Польша в 90 е годы 20 века. Вывести Украину из кризиса: опыт «шоковой терапии» Польши

В Сахаровском центре при поддержке Фонда Егора Гайдара состоялась встреча с директором Института философии и социологии Академии наук Польши Анджеем Рыхардом. Он прочитал лекцию о том, что предопределило успех при переходе Польши от социализма к капитализму и через какие испытания проходит польская демократия сегодня. «Лента.ру» записала основные тезисы его выступления.

Начало реформ

Первый важный актор, стоявший за переменами, произошедшими в Польше, - это обширное национальное движение «Солидарность», появившееся в начале 80-х годов после волны забастовок на шахтах, рудниках и судоверфях. Во-первых, это показало, что общество может самоорганизоваться. Во-вторых, стало ясно, что впервые за всю историю страны рабочие потребовали не только участия в управлении страной, собственными заводами (как, например, в 1956 году во время десталинизации в Польше), но и создания организации, которая бы защищала их интересы. Это нанесло решительный удар по легитимности коммунистического режима, который заявлял о единстве интересов политической верхушки с интересами всех граждан Польши.

Сначала «Солидарность» действовала как легальная организация, потом была запрещена, а в 1989 году в результате переговоров между частью оппозиционных сил с представителями правительства к власти пришло новое некоммунистическое правительство. То есть первым актором, способствовавшим изменениям, было мощное социалистическое движение «Солидарность».

Второй актор - это первое некоммунистическое правительство Польши, начавшее проводить жесткие экономические реформы, привнесшее азы свободного рынка в умирающую польскую экономику. В стране были исчерпаны запасы потребительских товаров и введены карточки на продукты питания. Экономическая ситуация была удручающей, несопоставимой с ситуацией в тех же Венгрии или Чехословакии. Ежемесячная инфляция в январе 1990 года составляла 80 процентов.

Фото: Zbigniew Matuszewski / Polska Agencja Prasowa / Globallookpress.com

Благодаря программе экономических реформ, предложенной заместителем премьер-министра Войцехом Бальцеровичем, через шесть месяцев, в июне 1990 года, уровень инфляции составил уже 3,4 процента. В первую очередь была проведена либерализация цен (хотя это и привело к негативному изменению курса польской валюты), а также появился совершенно новый для Польши дух предпринимательства (это стало следующим фактором, способствовавшим изменениям в стране).

Самое важное: жесткие экономические реформы Бальцеровича проводились без сучка и задоринки, что было удивительно для государства с давними традициями рабочих протестов (та же «Солидарность» во времена коммунистического режима регулярно организовывала подобные забастовки).

Существуют две теории, объясняющие этот факт. Первая - романтическая: якобы правлению первого некоммунистического режима сопутствовал мощный энтузиазм, и люди решили не бунтовать против жестких экономических реформ, хотя они им дорого обходились. Более вероятна вторая теория, рациональная - тогда происходила демобилизация общества. «Солидарность», которая представляла интересы рабочего класса, пришла к власти, сформировала правительство и стерла разделительную черту между рабочими и миром истеблишмента. Рабочие не протестовали, потому что они не знали, против кого протестовать.

Была еще одна проблема: как построить капитализм без капиталистов? Поэтому первой стадией польского капитализма стал так называемый «политический капитализм» (описание, возникшее благодаря политикам и политическим решениям того времени).

Первоначальные реформы быстро выдохлись. В результате них появились действующие лица третьего порядка - маленькие группы и отдельные люди, бывшие в первую очередь не гражданами, а мелкими производителями и потребителями. Изначально «Солидарность» была партией, в которой состояли активные граждане с гражданской позицией, но постепенно она превратилась в объединение обычных производителей товаров и их потребителей - обывателей.

Если сравнить, что тогда поляков больше объединяло - политические предложения или экономические, - окажется, что рыночная экономика интересовала их намного больше, чем демократия. Поляки лучше консолидируются как обыватели, чем как граждане.

В итоге демократические институты в Польше были успешно созданы. Тем не менее характерной чертой польской демократии была низкая политическая воля. Политики осознавали, что людям важна не столько политика, сколько экономика. При этом на формальном уровне настоящая и истинная демократия должна иметь определенные институты, потому что только тогда общество может называться рыночным и демократическим.

Фото: Adam Hawalej / Polska Agencja Prasowa / Globallookpress.com

Новый капиталист - бывший рабочий

Следующий вопрос, который возник после решения проблемы построения капитализма без капиталистов - как создать бизнес-класс в Польше? Большую часть бизнес-класса в посткоммунистических странах составляют бывшие партноменклатурщики. Большая же часть новых польских бизнесменов, по данным моих коллег, вышла из рабочего класса. В результате в Польше начал быстро развиваться капитализм, основанный на малом и среднем бизнесе, отвечавшем более чем за 70 процентов ВВП Польши.

Россия пошла другим путем - приватизировала умирающие предприятия-динозавры, в то время как в Польше ядром системы стали предприниматели, которых оставили в покое. Доживающие свой век структуры спокойно умирали, но при этом размножались новые - малый и средний бизнес. Через несколько лет те из них, которые тогда считались периферией, стали ядром экономики. Так у нас сложился так называемый народный капитализм со своими минусами и плюсами. Главное его преимущество состоит в том, что новые капиталисты были естественной частью общества, пусть и не слишком подготовленной.

Можно долго рассуждать о том, слабое или сильное в Польше гражданское общество (сейчас существует стереотип, что гражданская воля поляков очень слаба). Я этого делать не буду, а расскажу о результатах изменений в социальной структуре, которые обеспечили реформы.

Что такое меритократия? Это та система, в которой получаемое вознаграждение имеет положительную корреляцию с вашими инвестициями в себя - образованием и так далее. При коммунизме существовала корреляция между низким достатком и низким престижем профессии (отрицательная корреляция).

В 90-е годы корреляция между доходом и образованием становилась все более ощутимой. Люди поняли: чем больше ты инвестируешь в образование, тем больший получаешь доход и тем лучше ситуация на рынке. Меритократия - это черта, которая характеризует современное польское общество.

Фото: Krystian Dobuszynski / Zuma / Globallookpress.com

Почему проиграла «Гражданская платформа»

Как получилось, что партия «Гражданская платформа» стала успешной, а потом, несмотря на достижения, проиграла выборы 2005 года, в то время как партия «Право и Справедливость», ставившая под сомнение ее достижения, пришла к победе? (Кстати, потом и кандидат в президенты от «Гражданской платформы» Бронислав Коморовский потерпел поражение от Консервативной партии Анджея Дуды, нынешнего президента Польши.)

Коморовский неправильно оценил свои шансы на победу. Он переоценил успех своей партии, и на последнем этапе избирательной кампании был слишком нервным. Что касается победы партии Качиньского на парламентских выборах через месяц после президентских, то это очень сложно объяснить. Можно говорить об ошибках в ходе предвыборной кампании «Гражданской платформы», которая на тот момент находилась у власти, но тому есть и структурные причины.

Правящая партия пыталась сыграть на своих успехах - развитии рыночной экономики, введении евро и вхождении в Евросоюз. На этих трех столпах держалась ее политическая активность, и это должно было обеспечить ей поддержку населения. Однако к тому времени заслуги «Гражданской платформы» потеряли для населения важность, и люди перестали задумываться о том, как быстро ей удалось достичь обещанного.

Появилась и другая проблема: меритократия привела к росту количества высших образовательных заведений, но при этом количество людей в Польше, которые хотят получить высшее образование, в последние годы упало. Почему? Потому что у них перед глазами был пример молодых поляков, получивших его, но оставшихся без работы. Все места, где требовались высокооплачиваемые специалисты, оказались заняты. Поэтому молодежь решила голосовать против «Гражданской платформы», которая, как им казалось, была в ответе за создание этой проблемы.

Почему выиграла «Право и справедливость» и что будет дальше

Сторонники партии «Право и Справедливость» Качиньского - это, как правило, люди с плохим образованием, из малообеспеченных семей, проживающие в сельской местности или небольших городах. Однако победить только с их помощью было невозможно. Поэтому Качиньский и другие руководители партии играли и на чувствах новых сторонников - людей, которые не разочаровались в самих реформах, но считали, что начатые преобразования не увенчались успехом. Эти новые сторонники - представители молодежи, хорошо образованные люди, жители больших городов. Именно за счет этого электората «Право и Справедливость» пришла к власти.

Как будет развиваться ситуация в будущем, сказать сложно. Но даже если мы примем во внимание достаточно противоречивые политические дискурсы в Польше, а также последние институциональные изменения, способные разрушить либерально-демократическую модель развития, можно уверенно говорить о том, что в Польше есть все необходимые институциональные предпосылки для защиты демократии.

В первую очередь, это достаточно прочная рыночная структура, породившая класс, поддерживающий демократию не только из-за ее ценностей, но из-за собственных классовых интересов. Представители этого класса понимают: только демократическая система может защитить их интересы за счет законности, открытости и других ее характерных черт.

Лекция 6.

ПЛАН:

1. Политические и экономические реформы в начале 90-х гг.

2. Экономика Польши в 1995 г. – начале XXI в.

3. Политическое развитие Польши в 1995 г. – начале XXI в.

4. Внешняя политика Польши в 1990-е гг. – начале XXI в.

Демократическая революция 1989 г. в Польшебыла первой революцией такого типа в Центральной и Восточной Европе. Главными направлениями политической трансформации стали: переход от авторитарной власти к демократической, от монополии одной партии к многопартийности, от номенклатуры к плюралистической политической элите, от монополии административной власти к территориальному самоуправлению.

В 1990 г. прошли досрочные президентские выборы, во втором туре которых победу одержал Л. Валенса. В ноябре 1991 г. были проведены свободные выборы в парламент, продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Сейм состоял из множества политических партий. Это существенно затрудняло формирование правительств, а также выработку и осуществление программ. Отсутствие единства нашло отражение в частой смене правительственных кабинетов в период 1991-1993 гг. (Я. К. Белецкого, Я. Ольшевского, В. Павляка, Х. Сухоцкой). В 1995 г. в стране прошли президентские выборы, на которых победу одержал лидер социал-демократов А. Квасьневский.

В 1989 г. в Польше была разработана программа социально-экономических преобразований в стране («шоковая терапия»). В этой программе были определены меры по стабилизации экономики и скорейшем переходе от социалистической к рыночной системе хозяйствования. Реализация программы началась 1 января 1990 г. с либерализации цен и ограничения денежных доходов населения. Однако вопрос о росте инфляции не был снят, что привело к использованию государством жесткой денежной политики. С одной стороны, это дало свои результаты уже к середине 1990 г., а с другой - в стране наблюдался спад промышленного производства, критическое положение в сельском хозяйстве и как следствие - нарастание социальных проблем. В 1990-1992 гг. была проведена и т. н. «малая приватизация».

В 1997 г. на парламентских выборах победу одержала Избирательная акция «Солидарность», а правительство сформировал Е. Бузек. Деятельность кабинета пришлась на период ухудшения хозяйственной конъюнктуры на Западе и финансового кризиса в России, что привело к замедлению темпов экономического роста в Польше и снижению уровня жизни населения. Поэтому период конца XX - начала XXI вв. отмечен выступлениями рабочих, крестьян и служащих. В значительной степени это обусловило победу на президентских 2000 г. и парламентских 2001 г. выборах представителей левых сил. Президентом страны вновь избран А. Квасьневский, а правительственный кабинет сформировал Л. Миллер. 23 октября 2005 Лех Качиньский победил на выборах и стал президентом Польши (погиб в 2010 г., новый президент Б. Комаровский).


В 1997 г. в Польше была принята новая конституция. (1997), проведены административная реформа и реформа самоуправления.

В конце 1990-х гг. был преодолен экономический кризис и обеспечены высокие темпы экономического роста. Однако социальная цена проводимых реформ по-прежнему оставалась очень высокой. В этих условиях был разработан план «Финансовая стратегия государства на 1999-2001 гг.», который получил название «второго плана Бальцеровича». В начале XXI в. Начался рост промышленного производства, например, рост ВВП в 2006 г. составил 5, 2%. В связи с начавшимся мировым экономическим кризисом осенью 2008г. правительство Польши разработало план стимулирования экономики страны в условиях кризиса. Рост ВВП в 2008 г. замедлился до 5%, а в 2009 г. - до 2,8%.

В начале 1990-х гг. произошла переориентация внешней политики Польши с Востока на Запад. Польское руководство заявило о своем стремлении интегрироваться в западноевропейские структуры и в первую очередь - Европейский Союз и НАТО. В 1999 г. Польша была принята в Североатлантический альянс, а ее воинские контингенты принимали участие в военных действиях в Афганистане и Иране. 1 мая 2004 г. Польша стала полноправным членом Европейского союза. В 2002 году Польша и Словакия сделали незначительную корректировку границы в регионе Тешинской Силезии.

Польша в 1990-е гг. – начале XXI в.

Лекция 6.

ПЛАН:

1. Политические и экономические реформы в начале 90-х гᴦ.

2. Экономика Польши в 1995 ᴦ. – начале XXI в.

3. Политическое развитие Польши в 1995 ᴦ. – начале XXI в.

4. Внешняя политика Польши в 1990-е гᴦ. – начале XXI в.

Демократическая революция 1989 ᴦ. в Польшебыла первой революцией такого типа в Центральной и Восточной Европе. Главными направлениями политической трансформации стали: переход от авторитарной власти к демократической, от монополии одной партии к многопартийности, от номенклатуры к плюралистической политической элите, от монополии административной власти к территориальному самоуправлению.

В 1990 ᴦ. прошли досрочные президентские выборы, во втором туре которых победу одержал Л. Валенса. В ноябре 1991 ᴦ. были проведены свободные выборы в парламент, продемонстрировавшие значительный раскол в польском обществе. Сейм состоял из множества политических партий. Это существенно затрудняло формирование правительств, а также выработку и осуществление программ. Отсутствие единства нашло отражение в частой смене правительственных кабинœетов в период 1991-1993 гᴦ. (Я. К. Белœецкого, Я. Ольшевского, В. Павляка, Х. Сухоцкой). В 1995 ᴦ. в стране прошли президентские выборы, на которых победу одержал лидер социал-демократов А. Квасьневский.

В 1989 ᴦ. в Польше была разработана программа социально-экономических преобразований в стране (ʼʼшоковая терапияʼʼ). В этой программе были определœены меры по стабилизации экономики и скорейшем переходе от социалистической к рыночной системе хозяйствования. Реализация программы началась 1 января 1990 ᴦ. с либерализации цен и ограничения денежных доходов населœения. При этом вопрос о росте инфляции не был снят, что привело к использованию государством жесткой денежной политики. С одной стороны, это дало свои результаты уже к серединœе 1990 ᴦ., а с другой - в стране наблюдался спад промышленного производства, критическое положение в сельском хозяйстве и как следствие - нарастание социальных проблем. В 1990-1992 гᴦ. была проведена и т. н. ʼʼмалая приватизацияʼʼ.

В 1997 ᴦ. на парламентских выборах победу одержала Избирательная акция ʼʼСолидарностьʼʼ, а правительство сформировал Е. Бузек. Деятельность кабинœета пришлась на период ухудшения хозяйственной конъюнктуры на Западе и финансового кризиса в России, что привело к замедлению темпов экономического роста в Польше и снижению уровня жизни населœения. По этой причине период конца XX - начала XXI вв. отмечен выступлениями рабочих, крестьян и служащих. В значительной степени это обусловило победу на президентских 2000 ᴦ. и парламентских 2001 ᴦ. выборах представителœей левых сил. Президентом страны вновь избран А. Квасьневский, а правительственный кабинœет сформировал Л. Миллер.
Размещено на реф.рф
23 октября 2005 Лех Качиньский победил на выборах и стал президентом Польши (погиб в 2010 ᴦ., новый президент Б. Комаровский).

В 1997 ᴦ. в Польше была принята новая конституция. (1997), проведены административная реформа и реформа самоуправления.

В конце 1990-х гᴦ. был преодолен экономический кризис и обеспечены высокие темпы экономического роста. При этом социальная цена проводимых реформ по-прежнему оставалась очень высокой. В этих условиях был разработан план ʼʼФинансовая стратегия государства на 1999-2001 гᴦ.ʼʼ, который получил название ʼʼвторого плана Бальцеровичаʼʼ. В начале XXI в. Начался рост промышленного производства, к примеру, рост ВВП в 2006 ᴦ. составил 5, 2%. В связи с начавшимся мировым экономическим кризисом осœенью 2008ᴦ. правительство Польши разработало план стимулирования экономики страны в условиях кризиса. Рост ВВП в 2008 ᴦ. замедлился до 5%, а в 2009 ᴦ. - до 2,8%.

В начале 1990-х гᴦ. произошла переориентация внешней политики Польши с Востока на Запад. Польское руководство заявило о своем стремлении интегрироваться в западноевропейские структуры и в первую очередь - Европейский Союз и НАТО. В 1999 ᴦ. Польша была принята в Североатлантический альянс, а ее воинские контингенты принимали участие в военных действиях в Афганистане и Иране. 1 мая 2004 ᴦ. Польша стала полноправным членом Европейского союза. В 2002 году Польша и Словакия сделали незначительную корректировку границы в регионе Тешинской Силезии.

Польша в 1990-е гг. – начале XXI в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Польша в 1990-е гг. – начале XXI в." 2017, 2018.

  • -

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД Блеск кометы Рекомендуемые критерии оценки Возможное... .


  • - XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ... .


  • - XXI век

    XX век XIX век Планеты в ранних 1800-х Меркурий Венера Земля Марс Веста Юнона Церера Паллада Юпитер Сатурн Уран В середине XIX столетия астрономы начали понимать, что объекты, которые они открыли в течение последних 50 лет (такие как... .


  • - Русский язык конца ХХ - начала XXI веков.

    Курс лекций по «Русскому языку и культуре речи» Лекция № 1. Русский язык и культура речи на рубеже веков.. 3 1. Русский язык конца ХХ - XXI веков. 3 2. Стили современного русского языка. 4 3. Языковая норма.. 5 Лекция № 2. Публицистический стиль.. 6 1. Общая характеристика... .

  • · традиции парламентаризма формировались еще в Средневековье , созывались сеймы (ведали зак. властью + внеш. и внутр. политикой), с конца 14 века – сеймики (нет, это не маленькие сеймы, а воеводские съезды, занимающиеся местным самоуправлением)

    · процесс становления сейма завершился в начале 16в, но с 17 века начался кризис парламентаризма, осложненный разделами Польши.

    · 1918г – восстановление независимости + новая конституция (17 мая 1921г) – учрежден сейм и сенат (они выбирали президента на совместном заседании) ; + все стандартные законы конституции типа равенства всех, охрана труда и т.д. Первый президент – Г. Нарутович

    · 1926г – переворот, установл. режима санации (изменение полномочий ветвей власти) + диктатура Пилсудского ; затем 2МВ -> пауза в развитии парламентаризма

    · с 1947г – новый этап развития в условиях социалистических общественных отношений; принята Малая конституция (там оговаривались полномочия органов власти)

    · до 1948г можно говорить о «польском пути к социализму» (заключался в отстаивании демократических принципов и отказе от диктатуры пролетариата), но в итоге полякам пришлось от него отказаться (СССР короче им палец показал средний)

    · 1952г – новая конституция – политическая основа страны – местные сейм и сейм как высший орган власти, институт президентства ликвидирован, вместо него – гос. совет, подотчетный сейму. В итоге Польша – социалистическое гос-во и оплот политического влияния СССР в Европе (гуд бай польский путь к социализму)

    · 1989г – ура! начало возрождения истинного парламентаризма; тут поляки долго тупили и мудрили, а заключалось это вот в чем: в 1989г выборы были по маж. системе абсол. большинства и еще и по одноманд округам , в итоге в парламенте – двухполюсная борьба коммунистов и их союзников VS антикоммунистов. Это не устроило поляков, они пыхтели-пыхтели и решили в 1991г сделать пропорц. систему . В итоге выборы были очень мягкими и в парламент попало дохрена мелких партий. Полный хаос и неразбериха. Опять полякам не понравилось. В итоге в 1993г на выборах они уменьшили размеры избир. округов и ввели проходной минимум (5% для партий, 8% для коалиций). В итоге в парламенте фаворитами стали Союз демократических левых сил и Польская крестьянская партия (36% голосов и 65% мандатов). Эти гаврики объединились и спокойно творили что хотели, преодолевая вето и т.д. После этого в 1997г поляки приняли очередную конституцию и отказались от крайних вариантов классического парламентаризма и от сильной президентской власти. На смену пришел рациональный парламентаризм (усиление полномочий парламента, ослабление власти президента). Таким образом с 1997г президент больше по сути не может влиять на состав правительства, сейм – единственный орган власти, который может призвать правительство к политической ответственности. Следует отметить также то, что сейм больше не может игнорировать решения конституционного суда (надо же, ограничили в чем то).



    · пара слов о сенате. Сенат – верхняя палата, состоит из 100 чел (111 чел было в межвоенные периоды) ; главная функция – обсуждение законопроектов сейма, процедура такова: сейм отправляет законопроект в сенат, тот либо игнорит его и он вступает в силу, либо принимает поправки, либо отклоняет и снова отправляет в сейм (не может быть полностью отклонен только проект бюджета). Короче говоря, особо важной роли в законодательстве не играет. Примечательно то, что после выборов в 1993г, когда ужесточили систему и многие партии не попали в сейм, они тем не менее смогли пробиться в сенат и он стал своего рода оппозицией парламентскому большинству (цирк короче полный)

    Подведем итоги:

    Специфика польского парламентского опыта заключается в следующем:

    1. первые выборы в парламент Польши не были вполне свободными и демократическими (настоящие свободные выборы только с 1991г)

    2. президентские выборы 1990г предшествовали парламентским (тогда как в большинстве стран они либо проходят после либо одновременно с парламентскими)

    3. нестабильность избирательной системы (то о чем я упоминал выше) – каждые выборы – новый избирательный закон

    5 фаз трансформации политической практики Польши:

    1. нормативный но не фактический режим правления Ярузельского

    2. нормативный и фактический режим Леха Валенсы до принятия малой конституции

    3. ограниченный президентский режим после Малой конституции



    4. фактический но ненормативный парламентский режим с элементами президентства после 1995г

    5. парламентский режим с опорой на сильное правительство

    становление польского парламентаризма – важный компонент процесса демократизации страны (процесс этот еще не завершен)

    32. Общая характеристика ситуации «сосуществования» во Франции.

    Ситуация, когда президент республики принадлежит к другой политической партии нежели парламентское большинство. Возникает из-за того, что президент вынужден назначать премьер-министра, который будет приемлем и принят парламентом, что зависит, в свою очередь, от партии парламентского большинства. Т.к. во Франции полупрез. режим – т.е. 1)президент республики, избранный всеобщим голосованием и получивший соответствующую власть; 2)премьер-министр и правительство, ответственное перед депутатами. (по определ. М.Дюверже).

    Всего была 3 раза.

    1. 1986-1988 самая жесткая. Миттеран vs Ширак. Неудачи преобразований левых разочаровали народ, который сдвинулся вправо. Правые партии собрали 56% голосов, за крайне правую расистскую группировку Национ. фронта голосовало >9% избирателей, почти столько же, сколько за Коммунистическую партию. Президент Миттеран-социалист был вынужден назначить п.м. голлиста Жака Ширака. => левый президент “сосуществовал” с правым правительством и правым большинством в парламенте. В течение 2 лет Ширак и Миттеран разработали “кодекс сосуществования”, в соответствии с которым осущ-е соц.-эк. курса, внутренних реформ входило в компетенцию прав-ва, Миттеран сосредоточил свои усилия на деятельности во внешней и военной политике. 1988г –Миттеран распустил парл-т. Новый премьер Мишель Рокар (социалист).

    2. 1993-1995 «уважительное». През. Миттеран (социалист) vs п.м. Эдуар Балладюр. Пришлось его назначить, т.к. на парламентских выборах большинство получили правые Объединение в поддержку Республики и Союз за французскую демократию.

    Эта ситуация закончилась в 1995 г. с избранием президентом Республики Жака Ширака. Исполнительная и законодательная власть вновь были в руках одного и того же правого большинства, а премьер-министром становится Ален Жюппе.

    3. 1997-2002 Ширак(президент голлист) vs Лионель Жоспен(п.м. социалист). Июнь 1997г - парламентские выборы, последовавшие за роспуском Национального собрания Жаком Шираком в апреле 1997 г., обеспечили большинство представителям левых сил. П.м. пришлось назначить социалиста – Жоспена. В 2002г. Ширака переизбрали (т.к. вторым кандидатом был лидер нац-тов Жан-Мари Ле Пен – французы испугались нафиг, и проголосовали п/в нац-тов => получилось,что за Ширака).

    В целом три периода сосуществования свидетельствуют о том, что институты Пятой республики вполне работоспособны и обеспечивают Франции определенную политическую стабильность.

    О.Н. Майорова

    (Институт славяноведения РАН, Москва)

    Дискуссии в польском обществе в 90-е годы ХХ в. о месте Польши в Европе

    Mayorova O.N. Discussions on Poland"s place in Europe in the Polish society of the 1990s

    The author analyses the discussions of the country"s place within Europe in the Polish society of the 1990s, when the Central Europe entered a period of structural transformation; the article examines the priorities of the Polish foreign policy in the programs of the main political parties - the potential entrance into NATO and the EU being the principal issue.

    Ключевые слова: Польша в 90-е годы ХХ в., программы политических партий, внешняя политика, НАТО, ЕС.

    После краха коммунизма в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в. Центральная Европа вступила в эпоху важных структурных преобразований. В новой исторической обстановке перед польским обществом, его политическими силами встал ряд актуальных вопросов, касающихся отношения к соседним государствам, выбора возможных союзников, определения своей позиции в развити регионального сотрудничества и сближении с евроатлантическими структурами. На общественное мнение поляков воздействовали как международная ситуация, так и внутреннее положение, позитивы и негативы процесса политической и экономической трансформации.

    Польша неизменно, начиная с первого правительства «Солидарности» в 1989 г., декларировала желание вступить в западные институты: ЕС и НАТО. Этот курс проводился энергично, подчиняя себе все другие внешнеполитические цели. В программной речи премьера левого коалиционного правительства В. Павляка в ноябре 1993 г. отмечалась необходимость достижения целей, определенных в документе «Принципы политики безопасности» президентом Л. Валенсой. Министр иностранных дел упомянутого правительства А. Олеховский также подчеркивал неизменность главного направления польской внешней политики, отмечая, однако, что страна «будет идти по левой стороне этой дороги».

    Стремление Польши добиваться вступления в НАТО, а также продолжать курс на сближение и полное членство в ЕС декларировал в качестве первоочередных внешнеполитических задач и А. Квасьневский, будучи еще кандидатом на пост президента. Так, осенью 1995 г. в своей предвыборной программе он утверждал: во-первых, это историчес-

    кие обстоятельства, поскольку после вступления в западные структуры Польша вернется в свое естественное окружение; во-вторых, в рамках интегрированного европейского организма будет легче пройти период экономической трансформации и приблизиться к ведущим странам мира; в-третьих, польское государство стремится к участию в Североатлантическом союзе с целью укрепления внешней безопасности; в-четвертых, это будет способствовать поддержке демократических преобразований, так как, добиваясь места в ЕС и НАТО, страна должна будет соответствовать их высоким демократическим стандартам1. Д. Росати, министр иностранных дел (март 1995 г. - сентябрь 1997 г.) также отмечал, что впервые за многие годы появился реальный шанс коренным образом изменить стратегическую ориентацию Польши в пользу последовательной европейской концепции, которая обеспечивает лучшие «условия государственной безопасности и более выгодные перспективы экономического развития»2.

    В польском обществе осмыслению места и роли своей страны в современном мире с учетом происходивших в Центральной Европе глубинных изменений и последствий объединения Германии уделялось большое внимание. Различные мнения находили отражение и в позициях политических партий, и в публикациях периодических изданий. В начале 90-х годов появилась интересная работа историка Т. Киселевского, в которой утверждалось, что «Центральная Европа существует и представляет собой переходное пространство между латинской и византийской цивилизациями, будучи, однако, интегральной частью первой»3.

    Известный философ Б. Лаговский обращал внимание на источники беспокойства в польском обществе. «Наш путь к объединенной Европе, - отмечал он, - невозможен до тех пор, пока мы не поднимемся до западного цивилизационного уровня. Для этого необходимы не только время, но и усилия, чтобы приспособиться к нему. Иначе мы дождемся сначала антипольских настроений на Западе, а потом в Польше возникнет партия, рассчитывающая на Россию и втягивающая ее в польские дела»4.

    Познанский историк Е. Красуский, занимая взвешенную, на наш взгляд, реалистическую позицию, считал, что Польша является «транзитной» страной с преобладанием направления Восток - Запад. «Если политический вакуум на Востоке сохранится слишком долго, - заявлял Красуский, - то Польша как крепостная стена и граница Европейского сообщества попадет в такую зависимость от Германии, что ее существование станет де-факто фикцией». Противовес Германии виделся именно на востоке. Для Польши Красуский усматривал шанс «сохранить свою самобытность только в том случае, если ось Париж-Берлин-Варшава протянется до Москвы»5.

    С точки зрения последнего «коммунистического» премьера М. Раков-ского, самое главное, чтобы Польша на пороге третьего тысячелетия стала полноправным членом ЕС. Он считал, что вхождение в НАТО не имеет такого качественного веса, как присутствие страны в ЕС. На его взгляд, политики и журналисты уклонялись от своей важнейшей обязанности - просветительской деятельности, а ведь она необходима, если вхождение в Европу понимать как приспособление к нормам «сожительства» народов западной части континента. Оно предполагает перестройку национального сознания, а это - задача значительно более сложная, чем создание правовой базы, приспособленной к законам входящих в состав ЕС государств6.

    Е. Урбан, бывший пресс-секретарь правительства М. Раковского, призывал с большой долей скептицизма относиться к данным социологических исследований, по которым 90 % поляков высказывались за вступление в НАТО, 88 % - за экономическую и политическую интеграцию с ЕС. Среди поляков, спешивших в НАТО, значительная часть отрицательно относилась к возможному размещению в Польше ядерного оружия и иностранных войск, то есть поляки не против «западного зонтика», но без связанного с этим риска. Правые группировки, которые поддерживали вступление страны в НАТО, неодобрительно относились к условиям экономического, социального и юридического интегрирования с Западом. Наконец, сторонники Движения за возрождение Польши (ДВП)* и значительная часть Акции выборчей «Солидарность» (АВС)** рассматривали суверенность Польши как высшее благо, но ведь вступление в евроат-лантические структуры вело, по мнению Е. Урбана, к ее определенному ограничению. Он подчеркивал, что почти всеобщая поддержка поляками идеи членства их страны в НАТО питалась прежде всего антироссийскими фобиями. Он также делал акцент на одном из аспектов этой проблемы: членство Республики Польша (РП) в НАТО составит некоторый противовес возможному участию во власти крайне правых, которые в определенной ситуации могли бы выдвинуть требования в отношении Львова и Вильно7.

    По мнению польского писателя и политика А. Щипёрского, западную ориентацию польской внешней политики наверняка определяло стремление к материальному авансу, а с другой стороны, подтверждало нежелание огромного большинства нации вернуться к прежней политической, экономической и социальной ситуации. Щипёрский полагал,

    * Правая партия, действовавшая в 1995-2012 гг.

    ** Блок из трех с половиной десятков правоцентристских партий и организаций, ведущей силой которого являлся профсоюз «Солидарность», находился у власти в Польше в 1997-2001 гг.

    что нет страны, которая бы проиграла от участия в континентальном содружестве. Даже при разделах Польши сохранялась национальная самобытность. И смешно бояться, заключал он, что 40-миллионный народ в собственном суверенном государстве потеряет эту самобытность в рамках интегрированной Европы8.

    В ряде публикаций отмечалось, что в то время как абсолютное большинство польского общества выступало за вхождение в ЕС и НАТО, «антиевропейское» меньшинство имело тем не менее довольно влиятельных сторонников. И не только в так называемых посткоммунистических кругах, представители которых - из-за политических биографий и почти полувекового понимания польских государственных интересов на базе «восточной ориентации» - естественно входят в это меньшинство. Но удивительно, что антиевропейские настроения находили приверженцев также в польском костеле, Польской крестьянской партии (ПКП) и правых народовых (национальных) кругах. Если кардинал Ю. Глемп видел на Западе истоки морального распада и указывал на его опасность для традиционного польского католицизма, то ПКП заявляла об угрозе сельскохозяйственной политики ЕС для польского села, а правые вместе с некоторыми идеологами Христианско-национального объединения (ХНО) толковали о негативных последствиях общеевропейской унификации национальной самобытности поляков9.

    Некоторые материалы польской периодики содержали резкую критику восточного направления внешней политики страны. Известный в Польше ведущий специалист по «русским делам» проф. А. Дравич оценивал в декабре 1993 г. политику отчуждения по отношению к РФ как «огромную политическую глупость». Объясняя «разбухающий на глазах», подобно атомному грибу, чудовищный синдром отчуждения от России в польском обществе обидами за прошлое, страхом перед будущим и польской гордыней, он подчеркивал, что «дозволенное общественному мнению не пристало тем, кто властвует в Речи Посполитой. Ибо их дело - не поддаваться эмоциям толпы... Создается впечатление, что они задались целью изменить географическое положение Польши - отчалить от берегов Буга и пришвартоваться где-нибудь между Норвегией и Исландией». И далее А. Дравич писал: «Определенные надежды во мне пробудила смена власти (в сентябре 1993 г. - О. М.). Однако я быстро понял, что это - иллюзии, ибо левые силы в Польше превыше всего жаждут психологической легитимности и панически боятся обвинений даже в самом малом русофильстве»10.

    * Возникла в 1990 г.

    ** Правая национально-христианская партия (1989-2010).

    Не согласен с русофобским журналистским большинством и публицист Ст. Киселевский, утверждавший, что «Ялта* была для Польши не только вступлением в политическую неволю, но также и обретением разумного географического положения», что следует сохранять союз с Россией, но не на базе единства мировоззрения и строя, а на основе добровольной, свободно определенной общности жизненных интере-сов11. Эти идеи, кстати, разделялись некоторыми известными деятелями «Солидарности». Так, А. Михник утверждал, что «постоянный диалог с Россией должен быть каноном польской геополитики»12.

    О том, что польские власти и средства массовой информации «односторонне и поверхностно» информировали общественность страны о подлинных проблемах европейской безопасности, особенно об условиях, а также политических, военно-стратегических и финансовых последствиях вступления РП в Североатлантический альянс, заявляли участники состоявшейся в Варшаве в марте 1996 г. конференции «НАТО и безопасность Польши и Европы». Ее провели Общество «Польша-Восток» и «Клуб польских государственных интересов» - организация, объединявшая независимых политологов и общественных деятелей. Попытки на этой конференции польских политиков и военных строить систему европейской безопасности без России или в ущерб ее интересам ученый М. Добросельский расценил как удивительные, «представляющие собой опасные и очень дорогостоящие иллюзии»13.

    Взвешенную позицию высказывал также Е. Урбан, обращая внимание на то, что никакая НАТО не обезопасит Польшу от Востока, если она не будет поддерживать с Россией добрососедские отношения. Так же как никакой ЕС не заменит Россию в качестве источника сырья и энергии для Польши и рынка сбыта для большинства польских товаров14. О желании осуществить стратегическую цель - вступить в НАТО, не ухудшая отношений с Россией, заявлял министр иностранных дел Д. Росати. Он был убежден, что это удастся сделать, даже если в переходный период возникнет определенное напряжение в польско-российских отношениях15.

    И все же, несмотря на существование в Польше реалистических, продуманных, подобных приведенным выше настроений, явно преобладали антироссийские. Вопрос «Что важнее - быстрое вступление в НАТО или выгоды от возможных экономических уступок России?» ввел в оборот министр иностранных дел левого коалиционного правительства А. Олеховский. Он объяснял свою отставку в феврале 1995 г.

    * Имеется в виду Ялтинская конференция лидеров трех стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании (4-11 февраля 1945 г.), посвященная установлению послевоенного мирового порядка.

    «принципиальными разногласиями» со всем кабинетом по проблемам сотрудничества с Россией, которое, по его утверждению, мешало стране на ее пути к Западу. Некоторые ведущие политики коалиции указывали на необходимость усилий по развитию региональной интеграции, функционировавшей независимо от европейского сообщества16. После визита министра иностранных дел РФ Е.М. Примакова в Варшаву в марте 1996 г. в стране развернулась политическая кампания, направленная на «нейтрализацию» возможного улучшения двусторонних отношений. Так, представители ДВП, в котором после поражения на парламентских выборах 1993 г. объединился ряд правых группировок (сторонников Л. Валенсы и Я. Ольшевского), заявляли, что до вступления Польши в НАТО подписание договоров с Россией вообще должно быть приостановлено.

    Теперь попробуем проследить позиции основных политических партий в отношении приоритетов внешней политики страны. Социал-демократия Республики Польша (СДРП) неизменно была сторонницей включения в европейские процессы и структуры, и со временем эта позиция укреплялась. Однако уже в первых программных декларациях социал-демократии этому сопутствовало предостережение, что процесс «вхождения в Европу» будет не только трудным, но и рискованным с учетом огромных экономических диспропорций17.

    В несколько меньшей степени, чем социал-демократы, связывала будущее Польши с Западной Европой Польская крестьянская партия, составлявшая с социал-демократами правительственную коалицию в 1993-1997 гг. В ее заявлениях можно было встретить сомнения, имевшие главным образом экономическое основание, опасения высокой цены связей с ЕС, а также подчеркивание значения сотрудничества с ближайшими соседями18. В программных документах Союза труда (СТ), входившего в Союз демократических левых сил (СДЛС), отмечалось, что внешняя безопасность Польши требовала прежде всего вступления в НАТО, а также поддержки дружеских контактов с соседями и большего разнообразия в направлениях экономического сотрудничества, слишком односторонне сконцентрированных на Западной Европе19.

    Правые политические группировки Польши также высказывались за участие в процессе европейской интеграции, который, однако, как подчеркивалось в документах, например, Христианско-национального объединения, не должен ограничивать суверенности государства и национальной самобытности20. В предвыборной программе Движения за возрождение Польши осенью 1997 г. отмечалось, что участие РП в НАТО, усиление балтийских государств, Украины и Белоруссии создавали «шанс для сдерживания российского империализма», а членство Польши в ЕС «требует времени и денег» и подготовки по крайней мере нескольких

    стратегических отраслей польской экономики к конкуренции с Западом21. Лидеры Акции выборчей «Солидарность», выступая за быстрейшее вхождение страны в НАТО, подчеркивали в 1997 г., что Польша должна при этом сохранить собственную самобытность и иметь «непосредственное влияние на формирование нового порядка в Европе»22.

    Таким образом, правые группировки, поддерживая в целом стремление РП в НАТО, были не согласны, в частности, со свободным перемещением капиталов (усматривая опасность в иностранных инвестициях) и свободным передвижением людей, а особенно их наплывом в страну. Лидеры правых выступали за протекционистские таможенные барьеры (так как следовало защищать польское сельское хозяйство от внешней конкуренции) и не хотели приспособления польских законов к международным стандартам (считая, по меньшей мере, спорными запрет смертной казни, гарантии для национальных и сексуальных меньшинств, равноправие верований и т.д.).

    Польские партии центристской ориентации также выступали за полное членство страны в НАТО. Приоритетом внешней политики, по мнению Соглашения центристских сил (СЦС), должно было быть вступление в эту и другие европейские структуры, понимаемое как альтернатива зависимости от России. «Польша может и должна переломить довлеющий на ее судьбе геополитический фатализм путем участия в евроатлантичес-кой оборонной организации (НАТО) и в Европейском союзе», - отмечалось в программных декларациях СЦС23.

    Основным содержанием современных польских государственных интересов Либерально-демократическим конгрессом (ЛДК) и Демократическим союзом (ДС) признавался «проевропеизм», понимаемый как приспособление и готовность к сотрудничеству с целым комплексом континентальных институтов. Союз свободы (СС), образовавшийся в результате слияния в 1994 г. ЛДК и ДС, также ратовал за скорейшее вступление Польши в ЕС и НАТО, но его программа содержала вместе с тем и положение о создании «мирных отношений между НАТО и Россией»24.

    Против политического курса на вхождение Польши в НАТО и ЕС категорически выступала Национальная партия «Щербец». Она называла этот курс «национальным самоубийством» в своем майском (1995 г.) заявлении: «... вхождение в НАТО, - читаем мы в документе, - подвергает страну смертельной опасности, а вожделенная многими Европа превратит нас в дешевый рынок сбыта иностранных изделий и в колонию»25.

    Если кратко обозначить позиции партий на парламентских выборах в сентябре 1997 г., то они группируются следующим образом:

    А) безусловно за вхождение в НАТО - СС, СТ, ДВП;

    Б) «за» с определенными оговорками - СДЛС, АВС, ПКП.

    Что касается Европейского союза, то только СС безоговорочно был за быстрейшее в него вступление; остальные партии в принципе выступали «за», но делали различные оговорки: СДЛС боялся слишком сильной зависимости от Брюсселя; АВС и СТ говорили о необходимости выторговывания выгодных кредитно-финансовых условий; ПКП была озабочена защитой польского сельского хозяйства; ДВП предостерегало от излишней спешки26.

    Таким образом, с одной стороны, очевидна неизменность приоритетов и преемственность стратегической линии Польши на вступление в ЕС и НАТО. С другой же - внимательный анализ обнаруживает определенную вариативность и различную акцентировку аналогичных, на первый взгляд, внешнеполитических установок основных партийных объединений.

    В декабре 1997 г. на конференции в Варшаве, посвященной вопросу о роли НАТО уже в расширенном составе, был отмечен еще один аспект последствий присоединения к Североатлантическому альянсу Польши, Чехии и Венгрии, а именно: Германия окажется в окружении исключительно натовских стран, что обусловит ее «поведение» в отношении Польши скорее как «лояльного гражданина», нежели соседа, создающего угрозу. Тем самым расширением НАТО на Восток будет сдерживаться колоссальная мощь объединенной Германии. А страх перед нею, западным соседом, и Россией, соседом восточным, существовал в Польше на протяжении веков.

    В сентябре 1997 г., как уже упоминалось, в Польше состоялись парламентские выборы, на которых победу одержал правый блок АВС. Было образовано правоцентристское коалиционное правительство АВС-СС во главе с депутатом от АВС Е. Бузеком, который подтвердил курс прежнего правительства на быстрые темпы вхождения Польши в НАТО. Этого же направления придерживался и президент, заявляя, что первостепенными он считает задачи укрепления демократии, ликвидации экономических диспропорций, отделявших Польшу от высокоразвитых промышленных стран Запада, интеграции с ЕС и НАТО. «Расширение НАТО выходит за оперативные, стратегические или политические рамки - это исторический процесс. Закрывается не только раздел истории, начиная от Ялты, но и рождается концепция строительства на базе общих ценностей новой Европы», - подчеркивал в 1998 г. президент А. Квасьневский27.

    Участниками дискуссий часто говорилось, имея в виду восточную политику, о программе-минимум и программе-максимум. В качестве минимума Польша рассчитывала геополитически отгородиться от России за счет создания «пояса привилегированного добрососедства» из постсоветских государств. Как было сказано, например, в предвыборной программе

    АВС, «принципиальный спор с Россией касается не вопроса членства Польши в НАТО и ЕС, а различия интересов в отношении государств, находящихся между Республикой Польша и Российской Федерацией, т.е. в отношении стран Балтии, Белоруссии, Украины и Молдовы»28.

    Что же касалось программы-максимум, то заявлялось, что Польша чувствовала бы себя комфортно, если бы отодвинулись на восток границы евроатлантических институтов - НАТО и ЕС. Однако, декларируя эти цели, польские политики стремились «подсластить пилюлю». Так, А. Квасьневский не забывал отметить, что «расширяя НАТО, надо все время поддерживать самые хорошие отношения с Россией»29.

    Таким образом, в рассматриваемый период Польша боролась за свое место и достойную роль в Европе и главные внешнеполитические пути достижения этого видела во вступлении в НАТО, состоявшемся в 1999 г., и в ЕС - в 2004 г.

    Примечания

    2 Rosati D. Nowy Lach, stary starch. Dlaczego Unia Europejska boi siç Polski?// Polityka. 1995. M 2. S. 22-23; Kawecka-Wyrzykowska E. Ekonomiczne I pozaeko-nomiczne motywy czlonkostwa Polski w Unii Europejskiej // Unia Europejska. Inte-gracja Polski z Uni% Europejsk^. Warszawa, 1996.

    3 Цит. По: Pasierb B. Dylematy polskiej geopolityki. Polska w Europie, ale jakiej // Postzimnowojenna Europa. Ku jednosci czy nowym podzialom? Wroclaw, 1995. S. 126.

    5 Krasuski J. Gdzie lezy Polska? // Polityka. 1992. M 52. S. 14.

    6 Rakowski M. Europa nie zaczeka // Polityka. 1997. M 9. S. 28-30.

    7 Urban J. Laskotanie niedzwidzia // Ibid. S. 33-34.

    8 Szczypiorski A. Lçk I niepewnosc // Ibid. S. 32-33; Idem. Straszenie Europa // Polityka. 1995. M 38. S. 3.

    9 Rosnowski St. PJytka swiadomosc. Debata w sprawie NATO // Polityka. 1995. M 37.

    10 Wprost. 1993. 7.XII.

    11 Kisilewski St. Komu jest potrzebna Polska? // Tygodnik powszechny. 1990. 4. III; Polityka. 1990. 10. III.

    12 Gazeta wyborcza. 1995. 13. V.

    13 Пульс планеты (ИТАР-ТАСС). 1996. 2. III. CE-17.

    14 Urban J. Laskotanie niedzwidzia// Polityka. 1997. M 9. S. 33-34.

    15 Rozmowa z ministrem spraw zagranicznych Dariuszem Rosati. Granice ustçpstw // Polityka. 1997. M 9. S. 10.

    16 Olechowski A. Europejska opcja polskiej polityki zagranicznej // Rocznik polskiej polityki zagranicznej. 1995. Warszawa. S. 29.

    17 Program spoleczno-polityczny SdRP // Trybuna Ludu. 1991. 12. VI. S. 2; Polskie partie polityczne. Charakterystyki, dokumenty. Wroclaw, 1996. S. 227.

    18 Program polityczny i spoleczno-gospodarczy PSL (Uzupelniony na IV Kongresie PSL. Luty 1995) // Polskie partie... S. 160-161.

    19 Uchwala programowa I statut przez pierwszy kongres. Warszawa, 1993 // Polskie partie... S. 296; Rzeczpospolita. 1997. 18.IX. S. 18-19.

    20 Deklaracja programowa IV zjazdu Krajowego ZChN marzec 1995 // Polskie partie... S. 316; 57, 85, 23, 186-197; Pilka M. Wiele nas l^czy // Tygodnik SolidarnosC.

    1996. 8.III. S. 3, 10.

    21 Lentowicz Zd. Rywnym krokiem do NATO, kazdy swoj% drozk^ // Rzeczpospolita.

    1997. 18. IX. S. 18.

    22 Ibidem; Tygodnik Solidarnosc. 1997. 16. V. S. 6-7.

    23 Polskie partie... S. 180.

    24 Ibid. S. 312.

    25 Ibid. S. 265; См. также: The Polish Transformation from the Perspective of European Integration. EU-monitoring. Warszawa, 1997. February. P. 205-208.

    26 Mala sci^gawka dla wyborce 97 // Polityka. 1997. № 38. S. 6.

    28 Цит. по: Кобринская И. У Польши появились свои интересы на просторах СНГ // Известия. 1998. 9 января.

    29 Niew^tpliwie mam satysfakj Rozmowa z prezydentem RP A. Kwasniewskim // Rzeczpospolita. 1998. 14. V. S. 2; Эггерт К. Польша рвется на Запад, но не хотела бы слишком отдаляться от Востока // Известия. 1996. 10 марта.

     
    Статьи по теме:
    Планеты солнечной системы
    Cookies are short reports that are sent and stored on the hard drive of the user"s computer through your browser when it connects to a web. Cookies can be used to collect and store user data while connected to provide you the requested services and someti
    Висячие сады семирамиды - сооружение навуходоносора в вавилоне
    Висячие сады Семирамиды находились на территории древнего Вавилона. Создание этого чуда света раньше связывали с царицей Семирамидой. В настоящее же время считается, что сооружением этого чуда технической мысли занимался царь Вавилона Навуходоносор II. П
    Бойтесь данайцев, дары приносящих Бойтесь данайцев дары приносящих смысл
    см. Боюсь данайцев, даже дары приносящих. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 . Смотреть что такое "Бойтесь данайцев, дары приносящих" в других словарях: Данайцы - (греч. Danaoi) древнейшее
    Медики и СМИ — о здоровье Клинтон
    Продолжаем интересный разговор о психо-физическом состоянии будущей предполагаемой обитательницы Белого Дома. Началао: Прежде всего - почему я привязалась к бедной старушке? Жестоко и нехорошо смеяться над больными людьми, разглядывать в лупу их симптомы.