Степь как образ родины. Образ Тараса Бульбы в повести "Тарас Бульба"

Урок литературы 6 класс

Тема. Степь как образ родины в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель деятельности учителя :

Создать условия для развития нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.

Организовать деятельность, направленную на формирование навыка работы с текстом, анализа эпического произведения, выразительного чтения;

Планируемые результаты:

Предметные:

Осознают понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении»,

Распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные и слуховые образы в художественном тексте,

Выразительно воспроизводят текст.

Метапредметные:

Оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;(регулятивные УУД)

Умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД)

Умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД)

Личностные:

Соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,

Осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ;

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Форма урока: Урок-поиск

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент из кинофильма «Тарас Бульба» режиссера В. Бортко, рабочие листы с заданиями для групповой работы.

ХОД УРОКА.

I . Организационный этап. Мотивация учебной деятельности

Видеофрагмент из кинофильма «Тарас Бульба», режиссера Владимира Бортко(2008г.) Прощание с родным хутором, дорога в Запорожскую Сечь.

Беседа:

Определите место эпизода в сюжете?

Куда отправляются герои?

О чем думает каждый из них? (домашнее задание – сжатый пересказ).

Как раскрывает состояние героев музыкальное сопровождение эпизода?

(музыка напряженная, тревожная, неизвестно, что готовит судьба героям)

Однако очень скоро настроение казаков меняется.

«Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Что вызвало перемену в настроении героев? Выберите из предложенных вариантов и обоснуйте свой выбор: случайная встреча – обращение Тараса Бульбы к сыновьям – дорожные впечатления – окружающая обстановка - происшествие.

Все впечатления связаны со степью, по которой ехали казаки.

II . Целеполагание

Выразительное чтение наизусть описания степи днем, вечером, ночью (сопровождается презентацией)

Составление ассоциативной грозди

СТЕПЬ – простор, широта, безграничность, свежесть, красота, очарование, свобода…

Можно ли предположить, что описание степи несет более значительную нагрузку, чем просто пейзаж? Объясните, в чем отличие значение литературоведческих терминов (работа с терминами «пейзаж», «художественный образ»).

Пейзаж (фр. pays – страна, местность) – описание (изображение) природы в художественном произведении

Художественный образ – картина человеческой жизни, творчески воссозданная автором

Ассоциативный ряд, возникающий при чтении описания степи, многограннный, в нашем представлении возникает картина.

Формулирование темы учениками по ключевым словам: Степь как художественный образ (какой?) формулировка не завершена

Выявление затруднения : этот образ имеет скрытый смысл. Наверное, существует какая-то невидимая связь между казаками, их мыслями, характерами и степью.

Формулирование целей урока (совместно с учениками):

Выяснить, почему степь изменила настроение казаков?

Определить, какую смысловую нагрузку имеет образ степи;

Найти ключевое слово темы урока.

III . Работа по теме:

- Степь влияет на героев: они ее видят. Но незабываемое впечатление описание степи производит и на нас, читателей. Почему?

Работа с эпиграфом:

Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми

красками действительности. Видишь и слышишь их»

(В.Г. Белинский)

Как ответил на наш вопрос великий критик?

Гоголь – величайший мастер слова - изобразил степь так, что мы ее видим, слышим, чувствуем так же, как его герои.

Организация исследовательской деятельности:

Задача: исследовать художественно-изобразительные средства языка Гоголя, зрительные, звуковые и цветообразы, использованные при описании степи; выяснить, какую смысловую нагрузку несет образ степи в повести, составить кластер.

Задания для групп (конкретизация заданий совместно с учениками):

Найти в тексте и выписать средства создания художественного образа степи;

(2 группы работают с тропами и зрительными образами, 2 другие – с цветовыми и звуковыми образами; при представлении результатов принимаются дополнения, создаются условия для взаимопроверки и самооценивания)

Определить значение и цель использования;

Выписать слова, в которых передается отношение автора к степи;

Составить синквейн на основе слова «степь».

Исследовательская работа в группах:

Зрительные образы : пирамидальная верхушка дрока, зонтикообразная кашка, ястребы в небе, чайка, поднимающаяся из травы, вереница лебедей, летевших на север, обитатели степи: куропатки, дикие гуси, пестрые суслики.

Слуховые образы : свист сусликов, трещанье кузнечиков, крик лебедя и диких гусей. Звуки степи звучат как музыка днем, вечером и ночью. Мы их не только представляем, но и слышим (аллитерация свистящих и шипящих звуков): «тысяч ью птич ьих свистов» (ч-с), «ш ныряли куропатки, вытянув ш еи» (ш-ш), «с улики с тановились на з адние лапки и оглаш али с тепь с вистом» (с-ш-с).

Цветообразы : зелено-золотой океан, голубо-синие, лиловые волошки, желтый дрок, белая кашка, синие волны воздуха, изголуба-темное небо, серебряно-розовый свет зарева - цветовая гамма сложная, так как передается «пестрое пространство» степи.

Художественно-изобразительные средства языка:

- эпитеты: девственная пустыня, обольстительный ветерок, неизмеримые волны;

- сравнения: растения как лес; обольстительный, как морские волны, ветерок; крик лебедя, как серебро;

- метафоры : степь – пустыня, океан; красные платки лебедей по темному небу; волны диких растений; звезды - блестящие искры светящихся червей; красные платки лебедей;

- олицетворение : звезды глядели, ветерок дотрагивался до щек;

Представление результатов исследовательской работы с текстом каждой группы (составление кластера).

Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.

Пестрота и яркость красок, их многообразие слепят глаза. Основной фон степной поверхности – «зелёно-золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Мир степи живёт своими законами. Эта жизнь проявляется во всём: в крике лебедя, в полёте чайки, в величественном течении Днепра, в сиянии звёзд. Автор стремится передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины.

Нигде не попадались им деревья, всё та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».

Такое восприятие степи свойственно всем, кто попадает в степь?

IV . Обобщение.

Активизация поиска ключевого слова:

Театрализация (воображаемый монолог француза Дефоржа о своих дорожных впечатлениях – опережающее групповое задание)

«Я ехал сюда три недели. Дикая степь, пыль, жара. Никакого жилья. Ни одного человека не встретишь. Страшно. Опасно, Трава высокая. Что в ней скрывается? Может быть, волки? Ужас! Нет, во Францию, во Францию, во Францию…» (монолог звучит на французском языке).

Почему красоту степи не почувствовал Дефорж? Почему его сердце «не встрепенулось, как птица?»

Дефорж – француз, он не может понять красоты и величия степи, испытывает лишь страх перед дикими просторами и неудобства дорожного путешествия. Восхищение и восторг может испытать только русский человек. (Во французском языке не было слова «степь», оно заимствовано из русского).

Для казаков степь – родная земля, родина , потому это удивительное место на земле вызывает восторг автора и героев. Степь, как мать , принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь – обобщенный образ родины. Ради неё казаки совершают свои подвиги.

V . Рефлексия (определение смысловой доминанты образа степи):

Представление синквейнов с ключевым словом «степь»

Степь Степь

Безбрежная, необъятная Прекрасная, удивительная

Восхищает, удивляет, завораживает Успокаивает, утешает, ласкает

Степь рождает героев Степь – родина для казаков

Родина Мать

Уточнение формулировки темы: Степь как художественный образ родины-матери

Вывод: Степь – мать для героев повести Н.В.Гоголя . Только лишь мужественные, сильные люди, наделённые широтой души и щедростью сердца, могут быть достойными матери-степи.

Домашнее задание.

Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2 главе (по выбору: степь днем, вечером, ночью).

Рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Технологическая карта урока

Предмет Литература_________

Класс 6___________________

Тема Степь как образ родины в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Место урока в системе уроков по данной теме: 2 урок в изучении темы

Цели для ученика:

Распознавать художественные средства в тексте, группировать по значению; извлекать имплицитную информацию;

- выдвигать гипотезы и планировать деятельность;

- высказывать и обосновывать свое мнение;

- осознать понятие «родина» как художественно-эстетический образ.

Цели для учителя:

Создать условия для развития нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести;

Организовать деятельность, направленную на формирование навыка работы с текстом, анализа эпического произведения, выразительного чтения.

Планируемые результаты

Предметные:

Осознают понятия «художественный образ», «пейзаж»;

Находят художественно-изобразительные средства, зрительные и слуховые образы в художественном тексте, объясняют их роль в тексте;

Выразительно воспроизводят текст;

Используют практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с коммуникативной задачей;

Метапредметные:

Оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; (регулятивные УУД);

Умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД);

Умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД).

Личностные:

Соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя;

Осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ.

Предварительная подготовка: прочитать 2 главу повести, подготовить сжатый пересказ «Остап и Андрий в бурсе», подготовить выразительное чтение наизусть описания степи днем, вечером и ночью (инд. задания – 3 ученика), представить воображаемый монолог Дефоржа о путешествии в Россию (творческая группа – 3 ученика).

Тип урока - урок усвоения новых знаний

Оборудование: видеопроектор, экран, слайд-шоу,рабочие листы для работы групп, учебник «Литература» под ред. Г.С. Меркина

Опорные понятия, термины: пейзаж, эпитет, сравнение,

олицетворение, метафора, аллитерация, инверсия

Новые понятия: художественный образ, родина как художественно-эстетический образ

Формы контроля: самоконтроль

Домашнее задание: выучить наизусть (или пересказать близко к тексту) описание степи днем, вечером или ночью (на выбор), рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационно-

мотивационный

Создает условия для включения обучающихся в учебную деятельность;

Предлагает просмотреть фрагмента кинофильма, проводит беседу по содержанию эпизода;

Узнают героев, определяют место эпизода в произведении, соотносят зрительные образы с текстом; Пересказывают сжато содержание текста

Регулятивные: готовность к самообразованию;

Познавательные:

Создание эмоционального фона для восприятия темы;

Коммуникативные:

Умение строить речевое высказывание;

Целеполагание

Создает условия для эстетического восприятия текста произведения, предлагает прослушать выразительное чтение наизусть описания степи.

Создает ситуацию выбора ключевых слов, предлагает выстроить ассоциативный ряд, сопоставить понятия «пейзаж» и «художественный образ»; обозначает проблему, помогает выявить затруднения, подводит к определению цели урока. Совместно с учениками формулирует тему.

Воспринимают на слух художественный текст, вычленяют фрагменты прослушанного текста в тексте 2 главы;

Выбирают и обосновывают вариант ответа из предложенного ряда понятий, составляют ассоциативную гроздь к слову «степь», сопоставляют понятия «пейзаж» и «художественный образ»

Выявляют затруднения в определении смысловой доминанты слова «степь», формулируют тему на основе ключевого понятия «художественный образ», совместно с учителем определяют цель своей деятельности

Познавательные:

Формирование познавательных целей;

Построение логической цепи рассуждения;

Анализ понятий с целью выявления признаков;

Коммуникативные:

Представление конкретного содержания в устном виде;

Регулятивные:

Выявление проблемы;

Определение цели учебной деятельности с помощью учителя;

Работа по теме

Организует исследовательскую работу в группах, совместно с учениками определяет продукт исследования и форму его представления

Работают в группах, выбирают лидера, распределяют обязанности, оформляют результаты на демонстрационном листе, представляют результаты

Находят в тексте выписывают и группируют художественно-изобразительные средства, определяют их роль, авторскую позицию, составляют синквейн на основе слова «степь»

Познавательные:

Использование изучающего и просмотрового способов чтения для решения коммуникативной задачи;

Извлечение и обработка необходимой информации из текста;

Анализ с целью выявления признаков, систематизация;

Коммуникативные:

Учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, взаимодействие в группе;

Участие в коллективном обсуждении проблемы;

Построение контекстного монологического высказывания;

Обобщение (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов)

Воплощено большое количество типичных сторон украинского казачества. В одноименной повести он раскрывается со всех сторон: и как семьянин, и как военачальник, и как человек в целом. Тарас Бульба - народный герой, он не выносит спокойного домашнего существования и живет бурной жизнью, полной тревог и опасности.

Бульба как семьянин

Главный герой является суровым мужем и отцом. К относится с определенной снисходительностью. Он считает ее просто «бабой», бесконечно ничтожным существом, у которого нет никакого авторитета. Своих сыновей гоголевский герой также приучает не подчиняться влиянию матери. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» сначала кажется немного жестоким. Он не признает мягкую а даже наоборот - видит в ней большую опасность для настоящего казака. Он считает, что нельзя поддаваться чарам женской любви, даже если это так как можно «обабиться».

Бульба как отец

Таким же суровым представлен Тарас и как отец. В отношении с двумя сыновьями он не допускает ни капли ласки или мягкости, сразу пытается стать им старшим товарищем. Даже когда сыновья возвращаются домой, Бульба при первой встрече вступает в драку с одним из них. Таким способом он пытается определить силу и темперамент сына, чтобы узнать, каким боевым товарищем он станет в будущем.

Бульба как военачальник

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» раскрывает перед читателем неутомимую, энергичную и предприимчивую личность. Главный герой не ведает, что такое усталость и страх. Он прекрасно знает своих подчиненных, умеет повлиять на них и делом, и словом. Когда нужно, может уместно пошутить или зажечь сердца воинов, проговорив воодушевленную патриотическую речь.

Главный герой прозорлив и хитер, он ловко управляет психологией казаков и без затруднений может добиться назначения кошевого атамана. Именно Тарас оказывается самым дальновидным, когда между поляками и казаками якобы возникает перемирие.

Дух товарищества

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» наиболее раскрывается в отношениях с его ратными товарищами. К ним он относится по-братски, именно здесь Гоголь показал всю нежность главного героя, на которую только он был способен. Наиболее широко демонстрируется дух товарищества Тараса Бульбы в сцене, когда он умирает мучительной смертью, но при этом не думает о себе, а переживает за своих ратных товарищей, которые еще могут спастись. В последние минуты жизни он все же находит в себе силы, чтобы указать путь спасения братьям-казакам.

Тарас Бульба - народный герой

Главный герой повести - это олицетворение всех национальных черт, которые автор представляет в разных персонажах данного произведения. В главном герое сосредоточены упорство титана, героическое спокойствие и суровый юмор. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» - это как будто вылитая из стали фигура, но в то же время мятежная и страстная. Он - непреклонный и гордый, в один момент суровый и жестокий, а в другой - великодушный.

Подвиг Тараса Бульбы

«Я тебя породил, я тебя и убью», - такой была последняя фраза Бульбы в момент расправы над своим младшим сыном за предательство. Тарас уже не считал Андрия своим ребенком, так как он предал не только родную землю, но и всех близких. Бездыханное тело сына главный герой покидал с тяжелым сердцем.

После того как не стало младшего отпрыска, Тарас все больше проникался любовью к старшему - Остапу. В одном бою Бульба не смог уберечь своего сына. Здесь читатель уже может заметить страдания главного героя, когда душа Тараса раскрывается совсем с другой стороны. Он обманом пробирается в Варшаву, чтобы найти Остапа. И находит его на площади, где тот подвержен пыткам и издевательствам. Изо всех своих последних сил Остап обращается к отцу с вопросом: «Где ты? Слышишь ли?» В этот момент Тарасу грозит огромная опасность, но он об этом забывает, откликаясь на зов родной кровинки: «Слышу!»

Это был последний подвиг Тараса Бульбы. Враги поймали его, но он не потерял гордость и честь и достойно встретил свою смерть. Когда Тараса сжигали на костре, он уже чувствовал приближение неминуемой гибели, но при этом смотрел на своих казаков, убегающих от ляхов, и кричал: «Хлопцы, к берегу!»

О повести

«Тарас Бульба» - произведение, в котором рассказывается о борьбе украинского народа против В своем произведении автор показывает узы дружбы, которые связывают два братских народа (украинский и русский). Николай Васильевич Гоголь не случайно упоминает «русскую силу» казачества. Казачество для него - сбежавшие от своих господ холопы, выходцы из русских княжеств, которые объединились, чтобы бороться за свою независимость.

Характеристика повести «Тарас Бульба» сосредоточена на главном герое. Автор не пытался его идеализировать, в образе Тараса Бульбы перемешаны малое с великим, грубость с нежностью. Гоголь пытался передать героический характер, и у него это получилось. Даже после гибели Тараса его любовь к родной земле и товарищам, его воля остались несокрушимыми.

Благодаря таким самоотверженным и наша страна выстояла и сохранила свою независимость. Это произведение и на сегодняшний день сохраняет свою актуальность. Повесть «Тарас Бульба» для многих является одной из любимых. Сильные характеры, героическое время - современным людям есть чему поучиться!

Описывая степь, Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи. Из этой особенности гоголевского пейзажа мы и исходим. Гоголь дает описание украинской степи днем, вечером и ночью. После того как описание степи прочитано в классе, предлагаем учащимся выразить своими словами богатство чувств Гоголя, выявить гамму оттенков, передающих его отношение к степи. Приводим некоторые высказывания: «Гоголь любит степь, любуется ее красотой и просторами»; «Гоголь с восхищением рассказывает о том, как величественна и прекрасна степь»; «Гоголь изумляется, удивляется сказочному великолепию степной природы, испытывает восторг перед нею»; «Степь кажется Гоголю невероятно, неправдоподобно красивой».

Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг - вот какие сильные чувства переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.

В чем же видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение? Так, прочитав описание степи днем, спрашиваем: Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? Значительная часть читателей отвечает: «живопись»; «картину художника-живописца»; «У Гоголя все словно нарисовано. Краски очень яркие. Кажется, словно видишь перед собой большую картину».

Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?-Буйством красок. Пестрота и яркость красок, их многообразие буквально слепят взор. Основной фон степной поверхности на картине «зелено-золотой», но по нему «брызнули миллионы разных цветов». Фиксируем внимание читателей па этом образе: сквозь траву видны «голубые, синие и лиловые волошки», «желтый дрок» с пирамидальной верхушкой, .«белая кашка», наливающийся колос пшеницы, белая чайка, «роскошно» купающаяся «в синих волнах воздуха», мелькающая в вышине черной точкой. И все это сверкает на солнце, залито его живительным светом. Такого количества оттенков цвета природа не знает, и совершенно очевидно, что автор стремился передать здесь в первую очередь не многообразие оттенков цветов, а впечатление (удивительно много, невероятно много!).

Как оке все это перенести на картину? Картину, изображающую степь днем, можно условно разделить как бы на две части: зелено-золотистая поверхность земли - собственно степь - и бездонное, безбрежное небо над нею.

На фоне зелено-золотистого океана, уходящего вдаль, на переднем плане, тщательно выписываем все перечисленные в описании цветы (ведь известны и их названия, и их форма, и их цвет). Здесь же помещаем и куропаток, шныряющих под тонкими корнями пшеницы.

Вообще птиц в степи великое множество. «Тысячу разных птичьих свистов» не передать на картине, но сами птицы выписаны у Гоголя необычайно рельефно. Обращаем внимание читателей на неподвижно стоящих в небе ястребов с распластанными крыльями и устремленными в траву глазами. Мы видим даже направление их взгляда, следовательно, смотрим на них с относительно близкой дистанции.

«Тучу диких гусей» темным пятном все располагают на заднем плане; движутся они «в стороне», где-то далеко. (Отмечаем попутно, что «туча» гусей, так же как и «тысяча свистов», передают опять-таки не количество, а впечатление - много! очень много!)

И, наконец, поднимающаяся из травы чайка. Фиксируем на картине два момента: полет птицы и превращение ее в точку где-то далеко в вышине.

А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть, вообще не изображать? Ведь «уже и черных шапок нельзя было видеть: одна только быстрая молния сжимаемой травы показывала бег их». Предлагаем учащимся объяснить образ - «молния сжимаемой травы». Образ зрительный, поэтому шестиклассники легко справляются с ним: «Издали движение скачущих в траве казаков кажется зигзагообразным, по форме напоминает молнию. Кроме того, трава, раздвинутая бегущими лошадьми, сжимается со стремительной, молниеносной быстротой».

Но все справедливо приходят к выводу, что «молнию сжимаемой травы» на картине передать трудно. Лучше взять начало описания, когда «козачьи черные шапки одни мелькали» между колосьями высокой травы, принявшей казаков «в свои зеленые объятия». После такой предварительной работы словесные картины, рисующие степь днем, обычно бывают удачны. Все вводят в свой рассказ яркие словесные образы, употребляют гоголевские гиперболы. А главное - стремятся передать чувства, настроения, владеющие автором, так отчетливо выраженные в конце описания: «Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Как преображается степь вечером и ночью, все прослеживают самостоятельно. Они замечают, что в этих описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений (цветы и растения ночью пахнут сильнее, чем днем; звуки ночью слышнее). Поэтому ночная музыка совсем особенная: днем мы не услышим свиста сусликов и трещания кузнечиков. В этих описаниях все сказочно прекрасно, необыкновенно и таинственно. На первом плане здесь не сама картина, а впечатление от картины: степь вечером и ночью великолепна и фантастична.

«Тарас Бульба» является своеобразный синтез реалистического и романтического. Из романтической поэтики к Гоголю пришла повышенная эмоциональность повествования, особенно ярко обнаруживающаяся в картина; природы с их высокой патетикой, мощью и неожиданностью гипербол, блеском метафор.

Примеры гоголевского текста: «вся степь курилась благовонием»; ветерок, «обольстительный, как морские волны»; крик лебедя, «как серебро, отдавался в воздухе»; «красные платки летели по темному небу» (о веренице лебедей, освещенной дальним заревом) и т. д. Все чувствуют красоту и неожиданность этих образов, их эмоциональный подтекст. Затруднение вызывает лишь сравнение крика лебедей с серебром. Предлагается такое объяснение: «Лебедь- красивая, гордая птица, серебро - красивый, благородный металл». Это сравнение как бы объединяет красоту и благородство звука. В беседе все вспоминают и о том, что во время езды па тройках к дуге средней лошади привязывали серебряный колокольчик, издававший очень красивый звон, мелодичный и чистый. Вспоминаем, что на Руси, отливая колокола для церквей, желая добиться красивого звона, добавляли в металл серебро. чем выше был процент серебра, тем благороднее и чище звон.

В описании украинской степи отчетливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром. Учащимся предлагается доказать это текстуально. Вначале «все три всадника ехали молчаливо». Тарас думал «о давнем», вспоминал погибших товарищей, «слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась». Оста» «душевно был тронут слезами бедной матери, и это только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову». Андрий, и повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего», грустил о разлуке с панночкой.

Но простор благоухающей степи, ее необозримые пространства близки и дороги сердцу казаков. Степь - их родина-мать, и, как мать, принимает она несколько опечаленных сыновей «в свои зелёные объятия», чтобы подбодрить и утешить их, влить в них жизненную силу и энергию. И вот Тарас, отбросив грустные воспоминания, весело окликнул сыновей. Они увидели родную степь, облитую живительным солнечным светом, и все, что «смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы.

Каждое лето в садах, лугах, полях и даже на клумбах можно увидеть тихонько качающиеся на ветру головки ромашек. Многие любят эти цветы с солнечно-желтой серединкой и белыми продолговатыми лепестками, придающими ромашке вид маленького нарядного зонтика. Садовые ромашки, которые растут на даче у моей бабушки, крупные и высокие, с длинным стеблем и резными зелеными листьями. Из них получаются очень красивые букеты. Срезанные ромашки, поставленные дома в вазу с водой, могут простоять очень долго. А есть ромашки совсем другие - мелкие, низкорослые, невзрачные. Пройдешь мимо - и не заметишь, а зря

Иван Сергеевич Тургенев - величайший русский классик, которого называли «певцом дворянских гнезд». Писатель в черновой рукописи пометил, что «Дворянское Гнездо», задуманное в 1856 году, «вылилось» в роман в 1858 году. Новое произведение писателя не осталось незамеченным. Восторг перед романом был единодушным. «Дворянское гнездо», по признанию автора, имело самый большой успех, который когда-либо выпадал писателю на долю. В произведении читателей, критиков покоряла «светлая поэзия, разлитая в каждом звуке этого романа». Одной из главных тем романа являются чувства и переживания главных персонаж

Радость трубите всеми голосами! Мы все на земле солдаты одной, жизнь созидающей рати. В. Маяковский. Революция. В советском литературоведении Владимир Маяковский считался «адептом» социалистической революции, поэтом, который полностью принял переворот 1917 года и добровольно посвятил свой талант «правому делу трудящихся». Сейчас мы понимаем, что, наверное, все не так однозначно и прямолинейно было во взглядах великого поэта. Однако, действительно, в его творчестве очень большое место занимают произведения, посвященные Октябрьской революции. В литературу Маяковский в

ОсеньОсень - позитивное настроение, но и в то же время легкая грусть. Даже тоска иногда. Самые цветные сны, самые честные разговоры, самые легкие воспоминания. Дожди. Много дождей, лучших в мире собеседников и приятелей. Туманы. В голове и на улице. И температура воздуха что надо. Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Для своей работы взяла осень самые яркие краски и принялась за свою картину. Берёзы и тополя покрыла она лимонной желтизной. А листы осинок и клёна разрумянила,

Урок литературы в 6 классе на тему:
«БРАННОЕ, ТРУДНОЕ ВРЕМЯ...»
СТЕПЬ КАК ОБРАЗ РОДИНЫ В ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ
Цели
1) Воссоздание картины эпохи, изображенной в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление.
2) Формирование навыка анализа эпического произведения, выразительного чтения и пересказа, работы с текстом, чтения по ролям.
3) Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.
Задачи:
1) формирование нравственного сознания
2) воспитание и развитие нравственных чувств
3) выработка умений и привычек нравственного поведения
Используемые методы:
1. метод устного изложения знаний (рассказ учителя, объяснение, сообщение учителя, беседа);
2. метод работы с печатным словом (объяснительное чтение материала);
3. Этические беседы
ХОД УРОКА
1. Орг. Момент.
2. Обращение к домашнему заданию.
Рассказ об истории создания повести и исторической основе произведения. Чтение эпизода встре¬чи Тараса с сыновьями по ролям.
3. . Анализ первой главы повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
О чем свидетельствует внутреннее убранство хаты Тараса Бульбы?
Выразительное чтение от слов «Все было чисто, вымазано цветной гли¬ною...» до слов «...и потому, что не в обычае было позволять школярам ез¬дить верхом».
Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки; раз¬личные предметы на стенах, по полкам и углам - о полной мужества и доблести бранной жизни хозяина.
Какие приметы времени проявляются в описании отношения Тараса к жене?
Выразительное чтение эпизода от слов «В самом деле, она была жал¬ка...» до слов «...в этом сборище безженных рыцарей, на которых раз¬гульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».
Высшей ценностью для мужчины той эпохи были бранные подвиги. Время требовало твердости и даже жестокости, порой несовместимых с нежными чувствами к жене, детям, родному дому.
Чтение по ролям эпизода от слов «А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой!» до слов «Козак не на то, чтобы возиться с бабами».
Что является главным достоинством настоящего казака? Почему встреча отца и сыновей после долгой разлуки обернулась потасовкой?
Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поедин¬ку - достоинство первостепенное («...что за человек ты в кулаке!»).
Какими предстают Остап и Андрий в этой сцене?
Остап не может терпеть насмешки Тараса. Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика. Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?» Тарас дразнит его («Что ты, собачий сын, не колотишь меня?»), называет «мазунчиком».
Какие чувства испытывает Андрий в этот момент?
Продолжите ряд слов: волнение, страх...
Как раскрывается характер Андрия в эпизоде? Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса?
Андрий - натура нервная, чуткая, впечатлительная. Драка в счастливый момент встречи кажется Андрию неуместной. Поднять руку на Тараса не позволяет ему уважение к отцу. Андрий уже в этом эпизоде обособлен, замкнут.
Сопоставление иллюстрации Т.Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями» и П.П. Соколова «Возвращение из бурсы».
На рисунке Т. Г. Шевченко Тарас добродушно-ироничен, задирист, притворно изумлен, даже артистичен; он и внешне являет собой фигуру весьма колоритную. Остап угрожающе засучивает рукава, отнюдь не собираясь прощать обиду; огорченная мать робко стоит в стороне, с упреком мольбой смотрит она на Тараса. На иллюстрации П.П. Соколова изображена потасовка между отцом и сыном в разгаре; разошедшийся Тарас приглашает принять в ней участие и младшего сына; мать обнимает Андрия со страхом и укоризной глядя на мужа.
Встреча отца с сыновьями характерна для того «бранного, трудного времени, когда начали разыгрываться схватки и битвы на Украине», и является как бы своеобразной прелюдией к произведению.
В чем проявляется внутреннее сходство между Остапом и Тарасом?
Решительность, открытость, искренность в проявлении чувств свойственны и отцу, и сыну.
Почему Тарас так пренебрежительно относится к книжкам, букварям «философиям», хотя его замечания выдают в нем человека образованного?
Воинская отвага и доблесть для него выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию.
Как характеризует героя его приказ принести к столу не пампушек, всего барана, «медов сорокалетних», чистой горелки побольше, чтоб «играла и шипела, как бешеная»?
Герой не признает полумеры ни в чем. Способность много съесть и вы¬пить - один из признаков героя-богатыря.
Как раскрывается характер Тараса в авторской характеристике?
Выразительное чтение эпизода от слов «Тарас был один из числа коренных, старых полковников...» до слов «Когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».
Лексическая работа
Какое значение приобретает в данной характеристике слово коренной?
Характер героя складывается в постоянной борьбе не только за собственную честь, но и за достоинство тех, кто нуждался в защите. В такой борьбе не может быть компромисса, она требует умения не давать никому пощады, принимать жесткие решения.
Почему Тарас принимает решение ехать в Сечь вместе с сыновьями?
Выразительное чтение эпизода: «Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился, ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля».
Воинский дух силен в старом Тарасе. Хотя он резок, крут, упрям, его поступки иногда граничат с самодурством, но Тарас любит родную землю, ценит людей мужественных, смелых и отважных и стремится участвовать и общем деле.
Какова авторская позиция по отношению к братьям?
Выразительное чтение эпизода от слов «Бурсаки вдруг преобрази¬лись...» до слов «...они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом».
Автор любуется своими героями, никому из них не отдавая своего пред¬почтения.
Как отзываются герои на слезы матери?
Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то неж¬ности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мяг¬че, сердечнее Остапа.
Обращение к домашнему заданию. Зачитываются предложения, в кото¬рых особо подчеркнуто чувство матери при расставании с сыновьями.
«Одна бедная мать не спала».
«Она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».
«И слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрас¬ное лицо».
«Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сво¬дила с них глаз своих и не думала о сне».
«Она со слезами готовила все, что нужно к завтраку...»
«Бедная мать! Она как увидела их, она и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее».
«Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, наделила им, рыдая, на шею».
«Она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем во всех чертах не выпускала его из рук своих».
«Она со всею легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота...»
Назовите глаголы, передающие переживания матери в первой главе по¬вести. Охарактеризуйте чувства героини
Не спала, превратилась в одно зрение, терпела, не сводила глаз, не могла промолвить слова, выбежала за ворота...
Глубокое страдание, боль, отчаяние, беспомощность испытывает бед¬ная женщина, расставаясь с сыновьями. Душа ее полна страшных пред; чувствий, но остановить беду не в ее силах. Законы того времени не по¬зволяли женщине перечить мужу.
4. Степь как образ родины в повести Гоголя.
Обращение к домашнему заданию. Выразительное чтение описания степи.
Чтение фрагментов, в которых переданы краски степи, звуки и запахи степи, описания обитателей степи, воздуха, неба над степью Днепра.
Краски степи. Зеленая, девственная пустыня. «Все пестрое простран¬ство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно) темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою». «Неизмеримые волны диких растений; зелено-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов». «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».
Запахи и звуки степи. «Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием». «Пестрые суслики оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков станови лось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озер! крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе... Весь их треск, свис стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух».
Обитатели степи. «Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лес вытаптывали их. <...> Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вы тянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов.
В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвиж¬но устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем...»
Воздух, небо, над степью. «По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; из¬редка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхуш¬кам травы и чуть дотрагивался до щек. <...> На них прямо глядели ночные звезды. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу».
Днепр. «Вот он сверкает вдали и темною полосою отделился от гори¬зонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, нако¬нец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Дне¬пра, где он, дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в средину его острова вытесня¬ли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений».
Итоги работы
Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное мно¬жество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая вол¬нообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.
Пестрота и яркость красок, их многообразие слепят взор. Основной фон степной поверхности - «зелено-золотой», с брызгами миллионов разных циетов. Мир степи живет своими законами. Эта жизнь проявляется во всем: в крике лебедя, в полете чайки, в величественном течении Днепра, в сиянии звезд. Автор стремился передать не само по себе многообразие зву¬ков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины.
Какова внутренняя связь между описаниями мыслей и характеров ге¬роев и величественной картиной степи?
Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыно¬вей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и ка¬шки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу.
В каких словах передано отношение автора к степи?
«Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не мо¬гло быть лучше. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».
Какие чувства испытывает автор?
Любовь, восхищение, изумление, восторг переполняют душу автор
Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.
Только ли красота природы вызывает эти чувства?
И необыкновенная красота природы, и осознание того, что это удиви тельное место на земле - милая сердцу родина, вызывает восторг автор и его героев. Степь - обобщенный образ родины. Ради нее казаки совершают свои подвиги.
Степь - мать для героев повести Н.В. Гоголя. Какими качествами характера должны обладать сыновья, чтобы быть достойными такой матери.
Только лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем, могут быть достойны матери-степи.
5. Итоги урока.
Можно ли считать Тараса с сыновьями и других запорожцев именно такими героическими натурами, сильными, мужественными, готовыми к подвигу?
Тарас с сыновьями и другие герои повести Н.В. Гоголя - люди своего времени. Их характеры складывались в борьбе за свободу и независи¬мость родины. Мужество, сила духа, отвага, героизм - основные качеств характера героев.
В чем источник силы героев?
Источник силы - родные места, степь, родина, взрастившая эти богатыр¬ские характеры. С ней герои, как с родной матерью, связаны кровными узами.
6. Домашнее задание.
Найти эпизоды, в которых наиболее отчетливо проявились характер героев.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания.

Вступительное слово учителя. Братья росли, и в двенадцатилетнем возрасте их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как это было заведено в казацких семьях. Шире и сложнее становятся их связи с миром, богаче и разностороннее представления о нём.

На доске: Бурса - духовное училище.

- Ребята, как вы представляете себе условия жизни в бурсе?

(Ответы учащихся)

- А вот как описывает писатель Николай Помяловский бурсу в книге «Очерки бурсы»:

Оказывается, бурса - совсем особый мир, мир, во многом страшный.

- Чем отличаются в этот период Остап и Андрий?

Вывод: Остап - надёжный, хороший товарищ и друг. Ему можно верить, на него можно положиться. Андрий, как и Остап, мужественен, силён, ловок и полон отваги. Но в отличие от прямодушного Остапа, он человек неустойчивый. Настораживает его отъединение от товарищей. Видно, что его жизненный путь - не обычный путь казака.

  1. Основное содержание урока
  1. Восстановим хронологическую последовательность происходящих с юношами событий: детство, учение в бурсе, возвращение в отчий дом, дорога в Сечь. Сбывается самая большая мечта их жизни.

Ребята, давайте поговорим о дороге в Сечь. Вот как пишет об этом Гоголь:

«А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зелёные объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи чёрные шапки одни мелькали между её колосьями».

  1. Выразительное чтение описания степи днём, вечером и ночью.

Выразите своими словами богатство чувств Гоголя, выявите гамму оттенков, передающих его отношение к степи.

Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг - вот какие сильные чувства переполняют душу автора.

Чтение описания степи днём подготовленным учеником.

В чём же видит Гоголь чарующую душу красоту степи, чем он восхищается и как передаёт своё восхищение?

Степь днём. Какой вид искусства напоминает этот пейзаж?

Вообразите себя художниками, которые на основании описания Гоголя рисуют большое полотно - степь днём. Что же должна напоминать степь на картине? Какой основной образ проходит через все описания и самой степи, и неба над степью? (Образ моря, океана).

- О чём ещё говорит выражение «неизмеримые волны диких растений»? Помогли ли бы нам эти слова Гоголя при создании картины?

Кроме необъятности, безбрежности, чем ещё поражает гоголевская степь? (Буйством красок).

- Как разместить на картине всё это богатство красок, растений, а также огромное количество птиц?

А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть вообще не изображать?

Итак, соберём всё воедино и создадим словесную картину.

Как преображается степь вечером и ночью? В описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений. В этих описаниях всё сказочно, необыкновенно и таинственно.

Найдите в тексте два особенно понравившихся вам словесных образа и объясните их. («…вся степь курилась благовонием», ветерок «обольстительный, как морские волны», крик лебедя «как серебро, отдавался в воздухе», «красные платки летели по тёмному небу»).

3. В описании украинской степи отчётливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром.

Докажите это текстом. (Все три всадника ехали молча. Тарас вспоминал погибших товарищей, Остап был тронут слезами бедной матери, Андрий грустил о разлуке с панночкой).

Но просторы степи близки и дороги сердцу Козаков. Степь - их родина-мать, она их утешает, вливает в них жизненную силу, энергию.

Степь и козаки - нечто глубоко созвучное, родное, близкое друг другу.

Каких людей, какие характеры должна была породить степь? (богатырские характеры, героические натуры).

Можно ли считать Тараса с сыновьями и других выведенных в повести запорожцев именно такими героическими натурами, сильными, мужественными, готовыми к подвигу? Этим вопросом открывается новая тема следующего урока, тема подвига, тема служения Отечеству.

4. Итак, образ степи дан Гоголем как образ матери-Родины, породившей могучие богатырские характеры. Стоит оборваться этой связи, и человек гибнет, превращается в «подлую собаку».

Домашнее задание: 1) Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2-й главе (по выбору - днём, вечером, ночью);

2) Ответить на 6 вопрос в хрестоматии.

Урок литературы в 7 классе

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

«Чёрт возьми, степи, как вы хороши!»

Степь как образ Родины в повести Гоголя.

Цель:

  1. пробудить у обучающихся чувство любви к Родине, восхищение красотой её природы, понимание того, что природа - это тоже Родина, «дом наш», желание стать достойным Родины, «способным защитить её;
  2. показать, что время пребывания Остапа и Андрия в бурсе - это повзросление, когда формируется личность, определяются её нравственные критерии;
  3. продолжать отрабатывать навык устного словесного рисования, работать над развитием речи обучающихся.
 
Статьи по теме:
Сказания и былины древних славян
Древнерусские эпические сказания - былины - в отличие от сказок воспринимались как повествования о событиях, действительно происходивших в давние времена.Термин «былина» ввел в обиход в середине ХЕК века историк и фольклорист И.П. Сахаров, взяв его из «Сл
Роман Гребенников: «Власть — это убогое отражение нас самих Гребенников роман георгиевич где сейчас
Мэр города Волгограда с 2007 года (избирался как представитель КПРФ). В 1998, 2001 и 2003 годах избирался депутатом Волгоградской областной думы. В 2001-2005 годах был спикером областной думы. Осенью 2007 года возглавил предвыборный штаб "Единой России" в
Скандальные застройки генерала лопырева Что известно о генерале Лопыреве, задержанном за «серьезные нарушения закона»
Когда в ноябре прошлого года оперативники Управления собственной безопасности (УСБ) совместно с 8-м отделом оперативного управления ФСО ворвались в квартиру генерала Геннадия Лопырева, то поначалу подумали, что попали в сувенирную лавку. На стенах и в угл
Формирование личности, процесс формирования личности
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие е