Икона Георгия Победоносца — значение, в чем помогает. Икона Георгия Победоносца — значение и в чём помогает Григорий победоносец икона значение

Георгий Победоносец - один из самых известных и почитаемых святых. К нему обращаются за помощью и покровительством люди, связанные с военной сферой и земледелием. Также святой Георгий способен помочь в восстановлении справедливости и наказании лжецов.

Лик Георгия Победоносца хотя бы раз в жизни видел каждый из нас. Образ запечатлен не только на святых иконах, но и на гербе столицы нашей Родины, а также на монетах. История появления образа великомученика Георгия является примером истинной веры для всех православных христиан.

История великомученика Георгия

Святой Георгий родился в городе Бейрут в богатой семье. Родители воспитали Георгия в христианской вере. По достижению необходимого возраста Георгий поступил на военную службу и быстро достиг больших высот после того, как его заметил император Диоклетиан. Однако император, являясь ярым язычником и почитателем римских богов, всеми силами истреблял христиан на своей земле.

Однажды, услышав очередной бесчеловечный приговор в суде, Георгий воспылал гневом, раздал все свое имущество бедным, отпустил на волю рабов и явился к императору с обвинениями. Не сумев переубедить Георгия, Диоклетиан приказал казнить святого. Георгия долго пытали, но не смогли заставить отречься от православия. Тогда святого казнили, отрубив голову.

Где находится икона святого

Появление первого канонического образа Георгия Победоносца датируется 9 веком. Икона, на которой изображен святой на коне, пронзающий копьем змея, находится в Греции, в монастыре Ксенофонта.

Описание и значение иконы

На иконе святой изображается верхом на коне, в развевающемся плаще и с острым копьем в руках. Под копытами коня — погибающий змей. Копье святого пронзает горло змея, умерщвляя его. По мнению некоторых историков, этот образ святого символизирует победу христианства над язычеством: змей символизирует языческих богов , а Георгий является символом окончательной победы в этой долгой борьбе.

О чем молятся образу святого Георгия

Великомученик Георгий считается покровителем военных, земледельцев и несправедливо обижаемых. Православные христиане всего мира молятся Георгию, прося о помощи, даровании сил для победы и защите в трудных и опасных ситуациях.

Самым показательным случаем чудесной помощи святого считается история родного города Георгия — Бейрута. В 16 веке в озере возле города появился крупный змей, наводящий ужас на горожан и уничтожавший скот и зазевавшихся путников. Жители Бейрута исповедовали язычество: чтобы задобрить змея, был установлен жребий. Раз в несколько месяцев возле озера в жертву змею оставляли юношу или девушку.

В очередной раз жребий пал на дочь правителя Бейрута. Девушку отвели к озеру и привязали к дереву, оставив ждать неминуемой гибели. В ужасе дочь нечестивого правителя взмолилась Георгию Победоносцу. Когда змей начал выползать из воды, из воздуха появился юноша на коне и пронзил рептилию копьем, сотканным из света. Дочь правителя осталась в живых и обратилась в христианство, а змей с тех пор больше не тревожил жителей Бейрута.

Молитвы святому великомученику

«Яко пленных освободитель, и нищих защитник, немощных врач, царей поборник, победоносный великомученик Георгий, моли Христа Бога, дабы спастись душам нашим».

«Святый Георгий, покровитель наш и защитник! Молю Тебя, порази змея боли моей своим светоносным копьем, укрой от бед тело и дух мой, защити в опасности душу мою. Упроси Бога моего, да не даст Он погибнуть духу моему, да сохранит его в теле моем и избавит от страданий. Тебя молю, святый великомученик Георгий, не оставь меня и укажи путь к истине и вере. Аминь».

«Святой воин Георгий, силу дающий, слабых защитник, сирых утешитель, змея победивший! Молю Тебя: укрой меня от преждевременной смерти и защити дух мой и тело мое от всякого зла. Аминь».

Эта молитва способна уберечь от опасности людей, связанных с военными действиями.

Все православные христиане воздают дань святому Георгию несколько раз в год: 23 апреля, 3 ноября и 26 ноября. В эти дни молебны Георгию Победоносцу способны помочь вам уберечь от опасности себя и своих близких, а купленная в храме икона станет настоящей защитой вашему дому . Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

09.05.2017 05:05

Молитвенные слова помогают людям даже в самых затруднительных ситуациях. Согласно преданию, Георгий Победоносец способен оказать...

Данный святой причислен к лику великомучеников и является одним из наиболее почитаемых в христианском мире. Согласно житию, он жил в III веке н. э. и умер в начале IV века - в 303 году. Георгий родился в г. Каппадокии, который находился в то время на территории современной Турции. Вторая распространённая версия - родился в г. Лидде (первоначальное название - Диосполис), что в Палестине. В настоящее время это город Луд, находящийся на территории Израиля. А вырос святой в Каппадокии, в семье благородных и богатых родителей, исповедовавших христианство.

Что мы знаем о Георгии Победоносце

К 20 годам физически крепкий, мужественный и образованный юноша стал одним из приближённых римского императора Диоклетиана, который назначил его военным трибуном (командиром 1000 воинов).

Во время начавшихся массовых гонений на христиан он раздал всё принадлежавшее ему имущество, освободил рабов и объявил императору, что является христианином. Был подвергнут мучительным пыткам и обезглавлен в г. Никомидии (в настоящее время - Измит) 23.04. 303 года (по старому стилю).

Транскрипция имени святого в фольклорах народов мира

В отдельных источниках он также упоминается под именами Егорий Храбрый (русский фольклор), Джирджис (мусульманский), Святой Георгий Лиддский (Каппадокийский), а в греческих первоисточниках как Άγιος Γεώργιος.

На Руси после принятия христианства одно каноническое имя Георгий (переводимое с греческого как "земледелец") трансформировалось в четыре, разных с точки зрения законодательства, но единых, по мнению православной церкви: Георгий, Егор, Юрий, Егорий. Подобные трансформации имя этого почитаемого разными народами святого претерпело и во многих других странах. У средневековых немцев он стал Йорге, у французов - Жоржем, у болгар - Гёрги, у арабов - Джерджисом. Сохранились обычаи прославления святого Георгия под именами языческими. Наиболее известными примерами являются Хызр, Кедер (Ближний Восток, мусульманские страны) и Уастырджи в Осетии.

Покровитель земледельцев и скотоводов

Великомученик Георгий Победоносец почитается во многих странах мира, но на Руси культ этого святого имел особое значение. Георгий позиционируется у нас как покровитель Руси, всего народа. Неслучайно его образ включён в герб государства российского. Его имя носили (и носят) тысячи церквей - и имеющие многолетнюю историю, и вновь возводимые.

Вероятнее всего, в основе подобного почитания лежит языческий древнерусский культ Даждьбога, который до Крещения считался на Руси родоначальником и покровителем русского народа. Святой Георгий Победоносец многие русские древние верования вытеснил. Однако народ приписал ему те черты, которыми ранее наделял Даждьбога и богов плодородия, Ярило и Яровита. Неслучайно даты почитания святого (23.04 и 03.11) практически совпадают с празднованием язычниками начала и завершения сельскохозяйственных работ, которым упомянутые боги всемерно содействовали. Кроме того, принято считать, что Георгий Победоносец является также покровителем и защитником скотоводства.

Очень часто указанного святого в народе именовали Георгием Водоносом, потому что в день, когда Церковь отмечает память данного великомученика, совершались специальные хождения для водосвятия. По укоренившемуся в народе мнению, освящаемая в этот день вода (Юрьева роса) очень благотворно влияла на будущий урожай и на скотину, которую в этот день, именуемый Юрьевым, впервые выгоняли из стойла после долгой зимы на пастбища.

Хранитель земель русских

На Руси видели в Георгии особенного угодника и хранителя земель Русских, возводя его в ранг героя-полубога. По народным представлениям, святой Егорий словом и делами своими «устрояет землю светлорусскую» и, завершив эту работу, принимает её под личное смотрение, утверждая в ней «веру крещёну».

Неслучайно в русских «духовных стихах», посвящённых Егорию Храброму, тема драконоборчества, особенно популярная в Европе и символизирующая триединую роль Георгия (Г.) как богатыря, проповедника веры истинной и рыцарственного заступника невинности, обречённой на заклание, просто опущена. В этом памятнике письменности Г. оказывается сыном некоей Софьи Премудрой - царицы града Иерусалима, что на Святой Руси, - который 30 лет (вспоминаем Илью Муромца) провёл в темнице «царища Демьянища» (Диоклетиана), затем, избавившись от узилища чудным образом, нес на Русь христианство и в конце пути, в честном ристалище, искореняет басурманство на земле русской.

Святой Георгий на государственных символах России

Практически до XV века этот образ, безо всяких прибавлений, являл собой герб России, а его изображение выбивалось в Древней Руси на московских монетах. Этот святой великомученик стал считаться на Руси покровителем князей.

После битвы, состоявшейся на Куликовом поле, стало считаться, что Георгий Победоносец - покровитель города Москвы.

Заняв место религии государственной, христианство присваивает святому Георгию Победоносцу, совместно с рядом иных великомучеников из сословия военного (Фёдор Стратилат, Дмитрий Солунский и т. п.), статус небесного покровителя воинства христолюбивого и идеального воина. Благородное происхождение делает этого святого образцом чести для благородного сословия во всех христианских государствах мира: для князей - на Руси, для военной знати - в Византии, для рыцарей - в Европе.

Закрепление за святым символики Иисуса Христа

Рассказы о случаях, когда святой Георгий Победоносец появлялся в качестве военачальника войск крестоносцев в Палестине, сделали его в глазах верующих полководцем всего воинства Христова. Следующим закономерным шагом стала передача ему эмблемы, изначально являвшейся эмблемой самого Христа - на белом фоне крест красного цвета. Стало считаться, что это персональный герб святого.

В Арагоне и Англии гербовые знамена Георгия Победоносца стали на длительное время официальными символами государств. На флаге Англии ("Юнион Джек") он остался до сих пор. Некоторое время он был гербом генуэзской республики.

Считается, что Георгий Победоносец является небесным покровителем республики Грузии и самым почитаемым в этой стране святым.

Фигура святого великомученика на древних монетах

Достаточно долгое время считалось, что появившиеся на русских монетах и печатях в XIII-XIV веках изображения Георгия Победоносца являлись стилизованными изображениями некоего древневизантийского святого Георгия.

Но в последнее время всё громче звучит версия о том, что за рассматриваемым образом святого Георгия скрывается Георгий Данилович, русский царь-хан, который правил на Руси в начале века XIV и начал великое так называемое «монгольское завоевание». Он же Чингизхан.

Кто, когда и для чего таким образом поменял русскую историю? Оказывается, ответы на данные вопросы историкам давно известны. Произошла эта подмена в XVIII веке, во время царствования Петра I.

Чей образ чеканили на монетах Руси

В дошедших до нас официальных документах XIII-XVII веков всадник на монетах и печатях, который сражается с драконом, трактуется как символ царя или великого князя. Речь в данном случае идёт о Руси. В подтверждение данного тезиса историк Всеволод Карпов приводит информацию о том, что именно в подобном виде изображён на восковой печати, которой была скреплена грамота 1497 г., Иван III, что подтверждается и имеющейся на ней соответствующей надписью. То есть на печатях и деньгах всадник с мечом в XV-XVII веках трактовался как великий князь.

Это объясняет, почему Георгий Победоносец на российских деньгах и печатях зачастую изображён без бороды. Иван IV (Грозный) взошёл на престол в достаточно молодом возрасте и не имел на тот момент бороды, поэтому деньги и печати несли на себе оттиск безбородого Георгия Победоносца. И лишь после возмужания Ивана IV (после его 20-летия) борода вернулась на монеты.

Когда личность князя на Руси стала отождествляться с образом Георгия Победоносца

Известна даже точная дата, начиная с которой, на Руси великого князя стали изображать в образе Георгия Победоносца. Это годы правления Новгородского князя Юрия Даниловича (1318-1322). Монеты того периода, имевшие первоначально одностороннее изображение святого всадника с обнажённым мечом, вскоре получают на обратной стороне рисунок, именуемый чисто по-славянски - «ездеца в короне». А это ни кто иной, как сам князь. Тем самым подобные монеты и печати информируют всех, что Георгий Победоносец и Юрий (Георгий) Данилович - это один и тот же человек.

В XVIII веке учреждённая Петром I геральдическая комиссия постановляет считать, что сей победоносный всадник на эмблемах российских есть Георгий Победоносец. А в царствование Анны Иоанновны он официально начинает именоваться святым.

Российские корни «византийского святого»

Большинство историков не могут или не хотят понять, что этот святой не был византийским, а являлся одним из первых появившихся на Руси государственных руководителей, царей-ханов.

В святцах есть упоминание о нём как о святом великом князе Георгии Всеволодовиче, фактическом «дубликате» Георгия Даниловича, которого историки династии Романовых засунули в век XIII, вместе с великим «монгольским» завоеванием.

До XVII века Русь прекрасно знала и хорошо помнила, кем был святой Георгий на самом деле. А потом его просто выбросили, как и память о первых русских царях, заменив это «византийским святым». Отсюда и начинаются кучи нестыковок в нашей истории, которые легко устраняются, стоит лишь вернуться к истории настоящей.

Храмы, возведённые в честь Георгия Победоносца

Культовые религиозные сооружения, освящение которых прошло в честь этого святого великомученика, возведены во многих странах мира. Безусловно, подавляющее большинство их построено в странах, где официальной религией является христианство. В зависимости от конфессии, написание имени святого может изменяться.

Основными строениями являются церкви, соборы и часовни, возведённые на территории различных стран Европы, Африки и Азии. Наиболее известными из них являются:

1. Храм Church of Saint George. Храм Георгия Победоносца, принадлежащий Иерусалимской ПЦ. Построен в г. Лоре. По легенде, он возведён над гробницей святого.

Новое здание церкви возведено в 1870 году на месте старой базилики с разрешения османских (турецких) властей, контролировавших в то время данную территорию. Здание церкви расположено на одном участке с мечетью Эль-Хидр, поэтому по площади новое строение занимает лишь часть территории бывшей византийской базилики.

В церкви находится саркофаг Святого Георгия.

2. Монастырь Ксенофонта. Десница (часть руки) этого святого великомученика в серебряной раке хранится в монастыре Ксенофонта (Μονή Ξενοφώντος), находящемся на горе Афон (Греция). Датой основания монастыря считается Х век. Его Соборный храм посвящён Георгию Победоносцу (старое здание - кафоликон - датируется XVI веком, новое - XIX).

3. Свято-Юрьев монастырь. Первые монастыри в честь этого святого были основаны на Руси в XI веке (1030 год) великим князем Ярославом в Новгороде и Киеве. Поскольку святой был более известен в Киевской Руси под именами Юрий и Егорий, то и монастырь основали под одним из этих имён - Свято-Юрьев.

Это один из наиболее древних монастырей на территории нашего государства, которые действуют и в настоящее время. Он имеет статус мужского монастыря РПЦ. Находится рядом с Великим Новгородом на реке Волхов.

Главным храмом монастыря стал Георгиевский собор, к строительству которого приступили в 1119 году. Работы завершились спустя 11 лет и 12.07.1130 собор освятили во имя данного святого.

4. Храм Сан-Джорджио-ин-Велабро. Культовое сооружение Сан-Джорджио-ин-Велабро (итальянская транскрипция названия San Giorgio al Velabro) представляет собой храм, находящийся на территории современного Рима, на бывшем болоте Велабр. По легенде, именно здесь были найдены Ромул и Рем, основатели Рима. Это старейший храм Георгия Победоносца из находящихся на территории Италии. Отсечённая глава и меч, принадлежавшие этому святому, захоронены под главным алтарём, который выполнен из мрамора в стиле косматеско. Работа датирована XII веком.

Святые реликвии находятся в часовне под алтарём. Предусмотрена возможность для поклонения этим реликвиям. До недавнего времени здесь же хранилась ещё одна святыня - личное знамя святого, но его 16.04.1966 подарили римскому муниципалитету, и теперь оно хранится в Капитолийских музеях.

5. Часовня-реликварий Сент-Шапель. Часть мощей Георгия Победоносца хранится в Сент-Шапеле (французская транскрипция названия Sainte Chapelle), готической часовне-реликварии, находящейся в Париже. Реликвия сохранена королём Франции Людовиком Святым.

Храмы, возведённые в России в XX-XXI веке

Из построенных сравнительно недавно и также освящённых во имя святого Георгия следует упомянуть Храм великомученика Георгия Победоносца, который был заложен 09.05.1994 в честь пятидесятилетия победы нашего народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе и освящён 06.05.1995, а также храм Георгия Победоносца в Коптеве (Северный АО г.Москва). Он возведён в 1997 году в лучших традициях северного славянского зодчества XVII века. Строительство храма было приурочено к празднованию 850-летия Москвы.

Святой Георгий Победоносец. Икона, пережившая века

Самыми первыми из дошедших до нас изображений указанного святого считаются барельефы и иконы, датированные V-VI веками. На них Георгий, как и положено воину, изображён в доспехах и обязательно с оружием. При этом верхом на коне он изображён далеко не всегда. Старейшими считаются изображения святого и икона Георгия Победоносца, обнаруженные в монастырском храме коптов, находящемся в городе Аль Бавити (Египет).

Именно здесь впервые появляется барельеф, на котором изображён Святой Георгий верхом на лошади. Он крестом с длинным древком разит, словно копьём, некое чудище. Скорее всего, имелось в виду, что это языческий тотем, низвергнутый святым. Второй вариант трактовки - чудище олицетворяло собой вселенское зло и жестокость.

Позднее икона Георгия Победоносца, на которой он изображён подобным образом, стала появляться во всё возрастающих количествах вариантов, а поражаемое чудище трансформировалось в змия. Учёные склоняются к мысли, что изначально указанная композиция не являлась иллюстрацией конкретного события, а являлась аллегорическим изображением победы духа. Но именно образ змееборца стал особенно популярен в народе. И не из-за иносказательного пафоса, а благодаря тому, что он очень близок к мифологическим и сказочным мотивам.

Гипотеза возникновения истории о победе святого над змием

Однако официальная церковь проявляла крайнюю настороженность и негативное отношение к иконам, содержащим изображения иносказательные. В 692 году Трулльский собор официально подтвердил это. Скорее всего, после него и появилась легенда о победе Георгия над чудовищем.

В религиозной трактовке именуется «Чудо о змие» эта икона. Георгий Победоносец (фото иконы приведено в статье) так и не отрекся от веры истинной, несмотря на все искушения, которым его подвергли мучители. Именно поэтому данная икона не один раз чудесным образом помогала христианам в опасности. На данный момент существует в нескольких вариантах икона Георгия Победоносца. Фото некоторых из них вы можете видеть на этой странице.

Каноническая икона с изображением данного святого

Изображение, считающееся классическим, представляет собой святого, который сидит верхом на коне (чаще всего белом) и поражает копьём змея. Именно змея, что особенно подчёркивают служители церкви и учёные-геральдисты. Поскольку дракон в геральдике - персонаж всегда положительный, а вот змей - только отрицательный.

Сказание о победе святого над змием трактовалось не только в прямом смысле (к чему склонялись на Западе, используя данную трактовку для возрождения и культивирования приходящего в упадок института рыцарства), но и иносказательно, когда освобождённая царевна ассоциировалась с церковью, а повергаемый змий - с язычеством. Ещё одна трактовка, имеющая место, - это победа святого над собственным эго. Вглядитесь - вот он, святой Георгий Победоносец. Икона говорит сама за себя.

Почему святого Георгия народ признал хранителем земли русской

Было бы ошибкой связывать высочайшую популярность данного святого исключительно с «переложенным» на него языческим наследием и сказочно-мифологической узнаваемостью. Тема мученичества не оставляла равнодушными прихожан. Именно рассказу об этой стороне «подвига духа» посвящены весьма многочисленные иконы Георгия, известные широкой общественности гораздо менее канонических. На них, как правило, сам святой, изображённый в полный рост, располагается в центре, а по периметру иконы располагается, аналогично раскадровке, череда так называемых «житейских клейм».

И сегодня весьма почитаем Георгий Победоносец. Икона, значение которой может трактоваться по-разному, имеет демоноборческий аспект, составляющий основу культа указанного святого. Он всегда ассоциировался на Руси с непримиримой борьбой против иноземных завоевателей. Именно поэтому Георгий в XIV-XV веках становится на Руси чрезвычайно популярным святым, символизирующим именно бойца-освободителя и защитника народа.

Школы иконописи

В иконографии, посвящённой святому Георгию, существуют восточное и западное направления.

У последователей первой школы изображен более духовно Георгий Победоносец. Фото позволяют это увидеть. Как правило, это юноша весьма среднего телосложения, очень часто безбородый, не имеющий на себе шлема и тяжёлых доспехов, с тонким копьём в руках, восседающий на нереалистичном коне (духовная аллегория). Он без видимого физического напряжения пронзает своим копьём столь же нереалистичного, как и его конь (тоже духовная аллегория), змея с лапами и крыльями.

Вторая школа изображает святого более приземлено и реалистично. Это в первую очередь воин. Мужчина с развитой мускулатурой, в полном боевом снаряжении, в шлеме и доспехах, с толстым копьём на могучем и вполне реалистичном коне, с прописанным физическим усилием пронзает своим тяжёлым копьём почти реалистического змея с лапами и крыльями.

Обрести веру в победу в годы тяжёлых испытаний и неприятельских нашествий помогает людям молитва Георгию Победоносцу, в которой они просят святого об охранении жизни ратных людей на поле битвы, о покровительстве и защите в делах ратных, о защите государства российского.

Образ Георгия на монетах Российской империи

На монетах изображение всадника, пронзающего змия, появляется практически сразу после мученической кончины святого. Первые известные сегодня деньги с подобными изображениями относятся к периоду царствования Константина Великого (306-337 года).

Тот же сюжет можно видеть на монетах, относящихся ко времени царствования Констанция II (337-361 годы).

На русских монетах изображение аналогичного всадника появляется в конце XIII века. Так как воин, изображённый на них, был вооружён копьём, то по существовавшей тогда классификации он считался копейщиком. Поэтому очень скоро в разговорной речи подобные монеты стали именоваться копейками.

Когда у вас в руках мелкая российская монета, Георгий Победоносец обязательно будет изображён на её реверсе. Так было в Российской империи, так есть в современной России.

Например, рассмотрим введённую в обращение в 1757 году Елизаветой I двухкопеечную монету. На её аверсе изображён святой великомученик Георгий Победоносец без мантии, но в полном вооружении, поражающий своим копьём змия. Монета выпускалась в двух вариантах. На первом надпись «две копейки» шла по кругу над образом святого. Во втором её перенесли на ленту вниз монеты.

В этот же период монетные дворы выпускали монеты в 1 копейку, деньгу и полушку, на которых также был образ святого.

Образ святого на монетах современной России

Традиция возродилась и в России сегодняшней. Копейщик, которого демонстрирует монета, - Георгий Победоносец - прочно поселился на российских металлических деньгах достоинством менее 1 рубля.

Начиная с 2006 года, в России ограниченной серией (150000 штук) были выпущены золотая и серебряная инвестиционные монеты, на одной из сторон которых отчеканен образ Георгия Победоносца. И если об изображениях на других монетах можно дискутировать, кто именно там изображён, то указанные монеты прямо именуются: Монета «Георгий Победоносец». Золото, цена на которое всегда довольно высока, - благородный металл. Поэтому и стоимость данной монеты намного превышает ее номинал в 50 руб. и составляет более 10 тысяч рублей.

Монета выполнена из золота 999 пробы. Масса - 7,89 г, При этом золота - не менее 7,78 г. Номинал серебряной монеты - 3 рубля. Масса - 31,1 граима. Стоимость серебряной монеты колеблется в диапазоне 1180-2000 рублей.

Памятники Георгию Победоносцу

Это раздел для тех, кто хотел увидеть памятник Георгию Победоносцу. Фото некоторых существующих монументов, установленных этому святому по всему миру, приведены ниже.

В России всё больше мест, где устанавливаются памятники святому великомученику Георгию Победоносцу. Чтобы рассказать обо всех, пришлось бы написать отдельную статью. Вашему вниманию предлагается несколько памятников, расположенных в разных уголках России и за её пределами.

1. В Парке Победы на Поклонной горе (Москва).

2. В Загребе (Хорватия).

3. Город Большеречье, Омская область.

В православных храмах часто можно встретить икону с изображением святого воина Георгия Победоносца. Это юноша на белоснежном коне, поражающий копьем злобного дракона. Какую историю имеет икона Георгий Победоносец, значение, в чем помогает — эти вопросы интересуют практически всех верующих.

Святой Георгий

Великомученик Георгий один из наиболее почитаемых на Руси святых. В России его знают под именем Егорий или Юрий.

Согласно народным приметам, на Юрьев день прилетают ласточки, и после зимне-стойлового периода впервые выгоняют скот на пастбища. Празднуют память Егория-воина 6 мая и 9 декабря.

Георгий был сыном знатных родителей-христиан, родом из Каппадокии. Отца казнили за веру в Иисуса Христа. Мать после кончины супруга вместе с сыном перебралась в Палестину.

Мальчика воспитали в благочестии и христовой вере. Еще будучи юношей служил военачальником у римского императора Диоклетиана, отличался храбростью, благородством. За проявленное в боях мужество и красоту лица был назначен комитом императора – старшим военачальником и советником августейшей особы.

Диоклетиан был язычником и поклонялся Аполлону. Жрецы храма известили императора, что предсказания их бога неточны из-за праведных людей – христиан. Диоклетиан воспылал ненавистью к последователям Иисуса Христа, и темницы наполнились вместо воров, убийц и разбойников исповедниками истинного Бога.

Христиан предавали страшным пыткам и истязаниям, кровь этих невинных людей пролилась по всей Римской империи. Диоклетиан постановил истребить христианство.

О том, что молодой военачальник является последователем Христа, Диоклетиан не знал. Перед Георгием Победоносцем встал выбор – кто он, христианин или маловер.

Последняя неделя жизни святого была исполнена великих мук и явила миру пример высочайшего мужества. Молодой военачальник пришел к Диоклетиану, обличил его зверства и прямо исповедовал христианскую веру.

Император не поверил своим ушам. Друг Диоклетиана Магненций спросил у юноши, кто побудил его говорить такие дерзости. Христианин отвечал: «Истина». Император отговаривал святого от таких слов, упрашивал отречься Христа и пожалеть свою молодость. Святой Георгий призвал Диоклетиана к истинной вере и напомнил о кратковременности сего века.

Император пришел в неистовство и велел мучить молодого христианина. Ноги воина забили в колоды, а на грудь положили камень.

Юноша объявил императору, что скорее тот устанет мучить его, нежели он сам изнеможет. По приказу Диоклетиана пытки были продолжены: мученика привязали к колесу и вращали по острым ножам и мечам.

Страдальцу и свидетелям мучений воочию явился ангел в образе светлого юноши, который исцелил и ободрил Георгия.

Царица Александра и двое городских судей тайно уверовали во Христа при виде столь явного чуда, объявили себя христианами во всеуслышание.

Георгия зарыли в яме с известью. Через три дня император велел извлечь его кости, но оказалось, что тело мученика осталось невредимым.

На заметку! Великомученик был казнен в 304 г. В 5 веке в Риме в честь него была построена церковь, где сейчас хранится часть мощей мученика, его копье и хоругвь.

Мучитель приказал обуть юношу в железные сапоги с вбитыми в них гвоздями и гнать через город. Когда исповедник веры вновь отказался покориться императору, то был бит по лицу, но красота страдальца не пострадала.

Диоклетиан решил, что сила юноши в колдовстве, призвал чародея, чтобы тот отравил мученика. И яд оказался бессильным перед истинной верой.

Во время своих мучений Георгий воскресил умершего человека и вола бедного землепашца, обратил в христианство колдуна, исцелял больных и проповедовал Христа.

Перед казнью по молитве христианина было разрушено капище Аполлона. Мученику отсекли голову, и он отошел ко Господу.

Молитва перед иконой

Чего просят верующие перед иконой Георгия Победоносца, о чем молятся святому. Об этом повествует житие воина. У мученика просили помощи, отправляясь на военную службу, перед участием в сражении, а сегодня можно молиться накануне спортивных соревнований.

Колеблющихся в вере и слабых духом великомученик укрепит, испросит для них у Господа мужество и храбрость. По молитвам к святому Георгию в семьях восстанавливается мир и взаимопонимание.

На заметку! от пьянства отца Германа и как на нее попасть


Георгий Победоносец — покровитель военных, потому что сам был военачальником, храбрым римским легионером.

Покровительствует Егорий и земледельцам, простым крестьянам. Будучи добр душой, в темнице мученик забывал о своей боли и помогал страждущим.

До сих пор возносит мужественный исповедник к Христу свои просьбы за тех, кто молится ему, исцеляет больных и помогает бездетным семейным парам.

Егорий защищает беззащитных и несправедливо обиженных людей.

Интересно! Православному миру известно о покровительстве святого Георгия Победоносца другому Георгию – маршалу Жукову. Есть свидетельства очевидцев о явлении молодого знатного воина на полях брани во времена Великой Отечественной Войны.

Не только в православных храмах России, Украины, Греции, Сербии, Болгарии имеется икона Георгия Победоносца. Святому молятся в далекой Англии, Италии, Германии. Святой Георгий Победоносец известен всему миру.

На образах он обычно предстает молодым юношей в воинских доспехах. Существуют различные способы изображения великомученика на святых иконах.

Описание иконы Георгия Победоносца:

  • Святой Юрий сидит верхом на гарцующем белоснежном коне, поражая длинным копьем дракона или змея.
  • Мученик изображен по пояс, держа в правой руке копье, а в левой – щит или меч (существуют изображения, на которых копье у святого в левой руке).
  • Известны изображения великомученика до шеи со склоненной вправо головой.
  • Встречается и такой образ Георгия Победоносца, где святой сидит на коне, держа в руках поводья. Дракон (змий) не изображается.
  • Великомученик на коне с отроком за спиной.

На просторах Святой Руси распространены иконы Георгия Победоносца, его образ свято чтут в храмах, небольших церквях и домах христиан. Наиболее любимый иконописный сюжет – святой верхом на коне убивает змея.

Значение иконы со змеем

Что означает икона с изображением Георгия Победоносца, на которой святой беспощадно расправляется с драконом. Образ, на котором Георгий поражает злого крылатого змия, рассказывает о чуде, совершенном святым в городе Бейруте уже после своей кончины.

Возле города было большое озеро, в котором жил страшный змей. Чудовище выходило из озера и похищало множество людей. В том городе жили идолопоклонники, и царь их был также язычником.

Обратившись к своим богам, жители Бейрута установили очередность, и отдавали змею своих сыновей и дочерей на съедение.

Когда пришла очередь царской дочки, пошла и она к озеру.

Господь послал великомученика Георгия спасти девицу от смерти физической, а весь народ – от смерти духовной.

Святой повелел людям уповать на Иисуса Христа и пронзил змея копьем. После победы мученика в Бейруте крестилось 25000 жителей, не считая женщин и детей.

В духовном плане описанная икона великомученика Георгия Победоносца означает, что как воин-христианин победил змея, так и Церковь Христова побеждает врага рода человеческого.

Существует и такое толкование: царская дочь – это Церковь, а змий – идолопоклонство. Убиение змея представляет собой избавление от язычества, спасение христианской веры.

На фото представлено изображение иконы святому Георгию Победоносцу.

Стоимость образа

При желании, можно купить икону в церковной лавке, чтобы Георгий Победоносец зримо присутствовал в доме. Стоимость ее варьируется от сущих копеек до внушительных сумм в 90 тысяч рублей, и более того. Все зависит от техники исполнения, времени написания и других факторов.

Стоимость образа не влияет на молитвенный настрой и расположение святого.

Главное – любовь к угоднику Божию, чистое сердце, неотступная просьба к нему. Молитва от всей души будет услышана непременно.

Вполне допустимо распечатать фото образа Георгия и освятить в церкви. Такое изображение будет полноценной заменой писаного образа

Сны

К чему снится икона Георгия Победоносца можно спросить у священника, который служит в ближайшем храме. В православной традиции не принято обращать внимание на сновидения.

Сны – это отображение прожитых событий, эмоций, проявление дневных впечатлений. Бывают тонкие сны-видения, но они случаются у духовно опытных, святых людей по Божьему произволению, а не сами по себе.

Важно! Когда можно попасть в Радонежского в Бусиново

Узнавать, что означает увиденная во сне икона, в различных сонниках — бесполезно, так как сведения эти слишком противоречивы.

Один обещает сокровище, другой говорит о том, что необходимо подумать о духовной пище, третий – пророчит ссору в семье.

Можно в молитве попросить перед образом об укреплении в вере и избавлении от суетных увлечений сонниками.

Это придаст уверенности в завтрашнем дне, исцелит от навязчивых страхов.

Зачем ставят свечи перед иконой

Невоцерковленному человеку бывает тяжело разобраться, кому и зачем ставить свечи. Их ставят любимым святым, которые обязательно помогут.

Святому Георгию ставят свечки по разным поводам:

  • за тех, кого любят;
  • в знак прошения о выздоровлении больных;
  • моля о помощи;
  • отчаяния и разочарования в жизни.

Не имеет значения, какой рукой ставить свечи и их количество. Нельзя ставить свечку за упокоение живого человека, иначе придется держать ответ еще в этой жизни. Ставя свечу, нельзя просить несчастий для другого человека, чтобы не навлечь их на себя.

Полезное видео:

Подведем итоги

Орден святого Георгия по-прежнему вручают в России, как и раньше в Российской империи. Самой ценной наградой для солдат тех времен был Георгиевский крест, который вручали самым смелым воинам. И сейчас воин христов Георгий сохраняет от врагов нашу страну и всех ее жителей, нуждающихся в помощи и защите.

Икона Георгия Победоносца помогает военнослужащим, земледельцам, животноводам. Она защищает военных, которые в настоящее время находятся на службе или в запасе. Если их родственники будут прибегать к помощи Георгия и молиться его образу, он защитит их семьи.

Святому молятся новобранцы, они просят, чтобы их служба прошла удачно, и юного солдата миновали неприятности, которые могут происходить в это время. Люди, которые живут в сельской местности, стараются приобрести икону для того, чтобы молиться об успешном ведении сельскохозяйственных работ, сохранении урожая, животноводы просят святого уберечь от болезней скот.

Икона Георгия Победоносца и его славный образ считаются одними из самых почитаемых в православии. Святой изображается на флагах Подмосковья и Москвы. Его считают покровителем российской столицы. Наиболее почитаемые иконы — это «Святого великомученика Георгия Победоносца» и «Чудо Георгия о Змие».

Оба образа имеют один и тот же духовный смысл, но отличаются по написанию. Очень часто мы можем увидеть Георгия в образе воина, победившего змея. Но на некоторых образах он стоит около трона Богородицы. Одет он в расшитый хитон, который свидетельствует о знатном происхождении святого. Подобное изображение можно встретить на деисусном иконостасе.

Икона Георгия Победоносца, в основном, имеет изображение воина в соответствующих доспехах: рубаха-тельник, перевязь, кольчуга, плащ, порты, сапоги, обруч, который надевают на голову. В руках у него обычно находится копье, щит, меч. Прославляют великомученика еще в одном варианте на иконе - ангел возлагает мученический венец на святого, сидящего на троне.

И еще один иконографический вариант изображения святого. У жителей острова Митилен случилось несчастье - агаряне взяли в плен ребенка. Пришел день празднования памяти Георгия Победоносца, родители мальчика помолились ему, и сын вернулся домой. Писание рассказывает, как произошло спасение сына несчастных людей: неизвестный величественный воин явился на пир агарян, посадил юношу-раба на своего коня и скрылся.

Икона Георгия Победоносца иногда изображена и со змием, пронзенным копьем, и одновременно с юношей, которого спас из плена святой. Победоносца изображают с Димитрием Солунским, в процессе молитвы перед Спасителем, в руке Георгий держит отсеченную главу и свиток, на котором написано обращение к Богу о том, что те, кто уверовали в Него, подвергаются мученической смерти.

Георгий Победоносец – символ справедливости и Святой покровитель доблести, отваги и любви к своему Отечеству. В народных сказаниях и легендах воспет образ Св. Георгия, прославившийся своими подвигами и благими делами. А молитва Георгию Победоносцу является самой сильной защитой всякому военному чину или тому, на ком лежит ответственность за благополучие жизни людей. Также Георгий принят в Святые покровители скотоводами и пахарями.

Житие Георгия запомнилось в веках, как ряд героических поступков храброго человека, жившего на землях Ливанских и обретшего в сердце своем Господа. Одна из легенд гласит, что был он храбрым воином, который не смог поднять оружие против первых христиан и сам преисполнился веры Христовой. Существует рассказ, в котором храбрый воин пронзил большого змея, защищая некую принцессу. Богословами этот подвиг интерпретируется, как метафора, где под личиной змея спрятался дьявол, а благородная дева – Христова Церковь, честь которой защитил Победоносец.

Как и прочие первые христиане, он столкнулся с огромным сопротивлением вельмож-язычников, которые отвергали Христа, предавая смерти всех Его последователей. Проявил себя Георгий человеком, исполненным величайшей внутренней стойкости и силы, тем он нам и запомнился в веках, как воин, пронзающий врагов своим копьем, как Добро, побеждающее Зло. Образ Св. Георгия испокон является покровителем Руси. В честь его копья происходит название монеты – копейка. А изображение самого Георгия традиционно размещали на военных стягах и хоругвях.

Отдельным подвигом Великомученику вменяется его страшная, преисполненная страданий смерть. Восемь дней испытаний пришлось на долю Святого мужа Георгия. Его пытали, колесовали, распинали и другими способами терзали его плоть, но в конце каждого дня он чудесным образом обретал исцеление, ибо призывал на помощь Силу Небесную в помощники, а Христа в целители. Лишь обезглавив его в 303 году, мучителям удалось умертвить праведного, обладавшего истовой верой. С тех пор возносят Святому мольбы о спасении от бед, получая за свое усердие в молитве желаемое покровительство.

Святой Георгий – защитник и покровитель ратнику

По сути обе ипостаси воина и пахаря, которым покровительствует Святой, – это интерпретация мужского начала. В мирное время пахари и скотоводы пекутся о сытости и счастье соплеменников, а в условиях надвигающейся опасности приходится откладывать в сторону мотыгу и брать оружие в руки, чтобы защитить свое племя от набега врагов.

  • Мужчины-воины молят о защите от ранений, происков врагов и победе над супостатом, напавшим на Родину. Перед походом собирается воинство всем составом, и в ходе церковной службы читается молитва Святому Покровителю.
  • Затем рать благословлялась, перед иконой проводился обряд Причастия и освящения воина, идущего на битву. Икону целовали, принимая из рук священника Святые Дары, дабы Господь и святой Покровитель не оставляли в ратное время солдат без опеки.
  • Также икона Великомученика Георгия обычно сопровождала войско в походе. Обязательно перед каждой битвой старались просить в молитве Святого оградить от поражения и умножить ратное умение, дабы обрести победу над врагом.
 
Статьи по теме:
Какая нация пьет. Самые пьющие страны. Вам понравился материал?
подписывайтесь на нашу email-рассылку
Алкоголь имеет многовековую историю и распространен по всему миру. Употребление спиртного отражает культурные особенности населения разных стран. Горячительные напитки используются в религиозных таинствах и просто для увеселения при застолье. Однако алког
Сергей Никоненко: «Прочитав воспоминания первой жены Есенина, я понял, что она идет ко мне домой Каким было ваше арбатское детство
Дома-музеи, усадьбы, мемориальные кабинеты и мастерские, музеи-квартиры… Вот этот вид из окна, покуривая, наблюдал , по этой лестнице вышагивал на 4-й этаж в свою коммуналку № 12 «красивый, двадцати-двухлетний» , вот эти тома книг в шкафах собирал Плучек
История великой цивилизации
Владимир ХомуткоВремя на чтение: 5 минутА А Структура нефти Западной Сибири Территория залегания энергоресурсов, расположенная в Западной Сибири, является крупнейшей нефтегазоносной провинцией нашей страны. Достаточно сказать, что её доля в начальных сумм
Гера миф древней греции - древнегреческий миф читать онлайн Миф о богине гере краткое содержание
Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна Зевс и Гера Зевс и ГераЗевс - бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, главный из богов-олимпийцев. Гера - третья дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Деметры, Гестии,