Пару слов о Боге нашем - Локи. Записи с меткой боги лжи Жена локи в скандинавской

«В провале средь леса я видела связанным

Несчастий зачинщика, Локи проклятого.

Там Сигин сидит, убиваясь в страданьях

Над мукою мужа…»

«Прорицание вёльвы»

После «Тора» интерес к образу Локи, благодаря интересному сценарию фильма и прекрасной актерской игре Тома Хиддлстона, возрос невероятно. После «Мстителей» уже очевидно, что во всех последующих картинах этой серии Локи будет одним из героев – так прочно он вписался в сюжет.

В этой записи кое что о том, кто такой настоящий, скандинавский Локи, а также о том, где еще можно встретить Локи в литературе.

Локи (также Лофт, Лодур, Хведрунг) – один из «главных героев» скандинавской мифологии. Он фигурирует во многих историях в качестве важного их элемента – иногда это истории про самого Локи, иногда об отвлеченных вещах. В любом случае, фигура Локи в рамках древне-скандинавской картины мира одна из центральных.

Существует, фактически, два Локи, как бы странно это ни звучало. Они отличаются друг от друга характером, делами и, что даже важнее, происхождением.

Так, Локи, который стал прообразом для героя кинофильма «Тор» и «Мстители», был сыном ётуна Фарбаути и гражданки Лаувейи.

Другой Локи, тот, который Лодур, и который, кроме того еще и Яфнхар и Один знает кто еще, фигура настолько темная, что про него я напишу только то, что удалось понять из разнообразных источников: это брат Одина (у него было два брата, которых считают его же ипостасями, и которые, тем не менее, правили в его отсутствие и даже делили с ним одну жену, звали их Вили и Ве), он повелитель Огня и он вместе с Одином сотворил Мидгард из тела поверженного великана Имира, а потом мужчину и женщину. На этом про другого Локи закончим, и просто не будем больше путать его с «настоящим» Локи, который не был асом, повелителем Огня и не сотворял Мидгард (Землю), а также мужчин и женщин.

У «настоящего» Локи была куча других, более важных дел.

Что сделал Локи?

Среди важных дел Локи числится отцовство. Итак, Локи отец следующих существ:

  • Хель – хозяйка мира мёртвых.
  • Фенрир – волк, который слопает солнце во время Рагнарека.
  • Ермунгард – мировой Змей, который фигурирует в литературе даже чаще, чем сам Локи.

Эти трое родились у него от союза с великаншей Ангрбодой.

  • Нари и Нарви – два менее колоритных ребенка от жены Сигюн.

Кроме того, Локи – мать. Как-то раз ему пришлось прикрывать спину асов в небольшом конфликте, связанном с выдачей Фрейи. В общем, он превратился в кобылу и встретился с конем (имя которого вошло в историю, в отличие от многих других имен скандинавской мифологии…) Свадильфари. В результате спустя время Локи родил восьминогого жеребца Слейпнира, на котором теперь катается Один.

Также Локи известен как хороший обманщик. Он обманул:

  • Собственно, строителя Асгарда, который обломался с Фрейей после эпатажного поступка Локи, результатом которого стал Слейпнир.
  • Самого светлого из асов, гражданина Бальдра, сына Одина, которого Локи сначала убил руками слепого Хёда, а потом отказался оплакивать в облике великанши Токк, в результате чего Бальдр так и остался в царстве мертвых (несмотря на ходатайство асов, подкаблучников Одина).
  • Бедного карлика Андвари, который плавал в облике щуки и вообще никого не трогал, и которого Локи не только поймал, но еще и обчистил до нитки, чтобы оплатить собственный промах с убийством выдры, которая оказалась сыном одного авторитетного гражданина.

Еще Локи известен за поступок, который он не совершил, но который ему предначертан Норнами. В предсказании вёльвы Локи «открывает» Рагнарек вместе со своими детьми. Он будет сражаться с Хеймдаллем (который затрубит в рог, возвещающий о начале Рагнарека), и они убьют друг друга.

В кого мог превращаться Локи?

Локи обладал способностью полностью менять свою внешность, так, что никто из живущих, включая асов, не мог узнать его. Среди самых любопытных превращений Локи:

  • Блоха – чтобы украсть у Фрейи украшение.
  • Лосось – чтобы убежать от асов.
  • Лошадь – чтобы сманить Свадильфари.

Вообще таланты Локи к превращению ничем не ограничены и он ими во всю пользовался.

Наказание Локи

После того, как однажды (видимо вследствие сильнейшего нервного срыва) Локи рассказал всем богам, кто они есть и где им место (то есть, по-русски говоря, послал их на три буквы), за ним погналась вся королевская конница и вся королевская рать.

Они догнали Локи, несмотря на то, что тот ухитрился стать лососем, связали кишками его собственного сына Нари (того, что был от законной супруги), затем приковали его к скале, к трем камням (почему не к двадцати шести, собственно?), после чего лыжница Скади (по совместительству инеистая великанша и супруга Ньёрда) подвесила над ним змеюку, яд которой капает ему на лицо, причиняя невероятные страдания. Мстительная женщина, видимо, не могла забыть, как Локи в чем мать родила (прикрыв причинное место козлиной бородкой) плясал возле нее, чтобы рассмешить, ибо именно такое условие великанша поставила в качестве своего приданого.

Верная жена Локи Сигюн не смогла вынести страданий мужа и стала придерживать чашу над его головой, чтобы яд капал в нее. Когда чаша переполняется, Сигюн выливает яд, но на это время яд попадает на лицо Локи – считалось, что именно это вызывает землетрясения, потому что ядом в лицо – это больно.

Роль Локи в мифах

Собственно, Локи был проказником. Как теперь модно говорить, трикстером. Его все любили за то, что он так весело шутит, но когда он пошутил над начальством, его попросили удалиться со сцены.

Одновременно с шутками и розыгрышами Локи совершает куда более серьезные обманы и подставы. Причин на это у него нет, но они ему и не нужны. Образ Локи был и остается синонимом двуличности и лживости, хотя мифологический Локи вообще не воспринимает понятия «лжи» и «правды». Локи хулиганит не потому что мерзавец, а потому что положено по сказке.

Дети Локи (Фенрир, Хель, Слейпнир, Ермунгард) фигурируют в самых разных обликах в западной культуре очень часто. Их имена буквально стали нарицательными, все чаще авторы не поясняют, что именно в их тексте имеется ввиду под словом «Ермунгард» и т.п.

Книги, посвященные каноничному образу Локи:

  • «Старшая Эдда», Сэмунд Мудрый (возм.)
  • «Младшая Эдда», Снорри Стурлусон
  • «Асгард — город богов», Владимир Щербаков
  • «Боги и герои Севера», Патрик Колум

Художественные книги с Локи в одной из центральных ролей:

  • «Асгард Анлимитед», Майкл Стэкпол
  • «Рунная магия», Джоанн Харрис
  • «Маска Локи», Роджер Желязны
  • «Ревущая Труба», Спрэг де Камп

Художественные книги, в которых присутствует Локи, но не является центральным героем:

  • «Американские боги», Нил Гейман
  • «Мой Рагнарёк», Макс Фрай
  • «Замок на стыке миров», Виктор Чирков

Полезные ссылки:

Галерея jen-and-kris – художников, у которых много очень красивых или забавных работ по марвеловским Тору и Локи.

На вики неплохая статья по Локи, хотя там и путаются в некоторых фактах.

Сегодня речь пойдет о боге Локи, который сначала считался духом жизни и являлся воплощением домашнего очага, но затем он начал сочетать в себе черты бога и демона, а потом и вовсе стал скандинавской версией Люцифера. То есть бог Локи это владыка лжи источник обмана и различной клеветы.

Но сегодня мы сместим акценты и я расскажу вам миф о детях Локи.

Видео версия статьи

Однажды, это было еще до того как великаны начали войну с Асами, бог огня Локи, странствуя по свету, забрел в Йотунхейм и прожил там три года у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему трех детей: девочку Хель, змею Йормундгад и волчонка Фенриса. Вернувшись обратно в Асгард, бог огня никому не рассказал о своем пребывании в стране великанов, но всеведущий Один скоро узнал о детях Локи и отправился к источнику Урд, чтобы спросить вещих норн об их дальнейшей судьбе.

— Смотрите, смотрите, сам мудрый отец богов пришел к нам! Но он услышит от нас недобрые вести, — едва увидев его, сказала старшая норна.
— Он пришел услышать от нас то, что надолго лишит его покоя, — добавила средняя норна.
— Да, он пришел услышать от нас о детях Локи и великанши Ангрбоды, — подтвердила младшая из норн.
— Если вы знаете, зачем я к вам пришел, так ответьте мне на тот вопрос, который я хотел вам задать, — сказал Один.
— Да, мы ответим тебе, — вновь заговорила Урд. — Но лучше бы тебе не слышать наших слов. Знай, что те, о ком ты хотел спросить, принесут богам много несчастий.
— Двое из них принесут смерть тебе и твоему старшему сыну, а третья будет царствовать после вас, и ее царство будет царством тьмы и смерти, — добавила Верданди.
— Да, волк убьет тебя, а змея — Тора, но и они сами погибнут, а царство третьей будет недолгим: жизнь одержит победу над смертью, а свет — над тьмой, — сказала Скульд.

Печальный и озабоченный возвратился владыка мира в Асгард. Здесь он созвал всех богов и поведал им о предсказании норн, а Тора послал в Йотунхейм за детьми Локи. С тревогой выслушали Асы слова Одина, но еще больше испугались они, когда бог грома привез с собой на своей колеснице Хель, Йормундгад

Еще совсем юная, Хель была уже на две головы выше своей исполинской матери. Левая половина ее лица и туловища была красной, как сырое мясо, а правая — иссиня-черной, как беззвездное небо страны вечной ночи. Змея Йормундгад, вторая дочь Ангрбоды, еще не успела вырасти — в ней было не более пятидесяти шагов, — однако из ее пасти уже сочился смертельный яд, а ее холодные светло-зеленые глаза сверкали беспощадной злобой. По сравнению с обеими сестрами их младший брат, волчонок Фенрис, казался совсем безобидным. Ростом с обычного взрослого волка, веселый и ласковый, он понравился богам, которые не нашли в нем ничего опасного для себя. Один, сидя на своем троне, внимательно оглядел всех троих.
— Слушай меня, Хель, — произнес он. — Ты так велика и сильна, что мы решили сделать тебя повелительницей целой страны. Эта страна лежит глубоко под землей, и даже под Свартальфахеймом. Ее населяют души умерших, тех, кто недостоин жить с нами в Валгалле. Ступай туда и никогда больше не появляйся на поверхности земли.


— Я согласна, — сказала Хель, наклоняя голову.
— Ты, Йормундгад, — продолжал Один, — будешь жить на дне мирового моря. Там для тебя найдется довольно места и пищи.
— Я соглассссна, — прошипела Йормундгад, сворачиваясь кольцом и глядя на богов жестким немигающим взглядом.
— А ты, Фенрис, — промолвил Один, обращаясь к волчонку, — будешь жить у нас в Асгарде, и мы воспитаем тебя сами.

Фенрис ничего не ответил: он был так мал и глуп, что еще не умел говорить.

В тот же день Хель отправилась в царство мертвых, где и живет до сих пор, повелевая душами умерших и зорко следя за тем, чтобы ни одна из них не вырвалась на свободу.

Змея Йормундгад опустилась на дно мирового моря. Там она все росла и росла, так что наконец опоясала кольцом всю землю и положила голову на собственный хвост. С этого дня ее перестали называть Йормундгад, а прозвали змея Митгард, что означает «Мировая змея».

Фенрис целый год жил в Асгарде, но и он с каждым часом становился все больше и больше, и вскоре из игривого волчонка превратился в такое чудовище, что уже никто из богов, кроме бога войны Тюра, который его кормил, не решался подойти к нему близко. Тогда Асы решили привязать Фенриса и больше месяца трудились, пока не сковали цепь, которая, как они думали, сможет его удержать. Эта цепь называлась Лединг и была самой толстой цепью на свете. Боги принесли ее волчонку и сказали:
— Ты уже вырос, Фенрис. Пора тебе испытать свои силы. Попробуй разорвать цепь, которую мы сделали, и тогда ты будешь достоин жить с нами в Асгарде.

Фенрис внимательно звено за звеном осмотрел Лединг и ответил:
— Хорошо, наденьте мне ее на шею. Довольные Асы сейчас же исполнили его желание и надели на него цепь.
— А теперь отойдите подальше, — сказал волчонок. С этими словами он приподнялся, встряхнул головой, и Лединг со звоном разлетелся на куски.
— Вот видите, я достоин жить среди вас, — гордо заявил Фенрис, снова ложась на свое место.
— Да, да, Фенрис, ты достоин жить среди нас, — переглядываясь между собой, отвечали испуганные Асы и поспешили уйти, чтобы начать делать вторую цепь.

На этот раз они работали целых три месяца, и выкованная ими цепь, Дромми, оказалась в три раза толще, чем Лединг.
— Ну, уж ее-то Фенрису не разорвать, — говорили они друг другу, весело неся Дромми волчонку.

Однако, когда он встал, чтобы их приветствовать, и они заметили, что его спина уже возвышается над гребнем крыши Валгаллы, веселость богов сразу прошла.

Увидев Дромми, Фенрис оглядел ее так же внимательно, как перед этим Лединг.
— Ваша новая цепь намного толще старой, — сказал он, — но и мои силы прибавились, и я с удовольствием их испробую. И он подставил богам свою шею. Асы надели на нее цепь, и тогда волчонок встряхнулся, но цепь выдержала. Тогда глаза его загорелись, и он с рыком потянулся. Дроми разлетелась надвое, а Фенрир стоял, как ни в чем не бывало, сверля Скирнира злобным взглядом.

Пораженные ужасом, боги снова собрались на совет.
— Нам незачем делать третью цепь, — говорили они, — все равно, пока мы ее скуем, Фенрис вырастет еще больше и разорвет ее так же, как и две первых.
— Хорошо, тогда обратимся за помощью к цвергам, — сказал Один. — Может быть, им удастся то, что не удалось нам.

И, вызвав к себе гонца Асов, Скирнира, он послал его в Свартальфахейм. Услышав просьбу отца богов, цверги долго спорили между собой, не зная, из какого металла ковать цепь, но наконец старейший из них сказал:
— Мы сделаем ее не из металла, а из корней гор, шума кошачьих шагов, бород женщин, слюны птиц, голоса рыб и сухожилий медведей, и я думаю, что такую цепь не разорвет даже Фенрис.

Так и случилось, что спустя еще два месяца Скирнир принес богам цепь Глейпнир, сделанную по совету старейшего из гномов. А кошачьи шаги стали с тех пор бесшумными, у женщин нет бород, у гор — корней, у птиц — слюны, у медведей — сухожилий, а у рыб — голоса.

Когда Асы впервые увидели Глейпнир, они были очень удивлены. Эта цепь была не толще руки и мягка, как шелк, однако чем сильнее ее растягивали, тем прочнее она становилась. Теперь оставалось только надеть ее на Фенриса, но боги решили сначала отвести его на остров Лингви, лежащий в мировом море, где бы волчонок не мог причинить вреда, ни им, ни людям.
— Ты должен подвергнуться последнему и самому важному испытанию, Фенрис, — объявили они младшему из детей Локи. — Если ты его выдержишь, твоя слава разнесется далеко по всему свету, но для этого ты должен последовать за нами туда, куда мы тебя отведем.
— Я готов, — согласился Фенрис.

Однако, когда Асы привели его на остров Лингви и хотели было накинуть на него Глейпнир, волчонок сердито оскалил зубы.
— Эта цепь так тонка, — заявил он, — что, если она не волшебная, разорвать ее ничего не стоит, а если она волшебная, то я могу и не разорвать ее, несмотря на всю мою силу. Значит, я или не добуду никакой славы, или сделаюсь вашим пленником.
— Ты ошибаешься, Фенрис, — возразил Один. — Если ты не разорвешь нашей цепи, значит, ты настолько слаб, что нам нечего тебя бояться и мы тут же дадим тебе свободу, если же ты ее разорвешь, то ты и так ничего не потеряешь.
— Мудреные вещи ты говоришь, — усмехнулся волчонок. — Хорошо, я позволю вам подвергнуть себя и этому испытанию, только пускай кто-нибудь из вас вместо залога положит мне в пасть свою правую руку.

Боги с тоской переглянулись. Пленение Фенрира было бы благом для всех, но кто согласится пожертвовать ради этого рукой? Асы один за другим отступили. Но не Тюр, отважный меченосец. Он шагнул к Фенриру и протянул левую руку к его громадной пасти.
— Не эту руку, о Тюр, а ту, в которой ты держишь меч, — прорычал Фенрир, и Тюр вложил правую руку в страшный зев.

Боги накинули на шею волчонку Глейпнир, другой конец которого уже заранее прочно прикрепили к огромной скале. Фенрис потряс головой, потом потянул все сильнее и сильнее, но чудесная цепь не разрывалась.
— Нет, — прохрипел, наконец, полузадушенный волчонок, — я не могу ее разорвать, освободите меня! Асы не двинулись с места.
— Ах, так, значит, вы меня обманули! — бешено зарычал Фенрис.

Одним движением челюстей он откусил руку у Тюра и, скрежеща зубами, бросился на остальных Асов. Навстречу ему выступил Хеймдалль и воткнул в его пасть меч с двумя клинками. Концы этих клинков вонзились в верхнюю и нижнюю челюсти волчонка, и тот, не в силах их закрыть, завыл от боли и злобы. Мощным потоком хлынула с его языка пена. Из этой пены образовалась река под названием Вон — река ярости, которая текла до наступления Рагнарёка, гибели богов.

Пока одни из богов перевязывали рану Тюра, другие, во главе с Одином, взяли скалу, к которой был привязан Фенрис, и опустили ее вместе с ним глубоко под землю, где этот страшный волк живет и поныне, продолжая расти и набираться сил и, поджидая той минуты, когда исполнится предсказание норн. Так Асам удалось на долгое время избавиться от страшных детей бога огня.

Андвари . Он вылавливает карлика изобретенной им рыболовной сетью, так как Андвари принял облик щуки, и отбирает у него несметные богаства. Среди них и золотое кольцо , на которое карлик наложил проклятье. Это проклятие вместе с золотом переходит на дракона Фафнира и кузнеца Регина, а затем на Зигфрида (Сигурда) и других нибелунгов .
Локи - так же считается богом огня. Локи высок ростом, смел и красив, но очень зол и коварен.
По-видимому, Лофт (Loptr) и Лодур (Lo?urr)" - также его имена.
Отец Локи - великан Фарбаути, мать - Лаувей (или Наль); жена Локи - Сигюн. Снорри Стурлусон в «Младшей Эдде» в качестве брата Локи называет Бюлейста или Хельблинди (эпитеты Одина). В «Перебранке Локи» («Старшая Эдда») говорится о кровном братстве Локи и Одина. Сигюн родила Локи двух сыновей Нари и Нарви, но, кроме того, Локи и великанша Ангрбода породили хтонических чудовищ - хозяйку царства мёртвых Хель, волка Фенрира и мирового змея Ермунганда . Изменив пол и превратившись в кобылу, Локи. породил также Слейпнира - восьминогого коня Одина от жеребца Свадильфари, принадлежавшего строителю Асгарда . В «Младшей Эдде» рассказывается, что великан взялся с помощью своего коня построить богам-асам город в полтора года, с тем чтобы ему в виде платы отдали солнце, луну и богиню Фрейю . Локи, приняв обличье кобылы, отвлекал коня от строительных работ, чтобы великан не мог завершить в срок постройку Асгарда и лишился обещанной «платы».
В качестве члена троицы асов, то есть вместе с Одином и Хёниром, Локи (под именем Лодура) участвует в оживлении древесных прообразов людей (см. Аск и Эмбля). В сопровождении Одина и Хёнира он участвует также в приключениях с великаном Тьяцци, описанных в «Младшей Эдде». Тьяцци в обличье орла не даёт изжариться бычьему мясу, которое готовят для своей трапезы странствующие асы, и требует себе дичи. Когда орёл хватает лучшие куски, Локи ударяет его палкой, но руки и палка пристают к телу орла. Тьяцци уносит Локи и соглашается его отпустить только в том случае, если Локи доставит ему богиню Идунн и её золотые яблоки, дарующие молодость. Локи заманивает Идунн в лес, обещая показать ей якобы найденные им другие золотые яблоки, и отдаёт её во власть Тьяцци. Но боги, оставшись без «молодильных яблок», стали стареть и седеть; схватив Локи, они стали угрожать ему смертью. Тогда Локи в одолженном им у Фрейи соколином оперении полетел к Тьяцци, похитил Идунн и, превратив её в орех, доставил в Асгард, а прилетевшего вслед Тьяцци-орла асы подпалили и убили. За это осиротевшей дочери великана - Скади , пошедшей с оружием в руках мстить за отца, они должны были предоставить мужа из числа асов, причём Скади поставила также условием мира, чтобы её рассмешили (в сказках этот мотив обычно представляет «трудную задачу» жениха). «Несмеяну» рассмешил Локи, привязав бороду козла к своим половым органам.
В сопровождении Одина и Хёнира Локи добывает сокровище карлика Андвари, о чём рассказывается в прозаическом вступлении к «Речам Регина» в «Старшей Эдде», а также в «Младшей Эдде» - при объяснении, почему золото называют «выкупом за выдру». Локи убил камнем выдру, которая у водопада ела лосося, но выдра (Отр) оказалась сыном Хрейдмара , у которого асы заночевали, и им пришлось согласиться на большой выкуп золотом хозяину. Тогда Локи поймал сетью карлика Андвари , плававшего в воде в облике щуки, и отобрал его золотые сокровища, хранившиеся в скале, в том числе и кольцо, на которое Андвари наложил проклятие. Как рассказывается дальше, это проклятие впоследствии переходит на сыновей Хрейдмара - Фафнира и Регина , затем на Сигурда и нифлунгов. Так рассказ о Локи и Андвари включается в скандинавскую версию цикла нибелунгов.
По инициативе Одина Локи похищает украшение Фрейи - Брисингамен , для чего ему приходится превратиться в блоху. За эту же драгоценность (как упоминает скальд Ульв Уггасон) Локи и Хеймдалль в обличье тюленей боролись у камня Сингастейн. В качестве спутника Тора Локи участвует в его походах против великанов Трюма , Гейррёда и Скрюмира. Локи помогает Тору хитростью вернуть похищенный Трюмом молот Тора («Песнь о Трюме» в «Старшей Эдде»). По его совету Тор переодевается в одежду Фрейи, которая якобы едет к Трюму невестой, а сам Локи - в одежду её служанки; благодаря находчивым ответам Локи, Трюма удаётся обмануть. Локи, правда, проигрывает соревнование с Логи (огнём) в пожирании пищи при посещении с Тором великана Утгарда-Локи, а в истории с великаном Гейррёдом Локи, преобразившийся в птицу и пойманный Гейррёдом, вынужден по его требованию доставить в страну великанов безоружного Тора. Наконец, Локи сам срезает у Сив - жены Тора её золотые волосы и затем из страха перед Тором добывает такие же волосы, заставив карликов- цвергов - искусных кузнецов их выковать. Локи бьётся об заклад, что цверги не выкуют лучших сокровищ для асов, а когда они выковывают сокровища, убегает от них при помощи башмаков, которые дают возможность быстро мчаться по воде и по воздуху (в других случаях Л. берёт соколиное оперение у богини Фригг или Фрейи или сам превращается в птицу). Когда Тор его хватает, Локи соглашается, чтобы ему отрезали голову, не касаясь щёк, и Тор ограничивается тем, что зашивает ему рот («Младшая Эдда»)/

В указанных сюжетах, имевших, возможно, первоначально характер этиологических мифов, Локи выступает прежде всего как добытчик-похититель, прибегающий к хитрости и обману, но действует он при этом добровольно или вынужденно то в интересах богов, то в ущерб богам - в интересах великанов (он как бы способствует циркуляции ценностей между различными мирами). Как явствует из «Перебранки Локи», Локи на пиру богов у морского великана Эгира нарушает ритуальный мир, убивает слугу и поносит всех богов, обвиняя их в трусости, распутстве и т. д. В кратком прозаическом заключении говорится о страшном наказании Локи богами: хотя он спрятался (превратившись в лосося) в водопаде Франангр, асы его поймали и связали кишками собственного сына Пари, тогда как его другой сын Нарви превратился в волка. Скади, дочь великана Тьяцци, повесила над лицом Локи ядовитую змею, яд которой приносил ему мучения (хотя Сигюн, жена Локи, и подставляла чашу под капающий яд); когда капли яда попадали на Локи, он содрогался, вызывая землетрясение.

В «Младшей Эдде» рассказу о ловле богами Локи. предшествует мотив изобретения Локи первой рыболовной сети. Боги ловят его сетью. История страшной мести богов Локи отнесена в «Прорицании вёльвы» и в «Младшей Эдде» ко времени после убийства Бальдра. В «Младшей Эдде» (в «Прорицании вёльвы» только смутные намёки) Локи рисуется «убийцей советом» (ra?bani) Бальдра : Локи подсунул убийственный прут из омелы слепому богу Хёду, а затем в обличье великанши Тёкк отказался оплакивать убитого и тем самым не дал ему возможности вернуться из царства смерти хель. За этим и следует рассказ о том, как боги изловили Локи, а затем привязали накрепко к трём камням (аналогично тому, как были прикованы хтонические чудовища, в частности Фенрир). Локи остаётся прикованным до конца мира; во время последней битвы богов и чудовищ (см. Рагнарёк) он приводит корабль мертвецов из хель для борьбы с богами, сам сражается с богом Хеймдаллем, причём Локи и его противник убивают друг друга.
Интерпретация образа Локи. до сих пор является предметом дискуссии. В «Младшей Эдде» имя Л. связывается в порядке народной этимологии с Логи (Logi, «огонь»), что в своё время породило ошибочную концепцию о том, что Локи - бог или демон огня, наподобие ведийского А гни. Этой точки зрения придерживались Я. Гримм, Н. М. Петерсен, Т. Визен, В. Рюдберг, П. Харман, Г. Вильке, Э. Майер. Ф. фон дер Лайен и Э. Могк считали Л. не только демоном огня, но его добытчиком, культурным героем, вроде Прометея. О. Шонинг, X. Шюк и Ф. Шредер противопоставляли «огневой» теории интерпретацию Локи как хтонического демона или как специального «эсхатологического» бога - виновника конца мира (отчасти исходя из сближения слова Loki с глаголом lukan, «запирать», и с учётом определённой роли Л. в скандинавской эсхатологии). Ф. Иоунссон связывал Локи с титанами, а С. Бугге в соответствии со своей теорией христианских корней скандинавской эсхатологии - с Люцифером . Э. И. Грас сблизил Локи с континентально-германскими демонами, не столько огневыми, сколько водяными, а X. Веландер - с цвергами. Впоследствии А. Ольрик обратил внимание на сходство имени Л. с шведско-норвежским Локки - духом очага, с датским Lokki, означающим воздушное, блестящее существо, и с шведским народным обозначением сетей паука - Loka n?t. Ольрик считал, что в образе Локи эти представления слились с образом культурного героя и хозяина воды. Ян де Фрис, а затем и А. Б. Рут интерпретируют Локи как мифологического плута-трикстера. Рут считает, что Локи как антропоморфный трикстер развился из териоморфного трикстера-паука (паук во многих местах Скандинавии обозначается словом locke, а паук-трикстер - популярная фигура в фольклоре народов Америки, Африки, Океании, Индии.

Связь Локи с эсхатологией Рут относит за счёт влияния средневековой учёной традиции. Ж. Дюмезиль и Ф. Стрём пытались опровергнуть концепцию Локи-трикстера, исходя из первичности демонизма Л. и его особой роли в смерти Бальдра. В качестве объясняющей параллели Дюмезиль привлёк ирландского Брикрена (один из персонажей уладского цикла ирландских саг) и в особенности осетинского Сырдона как подстрекателя к убийству героя Сослана. Стрём, сближая Локи. с Одином, доводит его почти до полного отождествления. Краткий обзор сюжетов, связанных с Локи, подтверждает, что Локи не демон огня, а комически-демоническая фигура (и комизм, и демонизм Локи исконные), отрицательный вариант культурного героя (положительный - Один) и мифологический плут-трикстер с отчётливой хтонически-шаманской окраской (присущей также и Одину). Участие в оживлении первых людей, изобретение рыболовной сети, добывание сокровищ для богов у цвергов - всё это типичные деяния культурного героя, а «похищение» - типичная форма добывания культурных благ в архаической мифологии. Правда, речь здесь идёт не о первоначальном добывании, а о перераспределении каких-то ценностей, похищении их у великанов для богов и обратно, циркуляции этих ценностей между различными мирами. В этой посреднической роли Локи, так же как в его способности превращаться в рыб, птиц, насекомых, ластоногих, изменять свой пол, сказываются шаманские черты. Трюки, с помощью которых Локи достигает цели, и его шутовские проделки и переодевания специфичны для трикстера. Л. - отец хтонических чудовищ, в том числе хозяйки подземного царства мёртвых, виновник и одновременно «козёл отпущения» в ритуальном убийстве Бальдра (таким же трикстером является и Сырдон - виновник смерти Сослана, с которым Л. сравнивает Дюмезиль), участник борьбы с богами в Рагнарёк. Локи - двойник Одина в космологических и этиологических мифах и его антипод в эсхатологических. Если же учесть хтонические и шаманские черты Одина, а также вероятность гипотезы о том, что именно он тайный виновник жертвоприношения Бальдра, то можно допустить тесную генетическую близость Локи к Одину. Роль Локи как спутника Тора, по-видимому, вторична.
За исключением упоминания Logabore рядом с Воданом (Одином) и Донаром (Тором) в древнегерманской рунической надписи 6-7 вв. нет никаких следов культа Локи или какой-либо его роли в мифологии континентальных германцев. Нет культа Локи и в Скандинавии. Связь Локи с рыболовством и охотой на водяных животных, возможно, отражает некоторые контакты с финской мифологией, хотя предположения о прямой связи Локи с Лоухи или косвенной - с Вяйнямёйненом (сюжет рыбной ловли) весьма условны.

Бог Локи - самый загадочный персонаж в скандинавской мифологии, принадлежащий к касте скандинавских богов-асов. Начинавший свою жизнь с невинных проказ, с годами он превратился в хитрого и зловредного бога, способного перевоплощаться для достижения своих целей. Вся его жизнь состоит в оказании помощи одним богам и великанам и в нанесении вреда другим. Локи непредсказуем в своих деяниях, он как стихия — неотделим от опасности и разрушений, ведущим к переменам и рождению новой жизни. В нем уживается одновременно добро и зло, гибель и выживание. Его призывают на помощь, когда уже нет никаких надежд на спасение. И в то же время, не зная преград в злонамеренных поступках, Локи представляет воплощение зла, способствовавшее гибели богов и разрушению традиционного миропорядка.

Локи (бог): мифология расскажет о его семействе

Родителями его являются великан Фарбаути и Лаувея (Наль). В скандинавских мифах говорится о том, что у Локи были два брата — Хенир и Один. Первой женой Локи была Глют, родственная стихии огня, от которой у него было две дочери. Второй раз он женился на великанше Ангрбод, от которой родились три чудовища - Хель, богиня царства Мертвых, волк Фенрир и гигантский змей Ермунганд. Его третьей женой стала преданная Сигюн, родившая сыновей Нари и Нарви. Локи испытал себя и в материнской роли, превратившись в кобылу, он соблазнил жеребца Свадильфари, и родил от него чудесного восьминогого коня Слейпнера, способного путешествовать по девяти мирам. Но этим Локи не ограничился в продолжении своего рода. В одном из сказаний говорится, что он стал прародителем всех ведьм, когда съел обгоревшее сердце злой женщины, отчего зачал и породил потомство колдуний.

Внешность и характер

Локи - искусный оборотень

Локи известен как искусный бог превращений. Его уникальная способность перевоплощения в любое животное, изменения обличья и пола породила выражение «маска бога Локи». Для свершения своих добрых и злых замыслов он превращается в коня, рыб, насекомых, птиц и ластоногих. Но более всего ему подходит паук, схожий с ним по названию в шведском языке - lockke. Он нередко для достижения своей цели принимает женский облик - богини Фрейи, великанш Текк и Ангборд, использует переодевания в женские одежды. Магическими атрибутами Локи являются волшебные башмаки.

Бог огня

В одной из версий о происхождении Локи - бог огня. Считается, что имя его произошло от слова «логи» - огонь. Так это или нет, но в далеком каменном веке люди почитали Локи как бога огня. Его стихией был неукротимый огонь, горящий ярким пламенем. Существует сказание, что однажды Бог огня Локи устроил соревнование с собственной стихией - Духом огня. Сутье его - кто больше съест. Сам Бог осилил только часть имеющейся еды, а вот Дух огня вырос в великана и принялся поедать все подряд - пищу, посуду, стол, оставив после себя только пепел. Первой женой Локи в бытность его Богом огня была Глут, что означает "сияние". Она родила ему двух дочерей — Эйзу (уголья) и Энмиру (пепел). Все имена семейства были тесно связаны с огнем и теплом, поэтому крестьяне чтили Локи и как бога домашнего очага. В глубоком смысле Локи являлся богом-Светоносцем, пробуждающим божественный огонь, скрывающийся в каждом земном существе.

Место обитания Локи

У Локи никогда не было постоянного места проживания. Он путешествовал по девяти мирам, но чаще всего его встречали в Йотунхейме. В Асгарде, по ряду причин, он появлялся очень редко, разве только тогда, когда там ему назначалась встреча с каким-либо асом. Где он находится сейчас, освободился ли от оков и покинул ли темную пещеру, не знает никто, но считается, что это не мешает ему перевоплотиться в другое обличье и путешествовать во всех девяти мирах. Даже изгнание из Асгарда, жестокое наказание, принесшее глубокие раны на тело и душу, не смогли изменить его. Он остался сильным, хитрым и опасным для тех, кто не пришелся ему по нраву.

Локи в современном мире

Люди, появившиеся на свет с 21 января по 19 февраля, считаются рожденными в месяц Локи. Коварное божество старается влиять на их судьбу и постоянно подвергает их различным испытаниям, проверяя на выносливость, честность и откровенность. Прошедшие с честью проверку вознаграждаются различными подарками судьбы и исполнением желаний. Если относиться к Локи с пренебрежением, можно получить от него различные неприятности. Своих поклонников он может подключить к своей неугасимой энергии и будет оберегать от коварства, обмана и мошенничества. Хотя за помощь он любит требовать плату, поэтому лучше сразу обращаться к нему с подарком. Из презентов он предпочитает крепкие спиртные напитки, конфеты, пирожки, забавные безделушки, а также громкие фейерверки. Принимает подношения в размерах и цене, которые человек может себе позволить по финансовому положению. Чтобы Локи, был добрым к вам, следует чаще зажигать свечи и произносить слова заговора: «Свечи зажигаю, Локи зазываю. Молния и огонь, станьте за меня горой!»

Локи

Локи (др.-нор. Loki, также Loki Laufeyjar sonr — Локи, сын Лаувей) — божество (предположительно бог огня, так же упоминается в качестве бога хитрости и обмана и т. п. качеств) в германо-скандинавской мифологии, происходит из рода , но асы разрешили ему жить с ними в за его необыкновенный ум и хитрость. Другие имена Локи — Лодур, Лофт.

Существует мнение, что Локи не является настоящим богом, так как принадлежит к роду ётунов. До того, как великаны начали войну с , Локи прожил три года в у великанши . За это время она родила ему трёх детей: дочь — наполовину красную, наполовину синюю (богиня царства мертвых), гигантского змея и чудовищного волка . Также у него есть двое детей от Сигюн: Нари и Вали (в др. вариантах: Нари и Нарви, Вали и Царви). Кроме того, в говорится, что Локи породил всех ведьм, съев полусгоревшее сердце злой женщины и таким образом зачав.

Черты Локи характерны для трикстеров: двуличность, изворотливость, хитрость, коварство. Часто Локи считают лживым, но это не совсем так: понятия «ложь» и «истина» для Локи просто отсутствуют. Он причинил много бед другим асам, в частности, привел к гибели бога . С другой стороны, асы часто прибегали к его услугам в тех случаях, когда надо было проявить хитрость. Локи обладал способностью менять свою внешность. Так, он в образе прекрасной кобылы сманил коня по имени Свадильфари у ётуна-каменщика, строившего , чем избавил асов от необходимости отдавать последнему в жены богиню . При этом Локи забеременел, после чего выносил и родил восьминогого жеребёнка , на котором впоследствии ездил . Благодаря Локи Асы получили такие сокровища, как молот Мьёлльнир, копьё Одина Гунгнир, корабль Скидбладнир, кольцо Драупнир и вепря Гуллинбурсти.

После гибели Бальдра Локи явился на пир богов, где устроил свою , которая описывается в отдельной песне . Смертельно оскорбив по очереди всех асов, включая Одина, Локи попытался скрыться от их мести. Разгневанные кознями Локи, асы поймали его и двух его детей, Нари превратили в волка и он разодрал брата на части. Кишками Вали связали Локи и приковали к скале, к трём камням. Скади, мстя за своего отца, повесила над его головой змею, яд которой непрерывно капает на лицо Локи. Но верная жена бога Сигюн держит над ним чашу, в которую и собирается яд. Когда чаша переполняется, Сигюн идет опорожнить её, а в это время яд капает на лицо Локи, и он бьётся в мучениях, именно это является причиной землетрясений.

 
Статьи по теме:
Гера миф древней греции - древнегреческий миф читать онлайн Миф о богине гере краткое содержание
Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна Зевс и Гера Зевс и ГераЗевс - бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, главный из богов-олимпийцев. Гера - третья дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Деметры, Гестии,
Глеб савченко: «если бы не жена…
Входит в десятку лучших профессиональных исполнителей латино-американских танцев в мире. Эта пара радовала телезрителей весь сезон «Танцев со звездами - 2015 », и неудивительно, что она удостоились приза зрительских симпатий.К Глебу Савченко как к професс
Денис аблязин - гордость российской гимнастики
Денис Михайлович Аблязин – российский спортсмен, член сборной России по спортивной гимнастике, многократный призер Олимпийских игр, чемпион мира. Он родился 3 августа 1992 года в Пензе. Его рост достигает 161 см.Начало карьеры С детства мальчик занимался
Математика на пальцах: методы наименьших квадратов Аппроксимация экспериментальных данных методом наименьших квадратов
Метод наименьших квадратов (МНК, англ. Ordinary Least Squares, OLS ) - математический метод, применяемый для решения различных задач, основанный на минимизации суммы квадратов отклонений некоторых функций от искомых переменных. Он может использоваться дл