3.
В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла
; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло
.
Бра
зды - бо
ро
зда, обла
ко - обо
ло
чка, охла
ждение - хо
ло
д, возгла
с - го
ло
с, огра
да - ого
ро
дить, гла
ва - го
ло
ва, сокра
щать - ко
ро
ткий.
4.
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Возра
жать, нава
ждение, а
ромат, па
норама, ла
би
ринт, ло
те
рея, бе
тон, ка
стрюля, при
ви
легия, эти
кет.
Обратите внимание!
1)
Слово до
лина
является однокоренным со словом до
л
; слово препода
ватель
- со словом да
ть
; слова одо
леть, преодо
леть
- со словом до
ля
.
2)
Имена существительные ка
мпания
и ко
мпания
различаются по значению.
Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
). Ко
мпания
- 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания
).
3)
Гласные о-а
в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать
(-ивать
), ср.: раско
лет - раска
лывать, гово
рить - разгова
ривать
.
4)
В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
Ра
ст
и, ра
ст
ение, выра
щ
ивать, нара
щ
ение - выро
с
ший, заро
с
ли, поро
с
ль.
а) Ро
стов, Ро
стислав, ро
сток, ро
стовщик, выро
сток
ро
стовщический
). б) отра
сль
(и производные от них, например: отра
слевой
).
Скак-/скоч-
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а
или о
), в безударном положении перед к
пишется а
, перед ч
пишется о
.
Ска
к
ать, проска
к
ать, на ска
к
у - выско
ч
ка, заско
ч
ить, выско
ч
ить.
Ска
чу, ска
чок, ска
чи, вска
чь.
Лаг-/лож-
Перед г
пишется а
, перед ж
пишется о
.
Сла
г
аемое, пола
г
ать, разла
г
ать - сло
ж
ить, поло
ж
ить, разло
ж
ить.
Поло
г
.
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
4. Зависимость от значения
Корни
Правило
Примеры
Исключения
Мак-/мок-
Корень мак-
(мач-
) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок-
(моч-
) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Корень равн-
пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн-
пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пора
вняться
(«оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура
внение
(«математическое равенство») - подро
внять кусты
(«сделать ровными»), разро
внять песок
(«сделать ровным, гладким»).
Ра
внина, поро
вну, уро
вень, ро
весник.
Корни с чередующимися гласными И
/Е
Корни
Правило
Примеры
Бир-/бер-
Если за корнем следует суффикс -а-
, то в корне пишется и
, если суффикса нет, то в корне пишется е
.
В словах с корнем пир-
со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и
.
Пи
р, пи
ровать.
Чередование A(Я)
/им(ин)
Корни
Правило
Примеры
Корни с чередованием а(я)
/им(ин)
Если за корнем следует суффикс -а-
, то в корне пишется им
(ин
), если суффикса нет, то в корне пишется а
/я
.
Пожим
а
ть - пожа
ть, нажим
а
ть - нажа
ть, размин
а
ть - размя
ть, поним
а
ть - поня
ть, начин
а
ть - нача
ть, помин
а
ть - памя
ть.
2.3.3. Употребление буквы Э
Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е
используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ]
+ гласный (е
да, крае
вед
).
В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ]
) также пишется е
, а не э
.
При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
Пишется Е
Пишется Э
1.
В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери
.
1.
После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр
и производных от них (мэрия, пэрство
), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ
.
2.
После гласной и
, например: диета, реквием, кариес
.
2.
После гласных (кроме и
) в соответствии с произношением пишется э
, например: силуэт, поэзия, дуэт
.
3.
В словах: проект, проекция, реестр, феерия
.
3.
В начале слова в соответствии с произношением пишется э
(это, экзамен, этаж, экономика
) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить
).
Тема чередования гласных в корнях вызывает путаницу у школьников. Чтобы запомнить все чередования, нужно зубрить правила, запоминать исключения, регулярно выполнять упражнения.
В этой статье вы узнаете правила правописания, найдёте упражнения на чередование гласных в корне и ответы на них.
Чередование гласных
В целом чередуются и буквы. Одна морфема может встречаться с разными буквами.
Чередование гласных - это особенность некоторых корней менять гласную в зависимости от некоторых факторов. Другими словами, два однокоренных слова могут иметь разную гласную. Например, слово зага
р имеет букву "А" в корне, а слово заго
реть - букву "О".
Это кажется непонятным для школьников. Вроде бы слова однокоренные, но корни разные... Если не хотите запутаться и наделать ошибок в упражнениях на корни с чередованием, то читайте дальше нашу статью.
История чередующихся корней
Откуда в русском языке появилось чередование до конца не ясно. Считается, что сначала появилась традиция языка, то есть сложившаяся с годами привычка написания. Долгое время люди писали так, как им нравилось, поэтому однокоренные слова имели разные гласные. Когда лингвисты решили упорядочить язык и подчинить правописание правилам, корни с чередованием пришлось оставить такими, какими их привыкли видеть.
Постоянно филологи обнаруживают корни, которые до этого не знали. Обновляется и база упражнений на корни с чередованием гласных, которые ученикам приходится решать.
Существуют несколько факторов, влияющих на правописание чередующихся букв:
следующая за чередующейся гласной согласная;
ударение;
суффикс;
смысловое значение.
Правописание гласных А-О: соседняя согласная
Чередование "А" и "О" зависит от всех четырёх факторов. Нужно запомнить, какие корни от какого показателя зависят.
От соседней согласной зависят следующие корни: лаг-лож, скак-скоч, раст-ращ-рос.
После "Г", "К", "СТ" и "Щ" пишите букву "А" в корне. После "Ж", "Ч" ставьте в корне букву "О".
От суффикса зависят корни кас-кос, лаг-лож.
Если после корня стоит суффикс "А", то в корне пишите букву "А".
Например: ка
са
ться - ко
снуться, отло
жить - безотла
гательно.
Правописание гласных А-О: значение корня
От смыслового значения зависят только два корня: равн-ровн и мак-мок. По смыслу они скорее являются разными корнями, чем двумя вариантами одного корня. Тем не менее, их считают корнями с чередующимися гласными.
Корень ра
вн употребляется в значении "равнять, становиться равным".
Например: ура
внять права, сра
внительный анализ.
Корень ро
вн употребляют в значении "ровнять, делать ровным".
Правописание определяется с помощью одного показателя - суффикса "А". Если после корня этот суффикс есть, то ставим букву "И". Если суффикса нет, тогда пишем букву "Е".
Необходимо заучить корни, в которых происходит подобное чередование. А именно: бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, блест-блист, жег-жиг, стел-стил, чет-чит.
Проверьте себя, решив упражнения с корнями с чередованием "Е" и "И".
1. Стекло бл(_)стит, звёзды бл(_)стают, грибы соб(_)рают, соб(_)рут игрушки, ум(_)раю со смеху, зам(_)р от восхищения, отп(_)реть дверь, отп(_)рают ворота, прот(_)реть лицо, прот(_)рают пыль, выд(_)рну скотч, выд(_)рают зубы; разм(_)наем мышцы, подж(_)мает хвост, припом(_)нают о домашних делах, произносят закл(_)нания.
Стекло бле
стит, звёзды бли
стают, грибы соби
рают, собе
рут игрушки, уми
раю со смеху, заме
р от восхищения, отпе
реть дверь, отпи
рают ворота, проте
реть лицо, проти
рают пыль, выде
рну скотч, выди
рают зубы; разми
наем мышцы, поджи
мает хвост, припоми
нают о домашних делах, произносят закли
нания.
И еще упражнение на правописание корней с чередованием Е и И:
2. Переб(_)рём старую одежду, переб(_)рается через дорогу, бл(_)снуть на солнце, зам(_)рла от страха, зап(_)реться в комнате, гармоничное соч(_)тание, выт(_)реть со стола, сд(_)рать скотч, переб(_)рать черешню, ум(_)рать со смеху, вым(_)рающий вид, отп(_)рать замок, изб(_)рательная кампания, выст(_)ранные футболки, подб(_)решь одежду, выд(_)рнут зуб, приж(_)гать рану, выт(_)рать пыль, прид(_)рется к опечаткам, зан(_)маться предприн(_)мательством.
Перебе
рём старую одежду, переби
рается через дорогу, бле
снуть на солнце, заме
рла от страха, запе
реться в комнате, гармоничное соче
тание, выте
реть со стола, сди
рать скотч, переби
рать черешню, уми
рать со смеху, выми
рающий вид, отпи
рать замок, изби
рательная кампания, высти
ранные футболки, подбе
решь одежду, выде
рнут зуб, прижи
гать рану, выти
рать пыль, приде
рется к опечаткам, зани
маться предприни
мательством.
И последнее упражнение на чередование гласных в корне слова ("А" и "О", "Е" и "И"):
1. Р(_)стислав Иванович переб(_)рал пойманную утром рыбу. Чешуя ее ярко бл(_)стела на солнце.
2. В Р(_)стове-на-Дону провели изб(_)рательную кампанию. Скоро р(_)стовчане пойдут выб(_)рать депутатов.
3. Мы сг(_)раем от нетерпения увидеть бл(_)стательную игру этой актрисы.
4. Услышав шаги, все сначала зам(_)рли от страха, а потом мигом выск(_)чили на улицу, даже не зап(_)рев дверь.
5. После переезда в купленную квартиру нам пришлось переб(_)рать старые вещи, подм(_)тать пол и прот(_)рать вековую пыль.
Выполняйте больше упражнений на корни с чередованием, так вы лучше их запомните. Устно или даже письменно группируйте корни по признакам при выполнении домашней работы. Это поможет запомнить правила правописания.
Учите теорию, не забывайте о практике, и вас ждёт успех!
I. ПОВТОРЕНИЕ.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
На этапе объяснения нового материала также
используется мультимедийная система.
На экране – таблица с чередующимися гласными в
корне слова, с рисунками, помогающими лучше
воспринять материал.
ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Встречаются однокоренные слова, в корне
которых пишутся разные гласные. Это и есть корни
с чередованием.
Нужно хорошо запомнить, что
«написание букв на месте безударных гласных в
этих корнях не соответствует общему правилу, а
подчиняется традиции». При написании гласной в
этих корнях мы будем пользоваться особыми
правилами. Эти правила можно объединить в 4
группы.
1-я группа
Безударный корень всегда пишется одинаково
(а ударный – по-разному: так, как слышится):
Обратите
внимание:
правило
распространяется только на слова, которые
являются однокоренными, имеющими одно значение.
Посмотрите на рисунок:
Зар
я. В небе разгор
аются зар
ницы. На
берегу гор
ит костер. Ивы наклон
ились над
озар
енной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплав
ок.
2-я группа
Написание гласной в корне зависит от того,
какие за ним идут согласные:
раст
растение
выращены
Внимание!
Не путайте корень -рос-
с
приставкой рас-
!
3-я группа
Написание гласного зависит от того, стоит ли
после корня суффикс
-а-:
Внимание!
У девушки кос-а
–
здесь после корня не суффикс -а-,
а окончание;
кроме того, корни с чередованием кос-/-кас-
имеют значение «дотрагиваться».
Исключения:
ра
внина
(это ро
вное,
а не ра
вное
чему-то место, но пишется -а-
).
Равняйсь!
(Команда в строю – встать ровно
),
уровень
(отметка, ра
вная
какому-то
значению),
поровну
(на ра
вные
доли).
-мак- – -мок-
-скак- – -скоч-
Исключение:
ска
чок.
Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак-
– с -а-,
-скоч-
– с -о-;
тогда
исключений будет два: скачок, скачу.
(На парте у каждого ученика есть такая
таблица-подсказка.)
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Задание 1.
Объясните написание
чередующихся гласных в корне.
Порядок
действий следующий:
1) В слове поставьте ударение;
2) выделите корень;
3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь
сведениями из таблицы;
4) подчеркните гласную в корне.
Задание 2.
Вставьте пропущенные буквы.
Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и
следуя порядку действий предыдущего задания.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
Вариант I (для слабых учеников): неосложненное
списывание
Задание 3.
Спишите. Выделите корни с
чередованием гласных. Обозначьте условия выбора
орфограмм. Отметьте слова-исключения.
Вырастить
кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль.
отраслевая промышленность, нарастающая
скорость, обложной дождь, продираться сквозь
заросли, замирать от восхищения, вырастить
блистательную смену, предположение отпадает,
возложить к подножию памятника выращенные цветы,
несчастье коснулось и его, подошел к зарослям
камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик
Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание,
положить выручку в несгораемый шкаф, жук
расположился на блестящем листе кувшинки,
изложить требования, бесплатное приложение,
неправильное сращение кости, растительный
покров, слабый росточек.
Вариант II: осложненное списывание
Задание 4.
Спишите. Выделите корни с
чередованием гласных. Отметьте условия выбора
орфограмм.
Ира
очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает
квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль,
зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом
заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не
сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости.
Но иногда она обижается на своего брата-лентяя,
убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь
уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть
шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все
сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал».
Задание 7.
Вставьте пропущенные буквы.
Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах
с чередованием в корне. Выберите нужное
объяснение, поставив знак «+» в таблице.
Выбор гласной в словах
с чередованием в корне зависит
от согласной в корне
от наличия/отсутствия
ударения
от суффикса -а-
после корня
от лексического
значения
Заг_р
Р_внина
Прод_раться
Ср_внять
Р_стительность
Непром_каемый
З_ря
Обм_кнуть
Прик_сновение
Зап_реть
Заг_релый
Бл_стеть
Отр_сль
Подл_жить
Выр_щенный
Р_сток
К_сание
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер , Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя.
11.
В каком предложении допущена
орфографическая ошибка?
а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна
и собой некрасива, но понемногу справилась и
выровнялась.
б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и
обскакал бегущих собак.
в) Он долго выбирал поплавок и блисну.
г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба.
д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но
чернил не было.
Т.В. РЕБЯЗИНА,
М.В. МИХЕЕВА, школа № 171,
г. Москва
Чередование безударных гласных в корне
- страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении. Они не подчинились общему правилу и пишутся по традиции. А что такое традиция языка? Это нормы правописания, которые стихийно сложились в те времена, когда правил орфографии ещё не было. Т.е., не имея правил, люди писали, кому как нравится, сложилась традиция написания одних слов с такой буквой, других слов с этим же корнем - с другой буквой. А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать. И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить.
Чередование в корне
Правило
Чередование А и О
Буква зависит от суффикса А
Чередуются: ка
са
/ко
с, ла
га/ло
ж. Если после корней кос/кас, лаг/лож
есть суффикс А, в корне пишется буква А: прика
са
ться - прико
снуться, поло
жить - пола
гать.
Запоминайте, как заклинание: каса-лага.
Буква зависит от соседней согласной
Корень лаг/лож
попадает и в эту группу правил. А всегда пишется перед Г, О - перед Ж. Исключение:
поло
г.
Это слово можно не считать исключением, т.к. значение корня уже сильно далеко от лаг/лож. В слове полог,
скорее, действует уже полногласие .
В корне скак/скоч
- перед К пишется А, перед Ч – О: скак
áть – выскоч
úть
. Исключения:
скачóк, скачý.
В корне рас(т)/ращ/рос
- пишется А перед СТ и Щ; в остальных случаях пишется О: раст
ение, наращ
ение – выро
сший, заро
сли, поро
сль.
Исключения:
отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов.
Буква зависит от ударения и его отсутствия
Это самая трудная часть правила. Потому что надо не запутаться, в каких корнях без ударения писать О, в каких - А.
Итак, во всех корнях под ударением пишем ту букву, какую слышим
.
Без ударения А пишется в корнях зар, плав, пай
(чередование зар/зор, плав/плов/плыв, пай/пой
): за
рево - зо
ри - за
ря, припо
й - па
яльник.
Без ударения О пишется в корнях гор, клон, твор
(чередования гор/гар, клон/кклан, твор/твар
): га
рь - выго
реть, скло
н - кла
няться.
Исключения:
выга
рки, изга
рь, прига
рь
(маловероятно, что вы употребите где-либо эти слова, но они могут встретиться на экзамене), утва
рь, зо
ревать, пло
вец, пло
вчиха.
В разных пособиях по-разному пишут название птички: "зорянка" и "зарянка". По последним данным это слово всё-таки не является исключением.
Буква зависит от смысла.
Здесь мы имеем самую немотивированную часть правила. Существует множество омонимичных или созвучных пар слов, имеющих похожие корни с разным значением и с разными буквами: флаг развевается, ребёнок развивается, залезать на дерево, зализать рану и т.д. Но почему-то только две пары таких слов названы корнями с чередующейся гласной. Если у корней разные значения (пусть даже в чём-то близкие), значит, корни разные. А раз корни разные, при чём тут чередование? Но приведём эти правила в формулировке Розенталя .
"
Корень равн-
имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»
: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн-
– в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»
: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным)." Исключения:
ра
вняйсь! ра
внение, ра
вняться, ра
внина.
"
Корень мак-
содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»
: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок-
содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»
: вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ."
Чередование Е и И
Эти корни, к счастью, подчиняются одному принципу: если есть суффикс А - пишется И, иначе - пишется Е. Главное - запомнить корни, в которых существует такое чередование. Итак, запоминаем: бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит-
Исключения:
соче
та
ть, соче
та
ние, проти
рка, зади
ра.
Последние два исключения можно и не запоминать, т.к. буква в них находится под ударением, ошибиться невозможно.
Вот как выглядит это правило в своде 1956 года:
"Чередование и
и е
находим в следующих глаголах
:
сжигать
- сжечь
, выжигать
- выжечь
и т. п.;
постилать
- постелю
, расстилать
- расстелю
и т. п.;
раздирать
- раздеру
, удирать
- удеру
и т. п.;
отпирать
- отпереть
, запирать
- запереть
и т. п.;
стирать
- стереть
, растирать
- растереть
и т. п.;
умирать
- умереть
, помирать
- помереть
, замирать
- замереть
и т. п.;
избирать
- изберу
, прибирать
- приберу
и т. п.;
вычитать
- вычесть
, прочитать
- прочесть
и т. п.;
сидеть
- сесть
;
блистать
- блестеть
."
Чередование Я и И
В чередованиях ня/ним
тот же принцип: И пишется после суффикса А: уня
ть - уни
мать, обня
ть - обни
мать.
Примеры
Прика
саться - прико
сновение
Поло
жить - пола
гать
Тва
рь - вытво
рять
За
ря - зо
ри
Ска
кать - выско
чить
Ра
стение - ро
сток
Приго
рать - га
рь
Выми
рать - уме
реть
Отди
рать - отде
рёшь
Бли
стать - бле
стеть
Выти
рать - выте
реть
Упомя
нуть - упоми
нать
История правила
Первое правило, похожее на современные правила о чередованиях гласных, возникло у Грота и касалось правописания слов с корнем РОС/РАСТ/РАЩ
В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
2.3.1. Правописание безударных гласных в корне
Правило
Примеры
1.
В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.
3.
В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла
; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло
.
Бра
зды - бо
ро
зда, обла
ко - обо
ло
чка, охла
ждение - хо
ло
д, возгла
с - го
ло
с, огра
да - ого
ро
дить, гла
ва - го
ло
ва, сокра
щать - ко
ро
ткий.
4.
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Возра
жать, нава
ждение, а
ромат, па
норама, ла
би
ринт, ло
те
рея, бе
тон, ка
стрюля, при
ви
легия, эти
кет.
Обратите внимание!
1)
Слово до
лина
является однокоренным со словом до
л
; слово препода
ватель
- со словом да
ть
; слова одо
леть, преодо
леть
- со словом до
ля
.
2)
Имена существительные ка
мпания
и ко
мпания
различаются по значению.
Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
). Ко
мпания
- 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания
).
3)
Гласные о-а
в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать
(-ивать
), ср.: раско
лет - раска
лывать, гово
рить - разгова
ривать
.
4)
В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
Ра
ст
и, ра
ст
ение, выра
щ
ивать, нара
щ
ение - выро
с
ший, заро
с
ли, поро
с
ль.
а) Ро
стов, Ро
стислав, ро
сток, ро
стовщик, выро
сток
ро
стовщический
). б) отра
сль
(и производные от них, например: отра
слевой
).
Скак-/скоч-
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а
или о
), в безударном положении перед к
пишется а
, перед ч
пишется о
.
Ска
к
ать, проска
к
ать, на ска
к
у - выско
ч
ка, заско
ч
ить, выско
ч
ить.
Ска
чу, ска
чок, ска
чи, вска
чь.
Лаг-/лож-
Перед г
пишется а
, перед ж
пишется о
.
Сла
г
аемое, пола
г
ать, разла
г
ать - сло
ж
ить, поло
ж
ить, разло
ж
ить.
Поло
г
.
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
4. Зависимость от значения
Корни
Правило
Примеры
Исключения
Мак-/мок-
Корень мак-
(мач-
) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок-
(моч-
) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Корень равн-
пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн-
пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пора
вняться
(«оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура
внение
(«математическое равенство») - подро
внять кусты
(«сделать ровными»), разро
внять песок
(«сделать ровным, гладким»).
Ра
внина, поро
вну, уро
вень, ро
весник.
Корни с чередующимися гласными И
/Е
Корни
Правило
Примеры
Бир-/бер-
Если за корнем следует суффикс -а-
, то в корне пишется и
, если суффикса нет, то в корне пишется е
.
В словах с корнем пир-
со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и
.
Пи
р, пи
ровать.
Чередование A(Я)
/им(ин)
Корни
Правило
Примеры
Корни с чередованием а(я)
/им(ин)
Если за корнем следует суффикс -а-
, то в корне пишется им
(ин
), если суффикса нет, то в корне пишется а
/я
.
Пожим
а
ть - пожа
ть, нажим
а
ть - нажа
ть, размин
а
ть - размя
ть, поним
а
ть - поня
ть, начин
а
ть - нача
ть, помин
а
ть - памя
ть.
2.3.3. Употребление буквы Э
Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е
используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ]
+ гласный (е
да, крае
вед
).
В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ]
) также пишется е
, а не э
.
При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
Пишется Е
Пишется Э
1.
В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери
.
1.
После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр
и производных от них (мэрия, пэрство
), в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ
.
2.
После гласной и
, например: диета, реквием, кариес
.
2.
После гласных (кроме и
) в соответствии с произношением пишется э
, например: силуэт, поэзия, дуэт
.
3.
В словах: проект, проекция, реестр, феерия
.
3.
В начале слова в соответствии с произношением пишется э
(это, экзамен, этаж, экономика
) и в производных от них (отэкзаменовать, сэкономить
).
Древнерусские эпические сказания - былины - в отличие от сказок воспринимались как повествования о событиях, действительно происходивших в давние времена.Термин «былина» ввел в обиход в середине ХЕК века историк и фольклорист И.П. Сахаров, взяв его из «Сл
Мэр города Волгограда с 2007 года (избирался как представитель КПРФ). В 1998, 2001 и 2003 годах избирался депутатом Волгоградской областной думы. В 2001-2005 годах был спикером областной думы. Осенью 2007 года возглавил предвыборный штаб "Единой России" в
Когда в ноябре прошлого года оперативники Управления собственной безопасности (УСБ) совместно с 8-м отделом оперативного управления ФСО ворвались в квартиру генерала Геннадия Лопырева, то поначалу подумали, что попали в сувенирную лавку. На стенах и в угл
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие е