя над многим; раздели со мной мою радость.

Затем тот, кто получил два таланта, подошел и сказал:

Господин, ты поручил мне два таланта; вот еще два таланта, которые я заработал.

И тогда его господин сказал ему:

Хорошо. Ты хороший, верный слуга; ты тоже был верен в малом, и теперь я поставлю тебя над многим; раздели со мной мою радость.

Пришел отчитываться и тот слуга, который получил один талант. Он подошел и сказал:

Господин! Я знал тебя и видел, что ты хитрый человек, ожидающий прибылей там, где сам не трудишься; поэтому я боялся рисковать даже малой долей того, что ты доверил мне. Я надежно спрятал свой талант в землю; вот он; теперь у тебя есть твое.

Но его господин ответил:

Нерадивый и ленивый слуга! Ты сам признаешься в том, что знал: я потребую от тебя отчета и разумной прибыли, подобно той, которую принесли сегодня другие, усердные слуги. Зная это, ты должен был хотя бы пустить мои деньги в оборот, чтобы по возвращении я получил свое с процентами. И затем этот господин сказал своему управляющему:

Возьми талант у этого никчемного слуги и отдай тому, у кого десять талантов.

Всякий, кто развивает свой талант, получит еще больше; у того же, кто закапывает его в землю, - будет отнято и то, что он имеет.


( Евангелия от Матфея 25:14-30)

14 . Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15 . и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 . Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17 . точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 . получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19 . По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20 . И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21 .

22 . Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23 . Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24 . Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25 . и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26 . Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27 . посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28 . итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29 . ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет;

30 . а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!


Истолкование:

Притча о талантах - одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея, и рассказывающая о втором пришествии Христа.Давайте сначала я объясню, что означают образы в притче.

У притче господин, отправляющийся в дальнюю страну, это Иисус Христос, который «должен уйти в „дальнюю страну" - на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей, чтобы воздать каждому по делам ». Под рабами подразумевают учеников и последователей Христа, которым Дух Святойдает разнообразные дарования и внешние блага.

Страх «лукавого раба» - это страх человека перед Божьим судом, а его поступок - следствие неверия в то, что делами своими и приумножением даров, данных отГоспода, можно «войти в радость господина», т. е. в Царствие Небесное. Заметьте, что Господин дал таланты своим рабам не одинаково. И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. ( Евангелия от Матфея25:15). Господин не дал каждому рабу один талант. Он наперед знал возможности своих рабов. Каждый из рабов получил свой талант в зависимости от его силы. Было дано время рабам, употребить свой талант в дело, чтобы приобрести большее.

Что же означает талант в притче? Талант соответствовал шестидесяти минам. Мина равнялась ста динариям: талант - самая крупная весовая и денежно-счетная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии и других областей Малой Азии.

В наше время слово «талант», употребляется в значении -выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области» и является синонимом «дара Божьего».

Под «имеющим» следует понимать человека с творческой жилкой, того, кто умеет правильно распорядиться данным ему богатством, создавая на его основе новое богатство.

Таланты в притче обозначают совокупность всех благ,данных Богом человеку. Материальные таланты - это богатство, благоприятные жизненные условия, общественное положение, хорошее здоровье, успех в работе. Душевные таланты - это светлый ум, хорошая память, различные способности к искусству и прикладному труду, дар красноречия, мужество, чуткость, сострадательность и многие другие качества, которые заложены в нас Творцом. Есть еще духовные таланты. Некоторые из них Апостол Павел перечисляет в первом своем послании к Коринфянам: «Каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков" (1 Кор. 12:7-10) . Духовные таланты есть болееважными для людей. Потому что материальные блага есть временные. Материальные блага не смогут спасти человека. В библии сказано, что земля и все дела на ней сгорят. Также в библии написано, что какая польза человеку,если он преобретет весь мир, а душу свою погубит. Духовные таланты Бог дает верным Ему. Но свой талант нам не нужно закапывать, это очень не разумно так поступать. Для того, чтобы иметь пользу с таланта человеку нужно использовать свой талант в оборот. Свой талант нужно развиватьи правильно использовать. Дорогой читатель, если Бог дал тебе талант, то используй его правильно. Каждый член церкви, составляет одно тело Иисуса Христа. А тело Иисуса Христа это есть церковь. Прибавим к этому дар молитвы, дар увещания, дар справедливого управления и т. д. Даров много - всех не перечислишь. Все эти дары Господь даёт Своим последователям на их собственную пользу, и на пользу других. Членов много, и они все выполняют разные функции. Иисус Христос обращается сначала к своим ученикам. Готовясь оставить этот мир, Христос поручил ученикам Своим, как двенадцати Апостолам, так и прочим, продолжать Его дело и заботиться о своем личном спасение и спасении других. Для того, чтобы Его последователи могли успешно трудиться, Он дал им необходимые духовные дарования - таланты, каждому по его силе. Как мы видели в притче о минах, духовная сила человека определяется тем, насколько он научился побеждать свою волю и творить волю Божию. Кто стяжал большую силу, тот получает и большие дарования. Иначе говоря. Господь раздаёт Свои дарования сообразно числу приобретённых человеком мин. Затем Христос оставил этот мир.

Если у тебя есть дар исцеления, то исцеляй. Если у тебя есть дар пророчества, то пророчествуй. Получив, например, дар молитвы, мы должны усердно молиться за себя и за других; получив дар учения, мы должны просвещать других, и т.д. Апостол Павел пишет: «По данной нам благодати, имеем различные дарования... имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли; увещевай, раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с добрым изволением» (Рим. 12:6-8) . Если мы поступим по совету Апостола, мы можем быть уверены, что таланты наши умножатся. Так поступили упоминаемые в притче верные рабы.

Эта притча есть актуальное в наше время. Иисус Христосдал нам таланты. Рабами Господа являемся я и ты дорогой читатель. Я считаю, что рабами являются в первую очередь служителя, пастыри, проповедники идиаконы в церкви. Именно им, Бог поручил такое нелегкое служение. Мы должны использовать таланты, данные Богом. Чем больше даров в церкви, тем богаче, она становиться пред Богом. Иисус Христос дает нам с вами время использовать таланты дарованные Богом в оборот. Посмотрите внимательно, Господин в притче, уехал в далекую страну на некоторое время. Так само и Иисус Христос возвратился к Своему Отцу. Но придет время, Он придет на землю второй раз не как искупитель, а как строгий судья. И придя на землю второй раз, каждого раба спросит о том, как он жил на земле. Жил для себя, или для Бога? Делал добрые дела или плохие. Умножившие свои таланты получат похвалу, а «раб лукавый и ленивый» будет наказан исключением из царства Мессии. Каждый из рабов, получает соответственно своим делам награду. Какими мы являемся рабами пред Богом? Ленивыми или верными рабами? Если мы хотим жить вечно с Богом, мы должны делать добрые дела, спасать окружающих людей. Все апостолы Иисуса Христа исполняли волю Бога. Апостолы благовествовали о Иисусе Христе, исцеляли больных, делали разные чудеса, были твердыми в вере.

Не надо думать, что всё это относится только к Апостолам и прочим непосредственным ученикам Христа. И по сей день Господь раздаёт духовные дарования преемникам Апостолов, - пастырям Церкви, да и всем вообще верующим в Него христианам, имеющим хотя бы малое желание послужить Ему. Бог ищет верных людей, которым можно доверить: одному пять талантов, другому два таланта, а иному один талант.Мы все передБогом, как дети, все разные. Одним можно доверить малое, другим большое. Я уверен, что Бог каждому человеку дает, как минимум один талант.

Друзья не закапывайте свои таланты, умножайте их! За это получите награду – Царство Небесное.


картинки к притче "о талантах"


Сын человеческий, сказал Господь поступит на страшном суде, как один господин, который, отправляясь в далекую страну, поручил рабам своим имение свое. Одному рабу дал он пять талантов, другому рабу он дал два таланта, а третьему – один. Господин этот был мудр и раздал свои деньги рабам, соображаясь с их способностями. Во время его отсутвия первый работал, трудился, торговал на данные ему деньги и таким образом приобрел еще пять талантов; тот, который получил два таланта, сделал также и выработал другие два; но получивший один талант пошел и зарыл его в землю. Наконец возвратился господин и потребовал у рабов своих отчета в деньгах, которые он им оставил.

Первый, получивший пять талантов, принес другие пять талантов и сказал: «Господин? пять талантов ты дал мне; вот другие пять я приобрел на них». Господин сказал ему: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был вреден; над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Точно также и получивший два таланта принес другие два, приобретенные его трудом, и услышал от господина такую же похвалу.

Подошел и получивший один талант и сказал: «Господин! Я знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в землю; вот тебе твое». Лукавый раб и лени вый! – Сказал ему господин. Если ты боялся меня, то зачем не торговал, не трудился и не принес мне другого таланта? Тогда бы я получил добро свое с прибылью». Потом он обратился к другим рабам и сказал: «Возьмите у него талант и дайте тому у которого их десять; а этого злого раба бросьте туда, где вечный плач и скрежет зубов».

В этой притче Иисус Христос сравнивает Себя с господином. Кто же рабы? Это – все мы. Деньги, которые раздал господин рабам своим, все те качества и способности, которые дает нам Господь: ум, память, силы души и тела, здоровье, богатство. Все это мы должны употреблять на добрые дела для исполнения вили Божьей. Мы не должны зарывать своего таланта в землю, то есть не должны губить способности и силы наши в лености и грешных удовольствиях. А сколько людей, которые так поступают? Сколько детей, которые имеют все средства к учению, а ленивы и невнимательны, которые могли бы быть благочестивыми и добрыми, а ведут себя дурно! Сколько взрослых, которые могли бы угодить Богу, помогая своим семействам, и которые губят в грехах и ум, и здоровье, и время! Сколько богатых, которые во зло употребляют свое богатство! Как страшно подумать о наказании, которое ожидает ленивых и неверных рабов! Но пока еще не настал час смерти нашей, каждый из нас может исправиться. Твердо решимся начать добродетельную жизнь, попросим Бога помочь нам положить начало благое и будем возбуждать сердца наши сливами церковной песни: «Скрывшего талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай ело весе Божье, возвещай».


Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.

Евангельская притча о талантах в жизни и творчестве В.Ф. Одоевского

Князь Владимир Федорович Одоевский (1804-1869) один из виднейших деятелей русской культуры и образованнейших людей своего времени. Вся жизнь и деятельность его были посвящены служению Родине, её культуре, науке , обществу. «Смеются надо мною, что я всегда занят! Вы не знаете, господа, сколько дела на сем свете; надобно вывести на свет те поэтические мысли, которые являются мне и преследуют меня; <…> надобно двигать вперед науку; надобно выкачивать из-под праха веков ее сокровища. Там юноши не знают прямой дороги, здесь старики тянут в болото, надобно ободрить первых, вразумить других. Вот сколько дела!» восклицал Одоевский в конце жизни.

Будучи потомком исторического рода, восходящего к легендарному варягу Рюрику, и происходя по прямой линии от святого мученика князя Михаила Всеволодовича Черниговского, Одоевский, по словам В.А Соллогуба, «стоял во главе всего русского дворянства» . Современники называли князя «Monmorancy russe (Русский Монморанси)» . Сам Одоевский относился к историческому имени, прежде всего, как к тяжелой ответственности и «избрал путь неустанного, необходимо-полезного служения обществу на любом поприще, какое бы ни предложила ему судьба, <…> невзирая на насмешки, ропот недоумения, или даже негодование “толпы”» .

Жизненный путь Одоевского — писателя-философа, государственного деятеля, ученого, — могущий показаться лёгким и успешным при беглом взгляде, предстает в ином свете после знакомства с произведениями, особенно дневниками, писателя. Одоевский жил напряженной внутренней жизнью, находясь в беспрестанном поиске решений как вечных, «проклятых» вопросов человечества, так и злободневных социальных и государственных задач.

Одоевский оберегал свой внутренний мир от посторонних взглядов и скрывал сокровенные мысли под маской чудака-мистика и ученого-философа. Вместе с тем определяющее значение в мировоззрении писателя имели Библия, прежде всего Евангелие, и учение святых отцов Православной церкви. О знакомстве Одоевского со святоотеческими трудами, собранными Паисием Величковским в четырёхтомном издании «Добротолюбие», и об их влиянии на него свидетельствует сам писатель в письме к Е.П. Ростопчиной: «Может быть, в Воронеже Вы отыщите книгу под названием «Добротолюбие» <…>. В ней вы найдёте много высокого, отрадного, поэтического — много такого, перед чем исчезнут все ребяческие мнения английских и французских так называемых философов» . «Лучшей» книгой называет он Библию, в которой содержится «все нужное для жизни человека, особливо в Новом Завете, который яснее Ветхого, ибо к символам первого надобно иметь некоторую привычку» .

Одной из важнейших и мироустрояющих новозаветных притч была для Одоевского притча о талантах. В дневнике 1842 года он пишет: «Не уж ли крест мой — жить в вечном вопросе! перерыть все, что позволяли силы, и не шагнуть вдаль ни пяди; видеть вечное столкновение должностей противоречащих, быть уверенным, что должно отдать свой талант в куплю и удвоить его и между тем беспрестанно бояться растратить его даром, страшиться каждого наслаждения и между тем не находить никакого, которое бы удовлетворяло моему духу. О! узок путь твой, Невыразимый!» .

Одоевского — человека богато и разносторонне одаренного — глубоко мучил вопрос о том, в чем же состоит истинное служение Богу и людям. Согласно святоотеческому толкованию притчи о талантах, в ней речь идет, прежде всего, о восхождении человека по духовной лестнице. Но подобное самосовершенствование невозможно вне деятельной жизни: «Нельзя жить без труда, и никто не венчается без подвига» , — говорили преподобные Варсануфий и Иоанн.

Своим долгом как дворянина, человека образованного и облеченного определенным влиянием Одоевский считал мирское служение людям. «Если бы я не почитал грехом оставить свое призвание в этой жизни и своевольно переменить данное Провидением, то давно бы бросился в какой-нибудь монастырь или пустынь <…>» — писал он в том же дневнике 1842 года. Однако в чем же состоит истинное служение человечеству: в поэзии искусства или в прозе жизни, то есть в литературе или же в государственной и общественной работе? Этот вопрос мучил Одоевского на протяжении не одного десятилетия и не раз отразился в творчестве писателя.

Отношение Одоевского к литературной деятельности в конкретных исторических условиях правления Николая I было сложным и неоднозначным. В «Петербургских письмах», опубликованных в 1835 г., Вячеслав, стремясь быть истинно полезным своему Отечеству, едва ли не с досадой говорит об одолевающем его «бесе поэзии», вопреки которому он «твердо решился оставить литературу» , так как хочет «служить — и служить в полном смысле этого слова». «Толкуй мне что хочешь про почтенное высокое звание поэта, ученого, про его обширный круг действия — все это справедливо, да не у нас, — пишет Вячеслав другу. — Что у нас Литература? — Ведь охота же писать для тех, которые ничего не читают. Будь хоть семи пядей во лбу — твое сочинение не перейдет за круг твоих приятелей, и тех еще надобно заставить тебя слушать или подарить им по экземпляру; у нас нет врожденного, непроизвольного стремления к просвещению» . Размышления Вячеслава носили глубоко автобиографический характер: в 1826 году Одоевский тоже попытался избавиться от «беса поэзии» и посвятить себя государственной службе. Но сделать это ему удалось только двадцать лет спустя.

Однако же, если Вячеславу государственная служба кажется важнее литературы, то для коллекционера из «Себастияна Баха» история творчески одаренного семейства Бахов представляется много выше политической истории целого народа: «Здесь идет дело не о спорах удельных князьков за дюжину деревянных избушек, не о куньих мордках, но многочисленном семействе, в продолжение нескольких поколений сохранившем поэтическое чувство» , — высокомерно заявляет он своим слушателям. Зачастую путем к обретению гармонии, своеобразным служением Богу и людям для одаренных героев Одоевского становится искусство. Великие композиторы из повестей «Последний квартет Бетховена» и «Себастиян Бах» наделены даром выражать «невыразимое» (курсив В.Ф. Одоевского), пробуждать в слушателях сокровенные чувства, «в храме Господнем возвышать души христиан духовною музыкою» .

Совсем иной образ художника предстает в повести Opere del Cavaliere Giambattista Piranesi [Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези]. Особую роль в её понимании играет эпиграф (снятый в «Русских ночах»): «Этот артист, не найдя применения редким талантам, которыми он был одарен, увлекался тем, что рисовал воображаемые здания, громоздил строения на строения и изображал архитектурные массы, для возведения которых были бы недостаточны труды многих веков и доходы нескольких царств» . Главная вина (и беда) Пиранези заключается в том, что он, увлечённый жаждой славы и земного бессмертия, ослеплённый грандиозными, исполненными гордыни замыслами, направленными не на преображение и улучшение мира, а на его переделывание, губит свои таланты, «закапывает их в землю» (Мф. 25:18). Пиранези ставит себя над миром и над законом, стремится не к созиданию Божьего храма, но к возведению Вавилонской башни.

«Русским Пиранези» назвал Одоевский в рукописи повесть «Бригадир», что играет немалую роль в понимании этого произведения и усиливает мотив пусто прожитой жизни, главный грех которой заключается в презрении даров, данных Богом, в том, что человек, погружаясь в животный сон или предаваясь страстям, зарывает свои таланты в землю.

Бригадир, пусто, в беспамятстве изживший жизнь и только на смертном одре внезапно прозревший, претерпевает невыносимые муки: «<…> страшная судорога потрясла мои нервы, и как завеса упала с глаз моих. Все, что тревожит душу человека, одаренного сильною деятельностию, <…> запылало в голове моей; предо мною раскрылась бездна любви и человеческого самосведения. Страдания целой жизни гения, неутолимые никаким наслаждением, врезались в мое сердце — и все это в ту минуту, когда был конец моей деятельности» . Страшнейшим наказанием оказывается для Бригадира прозрение, осознание своего греха: «мое все со мною!» — восклицает он в отчаянии (курсив В.Ф. Одоевского).

Человек задыхается в пустом, лишенном высшего смысла мире; он либо ищет забвения в пороке, опускаясь на дно жизни, подобно юноше из «Насмешки мертвеца», либо приспосабливается к бездушному обществу, сам становясь неотъемлемой его частью. Такую судьбу выбирают красавица из «Насмешки мертвеца» и княжна Мими из одноименной повести.

Чтобы сохранить свою личность, найти место в жизни, реализовать таланты и выполнить свое предназначение, человек должен принять настоящее «духовное сражение» , как принимает его герой повести «Сильфида». В ней мотив нереализованных возможностей и загубленных талантов получает новое развитие. Михаила Платоновича одолевают разочарование и хандра. Ни наука, ни чтение книг не могут удовлетворить его метущийся в беспорядочных поисках дух. Героя мучит сознание собственной ничтожности, то, что он «кончил свой карьер» , прожил жизнь впустую, ничего не добившись и не создав. Случайно ему в руки попадают сочинения алхимиков и кабалистов, и воображение Михаила Платоновича поражают «гигантские замыслы средневековых мудрецов, их вера в возможность достигнуть „до последних пределов человеческой силы“» . Но грубая действительность разрушает фантастические мечты героя и окончательно засасывает его в пучину житейской суеты. В этой повести Одоевский показывает хрупкость мечты и болезненность веры, зиждущихся не на прочных основах религии, но на иллюзорных, апокрифических книгах, которые способны разбудить душу человека и увлечь её в мир прекрасного, но не могут дать твёрдой, жизнестойкой опоры, просветления и покоя. Одоевский писал Е.П. Ростопчиной о различных мистических и неохристианских учениях как о том, что «изобретено людьми, которых тревожило беспокойное внутреннее чувство и которые, не следуя единому узкому пути, забрели в лабиринт безвыходный!» . Тогда как, пишет он далее, существует только «один путь к душевному спокойствию, к истинной силе, к высокому наднебесному состоянию духа <…>: Вера!» .

Жизнь была для Одоевского полем брани, на котором человека подстерегают бедствия, неизвестность, и, главное, могучий «противник, более страшный, более взыскательный, более докучливый, более недовольный — он сам » (курсив В.Ф. Одоевского). П орою в произведениях писателя появляются грустные размышления о тщете земного бытия, резко контрастирующие с его убеждением в необходимости активной деятельности и реализации своих талантов.

В «Ночи I» из «Русских ночей» Ростислава мучают мысли о несовершенстве и кажущейся абсурдности настоящего. Он с ужасом всматривается в действительность, в извечную «вражду», «смешение языков, казни без преступлений и преступления без казни», в ожидающие «на конце поприща смерть и ничтожество» . Подобные размышления невольно наводят юного романтика на мысли о тщете человеческого существования, прямо перекликаясь с вопросами Екклесиаста: «Ибо кто знает, что хорошо для человека в жизни, во все дни суетной жизни его, которые он проводит как тень? И кто скажет человеку, что будет после него под солнцем?» (Еккл. 6:12). И все же герой Одоевского находит выход — единственной, но твердой опорой оказывается для него вера в Бога и в Провидение.

К середине 1840-х годов служба, общественная и просветительская деятельность постепенно поглощают всю жизнь Одоевского. Свой уход из литературы, как и Вячеслав в «Петербургских письмах», писатель объясняет так: «В России еще нет ни отдельного пространства, ни отдельного времени для искусств. В такие эпохи отказываться от скучного, сухого дела для труда более привлекательного было бы при известной личной обстановке до некоторой степени эгоизмом, особливо теперь, когда Россия зажила новой жизнию <…>» [ 4, 517 ] . Но оставив писательскую деятельность, Одоевский продолжал живо интересоваться искусством, внимательно следил за литературой и поддерживал молодых писателей.

В конце жизни, отвечая на полное отчаяния «Довольно» И.С. Тургенева, Одоевский напишет «Недовольно», где скажет с полным убеждением: «Прочь уныние! прочь метафизические пеленки! не один я в мире, и не безответен я пред моими собратиями <…>; не умирает сотворенное мною, но живет в других жизнию бесконечною. Мысль, которую я посеял сегодня, взойдет завтра, через год, через тысячу лет» .

Как мы видим, труды Одоевского, пройдя испытание временем, продолжают жить. Органичное стремление писателя к духовному просветлению, его понимание жизни как бесконечно разнообразного феномена, любовь к Богу, человеку и человечеству наполняют творчество Одоевского непреходящей ценностью.

Список литературы

1. Добротолюбие. — Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 1992. Т. 2. 760 с.

2. Ленц В.Ф. Приключения лифляндца в Петербурге // Одоевский В.Ф. Записки для моего праправнука. М.: Русский мир, 2006. С. 470-473.

3. Одоевский В.Ф. Opere del Cavaliere Giambattista Piranesi // Северные цветы на 1832 год. М.: Наука, 1980. C . 26-34.

4. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. 567 с.

5. Одоевский В.Ф. Петербургские письма // Московский наблюдатель. Журнал. — М., 1835, Часть I , № 1. С. 56-69.

6. Одоевский В.Ф. Русские ночи: Роман. Повести. Рассказы. Сказки. М.: Эксмо, 2007. 405 с.

7. Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2-х т. М.: Худ. лит. 1981. Т. 1. 365 с.

8. Одоевский В.Ф. Сочинения: В 2-х т. М.: Худ. лит. 1981. Т. 2. 324 с.

9. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Кн. В.Ф. Одоевский. Мыслитель-писатель: В 2 т. М. 1913. Т. 1. 621 с.

10. Соллогуб В.А. Воспоминание о князе В.Ф. Одоевском // Одоевский В.Ф. Записки для моего праправнука. М.: Русский мир, 2006. С. 473-475.

11. Турьян М.А. Владимир Одоевский и Лермонтов: К истокам религиозных споров // Режим доступа: http://odoevskiy.lit-info.ru/review/odoevskiy/002/175.htm

12. Турьян М . А . Странная моя судьба : о жизни Владимира Федоровича Одоевского. — М .: Книга, 1991 . 400 с.

 
Статьи по теме:
Какая нация пьет. Самые пьющие страны. Вам понравился материал?
подписывайтесь на нашу email-рассылку
Алкоголь имеет многовековую историю и распространен по всему миру. Употребление спиртного отражает культурные особенности населения разных стран. Горячительные напитки используются в религиозных таинствах и просто для увеселения при застолье. Однако алког
Сергей Никоненко: «Прочитав воспоминания первой жены Есенина, я понял, что она идет ко мне домой Каким было ваше арбатское детство
Дома-музеи, усадьбы, мемориальные кабинеты и мастерские, музеи-квартиры… Вот этот вид из окна, покуривая, наблюдал , по этой лестнице вышагивал на 4-й этаж в свою коммуналку № 12 «красивый, двадцати-двухлетний» , вот эти тома книг в шкафах собирал Плучек
История великой цивилизации
Владимир ХомуткоВремя на чтение: 5 минутА А Структура нефти Западной Сибири Территория залегания энергоресурсов, расположенная в Западной Сибири, является крупнейшей нефтегазоносной провинцией нашей страны. Достаточно сказать, что её доля в начальных сумм
Гера миф древней греции - древнегреческий миф читать онлайн Миф о богине гере краткое содержание
Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна Зевс и Гера Зевс и ГераЗевс - бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, главный из богов-олимпийцев. Гера - третья дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Деметры, Гестии,