Презентация на тему культура домонгольской руси архитектура. Культура домонгольской руси

Письменность Кириллица – одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. (Слово "азбука" происходит от названия первых двух букв кириллицы: "аз" и "буки"). Кириллица была создана в конце IX века на основе греческого уставного письма славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. Введенная на Руси в связи с крещением Великого князя Владимира Святославича Святого (988 год), кириллица легла в основу русского алфавита. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Берестяные грамоты Берестяные грамоты – русские письма и документы XI-XIII веков, нацарапанные на березовой коре (бересте). В XX веке древние берестяные грамоты были найдены в Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Русе, Твери, но больше всего их было обнаружено при раскопках в Новгороде, так как земля здесь благоприятствует длительной сохранности древесины. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Рукописные книги Рукописные книги составляли из отдельных, написанных вручную листов, которые сшивали в тетради и переплетали. Такие рукописи прикреплялись к деревянным доскам – переплетам. Доски снаружи обтягивали кожей или тканью, укладывали в драгоценные оклады. Материалом для русских рукописных книг до XIV века служил пергамент, а затем – бумага. Русские писцы употребляли чернила из сажи ("копченые") и из отвара дубовой или ольховой коры. Для просушки чернил использовался мелкий кварцевый песок, которым посыпали законченный лист. Слова в рукописной строке не разделяли, а абзацы выделяли инициалом – буквой, написанной киноварью. Тип почерка русского писца с четким, почти квадратным начертанием каждой буквы назывался уставом. С появлением бумаги процесс письма упростился, и уставное письмо сменилось округлым, с наклонным начертанием букв – полууставом, а для деловых бумаг появилась скоропись. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Просвещение При Ярославе Мудром в Киеве и Новгороде были построены соборы Святой Софии. Около Киева был основан Киево- Печерский монастырь. Его монахи писали летопись и переписывали книги. Ярослав Владимирович сам умел читать и заставлял учиться других. В Новгороде и Киеве по его указу отобрали около 300 детей и отдали "учиться книгам". В соборе Святой Софии хранилась собранная Ярославом библиотека славянских и греческих книг. Ярослав известен и как первый русский законодатель. В его княжение был выпущен свод законов, вошедший в историю под названием "Русская Правда". Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Литература Остромирово евангелие" "Остромирово евангелие" – древнейший дошедший до нас датированный памятник русской письменности. Он был составлен в годах по заказу новгородского княжеского посадника Остромира. "Остромирово евангелие" – сборник недельных евангельских чтений. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Заставка «Остромирова Евангелия Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Фрагмент из текста «Остромирова Евангелия» Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Страница из «Остромирова Евангелия» Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, летописец. (ок.1050-ок.1113) Нестор считается крупнейшим историком средневековья. Н.М. Карамзин назвал Нестора "отцом русской истории". В работе над главным трудом своей жизни – "Повестью временных лет" – Нестор использовал в качестве исторического источника официальные византийские хроники, народные предания, тексты великих князей. "Повесть временных лет" охватывает период правления семи великих князей: почти два с половиной столетия (годы). Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Святые Борис и Глеб "Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" (автор: монах Нестор) Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В. СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Борисоглебский Собор в Чернигове Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


«Слово о полку Игореве» Дружина князя Игоря Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


После побоища Игоря Святославича с половцами Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Плач Ярославны Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве. Была заложена в 989 году сразу после крещения Великого князя Владимира Святославича Святого. Церковь Успения Богородицы была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Специально для нее из Греции привезли драгоценную утварь. Киевская церковь Успения Богородицы, ставшая местом погребения князя Владимира Святославича и его супруги, была разрушена в 1240 году, при нашествии на Киев хана Батыя. Храм превратился в развалины. На их месте в XVII веке киевский митрополит Петр Симеонович Могила построил скромную церковь Рождества Богородицы. Впоследствии, когда церковь обветшала, ее срыли до основания. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Развалины Десятинной церкви перед её окончательным срытием Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Десятинная церковь в Киеве. Современная реконструкция. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Храм был заложен в 1037 году Великим князем Ярославом Владимировичем Мудрым в память о победе над печенегами. К площади перед собором сходились все дороги, ведущие в город. Софийский собор неоднократно подвергался грабежам и опустошениям, едва не был разрушен, его стены много раз надстраивали и переделывали. Сейчас внешний вид храма абсолютно не похож на прежний, но в его внутреннем убранстве сохранилось многое от первоначальной постройки и древних украшений. Софийский собор в Киеве Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Древняя мозаика, частично сохранившаяся на стенах Софийского собора в Киеве, – наиболее ценный элемент храма. В центральной апсиде(своде) главного алтаря собора помещено мозаичное изображение Богоматери Оранты (Богоматерь со вскинутыми к небу руками), называемое "Нерушимая Стена". Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Ниже располагается мозаика, на которой в верхнем ряду изображено причащение апостолов хлебом и вином во время Тайной вечери. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Софийский собор в Новгороде Софийский собор в Новгороде был заложен в 1045 году. Построен – в По преданию, расписывавшие собор художники хотели изобразить правую руку Иисуса Христа благословляющей, но на другой день, после того, как она была написана, пальцы руки оказались сжатыми. После трех безрезультатных попыток восстановить прежний вид руки мастера, по легенде, услышали небесный глас, повелевающий оставить десницу Спасителя сжатой, ибо она держит в себе судьбу Новгорода, и когда она раскроется, городу наступит конец. На нижних частях стен новгородского собора сохранились многочисленные надписи, процарапанные в разное время посетителями храма. Большинство надписей относится к XI-XIII векам. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Фрагмент большого сиона из Софийского Собора в Новгороде Икона «Пётр и Павел» из Софийского Собора в Новгороде Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Успенский собор во Владимире Построенный в годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. Храм сильно пострадал во время пожара 1185 года и в годах был перестроен. Впоследствии он не раз перестраивался. В настоящее время собор пятиглавый, хотя по первоначальному плану он имел только одну главу. Внутреннее убранство храма, на сооружение которого князь Андрей Юрьевич выделил десятую часть своих доходов, сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Дмитриевский собор во Владимире Построенный в годах при Великом князе Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо каменный одноглавый Дмитриевский собор во Владимире хорошо сохранился до настоящего времени. По некоторым предположениям, неизвестный зодчий, соорудивший здание, был близко знаком с собором Святого Луки в Венеции: он украсил фасады храма похожими декоративными резными изображениями людей и зверей, белокаменным растительным орнаментом. На стенах Дмитриевского собора во Владимире сохранились фрески, относящиеся к 1197 году. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


"Золотые ворота" во Владимире "Золотые ворота" были возведены в 1164 году в западной части владимирской крепости, на главной дороге, ведущей в город. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, и торжественным въездом. Белокаменную арку ворот венчала надвратная церковь с золоченым куполом. В те времена на противоположной стороне владимирской крепости возвышались, вероятно, столь же мощные и парадные "Серебряные ворота". Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Икона "Владимирская Богоматерь" Икона "Владимирская Богоматерь", по преданию, написана евангелистом Лукой. Была привезена на Русь из Греции и до 1155 г. находилась в Киеве. В 1155 году князь Андрей Юрьевич Боголюбский увез икону во Владимир. До 1395 года икона "Владимирская Богоматерь" находилась в Успенском соборе Владимира. В 1395 году образ перенесли в Москву. В 1480 году икону поместили в Успенском соборе Московского Кремля. Покровительству иконы приписывали спасение Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, а также отражение нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. Икона "Владимирская Богоматерь" относится к типу Богоматерь Элеуса – Умиление: дева Мария, изображена по пояс, на правой руке она держит младенца Христа, который, обхватив левой рукой шею матери, прижимается к ее щеке. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Икона "Смоленская Богоматерь" Написанная, по преданию, тоже евангелистом Лукой, икона "Смоленская Богоматерь" была принесена на Русь из Греции и хранилась в Успенском соборе в Смоленске. В 1238 году образ обнесли вокруг стен города, моля о спасении от нашествия хана Батыя. В 1812 году, во время Бородинского сражения, икона находилась при русском войске. Заступничеству образа приписывали также чудесные явления в Смоленске во время эпидемии холеры годов. Икона "Смоленская Богоматерь" относится к типу Богоматерь Одигитрия – Путеводительница: дева Мария, изображена по пояс, на руке она держит младенца Христа, который, сидя прямо, в левой руке держит свиток, а правой благословляет. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Икона "Федоровская Богоматерь" Икона "Федоровская Богоматерь", известная с 1164 года, первоначально находилась в церкви Федора Стратилата Федоровского монастыря близ Городца. Затем образ перенесли в Кострому, где икона находилась сначала в костромской церкви Федора Стратилата, а в 1239 году была перенесена в Успенский собор Костромы. В 1613 году перед этим образом Михаил Федорович Романов получил благословение на царство. Икона "Федоровская Богоматерь" относится к типу Богоматерь Одигитрия. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Устное народное творчество Красно поле пшеном, а беседа умом Острый язык – дарование, а длинный – наказанье Больше верь своим очам, нежели чужим речам. Доброе молчанье лучше плохого ворчанья. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Мелет день до вечера, а послушать нечего. На языке медок, а на сердце ледок. Не всё то годится, что говорится. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Проврался, что проворовался. Ученье – красота, а неученье – простота Ученье – свет, а неученье – тьма. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.

«Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская» – презентация, которая расскажет о самых значительных памятниках архитектуры домонгольской Руси. Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

Архитектура Древней Руси. Русь домонгольская

«Не знаем, на небе ли мы были или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты, и мы не знаем, как рассказать об этом; только знаем, что там Бог с человеками пребывает, и Богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы не можем забыть красоты той»,—

рассказывали посланцы князю Владимиру о своём посещении Софийского собора Константинополя.

«Мы взяли из Византии евангелие и традицию»
А.С. Пушкин

Приняв в конце Х века христианство, киевский князь Владимир принял и которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян, но, как более сильная на первых порах их заслонила.

С принятием христианства в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части – нефы, четыре опорных столба соединялись вверху подпружными арками, поддерживавшими через паруса световой барабан, завершавшийся полусферическим куполом.

К подкупольному квадрату в центре храма обращены четыре полуцилиндрических свода, образующие в плане крестообразную структуру; отсюда название системы – крестово-купольная.

Восточная часть здания имела пристройку для алтаря в виде 1-3-5 полукружий – апсид.

Поперечное пространство в западной части храма называлось нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближённые во время богослужения.

Во внешней отделке храма использовалось вертикальное членение фасада на прясла лопатками.

Наиболее распространённой в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная – стены воздвигали из тонкого кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе – цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера.

«О, светло-светлая и украсно украшена
земля Русская!

Десятинная церковь

Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996) – первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Десятинная церковь (князь выделил на её содержание десятую часть своих доходов – отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар.

Десятинная церковь была богато «изукрашена»: об этом свидетельствуют фрагменты фресок и мозаик, плит наборного пола, обломки колонн, куски резных капителей обнаруженные археологами на площади, где стояла Десятинная церковь. Это была большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесённая пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму.

Десятинная церковь стояла на главной площади города. Тут же располагались княжеский дворец, хоромы дружины и городской знати. Княжеский терем и главные святыни города – соборы – стояли высоко над Днепром, «на горе».

У подножия холма, «на подоле», жили купцы, ремесленники, городская беднота. Киев рубежа Х-ХI века был хорошо укреплённым городом, стена на мощном земляном валу была деревянной, но ворота в ней были каменными.

В 1031-1036 гг. в Чернигове греческими мастерами был воздвигнут Спасо-Преображенский собор. Этот самый «византийский» храм Киевской Руси сохранился до наших дней почти целиком.

София Киевская

В 1037 г. Ярославом Мудрым в Киеве был заложен каменный Софийский собор, пятиапсидный, 13-купольный. Постройка собора связана с окончательной победой войска князя Ярослава над печенегами.

Также как и Десятинная церковь и Спасо-Преображенский собор, София имеет выраженную пирамидальную композицию. Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству.

Ступенчатая пирамидальность, также как многоглавие, была исконно национальной чертой русского зодчества. Наибольшую декоративность фасадам сообщала живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня.

Интерьер Софии Киевской был необычайно богат и живописен: хорошо освещённые алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой.

Столбы нефов, более тёмные боковые помещения под хорами, стены расписаны фресками. Полы были также мозаичными и из шифера. Ши́фер - строительный материал. Первоначально - плиты небольших размеров, изготовленные из глинистых сланцев. Также шифером назывался необработанный глинистый сланец.

Богородица в конхе апсиды Киевской Софии, стоящая с воздетыми руками – канонический тип Оранты (молящейся), — воспринималась киевлянами как образ защитницы города, олицетворение самой «матери городов русских» Её прозвали «Нерушимой стеной». По легенде, пока цела киевская Оранта, будет стоять и Киев.

«Где София, тут и Новгород»

Пятикупольный Новгородский Софийский собор (1045-1050), хотя и строился по образу и подобию Киевского, но всё же значительно отличался от последнего.

Новгородский храм был сложен из камней, скреплённых известковым раствором, впоследствии побеленных штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами, придало ему большую живописность. В Новгородской Софии чувствуется богатырская сила. Недаром собор почитался новгородцами, говорившими: «Где София, тут и Новгород»

София Полоцкая

В 1066 году была построена третья София в Полоцке, техника кладки которого аналогична киевской. Основной объем храма был строго центричен, его внутреннее пространство членилось крещатыми столбами на пять нефов. Храм принадлежал к сложному варианту крестово-купольной системы. Завершался собор семью главами.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

В 1119 году князь Всеволод Мстиславич в древнем Юрьевом монастыре возводит каменный собор.

Георгиевский собор, как и Новгородская София, поражает величавостью и массивностью. Он господствует над огромными водными просторами при речном подступе к городу.

Имена древнерусских зодчих в подавляющем большинстве своем нам неизвестны. Но имя создателя Георгиевского собора сохранилось на страницах поздней новгородской летописи - им был «мастер Петр».

Георгиевским собором завершается монументальное княжеское строительство в Новгороде XII века.

В киевскую пору были заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.

Приглашаю заглянуть на мой . Здесь есть маршрут, посвящённый архитектуре домонгольской Руси . Обстоятельное повествование о рождении и устройстве древнерусского храма любознательный читатель моего сайта найдёт на сайте Арзамас.

Удачи!

Cлайд 1

Слюсарь Светлана Александровна учитель истории МКОУ «Косолаповская СОШ» Целинного района

Cлайд 2

Cлайд 3

Изучить особенности культуры Древней Руси. Познакомиться с устным народным творчеством, письменностью, литературой, зодчеством и изобразительным искусством.

Cлайд 4

Проект – это научно-исследовательская работа по какой-либо теме. Творческий проект – это объединение обучающихся для исследования какой-то темы на основе нескольких источников

Cлайд 5

Под влиянием каких факторов формировалась самобытная культура Руси? Каковы были особенности культуры Древнерусского государства? Каково было влияние христианства на древнерусскую культуру? О каких событиях повествуют былины? Кто является их героями? Как вы думаете, почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей?

Cлайд 6

В одной из хроник под 1132 годом, когда после смерти великого киевского князя Мстислава все княжества Руси вышли из повиновения Киеву, записано – «И раздрася вся Русская земля». Наступил период, именуемый феодальная раздроблённость.

Cлайд 7

Состояние раздроблённости Руси, когда каждое княжество-государство в своей повседневной жизни могло рассчитывать, прежде всего, на собственные возможности и силы, оказывало решающее воздействие на культуру и искусство каждого из регионов. Что же происходит в это время? Растут и укрепляются города - экономические и административные центры сельскохозяйственных округов, усиливается социальное расслоение,

Cлайд 8

Растёт ряд местных очагов культуры, возникают художественные школы - новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, рязанская, школы Полоцка и Смоленска. Древнерусское искусство в ряде политических и культурных центров, где самостоятельно развивались живопись, архитектура, прикладное искусство, обладало всё ещё общими чертами, той единой, но уходящей Киевской Руси. Иначе говоря, единство художественной культуры сохранялось. Ведь у него было общее прошлое... После распада Киевского государства и до монголо-татарского нашествия литература продолжала следовать тем направлениям, которые установились при Ярославе и его потомках - писались летописи, жития, поучения.

Cлайд 9

Создавались военные машины, использовавшиеся при осаде и обороне крепостей - «пороки». Появились на Руси и свои врачи - «лечцы», находившиеся в ведении духовных властей. Развивалось шитье, плетение, вышивание. X- первая треть ХIII вв.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Древнерусская культура развивалась в
постоянном
взаимодействии
с
культурами окружающих народов.
Культура является религиозной.
Культура опиралась на многовековую
историю развития культуры восточных
славян. Именно в эпоху славянской
древности были заложены начала
русской духовности, языка, культуры в
целом.

ЛИТЕРАТУРА
АРХИТЕКТУРА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Древнерусская литература

пергамен
киноварь
миниатюра
финифть

Оклады рукописных книг

Остромирово Евангелие XI в.

Изборник Святослава XI в.

Мстиславово Евангелие XII в.

Жанр - это исторически сложившийся
тип
литературного
произведения,
отвлечённый образец, на основе
которого создаются тексты конкретных
литературных произведений.

летопись

Древнейшая русская летопись - "Повесть
временных лет". Ее автором считают
монаха Киево-Печерского монастыря
Нестора и датируют 1113 г.

Повесть временных лет дошла до нас в
рукописных копиях не старше XIV в.
Наиболее известные из них –
Лаврентьевская, Ипатьевская
Радзивилловская летописи.

Лаврентьевский список 14 в.

Лаврентьевский список приглашение Рюрика и его братьев

Ипатьевский список 14 в.

Радзивилловский список 15 в. Месть княгини Ольги

Житие (агиография)

жизнеописание знаменитых духовных
и светских лиц, канонизированных
христианской церковью

Слово (поучение, речи)

произведение, относящееся к жанру
красноречия.
торжественное красноречие
"Слово о законе и благодати«
нравоучительное красноречие –
"Поучение Владимира Мономаха"

«Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (приблизительно 1049 год.)

Владимир Мономах «Поучение детям» (примерно 1096 год.)

"Слово о полку Игореве"

"Слово о полку Игореве"
В основе сюжета - поход 1185 года
русских князей на половцев,
предпринятый новгород-северским
князем Игорем Святославичем.
«Слово» было написано в конце XII
века, вскоре после описываемого
события (часто датируется тем же 1185
годом, реже 1-2 годами позже).

"хождения"

"хождения"
разновидность литературы путешествий
Их главное назначение - рассказать о
христианских
святынях,
в
них
содержатся также сведения о природе,
климате, обычаях других стран.
"Хожение
Палестину.
игумена
Даниила"
в

"Слово Даниила Заточника" вторая половина XII в.

"Слово Даниила Заточника"
вторая половина XII в.
Узник Лаче-озера, Даниил Заточник
обращается к князю, старается вновь
заслужить княжескую милость и
доказать князю свою полезность в
качестве мудрого советника.

" Молением Даниила Заточника " 30-х гг. XIII в.

" Молением Даниила Заточника "
30-х гг. XIII в.
Оно адресована Ярославу Всеволодичу,
в то время князю Переяславля
Залесского. Автор этой редакции дворянин, представитель новой
категории в рядах господствующего
класса. Характерной чертой "Моления"
является негативное отношение к
высшей знати - боярам.

Архитектура

архитектура
X-XII вв.
архитектура первой
трети XII- первой трети
XIII

Архитектура X-XI

многоглавие
крестово-купольный храм
неф
алтарные апсиды
барабаны куполов

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ (ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦИ) в Киеве (X в.)

Церковь
рухнула
во время взятия
Киева монголами
в 1240-м году,
когда в ней
укрылись жители
города.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР в ЧЕРНИГОВЕ 1036 г.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (1037-1056)

Собор Святой Софии в Киеве (современное состояние)

макет
В XI в. Софийский собор был
тринадцатикупольным.
Число глав (куполов) было
глубоко символично.
Тринадцать куполов
символизировали Иисуса
Христа и двенадцать
апостолов.

Церковь была построена из плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич). Мрамора Русь ещё не знала

Церковь была построена из плинфы
(широкий и плоский обожжённый кирпич).
Мрамора Русь ещё не знала

Храм св. Софии. Апсиды.

Храм св. Софии. Хоры.

Храм св. Софии.
Интерьер.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ (1045-1050)

Новгород был одним из древнейших
центров русской письменности, а
библиотека Софийского собора – одной
из
самых
крупных
книжных
сокровищниц на Руси. Здесь хранились
редкие рукописные и старопечатные
книги. Среди них – Остромирово
Евангелие.

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ (1073-1078)

Киев. СвятоУспенский собор
Киево-Печерской
лавры

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ (XI в.).

Золотые ворота в Киеве (XI в.).
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ (XI
в.).

Архитектура XII в.

Владимиро-суздальское зодчество
Новгородское зодчество

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

ВЛАДИМИРОСУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
А. религиозные сооружения
Б. светские сооружения

Спасо-Преображенский собор в Переславль-Залесском (1152-1157)

Успенский собор на р. Клязьме во Владимире (1158-1160)

Успенский собор на р. Клязьме,

Архитектурное оформление

церковь Покрова на Нерли 1165 г.

Церковь Покрова на Нерли.
Реконструкция.1165.

Дмитриевский собор во Владимире 1197 г

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском 1230 – 1234 г.

Георгиевский собор в ЮрьевеПольском 1230 – 1234 г.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Георгиевский собор в ЮрьевеПольском

Дворец Андрея Боголюбского

Золотые врата во Владимире

Новгородская и псковская архитектура

Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы строили не по княжескому заказу, а на
средства бояр и купцов или прихожан одной
улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и
декоративной отделки позволяли в короткие
сроки строить экономичные сооружения,
соответствовавшие материальным
возможностям и эстетическим представлениям
заказчиков.

Новгород. Юрьев монастырь.XII век.

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре в Новгороде

Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове

Сбор Спасо-Мирожского монастыря в Пскове.
Около 1156 г.

церковь Спаса на Нередице

Церковь Параскевы Пятницы 1207

НОВГОРОДСКИЙ СТИЛЬ
-мощь, монументальность
-Невысокие, крепкие
-Пяти- или одноглавые
-Вместо закомар скатное перекрытие
-Украшения: ниши, арки, кресты, розетки
-Арки и треугольники на барабанах
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ СТИЛЬ
- Храмы стали выше и стройнее
- Стены более тонкие и лёгкие
- вместо скромных украшений
богатая каменная резьба на стенах
- Аркатурный пояс
- Вытянутые барабаны

Пятницкая церковь в Чернигове

Трехнефное
башнеобразное,
устремленное ввысь
однокупольное здание.
Толстые стены
выложены кирпичом
особой техникой
«в ящик» (снаружи и
изнутри ряды кирпичей,
а промежутки между
ними заполнены
раствором).

церковь Петра и Павла в Смоленске

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО

Христос-Пантократор
Архангелы
Апостолы
Евангелисты
40 мучеников
Деисус
Богоматерь-Оранта
Благовещение
Евхаристия
Отцы церкви
Система расположения росписей.

Мозаика

В Софийском соборе в Киеве
сохранилась мозаика с изображением
огромной фигуры богоматери Оранты.

Схема размещения мозаик:

Мозаика Софийского собора в Киеве 11 в.

Мозаики Софийского собора в Киеве 11 в.

перспектива, символика жестов и
цвета.
главное внимание уделялось
изображению лица и рук

ИКОНЫ
Двусторонняя икона середины XII века.:
Спас Нерукотворный и Поклонение кресту

Устюжское
Благовещение -
Спас Нерукотворный

Новгородская школа иконописания

Святой Георгий
храмовый образ Юрьева
монастыря в Новгороде
1030 год - основание Юрьева
монастыря
На
основе
рентгенографии
иконы
делается вывод о близости её
первоначальной живописи с
фреской
«Великомученик
Георгий» из Софии Киевской.
30-40 годы XII века -
освящение Георгиевского
собора Юрьева монастыря
свитой верёвочки.
ПОНЯТИЯ
ЭМАЛЬ –
стекловидная масса,
которая в зависимости
от добавления окислов металлов
при обжиге приобретает тот или иной
ЗЕРНЬ –
ювелирная техника,
узоры из маленьких
металлических шариков.
СХЕМА
 
Статьи по теме:
Формирование личности, процесс формирования личности
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие е
Проблема дефицита пресной воды на планете Глобальная проблема человечества нехватка пресной воды
Две трети нашей планеты занимает водное пространство. Этого более чем достаточно для всех людей, однако сохранение воды глобальная проблема человечества. Все дело в том, что большая часть водных ресурсов непригодна для питья – это соленая жидкость, а чело
Гайя, Бельерин и другие перспективные защитники U20 Лучшие защитники до 25 лет
Нет в отечественном футболе более дефицитной игровой позиции, чем центр обороны. Каждый болельщик регулярно задает себе вопрос: кто будет играть в защите сборной России, когда Игнашевич и братья Березуцкие уйдут на покой? Еще пару лет назад казалось, что
Классификация типов акцентуации по личко
Гипертимный тип. Подростки, которые относятся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, избыточной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к дебоширу. У их нет ни стыдливости, ни робости, перед незнакомцами,