Из за женщин пала западная римская империя. Как пала римская империя

1620 лет назад, 17 января 395 г., Римская империя разделилась на Восточную и Западную. Эпоха Римской империи подошла к концу. В этот день скончался последний император единой Римской империи Феодосий I Великий. Перед смертью император Феодосий осуществил мирный раздел Римской империи между сыновьями. Старшему сыну Аркадию досталась в управление Восточная часть империи со столицей в Константинополе, она известна в современной историографии как Византия. Младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи. Малолетнего императора Гонория Феодосий передал под опеку доверенного полководца Флавия Стилихона, которого женил на своей племяннице Серене. Стилихон фактически стал правителем Западной Римской империи.

На пути к разделу

Население также деградировало. Военная служба перестала быть основой римского общества. Римляне перестали быть народом-воином. «Коренные» римляне даже не хотели самовоспроизводиться. Жизнь ради удовольствий не оставляет место детям. Империю накрыл демографический кризис. В этом отношении нынешняя европейская цивилизация похожа на павшую Римскую империю. Чтобы сохранить военную мощь пришлось отдать военное дело «варварам». Многие из пассионарных «варваров» в итоге стали видными сановниками, полководцами и даже императорами. Целые племена селились в пограничных провинциях, а их вожди клялись защищать Рим. В итоге одни римские «варвары» воевали с другими «варварами». Приближался момент, когда сильные и жизнестойкие племена займут «экологическую нишу» выродившихся римлян.

Военный, социально-политический кризис дополнял разлом в культуре и религии. Древние языческие культы постепенно уступали место молодому христианству. Само христианство уже тогда не было единым и делилось на ряд враждующих течений. Императорская власть нуждалась в поддержке народа и бога (богов), в которых верили люди. Императоры выбирали между Митрой (Солнцем), который был популярен на Востоке, Юпитером и Христом. В итоге выбрали Христа. По легенде, во время борьбы за трон преемнику Диоклетиана Константину (306 - 337) явилось видение креста, окруженного сиянием и надписью: «Сим победиши». Император приказал водрузить крест на знамена своих легионов и одержал победу. С этого момента императорская власть стала оказывать покровительство христианам.

В начале IV столетия Константин Великий признал христианство, его перестали преследовать. Константин также в 325 году созвал в Никее первый церковный собор, на котором утвердили «Символ веры» - изложение основ христианства, что унифицировало религию. В конце того же века император Феодосий признал никейскую ветвь христианства господствующей, государственной религией. Теперь уже христианство преследовало своих противников, в том числе «еретические» христианские ветви. Христианство из гонимого учения трансформировалось в государственную идеологию, христианско-греческую культуру. Центром новой идеологии стала новая столица империи – Константинополь.

Надо сказать, что победа христианства спасла восточную часть Римской империи. Христианство мобилизовало общество, укрепило моральные устои. Государство использовало церковь для контроля над обществом. Церковь стала символом единения, братства и милосердия. Она не только давала утешение, но и кормила бедных. Императоры сделали церковь богатейшим землевладельцем, передали ей огромные средства, множество домов и земельных участков. На эти средства создавались больницы, дома для приёма странников, любой нищий мог получить в церкви тарелку похлебки или монетку на пропитание. Церковь взяла на себя роль системы социального обеспечения.

Раздел империи

Ещё Диоклетиан (правил в 284 – 305 гг.) ввел систему тетрархии (с греч. «правление четырёх, четверовластие»). Власть в империи была разделена между двумя августами, которые имели младших соправителей - цезарей. Диоклетиан хотел, чтобы после 20-летнего правления августы уходили в отставку, а их заменяли цезари, которым на смену придут новые цезари. Однако система была неустойчивой и привела к междоусобной войне, между претендентами на императорский престол. В войне победил Константин. В правление Константина могущество державы было восстановлено и противоречия временно сглажены. Но уже его сыновья развязали новую междоусобную войну. В итоге два брата погибли, победил Констанций, который правил до 361 года. Констанций был сторонником арианства. Ариане считали, что Христос не равен Богу-Отцу. Никониане подвергались гонениям.

Констанцию наследовал Юлиан (Юлиан Отступник). Он был сыном Юлия Констанция, брата Константина Великого, двоюродным братом умершего императора. Констанций решая проблему престолонаследия, провозгласил Юлиана цезарем, женил на своей сестре Елене. Юлиан успешно противостоял германцам в Галлии и был любим войсками. В 360 г. Констанций проводил подготовку к персидскому походу и потребовал от Юлиана прислать лучшие легионы на Восток. Войска отказались и подняли мятеж. Император, занятый войной с персами, не смог его подавить. Юлиан занял проходы в Альпах, Иллирию, Паннонию и Италию. Приближалась новая большая междоусобная война. Неожиданная смерть Констанция спасла империю от войны. Юлиан вступил в Константинополь как прямой и законный наследник Констанция.

Это был император-философ. Юлиан объявил о веротерпимости, и планировал провести реставрацию язычества. При этом он хотел обновить язычество на основе философии (неоплатонизма) и заимствования некоторых черт христианства (иерархия, благочестие, благотворительность и т. д.). Однако правил он не долго, поэтому реформы не были завершены. В 363 г. Юлиан погиб при странных обстоятельствах во время Персидского похода.

Трон занял бывший командир придворной гвардии Иовиан. Его избрали августом солдаты. Но также правил недолго и умер в 364 г. при так и не до конца выясненных обстоятельствах. Императором стал Валентиниан (364 – 376). Он по требованию армии утвердил своего брата Валента августом и соправителем (364 – 378). Валент правил на Востоке. Валентиан оставил за собой западную часть империи, ему наследовал его сын Грациан (375-383). Одновременно войска провозгласили августом Валентиниана II (375-392), четырехлетнего сводного брата Грациана. После гибели Валента, который пал в Адрианопольской битве в 378 году, Грациан утвердил на должности августа Феодосия, которому передали в управление восточную часть империи.

Феодосий смог остановить наступление готов и оттеснить их к Дунаю. Договор с готами об охране границ был восстановлен. «Варвары» поселились как федераты Римской империи в Нижней Мезии и Фракии (современная Болгария). Феодосий проявил себя как хороший полководец и разбил арабов. Ряд арабских племен поселили в Сирии в качестве федератов. Они стали охранять границы государства. С персами удалось сохранять хорошие отношения. В Персидской державе в этот период шла борьба за власть, и Феодосию удавалось сохранять хорошие отношения с быстро меняющимися персидскими владыками. По Армении, которая была «яблоком раздора» между двумя великими державами, было заключено соглашение о разделе сфер влияния.

В это время началась очередная смута в западной части Римской империи. Полководец Магн Максим в Британии был провозглашен солдатами императором. Часть Германской армии также перешла на его сторону. Вскоре Грациана предала и оставшаяся часть армии, его убили. Власть разделили Максим и сводный брат Грациана император Валентиниан. В 387 году Максим решил стать единственным императором и ввел войска в Италию. Валентиниан попросил покровительство у Феодосия. Их союз был скреплен браком Феодосия на Галле, сестре Валентиниана. Началась новая война между западной и восточной частями империи. В 388 г. соединённое войско Феодосия и Валентиниана разбило армию Максима. Максим погиб.

Вскоре на западе произошел новый государственный переворот. Император Валентиниан и его главнокомандующий войсками Арбогаст поссорились. Валентиниана убили. На престол Арбогаст возвел своего ставленника Евгения. Феодосий отказался признавать законность переворота, началась новая война. 6 сентября 394 года в битве на реке Фригид в предгорьях восточных Альп войско Арбогаста потерпело поражение. Евгения убили, Арбогаст покончил с собой.

Таким образом, Феодосий на несколько месяцев стал фактическим правителем единой Римской империи. Однако единой империя оставалась недолго. 17 января 395 года Феодосий Великий скончался. Перед смертью он разделил Римскую империю. Сына Гонория он посадил в Риме, а Аркадий правил во время его отсутствия в Константинополе.

После этого две части империи больше никогда не объединялись под единым руководством. Рим быстрыми темпами шел к своему закату. Уже в 401 году снова поднялись готы. Они избрали военным вождем Алариха и двинулись на Рим. Римский командующий и опекун Гонория Стилихон, который также был «варваром», выслужившимся в римской армии, да и его армия по большей части состояла из таких же «варваров», для защиты Рима вызвал легионы Германской армии. Первый натиск готов отразили. Но на севере германцы воспользовались уходом римских войск и ворвались в Галлию. Вся Галлия пылала. В 405 г. Стилихон отразил вторжение «варварской» армии Радагайса (Радагаста). Однако Стилихона обвинили в дружбе с Аларихом, попытке дворцового переворота и убили. В 410 году готы Алариха взяли Рим. «Вечный город» был взят врагами впервые за 800 лет (со времен нападения галлов в IV веке до н. э.).

Вторжение гуннов подписало смертный приговор Римской империи. Через Галлию сплошным потом шли племена, уходившие от гуннов. Племя вандалов-венедов занесло даже в Северную Африку, где они основали свое государство. «Последний римлянин» Флавий Аэций в битве на Каталаунских полях в 451 году смог остановить орды Атиллы. Однако лучшего дипломата и полководца, спасителя Рима уже в 454 году убили по приказу императора Валентиниана. В 455 году в Рим ворвались вандалы. Город подвергли страшному разгрому. После их ухода в Италии хозяйничали вожди наемников, которые возводили на престол и свергали императоров. В остальных провинциях создавали свои государственные образования «варвары». В Восточной части империи правили свои императоры, которых судьба Рима особо не заботила. «Вечный город» надолго утратил свою славу.

Рим окончательно пал в 476 году, когда полководец Одоакр отстранил от власти Ромула Августа и провозгласил себя королем Италии. Восточная часть Римской империи (Ромейская империя) просуществовала ещё почти тысячу лет и пала в 1453 г. под натиском новых «варваров» – османов.

Период истории IV-VII вв. именуют Великим переселением народов. Достоверно известно, что в то время несколько десятков племени поменяли свою территорию расселения, где они жили долгий период. Теперь же они предпочли отправиться осваивать новые территории. В связи с этим грандиозным событием карта Европы изменилась кардинально.

Произошло падение Римской империи. Исчезла Западная римская империя, но появились мелкие королевства германцев. Рим пал, и это значит, что закончилась эпоха античности. Началась новая история - история средних веков.

Предпосылки падения Римской империи


В III в. племена германцев посягали на границы империи Рима. Римлянам удавалось сдерживать их нападения, но при этом они тратили много сил. Некоторые территории переходили в распоряжение варваров, но в целом империя продолжала существовать. Разрушение началось с приходом на европейскую территорию племени гуннов. По своим собственным и нам непонятным причинам они ушли с территории Азии. Ранее они располагались у границ Древнего Китая.

Гунны пошли на Запад и в 375 г. оказались на территории одного из германских племен - готов. Готы проживали тогда в северном Причерноморье, они были отличными воинами, но полчища гуннов вскоре смогли победить их. Остготы сразу же покорились гуннам, а вестготам пришлось бежать к границам Римской империи. Они выбрали подчинение Риму, лишь бы избежать расправу над ними гуннами.

Готы расположились на земле Римской империи, но территории дали мало. Да и к тому же она была крайне не плодородной. Соответственно еды не хватало. От римлян поставок продовольственных было мало. Можно сказать, что они открыто издевались над готами, к тому же вмешивались в их внутренние дела. Это привело к восстанию. Готы двинулись на Константинополь.

В 378 г. вблизи Адрианополя их встретила римская армия. Готам назад дороги не было, они ринулись в бой. Через несколько часов славная Римская армия перестала существовать, император был убит. Эта битва очень сильно ударила по Римской империи, армию восстановить не удалось.

В других боях империю защищала уже армия наемников. Германские наемники за вознаграждение соглашались оберегать римлян от других германцев. Простые граждане империи не хотели защищать ее территорию, они придерживались мнения, что хуже жизнь после завоевания их территории германцами не станет.

Начало падения Римской империи


Последней армией, которая подходила к стенам Рима была армия Ганнибала. Но даже он не решился проводить осаду этого города. Рим был столицей величайшего государства. Вокруг него располагалась территория империи. Поэтому мысль захватить город, прорваться сквозь стальные легионы не посещала ни одного завоевателя.

Нынешний император Римской империи Гонорий еще ребенок - реальная власть в руках военачальника Стилихона. По происхождению он был вандалом. Многие не доверяли ему, считали, что он сам хочет захватить власть. Гонорий прислушался к слухам и Стилихон был убит. Гениальный полководец умер. Вестготы подошли к Риму, жители были на грани гибели и согласились сдаться. Вождь Аларих потребовал принести ему все золото, драгоценности и рабов.
Договор состоялся, вестготы ушли. Но через пару лет Аларих вновь подошёл к стенам Рима. Ворота были открыты, как это произошло доподлинно не известно, но в 410 г. Римская империя пала. Город был разграблен в три дня. Многие римляне успели скрыться, остальных продали в рабство. Алариху Рим не пригодился, и он пошел на северные территории.
Падение «Вечного города» оказало ужасающее впечатление на современников. Дело дошло даже до того, что многие считали, что падение Рима это крах всего мира! Все были в отчаянии от разрушений незыблемого ранее, как казалось, государства. Великая империя пала, что же будет дальше???
Все эти чувства хорошо выразил в своих произведениях Аврелий Августин. Сочинение «О граде Божием» пыталось объяснить, почему так произошло. Почему пала Римская Империя. Аврелий выразил мнение, что это плата за ту жестокость, которую творила империя на протяжении многих столетий.

Падение Западной Римской империи


Разорение Рима оставило империю в полном хаосе. Надвигались гунны, которые до этого разорили множество племен. Самым знаменитым гуннским вождем был Аттила, для того чтобы заполучить власть он совершил братоубийство. В 451 г. Аттила перешел Рейн, он встретился с армией римского полководца Аэция. Состоялась битва при Каталаунских полях вошла в историю. Это была встреча двух громадных армий, гунны отступили. Через год Аттила вторгся в Италию и подошел к Риму. Папа Лев I одарил вождя и тот ушел назад. Еще через год Аттила умер на своей свадьбе.

Четыре года прошло после битвы на Каталаунских полях, Рим был вновь захвачен варварами - вандалами. В 455 г. вандалы приплыли по Тибру к Риму, жители города были не готовы защищать его. Снова Папа Римский вел переговоры и лидер вандалов Гейзерих принял римские дары и грабил Рим только четырнадцать дней. При этом все жители остались в живых, и не сжигались церкви и храмы.
Полное исчезновение государства Западная Римская Империя заметили немногие. Всем давно стало понятно, что вскоре это произойдет, поэтому большого ужаса это не вызывало. В 475 г. императором в Риме был Ромул Август, по прозвищу «Августишка», так как большой политической роли не играл. В 476 г. произошел государственный переворот. Его устроил варвар Одоакр, но он не захотел быть императором. Обязал Сенат объявить, то император Западной Римской империи не нужен. Пусть он будет только на восточной части, туда послали диадему и пурпурную мантию. Это был конец великой державы. Осталась лишь ее восточная часть, которую позже стали именовать Византией.

Падение Римской империи видео

"Христианство виновато в гибели Римской империи" - Эта обвинение появилось не сегодня. Сначала им античные язычники пытались снять с себя вину, потом оно было развито и углублено исследователями эпохи Просвещения (Гиббон, Вольтер) и с радостью наконец подхвачено современными сетевыми антихристианами, которые вульгаризировав и упростив оное, активно продвигают его среди незнакомых с историей людей:

- "Злоба и ярость возникли и стали царствовать тогда, когда христиане развалили свою страну, как некогда уничтожили Римскую Империю. Отбросив нас всех назад на пару веков. Уничтожая остатки науки, культуры, технологий. " (с) arvi
- "Не внешние враги развалили великую Римскую империю. Её развалили изнутри христиане и иудеи. Такой поворот событий был известен волхвам древних ариев."
(с) Константин Липских
- "Что погубило Римскую империю? Что разъело, как червоточиной, великую державу, с мощнейшей армией и великолепным правом?
Римскую империю погубило христианство. Оно и превратило сильных людей, потихоньку, без напрягов, веровавших в своих богов, в мечущихся, напряжённых от религиозных догматов рохлей, неспособных сохранить то, чего сотворили их предки."
(с) Aзвepюxa
________________________________________ ________________________

Однако точка зрения большинства современных независимых исследователей далека от этой примитивной оценки, ведь даже Гиббон признавал наличие самого разных причин этой катастрофы.
Большинство историков согласны с тем, что кризис Римской империи начался в первых веках нашей эры и связан был этот кризис с такими сферами как экономика, социальная напряженность, упадок нравов и др.
Падение нравов разделило римлян на патрициев, прожигающих свои жизни в развратных оргиях и плебеев, чьим лозунгом был «хлеба и зрелищ». В армии преимущественно стали служить варвары-наемники. Развратные императоры подорвали сам престиж власти. В итоге за неполное столетие (со 192 по 284 г.) на римском престоле сменилось 32 императора (эпоха «солдатских императоров»), причем большая часть из них погибла насильственной смертью.
Наряду с политическим кризисом империю ослабляли экономические и демографические проблемы

«Рим ничего не производил, он только потреблял. Но если в I-II вв. римские чиновники умели организовать эксплуатацию провинций и вознаградить их ограбляемое население установлением твердого порядка при некоторой законности (далеко не всегда соблюдаемой), то в III-IV вв. об этом уже не было и речи. Солдатские императоры превратили страну в арену гражданских войн за власть. А так как легионеров надо было вознаграждать, то шли повальные конфискации владений богатых латифундистов и выжимание денег из бедных парцеллярных земледельцев. Последние, в свою очередь, насиловали землю своих участков (парцелл), стараясь прокормиться сегодня, ибо думать о завтрашних экзекуциях было страшно и бессмысленно. Численность населения неуклонно падала, а оставшиеся в живых теряли волю к сопротивлению. Не живые силы этноса, а общественная структура и государственная традиция держали в эту эпоху грандиозное здание Римской империи. Долго это не могло продолжаться.»
(Л. Гумилев «Этногенез и биосфера земли»)

«Крушение западных провинций Империи в V веке стало результатом их продолжительного упадка. В этом далеко зашедшем процессе вторжения варваров стали лишь катализатором. Некоторые историки, такие как Гиббон, подчеркивали декадентскую роскошь правящего класса. Другие делали упор на социально-экономические факторы – монетарная и ценовая инфляция, налоговое бремя, бюрократия, упадок сельского хозяйства, в результате чего сложилось то, что Фердинанд Лот называл «кастовым режимом». Окостенение социальной стратификации происходило на фоне «полного изменения психологии людей». И наконец, «географическая протяженность Империи сверх меры»: Империя не могла бесконечно выдерживать военное напряжение.» (Норманн Дэвис «История Европы»)

"Под защитой этого укрепления город занимался эксплуатацией и потреблением, сам ничего не производя: после эллинистической эпохи не появилось никаких технических новшеств, хозяйство поддерживалось за счет грабежа и победоносных войн, которые обеспечивали приток рабской рабочей силы и драгоценных металлов, черпаемых из накопленных на Востоке сокровищ. Он великолепно преуспел в искусстве самосохранения: война - всегда оборонительная, несмотря на видимость завоеваний; право строилось на прецедентах, предотвращая нововведения; дух государственности обеспечивал стабильность институтов; архитектура - по преимуществу искусство жилища.
Этот шедевр консерватизма, каким была римская цивилизация, со второй половины II в. под воздействием сил разрушения и обновления подвергся эрозии.
Мощный кризис III века пошатнул постройку. Единство римского мира стало разваливаться; его сердце, Рим и Италия, было парализовано и не снабжало кровью части тела империи, которые пытались начать самостоятельную жизнь: провинции сначала эмансипировались, а затем перешли в наступление. Испанцы, галлы, выходцы с Востока все более заполняли Сенат. Родом из Испании - императоры Траян и Адриан, из Галлии - Антонин; при династии Северов императоры - африканцы, а императрицы - сирийки."

А что же христиане? Христиане, помня слова Христа «Богу – богово, а кесарю - кесарево» были наиболее примерными гражданами империи, не подчиняясь только религиозному насилию. Падение нравов коснулось и христиан (его обличал Сальвиан), но в гораздо меньшей степени чем язычников.

"В IV в. наиболее боеспособные и дисциплинированные римские войска состояли из членов христианских общин. Их был вынужден использовать даже Юлиан Отступник. Однако они категорически отказывались сражаться против своих единоверцев, например багаудов - повстанцев в Галлии в конце III в. Такая принципиальность бывает иной раз неудобна, но именно она делала легионеров, воспитанных в строгих правилах христианских общин, более надежными, чем деморализованные граждане Римского мира, не верившие в Юпитера и Марса и давно потерявшие представление о верности и совести." (Л. Гумилев «Этногенез и биосфера земли»)

"Что касается ваших утверждений, что христиане - люди самые низкие и подлые вследствие их жадности, склонности к роскоши и бесчестности, то мы не будем отрицать, что среди нас есть и такие. Но для защиты нашего имени достаточно было бы и того, чтобы не все мы были таковы, чтобы не большинство нас было таково. На всяком теле, будь оно сколь угодно беспорочно и чисто, непременно появится родимое пятно, вырастет бородавка, высьшят веснушки. Самая ясная погода не очищает небо настолько, чтобы на нем не осталось ни клочка облака.

Нам делают и другой упрек: говорят, что мы совершенно бесполезны для общественной деятельности. Как это возможно? Мы живем с вами, имеем ту же пищу, ту же одежду, то же хозяйство, те же нужды, мы вовсе не похожи на браминов и индейских гимнософистов (мудрецов): мы не удаляемся в леса и не бежим из общества людей. Мы помним, что мы всем обязаны благости Бога, Творца вселенной; мы ничего не отвергаем из того, что он сделал из нас; но мы боимся преувеличения и злоупотребления. Мы с вами на ваших площадях, рынках, в ваших банях, лавках, гостиницах, торжищах, и во всех местах, необходимых в отношениях жизни. Мы с вами плаваем, сражаемся, обрабатываем землю, торгуем, промышляем для вашего же употребления. Я не понимаю, каким образом мы можем быть бесполезными для вас, если мы живем вместе с вами и тратим деньги с пользой для вас."
(Тертуллиан «К язычникам»)

Христиане оплакивали падение Рима не меньше чем язычники
"...многие христиане, для кого Римская империя являлась предначертанной Провидением колыбелью христианства, выражали то же отвращение к завоевателям.
Святой Амвросий видел в варварах бесчеловечных врагов и призывал христиан защищать с оружием в руках «отечество от варварского нашествия». Епископ Синезий Киренейский называл всех завоевателей скифами, которые были символом варварства, и приводил строки
«Мой голос дрожит, и от рыданий перехватывает горло, пока я диктую эти слова, - стенает святой Иероним в Палестине. - Он завоеван, этот город, который покорил весь мир»."

(Ле Гофф Жак.ЦИВИЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА)

Так что обвинения современных антихристиан в виновности христиан несколько преувеличены.

В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось 12-вековое владычество Рима.

Но не только гунны положили конец Римской империи. Она пала под копытами аланской конницы. Восточный народ с длинными черепами принес в Европу новый культ войны, заложив основы для средневекового рыцарства.

«На страже» Рима

Римская империя за всю свою историю не раз сталкивалась с нашествием кочевых племен. Задолго до аланов границы античного мира сотрясались под копытами сарматов и гуннов. Но, в отличие от своих предшественников, аланы стали первым и последним негерманским народом, которым удалось основать значительные поселения в Западной Европе. Долгое время они существовали рядом с империей, периодически нанося им соседские «визиты». Многие римские полководцы рассказывали о них в своих воспоминаниях, описывая их как практически непобедимых воинов.

Согласно римским источникам, аланы жили по обе стороны Дона, то есть в Азии и Европе, поскольку, по мнению географа Клавдия Птолемея, граница проходила по этой реке. Тех, что населяли западный берег Дона, Птолемей называл скифскими аланами, а их территорию «Европейской Сарматией». Те, что жили на Востоке, именовались скифами в одних источниках (у Птолемея) и аланами в других (у Светония). В 337 году Константин Великий принял аланов в состав Римской империи на правах федератов и поселил их в Паннонии (Центральная Европа). Из угрозы они разом превратились в защитников границ империи, за право поселения и жалование. Правда, ненадолго.

Спустя почти сотню лет, недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы вступили в союз с германскими племенами вандалами. Именно эти два народа, выступая вместе, сыскали себе славу разорителей Рима после того, как в течение двух недель грабили Вечный город. Римская империя так и не смогла опомниться от этого удара. Спустя двадцать один год германский вождь Одоакр формально «оформил» падение Рима, заставив последнего из римских императоров отречься от престола. Имя вандалов, и по сей день, остается нарицательным.

Мода на «аланское»

Представьте себе граждан Рима, которые начали подражать варварам. Нелепой кажется одна мысль о том, что римлянин, одетый в шаровары на сарматский лад, отрастил бороду и рассекает на низкорослой, но быстрой лошадке, стараясь соответствовать варварскому образу жизни. Как ни странно, для Рима V века нашей эры, это не было редкостью. Вечный город буквально «накрыла» мода на все «аланское». Перенимали все: воинское и конное снаряжение, оружие; в особенности ценились аланские собаки и кони. Последние не отличались ни красотой, ни ростом, но славились своей выносливостью, которой приписывали чуть ли не сверхъестественный характер.

Пресытившаяся материальными благами, запутавшаяся в путах софистики и схоластики, римская интеллигенция искала отдушину во всем простом, естественном, примитивном и, как им казалось, близком к природе. Варварская деревня противопоставлялась шумному Риму, античному мегаполису, а самих представителей варварских племен идеализировали настолько, что, отчасти, следы этой «моды» легли в основу последующих средневековых преданий о куртуазных рыцарях. Нравственные и физические преимущества варваров были излюбленной темой романов и повестей того времени.

Таким образом, в последние века Римской империи, дикарь занял первое место на пьедестале среди кумиров, а германец-варвар стал объектом обожания круга читателей тацитовской и плиниевской «Германии». Следующим шагом, стало подражание – римляне стремились выглядеть как варвары, вести себя как варвары и, по возможности, быть варварами. Так, великий Рим, в последний период своего существования, погрузился в процесс полной варваризации.

Для алан, как в целом и для остальных федератов, был характерен прямо противоположный процесс. Варвары предпочитали пользоваться достижениями крупной цивилизации, на периферии которой они оказались. В этот период произошел полный обмен ценностями –аланы романизировались, римляне «аланизировались».

Деформированные черепа

Но далеко не все обычаи аланов приходились по душе римлянам. Так, они обошли своим вниманием моду на удлиненную голову и искусственную деформацию черепа, которая была распространена среди аланов. Справедливости ради, надо отметить, что сегодня подобная особенность у аланов и сарматов существенно облегчают работу историкам, позволяя определить места распространения последних, благодаря встречающимся в захоронениях длинным черепам. Так, удалось локализировать место обитания аланов на Луаре, в Западной Франции. По словам Сергея Савенко, директора Пятигорского краеведческого музея, до 70% черепов, относящихся к эпохе аланов, имеют удлиненную форму.

Чтобы достигнуть необычной формы головы, новорожденному, у которого еще не окрепли черепные кости, плотно их бинтовали ритуальной кожаной повязкой, украшенной бусами, нитями, подвесками. Носили ее до тех пор, пока кости не укреплялись, а дальше в ней не было необходимости – сформированный череп сам держал форму. Историки полагают, что подобный обычай пошел от традиции тюркских народов строго пеленать ребенка. Головка дитя, неподвижно лежащего в крепком пеленании в плоской деревянной люльке, формировалась длиннее по размеру.

Длинная голова часто носила не столько модный, сколько ритуальный характер. В случае жрецов деформация влияла на мозг и позволяла служителям культа уходить в транс. Впоследствии, традицию перехватили представители местной аристократии, а потом это вошло в широкое употребление вместе с модой.

Первые рыцари

В этой статье уже упоминалось, что аланов мнили непобедимыми, до смерти отважными и практически неуязвимыми воинами. Римские полководцы один за другим описывали все сложности борьбы с воинственным варварским племенем.

Согласно Флавию Арриану, аланы и сарматы были конными копьеносцами мощно и быстро атакующими врага. Он подчеркивает, что фаланга пехоты, снаряженная метательными снарядами – самое эффективное средство отбить атаку алан. Главное после этого, «не купиться» на знаменитый тактический ход всех степняков: «ложное отступление», которое они нередко превращали в победу. Когда пехота, с которой они только что стояли лицом к лицу, преследовала убегающего и расстроившего свои ряды врага, то последний поворачивал коней и опрокидывал пеших воинов.

Очевидно, их манера ведения боя впоследствии оказала влияние на римский способ ведения войны. По крайней мере, рассказывая впоследствии о действиях своего войска, Арриан отмечал, что «Римская конница держит свои копья и бьет врага на тот же манер, что и аланы и сарматы». Это, равно как и соображения Арриана относительно боевых возможностей алан, подтверждает бытующее мнение, что на западе серьезно считались с военными достоинствами аланов.

Боевой дух у них был возведен в культ. Как пишут античные авторы, смерть в бою считалась не просто почетной, но радостной: «Счастливым покойником» у алан считался тот, кто погибал в бою, служа богу войны; такой покойник был достоин почитания. Те же «несчастные», которым довелось дожить до старости и умереть в своей постели, презирались как трусы и становились позорным пятном в семье.

Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С их наследием историки связывают целый комплекс как военно-технических, так и духовно-этических достижений, которые легли в основу средневекового рыцарства. Если верить исследованию Говарда Рейда, военная культура аланов сыграла немалую роль в формировании легенды о короле Артура. Он основывается на свидетельствах античных авторов, согласно которым император Марк Аврелий принял на службу 8 000 опытных всадников – аланов и сарматов. Большая часть из них была послана на Адрианов вал в Британии. Они сражались под знаменами в виде драконов, а поклонялись богу войны - обнаженному мечу, воткнутому в землю.

Идея поиска аланской основы в легенде об Артуре не нова. Так американские исследователи, Литтлтон и Малкор, проводят параллель между священным Граалем и священной чашей из нартского (осетинского) эпоса, Нартамонгой.

Королевство вандалов и аланов

Неудивительно, что отличающиеся подобной воинственностью аланы в союзе с не менее воинственным племенем вандалов, представляли собой страшную напасть. Отличаясь особой дикостью и агрессивностью, они не шли на договор с империей и не оседали в какой-то местности, предпочитая кочевой грабеж и захват все новых и новых территорий. К 422-425 годам они подошли к Восточной Испании, завладели находящимися там кораблями, и под предводительством вождя Гейзериха высадились в Северной Африке.

В то время римские колонии на Черном континенте переживали не лучшие времена: они страдали от набегов берберов и внутренних мятежей против центрального правительства, в общем, представляли лакомый кусок для объединенного варварского войска вандалов и аланов. Буквально за несколько лет они покорили огромные африканские территории, принадлежавшие Риму во главе с Карфагеном. К ним в руки перешел мощный флот, с помощью которого они неоднократно наведывались на побережья Сицилии и Южной Италии. В 442 году, Рим был вынужден признать их полную независимость, а еще через тринадцать лет - свое полное поражение.

Аланская кровь

Аланы за все время своего существования успели побывать на многих территориях и во многих странах оставить свой след. Их миграция растянулась от Предкавказья, через большую часть Европы, и в Африку. Неудивительно, что сегодня множество народов, живущих на этих территориях, претендуют на то, чтобы считаться потомками этого знаменитого племени.

Пожалуй, наиболее вероятные потомки алан – современные осетины, которые считают себя приемниками великой Алании. Сегодня среди осетин даже есть движения, выступающие за возвращение Осетии ее якобы исторического названия. Справедливости ради стоит отметить, что у осетин есть на основания претендовать на статус потомков аланов: общность территории, общность языка, который считается прямым потомком аланского, общность народного эпоса (Нартовского эпоса), где ядром якобы служит древний аланский цикл. Основные противники данной позиции – ингуши, которые также выступают за свое право называться потомками великих аланов. По другой версии, аланы в античных источниках были собирательным названием для всех охотничьих и кочевых народов, находившихся к северу от Кавказа и Каспийского моря.

Согласно наиболее распространенному мнению, лишь часть аланов стали предками осетин, в то время как другие части слились или растворились в других этнических группах. Среди последних - берберы, франки и даже кельты. Так, по одной из версий, кельтское имя Алан происходит от патронима «аланы», которые обосновались в начале V века в Луаре, где смешались с бретонцами.

Россия — Третий Рим, как было сказано еще при Иване III и распространилась концепция в годы правления Романовых. А помнят ли сегодня «римские» жители историю предшественников — Первого и Второго Рима? Особенно — Византии?

И если уж «сетевая элита» сегодня претендует на роль общественной — историю нужно знать.


1 .Откуда взялись понятия Западная Римская Империя и Восточная Римская Империя?

Надо понимать, что империя римлян в древнюю эпоху была ничем иным, как просто эффективной системой удержания территорий для постоянного грабежа. Еще при Октавиане Августе претенденты на трон делили между собой государство на части — кому получше, кому похуже. А в III веке, когда Рим потряс сильнейший за всю его историю кризис, местная знать настолько усилила свою власть, что провозглашала «провинциальные империи». Были, например — Гальская Империя Поступа, Пальмирская Империя Зенобии.

С того времени стало очевидно, что удержание империи — непосильная задача для одного правителя и его бюрократов-чиновников. В течение IV века усиливалось деление «Запад-Восток». Окончательно же политическое раздробление произошло в 395 году, когда умер Феодосий — последний император единого Рима. С тех пор Запад постепенно поглощался варварами — Западная Римская Империя пала в 476 году, а Восточная — существовала до 1453 года уже в лице Византии.

2. Почему падения Западной и Восточной Империй разделяет тысяча лет?

Ответ очень прост. На Западе римляне покоряли очень примитивные племена — галлов, испанцев, африканцев. В результате, как только ослабла центральная диктатура, государство затрещало по швам. На востоке же римляне захватывали регионы с древнейшей историей — Грецию, Египет, Македонию, Малую Азию, Сирию, Месопотамию. Там веками существовало рабство, классовое разделение, поэтому как только Рим на Востоке стал падать, местные элиты здесь «наоборот сплотились», то есть — стали защищать свои интересы.


3. А что такое «Священная Римская Империя»? Вы меня запутали... Я что-то слышал про нее.

Священная Римская Империя — история совершенно отдельная. Когда германцы захватили Рим, они были так восхищены культурой, которую поработили, что рано или поздно традиции должны были взять верх. Карл Великий (768-814 гг.) объединил практически все западные племена в одно государство, создав новую империю. Он приобщал их к христианству, получив в Риме регалии из рук самого Папы.

Естественно, византийцы Карла никогда не признавали. Для них он был выскочкой и узурпатором. Потом империя Карла распалась. Ее западная часть стала прообразом нынешней Франции, восточная — Германии. «На базе» Германии появилось государство — Священная Римская Империя. Это была конфедерация средневековых князей, но существовавшая скорее формально, в качестве идеи. Как политическая структура она жила аж до 1804 года, пока Наполеон не отменил трон. С XV века империя стала просто способом регулирования внутренных немецких вопросов, а князья имели абсолютную независимость во внешней политике касательно собственных земель.


4. А откуда взялось само слово «Византия»?

Византийцами жителей Восточной Римской Империи стали называть на Западе уже после ее падения, произошедшего в результате вторжения турков. В реальности, «византийцы» всегда считали себя ромеями, единственными наследниками Рима. Византия создала свой тип государства, нацеленный на христианизацию внутри самих народов, отсюда и расхождение "православия" с "католицизмом": православные видели смысл именно в поиске внутренних ресурсов роста, эволюции, в то время как католики больше занимались именно агрессивным расширением влияния христианства.

Бытует мнение, что «Византия — очень скучное, постоянно деградировавшее государство». Но это не так. Император Юстиниан I (527-565 гг.) завоевал Италию, Северную Африку, часть Испании. Это была его идея фикс — возродить единый Рим. Но разорительные войны были уже не по силам империи, да и вскоре многие территории пришлось отдать — в том числе и арабам, новому врагу. Несмотря на все проблемы, в IX-XI веке империя оставалась сильнейшим государством мира. Пока в 1071 году еще один новый противник — турки, не нанес ромеям сокрушительное поражение при Манцикерте. Была потеряна Малая Азия, враги опять стояли у стен Константинополя. Но империя вновь возродилась и нанесла ответный удар!

В 1204 году крестоносцы взяли Константинополь. Теперь врагами были уже католики. И хотя завоеватели со своей идеей «Латинской Империи» долго не продержались, Византии вряд ли уже что-то могло помочь. Коррупция, упадок нравов, религиозные распри.... В 1453 году Константинополь взяли турки, переименовав его в Стамбул и сделав центром своего государства.


5. Конфликт между католиками и православными происходит тоже из истории Рима?

Именно. Когда Рим в IV веке принял христианство, высшие церковные центры находились в Антиохии, Александрии, Константинополе, Риме. Антиохия и Александия — города на Востоке. Поэтому местные церковные «штаты» быстро попали под влияние Константинополя. А вот Рим — наоборот, окруженный варварами, устремился к германцам. Так и появился Римский Папа — по сути-то, для византийцев, узурпатор имени патриарха. Папы успешно установили власть на Западе — ниша-то была пуста. Ну а в 1054 году произошел окончательный раскол: события вокруг него — история долгая и отдельная.


6. Почему вообще Римская Империя распалась?

Главная причина — абсолютный кризис экономики. Рим держался на постоянных завоеваниях. А где взять рабов, если нет войн? Рабский труд не воспроизводился в условиях мирной жизни. А чем больше был Рим — тем сложнее было держать народы в повиновении. Да и к концу своей истории, римляне напоминали больше эстетов и любителей эротики, поэтов и философов, чем суровых воинов, в традициях которых, по древним обрядам, казнили каждого десятого воина в подразделении, бежавшем с поля боя.

Второй момент — постоянный натиск германцев. С III века германцы, которые были просто дикарями до той поры, начали активно выстраивать политические союзы. В их среде появилась знать, князья, герцоги (her-zog) — которые потом и станут этими «средневековыми феодалами». Они жаждали завоеваний и сокрушения империи, которая долгое время притесняла их и загоняла в леса. К тому же, римляне настолько обленились сражаться, что стали, грубо говоря, покупать одно племя германцев, чтобы защищаться от другого. Германцы в конце концов поняли, что Рим слаб — и просто взяли его полностью, договорившись друг с другом. А римляне сидели на виллах, читая возвышенные стихи и думая, какую ленточку надеть на ипподром... Вместо того, чтобы воевать.


7. Как появились на территории Римской Империи феодальные королевства германцев?

Тут как раз и зародился средневековый «феодализм» на Западе. Император, будучи непререкаемым авторитетом в глазах всех народов окружающего мира, считал нормальным дать какому-нибудь племени землю из своих владений. Тем более Риму это было необходимо — из-за упадка экономики целые регионы пустели... А немцы селились семьями, с оружием, были готовы защищать себя и территории от врагов: готы — от франков, вестготы — от остготов, вандалы — от аллеманов и т.п.

Для германца получить такой «подарок» было невероятно почетно. Это было «признанием мировой элиты» — в общем, дикарю из леса сносило мозг абсолютно. Через пару десятков лет эти дикари уже неплохо владели манерами и культурой, умели носить тогу и любили мальчиков в банях. И империя становилась необходима им все меньше, а Рим — наоборот, отчаянно нуждался в них. Императоры уже смирялись и с законами германцев в их землях, потом — смирились с почти полной независимостью, затем — пришлось отдавать им все больше земель... Кстати, историки Гитлера писали, что древние германцы «топили гомосексуалистов в болотах с семьями». Один вопрос — откуда у гомосексуалистов семьи? И второй — читая воспоминания каких-нибудь поздних римских авторов, постоянно видишь очень близкую культурную римско-германскую близость, так что вопрос спорный.


8. Почему же Рим не мог сыграть на противоречиях, позвав против германцев... не знаю, тех же славян?

Невероятно, но факт — на роль главы Западной Империи претендовали два народа сразу: галлы и... славяне. Ну, конечно, не славяне, а гунны, но гунны включали в свою орду и протославянские племена. Потенциальным лидером, кто мог изменить ход истории, был Аттила, возглавивший ту самую орду — Великое Переселение Народов, которое впоследствии напало на Рим. Воинство Атиллы было бесчисленно, а император слаб. Договорись они или как-то реши вопрос даже пусть военно — все было бы иначе.

Но к тому времени германцы отлично научились ладить с римлянами. Римляне тоже неплохо освоили принципы работы и общения. Местная знать давала взятки вождям за защиту интересов перед императором, германцы были злом — но уже привычным. Все сдружились. И гунны здесь были бы явно как-то лишние. В битве 451 года при Каталунских полях, которую еще называют «Битвой народов», армии разных немецких племен и римляне разбили гуннские полчища. Атилла собирался в новый поход — его силы были неисчерпаемы, но в дело вмешался случай.... Ходят слухи, его отравили. После этого гуннские армии были отброшены назад, а орда его распалась.


9. Ведь Рим был не единственным государством древности, так?

Глупо конечно говорить, что Рим был центром мира. Было и Китайское Царство, и государство в южном Судане, в Эфиопии — Аксум. Были арабские племена, были государства в Средней Азии и Индии. Но римляне все равно превосходили практически всех. Единственное, почти вся история Рима с I века — это постоянная борьба с Персией: завоевать последнюю мечтали многие императоры, по примеру Александра Македонского. Сначала то была Парфия — династия Аршакидов, потом она пала и к власти вернулись уже истинные «персы». Римляне и персы продолжали бороться и во времена Византии. В итоге, Персия была так ослаблена борьбой, хотя и почти победила Византию в последней войне, что ее территории взяли арабы — исламизировали и превратили в часть Халифата. Но персы, в отличие от египтян или африканцев, так и не стали арабами по существу — даже ислам у них сейчас свой, шиитского типа — и здесь не без влияния снобизма их древней культуры.


10. Какие территории римляне пробовали покорить, но так и не сумели?

При Траяне (I-II век) империя включала в себя земли Британии, Дакии (современной Румынии), Месопотамию, Армению и Древнюю Ассирию. Это был период максимального, но очень недолгого расцвета. Но в отличие от громадной империи Македонского (а римская держава была еще больше), Рим существовал очень долго — и плоды его истории мы видим до сих пор. А если говорить о территориях, было много владений, куда римляне заводили свои войска, но не смогли удержаться. Германия - например. Или та же Шотландия - туда римляне периодически вторгались, но больше для усмирения воинственных кельтов.

 
Статьи по теме:
Сказания и былины древних славян
Древнерусские эпические сказания - былины - в отличие от сказок воспринимались как повествования о событиях, действительно происходивших в давние времена.Термин «былина» ввел в обиход в середине ХЕК века историк и фольклорист И.П. Сахаров, взяв его из «Сл
Роман Гребенников: «Власть — это убогое отражение нас самих Гребенников роман георгиевич где сейчас
Мэр города Волгограда с 2007 года (избирался как представитель КПРФ). В 1998, 2001 и 2003 годах избирался депутатом Волгоградской областной думы. В 2001-2005 годах был спикером областной думы. Осенью 2007 года возглавил предвыборный штаб "Единой России" в
Скандальные застройки генерала лопырева Что известно о генерале Лопыреве, задержанном за «серьезные нарушения закона»
Когда в ноябре прошлого года оперативники Управления собственной безопасности (УСБ) совместно с 8-м отделом оперативного управления ФСО ворвались в квартиру генерала Геннадия Лопырева, то поначалу подумали, что попали в сувенирную лавку. На стенах и в угл
Формирование личности, процесс формирования личности
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие е