Объяснение каждой черты. Общее значение согласно Ю

Господствует единство ясности и простоты, которое принесет вам пользу, если достойные замыслы вы будете проводить в жизнь достойными средствами. Время высшей активности еще не настало. Судьба скоро улыбнется вам, но лишь в том случае, если вы умеете терпеливо ждать. Порой вы слишком озабочены любовными делами, но не волнуйтесь, все ваши желания исполнятся в свой срок.

Подлинное возвращение приводит к полному погашению вины, к совершенному исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно поэтому, что вслед за ситуацией Возвращение следует непосредственно Беспорочность. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная ситуация — это то время, когда может быть ослаблена бдительность, внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям.

Именно здесь все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта ситуация — момент перед ее наступлением — не предрасположена к тому, чтобы сразу же предпринимать какие-нибудь действия. Поэтому и в тексте мы читаем:

Беспорочность. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Если кто не прав, [у того] будет беда. Не благоприятно иметь, куда выступишь.

Если предыдущий текст и указывает на необходимость «не выступления», пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности. Движение и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти такое требование ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного рода. Это положение, вытекающее из общего содержания текстов данной гексаграммы, необходимо иметь в виду при интерпретации лаконичного текста:

В начале сильная черта. Беспорочное выступление. К счастью.

Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в комментаторской литературе. Комментатор Вань И, которого мы придерживаемся главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста, которое в начале не отличается от понимания этого места у Р. Вильгельма. Однако здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, «запахав поле, не думать об урожае…», как полагает Р. Вильгельм, а в том, чтобы «собирать урожай, не запахав поле», т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя «Книги Перемен» [«Сяо сян-чжуань»] здесь говорится только: «[это] еще не богатство». Такое именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би, которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да при Танской династии. Фраза Ван Би: «собирать урожай, не запахнув поле» по данному субкомментарию значит: «сделать все, что необходимо на пути подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только сохранять то, что [оказывается] в конце. Так, например, земледельцу: не сметь, полагая начало — запахать, а только стоя на втором месте — собрать урожай…» и т.д. Однако и наш комментатор Вань И приходит в конце отрывка комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би: «…Не пахать, не разработать поле по первому году — это значит совершенно не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году». Но как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на третий год поле? Конфуций говорил о «живущих в тени и так добивающихся своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды»; кроме того, он говорил: «В пахоте, уже в ней заключен голод (как то, что стимулирует к целеустремленной деятельности); в обучении, уже в нем заключено жалованье (как объект стремлений)». Слабая черта на второй позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой, она наверху имеет соответствие с государем — сильной чертой на пятой позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве, знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет «благоприятно иметь куда выступить», и не изменять своей основы (позиции). Так как и это место комментария Вань И может быть все же истолковано в духе Р. Вильгельма, а не в духе Ван Би, то было необходимо дать объяснение, несколько превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать перевод текста:

Слабая черта на втором месте. Если, не запахав, собираешь урожай, не разработав поля [в первый год], воспользуешься им [на третий], то будет благоприятно иметь куда выступить.

В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции, т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей. Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Так как третья позиция представляет собой выход вовне, то здесь этот выход вовне затруднен еще тем, что подлинного знания здесь не накоплено. Тем не менее, при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для них, для других, эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам человек не сможет достичь ничего. Кто-то другой может завладеть его имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего в своем городе, не получит ничего. Поэтому в тексте мы читаем:

Слабая черта на третьем месте. Беспорочному — бедствие. Он, может быть, привяжет своего быка, а прохожий завладеет им. Для него, живущего в этом городе, бедствие.

Четвертая позиция, как мы знаем, представляет собой позицию, тяготеющую к пятой. Пятая, как центральная, занимает самое главное, доминирующее положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности — это подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая здесь к пятой, охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое соблюдение своей беспорочности, — больше ничего. Поэтому и текст весьма лаконично в этом случае говорит только:

Сильная черта на четвертом месте. Если сможешь быть стойким, хулы не будет.

Пятая черта — главная в данной гексаграмме. Все существует для человека, но человек, переживающий такую ситуацию, где все он осознает существующим для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию мира. Для ситуации беспорочности такое состояние человека может быть названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собой выход из данного положения, т.е. выход из беспорочности, превращение беспорочности в иное, т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу никак не может. Следовательно, выход из данного положения — исцеление болезней — может быть только внутренний, только теми силами, которые были указаны во второй черте. Поэтому в тексте говорится:

Сильная черта на пятом месте. Болезнь беспорочного. Не принимай лекарств, — будет радость.

Шестая черта характеризует переразвитие данного процесса. Характер всей этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в исполнении ее, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы здесь имеем конец ситуации, постольку и конец этой бдительности, конец собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек накликал по своей вине на себя, появляется в тексте, в котором мы читаем:

Наверху сильная черта. Беспорочность уходит. Будет беда, вызванная по своей вине. Ничего благоприятного.


У-ван (Беспорочность): у - лишенный, не имеющий; ван - пойманный, несвободный, участвующий, запутавшийся; суетность, спешка, беспокойство, глупость; лгать, обманывать; праздный, тщетный, безосновательный, ложный; жестокий, безумный, неорганизованный.

Изначальное свершение.
Благоприятна стойкость.
Если кто не прав, у того будет беда.
Не благоприятно иметь, куда выступить.

Это время возвышения над повседневностью. Не давайте событиям увлечь и запутать себя. Если вы освободитесь от пустых страстей, суетности и тщеславия, то сможете действовать непринужденно и уверенно. Избавьтесь от гнева, похоти, ненависти и алчности. Вы можете непосредственно влиять на ход событий. Однако если вы не сделаете этого, то будете постоянно совершать ошибки, основанные на невежестве и неправильном восприятии происходящего. Тогда все будет бесполезно. Нынешняя ситуация вдохновляется духом Неба. Пребывайте в духе и продвигайтесь вперед, шаг за шагом. Если вы сделаете это, вас ждет успех. Если вы запутаетесь в повседневности и утратите связь с Небом, останется лишь раскаяние.

Подлинное возвращение приводит к полному погашению вины, к совершенному исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно поэтому, что вслед за ситуацией Возвращение следует непосредственно Беспорочность. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная ситуация – это то время, когда может быть ослаблена бдительность, внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям. Именно здесь все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта ситуация – момент перед ее наступлением – не предрасположена к тому, чтобы сразу же предпринимать какие-нибудь действия.

Внешний и Внутренний миры: Небо и Гром

Внутренний рост остается свободным от затруднений благодаря постоянной связи с Небом.

Свобода от противоречивых страстей содержит скрытую возможность постепенного приближения к цели.

Последовательность

Полноценное возвращение освобождает от мирских уз. Осознание этого позволяет пользоваться беспорочностью.

Определение

Беспорочность означает внутреннюю чистоту.

Символ

Под небом гремит гром. Беспорочность.
Правители древности пользовались изобилием для питания.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале девятка

Беспорочное выступление. Счастье.

Вы начинаете действовать, освободившись от ненужных страстей и забот. Путь открыт. Осуществляйте свой замысел.

Если предыдущий текст и указывает на необходимость “не выступления”, пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности. Движение и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти такое требование ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного рода.

Линия 2

Шестерка вторая

Если, не запахав поле, соберешь урожай,
И, не разработав в первый год поле, в третий год используешь его,
Будет благоприятно иметь, куда выступить.

Это один из наиболее трудных и противоречивых моментов для интерпретации. Принято считать, что собирать урожай, не запахав поле, означает довольствоваться малым. Тот, кто использует поле, не разработав его, подобен человеку, добивающемуся своего окольным путем, не выходя из тени. Следовательно, если вы добиваетесь желаемого исподволь, не думая о материальной выгоде, то исход будет благоприятен для вас.

Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в комментаторской литературе. Комментатор Вань И, которого мы придерживаемся главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста, которое в начале не отличается от понимания этого места у Р. Вильгельма. Однако здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, “запахав поле, не думать об урожае…”, как полагает Р. Вильгельм, а в том, чтобы “собирать урожай, не запахав поле”, т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя “Книги Перемен” "Сяо сян-чжуань" здесь говорится только: “это еще не богатство”.

Такое именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би, которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да при Танской династии. Фраза Ван Би: “собирать урожай, не запахнув поле” по данному субкомментарию значит: “сделать все, что необходимо на пути подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только сохранять то, что оказывается в конце. Так, например, земледельцу: не сметь, полагая начало – запахать, а только стоя на втором месте – собрать урожай…” и т.д. Однако и наш комментатор Вань И приходит в конце отрывка комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би: “…Не пахать, не разработать поле по первому году – это значит совершенно не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году”. Но как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на третий год поле?

Конфуций говорил о “живущих в тени и так добивающихся своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды”; кроме того, он говорил: “В пахоте, уже в ней заключен голод (как то, что стимулирует к целеустремленной деятельности); в обучении, уже в нем заключено жалованье (как объект стремлений)”. Слабая черта на второй позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой, она наверху имеет соответствие с государем – сильной чертой на пятой позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве, знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет “благоприятно иметь куда выступить”, и не изменять своей основы (позиции). Так как и это место комментария Вань И может быть все же истолковано в духе Р. Вильгельма, а не в духе Ван Би, то было необходимо дать объяснение, несколько превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать перевод текста.

Линия 3

Шестерка третья

Беспорочному - бедствие.
Он, может быть, привяжет своего быка, а прохожий завладеет им.
Для живущего в этом городе - бедствие.

Вы находитесь в затруднительной ситуации, когда ваши советы идут на пользу другим, но сами вы не можете ничего достичь. Более того, вашими прежними достижениями может воспользоваться кто-то другой. Только время в состоянии изменить положение вещей.

В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции, т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей. Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Так как третья позиция представляет собой выход вовне, то здесь этот выход вовне затруднен еще тем, что подлинного знания здесь не накоплено. Тем не менее, при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для них, для других, эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам человек не сможет достичь ничего. Кто-то другой может завладеть его имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего в своем городе, не получит ничего.

Линия 4

Девятка четвертая

Если сможешь быть стойким - хулы не будет.

События начинают развиваться в благоприятном направлении, но вы должны занять выжидательную позицию. Терпение - вот все, что вам сейчас нужно.

Четвертая позиция, как мы знаем, представляет собой позицию, тяготеющую к пятой. Пятая, как центральная, занимает самое главное, доминирующее положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности – это подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая здесь к пятой, охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое соблюдение своей беспорочности, – больше ничего.

Линия 5

Девятка пятая

Болезнь безпорочного.
Не принимай лекарств - будет радость.

Ваше болезненное состояние вызвано противоречивыми желаниями или бурными эмоциями, поэтому бесполезно лечить его с помощью внешних средств. Постарайтесь справиться собственными силами.

Пятая черта – главная в данной гексаграмме. Всё существует для человека, но человек, переживающий такую ситуацию, где все он осознает существующим для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию мира. Для ситуации безпорочности такое состояние человека может быть названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собой выход из данного положения, т.е. выход из безпорочности, превращение безпорочности в иное, т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу никак не может. Следовательно, выход из данного положения – исцеление болезней – может быть только внутренний, только теми силами, которые были указаны во второй черте.

Линия 6

Наверху девятка

Беспорочность уходит. Будет беда по свое вине.
Ничего благоприятного.

Окончание ситуации связано с тем, что вы снимаете с себя ответственность за происходящее. Тем не менее всё случилось именно по вашей вине. До начала следующего цикла вы никак не сможете исправить положение.

Шестая черта характеризует переразвитие данного процесса. Характер всей этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в исполнении её, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы здесь имеем конец ситуации, постольку и конец этой бдительности, конец собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек накликал по своей вине на себя.

Символ предсказывает возможность скорого начала успеха и счастливого периода в вашей судьбе.

В вашей повседневной жизни господствует простота и ясность. Это время принесет пользу при воплощении достойными способами любых замыслов. Однако время самой удачной активности пока не настало.

Вас слишком беспокоят любовные отношения и не устроенная личная жизнь. Волноваться не стоит, всё устроится наилучшим образом.

Всё будет хорошо, и ваши желания обязательно скоро сбудутся. Судьба улыбнется вам, если вы терпеливы и умеете ждать.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 25. Беспорочность

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос — У-ван -Беспорочность.

У -не имеющий, лишенный.

Ван -не свободный, пойманный, запутавшийся, участвующий.

Спешка, беспокойство, суетность, глупость. Обманывать, лгать; тщетный, безосновательный, праздный; неорганизованный, жестокий, безумный.

Смысловые связи гексаграммы 25. У-ван

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить как символизирующую время возвышения над суетой повседневности. Освободитесь от пустых событий и страстей и действуйте уверенно и непринужденно. Избавьтесь от гнева и ненависти, тщеславия и алчности, похоти и нетерпения. Вы способны самостоятельно влиять на ход событий, не позволяйте текущим событиям запутать и увлечь себя. Если вы не сможете сделать этого, то вас ждет череда ошибок, и причиной будет ваше невежество и неправильное восприятие происходящего. Сейчас ваши действия вдохновляются духом Неба. Вас ждет успех, если вы соединитесь с духом Неба и двинетесь шаг за шагом вперед. Но если вы запутаетесь в спешке повседневности и потеряете связь с Небом, вам останется лишь раскаяние и досада.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании двадцать пятой гексаграммы.

[Изначальное свершение; благоприятная стойкость. У того, кто не прав, будет им самим вызванное бедствие. Ему не благоприятно иметь, куда выступить]

I. В начале девятка.

Беспорочное выступление.

— Счастье!

II. Шестерка вторая.

Если, и не запахав поле, соберешь урожай, и не разработав в первый год поле, в третий год используешь его, то будет благоприятно иметь, куда выступить.

III. Шестерка третья.

Беспорочному — бедствие! Он, может быть, привяжет (своего) быка, а прохожий завладеет им.

Для него, живущего в [этом] городе, — бедствие!

IV. Девятка четвертая.

Если сможешь быть стойким, хулы не будет.

V. Девятка пятая.

Болезнь беспорочного.

— Не принимай лекарств! Будет радость.

VI. Наверху девятка.

(Если) Беспорочность уходит.

— Будет беда [по своей вине].

— Ничего благоприятного.

Канонический текcт

Изначальное свершение; благоприятна стойкость. У того, кто неправ, будет (им самим вызванная) беда. Ему неблагоприятно иметь, куда выступить.

  1. Беспорочное выступление. — Счастье.
  2. Если, и не запахав поле, соберешь урожай, и не работав (в первый год) в поле, (в третий год) используешь его, то благоприятно иметь, куда выступить.
  3. Беспорочному — стихийное бедствие. Он, может быть, привяжет (своего) быка, (а) прохожий завладеет (им) . Для (него) ,живущего в (этом) городе, — стихийное бедствие.
  4. (Если) сможешь быть стойким, хулы не будет.
  5. Болезнь беспорочного. — Не принимай лекарств. Будет радость.
  6. Беспорочность уходит. — Будет беда (по своей вине) .Ничего благоприятного.

Подлинное возвращение приводит к полному погашению вины, к совершенному исчезновению какой бы то ни было опороченности. Совершенно естественно поэтому, что вслед за ситуацией Возвращение следует непосредственно Беспорочность. Однако было бы большой ошибкой полагать, что данная ситуация — это то время, когда может быть ослаблена бдительность, внимательнейшее отношение к своим мыслям, словам и действиям. Именно здесь все это особенно нужно, ибо из беспорочности данной ситуации возможно и необходимо дальнейшее правильное развитие. Оно еще не наступило, и эта ситуация — момент перед ее наступлением — не предрасположена к тому, чтобы сразу же предпринимать какие-нибудь действия. Поэтому и в тексте мы читаем: Беспорочность. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Если кто не прав, (у того) будет беда. Не благоприятно иметь, куда выступишь.

1

Если предыдущий текст и указывает на необходимость «не выступления», пребывания на месте, то это не обозначает полной бездеятельности. Движение и развитие в пределах данной ситуации, движение, руководимое бдительностью к поступку, отмеченное выше, движение, сохраняющее специфику данной ситуации, здесь гармонически включено в общее развитие мира. Не соблюсти такое требование ситуации в нечто иное, т.е. в порочность того или иного рода. Это положение, вытекающее из общего содержания текстов данной гексаграммы, необходимо иметь в виду при интерпретации лаконичного текста: В начале сильная черта. Беспорочное выступление. К счастью.

2

Интерпретация данного момента особенно затруднена тем, что по поводу соответствующего текста существуют совершенно различные мнения в комментаторской литературе. Комментатор Вань И, которого мы придерживаемся главным образом при идеологической интерпретации, дает понимание текста, которое в начале не отличается от понимания этого места у Р. Вильгельма. Однако здесь лучше отдать предпочтение пониманию Ван Би. Весь смысл данной гексаграммы в совершенстве беспорочности, в ее естественности, при которой излишни подготовительные действия. Дело не в том, чтобы, «запахав поле, не думать об урожае», как полагает Р. Вильгельм, а в том, чтобы «собирать урожай, не запахав поле», т.е. чтобы удовольствоваться тем (малым?), что дается в данной ситуации само собой. Последнее понимание предпочтительнее и потому, что в древнейшем комментарии четвертого слоя «Книги Перемен» («Сяо сян-чжуань») здесь говорится только: «(это) еще не богатство». Такое именно понимание данного места у Ван Би особенно подчеркивает один из лучших комментариев. Я имею в виду субкомментарии к комментарию Ван Би, которые были созданы целой комиссией начетчиков под руководством Кун Ин-да при Танской династии. Фраза Ван Би: «собирать урожай, не запахнув поле» по данному субкомментарию значит: «сделать все, что необходимо на пути подданного, не сметь создавать того, что стоит в начале, а только сохранять то, что (оказывается) в конце. Так, например, земледельцу: не сметь, полагая начало — запахать, а только стоя на втором месте — собрать урожай» и т.д. Однако и наш комментатор Вань И приходит в конце отрывка комментария к данному месту к пониманию, которому положил начало Ван Би: «Не пахать, не разработать поле по первому году — это значит совершенно не рассчитывать на сбор урожая, на применение поля на третьем году». Но как же можно тогда достичь того, чтобы и урожай собрать, и применить на третий год поле? Конфуций говорил о «живущих в тени и так добивающихся своих стремлений, осуществляющих должное и так достигающих своей правды»; кроме того, он говорил: «В пахоте, уже в ней заключен голод (как то, что стимулирует к целеустремленной деятельности); в обучении, уже в нем заключено жалованье (как объект стремлений)» . Слабая черта на второй позиции обладает пассивной податливостью, уравновешенностью и правотой, она наверху имеет соответствие с государем — сильной чертой на пятой позиции, которая обладает активной напряженностью, уравновешенностью и правотой. В такой ситуации следует только думать о том, как добиться стремлений и достигнуть правды, и ни на волос не мечтать о богатстве, знатности, выгоде и жалованье. И тогда будет «благоприятно иметь куда выступить», и не изменять своей основы (позиции). Так как и это место комментария Вань И может быть все же истолковано в духе Р. Вильгельма, а не в духе Ван Би, то было необходимо дать объяснение, несколько превышающее размеры наших вводных замечаний, для того, чтобы оправдать перевод текста: Слабая черта на втором месте. Если, не запахав, собираешь урожай, не разработав поля (в первый год), воспользуешься им (на третий), то будет благоприятно иметь куда выступить.

3

В положении беспорочности существуют три качества: непреклонность, умение быть всегда на своем месте и так называемое отсутствие корреспонденции, т.е. отсутствие отзвука в ином, которое может быть понято как отсутствие личных связей. Беспорочность объективна и потому лишена личных связей. Естественно, что наличие последних привело бы только к несчастью. Так как третья позиция представляет собой выход вовне, то здесь этот выход вовне затруднен еще тем, что подлинного знания здесь не накоплено. Тем не менее, при выходе вовне человек может почувствовать желание поучать других. Для них, для других, эти поучения, может быть, и будут на пользу, но сам человек не сможет достичь ничего. Кто-то другой может завладеть его имуществом, но он, зашифрованный в данном тексте в виде человека, живущего в своем городе, не получит ничего. Поэтому в тексте мы читаем: Слабая черта на третьем месте. Беспорочному — бедствие. Он, может быть, привяжет своего быка, а прохожий завладеет им. Для него, живущего в этом городе, бедствие.

4

Четвертая позиция, как мы знаем, представляет собой позицию, тяготеющую к пятой. Пятая, как центральная, занимает самое главное, доминирующее положение во всей гексаграмме. Суть данной гексаграммы беспорочности — это подготовительный период, о котором сказано во введении ко всей гексаграмме. Поэтому четвертая позиция, тяготеющая здесь к пятой, охарактеризована весьма лаконично. Здесь нужна только стойкость, стойкое соблюдение своей беспорочности, — больше ничего. Поэтому и текст весьма лаконично в этом случае говорит только: Сильная черта на четвертом месте. Если сможешь быть стойким, хулы не будет.

5

Пятая черта — главная в данной гексаграмме. Все существует для человека, но человек, переживающий такую ситуацию, где все он осознает существующим для себя, невольно может склониться к ошибке, к эгоистическому восприятию мира. Для ситуации беспорочности такое состояние человека может быть названо только болезненным. Но такую болезненность лечить чем-то внешним было бы совершенно неправильно. Внешнее здесь символизировано шестой чертой. Как мы знаем, шестая черта представляет собой выход из данного положения, т.е. выход из беспорочности, превращение беспорочности в иное, т.е. в порочность. Поэтому шестая черта символизировать исцеляющую силу никак не может. Следовательно, выход из данного положения — исцеление болезней — может быть только внутренний, только теми силами, которые были указаны во второй черте. Поэтому в тексте говорится: Сильная черта на пятом месте. Болезнь беспорочного. Не принимай лекарств, — будет радость.

6

Шестая черта характеризует переразвитие данного процесса. Характер всей этой гексаграммы беспорочности, которая требует полной бдительности в исполнении ее, указывает нам на то, что здесь наибольшую роль играет сознание собственной ответственности за все свои действия. Поскольку мы здесь имеем конец ситуации, постольку и конец этой бдительности, конец собственной, личной ответственности. Отсюда образ беды, которую человек накликал по своей вине на себя, появляется в тексте, в котором мы читаем: Наверху сильная черта. Беспорочность уходит. Будет беда, вызванная по своей вине. Ничего благоприятного.

Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Возбуждение и подвижность. Принимая решение самостоятельно и независимо, человек следует ему стойко и беспорочно, несмотря на непредсказуемо меняющееся внешнее.

Интерпретация Хейслип

Единство ясности и простоты. Оно принесет вам пользу, если достойные замыслы вы будете проводить в жизнь достойными средствами. Время высшей активности еще не настало. Наберитесь немного терпения. Подождите, и судьба скоро улыбнется вам. Иногда вы бываете слишком озабочены любовными делами, не нужно волноваться, все ваши желания исполнятся в свой срок.

В скором будущем можно ожидать приятных перемен. В мыслях и чувствах поселилась гармония. Это состояние нужно сохранить как можно дольше, чтобы оно сопровождало вас очень долго.

Гексаграмма 25 знаменует время, когда жизнь возвышается над серыми буднями. Не позволяйте событиям занять все ваше внимание и ввести в заблуждение. Уверенность и непринужденность можно обрести лишь избавившись от суеты, гордости и ненужных страстей. Следует искоренить в себе корысть, похоть, чувство гнева и ненависти.

Вы имеете возможность напрямую оказывать влияние на ход происходящих событий. Однако, невмешательство повлечет за собой череду ошибок, базирующихся на неверном понимании ситуации и невежестве. В этом случае уже никакие действия не принесут пользу.

Сложившаяся ситуация черпает вдохновение в духе Неба. В бодром настрое следуйте вперед шаг за шагом и достигните успеха. Если связь с Небом не будет сохранена, и вы погрязнете в пучине серой повседневности, то остается рассчитывать лишь на раскаяние.

Толкование рисунка к гексаграмме 25

1. Чиновник, нацеливший свой лук на оленя, обозначает продвижение по службе в ближайшее время.

2. Документ у оленя олицетворяет событие, которое произойдет весьма быстро.

3. Горка монет, находящаяся под водой, выступает символом богатства, которое будет в поле зрения, но стать его владельцем не представится никакой возможности.

4. Мышь символизирует удачу, сопутствующую в год, месяц, день или час Мыши.

Значение гексаграммы 25, согласно Вэнъ-вану

1. Высший успех достигается невинностью. Благоприятно упорство и настойчивость. Того, кто не обладает нужными качествами постигнет неудача, бесполезно искать помощи в какой-либо активности.

2. Книга гексаграмм выделяет 25 гексаграмму как февральскую, поэтому она благоприятна в весенний и зимний периоды и негативна в осенний.

3. Вас ждет получение наследства в виде денежной суммы либо небольшого земельного участка.

Толкование отдельных яо, согласно Чжоу-гуну

Первое яо.

Начальная девятка. Удача сопутствует тому, кто невинен в своих действиях.

1. Вы ощущаете потребность в добрых поступках и совершаете их идеально.

2. Выбор направления оставьте за самой природой.

3. Благоприятна аккуратность, практичность и консервативность.

Второе яо

Шестерка вторая. Если при возделывании поле, не посещают мысли об урожае, а при очищении участка от леса – об извлечении выгоды – лишь тогда стоит браться за дело.

1. Все ваше внимание занято изучением очередной новой темы, в тот же момент, сидящий рядом, мечтая о дипломе, не может найти в себе силы, чтобы сконцентрироваться на занятиях.

2. Впереди ожидает наслаждение крепким здоровым физическим состоянием и финансовой состоятельностью.

Третье яо

Шестерка третья. Несправедливое невезение. Корова, привязанная на пастбище – находка для бездомного и убыток для пастуха.

1. Случайно оставленные ключи в автомобиле привели к угону ее хулиганами, которые прокатившись, сжигают двигатель.

2. Вполне вероятно внезапное несчастье.

Четвертое яо

Девятка четвертая. Обладающий упорством и настойчивостью не получит упрека.

1. Окружающие осыпают вас уговорами поступить определенным образом, однако вы прислушиваетесь к своей интуиции и внутреннему голосу, чем выигрываете верный безошибочный путь.

2. Не стоит хвататься за лодку – лучше оставив ее, ступить на надежную поверхность земли.

3. Настоящие и чистые дружеские отношения.

Пятое яо

Девятка пятая. Не следует лечиться от хвори, возникшей по чужой вине. Исцеление наступит само.

1. У вас лихорадка. Врач объясняет, что появился новый вид гриппа и прописывает постельный режим на два дня.

2. Вас постигнет неудача при попытке извлечь выгоду из ситуации.

3. Если нездоровится, не стоит обращаться к плохому специалисту или обманщику. Неверное лечение может принести дополнительный вред

Шестое яо

Верхняя девятка. Безвредный поступок несет неприятности. Стоит отложить все действия до благоприятного момента.

1. Не рассчитав наперед, что лед на озере еще слишком ненадежен, вы беззаботно ступаете на него и оказываетесь в ледяной воде.

2. Погода из ясной переходит в дождливую, тем временем вы строите планы, напрямую зависящие от погодных условий, на следующий день.

3. Незначительная оплошность в начале повлечет за собой серьезную ошибку в результате.

Общее значение согласно Ю. Шуцкому

Настоящее возвращение – это путь к заглаживанию вины, к избавлению от порочности. Но не стоит считать, что в сложившейся ситуации можно ослабить бдительность и внимательное отношение к словам и поступкам.

Если расшифровка гексаграмм выглядит д слишком туманно, следует более внимательно прочитать ее, ассоциативное мышление и шестое чувство помогут прояснить ответ гадания.

 
Статьи по теме:
Гера миф древней греции - древнегреческий миф читать онлайн Миф о богине гере краткое содержание
Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве Мудрова Ирина Анатольевна Зевс и Гера Зевс и ГераЗевс - бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, главный из богов-олимпийцев. Гера - третья дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Деметры, Гестии,
Глеб савченко: «если бы не жена…
Входит в десятку лучших профессиональных исполнителей латино-американских танцев в мире. Эта пара радовала телезрителей весь сезон «Танцев со звездами - 2015 », и неудивительно, что она удостоились приза зрительских симпатий.К Глебу Савченко как к професс
Денис аблязин - гордость российской гимнастики
Денис Михайлович Аблязин – российский спортсмен, член сборной России по спортивной гимнастике, многократный призер Олимпийских игр, чемпион мира. Он родился 3 августа 1992 года в Пензе. Его рост достигает 161 см.Начало карьеры С детства мальчик занимался
Математика на пальцах: методы наименьших квадратов Аппроксимация экспериментальных данных методом наименьших квадратов
Метод наименьших квадратов (МНК, англ. Ordinary Least Squares, OLS ) - математический метод, применяемый для решения различных задач, основанный на минимизации суммы квадратов отклонений некоторых функций от искомых переменных. Он может использоваться дл