План открытого игрового занятия «Исследование пустыни. Занятие по ознакомлению дошкольников с природными зонами земли

Доклад «Пустыни» для детей по предмету окружающий мир поможет подготовиться к уроку.

Сообщение на тему «Пустыня»

Пустыня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной.
Чаще всего в пустынях годовая сумма осадков меньше 200 мм, в экстраардинарных районах - менее 50 мм, а в некоторых пустынях осадков нет десятки лет.

Пустыни можно встретить на всех континентах, исключая лишь Европу. Они простираются по умеренному поясу Северного полушария и по субтропикам и тропикам обоих полушарий.

Самые большие пустыни - это Сахара, Виктория, Каракумы, Атакама, Наска, и пустыня Гоби.

Пустыни обычно бывают пяти видов:

  • песчаные (растительность встречается очень редко, в основном это колючие кустарники, с корнями, уходящими глубоко в землю, это нужно для питания водой)
  • глиняные ,
  • солончаковые ,
  • каменистые ,
  • снежные пустыни (находятся за полярными кругами и населены животными, устойчивыми к холоду).

Тип климата в пустынях обычно жаркий и засушливый. В этой природной зоне дневная температура может подниматься до +50°С, ночью же - опускаться до 0°С. В северных районах столбик термометра может опускаться до минус 40 °С. По эти причинам климат пустынь считается континентальным.

Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов – мест с густой растительностью и водоёмами, а также в долинах рек.

Растительный мир пустынь

Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. У растений мелкие жесткие листья либо вместо листьев - колючки. Корни проникают глубоко в землю. Растения в пустыне не образуют сплошного покрова. Они одиночные, нередко растут небольшими группами среди песков или растрескавшейся глины.

Стволы деревьев чаще всего сильно искривлены. Самое распространенное растение пустынь - кусты саксаула. Они растут группами, образуя небольшие рощи. Вместо листвы их ветки покрыты небольшими чешуйками.
Как же выживает этот кустарник в столь засушливых почвах? Природа снабдила их могучими корнями, уходящими в землю на глубину до 15 метров.

А другое растение пустынь - верблюжья колючка своими корнями может достать влагу с глубины до 30 метров. Колючки или очень маленькие листики растений пустыни позволяют им очень экономно расходовать влагу при испарении.
Среди разнообразных кактусов , произрастающих в пустыне, встречается Эхинокактус Грузони. Сок этого полутораметрового растения прекрасно утоляет жажду.

В южноафриканской пустыне встречается очень удивительный цветок - фенестрария . На поверхности земли видны лишь несколько его листиков, зато его корни подобны крохотной лаборатории. В ней и происходит выработка питательных веществ, благодаря которым это растение даже цветет под землей.
Можно только удивляться приспособляемости растений к экстремальным условиям пустыни.

В дневную жару пустыня кажется необитаемой. Лишь изредка встречаются ящерица или какой-нибудь жучок. Но с наступлением ночи пустыня оживает. Животные выползают из своих укрытий, чтобы пополнить запасы пищи.

Как животные спасаются от жары? Некоторые зарываются в песок. Уже на глубине 30 см температура на 40°С ниже, чем на земле. Кенгуровый прыгун , может не вылезать из своего подземного укрытия несколько дней. В его норках есть запасы зёрен, которые вбирают влагу из воздуха. Они - то и утоляют его голод и жажду.

Шакалов и койотов от жары спасает частое дыхание и высунутый язык.

Африканские лисицы, зайцы, ежи излишки тепла излучают большими ушами.

Длинные ноги страусов и верблюдов помогают спасаться от горячего песка.
А верблюд больше других приспособлен к жизни в пустыне. Благодаря широким, мозолистым ступням, он может ходить по раскаленному песку. Его густая и плотная шерсть препятствует испарению влаги. Жир, накопленный в горбах, при необходимости перерабатывается в воду. Хотя без воды он вполне может прожить более двух недель.
Пустынные насекомые «додумались» отражать палящие солнечные лучи поверхностью своего тела.
Некоторые животные (черепахи, тушканчики, жабы, лягушки ) могут все жаркое лето провести в спячке.
Летом, чтобы не обжечься пустынные змеи ползают по песку боком, а ящерицы бегают так быстро, что их лапки не успевают нагреться.
Чтобы найти еду в пустыне, животные должны быстро передвигаться, иметь хороший слух и зрение, а также уметь маскироваться.
Пустынные змеи, подкарауливают свою добычу, полностью зарывшись в песок, наружу выглядывает только их голова с близко расположенными ушами и глазами.

Доклад о пустынях Вы можете написать используя эту информацию.

Галина Храброва
«Пустыня». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Путешествие в пустыню

Воспитатель Храброва Г. А.

Цель. Учить разрешать проблемную ситуацию с помощью экспериментирования и моделирования, видеть причинно- следственные связи в природе. Развивать оценочно- критическое отношение к окружающей действительности (ТРИЗ) . Дать детям представление о пустыне ; показать, как животные, растения и люди приспособлены к жизни в этих суровых условиях. Вызвать интерес к верблюду как к очень специфическому животному. Воспитывать любознательность аккуратность, прилежание. Активизировать речь детей , обогатить их словарный запас словами : оазис, караван.

Обеспечение : макет пустыни , изображение верблюда, макет ноги верблюда, коричневая шерсть (длинная и короткая, речной песок, кусочки картона, цветной бумаги, дермантина, контуры верблюда по количеству детей .

Ход занятия.

Дети, послушайте, что я вам сейчас расскажу. Жил на востоке один знаменитый путешественник, звали его Али. Была у него внучка Батагоз, которая жила в городе. Приехала она как-то к дедушке в гости, но его о своем приезде не предупредила. А он в это время собрался в далекое путешествие в город Чарджоу. Неблизкий путь выбрал Али, ведь дорога проходила через пустыню Кара- Кум , по которой нужно было ехать целых 10 дней. Батагоз очень хотела поехать вместе с дедушкой. Она так просила, что старый Али согласился . Весь следующий день они посвятили подготовке к путешествию.

Д/и «Отправимся в путешествие» (Что необходимо взять для путешествия в пустыне ) .

Рано утром пригнал Али из степи 2-х верблюдов, у которых было по 2 огромных горба. Приготовили путешественники запас пищи и воды и на следующий день отправились в путь.

Ребята, почему они взяли с собой так много воды и еды?

Батагоз сидела на верблюде между двумя горбами. Перед ее глазами открылся огромный мир из желтого песка до самого горизонта. Изредка она видела кусты верблюжьей колючки. Солнце палило так нещадно! Дедушка и Батагоз очень уставала за день, но лишь на ночь они останавливались, чтобы поспать и набраться сил. На одной из таких остановок Батагоз сказала :

Дедушка, а почему я, как только слезаю с верблюда, сразу же проваливаюсь в песок, а верблюд не проваливается.

Ребята, как вы думаете, почему верблюд не проваливается в песок?

Давайте, посмотрим как устроена нога верблюда.

(Дети подходят к столику и проводят эксперимент. Они втыкают в песок острые палочки, а потом палочки, где приклеен паралон. Делают вывод, что нога верблюда широкая).

Дедушка то же самое сказал внучке :

Батагоз сказала :

Почему верблюд не обжигает ноги, ведь песок раскаленный, а он идет босиком?

Ребята, почему верблюд не обжигает ноги?

Али сказал :

А потому, моя девочка, что у верблюда на ноге очень толстая и твердая кожа. Она напоминает мозоль, который иногда появляется у человека. Поэтому всех верблюдов называют мозоленогими.

А почему у него на шее и груди так много шерсти? У других животных много шерсти на спине.

Ребята, кА вы думаете, почему у верблюда больше шерсти на передней части туловища?

Дедушка вот что сказал Батагоз :

Он ест жесткие ветки верблюжьей колючки и, чтобы не уколоться, впереди у него растет густая и длинная шерсть.

Дедушка, а почему здесь колючек совсем не видно? Раньше их бло больше!

Ребята, почему в центре пустыни колючек меньше , чем по ее краям? Вот и дедушка также объяснил, по краям пустыни воды больше , чем в центре, поэтому здесь даже верблюжья колючка не растет.

Батагоз подошла к верблюду и ласково погладила его, а потом опять задала дедушке вопрос :

Зачем верблюду нужна такая густая и длинная шерсть, ведь в пустыне очень жарко ?

Ребята, как вы ответите на этот вопрос?

И дедушка сказал тоже самое, что густая и длинная шерсть спасает кожу верблюда от ожогов.

Они ехали еще очень долго, у Б. атагоз совсем уже не было сил. Она хотела пить, а вода уже кончилась. И вдруг впереди показались зеленые деревья. Когда они к ним приблизились, то увидели между ними ручей, который вытекал из- под земли. Дедушка сказал, что это оазис.

Там они напились воды и отдохнули в тени деревьев. До города оставалось еще несколько дней пути. Устали дедушка и Батагоз от путешествия. Верблюды тоже устали. Горбы их свалились на сторону. Батагоз стало не удобно сидеть. Она спросила у дедушки, почему горбы стали такими мягкими.

Ребята, почему горбы у верблюда стали мягкими?

А дедушка показал внучке мешок, в котором лежала их еда и спросил ее, почему мешок вначале был полным, а теперь стал маленький?

Мы же все съели!- ответила девочка.

Вот видишь, мы маленькие, а сколько съели. А верблюд такой большой, да еще столько работал, вез наши вещи и нас. Ему и еды надо гораздо больше. А почти ничего не ел и не пил, колючек ведь было мало.

Так он, что, возит еду в горбах,- догадалась девочка.

Да,- ответил Али. До того, как отправиться в путешествие, его хорошо кормили, и он отложил в горбах про запас еду и воду, а потом ими всю дорогу питался. Вот почему он может гораздо дольше, чем мы, обходиться без еды и воды.

Дедушка Али и Батагоз благополучно добрались до города. Батагоз опустилась на землюи нежно погладила своего верблюда, приговаривая :

Спасибо тебе, верблюд! Какой ты сильный, надежный и смелый! С тобой не страшны никакие пески. Недаром называют тебя кораблем пустыни .

Ребята, понравилась вам история о Батагоз и ее дедушке?

А на чем бы вы хотели отправиться в путешествие по пустыне ?

Давайте для этого изготовим модель верблюда. Но прежде, чем приступить к работе, мы споем песенку о пустыне и потанцуем .

Песенка о пустыне (с движениями) .

В пустыне нет деревьев ,

В пустыне нет травы .

Вокруг одни барханы-

Песчаные холмы.

Там бабочек не видно,

И птицы не поют,

Верблюдов караваны

Там в мареве бредут.

Припев :.

Пустыня , пустыня-

Кругом один песок.

Пустыня , пустыня-

Там жизнь- воды глоток.

Мы подрастем немного,

Объедем много стран.

В пустыню Кара-Кумы

Пойдет наш караван.

А дружба и отвага

Помогут нам в пути,

Помогут нам верблюды

Пустыню перейти .

А сейчас, ребята пройдите на рабочие места.

Гимнастика для пальцев.

По песку верблюд шагал,

Он колючку увидал.

Ел, ел,ел, ел,

Он оазис увидал.

Пил, пил, пил,

Наш верблюд набрался сил.

Изготовление модели верблюда.

1. Густая длинная шерсть на груди и шее.

2. Густая короткая шерсть на туловище.

3. Широкие твердые копыта.

4. Высокие горбы.

(Из готовых моделей дети выстраивают караван) .

Гимнастика для глаз.

Ребята, в пустыне много солнца . Хотите поиграть сего лучиками?

Лучик, лучик, озорной,

Поиграй- ка, ты со мной! (моргают глазами) .

Ну- ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись! (круговые движения глазами) .

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Взгляд я вправо отведу,

Снова лучик я найду.

Посмотрю глазами вдаль,

Убежал мой лучик. Жаль!

Подведение итога занятия .

Ребята, вам понравилось путешествие с Батагоз и ее дедушкой?

Почему понравилось путешествие?

Чем интересна игра «Отправимся в путешествие» ?

На чем удобнее всего путешествовать по пустыне ?

Информационные ресурсы.

1. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» . А. И. Иванова.

2. «Комплексные занятия в подготовительной группе» .

3. Собственное творчество.

Несмотря на то, что само ее имя «пустыня» происходит от таких слов, как «пусто», «пустота», этот удивительный природный объект наполнен разнообразной жизнью. Пустыня очень многолика: помимо песчаных барханов, которые привычно рисует наш взор, существуют солончаковые, каменистые, глинистые, а также снежные пустыни Антарктиды и Арктики. С учетом снежных пустынь этой природной зоне принадлежит одна пятая часть всей поверхности Земли!

Географический объект. Значение пустынь

Главная отличительная черта пустыни - это засуха. Рельефы пустынь весьма разнообразны: островные горы и сложные нагорья, мелкие сопки и пластовые равнины, озерные впадины и высохшие многовековые речные долины. На формирование рельефа пустынь большое влияние оказывает ветер.

Человек использует пустыни в качестве пастбищ для скота и площадок для выращивания некоторых культурных растений. Растения для прокорма скота развиваются в пустыне благодаря горизонту конденсированной влаги в почве, а пустынные оазисы, залитые солнцем и подпитанные водой, являются исключительно удачным местом для выращивания хлопка, дынь, винограда, персиковых и абрикосовых деревьев. Разумеется, для человеческой деятельности пригодны лишь небольшие территории пустынь.

Характеристика пустынь

Пустыни располагаются либо рядом с горами, либо практически на границе с ними. Высокие горы препятствуют движению циклонов, и большинство приносимых ими осадков выпадает в горах или предгорных долинах с одной стороны, а на другую сторону - туда, где лежат пустыни - доходят лишь небольшие остатки дождей. Та вода, которой удается достичь почвы пустыни, стекает по наземным и подземным водотокам, собираясь в источники и образуя оазисы.

Для пустынь характерны различные удивительные явления, которые не встречаются ни в одной другой природной зоне. Например, когда в пустыне нет ветра, в воздух поднимаются мельчайшие крупицы пыли, образуя так называемый «сухой туман». Песчаные пустыни умеют «петь»: движение больших пластов песка порождает высокий и громкий слегка металлический звук («поющие пески»). Известны пустыни и своими миражами и страшными песчаными бурями.

Природные зоны и виды пустынь

В зависимости от природных зон и типа поверхности существуют такие виды пустынь:

  • Песчаные и песчано-щебневые . Отличаются большим разнообразием: от лишенных любой растительности цепочек барханов, до покрытых кустарниками и травой территорий. Передвигаться по песчаной пустыне чрезвычайно сложно. Пески занимают не самою большую часть пустынь. Для примера: пески Сахары составляют 10% от ее территории.

  • Каменистые (гамады), гипсовые, щебнистые и щебнисто-галечниковые . Объединяются в одну группу по характерному признаку - грубой, твердой поверхности. Этот вид пустынь наиболее распространен на Земном шаре (гамады Сахары занимают 70% от ее территории). В тропических каменистых пустынях произрастают суккуленты и лишайники.

  • Солончаковые . В них концентрация солей преобладает над другими элементами. Соляные пустыни могут быть покрыты твердой растрескавшейся соляной коркой или соляной трясиной, способной «засосать» полностью крупное животное и даже человека.

  • Глинистые . Покрыты протянувшимся на многие километры глинистым гладким слоем. Характеризуются малой подвижностью и низкими водными свойствами (поверхностные слои впитывают влагу, не давая ей пройти вглубь, и быстро высыхают во время жары).

Климат пустынь

Пустыни занимают следующие климатические пояса:

  • умеренный (Северное полушарие)
  • субтропический (оба полушария Земли);
  • тропический (оба полушария);
  • полярный (ледяные пустыни).

В пустынях преобладает континентальный климат (очень жаркое лето и холодная зима). Осадки выпадают крайне редко: от одного раза в месяц до одного раза в несколько лет и только в виде ливней, т.к. небольшие осадки земли не достигают, испаряясь еще в воздухе.

Суточная температура в данной климатической зоне очень колеблется: от +50 о С днем до 0 о С ночью (тропики и субтропики) и до -40 о С (северные пустыни). Воздух пустынь отличается особой сухостью: от 5 до 20% днем и от 20 до 60% ночью.

Самые большие пустыни мира

Сахара или Королева пустынь - самая большая пустыня мира (среди жарких пустынь), территория которой занимает свыше 9 000 000 км 2 . Расположена в Северной Африке, знаменита своими миражами, которые здесь случаются в среднем 150 тысяч в год.

Аравийская пустыня (2 330 000 км 2). Расположена на территории Аравийского полуострова, захватывая также часть земли Египта, Ирака, Сирии, Иордании. Одна из самых своенравных пустынь мира, известная особенно резкими колебаниями суточной температуры, сильными ветрами и пыльными бурями. От Ботсваны и Намибии до ЮАРпростирается более, чем на 600 000 км 2 Калахари , постоянно увеличивая свою территорию за счет аллювия.

Гоби (более 1 200 000 км 2). Располагается на территориях Монголии и Китая и является самой большой пустыней Азии. Почти всю территорию пустыни занимают глинистые и каменистые почвы. На юге Средней Азии лежат Каракумы («Черные пески»), занимая территорию в 350 000 км 2 .

Пустыня Виктория - занимает почти половину территории австралийского континента (свыше 640 000 км 2). Знаменита красными песчаными дюнами, а также сочетанием песчаных и каменистых территорий. Также в Австралии расположена Большая Песчаная пустыня (400 000 км 2).

Очень примечательны две южноамериканские пустыни: Атакама (140 000 км 2), которая считается самым засушливым местом на планете, и Салар-де-Уюни (более 10 000 км 2)- самая большая солевая пустыня мира, запасы соли которой насчитывают более 10 млрд. тонн.

Наконец, абсолютным чемпионом по занимаемой территории среди всех мировых пустынь является Ледяная пустыня Антарктида (около 14 000 000 км 2).

Природа - это единственная книга,
каждая страница которой полна глубокого содержания.
И.В. Гете

Программное содержание: углубить представление детей о животном и растительном мире пустыни, познакомить с жителем пустыни - верблюдом. Развивать воображение, связную речь, фантазию, активизировать мыслительную деятельность, создать условия для свободного выражения мыслей. Воспитывать экологическую культуру, умение выслушивать ответы сверстников, не перебивая их, культуру общения и поведения во время проведения опытов.

Материал: карта мира, картинка «Верблюд», одноразовые стаканчики, коктельные трубочки, песок, деревянные палочки, пробки, прозрачные латочки, зеркало на каждого ребенка, указка, пищевая пленка, стакан с водой.

Ход меродприятия:

Ребята, посмотрите, что это у нас на ковре. Может это подсказка: о чем мы будем сегодня с вами говорить? Посмотрим, что это. Что же с ними нужно сделать? (Собрать картину). Молодцы, у вас получилось. Да, здесь еще и надпись, а ну-ка прочитайте что написано. (Дети читают).

Пустыня - от слова «пусто». Интересно, какая она? Почему она на картинке жёлтого цвета? Кто там живёт? Что там растёт? Холодно там или тепло? Где же обо всём этом узнать? (Дети высказывают свои версии, где и как можно узнать о пустыне).

Узнайте эти растения и животных в загадках:

  • Сверху камень, снизу камень,
  • Четыре ноги и одна голова. (Черепаха)
  • Вьется веревка. На конце головка.
  • Та веревка шипит, подходить не велит. (Змея)
  • Удивителен на вид - весь в шипах,
  • Но не шипит. (Кактус)
  • Она, как змейка, в песках мелькает.
  • Хвостом виляет. Если хвост оторвется -
  • Другой наживется. (Ящерица)

Беседа о пустыне. (Показываю на карте мира пустыню. Дети рассказывают о климате пустыни).

    Вы думаете, что когда дует сильный ветер и поднимает песок. Верно, это или нет, мы проверим.

Опыт « Возникновение бури»:

    Разделитесь на пары: мальчик - девочка. (Подходят к столам). Сначала один будет дуть в трубочку, а второй наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.

    Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: Сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам)

Опыт «Что происходит с водой в пустыне»:

  • Возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в стакан с песком.
  • Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Ну, раз вы все знаете, загадаю я вам загадку. Как вы думаете, о каком животном здесь говорится?

  • Я на спине мешки вожу, вовек я их не разгружу.
  • И в мешках тех еда, и в мешках тех вода,
  • Что спасает от зноя и жажды меня. (Верблюд)

Это домашнее животное. Верблюд служит человеку уже много лет. Он хорошо приспособлен для жизни в пустыне. Его еще называют кораблем пустыни. Длинная густая шерсть помогает верблюду переносить дневную жару и ночной холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходиться колючим кустарником и травами.

Самое замечательное у верблюда - его горбы. В горбах накапливаются жир и вода, которые он будет расходовать в переходах по пустыни. Чем выше горбы, тем дольше может обходиться без пищи и воды верблюд. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут, и будут болтаться.

    Как вы думаете, а легко ли верблюду шагать по пустыне? Проверим? Мальчики, раздайте судочки с песком. (Подходят к столам).

Опыт «Легко ли верблюду шагать по пустыне?» :

    Возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит?

    А теперь переверните её другим концом и походите по песку. Полочка проваливается в песок? Почему нет? Какой можно сделать вывод?

Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.

Интересно, а как верблюдам удается так долго обходиться без воды? А в этом на поможет еще один опыт.

Опыт «Определение возможности проживания верблюда в пустыни, неделями обходясь без воды»:

    Предложить детям подышать на зеркальце. (Зеркальце затуманилось).

    Воздух, выдыхаемый человеком, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу, а часть задерживается в носу. Носовой проход у человека короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он теряет меньше воды через дыхание.

Ребята, что нового и интересного вы для себя узнали? (Ответы детей).

Беседа «Пустыня и ее обитатели»

Цель: Сформировать целостное представление детей о пустыне.

Задачи:

Продолжать формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях;

Обобщить представления детей о взаимосвязи природных условий с жизнью растений и животных;

Учить отвечать на вопросы, используя в речи сложноподчиненные предложения;

Упражнять в умении различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни;

Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение рассуждать, делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать;

Формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов;

Способствовать воспитанию самостоятельности и активности;

Воспитывать бережное отношение к природе через формирование у детей понимания взаимосвязи и взаимозависимости всех объектов и явлений в природе.

Предварительная работа: знакомство с разнообразием природы, животного и растительного мира пустыни, беседы с детьми о пустыне, рассматривание люстраций о животном и растительном мире пустыни.

Материал: макет пустыни, иллюстрации животных и растений пустыни, Лесовичок, игра «Лото «Животные», письмо.

Ход беседы.

Дети, кто-то стучит к нам в дверь, кто это может быть?

Это наш старый знакомый Лесовичок. Он принес нам письмо, которое недавно получил. Прочитаем? «Здравствуй, мой друг Лесовичок! Пишет тебе храниетль большой пустыни Песчаник. Я приглашаю тебя к себе в гости в пустыню. Приезжай поскорее». Лесовичок приглашает нас отправиться с ним в путешествие. Хотите поехать впустыню? Тогда закрывайте глаза и слушайте меня:

Садовая дорожка Идут они в кочевье

Усыпана песком. Под музыку звонков.

Но плохо, если много Лежачие деревья

Песка лежит кругом. Растут среди песков.

Вот желтая страница – Безлиственные сучья

Пустынная страна. К сухой земле пригнул

Песок по ней кружится, Живучий и колючий

Несется как волна. Кустарник-саксаул.

Неведомо откуда, А ветер носит тучи

Неведомо куда Горячего песка.

Бегут по ней верблюды, Идет песок летучий

Степные поезда. На приступ, как войска…

Вот мы и прибыли в пустыню. Открываем глаза.

Подходим с детьми к макету пустыни.

Как вы думаете, от какого слова образовано слово «пустыня»? - Я думаю что слово «пустыня» образовано от слова «пусто».

А вы знаете, почему природную зону назвали именно так? - Пустыни – области земной поверхности, где из-за слишком сухого и жаркого климата может существовать только очень скудный растительный и животный мир.

Какие бывают пустыни? - Песчаные, глинистые, каменистые.

Самая жаркая пустыня находится в Африке. Название у нее сладкое, но не сахар – Пустыня Сахара.

Где находится самая большая в мире пустыня Сахара? – Самая большая в мире пустыня Сахара находится в Африке.

Пустыня находится в самом жарком месте на Земле. Небо здесь не знает, что такое облака, кругом жёлтый песок. Земля от солнца раскаляется, как печь.

Как вы думаете, ребята, на что похожа пустыня? – Пустыня похожа на песочное море.

Правильно, ребята, пустыня похожа на огромное песочное море. Оно, как бы, застыло. Когда дует ветер, по ней вместо волн «бегут» барханы, поэтому, внешне пустыня похожа на застывшее море. Когда это море успокаивается, то его поверхность становится ровной и гладкой, потому что волны оседают. Когда же ветер стихает в пустыне, её поверхность остаётся неровной, «взволнованной», потому что песок некоторое время сохраняет форму волн.

А какой климат в пустыне? - Климат жаркий, дожди идут редко, ярко светит солнце, иногда дуют сильные ветра.

А вы знаете, что такое песчаная буря? – Песчаная буря – это, когда дует сильный ветер и поднимает песок.

Верно, но так это или нет, мы проверим.

Проведение опытов.

Опыт 1. «Возникновение бури»

Для проведения опыта разделитесь на пары. (Подходят к столам) Сначала один из вас будет дуть в трубочку, а второй - наблюдать, что происходит в стаканчике, потом поменяетесь.

Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Физкультминутка. Игра «Мы – песчинки, мы – комочки глины»

Ход игры. Подул сильный ветер и песчинки полетели в воздухе (дети свободно бегут по групповой комнате). Ветер затих и песчинки опустились на землю.(дети приседают). Подул ветер на глину и она собралась в комочки (дети встают и собираются в небольшие группы, тесно прижавшись друг к другу). Повторяем 2 – 3 раза.

Да, ребята, в пустыне сухо, жарко, дожди идут редко, а солнце печет сильно и немилосердно. Как вы считаете, могут ли в таких условиях выжить растения?

А какие растения могут выжить? Назовите их. - Кактусы, верблюжья колючка, саксаул. - Силуэтные изображения растений расставляем на макете пустыни.

А почему они выживают в условиях пустыни? - Они выживают в условиях пустыни потому, что могут делать запасы воды в своих стеблях и листьях, и у них очень длинный корень.

Я предлагаю проверить, что происходит с водой в пустыне. (Подходят к столам)

2. Опыт «Что происходит с водой в пустыне»

Возьмите стакан с водой и вылейте её в стакан с песком. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

Если в пустынях мало растений, то чем же питаются тогда животные – обитатели пустыни? - они питаются мелкими грызунами, насекомыми, и теми растениями, которые найдут. И еще стараются селиться ближе к оазису.

Что такое оазис? – Оазис – это место около водоема, островок растительности в пустыне.

Какие животные могут встретиться нам на берегах Нила в оазисе? Пустыне? (дети называют животных и ставят игрушки на поверхность макета.)

А теперь отгадайте загадки:

Нет ушей, не видно ножек

Шар в колючках- это …(Ёжик)

Камень на ножках

Ползёт по дорожке,

Панцирь-рубаха

В ней вся …(черепаха).

Колючка вкуснее чем множество блюд

Её обожает горбатый…(Верблюд).

Что вы знаете о верблюде? - Это животное крупных размеров, приспособлено к проживанию в пустынях и степях. Встречаются верблюды двух видов: двугорбый, или бактриан, и одногорбый, или дромедар. Издавна известно, что верблюд очень выносливое животное и может прожить до 40 лет. Верблюд способен выдержать без воды почти до двух недель и около месяца без еды, но когда доберется до воды, то может выпить почти 100 литров. Верблюжья шерсть считается хорошим лекарством от разных заболеваний. В старину верблюды предназначались для грузоперевозок, а во время войн их использовали для устрашения врага. Существует 2 вида верблюдов: одногорбые и двугорбые. Горб верблюда защищает его спину от палящего жаркого солнца.

Караван верблюдов идет по пустыне, а мы возвращаемся домой.

Мы отправляемся в дальний поход,

Кубань, Переясловская, садик нас ждет.

В Африке жарко, а дома тепло.

Время с друзьями провели хорошо.

Припев: Африка, Африка, прощай, Африка, Африка.

Вот мы и дома.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. На столе лежат картинки разных животных. А вам надо выбрать только обитателей пустыни. Приступайте к выбору.

Молодцы, правильно выбрали всех животных пустыни.

Итог:

Что нового, интересного вы узнали сегодня о пустыне, животных и растениях пустыни?


 
Статьи по теме:
Роман Гребенников: «Власть — это убогое отражение нас самих Гребенников роман георгиевич где сейчас
Мэр города Волгограда с 2007 года (избирался как представитель КПРФ). В 1998, 2001 и 2003 годах избирался депутатом Волгоградской областной думы. В 2001-2005 годах был спикером областной думы. Осенью 2007 года возглавил предвыборный штаб "Единой России" в
Скандальные застройки генерала лопырева Что известно о генерале Лопыреве, задержанном за «серьезные нарушения закона»
Когда в ноябре прошлого года оперативники Управления собственной безопасности (УСБ) совместно с 8-м отделом оперативного управления ФСО ворвались в квартиру генерала Геннадия Лопырева, то поначалу подумали, что попали в сувенирную лавку. На стенах и в угл
Формирование личности, процесс формирования личности
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие е
Проблема дефицита пресной воды на планете Глобальная проблема человечества нехватка пресной воды
Две трети нашей планеты занимает водное пространство. Этого более чем достаточно для всех людей, однако сохранение воды глобальная проблема человечества. Все дело в том, что большая часть водных ресурсов непригодна для питья – это соленая жидкость, а чело