Что социальная иерархия. Значение социальная иерархия в новейшем философском словаре

Понятие «социальная иерархия»

Каждый человек в своей жизни ставит цель стремиться к определенным вершинам, то есть совершает движение «снизу-вверх», а не наоборот. Обгоняя друг друга, мы стремимся овладеть большим количеством ресурсов и власти, чтобы беспрепятственно удовлетворять свои потребности: в лучшей жизни, в ресурсах, в семье, карьере. Вся общая сфера, в которой совершается такое движение, носит название «социальная иерархия».

Исследователи представляют социальную иерархию в виде пирамиды , построение которой основывается на ряде законов. Один из ключевых законов – количество мест и вакансий, которые располагаются в нижней части пирамиды, всегда превышают по количеству вакансии, которые располагаются в верхней части иерархии. Таким образом, есть возможность сохранить некоторый социальный баланс, потому что в верхней части должны находиться только избранные по некоторым критериям люди: физически и интеллектуально более подкованные, способные принимать важные и ответственные решения, которые окажут влияние на все уровни социальной иерархии.

Определение 1

Таким образом, ученые под социальной иерархией понимают такую совокупность должностей и рабочих мест, а также позиций, которые выстраиваются в восходящим порядке: начиная от менее престижных и наименее вознаграждаемых и заканчивая более престижными и желаемыми. Наличие иерархии означает, что в социальной системе существует неравенство позиций и уровней управления.

С точки зрения социологической науки неравенство нельзя оценить в этических терминах, поскольку оно направлено на выполнение как негативных, так и позитивных функций.

Уровни социальной иерархии

Социальная иерархия напрямую связана с процессами социальной мобильности. Природа обоих явлений предполагает превосходство одних слоев и уровней иерархии над другими: то есть, всегда есть те, кто властвует, и те, кто подчиняется. Такой порядок носит соответственно название «иерархический». Любая иерархия может быть представлена как пирамида, которая состоит из трех наиболее часто встречающихся в различных социальных системах уровнях: верхний, средний и нижний. Отметим, что в управленческой иерархии эти уровни носят название «уровни управления», а в социальной – социальные классы.

Устройство социальной иерархии установилось таким образом, что в основании пирамиды, то есть на самом нижнем уровне расположилось большинство населения, а на верхнем уровне – наиболее привилегированный класс общества. Именно к ним стремятся люди, мотивируя себя возможностью обладать такими элементами жизни, как:

  • богатство,
  • власть,
  • влияние на других людей,
  • наличие разнообразных льгот,
  • престиж.

Социальные блага – это главное мотивирующее условие, которое заставляет человека усердно работать, стремиться к высшему уровню иерархии. Но в то же время социальные блага – это ресурс дефицитный, которые присутствует только на высшем уровне иерархии и доступен небольшому количеству людей.

Замечание 1

Перераспределение ресурсов и богатство представляется возможным лишь в случае продвижения вверх не группой людей, а именно в одиночку. Каждый человек сам выстраивает свою дорогу наверх, делает карьеру, улучшает свои профессиональные навыки, становится индивидуальностью. Такое продвижение наверх в научных кругах носит название «восходящая мобильность».

Социальные законы иерархии

Социальная иерархия не может строиться хаотично, поскольку это приведет к не состыковкам в системе. Именно поэтому ее построение происходит на основе ряда законов.

Первый закон – «Количество вакансий, расположенных снизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху». Под вакансиями исследователи понимают не только рабочие места и должности, но в целом позиции, которые располагаются на всех уровнях иерархии и в формальной структуре организации. Благодаря такому распределению возникает конкуренция: люди, относящиеся к нижнему уровню, стремятся завладеть вакансией на уровень выше, а участники высших уровней чувствуют необходимость отстаивать свое место. Принцип пирамиды предполагает отбор среди претендентов на высокий уровень наиболее подготовленных морально, интеллектуально и физически. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения и престижа.

Второй закон социальной иерархии – «Количество социальных благ, которые получают те кто находится наверху, всегда больше количества благ, получаемых теми, кто находится внизу». Таким образом мы можем видеть пирамиду в перевернутом виде. Если обычно мы трактуем ее как более суженную к верху, но более широкую внизу, то когда дело касается количества ресурсов и благ, то все наоборот. В этом проявляется закон некоторой несправедливости: наименьшее число участников пирамиды довольствуется всем, а участники нижнего уровня находятся в постоянной нужде. Но в этом и есть смысл конкуренции. Чувствуя недостаток ресурсов, благ и свобод, человек замотивирован на то, чтобы улучшать свои позиции. Поэтому он начинает работать над собой, чтобы преодолеть бедность и нищету и добиться максимальных высот.

Из второго закона о благах вытекает третий – «Закон социального неравенства». Если некоторых людей отсутствие благ мотивирует на деятельность, то есть и те, кто вступает в конфликт, пытаясь добиться лучшей жизни незаконным путем. Это приводит к усилению криминогенной ситуации, что говорит о негативной мотивации личности. Справиться с этим могут лишь органы, которые регулируют криминогенную ситуацию: полиция, государство. Такое поведение отмечают не только у тех, кто находится на нижних уровнях, но и у тех, кто находится наверху. Нередко мы сталкивается с явлениями негативной мотивации людей, которые не желают добровольно расстаться со своим положением и социальными возможностями. Поэтому они также пользуются различными манипуляциями и незаконными способами удержать блага при себе.

греч. hierarhia, hieros - святой, arche - власть, правление) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, и характеризующая многоуровневость социального целого. В этом значении понятие "И." может употребляться и для характеристики частных многоуровневых систем. Например, широко распространилось после работ М. Вебера понятие "бюрократическая И.". Впервые термин был употреблен Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его труде "Небесная иерархия и Духовная иерархия" (вторая половина 5 в.). Термин использовался для обозначения системы церковных и духовных рангов. В Римско-католической церкви понятие "И." объединяет: 1) И. богословского права, 2) И. духовного права, 3) И. юрисдикции. В таком качестве понятие "И." использовалось практически до середины 19 в. и не обладало смысловым оттенком "социального".

В современных социальных теориях понятие "С.И." используется для обозначения: 1) любой системы социальных агентов и/или их отношений, ранжированных один в отношении другого (С.И. отражает их различия во власти, авторитете, материальном положении, социальном статусе и т.д.); 2) организации или классификации восходящих или нисходящих обобщений - уровней сложности. То есть, это система уровней, в соответствии с которыми организуются социальные и другие процессы. В качестве примера можно привести И. наук Конта, где в качестве уровней организации классификации выступили время и последовательность возникновения наук, степень их абстрактности и конкретности, степень сложности. Каждая наука зависит и опирается на предшествующие ей, и является более сложной.

Понятие "С.И." широко используется в рамках структурно-функционального направления. В частности, в концепции Парсонса постулируется наличие И. необходимых условий (нормативных и условий окружения) для объяснения функции кибернетического контроля. Кроме того, в функциональной традиции понятие "С.И." используется для обозначения взаимоотношений между системами и подсистемами. Например, как "И. подсистем социального действия". Интересно употребление понятия "И." в концепции Г. Беккера ("На чьей мы стороне?", 1967), где оно употребляется для обозначения классификации вероятностей "быть услышанным" для отдельного индивида в социуме, которая основана на И. уровней социальной организации и соответствующих им статусных предписаний. В современной социальной философии понятие "С.И." используется и для обозначения И. потребностей, И. ценностей, И. мотивов и др.

СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ

(греч. hierarhia, hieros - святой, arche - власть, правление) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему и характеризующая многоуровневость социального целого. В этом значении понятие иерархии может употребляться и для характеристики частных многоуровневых систем. Например, широко распространилось после работ М. Вебера понятие бюрократической иерархии. Впервые термин был употреблен Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его труде "Небесная иерархия и Духовная иерархия" (вторая половина 5 в.). Термин использовался для обозначения системы церковных и духовных рангов. В Римской католической церкви понятие "иерархии" объединяет: (1) иерархию богословского права, (2) иерархию духовного права, (3) иерархию юрисдикции. В таком качестве понятие иерархии использовалось практически до середины 19 в., и не обладало смысловым оттенком "социального". В современных социальных теориях понятие "иерархии" используется для обозначения: 1) любой системы социальных агентов и/или их отношений, ранжированных один в отношении другого (иерархия отражает их различия во власти, авторитете, материальном положении, социальном статусе и т.д.); 2) организации или классификации восходящих или нисходящих обобщений - уровней сложности. То есть, это система уровней, в соответствии с которыми организуются социальные и другие процессы. В качестве примера можно привести иерархию наук Конта, где в качестве уровней организации классификации выступили время и последовательность возникновения наук, степень их абстрактности и конкретности, степень сложности. Каждая наука зависит от и опирается на предшествующие ей, и является более сложной. Понятие СИ. широко используется в рамках структурно-функционального направления. В частности, в концепции Парсонса постулируется наличие иерархии необходимых условий (нормативных и условий окружения) для объяснения функции кибернетического контроля. Кроме того, в функциональной традиции, понятие СИ. используется для обозначения взаимоотношений между системами и подсистемами. Например, как "иерархия подсистем социального действия". Интересно употребление понятия иерархии в концепции Г. Беккера ("На чьей мы стороне?", 1967), где оно употребляется для обозначения классификации вероятностей "быть услышанным" для отдельного индивида в социуме, которая основана на иерархии уровней социальной организации и соответствующих им статусных предписаний. В современной социальной философии понятие СИ. используется и для обозначения иерархии потребностей, иерархии ценностей, иерархии мотивов и др. Е.А. Угринович

Новейший философский словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИЕРАРХИЯ
    (греч. hieros - священный, arche - власть) - принцип структурной организации многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями бытия …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СФЕРА - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    РЕАБИЛИТАЦИЯ - см РЕАБИЛИТАЦИЯ …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПОМОЩЬ - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ПЕНСИЯ - государственная пенсия, устанавливаемая гражданам, не имеющим по к.-л. причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Словаре экономических терминов:
    ИНФЛЯЦИЯ - рост цен под влиянием роста издержек, связанных с новыми общественными требованиями к качеству продукции, охране окружающей …
  • ИЕРАРХИЯ в Словаре экономических терминов:
    (греч. hierarchia - священная власть) - способ построения, организации сложных систем, в первую очередь систем управления экономическими объектами, при котором …
  • ИЕРАРХИЯ в Основных терминах, используемыех в книге А.С.Ахиезера Критика исторического опыта:
    - важнейший организационный принцип сложных систем, включая общество. Ее формирование определяется необходимостью обеспечить возможность управления системой в целом и на …
  • ИЕРАРХИЯ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    деление на высшие и низшие должности и чины, порядок подчинения низших по должности и чин лиц высшим. Первоначально иерархия сложилась …
  • ИЕРАРХИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. hieros - священный и arche - власть) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. …
  • ИЕРАРХИЯ
    (греч. hierarchia, от hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    Социальная психология. - В классификации абстрактных наук, созданнойКонтом и исправленной Миллем и Спенсером, место психологии междубиологией и социологией. Если, с …
  • ИЕРАРХИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) небесная, кир ангельский (см. Ангелы); 2) церковная — общее название для всех трех степеней священства в христианской церкви: епископа, …
  • ИЕРАРХИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от греческого hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. …
  • ИЕРАРХИЯ
    [греческое hierarchia] "служебная лестница", ряд должностей, званий и т.п. в порядке подчинения и перехода от низшего к …
  • ИЕРАРХИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Порядок подчинения низших (чинов, должностей и т.п.) высшим. 2. Расположение частей или элементов целого в порядке от …
  • ИЕРАРХИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. (книжн.). Порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим; вообще расположение от низшего к высшему или от высшего к …
  • СОЦИАЛЬНАЯ
    СОЦИ́АЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, социол. понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоёв; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. В теориях С.с. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, см. Революция социальная …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психол. …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГИГИЕНА, область медицины, изучающая влияние социальных факторов на состояние здоровья …
  • СОЦИАЛЬНАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СОЦИ́АЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ, отрасль соц.- экон. географии, изучает пространств. процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий …
  • ИЕРАРХИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИЕР́АРХИЯ (от греч. hieros - священный и arch; - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к …
  • ИЕРАРХИЯ
    ? 1) небесная, мир ангельский (см. Ангелы); 2) церковная? общее название для всех трех степеней священства в христианской церкви: …
  • ИЕРАРХИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    иера"рхия, иера"рхии, иера"рхии, иера"рхий, иера"рхии, иера"рхиям, иера"рхию, иера"рхии, иера"рхией, иера"рхиею, иера"рхиями, иера"рхии, …
  • ИЕРАРХИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. , книжн. 1) Последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. Соблюдать иерархию. …
  • ИЕРАРХИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. hierarchia hieros священный + аrche власть) 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; …
  • ИЕРАРХИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. hierarchia 1. расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2. расположение служебных званий, чинов в …
  • ИЕРАРХИЯ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ИЕРАРХИЯ в словаре Синонимов русского языка.
  • ИЕРАРХИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ж. Порядок подчинения низших - должностей, чинов, званий и т.п. - высшим по точно определенным степеням, градациям. 2. ж. …
  • ИЕРАРХИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    иер`архия, …
  • ИЕРАРХИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    иерархия, …
  • ИЕРАРХИЯ в Орфографическом словаре:
    иер`архия, …
  • ИЕРАРХИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим; вообще расположение низше го к высшему или от высшего к низшему Служебная …
  • ИЕРАРХИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. hieros - священный и arche - власть), расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. …
  • ИЕРАРХИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    иерархии, ж. (греч.hierarchia) (книжн.). 1. Порядок подчинения низших высшим по точно определенным степеням, градации. Церковная иерархия. Общественная иерархия. В царской …
  • ИЕРАРХИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    иерархия 1. ж. Порядок подчинения низших - должностей, чинов, званий и т.п. - высшим по точно определенным степеням, градациям. 2. …
  • ИЕРАРХИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I ж. Порядок подчинения низших - должностей, чинов, званий и т.п. - высшим по точно определенным степеням, градациям. II ж. …
  • ИЕРАРХИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Порядок подчинения низших - должностей, чинов, званий и т.п. - высшим по точно определенным степеням, градациям. 2. Расположение …
  • ФЕМИНИСТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
    ставит целью активизацию ресурсов клиента, чтобы человек самостоятельно мог отвечать за собственную жизнь; вносит ценности эгалитаризма в отношения между работниками …
  • СОЦИАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА в Новейшем философском словаре:
    скачкообразные изменения общества, возникающие в виде внезапного ответа социальной системы на плавное изменение внешних условий. Идеи катастрофизма возникают в глубокой …
  • СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    гигиена в СССР, социальная гигиена и организация здравоохранения, комплексная научная дисциплина, изучающая состояние здоровья населения и отдельных его групп, влияние …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    старообрядческая иерархия, основавшаяся в сороковых годах текущего столетия в Белой Кринице, в Буковине; явилась прямым последствием законодательства 40-х годов, стремившегося …
  • БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЛИ АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? старообрядческая иерархия, основавшаяся в сороковых годах текущего столетия в Белой Кринице, в Буковине; явилась прямым последствием законодательства 40-х годов, …
  • ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ в Словаре Терминов гендерных исследований.:
    - базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при …

Введение

Человек нуждается во взаимодействии с себе подобными. Уже на ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в социальные группы, которые способствовали их выживанию и развитию. Во все времена самым жестоким наказанием для людей считался остракизм – изгнание человека из общества, к которому он принадлежал. Люди взаимодействуют в группах. Однако не всегда это взаимодействие протекает гладко, не всегда группа достигает поставленных перед ней или ей самой целей. Изучение проблем социальных групп актуально как в личностном, так и в социальном аспекте, что обусловлено большим практическим интересом, так как все больше принимается групповых решений, целенаправленная деятельность групп людей требует более эффективного управления.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время в нашей стране. Многие люди, лишившись привычных устоев, норм и ценностей, дезориентированы, им приходится менять работу, переучиваться, искать новые способы взаимодействия с другими людьми. Многие организации также находятся в процессе перемен. Меняется форма собственности, меняется налаженный ассортимент производства, меняются объемы и технологии производства, происходит массовая реконструктуризация предприятий, сокращение и увольнение людей, формирование новых подразделений и структурных единиц.

Иерархия как социальное отношение.

С точки зрения общей теории систем явление иерархии можно определить как разноуровневое распределение частей (элементов) целого по степени общности их функций (свойств). Такое распределение характерно для любых систем – биологических, технических, социальных. Применительно к последним этот принцип прослеживается на всех уровнях – от малой группы до общества.

Специфика социальной иерархии заключается в том, что она проявляется в отношениях неравенства, зависимости, подчинения. В социальных организациях сознательно вводится преимущественное право одного работника принимать решения насчет другого, причем первый получает также и средства контроля за должностным поведением другого. К тому же первые составляют явное меньшинство, решающее, однако, за большинство. В этом заключается один из самых спорных принципов построения организации, издавна привлекавший к себе критическое внимание.

Сущность социальной иерархии сводится к следующим отношениям.

Во-первых, иерархия означает централизацию. Это следует из невозможности непосредственного взаимодействия большого количества людей и естественной необходимости выделения посредника. На этом новом уровне появляются координация и интеграция индивидуальных действий в целое.

В таком смысле иерархия представляет собой форму разделения труда не только по горизонтали, но и по вертикали, на общие и частные функции, на решение и исполнение. Как и всякое разделение труда, иерархия вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд централизацией.

Во-вторых, иерархия проявляется как односторонняя личная зависимость одного человека от другого. Это значит, что один из работников может воздействовать на положение и поведение другого без того, чтобы другой мог также поступать по отношению к первому. В иерархических отношениях между людьми эта зависимость закрепляется в статусах и выступает как фактор социального неравенства.

Серьезным следствием этой стороны иерархических отношений является то, что связь по субординации не может регламентироваться полностью. В должностном поведении руководителя административно – правовые нормы оставляют существенный диапазон выбора характера и способов влияния на работника нижнего уровня. Иначе говоря, решение ряда вопросов остается на личное усмотрение вышестоящего работника. Отсюда возникает личная зависимость и так называемый личный режим в организациях, то есть легальное, законное воздействие субъективных качеств одного работника на другого.

В-третьих, иерархия функционирует как власть, то есть подчинение участников организации правилам и указаниям. Контроль над поведением работника осуществляют прежде всего безличные нормы и требования организации, именно они ограничивают свободу поведения индивида. Поэтому власть всегда предполагает принуждение и необходимость в санкциях за отклонение от предписанного порядка.

Таким образом, власть существует как административно – правовое явление. Позитивное назначение власти – преодоление известной колебательности поведения человека в организации, придание ему деловой определенности. Власть иногда понимают как способность принудить кого–то к чему–то. Но принуждение, если не иметь в виду физическое насилие, возможно именно через систему норм и связей. Поэтому выражение «власть в чьих–то руках» означает, что определенная безличная организация контролируется определенными индивидами или группой.

Все рассмотренные свойства организационной иерархии проявляются вместе, однако каждое может иметь и самостоятельное значение. Следует отметить, что во всех случаях речь идет о каналах воздействия одних людей на других, часто одного – на многих. Обладание таким каналом психологически мотивируется возможностью самоутверждения, самореализации, повышения престижа. Поэтому социальная ценность статусов в иерархии возрастает от уровня к уровню.

 
Статьи по теме:
Планеты солнечной системы
Cookies are short reports that are sent and stored on the hard drive of the user"s computer through your browser when it connects to a web. Cookies can be used to collect and store user data while connected to provide you the requested services and someti
Висячие сады семирамиды - сооружение навуходоносора в вавилоне
Висячие сады Семирамиды находились на территории древнего Вавилона. Создание этого чуда света раньше связывали с царицей Семирамидой. В настоящее же время считается, что сооружением этого чуда технической мысли занимался царь Вавилона Навуходоносор II. П
Бойтесь данайцев, дары приносящих Бойтесь данайцев дары приносящих смысл
см. Боюсь данайцев, даже дары приносящих. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 . Смотреть что такое "Бойтесь данайцев, дары приносящих" в других словарях: Данайцы - (греч. Danaoi) древнейшее
Медики и СМИ — о здоровье Клинтон
Продолжаем интересный разговор о психо-физическом состоянии будущей предполагаемой обитательницы Белого Дома. Началао: Прежде всего - почему я привязалась к бедной старушке? Жестоко и нехорошо смеяться над больными людьми, разглядывать в лупу их симптомы.