О развитии детского общественного движения. «О перспективах развития детского общественного движения в Российской Федерации

Разделы: Социальная педагогика

Мы все созданы для взаимодействия.
М. Аврелий.

Введение.

Успешное решение задачи создания в России демократического государства неразрывно связано с процессами формирования и развития у подрастающего поколения гражданского демократического сознания. Такое сознание предполагает потребность человека жить в социальном пространстве конституционных прав и свобод, проявлять свою индивидуальность и неповторимость.

Сегодня подростки и молодёжь получили реальную возможность практически осваивать действия, ведущие к овладению конструктивным социальными отношениями людей, через участие в деятельности детских общественных формирований.

Предметом педагогической деятельности становится совместное с подростком определение его интересов, целей. Возможностей самоопределении, самопознании, самоорганизации. Развитие демократических принципов как основы жизнедеятельности личности.

Определение общественного объединения чётко сформулировано в статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях». Это добровольное некоммерческое формирование, создано по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения. В соответствии с направлениями деятельности общественных организаций и объединений выделяют различные их группы: общественные организации спортивные, занимающиеся военно – патриотическим воспитанием и развитием исторических традиций, организации социальной направленности.

Деятельность общественных формирований регламентируется нормативно-правовыми документами: на уровне государства- Декларацией прав человека, конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, Законами РФ «Об общественных объединениях» «О гарантиях прав ребёнка в РФ «Об общественных объединениях», « О гарантиях прав ребёнка в РФ», « О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», «Об образовании»; на муниципальном уровне – нормативными актами, которые позволяют на основании вышеперечисленных документов взаимодействовать с общественными объединениями (к ним относятся договоры о совместной деятельности, постановления, программы деятельности и развития, уставы общественных организаций и т.д.).

Социально ориентированные объединения как фактор личностной успешности

В современном обществе всё более востребованной становится ориентированная деятельность людей. Поэтому необходимо уже в школьные годы приобщать растущего человека к накоплению опыта социально ориентированной деятельности. Такая деятельность организованно осуществляется в социально ориентированных объединениях школьников.

В учреждениях дополнительного образования создаются разнообразные объединения воспитанников, которые не только расширяют сферу деятельности своих членов, но и дают возможность осваивать опыт межличностного взаимодействия и сотрудничества.

К социально ориентированным объединениям детей можно отнести различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды и иные формирования. Разнообразны задачи, решаемые таким социально ориентированным объединением:

включение детей в социальную практику с целью обеспечения условий для приобретения ими опыта субъектной самореализации, успешной адаптации к социальной среде; удовлетворение и развитие разнообразных, в том числе и социально ориентированных, потребностей и интересов воспитанников; защита прав, достоинства, интересов воспитанников, в том числе и от встречающегося негативного влияния окружающей этих детей социальной среды.

Детские объединения социально-педагогический феномен, имеющий собственную специфику функционирования и педагогического руководства. В частности, нормы, зафиксированные в уставе объединения, носят самообязывающий характер, как правило, тесно связаны с нормами морали. Именно поэтому детское общественное объединение правомерно рассматривать как начальную школу демократии.

Общественно-ориентированные объединения детей и подростков, существующие в настоящее время в нашей стране – организованные по инициативе детей и взрослых, возникающие целенаправленно или спонтанно, призваны не только удовлетворять потребность людей в передаче и усвоении опыта позитивного социального взаимодействия, но и обеспечивать условия успешной личностной самореализации, включение в процесс социально ориентированной деятельности, обусловливающий, как это ни громко звучит, существование и прогрессивное развитие нашей цивилизации.

Жизнедеятельность объединения воспитанников во многом определяют принципы, т.е. руководящие положения, регулирующие деятельность и взаимоотношения членов объединения. Успех деятельности социально-ориентированного объединения детей определяется способностью решать поставленные задачи. В силу этого объединению следует развиваться, опираясь в своей жизнедеятельности на следующие принципы:

  • принцип социализации , определяющий непрерывность и открытость освоения воспитанниками социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи и его место в социальной среде в целом и школьной среде в частности;
  • принцип гуманизации , обеспечивающий объединение и личности в нём самоценное существование;
  • принцип демократизации , гарантирующий воспитаннику осуществлению его прав и предусматривающий его ответственность в деятельности объединения, а также, гарантирующий реализацию прав и обязанностей объединения в социуме;
  • принцип индивидуализации , признающий учёт и развитие индивидуальной личности и своеобразие объединения;
  • принцип сотрудничества , обусловливающий субъектное взаимодействие как внутри, так и вне объединения, а также гарантирующий реализацию прав и обязанностей объединения в социуме;
  • принцип гармонизации , определяющий согласованность интересов личности и общества;
  • принцип интеграции , обусловливающий объединение усилий всех членов организации в целях её успешной деятельности.

Построенная на указанных выше принципах жизнедеятельность социально ориентированного объединения детей предполагает осуществление последовательных взаимосвязанных процедур: стратегического целеполагания, программирования, диагностики, конструирования деятельностного, информационного, коммуникативного, эмоционального и личностного пространства, анализа, синтеза, принятия решения, ориентированного на дальнейшее движение к цели объединения как условие его прогрессивного развития.

В зависимости от направленности и содержания деятельности различают следующие объединения:

  • расширяющие общий кругозор воспитанников на основе их интересов и потребностей (клубы: весёлых и находчивых, интеллектуальные, волонтёрские и др.). В них дети приобретают и накапливают новые знания и умения, расширяют свои интеллектуальные, эмоционально- коммуникативные возможности, обмениваются интересующей их информацией, приобретёнными умениями, осваивают практику личностной самореализации. Такие объединения имеют относительную социальную направленность, так как большей частью ограничивают свою деятельность рамками учреждения, в котором находятся.
  • предполагающие воспитанника различные виды социально ориентированной деятельности как форму социальной практики (патриотические, спортивные, краеведческие, экологические, миротворческие, вожатские объединения органы самоуправления и др.);
  • нацеленные на создание специальных ценностно – ориентированных организаций, союзов, сообществ.

Детские объединения в значительной мере выполняют функции учреждений и структур дополнительного образования. Среди этих функций выделяют деятельностно – активизирующую, мотивационно- потребностную, прогностическую. В детских объединениях воспитанники включаются в разнообразные виды деятельности на основе своих интересов и потребностей, что несомненно, расширяет границы реализации их личностных возможностей в системе общественных отношений. В объединениях воспитанники удовлетворяют свою потребность в неформальном общении, в активной самореализации овладевают умением прогнозировать своё будущее, осознавать общественное предназначение. Объединения осуществляют защиту прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды, расширяют социальные права (сравнительно с теми, что имеет ученик в школе и в семье).

Социально ориентированное объединение воспитанников имеет свою специфику. Во-первых, объединение привлекает всех желающих независимо от того, как человек учится в школе, как к нему относятся педагоги, есть ли у него отклонения в поведении. Эта специфика объединения определяется как его гуманистическая направленность, проявляющаяся в свободе субъектной самореализации всех членов. Во-вторых, объединение воспитанников реализует свою общественную направленность, тем самым, помогая каждому члену объединения развивать свои «социальные чувства» характеризующие человека как зрелого социального субъекта. Наконец, социально ориентированное объединение детей успешно в том случае, если сформировано сообщество единомышленников. Общеизвестно, что подростки и юноши придают большое значение коллективу сверстников, его установкам, мнениям, оценкам. Именно поэтому так важна в объединении совместная деятельность. Если объединение воспитанников социально ориентированно, то оно выступает как сообщество, объединённое стратегической общественно значимой целью жизнедеятельности, со своим распределением полномочий внутри объединения, взаимоотношениями ответственности, зависимости, взаимодействия.

Ориентиром в деятельности объединений детей и подростков служат принципы устройства и функционирования детских общественных объединений, осмысления практики детского движения в целом. Значительное место здесь занимают:

  • самостоятельность как личностная ориентация;
  • самореализация как смысл включённости личности в объединение;
  • самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков;
  • самодеятельность как способ существования объединения и субъектной самореализации его членов;
  • самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения;
  • социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности;
  • участие и поддержка со стороны взрослых как их ответственность за педагогические последствия организованной детской самодеятельности;
  • возрастающая включённость детей в общественные отношения как способ их личностного становления в детском объединении.

Успешность деятельности социально ориентированного объединения во многом определяется соблюдением законов субъектной самореализации. Такие законы имеют общую направленность: самореализация во благо себе и другим людям.

Закон правды : запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

Закон добра : будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

Закон заботы : прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим тебя людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон любви : любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйтесь его.

Закон милосердия : тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них.

Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе. Сохрани эту память, передай другим.

Закон уважения : хочешь, чтобы тебя уважали, уважай сам человеческое достоинство других.

Закон старости : помни, что старость уважается всеми народами, это закон природы. Будь цивилизован, уважай, понимай и принимай старость.

Закон свободы : каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон смелости : пусть вчера струсил, помни, что мы всегда с тобой рядом. Впредь будь смел.

Закон чести : помни о своей физической силе. Но чаще вспоминай о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Честь - самая высшая сила.

Социально ориентированные объединения обычно создаются для определенной деятельности и дают возможность ребятам в них самореализоваться. Как добиться успеха в деятельности такого объединения, как умножить свои достижения, как самосовершенствоваться, развиваться, помогая и другим делать это?. Существует немало способов, приёмов, индивидуальных вариантов достижения личностной успешности в деятельности, успешной организации жизнедеятельности социально ориентированного объединения.

Рассмотрим условия личностной успешности воспитанников в деятельности социально ориентированного объединения.

Первое условие – ДЕЙСТВУЙТЕ!

Мы стоим на верном пути!
Мы стоим на верном пути!!
Мы стоим на верном пути!!!
Мы стоим, а надо ИДТИ!!!
А.М. Моисеев

Второе условие – ИЗУЧАЙТЕ, ПОЗНАВАЙТЕ, ПОНИМАЙТЕ

Боишься по-настоящему лишь того, чего не понимаешь.
Явления, события, людей.
И.С. Тургенев

Третье условие – ПРИОБРЕТАЙТЕ И НАКАПЛИВАЙТЕ свой опыт!

Нельзя съесть яблоко за другого.
Народная мудрость

Четвёртое условие – ДЕЛИТЕСЬ накопленным опытом с другими!

Истинно щедр тот, кто даёт из того,
Что принадлежит ему самому.
Сенека Младший

Пятое условие - СОВЕРШЕНСТВУЙТЕСЬ!

Верь сам в себя наперекор вселенной…
Р. Киплинг

Шестое условие – НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ!

Мы видим себя входящими в грядущие времена…
Ю.А. Яковлев

Седьмое условие – ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ с единомышленниками!

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего люди.
А. С Макаренко

Социальная практика воспитанников МОУ ДОД подростковый клуб «Ровесник»

В МОУ ДОД подростковый клуб «Ровесник» занимаются 210 ребят в возрасте от 6 до 35 лет. Ежегодно проводятся более 25 мероприятий, которые охватывают около 500 детей и взрослых. Разрабатываются образовательные и воспитательные программы различной степени сложности, ориентированных на индивидуальные возможности и способности ребёнка. Работа подросткового клуба «Ровесник» направлена не только на культурно – досуговый характер, но и на определение помощи интеграции ребёнка в обществе, помощь в его развитии, воспитании, дополнительном образовании, профессиональном становлении – помощь в социализации ребёнка, поэтому педагогический коллектив клуба «Ровесник» ставит перед собой задачи – воспитание личности творческой, конкурентоспособной, интеллигентной, готовой к непрерывному саморазвитию, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям.

Любимым времяпровождением большинства подростков являются бесцельные прогулки, посещение дискотек, сборы в подъездах. Поэтому сегодня как никогда актуальна организация досуга подростков. С этой целью в клубе «Ровесник» разработана комплексная программа социально – педагогической помощи «ОБЕРЕГ» для подростков, которая включает в себя три блока: работа с подростками, родителями, педагогами.

Деятельность учреждения дополнительного образования увеличивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрирует те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений.

В связи с социальными потребностями нашего современного общества была организована волонтёрская группа из активных и желающих воспитанников клуба «Ровесник», деятельность, которой направлена на реализацию программы «Оберег». Содержанием программы является: организационно-практическое (проведение социально-ориентированных акций), спортивно-развлекательных игр, информационное (создание информационного фотостенда «Это мы можем».

В течение двух лет наш подростковый клуб «Ровесник» сотрудничает с УСОШ №2. п. Уренгой. Участие педагогов и волонтёров клуба в правовом турнире «Каждый правый имеет право», проводимом в рамках районной профилактической акции «Правовая пропаганда», 14.04.2009г., политическая игра «Политическая палитра», организаторами, которой являлись педагоги подросткового клуба «Ровесник», октябрь 2008г., на базе клуба прошла акция «Задумайся сейчас», посвящённая Всемирному дню борьбы со СПИДом, поселкового уровня, 1 декабря 2008 г. А также волонтёры Юля Бобрышева, Татьяна Польща под руководством Э.М. Проценко являлись участниками окружного семинара-тренинга «Волонтёрское движение – эффективный путь в молодёжной среде» в г. Ноябрьск, сентябрь 2008г. Рисунок 1; 2;3;4;5.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Политическая игра «Политическая палитра», октябрь 2008г.

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Рисунок 11;

Поездка на окружной семинар воспитанников волонтёрского объединения в г. Ноябрьск под руководством Проценко Э.М.

Рисунок 12

Ожидаемая и реальная социальная практика, показывает, что подростки максимально ориентированы на успешную социальную самореализацию. Эта ориентация осуществляется в ходе продуктивного взаимодействия процессов ожидаемой и реальной практики ребят, профессиональной постоянной педагогической поддержки, определяющей сущность педагогического процесса как культурной, социально ориентированной деятельности.

Активно заниматься вопросами воспитания молодежи в мире начали в конце XIX столетия, когда появились первые детские и юношеские движения. В начале XX века они пришли и в Россию. После революции 1917 года главенствующую роль в воспитании молодежи заняла коммунистическая идеология. После распада Советского Союза на десятилетие вопрос создания и поддержки молодежных организаций был пущен на самотек. Лишь в начале 2000-х годов государство вновь обратило на него внимание. В 2015 году в России был создан союз школьников – организация, которая займется воспитанием подрастающего поколения.

Дореволюционный период и первые годы советской власти

Начало массовому движению молодежи России положили не революционные союзы молодежи, не комсомол, а религиозные организации юношества. Христианское молодежное движение возникло в самом начале XX века. Оно было инициировано извне миссионерами Всемирного христианского союза молодых людей, присланными в Россию в 1900 году. Вскоре Христианский союз молодых людей преобразовался в самостоятельное общество под названием «Маяк». В 1908-1909 годах только в Петербурге «Маяк» насчитывал 1615 членов, большинство из которых были в возрасте от 17 до 25 лет. «Маяки» просуществовали на территории России до 1923 года.

Ученические волнения 1905-1906 годов вынудили официальные власти пойти навстречу требованиям учащихся средних учебных заведений и разрешить деятельность культурно-просветительных учреждений. В ноябре 1906 года в России было зарегистрировано московское общество «Сетлемент» (так за границей называли добровольные общества интеллигенции, которые вели культурническую работу среди городской бедноты, в том числе среди детей и подростков). Это был первый в России детский клуб, в составе которого действовали мастерская, детский сад, школа, небольшая обсерватория.

Станислав Шацкий, русский и советский педагог: «Серость жизни для подростка и юноши является настоящим ядом, вызывающим острую жажду ярких, острых переживаний, в конечном счете, безразлично, в чем бы они не выражались»

Опыт работы московского «Сетлемента» и детских объединений Петрограда получили распространение по всей России и заложили основу культурно-просветительной и спортивно-оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью. Это была, по сути, система клубов по интересам на основе самоуправления с организацией летней оздоровительной работы за городом. Дети были предоставлены сами себе, но им было предложено ухаживать за огородом, варить пищу, убирать свои комнаты. Этим клубам прочили широкое распространение. Однако общество «Сетлемент» было закрыто полицией в декабре 1908 года «за пропаганду социализма среди детей».

Николай II, император: «Завести в деревнях обучение детей в школах военному строю и гимнастике запасными унтер-офицерами за умеренную плату»

После поражения России в Русско-японской войне (в 1904-1905 годах) в стране шел поиск путей формирования гражданского общества, государство осознало необходимость дать молодежи патриотическое воспитание. В 1908 году появилась молодежная организация «Потешные войска» . Это название было взято в память о мальчиках, с которыми Петр Великий играл в войну, а потом создал из них лучшие гвардейские полки – Семеновский и Преображенский. Инициатива их создания принадлежала лично императору. 8 января 1908 года Николай II дал указание создать детские части. Организовано это движение было под эгидой Министерства просвещения в виде военизированных отрядов, сначала для сельской, а потом для городской молодежи. Отставные унтеры учили мальчиков маршировать, петь строевые песни, выполнять приемы с деревянными ружьями.




Существовавшая в России система воспитания была ориентирована на воспитание мальчиков по образцу военных кадетов: школьное помещение уподоблялось казарме, учителя воспринимались как командиры, дисциплина была армейской. Однако широкому распространению движения помешали начавшаяся Первая мировая война и революция. Поздним аналогом стали советские «Зарница» и «Орленок».

Константин Дружинин, генерал царской армии: «Да возрастут сверстники нашей Великой Надежды - Государя Наследника Цесаревича Алексея, воспитанными семьей, школою и общественной жизнью в воинском победно-воинственном духе»

Среди неполитических направлений своей организованностью и массовостью выделялось скаутское движение , пришедшее в Россию из Великобритании. Главной его целью являлась подготовка подрастающего поколения к служению Отечеству (не военному, а в целом). Широко использовались яркие и многообразные игровые формы. Основателем и шефом мировой организации скаутов является английский генерал Роберт Стефенсон Смит Баден Пауэлл. Официальной датой появления скаутского движения считается 1908 год.

В скаутской организации был отчасти преодолен антагонизм между отцами и детьми. Скаутинг объединил подростков, молодежь и взрослых различных религиозных конфессий, различных рас и этносов, не только католической Европы, но и православных народов, мусульманского мира. Была создана принципиально новая общественная молодежная организация, вобравшая в себя все лучшее, что накопило человечество к началу XX века. Суть скаутского движения выражалась в формировании самостоятельных характеров, развитии чувства солидарности, необходимости дисциплины в интересах коллектива. Как известно, скаутинг – это, прежде всего, конкретные живые люди – и дети, и взрослые, объединенные общей игрой. Скаутинг ставит перед собой задачу воспитания гражданина-общественника, у которого общее выше собственного «я», который мыслит себя как часть единого целого.

Царь Николай II распорядился, чтобы книга Баден Пауэлла Scouting for boys была переведена на русский язык, и предложил школам испробовать метод воспитания мальчиков в соответствии с ней. Первый русский вариант Scouting for boys был напечатан Академией Генерального штаба и вышел под названием «Юный разведчик» в 1909 году. Книга вдохновила капитана первого лейб-гвардии стрелкового его Величества полка Олега Пантюхова основать в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый отряд русских скаутов из семи мальчиков. Таким образом, днем рождения скаутской организации в России можно считать 30 апреля 1909 года. Первое звено отряда Пантюхова называлось «Бобер». Руководители старались ввести и свою русскую форму, а ротный портной сшил русские кафтаны и барашковые шапки с малиновым верхом. Но конкретная жизнь (походы и игры) показала, что эта форма непрактична. Жена Пантюхова сшила первый флаг, создала рисунок первой эмблемы российских скаутов, которая условно называется «Мальчик под деревом». Существует легенда, что прообразом этого мальчика был сын императора Николая II Алексей.

Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. Движение быстро распространялось по России и активизировалось, как и во всем мире, в связи с началом Первой мировой войны. Таким образом, расцвет скаутинга в России связан с Первой мировой. После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитала от скаутинга. В 1922 году скаутские организации в Советской России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 года.

Детские и молодежные движения в Советской России и СССР

Революция 1917 года и смена идеологии заметно сказались на молодежной политике. На смену детским и юношеским движениям, сформированным в начале XX века, начали приходить организации, главенствующая роль в которых отводилась коммунистической идеологии. Примерно до середины 1920-х годов старые и новые движения сосуществовали, однако постепенно организации красной молодежи вытеснили конкурирующие объединения.

Главную роль в разгроме дореволюционных молодежных объединений сыграл созданный в 1918 году Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ) . В 1924-м он был переименован в Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ), а в 1926 году – во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). 29 октября - 4 ноября 1918 года прошел Первый Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ.

Комсомол был создан большевиками для поддержки на уровне молодежи действий партии большевиков. Если в октябре 1918 года в РКСМ состояли 22 тысячи человек, то к III съезду комсомола (1920 год) движение насчитывало уже почти полмиллиона членов. Комсомолу отводилась большая роль в выполнении поставленных партией задач.

Владимир Ленин, лидер большевиков: «Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей, которыми должны быть всякий молодой человек, всякая молодая девушка. Без привлечения всей массы рабочей и крестьянской молодежи к этому строительству коммунизма вы коммунистического общества не построите»

В 1941 году в СССР было более десяти миллионов комсомольцев. 3,5 тысячи членов ВЛКСМ стали Героями Советского Союза во время Великой Отечественной войны, 3,5 миллиона были награждены орденами и медалями. В дальнейшем социальная база ВЛКСМ расширялась, в 1960-1980-х годах комсомольцами становились практически все старшие школьники. Комсомол участвовал практически во всех сферах жизни Советского Союза. В эти годы ВЛКСМ активно продвигал участие членов организации на всесоюзных или региональных «ударных комсомольских стройках».

Под крылом ВЛКСМ было создано подшефное движение – пионерская организация. Ее появление произошло на фоне борьбы со скаутизмом было обусловлено осознанием того, что необходимо создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. При этом ряд скаутских элементов, пусть и в измененном виде, позаимствовали идеологи пионерии. Так появились ее символы: красный галстук (вместо зеленого), белая рубашка (вместо зеленой), а скаутский девиз «Будь готов!» трансформировался в пионерский лозунг «Всегда готов!» Окончательное формирование пионерской организации произошло 19 мая 1922, когда на Всероссийской конференции ВЛКСМ была принята резолюция о создании организации для детей от десяти до 15 лет.

«Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы „скаутинг“. Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК»

Организация получила название «Юные пионеры имени Спартака» , а через два года, после смерти вождя революции, ей было присвоено имя Владимира Ленина. Главной целью движения было воспитание детей в советском духе, подрастающему поколению прививались коммунистические идеалы, патриотизм, трудолюбие, коллективизм. Пионеры участвовали во всех значимых для страны событиях. В 1920-1930 годы они боролись с неграмотностью, собирали деньги для строительства фабрик и самолетов, агитировали за создание колхозов.

В годы Великой отечественной войны многие пионеры вступили в ряды Красной армии и партизанских отрядов. До сих пор на слуху имена пионеров-героев Советского Союза: Лени Голикова, Вали Котика, Марата Казея и многих других. После войны пионерская организация стала терять самодеятельный характер, становясь формальным объединением всех советских детей. В 1970 году членами Всемирной пионерской организации были свыше 23 миллионов школьников. За все время существования членами движения побывали более 200 миллионов человек.

Прежде чем стать пионером, советский школьник был обязан пройти через объединение для самых маленьких детей – движение октябрят , в котором состояли учащиеся семи-девяти лет. Группы октябрят – звездочки, в которые входили по пять человек – создавались в первых классах школ и действовали до вступления пионеры. Каждый октябренок носил на груди значок - пятиконечную звезду с портретом Ленина в детстве. Из звездочек формировался отряд – это школьный класс. Деятельность октябрят проходила в основном в игровой форме под руководством учителей и вожатых из числа пионеров.

При этом для младшего поколения коммунистов ЦК ВЛКСМ утвердил набор правил, которые октябрятам предписывалось знать и соблюдать

«Октябрята - будущие пионеры.
Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут»

История всех трех движений закончилась в сентябре 1991 года. После запрета КПСС прошел XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, объявивший историческую роль комсомола исчерпанной. ВЛКСМ официально прекратил свое существование, а вместе с головной организацией ушли в прошлое и пионеры с октябрятами.

Детские и молодежные движения в современной России

Одной из первых молодежных организаций в новейшей истории страны стал Российский союз молодежи (РСМ). Движение было создано на базе комсомольской организации 31 мая 1990 года, когда официально объявило свою независимость от центрального союзного руководства ЦК ВЛКСМ. К настоящему моменту в ее составе насчитывается более 70 территориальных организаций, в которых состоят свыше 150 тысяч членов. А число участников ежегодных программ достигает четырех миллионов. РСМ – одно из наиболее массовых негосударственных, некоммерческих, неполитических молодежных объединений в стране.

Российский союз молодежи реализует более двух десятков общероссийских и более двух сотен межрегиональных программ и проектов для молодых людей. В числе приоритетных направлений работы образовательные, развивающие, патриотические, профориентационные, досуговые, культурные и спортивные программы. В жизни российской молодежи появились такие проекты, как «Студенческое самоуправление», «Российские интеллектуальные ресурсы», «Арт-Профи Форум», международный лагерь «Бе-Lа-Русь», программа «Кадры» и другие. Российский союз молодежи представлен в Общественной палате, Госдуме, его члены участвуют в экспертных советах парламента, органов власти.


Заметное место среди молодежных организаций в начале – середине 2000-х годов занимало движение «Идущие вместе» . Лозунг организации – «Все Путем», (созвучный с фамилией Владимира Путина). В марте 2000 года молодежная организация «Идущие вместе» провела свою первую акцию на Тверской улице в Москве. А 7 мая 2000 года, в день инаугурации Владимира Путина на пост президента, «Идущие вместе» громко заявили о себе, проведя в Москве акцию, в которой приняли участие до 15 тысяч человек. Участники были одеты в синие и красные футболки с изображением Путина с лозунгом «Все Путем». 7 ноября 2001 года движение провело широкомасштабную акцию «Генеральная уборка России», которая прошла во всех регионах, где было отделение «Идущих вместе». После этого члены организации провели еще несколько массовых акций, которые вызвали немалый резонанс в обществе.

15 апреля 2005 года было учреждено молодежное демократическое антифашистское движение «Наши» . Его руководителем стал Василий Якеменко, который сложил полномочия лидера организации «Идущие вместе» и возглавил «Наших». В ночь с 21 на 22 июня 2007 года «Идущие вместе» провели последнюю свою ежегодную массовую акцию «Обязаны помнить – 2007», посвященную Великой Отечественной войне.

Пришедшие на смену «Идущим вместе» «Наши» фактически продолжили проводить линию предшественника. Одним из наиболее заметных проектов движения стал ежегодный летний лагерь на озере Селигер в Тверской области. Главная задача форума – сплочение коллектива, встречи с видными политическими деятелями, журналистами, экспертами в различных областях, представителями власти, активный отдых, работа по различным направлениям. Многим нынешним политикам движение дало, как говорится, путевку в жизнь. Однако с течением времени молодежное движение стало маргинализироваться. Методы, которые применяли активисты движения во время акций и в борьбе с теми, кого считали врагами, граничили с преступными. Достаточно вспомнить нападения на оппонентов, травлю неугодных и другие истории из жизни «Наших». Кроме того, движение не раз обвиняли в использовании бюджетных средств в своих целях.

Однако вместе с почившим в бозе движением не перестал существовать, а даже, наоборот, получил новую жизнь форум «Селигер», который трансформировался в несколько молодежных мероприятий федерального уровня. Ежегодно сотни тысяч молодых людей собираются на профессиональных площадках от Калининграда до Камчатки для обсуждения наиболее актуальных вопросов по самому широкому кругу проблем. Центральным форумом является «Территория смыслов» на Клязьме , собирающий более шести тысяч участников для обсуждения политических, экономических и общественно значимых тем. Форум «Таврида» второй год подряд приглашает в Крым представителей творческой молодежи: художников, музыкантов, журналистов (около 3,5 тысячи человек за лето). Также проводятся форумы масштабом поменьше. В Калининграде «Балтийский Артек» посещают около 600 участников, которые обсуждают вопросы российской идентичности, культуры, литературы, взаимодействия власти и общества. А на другом конце страны – на Курилах – проходит форум «Итуруп», собирающий около 200 юношей и девушек. На каждом из четырех федеральных форумов работает «Конвейер проектов», в рамках которого участники представляют экспертам свои проекты, лучшие из которых получают поддержку в виде грантов.

В 2015 году президент Владимир Путин подписал указ, которым создавалась общероссийская детско-юношеская организация «Российское движение школьников» . Цель ее создания – совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.

Отделения организации появятся во всех регионах страны. От государства учредителем движения является Росмолодежь. При движении будет создан Российский детско-юношеский центр, который станет обеспечивать взаимодействие движения с органами исполнительной власти, местного самоуправления.

Сергей Шаргунов, писатель, публицист: «Мне кажется, то что это затеяли - это достойно. И я как раз сторонник в хорошем смысле деполитизации таких процессов. Причем я знаю, что изначально далеко не все были с таким подходом согласны. Молодежка привыкла, что деньги давали под сбор «массовки», а содержанием особенно не интересовались. А потом пришел Володин, и он про другое. Сам из вузовской среды и ему важнее, что у ребят в головах. И он понимает, что если все время привязываться к сиюминутным задачам, то в итоге молодежью просто пользуются»

Фактически Российское движение школьников – это первая с момента распада Советского Союза детско-юношеская организация, которая объединит сотни тысяч, а, может, и миллионы школьников. Идею создания организации поддержали в педагогической среде. Учитель русского языка и литературы лицея №1581 Оксана Ганабова отметила, что за два десятилетия в России выросло целое поколение, ориентированное исключительно на свои потребности. «Это то, что принято называть отсутствием коллективного сознания», –сказала она.

По мнению педагога, новое молодежное движение поможет вытащить нынешних школьников из виртуальной реальности, в которой многие из них практически живут, поможет им научиться выстраивать отношения в реальном мире. «У них есть внутренняя потребность в общении, но, к сожалению, мы не предоставляем такой возможности, – заявила Ганабова. – Они хотят каким-то образом взаимодействовать, но у них для этого нет ни площадок, ни каких-то других возможностей».

Оксана Ганабова, учитель: «Они очень мало думают о том, что мир вокруг них – это некая сложная система, некое сложное целое, которое требует от человека определенных усилий, чтобы в него вписаться и как-то его двигать и развивать»

Новая организация, которая заработает в полной мере с 2016 года, согласно замыслу, не будет копией ни одной из существовавших или существующих движений, в том числе пионерии. Ее главная задача – не продвижение политической идеологи, а привитие традиционной для России системы ценностей. О том, что движение будет максимально деполитизировано, говорит хотя бы тот факт, что инициатива его создания не исходила от какой-то конкретной политической силы, а было инициировано сразу четырьмя парламентскими партиями.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2015 года был подписан Указ Президента Российской Федерации "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (РДШ).

19 мая 2016 года в Москве прошел первый съезд РДШ. Открывается новая страница в истории детского движения нашей страны.

В этом году детскому движению исполняется 108 лет.

Зарождение детского движения в России было связано с распространением идей скаутизма. Создание скаутских отрядов, анализ первого опыта их деятельности привели к тому, что общественность пыталась использовать не только их социальную значимость, но и оценить педагогические возможности. Возникновение скаутизма в России в 1908 году не случайно. Интересы правительства России, занятого подготовкой к войне перекрещивались с вопросами физического воспитания молодежи и совершенствования подготовки детей для армии через внешкольные организации.

Так же широко было распространено, находившиеся под опекой военного ведомства, движение «потешных». В 1908-1912 годах при помощи Министерства просвещения, Святейшего Синода в России через «потешных» реализовывалось предложение Николая II об обучении военному делу детей и подростков.

Социально-экономические преобразования в России дали толчок широкому движению учащихся школ. Ученические кружки в России получили определенное развитие после революции 1905 года, были разнообразны по характеру, целям, задачам, возрасту, объединяя молодежь от 9 до 19 лет.

Октябрьская революция и гражданская война, разделившие страну на непримиримые стороны, сказались и на скаутских организациях. Одни скауты покинули пределы России, другие оставались нейтральными, третьи - «находились под покровительством генералов и активно выступали против большевиков». Судя по материалам газет и журналов тех лет и воспоминаниям скаутов, к 1918 году их деятельность была связана преимущественно с тыловым обслуживанием, приемом раненых на вокзалах, сбором средств, голодающим и беженцам, военизированной охраной, тушением пожаров.

Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально-политическим условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном содействии многих бывших скаутмастеров. В 1918 – 1919 гг. созданный Российский Коммунистический Союз молодежи принимал активное участие в укреплении местных отрядов юных коммунистов, а зачастую выступал их организатором.

Среди разнообразных организационных форм детского движения определенное развитие получали детские клубы. Основной задачей клубов было «умственное, эстетическое самообразование, приучение к общественной работе».

В России в 1917 - 1925 гг. существовало более 17 детских организаций. Появляющиеся в это время в России детские организации и объединения все отчетливее стали рассматриваться не только как форма внешкольного воспитания, но и как «наиболее полноценная форма классового воспитания».

    1921 году 3 июня коллегия Наркомпроса, рассмотрев вопрос о работе среди подростков, предложила Главсоцвосу совместно с комсомолом прийти к окончательному решению вопроса о детской организации.

Первый пионерский отряд возник 13 февраля 1922 г. в Краснопресненском районе г. Москвы при комсомольской ячейке 16-й типографии. В него вошли 52 пионера. В мае на 2-ой Всероссийской конференции РКСМ по докладу Оскара Тарханова была принята резолюция, одобряющая московский опыт и рекомендующая распространить его повсеместно.

Так 19 мая 1922 года стал днем рождения пионерской организации. Идеологом пионерского движения была Н.К. Крупская. Основными ориентирами в деятельности пионерской организации становятся: общественно-политическая, социально-значимая, трудовая деятельность пионеров по улучшению окружающей жизни, строительству социалистического государства. Основной базой пионерского движения стали промышленные предприятия.

Практическое руководство по созданию детской коммунистической организации возлагалось на комсомол. Пионерские звенья объединялись в группу во главе с советом и инструктором, назначенным ячейкой или райкомом РКСМ. Все группы города или поселка объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ. Руководил ею Совет, назначенный комсомольским комитетом, ему же подчинялись и все местные группы.

С середины 30-х гг. разрабатывается новая концепция детской общественно-политической пионерской организации. Базой функционирования становится школа, усиливается педагогическое руководство пионерскими объединениями. Вводятся единая организационная структура, символы, атрибуты, Законы, Торжественное обещание пионера; штатная пионерская должность «старший вожатый».

1933 – 1934 гг. - завершена перестройка пионерской организации по школьному принципу. С этого времени все пионерские отряды создаются в школах и детских домах. Пионеры включаются в реализацию программ построения социалистического общества.

Массовый характер организации, новые задачи, поставленные перед ней, предъявляли и более повышенные требования к руководителям пионеров – вожатым. Комсомол проводит мобилизацию 50 тысяч наиболее грамотных комсомольцев для работы вожатыми отрядов, обучив их на краткосрочных курсах; каждой комсомольской ячейке было дано задание организовать не менее одного пионерского отряда в школе.

Годы великой Отечественной войны занимают особое место в истории нашей страны и пионерской организации.

Широкий размах получило тимуровское движение по оказанию помощи семьям погибших воинов, инвалидов, престарелым.

В тылу пионеры собирали железный лом, лекарственные травы, работали на заводах, полях, организовывали вечера в госпиталях, собирали посылки на фронт.

Только факты:

Более 20 тыс. пионеров были награждены медалями «За оборону Москвы». Дети вместе со взрослыми строили оборонительные рубежи, сооружали противотанковые заслоны, рыли земляные щели, обезвреживали зажигательные бомбы и т.д.

15250 ленинградских пионеров получили медаль «За оборону Ленинграда».

4 пионера – Герои Советского Союза: Зина Портнова, Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик.

Впервые послевоенные годы комсомол и пионерская организация были призваны помочь школе значительно улучшить состояние учебной и воспитательной работы с учащимися. В педагогических училищах начинают создаваться отделения по подготовке старших вожатых (их по стране открылось более 100). Утверждается положение о старшем и отрядном пионерском вожатом.

50 – 60 гг. ХХ века – годы восстановления единой Всесоюзной пионерской организации (ВПО) и октябрятских групп при дружинах. Способствует этому создание Центрального Совета ВПО им. В.И.Ленина, на который возлагались координационные и методические функции. ЦС ВПО действует с 1957 года.

Пионерская работа тесно связана с учебно-воспитательными задачами школы. Тематика пионерских сборов этого времени: «Знание - сила», «Знания нужны как винтовка в бою», «Книги – наши друзья» и т.п.

Появляются новые формы работы: создаются Клубы Интернациональной Дружбы, организуется работа красных следопытов.

    60-е гг. по инициативе газеты «Пионерская правда» взяли старт спортивные соревнования «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». С 1967 г. проводится военно-спортивная игра «Зарница».

Организация награждается двумя орденами Ленина (в 1962г. и 1972г.). Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина занимала важное место в общественно-политической структуре общества, являясь ее «младшим звеном». Выполняя социальный заказ современного общества, все годы существования организация участвовала в различных общественно значимых делах, связанных с деятельностью взрослых, от ликвидации безграмотности и помощи стране в борьбе с фашистами на фронте и в тылу до миротворческих акций и масштабных трудовых операций.

Однако, будучи теснейшим образом связанной со школьной системой, став монопольной по существу, государственно-общественной детской организацией, охватывая многие миллионы ребят (в середине 80-х гг. организация насчитывала около 25 млн. детей), ВПО им. В.И. Ленина постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, сложности и кризисные явления, которые усугублялись сложностями всех сфер жизни советского общества.

X Всесоюзный пионерский слет, проходивший в 1990г. принял решение о преобразовании ВПО им. В.И. Ленина в СПО (ФДО) СССР, по сути дела, уже новую детскую организацию, которая, являясь ее правопреемником, избрала своей формой федеративное устройство, статусом юридического лицо, девизом слова: «За Родину, Добро и Справедливость!».

На сегодняшний момент СПО-ФДО – Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», который объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах.

Новые исторические вызовы требуют новых ответов от современного государства. Формирующееся гражданское общество России предполагает наличие различных форм самоорганизации граждан. И, создавая Российское движение школьников, государство начинает новый период развития и становления детских общественных объединений как особого социального института общества.

И эту новую историю мы пишем вместе!

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ В РОССИИ

В современных условиях в России количество детских и молодежных общественных объединений возросло в несколько десятков раз по сравнению с 90-ми годами прошлого века. Эти объединения характеризуются многоликостью, разноплановостью, разномасштабностью; тем не менее, для каждого из них справедлива главная задача социального воспитания: научение и оказание помощи в самоопределении каждого подростка в ситуации выбора.

Историю детских общественных объединений в России можно рассматривать как организацию социального воспитания, понимая под ним процесс социального становления, осуществляемый в условиях воспитательных организаций.

Мысль о том, что коллектив – важнейшее средство социального воспитания, появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой, начиная с середины 19 века.

В начале 20 века появляются различные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения для детей рабочих (1906-1917),основателями которых были Шацкий С.Т., Венцель К.Н., Зеленко А.У. Первые клубы по месту жительства для детей рабочих существовали в 1906-1917 г.г., одним из основателей был Шацкий С.Т1910-1920гг. Самым многочисленным и получившим наибольшее распространение в России в начале прошлого века можно назвать скаутское движение. Первые отряды скаутов, идеологом которых был скульптор Жуков И.Н., появились в России в 1909 году, хотя Россия – не родина скаутинга. Жуков И.Н. подчеркивал, что с самого раннего возраста необходимо прививать детям социальные «альтруистические привычки». Он был убежден, что «в этом и заключается социальное воспитание». Главное в социальном воспитании он видел в «воспитании альтруистического характера» в процессе длительной заботы о людях и помощи им. Скаутинг – это стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному.

Взрослые, по мнению Жукова И.Н., «общающиеся со скаутами», должны занимать по отношению к детям позицию «на равных», т.е. вместе с детьми участвовать во всех делах и направлять деятельность детей таким образом, чтобы развить у них инициативу, находчивость, смелость и другие положительные качества.

После Октябрьской революции, в 20-х годах 20 века скаутинг, как детская организация, давшая толчок к возникновению и развитию пионерской организации, оказался на грани распада. Причины распада были объективные и субъективные. Во-первых, в насквозь пропитанном идеологией обществе, невозможно было оставаться нейтральными. Во-вторых, работа организации, практически в подполье, не давала возможности выхода общественной энергии ребят. Это, в свою очередь, затруднило приток новых сил в скаутские отряды. В-третьих, не было поддержки со стороны государства. В-четвертых, существенным для организации ударом стали откровенные преследования лидеров скаутинга со стороны пионерской организации.

В итоге, скаутская детская организация, временно действовавшая в подпольных условиях, перестала существовать вообще. Перерыв длился до 90-х годов.

20-ые гг. Заявившая о себе в первые годы советской власти, пионерская организация стала активно развиваться в 24-30-е годы. Первые пионерские отряды появились во дворах, при фабриках и заводах. Первыми делами пионеров были сбор продуктов в помощь голодавшим Поволжья, сбор металлолома, участие в программе ликвидации безграмотности.

За несколько десятков лет своего существования Всесоюзная Пионерская Организация им. В.И.Ленина сложилась как массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков. Вместе с тем за весь период своей деятельности наиболее яркими являются первые 10-15 лет, когда организация была самоуправляемой, проявляющей большую работоспособность. Постепенно из организации детей и подростков она превратилась в организацию для детей и подростков – средство в руках взрослых для воздействия на подрастающее поколение. Можно проследить следующие изменения в занимаемой педагогом позиции по отношению к детям в процессе развития пионерской организации. В только сформировавшейся пионерской организации, взрослый отводил себе роль организатора и инициатора всех детских дел, но не находился «над детьми», а был рядом с ними. Позже в 30-е годы такая позиция стала сменяться на авторитарную, в которой воспитатель становился диктатором, руководящим делами детей. Смена позиций объективно вытекала из сложившейся в то время социально-политической ситуации в стране.

30-ые гг. В отличие от первых детских объединений, созданная единая пионерская организация потеряла статус института самореализации, оставаясь лишь институтом социализации. Пионерские отряды прикрепляются к школам, класс становится отрядом, школа – дружиной. Вследствие привязанности к школьной системе, врастания и слияния со школьными структурами, пионерская организация стала деградировать, становиться более формализованной, что повлекло за собой резкий спад интереса детей к организации.

В дальнейшем, время от времени, внутри нее стали появляться неформальные течения, являющиеся подлинно самоуправляемыми и социально активными.

К числу таких течений можно отнести движение тимуровских отрядов, возникшее как институт самореализации детей и подростов в 30-е годы.

Это движение являло собой неосознанный протест против формализации пионерии. Оно принесло в детское движение игру, романтику тайны, общественно полезную деятельность, заботу о людях, стремление любить и защищать свою страну.

Нельзя не отметить опыт создания трудовой коммуны А.С.Макаренко, который продолжил традиции С.Т. Шацкого, с одной стороны, а с другой – и в этом его главная заслуга – создал коммуны из социально дезадаптированных детей.

Кроме этого, следует назвать коммунарское движение, возникшее в 50-60-х годах. Коммунарское движение - это создание детского, подросткового самостоятельного коллектива, организация свободного творчества личности; это попытка возродить детские клубы, где подростки стремились освободиться от давления извне, от формальных установок поведения молодежи. В основе коммунарской методики лежала мысль о гуманистических отношениях между воспитателем и воспитанниками, деятельность коммуны носила характер коллективного творчества. В основе всех дел, их планировании и организации – забота об окружающей жизни.

Тимуровские, коммунарские движения и другие им подобные были отдельными очагами решения вопроса социального воспитания. Подобные клубы и объединения не просто готовили детей к будущей жизни, а непосредственно включали их в окружающую жизнь, наполняли ее общественно полезной деятельностью, посильной для подростков. Названные выше объединения способствовали самоопределению детей и подростков, свободному проявлению их интересов и дарований, возможности отстаивать свою собственную позицию в ситуациях необходимости выбор дела, линии поведения, оценки поступка и т.п.

Воспитатели, педагоги-организаторы выше названных детских объединений занимали по отношению к ним позицию «не над детьми, не рядом, а вместе» (О.С.Газман), при которой детям предоставлялась свобода выбора действий, возможность проявления инициативы, творчества, самостоятельности.

Начиная с 90-х годов, идет перерождение и активизация всех детских, юношеских и молодежных организаций и объединений, во многом благодаря деятельности Ассоциации исследователей детского движения. Во-первых, происходит возрождение пионерской организации, ее качественное изменение; во-вторых, оформляется скаутское движение в различных его формах; в-третьих, в качественно новом статусе возродились тимуровцы и коммунары. Они представлены такими организациями, как «Орден милосердия», ДИМСИ и др.; в-четвертых, наблюдается устойчивый рост числа досуговых, а также различного типа профильных объединений. В целом изменилась направленность организаций.

На современном этапе развития детских общественных объединений они представлены множеством форм, разнообразием содержания деятельности. Поддержанные нормативно - правовыми государственными законами «Об общественных объединениях» (1990г.), «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995г.), «Об образовании в Российской Федерации» (2012г.), а также региональными правовыми актами, детские общественные объединения возникают, оформляются, действуют, реализуя свои огромные воспитательные возможности, а именно:

Предоставляя возможность получения разностороннего социального опыта, формирования готовности к выполнению разнообразных социальных функций. А также возможность формирования гражданской позиции в рамках разумно организованного досуга детей и микросоциума, в котором ребенок реально может проявить себя (не случайно во многих объединениях дети подражают взрослому обществу, играя в «президентов», «республики» и т.д.);

Формирование основ жизненного самоопределения, способностей к рефлексии, самостоятельному выбору, готовности брать ответственности на себя, поскольку данные формы социального воспитания детей, включили в себя важнейшее условие целостного развития личности (что достигается за счет сочетания средств обучения, воспитания, самовоспитания, самообразования, социализации, самореализации).

Предоставляя в процессе работы объединения доступ к знаниям и опыту, более разнообразным и зачастую опережающим школьные. Предоставляя возможность получить опыт лидерства, руководства, сотрудничества, осознанного подчинения определенным нормам поведения. Является эффективным средством приобретения личного жизненного опыта, самостоятельности, человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также средством эмоционально-нравственного развития в кругу единомышленников, людей увлеченных.

Детским и молодежным общественным объединением считается юношеское общественное формирование для совместной деятельности или единой социальной цели. С течением времени облик детского движения в России принимает кардинальные изменения, например, по сравнению со всесоюзным периодом, когда общественность наблюдала знаменитую пионерскую организацию. Современный лад диктует другие приоритеты и взгляды, к которым стремится молодежь.

В этой статье будут рассмотрены современные признаки детских и молодежных общественных формирований, особенности и направления, вариации государственной помощи объединений.

Понятие и задача объединения

Под детским общественным объединением подразумевается добровольное социальное движение, образованное группой совершеннолетних и несовершеннолетних граждан для совместной деятельности и общей цели.

Исторические данные упоминают ученические организации возникшие, в начале XX века. На слуху были «Майские Союзы», занимающиеся защитой животных и птиц, «Артели тружениц», организовавшие дружеские летние площадки, и многие другие. Еще во времена СССР активно существовали подобные детские объединения, но после распада союза они утратили свое значение в обществе. Однако сейчас общественные организации молодежи довольно успешно ведут свою деятельности и имеют множество направлений.

Их основная цель заключается в саморазвитии, следовании своим интересам, создании общественных проектов. Задачи определяются в зависимости от целей, но, в общем понимании, организация такого товарищества помогает реализовать творческие и организационные способности, развить качества, направленные на улучшение окружающей среды и помощи людям.

  1. При царе Алексее Михайловиче возникло особое молодежное движение под названием «Потешные войска», созданное для военных игр. Для этого в 1682 году прямо у Кремлевского дворца была разбита территория, где регулярно проходили военные игры. Вскоре они переросли в настоящее военное обучение, а в 1961 году "Потешные войска" разделили на две организации: Преображенский полк и Семеновский.
  2. Царь Николай II предложил использовать школам новую методику воспитания, описанную в книге Scouting for boys. Эта идея очень вдохновила первого капитана лейб-гвардии стрелкового полка, что и навело его на мысль образования первого в России отряда русских скаутов. Первый такой отряд был создан 30 апреля 1909 года, назывался «Бобер» и состоял всего из 7 мальчиков.
  3. Во время войны Московская пионерская организация активно участвовала в боевых действиях. Она занималась построением танковой колонны «Московский пионер», которая по изготовлению была передана в распоряжение Красной Армии. Позже пионеры получили звания героев Советского Союза за свой подвиг.
  4. Приближенная к нашим дням молодежная ассоциация «Идущее вместе» возникла в 2000 году и существовала до 2007 под руководством общественного и государственного деятеля, а также идеолога молодежных движений, Якеменко В.Г. Организация "Идущее вместе" была создана в целях проведения массовых акций, в основном государственного характера. В архивах истории запечатлен странный случай, когда в августе 2004 данной организацией была проведена акция против Филиппа Киркорова, с требованием осудить знаменитого певца за недостойное поведение.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку детского и молодежного общественного объединения. Некоторые положения по данному вопросу прописаны и в Конвенции о правах ребенка.

Поддержка детских общественных объединений осуществляется на основе Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в соответствии со следующими принципами:

  1. Законность.
  2. Толерантность.
  3. Гражданская активность.
  4. Признание самостоятельности и равенства прав на господдержку.
  5. Приоритета общих гуманистических и патриотических ценностей.

Действия закона не распространяются на молодежные и детские коммерческие студенческие союзы профессионального направления; объединения, созданные политическими партиями.

Государственная поддержка детских общественных объединений осуществляется при следующих положениях:

  • Объединение имеет статус юридического лица и существует не менее года (с момента официальной регистрации).
  • В объединении, которое заявляет о программе, требующей финансирования, состоит не менее 3 000 молодых граждан.

Государственные права объединений

Организация деятельности детского общественного объединения имеет право:

  • подавать доклады в Правительство Российской Федерации с разъяснением положения детей и молодежи;
  • вносить свои предложения по реализации молодежной политике;
  • вносить предложения по корректированию законов, касающихся интересов детей и молодежи;
  • принимать активное участие в обсуждениях и подготовке федеральных проектов государственной молодежной политики.

Виды государственной поддержки

Основные виды поддержки деятельности детского общественного объединения:

  1. Предоставление льгот.
  2. Информационное обеспечение.
  3. Заключение контрактов на выполнения государственного заказа.
  4. Подготовка кадров молодежного и детского общественного объединения.
  5. Проведение конкурсов на финансирование.

Финансирование

Финансирование программ детских общественных объединений и организаций производится из средств федерального бюджета и фондов РФ. Материальная поддержка ведется на законодательной основе и предусматривается разными социальными программами. Закон предусматривает выделение денежных средств в виде субсидий.

Не субсидируются такие организации, как студенческие профсоюзы, религиозные организации и подобные объединения, поддержка которых не предусматривается законом.

Типы объединений

Детские общественные объединения могут различаться по:

  • направленности;
  • формированию;
  • целям;
  • времени осуществления;
  • степени интересов;
  • составу участников;
  • общественному статусу.

Объединения, направленные на развитие и потребности детей, могут реализоваться в школах и группах. Изначально организации имели только образовательный характер, но со временем стали формироваться творческие коллективные объединения, также направленные на созидательные действия и пользу окружающему миру.

Направленности объединений

Свободный режим нашего времени позволяет создавать самые разнообразные детские общественные объединения. На данный момент их сложно перечислить, так как ежедневно образуются новые несущие индивидуальную идею самовыражения. Из них можно выделить самые распространенные категории объединений.

  • экологические;
  • спортивные;
  • туристические;
  • творческие;
  • скаутские;
  • исследовательские;
  • профессиональные;
  • культурологические;
  • социально-информационные и т.д.

По формальным критериям:

  • официально зарегистрированные;
  • незарегистрированные, но основанные под воздействием официальных структур (например, школ);
  • Неформальные.

По идеологическим принципам:

  • политические;
  • религиозные;
  • национальные;
  • светские.

Классификации объединений

Организаций коллективного объединения детей и молодежи, существующих на данный момент, рассматривается огромное множество. Они имеют разные названия, структуру программы, общественные цели и играют разную социальную роль. Самые известные из них:

  • Союз Может быть международным, межрегиональным, региональным, областным, краевым, городским, районным. Такие организации действуют в рамках собственных интересов и объединяются в социальные группы детей и взрослых по разным уклонам направленности: спорт, музыка, образование и т.д.
  • Федеративные. Действуют в рамках различных международных и общероссийских общественных объединений с заранее обговоренными целями и имеющемся представительном органе для представления интересов на государственном уровне.
  • Ассоциация детских организаций. Занимаются реализацией общественной программы для удовлетворения своих потребностей. Они могут быть школьными, студенческими, игровыми, выступать на российском или международном уровне.
  • Лига - широкомасштабное сообщество, основанное на профильных и культурных интересах.
  • Коммуна - коллектив лиц, объединившийся на началах общего имущества и труда.

  • Дружина - объединение, состоящее из отрядов. В прошлом к этому виду относили пионерство. Сейчас это может быть, например, лагерный отряд, имеющий вожатого или другие подобные группы с участием ведущего.
  • Отряд - команда, объединенная в соответствии с личными интересами.
  • Общественные группы, выдвигающие интересы общества или какой-либо общественной категории, социального слоя. Они могут отличаться по материальному состоянию, национальности, месту жительства, критериям трудовой сферы и даже по уровню здоровья.

Примеры объединений

  • «Сделай шаг».
  • Скауты.

В нижегородской школе №91 было зафиксировано небольшое объединение взрослых по инициативе директора. Цель была одна - научить детей тому, что не прописано в школьных учебниках. Идея была связана с развитием определенных навыков в трудных жизненных условиях. Таким образом, сформировались занятия по выживанию в экстремальных условиях. Далее это переросло в обязательный государственный предмет по туристической подготовке, альпинизму, изучению боевых искусств и методов обороны, оказание первой медицинской помощи.

  • «Морская лига».

Молодежное объединение любителей пароходства, яхт спорта и судомоделирования. В лигу входило 137 организаций, в которых состояли юные моряки и речники, что в свое время дало развитие популярности данному направлению и достигло международного уровня. Объединение возглавляло учебные парусные мероприятия и осуществляло дальние морские походы.

  • «Зеленая планета».

Детское экологическое движение. Членом данного объединения можно было стать всего с 8 лет. Ключевой задачей проекта было объединить как можно больше юных граждан для решения экологических проблем, призыва к здоровому образу жизни и соблюдения норм чистоты и порядка.

Заключение

С точки зрения воспитательного процесса, цели деятельности любого детского общественного объединения эффективно влияют на аспект личностного роста каждого члена объединения. В процессе деятельности он сталкивается со многими общественными задачами и начинает лучше понимать принципы управления, самоорганизации, уважения и т.д., что положительно сказывается на его будущем. Объединения повышают социальную значимость и готовность человека исполнять социальные общественные потребности.

 
Статьи по теме:
Формирование личности, процесс формирования личности
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие е
Проблема дефицита пресной воды на планете Глобальная проблема человечества нехватка пресной воды
Две трети нашей планеты занимает водное пространство. Этого более чем достаточно для всех людей, однако сохранение воды глобальная проблема человечества. Все дело в том, что большая часть водных ресурсов непригодна для питья – это соленая жидкость, а чело
Гайя, Бельерин и другие перспективные защитники U20 Лучшие защитники до 25 лет
Нет в отечественном футболе более дефицитной игровой позиции, чем центр обороны. Каждый болельщик регулярно задает себе вопрос: кто будет играть в защите сборной России, когда Игнашевич и братья Березуцкие уйдут на покой? Еще пару лет назад казалось, что
Классификация типов акцентуации по личко
Гипертимный тип. Подростки, которые относятся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, избыточной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к дебоширу. У их нет ни стыдливости, ни робости, перед незнакомцами,