Герцен былое и думы главные герои. Былое и думы

Книга охватывает события с начала 1812 до 1868 годов. Сначала идёт повествование автора о его няньке, а так же том, как мыкалась его семья в Москве в 1812 году, когда город был занят французами. На тот момент А. И. было 8 или 9 лет. Конечно, в полном смысле мемуарами «Былое и думы» назвать можно с большой натяжкой: последовательность повествования практически отсутствует. Она прослеживается только в первых пяти частях. Остальные три - это ряд очерков, статей, который расположены по хронологии. Некоторые главы этой книги печатались отдельно, например «Западные арабески» и «Роберт Оуэн». Сам Герцен называет «Былое и думы» домом, который постоянно строится и обрастает новыми и новыми помещениями.


Первая часть «Былого и дум», которая описывает период жизни автора с 1812 по 1832, посвящена его жизни в доме отца. Отец Герцена - умный, ипохондричный человек. Сын называет его типичным порождением XVIII века.
14 декабря 1825 года произведи неизгладимое впечатление на мальчика. Через два года он знакомится с Н. Огаревым, человеком, с которым его связывает родственная кровь. Огарев - будущий поэт, его с удовольствием читают люди в 1840-1860-х. Позже Герцен крепко сдружится с ним и они даже будут вместе заниматься русской типографией в Лондоне. Пока оба мальчика одинаково любят Шиллера - это тоже сближает их. Друзья считают себя политическими заговорщиками, которые заключили союз - они даже вместе присягнули Москве и поклялись потратить свою жизнь на борьбу. Так, радикальные политические взгляды заложились в Герцене очень рано. Повзрослев и поступив в Московский университет на физико-математическое отделение, он продолжал их упорно проповедовать.
Вторая часть, «Тюрьма и ссылка», (1834-1838), рассказывает о том, как Герцен, Огарев и остальные участники их университетского сообщества были арестованы и сосланы из-за дела об оскорблении его величества царя. Герцен рассказывает, что его сослали в Вятку. Там он работал в канцелярии губернского правления. На нём лежал статистический отдел. В этой же главе есть целая подборка смешных и не очень случаев из истории Вятки и его службы там. Во время ссылки Герцен познакомился с А. Л. Витберг. Автор с восторгом отзывается о его фантастическом проекте храма, который был спроектирован в память о 1812 годе на Воробьёвых горах. В 1838 году Герцен покидает Вятку и его посылают во Владимир.


Треться часть, названная «Владимир-на-Клязме», посвящена о истории любви Герцена и Натальи Александровны Захарьиной. Она была незаконная дочь дяди Герцена и воспитывалась у сумасшедшей и злой тётки. Не получив у родственников разрешения жениться на ней, в 1838 году Герцен уезжает в всё ещё закрытую для него Москву вместе со своей невестой. Там они втайне ото всех венчаются.


Четвёртая часть называется «Москва, Петербург и Новгород». В ней описывается московские интеллектуалы, представляющими собой целую эпоху. Когда ссылка для Герцена и Огарева закончилась, они вошли в кружок Станкевича, где сразу же подружились с Белинским и Бакуниным. Главу «Не наши» Герцен посвятил Хомякову, Киреевских, Аксакову и Чаадаеву. В ней автор рассказывает о тех факторах московской атмосферы, которые сближали западников и славянофилов в 40-е гг. Герцен объясняет, почему славянофильство - это не то же самое, что и официальный национализм. В конце он рассуждает о том, какой должна быть русская община и о социализме.
В 1846 году идеология Огарева и Герцена идёт немного в сторону от многих других деятелей, между Грановским и Герценом даже вспыхнула ссора: один верил, другой отрицал бессмертность души. После этого инцидента Герцен уезжает из России.


Пятой части Герцен даёт название своего маршрута - «Париж - Италия - Париж: Перед революцией и после неё». Герцен рассказывает о своих первых годах жизни в Европе. Он рассказывает о себе как об отвлечённом русском человеке, который, живя в России захлёбывался шедеврами, написанными здесь, в Париже: «Итак, я действительно в Париже, не во сне, а наяву: ведь это Вандомская колонна и rue de la Paix». Дальше он едет в Италию и наблюдает национально-освободительное движение. Он пишет о Риме и о «Молодой Италии». В феврале он возвращается во Францию и в середине этого же месяца в 1848 году там вспыхивает знаменитая февральская революция. О ней Герцен пишет очень кратко: подробнее интересующийся читатель может прочесть в «Письмах из Франции и Италии». Автор уделяет больше внимание эмиграции в Париже - о засилии Франции поляками. Он рассказывает о том, что эмиграция несёт мистический мессианский и католический пафос. Он упоминает об Июньских днях и о своём побеге в Швейцарию.


В пятой части заканчивается последовательное повествование. Начинают проскальзывать ни с чем не связанные очерки и статьи. Находясь в работе над «Западными арабесками» Герцен явно пребывает под гнётом Наполеона III - автор с тревогой пишет о том, что западная цивилизация погибает. Это волнует каждого русского социалиста и либерала. Душа Европы убывает с насаждением мещанства и его проповедью материального культа благополучия. Единственный выход из этого, по Герцену, это создание социального государства.
Так же Герцен посвящает несколько глав Прудону: он пишет и об их знакомстве, и о его личных впечатлениях о нём, и о его книге «О справедливости в церкви и в революции». Герцену не по нраву то, как Прудон жертвует человеком во имя построения справедливого государства. Такая модель социального государства не верна в корне: её предлагали и идеологи вроде Ба-Бефа, участвующего в революции 1891 года, и русские шестидесятники. Герцен сравнивает этих членов революции с Аракчеевым.


Особенно Герцен критиковал Прудоновское отношение к женщине - эдакий французский крестьянин-собственник. По мнению Герцена, Прудон слишком примитивен в таких сложных и многокомпонентных вещах, как измена и ревность. Болезненность, с которой Герцен рассуждает обо всём этом, наталкивает на мысли, что тема измены и ревности ему до боли знакома.
Пятая часть завершается описанием последних лет жизни Натальи Александровны, чья смерть оканчивает драматическую историю семьи Герцена. Эта часть «Былого и дум» опубликовалась после смерти всех упомянутых в ней лиц, через несколько лет.


Наталья Александровна всегда была склонна к депрессии, и разгром восстания с кровопролитием, появление на троне Наполеона III, а так же тяжело больная маленькая дочь подкосили впечатлительную женщину. Находясь на грани нервного срыва, она знакомится с Гервегом, известным немецким поэтом и социалистом, который в то время тесно дружил с Герценом. Она обольщается его жалостливыми историями про одиночество души и у них возникает роман. Наталья Александровна любит мужа и ребёнка, и её мучает такая вынужденная позиция между двумя фронтами. Она не могла долго скрывать свою связь от мужа, и всё ему рассказывает. Герцен готов дать развод, если она попросит. Но Наталья Александровна бросает любовника и остаётся с мужем. Герцен саркастически описывает семейное положение Гервега и с иронией отзывается о его жене Эмме. Эмма - богатенькая дочь банкира, на которой женились только из-за приданого.

Она беспрерывно восторгалась своим гениальным мнением и душила его своей чрезмерной опекой. Она требовала от Герцена, чтобы тот отказался от семьи ради душевного равновесия Гервега.
Восстановление мира в семье Герцены отмечают поездкой в Италию на несколько месяцев. В 1851 году терпит кораблекрушение судно, на котором находились мать Герцена и маленький сын Коля. Оба погибают. Гервег преследует чету Герценов и сначала клянчит, потом требует, и наконец грозиться убийством и самоубийством в случае, если ему откажут. Следствием заступничества за Герцена его друзей оказывается рукоприкладство, напоминание о старых денежных долгах, публикации в периодике и прочее. Нежная Наталья Александровна, не выдержав всех этих стяжательств, умирает во время родов в 1852 году.


Последний раздел пятой части называется «Русские тени». В нём содержатся упоминания о русских эмигрантах, с которыми Герцен много общался. Он упоминает Н. И. Сазонова, который был его университетским приятелем. Сазонов долго и бестолково ездил по Европе, метался от одного политического проекта к другому, не признавал слишком «литературного» Белинского. Для Герцена Сазонов представлял тот тип современного ему русского человека, который зря тратил свои силы, которые не нужны были России. Упоминая о своих сверстниках, Герцен требует от заносчивых молодых «шестидесятников» признания и справедливости. Ведь его поколение «жертвовало всем, что предлагала им традиционная жизнь, из-за своих убеждений. Таких людей нельзя просто сдать в архив...». А. В. Энгельсу, по мнении. Герцена, свойственен «болезненный надлом» и чрезвычайное самолюбие, свойственное для всех выходцев из поколения петрашевцев.

Это самолюбие сдабривалось «дрянными и мелкими людьми», составлявших большую часть общества. Они была неспособны с упорной и трудной работе, бесполезны, раздражительны и временами даже жестоки.
Часть шестая. После того, как Наталии не стало, Герцен уезжает в Англию. Он искал защиты у демократичного третейского суда. То, что Гервег сделал его семейную трагедию публичным достоянием, не должно было сойти ему с рук. Но вместо судебного процесса Герцен успокоил себя написанием «Былого и дум» и созданием русской типографии.


Герцен стал одним из тех бесчисленных эмигрантов, которые заполнили тогда Англию, считавшуюся приютом, ибо она имела «право убежища». Привыкая и находя полезным умиротворяющий темп лондонской жизни, Герцен пишет о своём благотворном одиночестве. Он одинок среди толпы.
Об эмигрантах и их положении подробно рассказано в шестой части («Англия (1852-1864)»).
Герцен был знаком, иногда даже близко, с вождями европейского социалистического и национально-освободительного движения. Среди знакомых автора были так же шпионы, преступники, не хотящие садиться в тюрьму - все они выпрашивали убежище под прикрытием беженцев из-за политических убеждений. Так как Герцен хорошо знал особенности характера каждой национальности, он написал об эмиграции каждой национальности в отдельности, разбив очерки по главам. («Польские выходцы», «Немцы в эмиграции», и т.д.). Маркса и его марксидов Герцен считал непорядочными, готовыми на всё ради уничтожения соперника. Неприязнь Герцена была взаимной. Всё же автор с интересом наблюдал и записывал столкновения разных национальностей - в таких ситуациях наиболее ярко проявлялся коренной характер.
Седьмая часть о русской эмиграции. Бакунину и Печерину посвящены отдельные очерки. Так же в седьмой части Герцен пишет о создании русской типографии и «Колоколе» (1858-1862). Сначала речь идёт о том, как какой-то полковник, нелиберальный и невежественный, является к Герцену, считая его своим начальством. («Я тотчас почувствовал себя генералом...»). Журнал «Колокол» обретает огромную популярность и вес в России. Особенно, когда в Москве прошла серия пожаров и Герцен в одном из выпусков журнала поддержал поляков, когда те выступали в восстании в 1862 году.
Первая глава восьмой части называется «Без связи». Общего название и темы эта часть не имеет. Здесь собраны описания событий, которые произвели впечатление на автора в конце 60-х годов разные страны Европы. О самой Европе Герцен мнения не изменил, она по-прежнему для него «царство мёртвых». Глава под названием «С того света» - о стариках, которые когда-то были удачливы и даже известны. Единственным местом в Европе, пригодным для жилья, Герман называет Швейцарию.


В конце сборника «Былое и думы» содержатся письма, которые писали Герцену Н. Полевой, Белинский, Грановский, Чаадаев, Прудон, Карлейл и другие. Все они названы единым заголовком - «Старые письма». Герцен пишет к ним предисловие, где противопоставляет письмо и книгу. В письмах прошлое не чувствуется таким тяжёлым и давящим, как в книгах. Этим письма обязаны тем, что они непринуждённы и написаны в атмосфере будничных забот, которые сквозь бумагу чувствует получатель. Все эти письма похожи на мемуары Герцена в целом, ведь в рассуждения о европейской цивилизации он попытался вставить то самое «случайное» и «будничное», сквозившее в письмах.

Краткое содержание романа "Былое и думы" пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Былое и думы». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

«Былое и думы»- это одно из самых знаменитых произведений А.И. Герцена. Для начала стоит разобраться, кто же такой Герцен? Герцен является одним из выдающихся критиков правительства своего времени, в революционных кругах его уважали, считали одним из самых умнейших людей своего времени. Многие историки считают, что Герцен побудил создание революционных движений.

Данное произведение содержит в себе биографические данные. В нем рассказывается про детство Герцена, про его увлечения и про его жизнь в ссылке. С самого детства герой произведения увлекался чтением, мечтал узнать больше информации, размышлял о происходящем в государстве. Но больше всего на формирование личности Герцена повлияло его окружение в университете. Он активно высказывал вместе с товарищами свое мнение по многим вопросам. Власти это не понравилось, и его отправили в ссылку.

В ссылке он прожил достаточный отрезок времени. Но больше всего в данном произведение важно описание жизни населения России, встречи Герцена с «Западниками», описание различных общественных течений того времени и описание жизни ссыльного дворянина. Помимо этого произведение показывает нам какой жестоко была цензура того времени, как власть жестоко расправлялась с теми, кто высказывался против ее правление, против цензуры, сражался за освобождение рабочего класса и всего общества, за построение либерального общества и за признание прав и свобод каждого человека.

В заключение хочу сказать, что произведение А.И. Герцена учит быть личностью во всех бедах и невзгодах, бороться за права человека и гражданина в любой ситуации, оставаться умным и начитанным человеком даже в ссылке и тюрьме, помогать ближнему во всех его начинаниях, быть патриотом своей державы даже будучи ненавистным для властей своей Родины, а помимо этого уважать и любить свою историю и передавать с помощью своей жизни ту правду, которая на самом деле существовала.

Картинка или рисунок Герцен - Былое и думы

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Гончаров Обыкновенная история

    Действие романа происходит ранним летним утром в семье помещицы Адуевой. Молодой барин, Александр Федорович решается отбыть на службу, и поэтому все дворовые хлопочут чуть свет во всем доме. Вместе с юношей уезжает его слуга Евсей

  • Краткое содержание Пропала совесть Салтыкова-Щедрина

    Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге

  • Краткое содержание Гофман Песочный человек

    В детстве мать Натаниэля укладывала его спать со словами: "Идет Песочный человек, я вижу." Не смотря на то, что она просто имела ввиду, что у него глаза сонные, как будто в них засыпан песок, Натаниэля пугало это выражение

  • Краткое содержание Лермонтов Герой нашего времени

    Григорий Печорин – человек очень эгоистичен, что иногда не сразу можно понять. Он очень холоден и замкнут, но когда ему очень надо, он проявляет все самые лучшие стороны своего характера.

  • Краткое содержание Соловьиный сад Блока

    Главный герой поэмы тяжело работает на берегу моря, он добывает камень, который возит на осле к железной дороге. По пути он идет поблизости от приятного и прохладного сада с цветами и «соловьиным напевом».

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(2-ая 3-ть XIX века)

Планы практических занятий

Практическое занятие 1. «Былое и думы» А. И. Герцена

План:

    История создания «Былого и дум». Широкий охват действительности в «Былом и думах» А. И. Герцена: русские передовые люди 40-х гг.; крестьяне и дворовые; царские бюрократы и помещики; отечественная война 1812 г.
3. Герцен о славянстве и его исторических судьбах, о русской национальной культуре, о будущем России. 4. Творческий принцип «отражения истории в человеке» и критерии оценки личности в «Былом и думах». 5. Жанровое своеобразие книги: сочетание воспоминаний и исповеди с активной публицистичностью, художественных зарисовок с философской проблематикой. 6. Постановка «вечных тем»; трагические элементы в мировоззрении и произведениях Герцена. 7. Особенности стиля Герцена.

Литература:

Герцен А. И. Былое и думы. (Любое издание). Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Полн. собр. соч. Т. 10. С. 279 – 359. Берлин И. Герцен и Бакунин о свободе личности // Исайя Берлин. История свободы. Россия. М., 2001. С. 85 – 127. Гинзбург Л. Я. «Былое и думы» Герцена. (Любое издание). Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей // В. В. Зеньковский. Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 52 – 62. Зеньковский В. В. А. И. Герцен // Василий Зеньковский. История русской философии. М., 2001. С. 264 – 290. Кантор В. К. Революция или эволюция? А. И. Герцен: Россия и Запад, революция и литература // Русская классика, или Бытие России. М., 2005. С. 349 – 389.

Практическое занятие 2. Лирика Ф. И. Тютчева

План:

    Место лирики Тютчева в истории русской поэзии. Философская лирика Тютчева. Мотивы одиночества («Silentium!», «Фонтан», «Душа моя – Элизиум теней»). Пантеизм поэта («Не то, что мните вы, природа», «Видение», «Сумерки»). Тема хаоса в природе («Сон на море», «О чем ты воешь, ветр ночной», «День и ночь»). Тема любви и смерти («О, как убийственно мы любим», «Близнецы»). Славянофильские мотивы у Тютчева («Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять»). Своеобразие трактовки природы в лирике поэта («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной…», «Летний вечер»). Своеобразие мелодики и ритма в поэзии Тютчева.

Литература:

Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений. Л., 1987. Берковский Н. Ф. И. Тютчев // Ф. И. Тютчев. Полн. собр. стихотворений. Л., 1987. С. 5 – 42. Кантор В. К. Как понимать Россию? // Русская классика, или Бытие России. М., 2005. С. 19 – 27. Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. М., 1978. Пигарев Кирилл. Ф. И. Тютчев и его время. М., 1978. Соловьев Вл. С. Ф. И. Тютчев // Владимир Соловьев. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990. С. 283 – 297. Чагин Г. В. Федор Иванович Тютчев (185 лет со дня рождения). М., 1988.

Практическое занятие 3. Поэзия А. А. Фета

План:

    Особенности лирики Фета, ее основные мотивы.Фет как поэт-новатор.Место красоты и вечных ценностей в лирике поэта («Из тонких линий идеала», «Сияла ночь, луной был полон сад», «Ласточки», «Только в мире и есть…»).Импрессионистические элементы («На стоге сена ночью южной…»), фиксация неопределенных чувств, переходных состояний души.Проповедь чистого искусства; раздор с поколением, политический консерватизм поэта («К памятнику Пушкина 26 мая 1880 года», «Псевдопоэту», «Вот наш патент на благородство», «1 марта 1881 года»).Ритмика и мелодика стиха Фета.Влияние поэзии Фета на творчество русских символистов (Анненского, Блока и др.).Фет как переводчик.

Задание:

Проанализируйте 2 – 3 стихотворения Фета из приведенных ниже: «Люди нисколько ни в чем предо мной не виновны…», «Неотразимый образ», «Сонет», «Нельзя», «Превращения», «Ответ Тургеневу», «Тургеневу», «Бабочка», «Музе», «Ивы и березы», «У камина».

Литература:

Фет А. А. Стихотворения. Поэмы. Переводы. М., 1985. Благой Д. Д. Мир как красота // А. А. Фет. Вечерние огни. М., 1971. С. 760 – 785. Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. М., 1974. Соловьев Вл. С. О лирической поэзии. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского // Владимир Соловьев. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990. С. 208 – 245. Эйхенбаум Б. М. Фет // Б. М. Эйхенбаум. О поэзии. Л., 1969.

Практическое занятие 4. Проблематика и поэтика романов

И. С. Тургенева

План

      Место И. С. Тургенева в истории литературы, определяемое новейшей концепцией о делении критического реализма на социологическое о психологическое течения, и ваше отношение к этой концепции. Поэтика романов Тургенева:
а) композиция: группировка образов, пространственно-временные координаты повествования, сюжетная целеустремленность и экскурсы в прошлое, роль диалогов; б) позиция автора по отношению к героям (поэтизация и критика, портрет, характер лиризма, функции пейзажа и музыки). Проблема идеала писателя; в) особенности психологического анализа.

Литература

Романы И. С. Тургенева, указанные в списке текстов для чтения. Батюто А. И. Тургенев-романист. Л., 1972. С. 6, 7, 86 – 88, 125 – 128, 149 – 165, 200 – 212, 218 – 220, 240. Винникова А. Тургенев и Россия. М., 1977. С. 149 – 163. Кантор В. К. Европейские уроки. Иван Тургенев: Россия сквозь «магический кристалл» Германии // Русская классика, или Бытие России. М., 2005. С. 243 – 278.Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. Л., 1975. Мережковский Д. С. Тургенев // Д. Мережковский. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С. 475 – 479.Недзвецкий В. А., Пустовойт П. Г., Полтавец Е. Ю. И. С. Тургенев. М., 1998.Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «отцы и дети»: Комментарий. М., 1991. Топоров В. Н. Странный Тургенев: Четыре главы. М., 1992. Чичерин А. В. Тургенев, его стиль // Мастерство русских классиков. М., 1969.Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendez-vous // Полн. собр. соч. Т.5. С. 156 – 174. Чичерин А. В. Сила поэтического слова. М., 1985. С. 19 – 26. Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» в свете психопоэтики // Е. Г. Эткинд. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX вв. М., 1999. Гл. V. С. 167 – 214.

Практическое занятие 5. Творчество И. А. Гончарова

План:

    Раннее творчество Гончарова («Счастливая ошибка», «Лихая болесть», «Иван Савич Поджабрин»). Особенности концепции реализма у Гончарова (теория исторической дистанции как непременного условия реалистического изображения, понимание категорий «тип», «типическое»). Роман «Обрыв». История создания романа. Совмещение разновременных исторических пластов. Образ Райского. Бунт Веры против заветов старины; место образов Веры и Марфиньки в ряду героинь русской литературы 60-х гг. Образ Марка Волохова. Тушин и его место в системе персонажей романа и в галерее «деятельных героев» русской литературы. Художественные особенности романов Гончарова. Особенности стиля Гончарова. Объективность повествования. Роль детали в соотношении реально-бытового и символического в романах Гончарова. Значение Гончарова в истории русской литературы.

Литература:

Гончаров И. А. Собрание сочинений. (Любое издание). Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. // Полн. собр. соч. Т. 10. С. 279 -– 359. Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? // Собр. соч. Т. 4. С. 307 -– 343. Кантор В. К. Долгий навык к сну (роман И. А. Гончарова «Обломов») // Русская классика, или Бытие России. М., 2005. С. 312 – 348 Мережковский Д. С. Гончаров // Д. Мережковский. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С. 464 – 474. Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров -– романист и художник. М., 1992. Писарев Д. И. Писемский, Тургенев и Гончаров. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургеневе и Гончарова // Соч. Т. 1. С. 192 – 273. Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» в свете психопоэтики // Е. Г. Эткинд. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX вв. М., 1999. Гл. IV. С. 115 – 166.

Практическое занятие 6. А. Н. Островский – создатель русского реалистического театра

План:

    Место Островского в контексте общественно-литературных направлений эпохи. Островский и Гоголь. Молодая редакция журнала «Москвитянин» и отражение ее идей в пьесах первой половины 50-х гг. («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»). Критика бюрократической системы в «Доходном месте». Островский после 1861 г. Исторические драмы («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода»). Драмы и комедии Островского 60 – 80 гг. Основные темы, образы и мотивы пьес: «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница». «Снегурочка». Фольклорно-мифологическая основа драмы. Проблема жанра. Проблема искусства и образы актеров в драматургии Островского («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). Островский как создатель самобытной национальной драмы, жанровая система и драматургические принципы Островского. Язык произведений драматурга. Островский как переводчик шедевров мировой драматургии (Шекспир, Сервантес, Гольдони, Гоцци и др.).

Литература:

Островский Н. А. Полное собрание сочинений в двенадцати томах. М., 1976. (Или другое издание).Добролюбов Н. А. Темное царство // Собр. соч. Т. 5. С. 7 – 139.Добролюбов Н. А. Луч света в темном царстве // Собр. соч. Т. 6. С. 289 – 363.Григорьев А. А. После «Грозы» Островского // Литературная критика. М., 1967.Журавлева А. И. А. Н. Островский-комедиограф. М., 1981.Лакшин В. Я. Александр Николаевич Островский. М., 1982.Лобанов М. П. А. Н. Островский. М., 1989.Писарев Д. И. Мотивы русской драмы // Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. С. 356 – 395.

Практическое занятие 7. Художественный мир произведений

Н. А. Некрасова

План:

    Первые поэтические опыты Некрасова («Мечты и звуки»). Развитие сатиры Некрасова («Нравственный человек», «Колыбельная песня»). Сатирические зарисовки помещичьей жизни («Псовая охота», «Отрывки из путевых записок графа Гаранского»). Некрасов и «натуральная школа». Крестьянско-демократические идеалы поэта. Поэмы «Коробейники», «Мороз, Красный нос». Широта изображения русской жизни в «Кому на Руси жить хорошо». Образы героев поэмы. Труд и капитал в поэзии Некрасова («Плач детей», «На Волге», «Железная дорога», «Песня о свободном слове»). Проблематика и художественное своеобразие незавершенной сатирической поэмы «Современники». Своеобразие стихосложения в произведениях поэта. Жанровый состав поэзии Некрасова. Стиль поэзии Некрасова. Обновление поэтического словаря. Изменение мелодики стиха. Особенности некрасовского стиха. Сказовый стих.

Задание:

Проанализируйте письменно одно из стихотворений Н. А. Некрасова.

Литература:

Некрасов Н. А. Собрание сочинений. (Любое издание).Бухштаб Б. Я. Н. А. Некрасов: Проблемы творчества. Л., 1989.Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова: В 3 т. М.; Л., 1950 – 1952. Т. 2, 3.Корман Б. О. Лирика Н. А. Некрасова. – 2-е изд. – Ижевск, 1978.Скатов Н. Н. Некрасов: Современники и продолжатели. М., 1986.Чуковский К. И. Мастерство Н. А. Некрасова. – М., 1971.

Практическое занятие 8. Раннее творчество Ф. М. Достоевского

План:

    Проблема периодизации творчества Достоевского. Связь молодого Достоевского с кружком Петрашевского и «натуральной школой». Роман «Бедные люди» и его оценка Белинским. Выражение в «Бедных людях» противоречивого единства плебейской гордости «забитых людей» и их индивидуалистической рефлексии. Дальнейшее углубление в повестях и романах 50-х – начала 60-х гг. этих противоречий («Хозяйка», «Слабое сердце», Неточка Незванова», «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья»). Поэтика «Записок из подполья» Достоевского.

Литература:

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л., 1971 – 1990. Т. 1 – 5. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1979. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1846 г. // Полн. собр. соч. Т.10. С.279 – 359. Бем А. Л. Исследования. Письма о литературе. М., 2001. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Духи русской революции // Бердяев Н. А. О русских классиках. М., 1993. Добролюбов Н.А. Забитые люди // Собр.соч. Т.7. С.225 – 275. Долинин А. С. Достоевский и другие: Статьи и исследования. Л., 1989. Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. Л., 1985. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. Назиров Р. Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов, 1982. Щенников Г.К. Целостность Достоевского. Екатеринбург, 2001

Практическое занятие 9. Сатирические произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина

План:

    Ранний период творчества Салтыкова-Щедрина. Повести «Противоречия» и «Запутанное дело». Утверждение реализма в «Губернских очерках». Переход от юмора к сарказму. Усиление щедринской сатиры в 60-е гг. «Помпадуры и помпадурши»: разнообразие типов бюрократов. «История одного города» как сатира на самодержавный режим и опыт национального мифотворчества. История и современность в «Истории одного города». Проблема народа и власти. Смысл финала. Природа гротеска в сатире Щедрина. Эзоповская манера Щедрина. Разнообразие сатирических жанров. Реалистическая фантастика и сатирическая гипербола. Богатство и своеобразие стиля Щедрина.

Задание:

Проанализируйте письменно развитие сюжета и конфликта, стиль повествования в одном из произведений Щедрина.

Литература:

Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в десяти томах. М., 1988. (Или другое собрание сочинений).Бушмин А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.Макашин С. А. Салтыков-Щедрин: Последние годы. 1875 – 1889. М., 1989.Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.Тюнькин К. И. Салтыков-Щедрин. М., 1989. (серия ЖЗЛ).Турков А. М. Ваш суровый друг. Повесть о М.Е. Салтыкове-Щедрине. М., 1998.

Самостоятельная работа студентов

Темы СРС

    Литературное и философское творчество славянофилов (А. Хомяков, И. и К. Аксаковы, И. и П. Киреевские). Раннее творчество Тургенева, Гончарова, Некрасова, Салтыкова, Островского, Достоевского, Л. Толстого. «Натуральная школа». «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник». Крестьянская проблема в произведениях А. Герцена, Н. Некрасова, И. Тургенева, Д. Григоровича, В. Даля, А. Писемского. Проблема «маленького человека» и изображение жизни городской бедноты в произведениях «натуральной школы». Произведения Н. П. Огарева. Творчество Н. Успенского, Помяловского, Левитова, Слепцова, Решетникова. Русская поэзия 1850 – 1860 гг. (А. Майков, Я. Полонский, А. Григорьев и др.). Повести Тургенева 50-х гг. («Дневник лишнего человека», «Фауст», «Ася»), своеобразие их конфликтов, поэтики. «Стихотворения в прозе», фантастические повести Тургенева. Связи Тургенева с Ж. Санд, Флобером, Золя, братьями Гонкурами. Художественный мир романов Гончарова. «Гроза» Островского и ее место в литературно-общественных спорах. Статьи Добролюбова, Писарева, Григорьева о «Грозе». Влияние Некрасова на поэзию конца XIX – начала XX в. Поэты некрасовской школы (А. Григорьев, А. Плещеев, В. Курочкин, Д. Минаев, Н. Ломан, В. Богданов, М. Михайлов, И. Гольц-Миллер, Н. А. Добролюбов, И. С. Никитин). Н. Г. Чернышевский и его роман «Что делать?». Писатели демократического течения. «Очерки народного быта» Н. Успенского. Н. Г. Помяловский-романист («Мещанское счастье», «Молотов»). «Очерки бурсы» Помяловского. «Подлиповцы» Ф. М. Решетникова. Рассказы и повести В. А. Слепцова («Владимирка и Клязьма», «Питомка», «Письма об Осташкове» и др.). Роман «Трудное время». А. И. Левитов. «Горе сел, дорог и городов». Особенности реализма Левитова. Творчество А. Ф. Писемского («Тюфяк», «Очерки крестьянского быта», «Русские лгуны», «Тысяча душ», «Люди сороковых годов», «Взбаламученное море» и др.).
24. Проза и поэзия А. К. Толстого.

Художественные тексты

      Н. А. Некрасов. В дороге. Тройка. Огородник. Колыбельная песня. Когда из мрака заблужденья. Родина. Еду ли ночью по улице темной. Нравственный человек. Вчерашний день часу в шестом. Я не люблю иронии твоей. Мы с тобой бестолковые люди. На улице. Блажен незлобивый поэт. Последние элегии. Несжатая полоса. Праздник жизни – молодости годы. В.Г. Белинский. «Безвестен я. Я славы не стяжал». Забытая деревня. Поэт и гражданин. Внимая ужасам войны. Размышления у парадного подъезда. На Волге. Плач детей. Зеленый шум. В полном разгаре страда деревенская. Рыцарь на час. Песня Еремушке. Орина, мать солдатская. Железная дорога. Умру я скоро. Жалкое наследство… Памяти Добролюбова. Н.Г. Чернышевский. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода»). Сеятелям. Коробейники. Мороз, Красный нос. Русские женщины. Кому на Руси жить хорошо. А. И. Герцен. Былое и думы. А. Н. Островский. Свои люди – сочтемся. Доходное место. На всякого мудреца довольно простоты. Волки и овцы. Гроза. Бесприданница. Лес. Таланты и поклонники. Без вины виноватые. Снегурочка. И. А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв. Ф. И. Тютчев. Пророчество. Эти бедные селенья. Mal’aria. Не то, что мните вы, природа. День и ночь. Святая ночь на небосклон взошла. Весенняя гроза. Есть в осени первоначальной. Весенние воды. Бессонница. Тени сизые смесились. 29 января 1937. Колумб. Гус на костре. Цицерон. В душном воздухе молчанье. Восток беле. Еще земли печален вид. Проблеск. О вещая душа моя. Последний катаклизм. Наш век. Умом Россию не понять. Не Богу ты служил и не России. Две силы есть – две роковые силы. Люблю глаза твои, мой друг. Я помню время золотое. Я встретил вас – и все былое. О, как убийственно мы любим. Предопределение. Не говори: меня он, как и прежде любит. А. А. Фет. Метель. Похищение из гарема. Я люблю его жарко: он тигром в бою. Диана. Вакханка. К Морфею. Венера Милосская. Чудная картина. Я пришел к тебе с приветом. Уж верба пушистая. Шепот, робкое дыханье. Это утро, радость эта. Только в мире и есть, что тенистый. Одинокий дуб. На стоге сена ночью южной. Ты видишь, за спиной косцов. Псевдопоэту. К памятнику Пушкина. Муза. Как трудно повторять живую красоту. Весна на юге. «Я ждал. Невестою царицей». Глубь небес опять ясна. Вечер такой золотистый и ясный. На рассвете. Ничтожество. Смерти. Опавший лист дрожит от нашего движенья. Как богат я в безумных стихах. Ей же. Ты отстрадала, я еще страдаю. Старые письма. Alter Ago. Долго снились мне вопли, рыданья твои. «Нет, я не изменил. До старости глубокой». А. К. Толстой. Князь Серебряный. Послание к Логвинову о дарвинизме. Баллада. Поток Богатырь. Сон Попова. История государства Российского от Ростомысла до Темашева. Против течения. Греческое стихотворение. И.С. Аксакову. Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель. Господь, меня готовя к бою. Сердце, сильней разгораясь от году до году. Бывают дни, когда злой дух меня тревожит. В совести искал я долго обвиненья. То было раннею весной. Ты знаешь край, где все обильем дышит. Звонче жаворонка пенье. Край ты мой, родимый край. Меня, во мраке и в пыли. Не верь мне, друг, когда в избытке горя. Колышется море: волна за волной. Колокольчики мои. Острою секирой ранена береза. Кабы знала я, кабы ведала. М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Благонамеренные речи. За рубежом. Современная идиллия. Пошехонская старина. Господа Головлевы. Сказки. И. С. Тургенев. Стихотворения. Параша. Разговор. Нахлебник. Месяц в деревне. Записки охотника. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Ася. Первая любовь. Вешние воды. Фауст. Отцы и дети. Стихотворения в прозе. Дым. Новь. Ф. М. Достоевский. Бедные люди. Двойник. Роман в девяти письмах. Господин Прохарчин. Хозяйка. Слабое сердце. Неточка Незванова. Село Степанчиково и его обитатели. Униженные и оскорбленные. Записки из подполья.

Виды контрольных мероприятий и форм аттестации дисциплины

Вопросы к экзамену по курсу «История русской литературы»

    Тематическое многообразие и художественное новаторство лирики Н.А. Некрасова (на примере его стихотворений). Размышления Н.А. Некрасова о роли поэзии и назначении поэта (целостный анализ нескольких стихотворений). Своеобразие интимной лирики Н.А. Некрасова (на примере анализа стихотворений по выбору). Художественное отражение личности Н.А. Некрасова в «покаянной» лирике (анализ стихотворений по выбору). Размышления Н.А. Некрасова о судьбах народных в поэмах «Коробейники» или «Мороз, Красный нос» (на выбор). Художественные особенности произведения. Социально-философская проблематика и поэтика поэмы Н.А. Некрасова «Железная дорога». Работы о Некрасове. Гражданский пафос поэм Н.А. Некрасова: «Дедушка», «Русские женщины». Реализм и романтические тенденции. Религиозные мотивы. Жанровое своеобразие, особенности поэтики поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Комедия А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся». Идейно-художественный анализ. «Славянофильский» период в творчестве А.Н. Островского. Анализ пьесы «Бедность не порок». Пьеса А.Н. Островского «Гроза»: особенности проблематики, конфликта. Система образов. Н.А. Добролюбов о пьесе, о характере Екатерины. Сатирическая комедия А.Н. Островского «Доходное место» (жанр, проблематика, система образов). «Бесприданница А.Н. Островского как социально-психологическая драма. Весенняя сказка «Снегурочка» (особенности жанра, связь с фольклором, стиль). Раннее творчество И.А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история» – начало гончаровской трилогии: тема, идея, особенности образов, поэтика. Роман И.А. Гончарова «Обломов». Социально-психологические коллизии. Образ Ильи Обломова в система образов романа. Философско-психологический романтизм Ф.И. Тютчева. Лирика природы. Проблема человека и его сознания в лирике Ф.И. Тютчева. Анализ стихотворений «Silentium!», «Фонтан», «Певучесть есть в морских волнах…» и др. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. «Денисьевский цикл» (сюжетность, трагическое начало, психологизм). А.А. Фет как поэт «чистого искусства» (эстетические принципы, психологизм, импрессионизм, музыкальность). Анализ одного из стихотворений. Основные темы лирики А.К. Толстого. Анализ стихотворения «Средь шумного бала». Общая характеристика сатирического творчества. Историческая трилогия А.К. Толстого. Анализ трагедии «Царь Федор Иоаннович». «Губернские очерки» М.Е. Салтыкова-Щедрина (тематика, особенности композиции, приемы сатирической типизации). Сатирические «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Основные темы. Поэтика. Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы» - по выбору). Раннее творчество И.С. Тургенева. «Записки охотника» как художественный цикл. Типология крестьянских характеров. В.Г. Белинский о цикле. Роман И.С. Тургенева «Рудин». Рудин как герой 30-х годов («лишний человек») и тип русского интеллигента. Особенности психологизма Тургенева. Проблема счастья и долга в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Поэтика. Роман И.С. Тургенева «Накануне» (проблематика, система образов). Трагическое в романе. Н.А. Добролюбов о романе. Проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Конкретно-историческое и универсальное. Мастерство Тургенева-романиста. Образ Базарова в системе образов романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Приемы создания характера. Спор о Базарове в русской критике и современном литературоведении (Д.И. Писарев, М. Антонович, Н. Страхов, Ю. Лебедев, В. Маркович). «Дым» И.С. Тургенева как социально-политический роман. Система образов. Поэтика. Роман И.С. Тургенева «Новь». Проблематика и поэтика. Трагедия Нежданова. Концепция любви в творчестве И.С. Тургенева. Повесть «Ася». Н.Г. Чернышевский о повести. Повести И.С. Тургенева о первой любви. Концепция писателя. Анализ повестей «Первая любовь», «Вешние воды». Тематика, жанровое своеобразие, особенности поэтики цикла И.С. Тургенева «Стихи в прозе».
37. Широкий охват действительности в «Былом и думах» А. И. Герцена: русские передовые люди 40-х гг.; крестьяне и дворовые; царские бюрократы и помещики; отечественная война 1812 г. 38. Герцен о славянстве и его исторических судьбах, о русской национальной культуре, о будущем России. 39. Творческий принцип «отражения истории в человеке» и критерии оценки личности в «Былом и думах». 40. Жанровое своеобразие «Былого и дум» Герцена: сочетание воспоминаний и исповеди с активной публицистичностью, художественных зарисовок с философской проблематикой. 41. Роман «Бедные люди» Достоевского и его оценка Белинским. 42. Выражение в «Бедных людях» противоречивого единства плебейской гордости «забитых людей» и их индивидуалистической рефлексии. Дальнейшее углубление в повестях и романах 50-х – начала 60-х гг. этих противоречий. 43. Художественный мир одного из произведений Достоевского («Хозяйка», «Слабое сердце», Неточка Незванова», «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорбленные» - по выбору). 44. Поэтика «Записок из подполья» Достоевского.

Образец билетов к экзамену

БИЛЕТ № 1

1. Тематическое многообразие и художественное новаторство лирики Н. А. Некрасова (на примере его стихотворений).
    Тематика, жанровое своеобразие, особенности поэтики цикла И. С. Тургенева «Стихи в прозе».
Преподаватель ________________________________ Ч. А. Горбачевский Заведующий кафедрой ____________________________ Е. В. Пономарева

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра русского языка и истории литературы

Дисциплина «История отечественной литературы»

БИЛЕТ № 2

    Своеобразие интимной лирики Н. А. Некрасова (на примере анализа стихотворений по выбору). Концепция любви в творчестве И. С. Тургенева. Повесть «Ася». Н. Г. Чернышевский о повести.
Преподаватель _________________________________ Ч.А. Горбачевский Заведующий кафедрой _____________________________ Е.В. Пономарева

 Планы практических занятий составлены на основе программы дисциплины «История русской литературы» (по типовому учебному плану для государственных университетов). Под общ. ред.. проф. В. И. Кулешова. М., 1995.

Сочинение

Ценность мемуаров зависит от автора, от значимости того, что он видел и с кем встречался. В особенности, если рассказчик - личность незаурядная, то интересен и он сам, и его отношение к тем событиям, людям, с которыми он сталкивался. К таким мемуарам относят произведения А. Герцена «Былое и думы», В. Короленко «История моего современника» и др. Не все мемуары являются художественными. «Основным признаком, позволяющим относить воспоминания писателя к художественным мемуарам, является установка автора на образное воспроизведение жизни… Подобно очерку, мемуары основываются на том способе типизации, который предполагает выявление в самой жизни типических явлений и характеров с последующим их отражением в литературных образах» .

Автор мемуаров не может изменять, дополнять новыми чертами характеры, которые воспроизводятся им в воспоминаниях. Среди многих деталей, фактов и явлений он отбирает наиболее типичные, характерные. Герцен в письме к Тургеневу (от 25 декабря 1856 г.) сообщал о том, как он создавал портрет своей жены в «Былом и думах»: «Мое восстановление верно, и только отпало то, что должно отпасть: случайное, ненужное, несущественное…».

В «Былом и думах» Герцена огромное количество лиц, а события происходят в Москве, Витке, Владимире, Новгороде, Петербурге, в городах Германии, Италии, Франции, Англии, Швейцарии. По своим масштабам мемуары напоминают огромную историко-философскую эпопею и по образному выражению В. Г. Белинского являются энциклопедией русской и западноевропейской жизни.

Писатель использует многие приемы для сатирического изображения действительности. Этому служили острота, ирония, каламбур, пародия, сарказм, яркие сравнения, разностилевая лексика. В «Былом и думах» переплетаются ирония, сатира и патетика, художественные и публицистические приемы письма. Публицистичность в книге достигает высшей художественности. Это своеобразие письма Герцена помогает глубокому раскрытию социальных и политических сторон русской жизни.

Итак, мы перелистали некоторые страницы «Былого и дум» Герцена и познакомились с одной из важнейших тем, идейный пафос которой так замечательно передан в словах Герцена, прозвучавших в начале урока. В них выражены сильнейшие стороны мировоззрения художника, выступившего в защиту обездоленного простого народа: осуждение крепостников-помещиков, безжалостное обличение преступлений чиновников и самого царя.

В книге «Былое и думы» воссозданы яркие и правдивые образы многих передовых деятелей России и Запада. И первые, кому посвятил Герцен строки любви и восхищения, были декабристы, его учителя и вдохновители. Они разбудили юношеские восторженные мечты о свободе, укрепили веру в необходимость избранного ими пути. Герцен понимал, что для того, чтобы быть борцом, человека должна одушевлять высокая идея. Именно она для Белинского была превыше всего, она помогала преодолевать физическую слабость и невзгоды жизни. И это сближает Белинского с Герценом. Уметь служить высокой идее, полностью отдаваться борьбе за счастье народа - этому учит Герцен. Позже он скажет: «Дело русской пропаганды для нас… дело нашей жизни, наша религия, кусок нашего сердца, наша служба русскому народу». Для Герцена, как и для Белинского, «дело» было превыше всего, оно отодвигало на задний план все остальное.

Герцен учил, как жить и побеждать. И в нашу эпоху он является, по словам Луначарского, «великим учителем жизни». Образ Герцена еще долго будет примером беззаветного революционного служения своему народу.

Передовые люди 30-60-х годов Герцен, Белинский, Огарев, Чаадаев, Грановский, Станкевич, Полежаев, люди разных политических и философских взглядов, в годы реакции, в годы страшного николаевского удушья, не оставались равнодушными к тому, что свершалось в стране. Они по-своему протестовали против самодержавия, искали новые пути дальнейшего развития России.

Со страниц «Былого и дум» к нам приходит автор, активный участник общественной жизни, непримиримый враг деспотизма и порабощения. Для истории литературы значение «Былого и дум» Герцена очень велико. Среди мемуарных произведений Оно занимает главенствующее место, ибо это первое произведение подобного рода, в котором сочетаются мысли великого художника и революционера. Знакомясь с книгой Герцена, Писарев писал: «…вчитываешься, даже и неправильно, а между тем так сказано, что лучше не скажешь. Какой богатый и действительно могучий русский язык!».

А. М. Горький подчеркивал: «Его ум - ум исключительный по силе, как его язык исключителен по красоте и блеску». И это действительно так. Язык Герцена необычайно выразительный и богатый. Об этом свидетельствуют многие примеры, которые приводились выше.

С волнением читаем страницы о трагической жизни француженки Камиллы ле Дантю, последовавшей за своим женихом декабристом Ивашёвым в Сибирь. Герцен описывает чистоту чувств Ивашевых, которые помогли им преодолеть трудности жизни. Но горькое Счастье продолжалось недолго. «Жена первая пала под бременем всего испытанного. Она увяла, как должен был увянуть цветок полуденных стран на сибирском Онегу. Ивашев не пережил ее, он умер ровно через год. После нее, но и тогда он уже не был здесь… он, не жил после нее, а тихо, торжественно умирал». Этот небольшой отрывок подтверждает, как писатель умело использовал в своей речи различные тропы, Наполняя их глубоким содержанием. Сравнение еще больше подчеркивает трагичность положения, а эпитет торжественно - величественный, победный смысл их жизни.

Лиризмом окрашены описания природы. Очень редко встретишь в книге широкие пейзажные зарисовки. Обычно это краткие опоэтизированные, глубоко лирические миниатюры. В них чувства, настроения героев переплетаются с описаниями природы. Вот какую картину рисует Герцен перед описанием венчания с Натальей Александровной в маленькой глухой церкви во Владимире. «…Когда мы выезжали из Золотых ворот вдвоем, без чужих, солнце, до тех пор закрытое облаками, ослепительно осветило нас последними ярко-красными лучами, да так торжественно и радостно, что мы сказали в одно слово: «Вот наши провожатые!».

Совсем другой тон появляется, когда писатель критикует бесправие народа и беспорядки, имевшие место в крепостнической России. Горечью и сарказмом наполнены эти описания. Герцен умел очень точно и ярко рисовать сатирические миниатюры, которые разбросаны по всей книге. Это эпиграммы в прозе. Вот князь Голицын: «Зверь, бешеная собака, когда кусается, делает серьезный вид, поджимает хвост, а этот юродивый вельможа, аристократ, да притом с славой доброго человека… не постыдился этой подлой шутки». Многие зарисовки напоминают знаменитые картины в «Мертвых душах». Например, описывая бал в Вятке в честь наследника Николая I Александра, Герцен пишет: «Бал был глуп, неловок, слишком беден и слишком пестр, как всегда бывает в маленьких городках при чрезвычайных случаях.

Герцен и своим творчеством, и своей общественно-политической деятельностью является как бы связующим звеном между двумя этапами освободительного движения. Писатель, освоив принципы реализма, выработанные тремя гениями русской литературы - Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем,- развивает их дальше в свое творчестве, выдвигая и решая проблемы, особенно остро стоявшие в 40-50-е годы XIX века.

7 класс Литература

Урок № 3

Тема урока : А.И.Герцен «Былое и думы».

Эпиграф: «Через тридцать лет я стою под тем же знаменем…»

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: чтение и анализ фрагментов книги (гл. I, ч.3).

Задачи:

1) предметнные:

  • познакомить с исторической личностью: писателем, общественным деятелем А.И.Герценым;
  • определить, какие впечатления детства повлияли на становление личности писателя;
  • формировать умение делать сравнительную характеристику героев;
  • развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы;

3) личностнные:

  • воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методы: словесно-иллюстративный и репродуктивный

Формы: коллективная и индивидуальная

Методические приемы: комментируемое чтение; слово учителя, познавательная беседа, работа по вопросам, анализ текста.

Средства обучения: аудиокнига, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с таблицами (Приложение).

Структура урока

1 этап - организационный (1мин.).

(2мин.):

  • обсуждение эпиграфа и постановка учебной цели.

3 этап – обучающий (35 мин.):

  • организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста произведения

(чтение статьи и заполнение таблицы, прослушивание аудиокниги, фронтальная беседа по вопросам, выборочное чтение текста)

5 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания (1мин.).

6 этап – рефлексия (1мин.).

Ход урока

1 этап - организационный (1 мин.).

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания. Запись темы и эпиграфа.

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний (2 мин.).

  • Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым для вас человеком – значительной личностью, крупным писателем и общественным деятелем, упорно шедшим к своей цели и твёрдо отстаивавшем свои убеждения в течение всей жизни.

3 этап – обучающий (35 мин.)

  • Чтение статьи об Александре Ивановиче Герцене и заполнение таблицы в тетради.

Дополнительные вопросы:

  • Рассмотрите портрет А.И.Герцена на с.9. Какое впечатление производит этот человек?
  • Каким вы представляете характер этого человека?

Круг деятельности А.И.Герцена

Философ, писатель, публицист*.

Чему посвятил всю свою жизнь?

Борьбе за равноправие людей, за гуманизм*, против угнетения человека человеком.

Какие события потрясли в ранней юности?

Восстание декабристов, их казнь или ссылка.

Основные события жизни

Московский университет.

В 1847 г. покидает Россию (эмиграция).

Издание журнала «Полярная звезда» и политической газеты «Колокол».

Значение деятельности

Оказал огромное влияние на развитие русской прогрессивной общественной мысли.

Заставил образованную часть общества задуматься о том, что происходит в России.

К чему призывал?

К мирным преобразованиям общества.

  • Прослушивание аудиокниги (запись 08: 7м.05 с. – 19 м.20 с. (12 мин.15 сек)

(запись 09: 1м.30с. – 7м.7с. (5мин.5 сек.)

Учащиеся слушают чтение актёра, следя по тексту учебника.

  • Фронтальная беседа.
  • Какие события, по твоему мнению, оказали влияние на формирование характера, взглядов А.И.Герцена? Что ты знаешь об этих событиях?
  • Какую характеристику даёт автор императорам Александру 1 и Николаю 1?

Какие детали портрета обращают на себя внимание? (прочитать, рассмотреть портреты на с.14, 15)

  • Какие уроки извлёк юный Герцен из трёх рассказанных им эпизодов:
  1. Поединок между отцом и дочерью (эпизод из жизни Николая1).
  2. Сцены между великим князем Николаем и офицером, графом Самойловым.
  3. Анекдота о Лабзине, предложившем зибрать в почётные члены Академии художеств кучера Александра 1 Илью Байкова?
  • С какой целью автор упоминает эти, казалось бы незначительные эпизоды в «Былом и думах»?
  • (В этих эпизодах отражается и характер той эпохи, и нрав обоих государей (да, Александр 1был мягче Николая1, но он всё-таки отправил Лабзина в ссылку за его остроумный и справедливый выпад в адрес Аракчеева и чересчур верноподданного президента Академии.
  • Кроме того, все эпизоды учат независимости, тому качеству, которым Герцен обладал в высшей степени,
  • учат спокойным достоинством встречать «августейшие шалости»,
  • учат не заискивать перед вышестоящими, кем бы они ни были.
  • Все эпизоды иллюстрируют его размышления о характерах двух императоров. Это область истории.
  • Но глубинный смысл этих размышлений повлиял в юности на сознание самого писателя и влияет на сознание нас, читателей. И это область вечного, непреходящего.
  • Именно поэтому они и вошли в книгу. Воспитать свободного человека, а не духовного раба – такова задача Герцена).
  • Какое событие оказало наиболее сильное влияние на формирование характера, взглядов Герцена?
  • Какой нравственный урок извлёк юный Герцен из восстания декабристов и реакции общества на это событие?
  • Рассмотрите портреты декабристов и обложку альманаха А.И.Герцена «Полярная звезда» (с.16) Почему в учебнике они помещены рядом?
  • Найдите строки в тексте, в которых говориться о пробуждении души отрока, о его внезапном, в связи со случившимися событиями, взрослении (с. 15)
  • (Потрясённый случившимися событиями ребёнок, ставший отроком, увидел и несправедливость, и жестокость, и трусость окружающих, когда мужчины «не смели показать участья»,
  • а «митрополит Филарет благодарил бога за убийства»,
  • когда царь праздновал казнь, а все вокруг: царская фамилия, сенат, министры, гвардия – возносили к небу молитвы благодарности.
  • Это потрясло душу Герцена и потрясает душу читателя.
  • Это заставило четырнадцатилетнего мальчика принять решение, определившее во многом его жизнь (с.16. Примечание Герцена)
  • Какую роль в жизни Герцена сыграли учителя и книги?
  • С каким чувством вспоминает Герцен И.Е.Протопопова и Бушо? Интересен ли был им самим духовный мир их ученика?

(Вспомним, как растроганный Протопопов обнял Герцена со словами: «Дай Бог, чтоб эти чувства созрели в вас и укрепились» и начал носить ученику запрещенные стихи Пушкина и Рылеева, которые Герцен тайком переписывал.

А старик Бушо с его фразой: «из вас ничего не выйдет? А после серьёзных бесед о казни Людовика 16 фраза стала иной: «Я, право, думал, что из вас ничего не выйдет, но ваши благородные чувства спасут вас» ).

  • Кто научил молодой сердце тонко чувствовать? Кто в страшное время показал своё нежное чувствительное, любящее сердце; уроки добра и милосердия?

(Женщины – жёны, сёстры декабристов (с.15).

4 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания (1 мин.).

Для чуткого ребёнка, отрока, юноши каждое жизненное впечатление, всё услышанное и увиденное – источник нравственных уроков.

На следующем уроке мы продолжим знакомиться с книгой А.И.Герцена

Подготовить ответ на вопрос:

  1. Какое благотворное воздействие оказала на Герцена его кузина и почему?
  2. Прочитать главу 4.

5 этап – рефлексия (1 мин.).

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что особенно впечатлило вас?
  • Что вы можете узнали о личности Александра Ивановича Герцена?
  • Как теперь вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока?

Приложение

Александр I

Николай I

Литературный портрет героя

 
Статьи по теме:
Сказания и былины древних славян
Древнерусские эпические сказания - былины - в отличие от сказок воспринимались как повествования о событиях, действительно происходивших в давние времена.Термин «былина» ввел в обиход в середине ХЕК века историк и фольклорист И.П. Сахаров, взяв его из «Сл
Роман Гребенников: «Власть — это убогое отражение нас самих Гребенников роман георгиевич где сейчас
Мэр города Волгограда с 2007 года (избирался как представитель КПРФ). В 1998, 2001 и 2003 годах избирался депутатом Волгоградской областной думы. В 2001-2005 годах был спикером областной думы. Осенью 2007 года возглавил предвыборный штаб "Единой России" в
Скандальные застройки генерала лопырева Что известно о генерале Лопыреве, задержанном за «серьезные нарушения закона»
Когда в ноябре прошлого года оперативники Управления собственной безопасности (УСБ) совместно с 8-м отделом оперативного управления ФСО ворвались в квартиру генерала Геннадия Лопырева, то поначалу подумали, что попали в сувенирную лавку. На стенах и в угл
Формирование личности, процесс формирования личности
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие е