Внеклассное мероприятие "занимательная биология". Занимательная биология

Кружок

«Занимательная биология»

для детей 4 - 5 лет.

Пояснительная записка

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Экологическое воспитание - это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельностью дошкольных учреждений.

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Актуальность экологического воспитания на сегодняшний день очевидна. Много бед у Земли и у природы:

    ядерные пожары,

    эрозия,

    засоление почв,

    заболевания,

    искушение,

    загрязнение,

    опустынивание.

Одним из направлений приобщения детей к изучению природы и растительного мира является кружок "Занимательная биология". Он нацелен на более углубленное познание растительного мира, его значения для жизнедеятельности человека, развитие интереса детей ко всему живому, природе, обогащение знаний о связях между природными явлениями, воспитание бережного отношения к природе, способности любоваться её красотой, приобщение детей к разнообразной деятельности в природе, охране и уходу за растениями, развитие первоначального доброжелательного и бережного отношения ко всему живому. Кружок ф ормирует внутреннюю позицию личности, которая способна понимать сложный характер окружающей среды, воспринимать, познавать саму природу, правильно осознавать свое место в ней.

Знание о жизни растений позволяет каждому ребенку быть активным участником в преобразовании окружающего растительного мира.

Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста.

Занятия кружка проводятся во второй половине дня в форме занятия по 300 минут, один раз в неделю.

Результаты полученных знаний детьми, посещающих кружок, проверяются на итоговом занятии.

Содержание программы

Программа кружка включает занимательный материал о растениях, проблемно-поисковую деятельность; формирует практические природоохранительные умения применения растений; знакомит со способами ухода и размножения.

Задачи программы кружка:

    дать детям представления о строении растений и его семени;

    познакомить с разновидностями растительного мира;

    познакомить с микроскопом и его работой;

    дать знания, как и чем, питается растение;

    дать знания о том, что солнце, воздух и вода - основные компоненты жизнедеятельности растений;

    познакомить с комнатными растениями и их разновидностями;

    познакомить с лекарственными травами и ягодами;

    дать представления об экзотических деревьях и их плодах;

    познакомить с грибами и условиями, необходимыми для их роста;

    познакомить с растительностью Поволжья;

    познакомить с "Красной Книгой Поволжья" и растениями, внесенными в нее;

    развивать любознательность, исследовательскую деятельность в проведении опытов, умение анализировать, сравнивать, расширять творческий потенциал.

Задачи осуществляются в блоке совместной и индивидуальной деятельности вне занятий, на занятиях по развитию речи в разделе "Ознакомление с окружающим миром", а также в работе с родителями.

Учебный план занятий кружка "Занимательная биология"

1

4-5

Учебно-тематический план

Тематика

Кол. часов

1. "В гостях у старичка Лесовичка".

2. "Микроскоп и его волшебный глаз".

3. "Путешествие волшебной капли по растению".

4. "Солнце, воздух и вода".

5. "Тайны семян".

6. "Фасоль и ее секреты".

7. "Огород на подоконнике".

8. "Комнатные растения".

9. "Игра "Счастливый случай".

10. "Овощи".

11. "Наш любимец сеньор-помидор".

12. "Загадка, загадка открой свою тайну".

13. "Сладкие таблетки".

14. "Цветы в радость".

15. "Таманский лес".

16. "Лесничий - кто он такой?"

17. "Зеленое чудо".

18. "Секрет бумаги".

19. "Игра "Необыкновенное путешествие по временам года".

20. "Кофейное дерево".

21. "Необходимость влаги для роста растений".

22. "Почему листья зеленые?"

23. "Праздник - "Мы - друзья природы".

24. "Путешествие в страну "Игралочка".

25. "Грибное царство".

26. "Любите землю - матушку".

27. "Люблю тебя, родное Поволжье".

28. "Красная Книга".

29. Мое любимое село.

30. Моя семья.

31. Что нас окружает?

32. Вода-источник жизни.

33. Воздух-источник жизни

34. Итоговое занятие.

Содержание курса

п/п

Тема

Цель

"В гостях у старичка Лесовичка"

Знакомство с разновидностями растительного мира, с наукой - ботаникой. Выяснить, что помогает старичку - Лесовичку лучше узнать растительный мир.

"Микроскоп и его волшебный глаз"

"Экскурсия" в лабораторию. Знакомство с оборудованием лаборатории; микроскопом и его работой. Рассматривание под микроскопом (в разрезе) листа лука.

"Путешествие волшебной капли по растению"

Выяснить, как и чем питается растение. Провести опыт "Волшебная капля воды", "Путешествие волшебной капли по растению". Доказать, что корни поглощают воду, а с водой и питательные вещества, без которых растение погибло бы.

"Солнце, воздух и вода..."

Объяснить детям, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений. Проблемно-поисковый метод "При солнышке добро".

"Тайны семян"

Познакомить детей со строением семян. Выяснить, как семена переносятся с одного места на другое, кто помогает семенам передвигаться.

"Фасоль и ее секреты"

Дать детям понятие о том, как начинается новая жизнь растений, откуда появляется листочек? Опыт "Волшебный сундучок фасоли".

"Огород на подоконнике"

Посадка лука.

"Комнатные растения"

Познакомить детей с комнатными растениями и их разновидностями. Объяснить, почему комнатные растения не могут расти на клумбе.

Игра "Счастливый случай"

Закрепить правила ухода за комнатными растениями в форме игры "Счастливый случай".

10.

"Овощи"

Рассказать детям, откуда в Россию приехали овощи. Рассказать о разновидностях картофеля.

11.

"Наш любимец "сеньор-помидор"

"Сеньор-помидор" и его собратья. Познакомить детей с семьей томатов.

12.

"Загадка, загадка, открой свою тайну"

Закрепить знания детей об овощах в форме L-клуба.

13.

"Сладкие таблетки"

Познакомить детей с лекарственными травами и ягодами. Фитоогород. Знакомство с рецептами лечебного чая.

14.

"Цветы в радость"

Экскурсия в теплицу. Знакомство и наблюдение за работой садовода-оформителя. Дизайнер - кто он такой?

15.

"Таманский лес"

"Экскурсия в Таманский лес (осень, лето, зима, весна). Знакомство детей с разновидностью растительного мира.

16.

"Лесничий - кто он такой?"

Встреча с лесником Таманского леса. Знакомство с его работой. Я - помощник лесничего (заготовка трав и ягод для кормления птиц и животных зимой).

17.

"Зеленое чудо"

Знакомство детей с цветочными часами и растениями синоптиками. Знакомство с растениями, по которым можно определить время суток и предсказывающие погоду.

18.

"Секрет бумаги"

Знакомство детей с составом бумаги. Рассматривание газетной бумаги под лупой.

19.

Дидактическая игра "Необыкновенные путешествия по временам года – Круглый год»

20.

"Кофейное дерево"

Дать детям представление об экзотическом кофейном дереве, его плодах, их выращивании и сборе.

21.

"Необходимость влаги для роста растений"

Дать детям понятие о необходимости влаги для роста растений на примере опыта с сухими и пророщенными семенами фасоли, луковицами в сухой банке и в банке с водой.

22.

"Почему листья зеленые?"

Провести опыт. Выработать умение самостоятельно работать с микроскопом, находить клетки и ее части, уметь сравнивать увиденное и зарисовывать.

23.

Праздник "Мы - друзья природы"

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике.

24.

"Путешествие в страну "Игралочка"

Закрепить знания детей об овощах, фруктах, комнатных растениях и способах ухода за ними в игровой форме.

25.

"Грибное царство"

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития грибов.

26.

"Любите землю - матушку"

Объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать продукты питания. Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать ее плодородие, чтобы урожай был качественным.

27.

"Люблю тебя, родное Поволжье"

Познакомить детей с растительностью Поволжья, с красотой и богатством родного края.

28.

Красная книга

Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, изменениям, происходящим в живой природе. Познакомить с понятием - "Круглый год".

29.

Мое любимое село.

Познакомить с особенностями своего села.

30.

Моя семья.

Уметь рассказывать про свою семью.

31.

Что нас окружает?

Познакомить с природными объектами, окружающими нас. С людьми нашего села.

32.

Вода-источник жизни.

Объяснить, что вода важное вещество в природе. Для чего она нужна.

33.

Воздух-источник жизни

Объяснить, что воздух- важное вещество в природе.

34.

Итоговое занятие.

Занятие-повторение

Методическое обеспечение программы

1. формы проведения занятий

Формы проведения

Виды занятий

Контрольно-

диагностическая

Беседа

Художественное слово

Познавательно - досуговая

деятельность

Экскурсии

Дидактические игры

Развлечения

Нетрадиционные формы

Фитотерапия

Дегустация

Аромотерапия

Субъективная и научно - исследовательская деятельность

Опыты

2. методы и приемы обучения.

Методы

Приемы

1. Наглядный

Наглядно - зрительные

Наглядно - слуховые

Предметная наглядность

2. Информационно - рецептивный

Совместная деятельность педагога и ребенка

3. Практический, исследовательский

Опыты

Труд в природе

4. Словесный

Беседа

Рассказ

Художественное слово

3. материал

Вид

Тематика

1. Картины

Времена года

Сезонные изменения в природе

Живая природа

Труд людей в природе

2. Плакаты

Лекарственные травы

Ягоды

Овощи и фрукты

Грибы съедобные и несъедобные

3. Дидактический материал к играм

Овощи и муляжи овощей

Ягоды

Комнатные растения

Семена

Зерна кофе

4. Дидактический материал для проведения опытов

Микроскоп

Лупа

Вода

Цветные карандаши

Бумага

Вата

Колбы

Мензурки

Краситель

Стакан

5. Лекарственные растения

Душица

Мята

Лимонник

Шиповник

6. Технические средства

Аудиокассета "Времена года"

Форма контроля за усвоением учебного материала

Форма проведения

Задачи

Итоговое занятие в конце изучения курса (май)

1. Знать разновидности растительного мира

2. Знать, как и чем питается растение.

3. Знать, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений.

4. Знать строение семян.

5. Знать, как правильно посадить лук.

6. Знать правила ухода за комнатными растениями.

7. Знать некоторые лекарственные травы и ягоды.

8. Знать, для чего нужен микроскоп и уметь с ним работать.

9. Знать правила поведения в природе.

10. Знать некоторые виды грибов. Уметь отличать съедобные от несъедобных.

11. Знать некоторые растения, внесенные в "Красную Книгу" Поволжья.

Литература:

1. Т.М.Бондаренко "Экологические занятия с детьми 4 - 5 лет"

2. Н.А.Рыжова "Наш дом - природа"

3. И.Белавина, Н.Найденская "Планета - наш дом"

4. Л.Н.Прохорова "Организация экспериментальной деятельности дошкольников"

5. Л.В.Ковинько "Секреты природы - это так интересно"

Добрый день, уважаемые посетители сайта НИИ «Эврика»! На Земле невозможно представить жизнь без растений. Они являются «лёгкими» нашей планеты, лекарством, пищей для людей, животных и насекомых, удобрением для почвы, строительным материалом, украшением дома и территории, дают тень в знойную погоду. Знают ли наши дети, как устроены растения и как с ними правильно обращаться? Давайте побеседуем об этом.

В нашей статье мы расскажем, как познакомить малыша с основами биологии, перечислим ряд увлекательных фактов из жизни растений, ответим на самые распространённые вопросы и объясним, как провести 4 ярких биологических опыта, а также физкультминутку на тему «деревья».

Виды растений

Прогуливаясь с малышом по парку или лесу, спросите его, какие виды растений он знает. Наверняка он без труда сможет назвать их большую часть. А вы при необходимости дополните список:

  • деревья;
  • кустарники;
  • полукустарники;
  • травы;
  • водоросли.

Строение растений

Расскажите ребёнку, что растения состоят из нескольких частей и объясните, для чего они нужны:

  • Корни. Благодаря им растение берёт из почвы воду и питательные вещества. Также корневая система служит укреплением. Например, корни старого дуба могут достигать длины до 15 м, поэтому это дерево всегда являлось символом силы, устойчивости, высокого боевого духа.
  • Стебли. Это «сосуды» любого растения, по которым питательные вещества поступают к листьям и цветкам. У трав они мягкие и сочные, а у деревьев и кустов - твёрдые. Именно стебли приподнимают листья, которые не могут жить без солнечного света.
  • Листья. В них происходят удивительные превращения. При помощи солнечного света происходит «переваривание» воды и питательных веществ, которые поступили из стебля. В результате получаются новые необходимые вещества, а также выделяется кислород, жизненно важный для людей и животных. Такой процесс называется фотосинтезом. Также с поверхности листвы испаряется лишняя влага.
  • Цветки. Цветки нужны для размножения растения. Они такие яркие, ароматные и красивые не просто так, а чтобы привлекать к себе внимание насекомых. С их помощью, а также с помощью ветра разные частички пыльцы перемешиваются, и затем на их месте появляется плод.
  • Плоды с семенами. Плоды часто служат пищей для людей, насекомых и животных. В них содержатся семена растения, которые при попадании в почву прорастают и дают жизнь новому растению. Птицы, насекомые и животные помогают семенам попасть в землю.

«Растительная» физкультминутка

Чтобы ваша беседа не была только лишь на словах, проведите с ребёнком короткую, но очень познавательную физкультминутку:

Станем мы деревьями сильными, большими (поднимаем руки вверх, потягиваемся).

Ноги - это корни, их расставим шире (расставляем ноги).
Чтоб держали дерево, падать не давали (руки опускаем вниз, пальцы растопыриваем),
Из глубин далёких воду доставали (наклоняемся вперёд, делаем ладони горстью).
Тело наше - ствол могучий, он чуть-чуть качается (распрямляемся, покачиваемся)
И своей верхушкой острой в небо упирается (ладошками изображаем крышу).
Наши руки - это ветви, крону вместе образуют (руки поднимаем и смыкаем над головой),
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (качаем головой).
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (шевелим пальцами, одна ладонь над другой).
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг (опустить руки)!

Развитие растений на практике

Проведите с малышом несколько увлекательных опытов по биологии, чтобы он своими глазами увидел, как развивается и живёт растение.

Опыт 1. Проращиваем фасоль

Для его проведения понадобятся:

  • семена фасоли;
  • стеклянная банка;
  • бумажное полотенце.

Смочите бумажное полотенце и положите его в банку. Целые и здоровые семена фасоли разместите между стеклом и бумажным полотенцем. Так за ними будет легко наблюдать. Поставьте банку на подоконник и каждый день наблюдайте с малышом за изменениями. Через несколько дней вы сможете увидеть росток.

Опыт 2. Делаем «травянчик»

Для его изготовления возьмите:

  • носок;
  • пуговицы;
  • иголку с ниткой;
  • ножницы;
  • землю;
  • семена пшеницы.

Перемешайте семена с почвой и заполните смесью носок до половины. Верхнюю часть заполните просто землёй. Носок нужно завязать сверху и при помощи иглы и ниток сделать носик. Пуговицы нужно пришить на месте глаз.

Опустите поделку в глубокую тарелку с водой и поместите на подоконник. Каждый день подливайте воду в ёмкость. Через 5–6 дней у нашего человечка появится «причёска» в виде ростков и «бородка» в виде корней.

Опыт 3. «Правда ли, что растения питаются водой?»

Проведите с малышом очень увлекательный опыт с цветной капустой. Для этого подготовьте:

  • 4 стакана;
  • 4 цвета пищевых красителей;
  • 4 листа цветной капусты.

В стаканы налейте воду и всыпьте красители разных цветов. Перемешайте. В ёмкости опустите по 1 листу цветной капусты. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что листья капусты окрасились в разные цвета.

Опыт 4. «Правда ли, что листья испаряют влагу?»

Для этого опыта нужно взять любое комнатное растение с широкими листьями, полить его и надеть сверху целлофановый пакет. Низ пакета завязываем ниткой. Горшок ставим в тёплое, светлое место. Через несколько часов на внутренней стороне пакета можно заметить маленькие капельки воды.

Как защищаются растения?

Расскажите ребёнку, что растения хотят жить не меньше других живых существ. К сожалению, в наше время они практически бессильны перед человеком, поэтому многие виды находятся под угрозой исчезновения. Но тем не менее в процессе своего развития они приобрели защитные свойства, которые помогают устоять перед угрозой внешней среды. К средствам защиты можно отнести:

  • Шипы и колючки. Они отпугивают многих животных, способных повредить растение. Например, шиповник или роза.
  • Жжение. Наверняка ваш малыш расстраивался, когда его коснулись листья крапивы. Расскажите ему, что таким способом растение защищается от истребления людьми и животными.
  • Горький вкус. Такие растения, как полынь, белена и другие, не станут есть животные из-за горечи их листьев.
  • Яд. Важно рассказать ребёнку, что есть ядовитые растения, поэтому никогда нельзя самому срывать листочки или ягодки, даже если они очень безобидно выглядят, и даже нюхать неизвестные цветки. Ведь в результате малышу может стать плохо. Многие птицы и животные знают об этом, поэтому обходят такие растения стороной. К ним относятся ландыш, чистотел и другие виды.
  • Длинные корни. Они жизненно необходимы на засушливых территориях. Растение может достать корнями до глубоких подземных слоёв воды и долго жить под палящим солнцем. К ним относятся фикус и верблюжья колючка.
  • Смола. Это вещество, которое выступает на стволе и ветвях некоторых деревьев, способно вылечить его повреждения.
  • Форма листьев. Например, резная форма листочка позволяет уцелеть при порывах сильного ветра и ливнях. Такую листву имеет клён, папоротник и многие другие растения. Иголки сосны и ели - это тоже листья. Почему они имеют такую форму? Дело в том, что этим деревьям приходится жить на далёком севере, где почва надолго замерзает и не пропускает влагу по стволу. А твёрдые листья, туго свёрнутые в виде иголки, помогают сохранить её как можно дольше.
  • Гибкие и длинные стебли. Например, лиана, которая произрастает в джунглях, научилась цепляться за стволы и ветви других деревьев, обвивать их и тянуться к солнцу. Для этого у неё есть специальные усики.
  • Сигнальная система. Учёные доказали, что растения могут предупреждать об опасности своих сородичей. Например, при нападении гусеницы на табак повреждённые листья начинают издавать специфический запах, благодаря которому соседние насаждения срочно выделяют химическое вещество и их листья становятся невкусными для гусениц.

Растения-хищники

Удивительно, но существует вид растений, которые питаются насекомыми. Они приманивают их яркой окраской и ароматом, а затем при помощи клейких веществ улавливают и переваривают свою жертву. Но почему эти растения такие агрессивные? Всё дело в том, что почва, на которой они произрастают, бедна на питательные вещества, вот и приходится этим растениям питаться другим способом. К ним относятся росянка, генлисея и другие.

Почему деревья сбрасывают листья на зиму?

Осень - очень красивая пора, во многом благодаря разноцветным листьям, которые опадают на землю и создают прекрасный пёстрый ковёр. Собирая с малышом листочки для гербария, расскажите ему, почему так происходит.

Ребёнок уже знает, что с поверхности листьев испаряется влага. Но зимой корням очень трудно добыть воду из почвы, так как она замерзает. Чтобы предотвратить потерю жидкости, деревья и кусты попросту избавляются от листьев и впадают в спящее состояние.

К тому же, сбрасывая листья, деревья защищаются от повреждений ветвей. Ведь зимой может выпасть много снега, который нагибает их. На листьях снега было бы ещё больше, что может вызвать поломку веток.

Растения - наши соседи и друзья

Чем больше знает вам малыш об окружающем мире, тем больше он понимает, что его нужно беречь. Кроме этого, благодаря интересным занятиям и опытам ребёнок сможет:

  • понять целостность мира и зависимость всех видов жизни друг от друга;
  • с пониманием относиться к тому факту, что некоторых растений нужно избегать;
  • удовлетворить свой познавательный интерес.

Надеемся, что после занятий и бесед с вами малыш полюбит и заинтересуется биологией. А это хорошие предпосылки для успешной учёбы в школе. До скорых встреч!

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

(И. Агеева)

В первом отдыхают,

Пиво попивают.

Ветка толстая - второе ,

Может быть совсем сухое.

Вместе всё - он зверь лесной,

Просыпается весной,

Он в норе своей живёт,

Ест он все, что лишь найдёт.

Ловко землю он копает,

А, уставши, засыпает.

Спать без отдыха весь день

Зверю этому не лень.

(Бар + Сук = Барсук )

Первое можете в море искать,

Но за него вам нельзя заплывать.

А на втором раньше землю пахали -

Трактора встарь люди даже не знали.

Целое - это животное тоже,

Очень оно на второе похоже.

(Буй + Вол = Буйвол )

Называем так домишко,

Хлам где всякий и дровишки.

Буквам место изменить -

Будет рыбка в море плыть.

(Сарай - сайра )

Первый в бутылку легко залезает,

Тщательно стенки её отмывает.

А за вторым на рыбалку идём,

Клюнет когда на крючок он, мы ждём.

(Ёрш )

Первый рисует фигуры на льду,

А вот второго в конюшню веду.

Третий на крыше два ската скрепляет,

В море четвёртый живёт-поживает.

Пятый приветливо машет крылом,

Небо над лугом его синий дом.

(Конёк )

Первый - большая хищная птица,

Что над погибшим животным кружится.

Длинная часть у гитары - второй ,

Крепко сжимается левой рукой.

На документах секретных есть третий .

Что же за слово? Подумайте, дети.

(Гриф )

С «Б » - он в атаку солдат поднимает,

В дальней Австралии с «В » обитает.

(Комбат - вомбат )

С буквой «Р » - помощник-автомат,

Труд любой он облегчить вам рад.

С буквой «Х » - его имеет слон,

Знаменит длиной своею он.

(Р обот - хобот )

С первой «С » - огромная я птица,

Что летать не может научиться.

С первой «Ш » - меня должны все знать:

Вальсов много ведь сумел я написать.

(Страус - Ш траус)

C «Г » - я хищник полосатый,

Вашим кошкам брат, ребята.

А без «Г » - я учрежденье,

Всё в мишенях помещенье.

(Тигр - тир)

С «Л » - на севере живёт,

Быстро нарты он везёт.

С «С » - бывает после лета,

Время года, дети, это.

(Олень - осень)

НА СОДЕРЖАНИЕ

ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей , которые из них «убежали».

ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)

_ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)

_ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)

ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)

ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)

П _ _ _ _ ОК (небольшой населённый пункт)

_ _ _ _ _ КА (вкусное прозвище автомобильного руля)

Г_ _ _ _ _ (часть ноги от колена до стопы)

БРА _ _ _ _ ЕР (охотник вне закона)

ЗА _ _ _ _ КА (печная дверь)

_ _ _ _ МАНИЕ (познавание, постижение)

_ _ _ _ _ ЧА (наблюдательная пожарная вышка)

ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)

ПО _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)

Д _ _ _ _ (рука, ладонь в старину)

(Убежавшие звери : гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл,

баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)

НА СОДЕРЖАНИЕ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ

С помощью предложенных подсказок отгадайте названия биологических объектов или биологические термины , являющиеся многозначными словами.

Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.

(Череда)

Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.

(Чехлик)

Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.

(Узел)

Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения.

(Рубец)

Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета.

(Бархотка)

Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит.

(Борец)

Не только женские украшения для лица и тела, но и назойливые двукрылые летающие насекомые.

(Мушки)

Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза.

(Коромысло)

Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак.

(Грифон)

Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель.

(Водолаз)

Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл.

(Тур)

Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками.

(Секрет)

Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки.

(Телескоп)

Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.

(Клетка)

Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые.

(Немки)

Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава.

(Вахта)

Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и лесной жаворонок.

(Юла)

Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и малая выпь.

(Волчок)

Не только острая колючка, но и крупная проходная осетровая рыба.

(Шип)

Не только смена медицинской повязки, но и хищное млекопитающее семейства куниц.

(Перевязка)

Не только рубящий кухонный инструмент, но и птица семейства чистиковых.

(Топорик)

Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, «шьющая» гнездо из листьев.

(Портниха)

Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение.

(Кабачок)

Не только шоколадные конфеты, но и грибы.

(Трюфели)

Не ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги.

(Стопа)

Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.

(Таз)

Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины.

(Лопатка)

Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки.

ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»

У кого есть язык (язычок) , но нет рта ?

(У колокола, у ботинка, у пламени)

У кого есть горлышко , но нет шейки ?

(У бутылки, у графина)

У кого есть зубы , но нет языка и рта ?

(У пилы, у расчёски, у шестерёнки)

У кого есть ушко , но нет головы ?

(У иголки)

У кого есть кисти , но нет рук ?

(У винограда, у рябины)

У кого есть спинка , но нет животика ?

(У стула, у дивана)

У кого есть ножки , но нет ручек и головы ?

(У стола, у табуреток, у дивана)

У кого есть ручки , но нет ножек ?

(У дверей, у окон, у чашек и кружек)

У кого есть нос (носик) , но нет лица ?

(У корабля, у чайника)

У кого есть лицо , но нет головы ?

(У ткани, у одежды)

У кого есть рёбра , но нет позвоночника ?

(У куба, у призмы, у пирамиды)

У кого есть головка , но нет волос, ручек и ножек ?

(У спички, у булавки, у луковицы)

У кого есть почки , но нет желудка и печени ?

(У дерева)

У кого есть косточки , но нет скелета ?

(У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)

Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?

(Цветы ноготки, иначе - календула)

Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают?

(Цветы Анютины глазки)

У кого голос есть, а головы и тела нет?

(У эха)

У кого нет ни кулаков , ни бицепсов , а любого силача с ног свалит?

(У сна)

Из какой чашечки невозможно пить?

(Из коленной чашечки)

Кто без языка говорит и поёт?

(Радио, магнитофон)

Кто бежит без ног ?

(Река, ручей, время)

Без рук , без ног , а двери и окна открывает, деревья ломает, шапки срывает?

(Ветер)

Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт?

(Облака)

Кто без глаз , а слезами плачет?

(Туча, облако, сосулька, свеча.)

Кто не имеет ни лёгких , ни жабр, а дышит и вздыхает?

(Тесто)

У кого есть усы , но нет лица ?

(У клубники, огурцов, кабачков)

БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА

Как правильно: пя тнистый пя тон или пи тнистый пи тон?

(Правильно писать пя тнистый пи тон.)

С каким знаком препинания неразлучны все ласточки ?

(С точкой - ласточка )

Какая домашняя птица всё время всем задает один из вопросов родительного падежа?

(Курица - Куда? )

Какого рода кольраби?

(С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура.)

Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».

(Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)

Название какой змеи может быть наречием?

(Уж)

Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?

(Попугай)

Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?

(Летающих насекомых - рой.)

Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными?

(Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)

Кто пишет фразу «держи дерево» слитно, одним словом?

(Ботаники, держидерево - ветвистый кустарник семейства крушиновых.)

Как правильно писать: «бобр» или «бобёр»?

(Если хотите написать название животного-грызуна , то пишите «бобр», а если говорите про его мех или воротник из него, то пишите «бобёр». Буква «Ё» превращает живого бобра в воротник!)

Правильно ли написал ученик, что «косатка - это деревенская ласточка»?

(Нет, косатка - это крупный хищный дельфин, а деревенская ласточка - это касатка . Из-за одной буквы ласточка может оказаться в океане! А что будет, если в письме к любимой девушке вы назовёте её ласково «косаточкой»?!)

Правильно ли написано слово «тели фон»?

(Да, если речь идёт о тропическом паукообразном хищнике.)

Правильно ли написано слово «каретт а»?

(Да, если речь идёт о морской черепахе из тропических морей.)

Друг, а Ты любишь биологию? Эта невероятно интересная наука каждый раз показывает нам, каким разнообразным и удивительным может быть всё живое! Растения, животные, грибы и даже наименьшие бактерии – это всё поражает и захватывает!

Не веришь? Убедиться в этом Тебе поможет Пустунчик! Биология точно станет Твоим любимым предметом, когда Ты узнаешь о самых необычных цветах планеты, самых странных существах, овощах-гигантах, самых красивых грибах, волшебных тоннелях из деревьев и многом другом!

Биология для детей

Интересно? Заходи на и наслаждайся всё новыми и новыми материалами по ботанике и зоологии! Биология для детей не может быть скучной! В мире множество чудес, а всё живое завораживает своей уникальностью, своим особенным внешним видом или свойствами. Каждое растение и каждый зверёк или птичка существуют неслучайно и стоят того, чтобы ими восхищаться!

Но не забывай, что на портале «Пустунчик» есть увлекательные материалы не только о биологии! Загляни в раздел « » и выбирай тот предмет, который больше всех придётся Тебе по вкусу!

Внеклассное мероприятие "Занимательная биология" для учащихся 5-6 классов. Форма проведения - игра.

Цель:

Конкурсы:

2. Веселые загадки

3. Верните зверей в слова

4. Черный ящик

6. Словобор


«кроссворд»

Кроссворд

    Кто полгода живёт без обеда? (Медведь)

    Кто на зиму сушит ягоды и грибы? (Белка)

    Предок человека. (Обезьяна)

    Самое крупное млекопитающее? (Кит)

    Животное, которое может сделать фонтан? (Слон)

    Рыжая охотница до кур. (Лисица)

    Кто бежит задними ногами вперёд? (Заяц)

    Горбатое животное. (Верблюд)

    Так зовут дитя собаки. (Щенок)

    Полосатая лошадка. (Зебра)

Просмотр содержимого документа
«сценарий внеклассного мероприятия Занимательная биология»

Сценарий внеклассного мероприятия «Занимательная биология»

Цель: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о представителях растительного и животного мира.

Конкурсы:

1. Разминка «Биологические шарады»

2. Веселые загадки

3. Верните зверей в слова

4. Черный ящик

6. Словобор

Ход мероприятия:

Объявление темы и цели мероприятия.

Представление жюри.

Представление команд.

Объявление конкурсов.

Первый конкурс – р азминка «Биологические шарады».

(слайды с 3 по 11) Каждая команда по очереди должна разгадать три шарады, за каждый правильный ответ 1 балл. Если команда не знает правильный ответ, то отвечать может другая команда, зарабатывая дополнительные баллы в свою копилку.

Сливки с буквой «О» лакает.

Второй конкурс «Веселые загадки».

(слайды с 12 по 17) Каждая команда по очереди должна разгадать по две загадки, за каждый правильный ответ 1 балл. Если команда не знает правильный ответ, то отвечать может другая команда, зарабатывая дополнительные баллы в свою копилку.

    В заплатках шея и бока,

На всех он смотрит свысока.

Только этот кран живой

С настоящей головой.

    Летом рад я свежей,

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас.

    Что за зверь лесной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

    Замер заяц, замер хорь

На лесной опушке.

Это кто там сильно «бьёт»,

Прямо как из пушки?

    «Кошка» эта, что в лесах,

Самая большая.

Есть амурская.

Живёт, край свой украшая.

    Ее скрывает словно маска

От всех защитная окраска.

Размечена как переход,

Она по Африке идет.

Третий конкурс «Верните зверей в слова».

(слайды с 18 по 23) Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова, и названия тех зверей, которые из них убежали. За правильный ответ – 1 балл. Если команда не знает правильный ответ, то отвечать может другая команда, зарабатывая дополнительные баллы в свою копилку.

    Г и _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)

    Двуст _ _ _ _ а (охотничье ружьё)

    П а _ _ _ _ д н и к (огороженный садик перед домом)

    П _ _ _ _ о к (небольшой населенный пункт)

    Б р а _ _ _ _ е р (охотник вне закона)

    П о _ _ _ _ _ (окраска поверхностей мелом или известью)

Четвертый конкурс «Черный ящик».

(слайды с 24 по 26) Каждой команде предлагается по описанию отгадать, что находится в черном ящике. Если команда не знает правильный ответ, то отвечать может другая команда, зарабатывая дополнительные баллы в свою копилку.

    Талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний

Пятый конкурс «Ребусы»

Каждой команде по очереди предлагается разгадать предложенные ребусы. Если команда не знает правильный ответ, то отвечать может другая команда, зарабатывая дополнительные баллы в свою копилку.

(смотри презентацию слайды с 27 по 35).

Шестой конкурс «Словобор»

Каждой команде за 2 минуты необходимо составить как можно больше названий растений и животных из предложенных букв. (слайд 36)

Подведение итогов.

Награждение победителей.

(Если останется время, можно предложить учащимся разгадать кроссворд о животных)

Просмотр содержимого презентации



Конкурсы

1. Разминка «Биологические шарады»

2. Веселые загадки

3. Верните зверей в слова

4. Черный ящик

5. Ребусы

6. Словобор


Биологические шарады

С «Л» - на севере живёт, быстро нарты он везёт.

С «С» - бывает после лета время года, дети, это.


Биологические шарады

С буквой «Р» в саду расцветает,

Тех, кто не ест, с буквой «К» забодает.


Биологические шарады

С буквой «И» - фонтан пускает,

Сливки с буквой «О» лакает.


Биологические шарады

С буквой «Р» - он в облаках парит,

С буквой «С» - упрямством знаменит.


Биологические шарады

С буквой «Р» - я задом пячусь,

С буквой «М» - я в булке прячусь.


Биологические шарады

С первой «С» - огромная я птица, что летать не может научиться.

С первой «Ш» - меня должны все знать:

Вальсов много ведь сумел я написать.


Биологические шарады

Первый в бутылку легко залезает, тщательно стенки её отмывает.

А за вторым на рыбалку идём, клюнет когда на крючок он, мы ждём.


Биологические шарады

С буквой «Р» - помощник-автомат, труд любой он облегчить вам рад.

С буквой «Х» - его имеет слон, знаменит длиной своею он.


Биологические шарады

C «Г» - я хищник полосатый, вашим кошкам брат, ребята.

А без «Г» - я учрежденье, всё в мишенях помещенье.


Веселые загадки

В заплатках шея и бока,

На всех он смотрит свысока.

Только этот кран живой

С настоящей головой.


Веселые загадки

Летом рад я свежей,

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас.


Веселые загадки

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы-

Уши больше головы?


Веселые загадки

Замер заяц, замер хорь

На лесной опушке.

Это кто там сильно «бьёт»,

Прямо как из пушки?


Веселые загадки

«Кошка» эта, что в лесах,

Самая большая.

Есть амурская.

край свой украшая.


Веселые загадки

Ее скрывает словно маска

От всех защитная окраска.

Размечена как переход,

Она по Африке идет.


Верните зверей в слова

Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей, которые из них убежали.

Г и _ _ _ _ _

(правила сохранения здоровья)


Верните зверей в слова

Двуст _ _ _ _ а (охотничье ружьё)


Верните зверей в слова

П а _ _ _ _ д н и к (огороженный садик перед домом)


Верните зверей в слова

П _ _ _ _ о к

(небольшой населенный пункт)


Верните зверей в слова

Б р а _ _ _ _ е р (охотник вне закона)


Верните зверей в слова

П о _ _ _ _ _

(окраска поверхностей мелом или известью)


Черный ящик

Согласно легендам многих народов, плод этот наделен магической силой, способной совершать чудеса. Древние греки были уверены, что этот плод появился из капель крови Диониса. Иногда этот плод называют «королем всех плодов» - в первую очередь из-за «хвостика», который своей формой очень напоминает корону.


Черный ящик

Талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей.

Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний


Черный ящик

Египтяне с удовольствием поклонялись этому животному и даже приносили жертвы. Когда оно умирало, все ходили в трауре. Убийство его считалось чудовищным преступлением. Европейцы же, наоборот, долгое время боялись этих животных, считали их слугами дьявола.



незабудка


стрекоза




крокодил


антилопа




словобор

Из предложенных букв составить как можно больше названий растений и животных:

А, С, К, О, Р, Е, И, Т, Б, П, Д, У, Л, Я, Н.


 
Статьи по теме:
Сказания и былины древних славян
Древнерусские эпические сказания - былины - в отличие от сказок воспринимались как повествования о событиях, действительно происходивших в давние времена.Термин «былина» ввел в обиход в середине ХЕК века историк и фольклорист И.П. Сахаров, взяв его из «Сл
Роман Гребенников: «Власть — это убогое отражение нас самих Гребенников роман георгиевич где сейчас
Мэр города Волгограда с 2007 года (избирался как представитель КПРФ). В 1998, 2001 и 2003 годах избирался депутатом Волгоградской областной думы. В 2001-2005 годах был спикером областной думы. Осенью 2007 года возглавил предвыборный штаб "Единой России" в
Скандальные застройки генерала лопырева Что известно о генерале Лопыреве, задержанном за «серьезные нарушения закона»
Когда в ноябре прошлого года оперативники Управления собственной безопасности (УСБ) совместно с 8-м отделом оперативного управления ФСО ворвались в квартиру генерала Геннадия Лопырева, то поначалу подумали, что попали в сувенирную лавку. На стенах и в угл
Формирование личности, процесс формирования личности
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие е