Игры воскобовича для детей 3 4 лет. Игры воскобовича
Мастер - класс
«Развивающие игры В. В. Воскобовича»
Биография.
Вячеслав Вадимович родился в Запорожье. Школьные годы провёл в Херсоне, оттуда уехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), где закончил Политехнический институт по специальности инженер-физик. Отслужив два года в армии, вернулся в родной город. Помимо физики, имел параллельное увлечение - участвовал в бардовском движении: писал стихи, музыку, песни, выступал на различных площадках.
Как признается сам Вячеслав Вадимович Воскобович, в педагогику его «привели» собственные дети, сыновья. В начале 90-х родилась методика В. Воскобовича. Вячеслава Вадимовича стали приглашать на семинары в Санкт-Петербурге.
В 1993 году состоялся первый выездной семинар в Краснодаре.
В начале 90-х Вячеслав Вадимович Воскобович организовал фирму по выпуску игр. В настоящий момент это ООО «Развивающие игры Воскобовича» - единственный производитель игр и пособий; записал два диска песен для взрослых.
Не зря говорят, талантливый человек - талантлив во всем.
Характеристика развивающих игр Воскобовича:
1. Многофункциональность
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.
К развивающим играм было разработано методическое сопровождение – игровая технология «Сказочные лабиринты игры» (авторы Воскобович В.В., Харько Т.Г.), которая направлена на интеллектуально-творческое развитие детей 3-7 лет. Рецензентами технологии стали д.п.н., профессор кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им. А.И. Герцена Крулехт М.В. и к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им.А.И.Герцена Полякова М.Н. Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы.В дошкольных учреждениях, работающих по данной технологии, ребенок окружается непринужденной, веселой, не вызывающей негативных эмоций интеллектуально-творческой атмосферой. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Основные принципы технологии
Игра плюс сказка
Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.
Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Развивающая среда - Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи.
Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу и имеет своего персонажа:
Игра «Геоконт» - Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, паучата Ромбик, Плюсик, Вопросик, Фантик, Лучик.
Игра «Геовизор» - Школа Волшебства, персонажи – Околесик, Гномы Разделяй-Объединяй, Больше-Меньше, Крути-Верти, Появись-Исчезни.
Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи - Ворон Метр.
Игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный) – Чудесная Поляна Золотых Плодов, персонажи – шуты Дион, Дван, Трин.
Игра «Прозрачный квадрат» - Озеро Айс, персонажи – Хранитель Озера Айс, Малыш Гео, Ворон Метр, Незримка Всюсь.
Игра «Прозрачная цифра» - Цифроцирк, персонажи – Магнолик.
Игры «Математические корзинки», «Счетовозик» - Цифроцирк, персонажи Магнолик, Ежик Единичка, Зайка Двойка, Мышка Тройка, Крыска Четверка, Пес Пятерка, Кот Шестерка, Крокодил Семерка, Обезьяна Восьмерка, Лиса Девятка.
Комплект «Игровизор» - Страна Муравия, персонажи – Околесик, королева Мурана и ее поданные, муравей Мурашик.
Комплект «Ларчик» - Ковровая Полянка, персонажи Лопушок и Гусеница Фифа.
Игры «Чудо-крестики», «Чудо-соты» - Чудо-острова, персонажи – Пчелка Жужа, Китенок Тимошка, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик, Краб Крабыч.
Игра «Чудо-цветик» - Поляна Чудесных цветов, персонажи – Малыш Гео, девочка Долька.
Игра «Теремки Воскобовича» - Город Говорящих Попугаев, персонажи – Шуты Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрлекин, Ярлекин, Ерлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин.
Игры «Конструктор цифр» - Город Говорящих Попугаев, персонажи – попугаи Эник и Бэник.
Игры «Конструктор букв», «Шнур-затейник» - Цифроцирк, пероснажи – Филимон Коттерфильд.
Игры «Логоформочки» - персонажи – Восклицатик.
С этими персонажами Вы встретитесь в сказках-методиках к каждой игре.
Примеры игр
1.«Теремки Воскобовича» - базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков - очень компактная, удобная конструкция.
В рамках статьи невозможно описать всю игру. Остановимся только на двух кубиках – синем и зеленом, так называемых кубиках первого этапа обучения чтению. Цвета «синий» и «зеленый» – символы мягкости и твердости согласного звука - впоследствии для детей станут подсказкой. Что расположено на пяти гранях этих кубиков? Пары: буква и ее образ. Вот шут показывает букву А, зовут его Арлекин. Если шут представляет букву О, то его имя - Орлекин. А если У – догадались? – Урлекин. На шестой грани – подсказка, где какая буква находится. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д. – сказочные персонажи, с которыми ребенку интересней до поры до времени, чем со знаком.
Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это игровые моменты, изначально заложенные в «Теремках».
Игровое пособие «Теремки» можно использовать как с дошкольниками, так и со школьниками.
2. «Конструктор букв». Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О.
3. Читайки 1 и 2 . Игры на развитие навыков чтения. Ребенок, загибая попеременно уголки, получает разные слова. На маленьком «пятачке» прочитывается 4 слова, а в игре – больше сотни.
4. Коврограф «Ларчик», веревочки («прилипают» к коврику). Коврограф, игровой обучающий комплекс, чрезвычайно распространенный в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи.
Маленький пример «работы» сказочного оператора преобразования:
«Росли в лесу два дерева – одно высокое, другое – низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: «Я – самое высокое дерево. Я – самое сильное. Низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка-ветер. Какое деревце он заметил? Высокое. Стал раскачивать его из стороны в сторону (показываем на коврике). В конце концов, дерево сломалось и упало к корням низкого (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: «Помоги-и-и-и…». Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо». Какой звук? - Звук И. А какую мы букву построили? – Букву И. Звук и буква – через сказку, через образ, через детские руки.
5. ГЕОКОНТ в народе называется просто - дощечка с гвоздиками. Через гвоздики протянута разноцветная резинка таким образом, что получаются контуры геометрических фигур. Задания различаются в зависимости от возраста детей:
Маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру,
Дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону.
Правда, от слова геометрия веет какой-то серьезностью, поэтому для детей – это сказка про Малыша Гео, Ворона Метра и дядю Славу.
Игру можно превратить и в настоящую викторину: если ребенок правильно ответит на вопрос, то препятствие (натянутая на поле резинка) исчезает и открывает путь для дальнейшей игры.
6. Квадрат Воскобовича - Косынка, Вечное Оригами, Кленовый листок – все это синонимы Квадрата Воскобовича. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого.
Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры. Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четырехугольник. Вариантов сложения – 1.000.000 (!).
Во многих дошкольных учреждениях создается «вертикальная» развивающая среда в виде Фиолетового Леса. По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.
Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом "Развивающие игры Воскобовича" предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов.
Список литературы.
- возможность играть с пользой для ребенка;
- развитие представлений о мире через своеобразные сказки;
- возможность пробудить в ребенке творческое начало.
- Попробовать посчитать все треугольники (даже составные), а также квадраты и прямоугольники. Вы удивитесь, но это действительное увлекательное занятие.
- Попробовать интуитивные сложения. Покажите ребенку, как складывать квадрат, чтоб из него получился домик, конфетка, треугольник или маленький квадрат, а затем пусть малыш сам попробует что-то сложить.
- Используйте различные схемы для того, чтоб складывать готовые фигурки из квадрата.
- Предложите ребенку игру на развитие фантазии - банальную угадайку. По очереди делайте из квадрата какие-либо фигурки, чтоб другой догадывался, что же такое получилось.
- Обязательно предложите ребенку сложить какие-либо знакомые ему символы или буквы. Как только игрушка становится понятной, она сразу же превращается в любимую. Используйте узнаваемые элементы для развития интереса у вашего малыша.
Газета «Школьный психолог», № 3, 2000г, г. Москва
Газета «Школьный психолог», № 5 - 6, 1998 г, № 16, 1999 г, г. Москва
Журнал «Мама и Малыш», № 2, 2005 г, г. Москва
Сайт www.umka.by .
Сайт www.mama.ru
Сайт www.deti.domateplo.ru
Развивающие игры Воскобовича
Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном, это игры- конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами.
Самые известные из них – «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича».
Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
В таких играх дети через практику постигают теорию. Также автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр (например, «Волшебная восьмерка») и букв («Конструктор букв»), на обучение чтению (например, по универсальному пособию «Складушки»). Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет (хотя можно и до 99 лет).
Немного истории
Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.
Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».
«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», - говорит Вячеслав Воскобович.
Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.
Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича
Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
Развитие мелкой моторики.
Особенности развивающих игр Воскобовича
- Игры разработаны, исходя из интересов детей .
Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
- Широкий возрастной диапазон.
В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
- Многофункциональность и универсальность.
Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.).
- Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
- Методическое сопровождение.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Самые популярные игры Воскобовича
« Геоконт » - её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки" -. представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.
Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).
А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес».
Таким образом, малыш не просто создает изображения на «Геоконте», а делает паутинку паука Юка, лучи и отрезки, которые называются "оранжевым криком Красного зверя", "зеленым свистом Желтой птицы" или "синим шепотом Голубой рыбы". В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться.
В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество.
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей)
Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».
Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
«Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.
Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.
"Кораблик «Брызг-брызг
"
представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1
до 7.
К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках - паруса.
Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических пнятиях, о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.
«Математические корзинки»
- это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания.
Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов.
По сказочному сюжету ребенок вместе с зверятами-цифрятами: Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и другими собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет у кого корзинки полные, а у кого нет. Зверята собирают грибы, а малыш выясняет, кто собрал больше, а кто меньше.
«Забавные буквы»
- это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А
и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О
и его имя – Орлекин, У
– представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д.
Играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.
«Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово.
На первом этапе игры ребенок знакомится со звуками и буквами. На гранях первого кубика белого цвета живут буквы Б, П, В и Ф . Ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. Затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке: бабочка, попугай, волк, филин. Таким же образом ребенок знакомится с остальными "теремками".
Теперь подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами. В синем кубике живут А, О , У, Э, Ы (гласные, показывающие твердость звука), в зеленом – Я, Ё, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость гласного звука).
На втором этапе учимся составлять слоги. Вкладываем в первый "терем" кубик с буквой А и читаем получившийся слог: "Па".
На третьем этапе можно составлять и читать простые слова. Устройство кубиков-теремков позволяет превратить процесс обучение чтению в серию увлекательнейших игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» в «мёд»ом.
«Складушки» . Воскобович переработал идею складов Зайцева, создавшего кубики со складами.
Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей чтению в складовой системе.
Пособие выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворная подписью с выделенными складами. Так же имеется CD-диск с озвученными складовыми песенками, например, одна из них:
Гусь с гусынею гусяток
Насчитали лишь десяток.
Гусь с гучыней обсчитались
Все на месте оказались.
На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:
Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.
Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.
Материал к занятию.
МАСТЕР_КЛАСС
Тема: «Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в контексте ФГОС».
Цель мастер - класса : внедрить технологию В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры » в педагогическую деятельность воспитателей нашего города.
Задачи:
Познакомить воспитателей с развивающими играми В. В. Воскобовича , их особенностями, формами и методами работы с играми.
- развивать творческий познавательный интерес к играм В. В. Воскобовича .
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальной технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Это игровая технология, т к игра – это ведущая деятельность детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде, а так же и младшем школьном возрасте. Другими словами, на базе РИВ можно строить образовательный процесс, начиная с раннего дошкольного возраста и до младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет).
Сразу хочу предупредить, мой опыт работы по данной технологии не большой.
Познакомилась я с Вячеславом Вадимовичем Воскобовичем совсем недавно. Как и многие я присутствовало на его презентации в нашем городе на Форуме «Педагоги России». Затем прослушала его однодневный семинар, который он провел в нашем городе. И уже там я окончательно определилась, что буду использовать в своей работе его технологии.
Немного истории
Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий . В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.
Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. В. В. Воскобович , пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры : «Геоконт» , «Игровой квадрат» , «Цветовые часы» .
Чуть позже был создан центр ООО « Развивающие игры Воскобовича » по разработке, производству, внедрению и распространению методик развивающих и коррекционных игр .
РИВ основаны на трех основных принципах:
Познание
Интерес
Творчество
Цели занятий с игровыми материалами В. В. Воскобовича:
- Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.
- Развитие наблюдательности , воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.
Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
- Развитие мелкой моторики .
Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.) .
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Цель технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Особенности технологии:
Широкий возрастной диапазон участников игр.
Многофункциональность развивающих игр.
Вариативность.
Сказочность.
Взаимосвязь развивающих пособий.
Поэтапность.
Широта использования.
Творческий потенциал каждой игры.
Комфортность.
Технология с «открытым кодом»
РИВ направлены на решение задач пяти развивающих областей ФГОС ДО:
социально- коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Когда говорят об играх Воскобовича, то выделяют конкретно 3 блока развивающих игр:
универсальный блок – в него входят пособия, которые можно использовать для решения огромного количества задач;
предметный блок – с помощью игр, входящих в него можно обучить детей конкретному предмету, например, математике или научить детей читать;
конструктивный блок – естественно туда входят конструкторы.
Игры разработаны для детей разного возраста : ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст и для детей с ОВЗ.
К универсальному блоку относятся:
1. Сказочное универсальное средство «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»»,
2. Предметные универсальные средства - комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «МиниЛарчик»,
3. Графическое универсальное средство - Игровой графический тренажер «Игровизор»
Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес»
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1*1,25, есть еще вариант 1,5*2,5 (если позволяет место). Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, что бы дети увидели, ахнули и захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия. Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети раннего возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих элементов, то результата не будет. В комплект входит методичка по работе с Фиолетовым лесом. В ней есть игровые задания для всех возрастных групп по всем образовательным задачам.
Задачи, которые мы можем решать:
Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир);
Развитие познавательных процессов (пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение);
Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.
Развитию аргументированной и доказательной речи;
1 Пример: для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: крас, желт, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.
«Помоги ежику собрать листочки»
Задачи: - закрепление умения выделять признак - большой и маленький; - развитие умения группировать по размеру.
Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров
Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.
Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие.
Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будет подходить, наклоняться и поднимать их.
«Подарим гномам листочки»
Задачи: - развитие внимания памяти; - закрепление знания основных цветов; - развитие умения группировать по цвету.
Оборудование и материалы: листочки 4 цветов, гномы.
Игровая ситуация: веселые гномы гуляли в Фиолетовом лесу и увидели много разноцветных листочков. Они им так понравились, что гномы решили собрать листья в букеты.
Задание : помочь гномам собрать листочки своего цвета.
Ознакомление с окружающим миром.
Например, многие животные леса осенью начинают готовить себе норки-домики на зиму и начинают их утеплять листочками. И наши ежики и мышки тоже решили утеплить свои норки.
Задачи: - закрепление умения выделять размер: большой, средний, маленький; - развитие умения группировать по размеру.
Оборудование и материалы: желтые листочки трех размеров, ежики двух размеров, мышка.
Игровая ситуация: В фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Ежики и мышки начали готовиться к спячке, но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу ежики увидели желтые листочки, упавшие с деревьев, и решили ими утеплить свои норки. Большой ежик решил собрать большие листочки, маленький – средние, и тут они услышали писк. Это мышка прибежала за маленькими листочками. Норки получатся теплыми, уютными и красивыми.
Задание: Помочь ежикам и мышке насобирать листочки нужного им размера.
Всегда надо ориентироваться на способности, знания и умения детей. Для кого-то мы начинаем с одного цвета и разных размеров, а кому-то можно подключать и цвет и размер.
«Украсим деревья листочками»
Задачи: - закрепление представления об основных цветах; - развитие умения группировать листья на основе цвета.
Оборудование и материалы: стволы деревьев и разноцветные листочки.
Игровая ситуация: Ночью в Фиолетовом лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?
Задание: Украсить деревья листочками так, чтобы они стали непохожими друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками, второе – синими и желтыми)
Развитие психических процессов
«Откуда выпал листик?»
Задачи: - развитие внимания, мышления; - развитие координации движений.
Оборудование и материалы : ажурное дерево с листочками.
Игровая ситуация: Гном Фи прогуливался по Фиолетовому лесу и увидел, что с его любимого дерева осыпались фиолетовые листочки. Стал он думать, как вернуть листочки обратно. И так пробовал и этак, ничего не получалось. Давайте поможем гному поставить листочки на место.
Задание: подобрать листочки в отверстия на кроне дерева.
Во всех примерах мы предлагаем кому-нибудь помочь, помогаем проявить заботу, тем самым решаем социально-коммуникативные задачи.
Играем в математику
«Разноцветные полянки гномов»
Задачи: - развитие внимания, мышления; - закрепление умения делить предметы на три группы по цвету; - закрепление счета до 5, определение больше - меньше.
Оборудование и материалы: радужные гномы, наборы листьев трех цветов
Игровая ситуация: Гномы решили сделать разноцветные полянки, Кохле решил сделать красную полянку, Зеле – зеленую, Си – синюю. А чтобы их полянки не были скучными, гномы решили их украсить листочками.
Задание: помочь гномам украсить полянки листочками любимых цветов. Сосчитать листочки на каждой полянке. Сравнить у кого листочков больше – меньше.
«Коврограф Ларчик»
Ковролиновая основа, жестко крепится на стене, размер 1,25*1,25 м, размер клетки 10*10 см, разработан для детей от 3 до 10 лет.
Это, по сути, альтернатива фланелеграфа. У фланелеграфа есть такой минус - с него падают прикрепленные предметы. У коврографа предусмотрены всевозможные зажимы, карманы, липучки и прочее, для того чтобы все держалось намертво.
Комплект «МиниЛарчик » размером как четверть коврографа, содержит практически такую же комплектацию, удобно использовать в домашних условиях, в индивидуальных занятиях на столе, особенно в занятиях с детьми с ОВЗ.
Коврограф Ларчик содержит:
Сенсорно-конструктивные элементы (веревочки, кружочки, разноцветные квадраты и круговерт)
Образные элементы (слоники Лип-лип и Ляп-ляп, образы букв, образы цифр, пространственные карточки Лев-Павлин-Пони-Лань, 10 цветных гномиков)
Знаковые элементы (буквы, цифры, знаки и карточки отрицания на прозрачной основе)
Вспомогательные элементы (зажимы, кармашки 10, касса)
Конструирование различных игр и заданий:
«Разноцветные кружочки»:
– цепочки (бусы)
Расположение на плоскости
2. «Разноцветные веревочки»:
Лабиринты
Графические диктанты
1 Пример:
Посадили мы цветок, появился стебелек,
Распускается бутон, посмотри-ка красный он,
И еще один бутон, посмотри-ка синий (белый) он.
Вопросы: Сколько всего цветов (бутонов) на стебле? (Много, три…) Сколько красных бутонов? (один) Сколько желтых? (ни одного)
Пальчиковая игра – указательный палец – пчелка – садится на соответствующий цветок
Пчелка Жужа прилетала, над цветочками жужжала.
Выбираем белый цвет. Пчелка села или нет?
Дополнения и усложнения:
Добавить или изменить цвета,
Прикрепить лепестки меньшего (большего) размера вокруг середины-бутона (такого же цвета (другого цвета), разноцветные лепестки)
Пчелки – желтые кружки – прикрепить рядом с указанным цветком, сравнить количество пчелок и цветов.
2 Пример: Пчелка Жужжа собирает нектар (проложить разноцветные дорожки от пчелки к цветам – белую, голубую, серую)
Вопросы и задания:
Пчелка полетит по белой дорожке, к какому цветку прилетит?
По какой дорожке нужно лететь, чтобы добраться до цветка с синей серединкой и красными лепестками?
Усложнения: добавить количество цветков, сделать цветки с одинаковыми серединками но разными лепестками или цветки одинаковой расцветки, но с разным количеством лепестков
3 Пример: Чередование (бусы)
Чередование 2-3 цветов.
Усложнение: добавить размер, кривая ниточка, замкнутая.
Сделай по образцу. Усложнение: измени направление.
Сделай по описанию: - первая - красная, вторая - зеленая и т.д. (числовой отрезок); красная бусина - между зеленой и желтой, но желтая справа.
Цвет могут задавать разноцветные гномы: Сделай для Желе такие же бусы, как у Кохле, но только желтые.
4 Пример: Слоник Ляп-ляп ищет клад (можно учить ребенка ориентироваться на плоскости)
Найди все бусины слева от Слоника,
У кого нужно попросить белую бусину?
Объясни Слонику, как пройти к желтой бусине
Проложи веревочку – дорожку между бусинами и собери их в следующем порядке: красная, синяя, желтая, белая (получилась незамкнутая ломаная из трех звеньев)
Разложи бусины по описанию: - зеленую подари льву, - от колодца пройди направо 2 клетки и 2 вниз, положи маленькую красную бусинку. Для кого она?
5 Пример: Слон Лип-лип идет в гости
Усложнение: камешки на дорожке
Вопросы и задания:
Какие дорожки ведут к гномам? (красная, синяя, зеленая, прямая, кривая, ломаная)
С какими дорожками пересекается красная дорожка?
Какие камни-кружки лежат вдоль зеленой дорожки?
Помоги Слону пройти по описанию словесному или по схеме (последовательность камней- кружков)
Трансформация картинки:
Что изменилось?
Какая дорожка не завалена камнями?
Объясни Слону как пройти к Кохле?
Как еще к нему можно пройти?
Соеденить Слоника с гномами (желт, красн, голуб, зеленый) разными веревочками (зеленая красная, синяя)
Вопросы и задания:
Игрок с закрытыми глазами ведет пальцем по дорожке по указанию направления другого игрока.
Дорожка с пересадкой: идти по красной, перейти на зеленую, затем на синюю
Идти по направлению и на заданное количество клеток: сначала идем по зеленой дорожке 3 вниз, 1 – налево, 1 – вниз, 1 – налево. К какому гному пришли?
Найди самую короткую дорожку к Кохле.
Как Желе дойти к Зеле?
Дополнение: проложи желтую дорожку к Селе, чтобы она пересекалась только с красной и синей
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ФГОС
Универсальные игровые комплексы
Комплект «Сказочный образ»
Комплект «Эталонные конструкторы»
Комплект «Чудо конструкторы»
Комплект «Знаковые конструкторы»
Комплект «Игровой квадрат»
Комплект «Играем в математику»
Комплект «Чтение через игру»
ИГРАЕМ В МАТЕМАТИКУ
«Кораблик Плюх-плюх»
Пять цветов, пять мачт разной высоты, флажочки, которые снимаются и одеваются.
На кораблике работают пальцы (надо правильно брать пальчиками флажочки). Помогают нам играть с корабликом матросы – лягушата и капитан – гусь. Для того, чтобы наш кораблик отправился в плавание не нем надо навести порядок, надо наши флажочки снять и постирать. Затем разложить на столе по цветам и просушить. И затем начинаем надевать, помогаем деткам, объясняем им. На маленькую надеваем самую маленькую кучку и тд. Как вариант, можно флажочки надеть на пальчики и прейти в динамическую паузу – потанцевать как лягушата. А потом опять превращаемся в ребяток и продолжаем нанизывать флажочки на мачты. На кораблике можно провести карнавал. Для этого можно украсить кораблик герляндой. И мы выполняем нанизывание на шнурочек флажков различными способами (в большое отверстие или в маленькое, произвольно или по схеме, выбирая определенный цвет). Можно надеть на детей в виде бус или браслетов и опять устроить динамическую паузу – карнавал. На мачтах можно делать вертикальные ряды, горизонтальные ряды. И когда мы соберем весь кораблик, он должен отправиться в плавание по волнам (выполняется движение плавание кораблика по волнам правой и левой рукой).
Эталонные конструкторы «Фонарики»
На первый взгляд это обычные вкладыши. Но как бы не так. Просто так ничего не бывает в РИВ. Вариативность: - вкладыши (для самых маленьких. Причем когда мы находим домики, у нас может загораться в домике красный цвет, а потом мы выключили свет и красный потух, зеленый загорелся); - геометрические формы; - конструирование по схемам; - свободное конструирование; - трафаретное рисование.
Когда знакомим с геометрическими формами, вынимаем фигуру, обводим пальчиками, пробуем прокатать по столу. Исследуя треугольник, обязательно бегаем по уголочкам (ой-ой-ой), зажигаем огонечек (такого же зеленого цвета или красного цвета). Тоже самой проделываем и с квадратом (ойкаем 4 раза).
Когда мы приступаем к конструированию, для детей раннего возраста мы используем схемы 1 в 1 (на листе А4 отрисовываем схему можно черно-белую, можно цветную). Схемы прилагаются в инструкции к пособию. Когда ребенок освоит прием наложения на схему, можно переходить к выкладыванию на столе. Тоже по схеме, но на столе. Далее может быть свободное конструирование. Придумывается сказочный сюжет и дети строят на столе, педагог в Фиолетовом лесу. И все вместе строят дом для гнома или пчелки, фантазируя и развивая сюжет. Далее можно пользоваться маленькой схемой. В качестве трафаретного рисования можно просто обрисовывать геометрические фигуры, а можно опять же вернуться к сказке и пройти ее всю, обрисовывая детали. Обязательно надо придумывать сюжет вокруг какого –то сказочного героя и в конце, например, посадили пчелку на машину и проговорили как она едет на машине, и обязательно учим складывать игры на место.
Эталонные конструкторы «Черепашки. Пирамидка»
7 цветов, три размера (большая черепашка – папа, средняя черепашка – мама, и маленький малыш)
Используется нанизывание, соотношение по величине, можно строить и на столе и на игровом поле (правильно объяснять ребенку где голова, где ноги).
Вариативность: нанизывание по цвету, по величине, плоскостное и объемное конструирование, конструирование по схемам, свободное конструирование.
Схемы так же есть в комплекте. Так же мы их отрисовываем. Вариантов много.
«Чудо Крестики 1»
Основные цвета, вкладыши, количество и состав числа. Модно выкладывать вертикальную башню, горизонтально – поезд, лесенка, конструирование по схемам (схемы прилагаются)
«Чудо соты» - продолжение Чудо – крестиков (добавляется новый цвет, разнообразится конструирование)
Игровой квадрат или всем известный квадрат Воскобовича.
В раннем возрасте учим детей складыванию (на себя, от себя, через уголок, вдоль). Получается шоколадка в зеленом (красном) фантике для гномов, печенье (маленький квадрат). Кормим гномов (ням-ням-ням). Сложив по диагонали получаем горочку, по ней могут кататься пальчики по очереди или различные персонажи. При этом активизируем речь. Делаем конфеты, домики, конвертики.
Волшебная восьмерка
Вариативность: - работа на игровом поле или на столе; - вытаскивание палочек, подсовывание под резиночку; - одноцветное и разноцветное выкладывание палочек (поворот); - работа одной и двумя руками; - работа со словесной инструкцией: покажи, положи, найди…; - моделирование из палочек на столе (заборчик, домик, цветочек)
Шнур – малыш
На конце шнурочка завязываем узелок. Начинаем с обучения нырять и выныривать. Затем мы учим их огибать кнопочки. Это движение более тонкое и хорошо развивает пальчики детей. А как известно, любое действие руками способствует развитию речи, мышления. Когда мы овладели действиями одной рукой, делаем все тоже самое другой рукой. У детей до 3-4 лет основная рука не стоит, поэтому развивая обе руки, мы развиваем оба полушария. Усложняя задачу, можно предлагать схемы, словесные указания.
Чтение через игру
Мы готовим артикуляционный аппарат у детей. Используем карточки Арлекин, Ирлекин, Урлекин, Орлекин, Ерлекин. Мы не учим их читать, мы развиваем артикуляционный аппарат. Мы показываем наших любимых шутов и пропеваем их любимую песенку (Оооо). Следим за тем, чтобы дети правильно ставили губы, язык. Затем переходим к слоговому пению.
Для этого можно использовать «Складушки» - это альбом с картинками и песенками и диск. Песенки можно использовать как фон для игры.
Конструкторы могут сочетаться между собой.
«Игровизор» игровой графический тренажер
Рекомендации : Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.
Литература :
1. Вкладыши к играм.
2. Развивающие игры Воскобовича . 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В. Воскобовича , Л. С. Вакуленко.
Спасибо за внимание!
Заведующий ГБДОУ «Детский сад № 91
комбинированного вида» __________ О. Е. Выговская
Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
Детки, которые развиваются по методике Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.
Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались , в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей)
Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».
Игру сопровождает методическая «Тайна Ворона Метра, или об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
«Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое.
Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, «сенсорику» (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.
"Кораблик «Брызг – брызг " представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках - паруса.
Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических пнятиях, о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.
«Математические корзинки» - это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания. Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов.
По сказочному сюжету ребенок вместе с зверятами-цифрятами: Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и другими собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет у кого корзинки полные, а у кого нет. Зверята собирают грибы, а малыш выясняет, кто собрал больше, а кто меньше.
«Забавные буквы» - это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя – Орлекин, У – представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д.
Играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.
«Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в -теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово.
Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты " является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты " - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета ( и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание .
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их , и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты " является именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии "Сказочные лабиринты " не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.
Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов " - раннее творческое дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Развивающая среда - Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.
Способы реализации технологии
Особенности "Сказочных лабиринтов " таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Результаты
Исследования, проведенные в детских садах, работающих по технологии Воскобовича, показали: в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Пяти-шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать. Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой "форме" обучения и "наигрались" в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.
На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:
Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.
Насколько я успела заметить, в последние годы понятие развивающих игр сильно сместилось - магазины детских игрушек предлагают различные интерактивные приспособления, которые могут говорить с ребенком, мигать и проигрывать мелодии в ответ на его действия или жесты.
Это все очень хорошо, но где же в этом элемент развития ребенка? Порой мне кажется, что проще взять обычный кубик или камень, и вообразить вокруг него целую историю. Это поможет малышу действительно развиваться.
Однако, есть и те игрушки, которые действительно помогут и маме, и ребенку - например, квадрат Воскобовича. Это простая многофункциональная игрушка, которая понравится любому малышу.
Из этой статьи вы узнаете
Секрет методики Воскобовича
На самом деле, весь секрет методики заключается в простоте - чем проще игрушка, тем больше с ней можно сделать. Ну, представьте сами - допустим, школьный класс для Барби или кукольный домик - это красивые, сложные игрушки, но играть с ними можно только в одну игру.
И вспомните свое детство в песочнице, как вы своими руками возводили целые города и страны, устраивали рыцарские турниры, играли в казаков-разбойников (а некоторые, наверное, и в ножички). Простые игрушки требуют большой отдачи от детей, и поэтому они так привлекательны с точки зрения раннего развития.
Игрушка Воскобовича представляет собой квадрат, разделенный на равнобедренные прямоугольные треугольники. Обычно одна сторона квадрата окрашена в один цвет, а другая - в контрастный.
Это помогает малышу изучать пространство. Также для квадрата существует и особая инструкция - различные схемы и предложения, во что и как можно поиграть с ребенком, используя квадрат.
Сам Воскобович был крайне далек от психологии и педагогики, но сильно любил собственных детей, но, к сожалению, в то время практически не встречались качественные развивающие игрушки.
Поэтому талантливый физик придумал и сделал такие игрушки для своих деток. Основные принципы его методики заключались в таких аспектах, как:
Как использовать игрушку
Квадрат Воскобовича - штука забавная даже для родителей. Чем-то напоминает оригами, чем-то - бумажные игрушки-раскладушки из нашего детства. Можно посмотреть в интернете мастер-класс на тему использования игрушки, но я предлагаю сначала воспользоваться собственной фантазией. Итак, что можно сделать с квадратом?
Как сделать квадрат своими руками
Все, что нужно для создания развивающей игрушки своими руками - кусочек гибкого, прочного материала и яркие прочные треугольники. Самый простой и безопасный способ сделать эту игрушку - сшить её из ткани.
Она будет приятной наощупь, гибкой и при этом весьма прочной (намного прочнее, если сложить, например, из бумаги). Для того, чтоб сделать более жесткий вариант, можно взять кусочек плотного картона (или тонкого пластика), и гибкую немаркую ткань для основы.
Сделав выкройку, нужно просто приклеить треугольники с двух сторон на основу. Также можно посмотреть мастер-класс по изготовлению квадрата из других подручных средств.
Несколько примечаний
Думаю, многих заинтересовала эта игрушка, поэтому поделюсь собственными наблюдениями. Игры по методике Воскобовича следует использовать с детьми начиная с двух лет. Сначала это будут простейшие манипуляции - малыш будет теребить приятный яркий квадратик, учиться его складывать, но с каждым годом игра будет усложняться.
Игровой процесс позволяет детям делать что-то самостоятельно. Это развивает ответственность, а также дает полное удовлетворение от учебного процесса. В возрасте 2-4 лет очень важно закрепить положительный эффект от обучения, тогда в дальнейшем будет намного проще привыкнуть к учебному и образовательному процессу.
Лучше всего использовать развивающие игры вместе с методическим пособием - там есть иллюстрированные сказки, различные алгоритмы складывания, которые помогут разнообразить процесс.
Что делать дальше
Игры по методике Воскобовича позволяют ребенку познакомиться с окружающим миром, но рано или поздно ребенок перерастет и эту замечательную игрушку. Тогда имеет смысл завести другие увлекательные игрушки по методу Воскобовича - кстати, их тоже легко сделать своими руками, но при желании можно купить и готовые.
С помощью таких игр можно улучшить логическое и пространственное мышление у малыша, научить его первичным арифметическим навыкам, познакомить его с моделированием и пространственной геометрией.
Также я хочу отметить и то, что очень важно развивать ребенка равномерно. Не стоит уходить в какую-то узкую сферу, лучше всего, когда малыш пребывает в гармонии. А это значит, что ему время от времени нужно учиться абстрактному мышлению.
Развивая малыша гармонично, можно добиться больших высот - его креативный потенциал вырастет, а творческие и интеллектуальные способности будут увеличиваться и улучшаться.