Руднев Всеволод Фёдорович. Руднев всеволод федорович Руднев командир крейсера варяг биография

Вглядитесь в его портрет. Во всем облике — достоинство. Благородное лицо, умные глаза. Настоящий русский офицер — храбрый, верный воинскому долгу. Таким был Всеволод Федорович Руднев, контр-адмирал Русского Императорского флота, командир «Варяга». Флотоводец принял всего одно сражение в жизни, но какое!

Отцовское напутствие

В 1946 году на экраны вышел художественный фильм «Крейсер Варяг». Роль Руднева исполнил замечательный артист, к тому времени двукратный лауреат Сталинской премии (всего у него пять таких званий), Борис Ливанов . Это была классика советского батального кино. Герой Ливанова потрясал отвагой, внушал уважение словами и поступками. Конечно, артист никогда не видел и не слышал адмирала, но своей блестящей игрой сумел убедить зрителей, что Всеволод Руднев был именно таким, каким он его сыграл…

Командир «Варяга» — выходец из старинного рода дворян Тульской губернии. И традиции у того рода были славными. Предок контр-адмирала — матрос Семен Руднев храбро бился с турками под Азовом в конце XVII века и получил офицерское звание указом Петра Первого .

Продолжил традицию рода отец контр-адмирала — Федор Руднев , также доблестно сражавшийся с турками. Он участвовал в сражениях на Черном, в Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя и дослужился до капитана первого ранга.

Ну а Рудневу-сыну сам бог велел бороздить моря и океаны. Он хорошо запомнил слова батюшки: «На твою долю выпадает честь отметить 200-летие службы Рудневых Российскому флоту. Помни — среди Рудневых трусов и изменников не было. Не склоняй головы перед врагом, пока она цела. Не спускай пред ним флага!»

Учеба, служба, кругосветки

Дебют Руднева был блестящим — морское училище, диплом с отличием и Нахимовская премия. Затем первое заграничное плавание — больше года — на учебном фрегате «Петропавловск». Служил гардемарин Руднев на том корабле простым матросом и испытал все тяготы и превратности морской службы.

Потом было новое заграничное плавание — уже на крейсере «Африка». Корабль шел длинным извилистым путем, заходя в порты Англии, Франции, Италии, Греции, Турции. Впечатления о том путешествии Руднев изложил в книге «Кругосветное плавание на крейсере «Африка».

Потом были другие кругосветки, новые назначения, повышения в чине. Куда только не забрасывали Руднева начальство и судьба! Он командовал портовым пароходом «Работник», броненосцами «Адмирал Грейг» и «Чародейка», миноносцами «Котлин» и «Выборг», канонерской лодкой «Гремящий». В общей сложности он служил на семнадцати кораблях.

В декабре 1901-го 46-летний Руднев «догнал» отца, став капитаном первого ранга. А спустя ровно год вышел приказ Морского министерства о его назначении командиром нового крейсера «Варяг», вошедшего в состав Порт-Артурской эскадры.

Этот 4-трубный, двухмачтовый, хорошо вооруженный крейсер, построенный в Филадельфии по заказу адмиралтейства России, считался одним из лучших в военном флоте империи. Но был не без «греха» — в частности, скорость была ниже проектной, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. Все это отозвалось печальным эхом во время сражения с японской эскадрой.

Война была уже рядом. И встретить ее «Варягу» было суждено у корейского порта Чемульпо. Туда за месяц до начала боевых действий был направлен крейсер. Его задачей была охрана русской миссии.

Крейсер "Варяг" 1904 год (Фото: wikimedia)

«Мы идем на прорыв…»

26 января 1904 года японская эскадра подошла к порту Чемульпо. Пушки шести крейсеров и восьми миноносцев Страны восходящего солнца угрожающе уставились на «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец», которые стояли на внутреннем рейде. Это была не только демонстрация силы — на следующий день Руднев получил ультиматум контр-адмирала Сотокити Уриу . Поскольку началась война между двумя странами, японцы требовали покинуть Чемульпо до полудня. В противном случае они угрожали открыть огонь по русским кораблям прямо в нейтральном порту.

Дальнейшее известно — «Варяг» и «Кореец» под командованием капитана второго ранга Григория Беляева приняли жестокий, неравный бой. Перед сражением Руднев обратился к экипажу: «Мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Не сдадим крейсер и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, особенно комендоры. Каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. Итак, смело в бой, за честь нашего флага! Ура!». Матросы ответили своим троекратным «Ура!»

27 января 1904 года в 11 часов 10 минут на крейсере «Варяг» прозвучал сигнал: «Все наверх, с якоря сниматься». Через десть минут корабль под величественные звуки гимна «Боже, царя храни», начал свой последний парад…

Сражение, длившееся немногим более часа, вошло в историю. Русские сражались с невиданной храбростью. Смертельным дождем сыпалась картечь, море кипело от взрывов, обдавая палубу крейсера осколками снарядов и потоками воды. Все было почти как в песне, которую сложил немец Рудольф Грейнц : «И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг подобен кромешному аду…».

В ходе боя один офицер и 30 матросов «Варяга» были убиты, шесть офицеров и 85 нижних чинов получили ранения и контузии. Около ста моряков отделались легкими повреждениями.

Сам Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались многие матросы, которые, не обращая внимания на ураганный огонь, не покидали своих позиций. «Варяг» получил многочисленные повреждения, но и сам изрядно потрепал врага — его орудия причинили серьезные повреждения крейсерам «Асама», «Чиода», «Такачихо» и потопили один миноносец. Впрочем, японцы утверждали, что попаданий в их корабли не было. Однако в это не очень верится — за несколько месяцев до сражения «Варяг» участвовал в учениях Порт-Артурской эскадры и, выпалив 145 раз, трижды поразил цель. А в бою с японцами крейсер выпустил 1105 снарядов!

«Варяг» после боя в бухте Чемульпо (Фото: wikimedia)

Встреча на Родине

Разбитый крейсер и канонерка вернулись в порт, где его восторженно встретили моряки иностранных судов, стоявших в порту Чемульпо. Капитан французского крейсера, увидевший «Варяг», был в ужасе: «…палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…».

После совещания с офицерами крейсера и командиром «Корейца» Беляевым, Руднев принял решение снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерку взорвать…

Через некоторое время «Варяг» был поднят японцами со дна Тихого океана, отремонтирован и введен в состав Императорского флота под названием «Соя». Во время Первой мировой войны Россия выкупила легендарный крейсер. Но через несколько лет он снова лег на дно — на сей раз у побережья Шотландии.

…В Чемульпо морякам «Варяга» оказали необходимую помощь, разместили на иностранных крейсерах — британском «Тэлботе», итальянском «Эльба» и французском «Паскале». И лишь командир американского крейсера «Виксбург» отказался взять на борт русских, ограничившись присылкой врача. Но Руднев от такой помощи отказался. Французские газеты писали: «Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций».

Когда моряки «Варяга» и «Корейца» вернулись на Родину, их встретили как героев. Офицеры и командир крейсера были удостоены орденов Святого Георгия, матросов наградили Георгиевскими крестами и выдали каждому золотые и серебряные часы с надписью «Герою Чемульпо».

Герои удостоились аудиенции у императора. «Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися, — сказал Николай Второй. — Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов… От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси».

император Николай II приветствует вернувшихся на родину геров-моряков с "Варяга" у Зимнего дворца 16 апреля 1904 года (Фото: Репродукция Катаев Виктор/ ТАСС)

Награда от врага

Любопытно, что Руднев получил еще один знак признания, причем, от… своих врагов. В 1907 году японский император Муцухито, восхищенный мужеством русских моряков, наградил его орденом Восходящего солнца. Всеволод Федорович, хотя и принял орден, никогда его не носил. К слову, Руднев стал одним из первых европейцев, получившим эту награду.

Казалось, что остаток жизни Руднев проведет согретый яркими лучами славы. Однако он быстро угодил в опалу. Всеволод Федорович, получивший назначение на эскадренный броненосец «Андрей Первозванный», в ноябре 1905 года отказался воздействовать на революционно настроенных матросов своего экипажа. Вольнодумец был немедленно уволен со службы, ему запретили посещать корабли и флотские экипажи и предложили покинуть Санкт-Петербург. Правда, напоследок, учитывая прежние заслуги, Руднева произвели в контр-адмиралы.

Наступил период изгнания, впрочем, недолгий. Уязвленный герой уединился в Тульской губернии — в имении в селе Мышенки Алексинского уезда (сейчас это Заокский район). Увы, летом 1913 года здоровье Руднева резко ухудшилось — сказались и контузия, и тяжелая рана, полученные при сражении в Чемульпо…

57-летний контр-адмирал был скромно, без воинских почестей был предан земле в селе Савино. Единственным военным, который присутствовал на его похоронах, был бывший сослуживец и старый друг Руднева адмирал Абрамов .

Вечная память

О корабле и его героическом экипаже долго не упоминали. Вспомнили только через полвека — к 50-летию сражения у Чемульпо, 8 февраля 1954 года вышел указ Президиума Верховного совета СССР «О награждении медалью «За отвагу» моряков крейсера «Варяг». Удалось отыскать 50 человек — им вручили не только награды, но и установили персональные пенсии. Самому старшему из моряков легендарного крейсера — Федору Семенову — было 80 лет.

На родине Всеволода Руднева в Тульской области открыт музей его имени. Памятник командиру крейсера установлен в селе Савино и в городе Новомосковске, неподалеку от места, где находилось родовое имение Рудневых. Улицы, названные его именем, находятся во многих городах страны, в том числе и в Москве.

Сейчас в составе Тихоокеанского флота России несет службу гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Это и есть связь времен. В наше время другое поколение российских моряков охраняет рубежи родины.

«Русские умеют умирать...»

(Рапорт капитана Руднева о бое крейсера Варяг)

Я не собирался писать об этом бое, так как считаю, что сегодня в России вряд ли найдешь грамотного человека, который не знал бы о героическом подвиге экипажей крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" в первый день русско-японской войны. Об этом написаны сотни книг и статей, снят кинофильм. До мельчайших подробностей описаны сам бой, судьба крейсера и его команды. Поэтому я не видел особого смысла в написании поста на данную тему, пока в Интернете не начал наталкиваться на критические высказывания, ставящие под сомнение героизм и профессионализм командира «Варяга» - капитана Руднева. Тем не менее, даже решившись на эту работу, я не хочу повторяться, и пересказывать и так хорошо известные всем увлекающимся военно-морской историей людям подробности подвига русских кораблей. Для тех же, кто по недоразумению, молодости лет или принадлежности к женскому полу не ведает об этом событии, скажу главное. Русский бронепалубный крейсер «Варяг и канонерская лодка «Кореец» вступили 26.01. (8.02. по новому стилю) 1904 г в неравный бой с японской эскадрой, состоявшей из 6 крейсеров (1 броненосного и 5 бронепалубных), поддерживаемых 8-ю миноносцами. Итого: двое против четырнадцати! Сражение продолжалось около 1 часа, после чего избитые русские корабли предпочли гибель позорной сдаче в плен; «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен в надежде, что после окончания войны его можно будет поднять и вернуть в строй.

Схема боя крейсера "Варяг" и канонерки "Кореец" против японской эскадры

Как я уже говорил, подвиг русских моряков неоднократно и очень подробно описан в многочисленных публикациях. Правда, в последнее время появился ряд критических статей на эту тему (огульная критика всего и вся сегодня очень типична для нас, отказывающихся не только от своей истории, но и от своей страны); но даже эти критические статьи не оспаривают величие подвига русских моряков, а лишь расставляют новые акценты в поиске «виновников» подвига (исходя из мнения, что любой подвиг – следствие неправильных действий бездарностей). В этой области можно бесконечно «ломать копья», потому что при демократии «сколько людей, столько мнений». Однако я сейчас не об этом. Я – о русских людях, по вине ли бездарностей, или по независящим от них обстоятельствам шедших на смерть, чтобы защитить свою Родину и отстоять ее принципы и ценности. Я лично думаю, что сегодня не столь важно, кто загнал русские корабли в ловушку: отдававшие неправильные распоряжения наместник императора на Дальнем Востоке адмирал Алексеев, посланник в Сеуле дипломат Павлов или слишком прямолинейно понимавший порядок службы, и не желавший нарушать идиотские предписания сверху командир «Варяга» капитан 1-го ранга Руднев. Важно другое: русские люди показали всему миру, что они не трусы, что они умеют стоять насмерть перед численно превосходящим врагом. И тот же Руднев, которого сегодня любители «жареного» вдруг решили оплевать за то, что он не осмелился вовремя увести корабли в Порт-Артур (а как он, военный человек, мог это сделать без прямого приказа «сверху»?), в бою себя показал настоящим храбрецом. Раненый, остался на мостике, и до самого конца руководил боем. Плохо руководил, как говорят сегодняшние «исследователи»? Мне интересно, а как бы они руководили на его месте? Нам сегодня очень легко рассуждать, сидя в теплой комнате за компьютером, со стаканом горячего чая и «с ногами в тазике с горчицей». А если ты на качающемся мостике обстреливаемого со всех сторон крейсера, скорость у твоего корабля из-за надорванных испытателями экспериментальных котлов – в половину от заявленной в формуляре, в черепе горит огнем осколок вражеского снаряда, перед тобой 14 японских кораблей, а впереди - неизвестность?.. Честно скажу: не хотел бы я быть на месте Руднева!


Крейсер "Варяг" в походе

Именно поэтому, потому что я на секунду представил себя на месте Руднева, потому что меня возмутили злобные выпады сегодняшних критиканов в его сторону, я и решил выставить пост о корабле, о которым вообще не собирался писать из-за его повсеместной и всенародной известности. Но чтобы не быть попугаем, повторяющим всем известное, я решил вместо подробного описания знаменитого боя опубликовать здесь случайно мною обнаруженный на сайте http://cruiserx.narod.ru/ исторический документ: рапорт капитана 1-го ранга Руднева от 6.02.1904 г (по старому стилю) о недавно проведенном бое, документ, написанный еще в запале только что пережитых событий, «по горячим следам» неравной схватки. Эти слова Руднева можно критиковать, высчитывая события «по секундам», искать в них противоречия. Но у них не отнимешь одного: запаха горящего пороха и вкуса зазубренного металла, врезающегося в живое тело…


"Варяг" и "Кореец" выходят из Чемульпо, чтобы сразиться с японцами (фото 1904 г)

"26 января 1904 года мореходная канонерская лодка "Кореец" отправилась с бумагами от нашего посланника в Порт-Артур, но встреченная японская эскадра тремя выпущенными минами с миноносцев заставила лодку вернуться обратно. Лодка стала на якорь около крейсера, а часть японской эскадры с транспортами вошли на рейд для своза войск на берег. Не зная, начались ли военные действия, я отправился на английский крейсер "Тэлбот" условиться с командиром относительно дальнейших распоряжений. Командир крейсера как старший из командиров, съездив на японское судно (японский адмирал вернулся за остров Иодолми, не приходя на рейд), заставил японского командира поручиться за свои суда в том, что они не сделают нападения на рейде, от себя дав такое же уверение за суда всех наций, и объявил, что сам будет стрелять в того, кто первый сделает нападение. Ночь прошла спокойно, хотя на всех судах ожидали ночной атаки, не доверяя словам японцев.
27 января утром в 7 часов 30 минут командиры иностранных судов: английского крейсера "Тэлбот", французского "Паскаль", итальянского "Эльба" и американского "Виксбург" получили извещение (с указанием времени сдачи уведомления) от японского адмирала, что война объявлена и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 часов дня, в противном случае они будут атакованы всей эскадрой на рейде после 4 часов дня, причем предложено иностранным судам уйти с рейда на это время для их безопасности. Это сведение было доставлено мне командиром французского крейсера "Паскаль", с которым я отправился на заседание командиров. Во время заседания командиров на крейсере "Тэлбот" мною было получено письмо (в 9 часов 30 минут утра) через русского консула от японского адмирала, извещающее о начале военных действий, с предложением уйти с рейда до 12 часов дня. Командиры решили, что, если я останусь на рейде, они уйдут, оставив меня с "Корейцем" и пароходом "Сунгари". Вместе с сим решили послать адмиралу протест против производства нападения на нейтральном рейде.


"Варяг" и "Кореец" вступают в бой

Вернувшись на крейсер, я собрал офицеров и объявил о начале военных действий, причем было решено прорываться, а в случае неудачи взорвать крейсер; для чего впоследствии приготовили в минном погребе запальный патрон со шнуром Бикфорда. Производство взрыва поручил ревизору мичману Черниловскому-Сокол. Мотивы были следующие: 1) Бой на рейде не представлял удобства ввиду невозможности свободного маневрирования за неимением места. 2) Исполняя требование адмирала, имелась слабая надежда на то, что японцы выпустят из шхер и дадут сражение в море; последнее было предпочтительнее, так как в шхерах приходится идти известным курсом и, следовательно, подставляя борт в невыгодное положение, нельзя использовать все средства защиты.
Затем была собрана команда, объявлено ей о войне и даны всем соответствующие инструкции. В 11 часов 20 минут крейсер снялся с якоря с лодкой "Кореец", вступившей в кильватер на расстоянии полутора кабельтова. На иностранных судах были выстроены во фронт команды и офицеры, на итальянском крейсере музыка играла русский гимн, при нашем проходе кричали "ура". Японская эскадра в числе шести судов (сведения о численности и названии судов были получены после боя с английского крейсера) - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Чиода", "Акаси", "Нийтака" и 8 миноносцев - под общей командой контр-адмирала Уриу расположилась в строе пеленга от острова Риху. Миноносцы держались за своими судами.


В 11 часов 45 минут с крейсера "Асама" был сделан первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся эскадра открыла огонь. Впоследствии японцы уверяли, что адмирал сделал сигналом предложение о сдаче, на которое командир русского судна ответил пренебрежением, не подняв никакого сигнала. Действительно, мною был виден сигнал, но я не нашел нужным отвечать на него, раз уже решил идти в бой. После чего, произведя пристрелку, открыли огонь по "Асама" с расстояния 45 кабельтов. Один из первых снарядов японцев, попав в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фок-ванты, причем были убиты далъномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции №1 (no окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер). После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причем недолетавшие снаряды осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки. Последующими выстрелами было подбито 6-дюймовое орудие №3; вся прислуга орудия и подачи убита или ранена и тяжело ранен плутонговый командир мичман Губонин, продолжавший командование плутонгом и отказавшийся идти на перевязку до тех пор, пока, обессилев, не упал. Непрерывно следовавшими снарядами был произведен пожар на шканцах, который был потушен старанием ревизора мичмана Черниловского-Сокол, у которого осколками было изорвано бывшее на нем платье. Подбиты 6-дюймовые орудия - XII и IX; 75-мм - №21; 47-мм - №27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция №2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный. При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира. Управление было немедленно перенесено в румпельное отделение на ручной штурвал. При громе выстрелов приказания в румпельное отделение были плохо слышны, и приходилось управляться преимущественно машинами, несмотря на это крейсер все же плохо слушался. В 12 часов 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами, и, так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова Иодолми, дали задний ход обеими машинами (крейсер поставило в это положение в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руле). В это время огонь японцев усилился, и попадание увеличивалось, так как крейсер, разворачиваясь, повернулся левым бортом к неприятелю и не имел большой скорости. Тогда же была получена одна из серьезных подводных пробоин в левый борт, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень коей подходил к топкам; подвели пластырь и начали выкачивать воду; тогда уровень воды несколько спал но, тем не менее, крейсер продолжал быстро крениться. Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, разрушившим их и пробившим палубу, была зажжена мука в провизионном отделении (тушение пожара производилось мичманом Черниловским-Сокол и старшим боцманом Харьковским), а другим снарядом разбиты коечные сетки на шкафуте над лазаретом, причем осколки попали в лазарет, а сетка загорелась, но вскоре была потушена. Серьезные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему и пошли полным ходом, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями. Одним из выстрелов 6-дюймового орудия №XII был разрушен кормовой мостик крейсера "Асама" и произведен пожар, причем "Асама" прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова. Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более. Только при проходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев мог быть опасен для иностранных судов, они его прекратили, и один из преследовавших нас крейсеров вернулся к эскадре, остававшейся на фарватере за островом Иодолми. Расстояние настолько увеличилось, что продолжать огонь нам было бесполезно, а потому огонь был прекращен в 12 часов 45 минут дня.


В 1 час дня, став на якорь близ крейсера "Тэлбот", приступили к осмотру и исправлению повреждений, а также подвели второй пластырь; одновременно с этим оставшаяся команда была разведена по орудиям в ожидании нападения неприятельской эскадры в 4 часа на рейде. По осмотре крейсера, кроме перечисленных повреждений, оказались еще следующие: все 47-мм орудия не годны к стрельбе, еще пять 6-дюймовых орудий получили различные повреждения и семь 75-мм орудий повреждены в накатниках и компрессорах. Разрушено верхнее колено третьей дымовой трубы, обращены в сито все вентиляторы и шлюпки; пробита верхняя палуба в нескольких местах; разрушено командирское помещение, поврежден фор-марс и еще найдены четыре подводные пробоины различной величины, а также много еще других повреждений. Несмотря на то, что все иностранные суда были готовы к уходу, они все немедленно прислали шлюпки с врачами и санитарами, которые приступили к перевязке раненых. Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, общим собранием офицеров решили потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда, на что последние изъявили полное согласие вследствие моей просьбы. Перевозка раненых и команды с крейсера производилась на гребных судах иностранных крейсеров. Командир французского крейсера "Паскаль" капитан 2 ранга В. Сенес, прибыв на крейсер, лично много содействовал при перевозке раненых и команды.


поврежденный "Варяг" вновь на рейде Чемульпо (фото 1904 г)

В продолжение часового боя были: контужен в голову командир крейсера; ранены 3 офицера (тяжело мичман Губонин, легко мичманы Лабода и Балк) и нижних чинов серьезно - 70 и многие получили мелкие раны от осколков рвавшихся литидных снарядов; убиты мичман граф Нирод и нижних чинов - 38.
Когда команда покинула крейсер, старший и трюмный механики совместно с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстоны и отвалили от крейсера. Пришлось остановиться на потоплении крейсера вследствие заявлений иностранных командиров не взрывать крейсер в виду крайней опасности для них, тем более что крейсер уже начал погружаться в воду. Командир со старшим боцманом, удостоверившись еще раз, что никого на судне не осталось, последним покинул крейсер в 3 часа 40 минут, сев на французский катер, который ожидал его у трапа вместе с командиром крейсера "Паскаль". Крейсер, постепенно наполняясь водой и продолжая крениться на левый борт, в 6 часов 10 минут дня погрузился в воду. Распределение числа раненых и команды было сделано по взаимному согласию командиров трех судов: французского крейсера "Паскаль", английского крейсера "Тэлбот" и итальянского крейсера "Эльба". Американский авизо "Виксбург", хотя и прислал своего доктора для перевязки, но принять людей с тонущего крейсера отказался за неимением разрешения от своего министра. Ввиду того что перевозка раненых заняла очень много времени, с перевозкой остальной команды пришлось слишком спешить вследствие заявления командиров окончить погрузку около 4 часов. Были взяты судовые документы, и команда отправлена с малыми чемоданами; офицеры же, занятые отправкой раненых и исполнением своих обязанностей, не успели захватить ничего из своих вещей.


"Варяг" с открытыми кингстонами кренится, прежде чем затонуть (фото 1904 г)

Итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения, и английский паровой катер, возвращавшийся от японской эскадры, утверждают, что на крейсере "Асама" был виден большой пожар и сбит кормовой мостик; на двухтрубном крейсере между труб был виден взрыв, а также потоплен один миноносец, что впоследствии подтвердилось. По слухам, японцы свезли в бухту А-сан 30 убитых и много раненых.
Японский посланник на основании инструкции, полученной от своего правительства, уведомил французского посланника, что японское правительство удовлетворяется тем, чтобы офицеры и команда судов были отправлены в Шанхай с обязательством не выезжать севернее Шанхая и не принимать участие в военных действиях. Между тем, день спустя французское правительство уведомило своего представителя непосредственно, что команда, находящаяся на "Паскале", должна быть немедленно отправлена в Сайгон. Английское же правительство решило отправить в Сингапур или Коломбо. Что же касается людей, находящихся на крейсере "Эльба", то ко времени ухода "Паскаля" из Чемульпо никакого решения еще получено не было.


Взрыв канонерской лодки "Кореец" (фото 1904 г)

Крейсер "Паскаль" 3 февраля ушел со мною, тремя офицерами и тремя чиновниками крейсера "Варяг", с частью команды крейсера, всею командою лодки "Кореец", охранною командою (броненосца "Севастополь") и казаками охраны миссии.
Ходатайство о награждении офицеров и команды за их беззаветную храбрость и доблестное исполнение долга представляю особо. По сведениям, полученным в Шанхае, японцы понесли большие потери в людях и имели аварии на судах, особенно пострадал крейсер "Асама", который ушел в док. Также пострадал крейсер "Такачихо", получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь, и не выдержали переборки, так что крейсер "Такачихо" затонул в море. Миноносец затонул во время боя.
Донося о вышеизложенном, считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду.
Подписал: командир крейсера 1 ранга "Варяг" капитан 1 ранга Руднев".


Затопление поврежденного "Варяга" (открытка 1904 г)

Таким образом, начавшийся в 11 часов 45 минут бой закончился в 12 часов 45 минут. С "Варяга" за это время было выпущено 425 снарядов 6-дюймового калибра, 470 75-мм и 210 47-мм калибров, а всего израсходовано 1105 снарядов.
На канонерской лодке "Кореец" повреждений не было, как не было убитых и раненых. Учитывая сложившееся положение, на совете офицеров "Варяга" и "Корейца" решили крейсер и канонерскую лодку уничтожить, а команды свезти на иностранные корабли. Канонерскую лодку "Кореец" взорвали, а крейсер "Варяг" потопили, открыв все клапаны и кингстоны. В 18 часов 20 минут он лег на борт. В период отлива крейсер обнажился более чем на 4 метра. Таким образом, Руднев сделал все, чтобы после окончания войны (в победном результате которой он, как и все русские люди, не сомневался), крейсер можно было быстро поднять и вернуть в строй. Однако в русско-японской войне победили японцы; они подняли крейсер и отбуксировали его из Чемульпо в Сасебо, где отремонтировали, и ввели в строй. Интересный нюанс: японцы сделали «Варяг», получивший в японском флоте название «Сойя», учебным кораблем. Всем курсантам, готовившимся стать офицерами японского флота, рассказывали о героической судьбе их учебного корабля, приводя в пример подвиг русских моряков, достойный самурайских традиций. Японцы на примере русских моряков учили свою молодежь самурайскому самопожертвованию! Об этом сегодняшние «исследователи», критикующие подвиг Руднева и крейсера «Варяг», стараются не говорить (или просто не знают?).

Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904»

Во время первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией, и 5 апреля 1916 года переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана. «Варяг» совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане под флагом командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А. И. Бестужева-Рюмина. В феврале 1917 года он ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт (по другим данным крейсер после Октябрьской революции продан официальным представителям России). В 1920 году крейсер был перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.
В 2003 г. состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.

Кроме вышеизложенного, хотелось бы уточнить еще такую деталь. На многочисленных картинах, изображающих бой, «Варяг» и «Кореец» встречаются в разных раскрасках. Эта путаница связана с тем, что буквально накануне русско-японской войны корабли, до того выкрашенные в щеголеватый белый цвет с торжественными желтыми трубами, были перекрашены для скрытности в оливково-зеленый камуфляж. В этом виде героические корабли и приняли бой. Однако некоторые художники этого не знали, и в своих работах опирались на довоенные снимки кораблей.


Крейсер "Варяг" в довоенной окраске (фото 1901 г)


Канонерка "Кореец" в довоенной окраске (фото 1900 г)


Крейсер "Варяг" в новой окраске (1904 г)


Канонерка "Кореец" в новой окраске (1904 г)

Герой русско-японскoй войны, контр-адмирал (1905), командир знаменитого крейсера "Варяг"


Предком Всеволода Фёдоровича был рядовой матрос Семён Руднев, отличившийся в бою под Азовом и за храбрость получивший по указу Петра Первого офицерский чин.

Отцом Всеволода Федоровича был Фёдор Николаевич Руднев, герой русско-турецкой войны 1828 1829 годов, участвовал в сражениях на Чёрном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга и жил с семьёй в деревне Яцкой. Умер в 1864 году.

Мать Всеволода Федоровича, Александра Петровна, после смерти мужа переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где Всеволод Руднев поступил в местную гимназию.

15 сентября 1872 года Всеволод Руднев поступил в Морское училище в Петербурге, единственное в то время учебное заведение, готовившее офицеров Военно-Морского Флота, где был принят на казённое обеспечение в честь боевых заслуг его отца по личному указанию управляющего Морским министерством

Служба

С 1 мая 1873 года Руднев зачислен на действительную службу, летом 1873 1875 годов находился в учебных плаваниях по Балти

йскому морю. 16 октября 1875 года произведён в старшие унтер-офицеры. Сдав выпускные экзамены на отлично и получив Нахимовскую премию, 1 мая 1876 года был произведён в гардемарины. Получив назначение на учебный фрегат "Петропавловск", с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находился в заграничном учебном плавании. В своём первом дальнем походе Руднев выполнял обязанности рядового матроса, нёс офицерскую вахту и осваивал морское дело на практике.

Получив от командира учебного фрегата хорошую аттестацию, 30 августа 1877 года В. Ф. Руднев получает офицерский чин мичмана. В сентябре 1877 года он назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, в которую отправляли наиболее перспективных молодых офицеров.

16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман Руднев был назначен на крейсер "Африка" (командир которого был капитан 1-го ранга Е. И. Алексеев), направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное путешествие. Руднев становиться командиром 7-й роты на "Африке" (6 октября 1880), а 1 января 1882 года

ему присваивают звание лейтенанта. После окончания плавания он был награждён орденом и получил благодарность. Впоследствии он напишет книгу об этом плавании.

После возвращения из кругосветного путешествия Руднев продолжает плавать по Балтийскому морю (1884 [), а в 1886 году участвует в заграничном плавании. В 1888 году Российский флот получает первый паровой военный транспорт "Пётр Великий". Провести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт поручают Рудневу. В этом же году Всеволод Фёдорович женится на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.

1 августа 1889 года В. Ф. Руднев снова отправляется в заграничное плавание на крейсере "Адмирал Корнилов" (командир капитан 1-го ранга Е. И. Алексеев), участвует на нём в манёврах Тихоокеанского флота и становится старшим офицером корабля. 4 декабря 1890 года Руднев возвращается в Кронштадт. В 1891 году он последовательно назначается командиром миноносца "Котлин", портового парохода "Работник", а затем старшим офицером броненосца "Гангут".

В 1893 году, получив чин капитана 2-го ранга, Руднев становится старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", идущим на соединение с отрядом русских кораблей в Греции. На броненосце держал свой флаг командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал С. О. Макаров. Проведя год в территориальных водах Греции, "Император Николай I" отправляется в кругосветное плавание, которое продолжалось с 1 января по 9 декабря 1895 года. Вернувшись в Кронштадт, Руднев становится командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грейг", а позже командиром миноносца "Выборг".

В декабре 1897 года Руднева назначают командиром канонерской лодки "Гремящий", на которой он совершит своё первое самостоятельное кругосветное плавание. "Гремящий" отправился в плавание 1 марта 1898 года и благополучно возвратился в Россию 15 мая 1899 года. Следует отметить, что канонерская лодка сравнительно небольшой корабль, кругосветное одиночное плавание на котором представляет определённую трудность. Тем не менее, Руднев провёл его успешно.

назначают командиром броненосца береговой обороны "Чародейка".

В начале июня 1900 года он принимает в городе Эльбинге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно приходит на нём в Кронштадт.

Командир "Варяга"

В 1900 году в Порт-Артуре проводятся обширные работы по его модернизации: проведены дноуглубительные работы на внутреннем рейде, был перестроен и расширен сухой док, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. Руднева назначают старшим помощником командира порта в Порт-Артуре, где находилась база 1-й Тихоокеанской эскадры основной силы Русского флота на Дальнем Востоке. Это назначение пришлось Рудневу не совсем по душе, тем не менее он энергично включился в работу. В декабре 1901 года Руднев был произведён в капитаны 1-го ранга.

В декабре 1902 года приказом по Морскому министерству Всеволод Фёдорович Руднев назначается командиром крейсера "Варяг". Руднев вступает в командование крейсером 1 марта 1903 года.

Ко времени назначения на "

Варяг" Руднев был уже опытным морским офицером, проходил службу на семнадцати кораблях, командовал девятью, участвовал в трёх кругосветных путешествиях, одно из которых проделал в качестве командира судна.

Обстановка на Дальнем Востоке России становилась всё более напряжённой. Япония усиленно готовилась к войне, создав здесь значительное превосходство в силах. 25 июля 1894 года японский флот без объявления войны начал военные действия против Китая.

Последний бой "Варяга"

Накануне войны "Варяг" был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом). 26 января (7 февраля) 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и нескольких миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", а также иностранные военные корабли.

Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и тр

ебовавший покинуть рейд до полудня. В противном случае они грозили открыть огонь по русским кораблям прямо в нейтральном порту (что было нарушением международного права).

В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11 часов 45 минут с крейсера "Асама", с расстояния 7000 м, раздался первый выстрел из 8-дюймового орудия, а затем вся эскадра противника открыла огонь. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Под ураганным огнём противника русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, заделывали пробоины, тушили пожары. Меткий огонь с "Варяга" принёс свои результаты: повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо", затем был потоплен один миноносец. Согласно японским сведениям, попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели. "Варяг" вернулся в порт. Крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, порядка 40 % орудий было разбито. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались вр

Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты, где их восторженно встретил русский народ. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев получил орден св. Георгия 4-й степени, чин флигель-адъютанта и был назначен командиром строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный"

После окончания службы

В ноябре 1905 года за отказ принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа Руднев был уволен в отставку с производством в контр-адмиралы.

В 1907 году японский император в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего Солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 июля 1913 года В. Ф. Руднев скончался. Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

(57 лет) Звание Гардемарин , Мичман , лейтенант флота , капитан 2-го ранга , капитан 1-го ранга и контр-адмирал [d]

Биография

Предок Всеволода Фёдоровича, матрос Семён Руднев участвовал в бою под Азовом и получил офицерский чин по указу Петра Первого (за храбрость).

Отец - Фёдор Николаевич Руднев, герой русско-турецкой войны -1829 годов . Участвовал в сражениях на Чёрном , Средиземном и Адриатическом морях , в блокаде Дарданелл и Константинополя . В 1857 году вышел в отставку, имея чин капитана 1-го ранга. Остаток жизни прожил с семьёй в своём имении. Умер в 1864 году . После его смерти семья - вдова Александра Петровна с детьми - покинула имение; некоторое время они жили в Любани Новгородского уезда Новгородской губернии .

Учёба

Последний бой «Варяга»

Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е. И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон , рядом с корейской столицей Сеулом), в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.

Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама », с расстояния 7000 м, раздался первый выстрел из 8-дюймового орудия, а затем вся эскадра противника открыла огонь, в основном по «Варягу». Русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнём противника. Бой продолжался в течение часа. За это время «Варяг», согласно рапорту его командира, выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» - 52 снаряда (в то же время, подсчет количества снарядов, извлечённых из корпуса корабля японцами после его подъёма, свидетельствует о существенном завышении этой цифры). Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и поврежден крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают попаданий в японские корабли и наличие каких-либо потерь .

«Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 м² у ватерлинии, потери экипажа - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо и последующего уничтожения корабля. После своза команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов (корабль затонул на мелководье и впоследствии был поднят японцами), а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари» .

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Командир корабля и офицеры были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, нижние чины - знаками отличия Военного ордена 4-й степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, помимо ордена, получил звание флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный » (ещё только строившегося в Петербурге).

После окончания службы

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области .

Дальнейшая судьба семьи Руднева

Рудневы воспитали троих сыновей - Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь . Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию . Позже они переехали во Францию .

Руднев и филателия

Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателист ом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок . В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий ». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году , когда был затоплен «Варяг», по другой - часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца .

В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:

  • 25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА [ИТЦ «Марка» ] № 2135) , посвящённая В. Ф. Рудневу (художник - И. Дубасов).
  • 22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА [ИТЦ «Марка» ] № 4182) .
  • 7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».

См. также

Источники

Труды В. Ф. Руднева

  • Руднев В. Ф. Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года. - СПб. : тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1907. - 24 с + 2 вкл. л. ил. [То же: Репр. воспр. изд. 1907 г. - Тула: Гриф и К, 2003. - 24 с. (Воспоминания написаны от третьего лица и подкрепляются выдержками из различных боевых донесений.)]
  • Руднев В. Ф. Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880-1883 годах. - СПб. : тип. Т-ва п.ф. «Электро-тип. Н. Я. Стойковой», 1909 [на обл. 1912]. - 169 с.

Словари и энциклопедии

  • Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. ист. энцикл. - М, 1969. - Т.12. - Стб. 243-244.

Командир крейсера «Варяг», герой Русско-японской войны 1904-1905 годов. Флигель-адъютант императора (1904), контр-адмирал русского флота (1905).

Всеволод Федорович Руднев родился 19 (31) августа 1855 года в семье потомственного офицера флота Федора Николаевича Руднева (ум. 1864). Местом его рождения стал город-крепость Динамюнде (ныне Даугавгрива, микрорайон города Риги в Латвии). Его отец служил командиром Рижской брандвахты до выхода в отставку в чине капитана 1-го ранга в 1857 году.

В 1857-1864 годах В. Ф. Руднев жил с родителями в родовом имении в сельце Яцком Веневского уезда Тульской губернии (ныне в составе городского округа « » ). После смерти отца в 1864 году семья Рудневых переехала в город Санкт-Петербургской губернии.

В 1872-1876 годах В. Ф. Руднев учился в Морском училище (бывшем Морском корпусе) в . Действительную службу на флоте начал в 1873 году, принимал участие в учебных плаваниях по Балтийскому морю. По окончании Морского училища получил чин гардемарина.

В 1876-1877 годах В. Ф. Руднев находился в заграничном учебном плавании на фрегате «Петропавловск», в августе 1877 года был произведен в мичманы. В 1877-1878 годах обучался на годичных курсах во флотской стрелковой роте.

В 1880-1883 годах В. Ф. Руднев служил на крейсере «Африка», на котором совершил первое кругосветное плавание. В январе 1882 года он был произведен в лейтенанты флота.

В 1884-1887 годах В. Ф. Руднев служил на Балтике. В 1888 году ему было поручено привести в из Франции построенный там для паровой военный транспорт «Петр Великий».

В 1889-1890 годах В. Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов». Он принимал участие в маневрах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля.

В 1891-1893 годах В. Ф. Руднев служил в , был командиром миноносца «Котлин», портового парохода «Работник», старшим офицером броненосца «Гангут».

В 1893 году В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 2-го ранга и назначен старшим офицером на броненосец «Император ». В 1893-1894 годах на этом корабле держал свой флаг командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал . «Император » около года провел в территориальных водах Греции, в 1895 году находился в кругосветном плавании.

По возвращении в Кронштадт В. Ф. Руднев стал командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг».

В декабре 1897 года В. Ф. Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой в 1898-1899 годах он совершил свое первое самостоятельное кругосветное плавание.

В 1899-1900 годах В. Ф. Руднев командовал броненосцем береговой обороны «Чародейка», в июне 1900 года привел в построенный в Германии эскадренный миноносец «Скат».

В 1900 году В. Ф. Руднев был назначен старшим помощником командира порта в Порт-Артуре, базе 1-й Тихоокеанской эскадры. В декабре 1901 года он был произведен в капитаны 1-го ранга.

В 1902-1904 годах В. Ф. Руднев командовал крейсером «Варяг». В начале 1904 года корабль находился в нейтральном корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон), где охранял русскую миссию и нес обязанности старшего стационера на рейде.

27 января (9 февраля) 1904 года, в первый день Русско-японской войны 1904-1905 годов, «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», были блокированы японской эскадрой в порту Чемульпо. Отвергнув требование о сдаче, В. Ф. Руднев принял решение вступить в бой с кораблями противника. В неравном часовом бою на рейде Чемульпо с превосходящими силами врага командир «Варяга» действовал решительно, личным примером воодушевлял экипаж крейсера. Русским морякам удалось потопить японский миноносец и повредить три крейсера. «Варяг», получив ряд пробоин, возвратился в Чемульпо. В. Ф. Руднев отдал приказ затопить «Варяг» и взорвать «Кореец», чтобы они не достались врагу. Команды обоих кораблей через нейтральные порты вернулись в .

За мужество, отвагу и умелые действия в бою В. Ф. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и назначен флигель-адъютантом императора . В апреле 1904 года он стал командиром строившегося эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» и 14-го флотского экипажа в .

В ноябре 1905 года В. Ф. Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого явилось его увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

Последние годы В. Ф. Руднев прожил в своей усадьбе в деревне Алексинского уезда Тульской губернии (ныне ). В 1908-1912 годах он работал над своими воспоминаниями и статьями, которые публиковались в журналах «Русская старина» и «Морской сборник».

В. Ф. Руднев скончался в своей усадьбе 7 (20) июля 1913 года. Он был похоронен на кладбище при Казанской церкви села Савино Алексинского уезда Тульской губернии (ныне в ).

 
Статьи по теме:
Планеты солнечной системы
Cookies are short reports that are sent and stored on the hard drive of the user"s computer through your browser when it connects to a web. Cookies can be used to collect and store user data while connected to provide you the requested services and someti
Висячие сады семирамиды - сооружение навуходоносора в вавилоне
Висячие сады Семирамиды находились на территории древнего Вавилона. Создание этого чуда света раньше связывали с царицей Семирамидой. В настоящее же время считается, что сооружением этого чуда технической мысли занимался царь Вавилона Навуходоносор II. П
Бойтесь данайцев, дары приносящих Бойтесь данайцев дары приносящих смысл
см. Боюсь данайцев, даже дары приносящих. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 . Смотреть что такое "Бойтесь данайцев, дары приносящих" в других словарях: Данайцы - (греч. Danaoi) древнейшее
Медики и СМИ — о здоровье Клинтон
Продолжаем интересный разговор о психо-физическом состоянии будущей предполагаемой обитательницы Белого Дома. Началао: Прежде всего - почему я привязалась к бедной старушке? Жестоко и нехорошо смеяться над больными людьми, разглядывать в лупу их симптомы.