«Арте повера. Творческий прорыв»

В залах Зимнего дворца до 16 августа 2018 года показывают итальянское «бедное искусство». Возникшему на рубеже 1960–1970-х годов движению удалось радикально обновить эстетические представления и художественную практику того времени. О том, как за 50 лет арте повера превратилось в один из брендов Италии ХХ века и смогло стать вровень с драгоценностями Эрмитажа, рассказывает Павел Герасименко.

Лучо Фонтана. Пространственная концепция: ожидание. 1964. Холст, краска на водной основе. Галерея современного искусства GAM, Турин. Courtesy Fondazione Torino Musei. Фото: © Studio fotografico Gonella

Выставка, названная «Арте повера. Творческий прорыв», отмечает юбилей художественного движения, возникшего на рубеже 1967 и 1968 годов. Эрмитаж впервые показывает «бедное искусство», превратившееся за 50 лет в один из художественных брендов Италии ХХ века. Большинство экспонатов происходят из богатейшего собрания арте повера в замке Риволи близ Турина. Они заняли залы на третьем этаже Зимнего дворца — обе анфилады, надворную, прежде отданную немецкой живописи XIX века, и парадную, где не так давно размещались импрессионисты и постимпрессионисты. После переезда эрмитажной части коллекций Щукина и Морозова в Главный штаб прошло всего несколько лет, но уже не всякий вспомнит, где висели конкретные работы. Кураторы выставки — Дмитрий Озерков и Анастасия Чаладзе из Эрмитажа и прославленная Каролин Христов-Бакарджиев, хранитель коллекции Кастелло ди Риволи, — конечно, не имели в виду соответствия между прежним и нынешним наполнением залов. Но все же память места причудливо сохраняется в музее: по историческим меркам совсем недавно зрители кубистических работ Пикассо возмущались «Разве это искусство?» — теперь то же самое будет происходить перед объектами Янниса Кунеллиса или Марио Мерца. В статье Дмитрия Озеркова в каталоге подмечена схожесть пространства в Эрмитаже с Бернским кунстхалле, где на выставке Харальда Зеемана «Когда отношения становятся формой» в 1969 году произошло мировое признание арте повера. Возможно, в 70-х годах прошлого века осталась не только экспозиционная архитектура классического музея, находящегося во дворце, но и отечественные понятия об истории искусства. Между тем, в ХХ веке у итальянской и российской жизни было много общего: только в бедной и по преимуществу аграрной стране способны в такой степени поэтизировать машину и технику, как это делали итальянские и русские футуристы. В арте повера, как и в русском футуризме, отчетливо различимо почвенническое начало. Его мощное влияние на мировое искусство последних 50 лет продолжает возрастать — так, по итальянскому примеру с успехом было концептуализировано и «Русское бедное», что подтверждается аукционными ценами на художников «бедного искусства».

Фрагмент экспозиции «Арте повера. Творческий прорыв» с работой Марио Мерца «Иглу с деревом» (1968-1969). Фото: Павел Герасименко

Арте повера стало известно благодаря критику и куратору Джермано Челанту. В конце 1967 года состоялась групповая выставка в генуэзской галерее La Bertesca, положившая начало новому художественному движению. Искусство арте повера зародилось на севере страны — грубые и бедные, «нехудожественные» материалы, которые использовали художники, напрямую были связаны со здешней историей и ландшафтом и соответствовали крестьянской суровости уклада этих мест. Новое искусство стало реакцией на модную идеологию и художественную практику поп-арта. Челант смог придать ему интернациональное значение в вышедшей в том же году статье «Арте повера: заметки к партизанской войне».

В двадцати с лишним залах Эрмитажа представлены всего 16 художников. Выставка, помимо монографического разделения авторов по залам, не имеет четкой структуры, поэтому стоит остановиться как на самых зрелищных работах, так и на их противоположности — принципиально незрелищных произведениях. Впрочем, и те и другие поставят в тупик отечественного зрителя. Кураторы сделали ставку на минимализм экспозиции: в каждом зале демонстрируется не больше трех-четырех вещей, и благодаря дистанции между ними небольшие помещения с низким потолком становятся зрительно просторнее.

Открывает выставку «Ненависть» Джильберто Дзорио, выглядящая как подвешенный примерно в метре от пола на канатах металлический брусок. В 1969 году художник молотком вколотил в кусок свинца веревку, образовав из ее изгибов слово «odio», то есть ненависть. Материальная весомость и грубость этого объекта сразу заявляет основные образы всей выставки.

Джильберто Дзорио. Ненависть. 1969. Свинец, веревка.
Частное собрание, Турин. Фото: Antonio Maniscalco

Предшественники арте повера — Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Пьеро Мандзони — показаны в первых залах. Если работами Бурри и Фонтаны завершалась выставка итальянского искусства «Футуризм. Новеченто. Абстракция» в Эрмитаже в 2005 году, то Мандзони в музее представлен впервые, и не знаменитым Merda d"Artista, а одним из «Ахромов» — полотен с поверхностью, пропитанной белой глиной. И Фонтана, и Мандзони были скульпторами по образованию, поэтому вводная часть задает еще одну из концептуальных составляющих всей выставки — скульптурность как важное качество арте повера. Другое важное свойство — процессуальность этого искусства — показывает «Без названия (оммаж Фонтане)» Пьера Паоло Кальцолари. В этой работе 1989 года, как и в других вещах Кальцолари, выразительным средством становится иней, производимый на поверхности свинца охладительными элементами, поэтому такое произведение все время изменяется.

За следующий концепт — несбыточность, которую Джермано Челант назвал одной из черт нового движения, — отвечает «Интернационал» в работе Джильберто Дзорио. Мелодия пролетарского гимна, сыгранная художником на карильоне в 1975 году в рамках перформанса и повторенная для записи в 2015 году, звучит в переходе под сводами Александровского зала Зимнего дворца. В этой аудиоинсталляции эфемерность звука объединена с революционной утопией. В соседнем зале представлены четыре работы Дзорио, в том числе инсталляция 1967 года «Розовое — голубое — розовое», которая теперь выглядит предвестием сайнс-арта. В ней хлорид кобальта в зависимости от влажности воздуха меняет цвет от розового к голубому. Сравнивая Дзорио с современным алхимиком, Христов-Бакарджиев пишет: «Химические реакции в материалах аналогичны химическим и энергетическим процессам в мозге, и, следовательно, результатам психической работы в целом».

Фрагмент экспозиции «Арте повера. Творческий прорыв» с работами Джильберто Дзорио. Фото: Государственный Эрмитаж

Всю выставку итальянский куратор посвятила памяти Янниса Кунеллиса. Два зала, отданные произведениям скончавшегося в 2017 году художника, конечно, не могут сравниться по масштабу с инсталляциями, сделанными классиком арте повера в Москве и Нижнем Новгороде, или с показанными в Перми оперными постановками с его сценографией, но все же дают представление о методах работы. В экспозиции есть и ранняя живопись — «Z-3» 1961 года, и объекты, демонстрирующие красоту и свойства материалов в их первоначальной вещественности, — это две работы конца 1960-х «Без названия», одна с каменным углем, другая с шерстью. Отдельный зал занимает инсталляция 1997 года из подвешенных в ряд к покрытому ржавчиной рельсу черных пальто — ее эмоциональный эффект тоже возникает из соприкосновения фактур и разницы материалов.

Джузеппе Пеноне со своими работами занимает зал, из окон которого видна его скульптура из большого цикла «Идеи из камня» под названием «1372 кг света», установленная в большом дворе Эрмитажа за месяц до начала выставки. Работы Пеноне сейчас отлично функционируют в качестве паблик-арта или в интерьере, что подтверждает инсталляция «Шкатулка», выполненная в 2007 году. Древесная кора покрыта кожей, а бронзовая отливка ствола позолочена изнутри. Такой же декоративностью обладают и вещи Алигьеро Боэтти. За прошедшие годы искусство арте повера превратилось в набор формальных приемов. Многие художники как тиражировали свои пластические находки в отдельных работах, так и повторяли произведения в нескольких экземплярах, хотя в собрании Кастелло ди Риволи находятся первичные или самые значительные варианты.

Джузеппе Пеноне. Идеи из камня — 1372 кг света. 2018.
Фото: Государственный Эрмитаж

Некоторые работы создавались художниками как принципиально конечные — таков, например, «Неон в цементе» Джованни Ансельмо, в котором неоновая трубка должна заменяться на новую, когда она перестает излучать свет. «Пол (Тавтология)» Лучано Фабро представляет собой покрытый газетами квадрат пола. По традиции так в Италии поступали со свежевымытым полом, но отечественный зритель прежде всего заметит на паркете свежую российскую прессу. Его же «Вешалки для белья (Из Неаполя)» 1976-1977 годов перебрасывают мостик от арте повера к еще одному пост-минималистскому направлению — оп-арту. Пять ярких объектов совмещают эфемерные и прочные, легкие и тяжелые материалы — бронзовые отливки покрыты тканью и выкрашены акриловыми красками.

«Венера тряпичная» Микеланджело Пистолетто, вместе с тремя другими его работами занимающая зал, где раньше висели знаменитые панно Матисса, — пожалуй, самая известная вещь художника. Она существует в нескольких отличающихся версиях, среди которых есть даже перформативная — в 1980 году в Сан-Франциско место скульптуры занимала живая модель. В Эрмитаже представлена одна из трех работ, сделанная в числе первых в 1967 году. Все «Венеры» несколько отличаются в размерах, поэтому интересно размышлять, что будет, если куча одежды станет другого оттенка или вырастет в размерах так же, как увеличилось за годы производство вещей? Критика общества потребления, со временем вышедшая в этой работе на первый план, не была основной идеей художника. Как и других мастеров арте повера, Пистолетто больше занимал пластический и смысловой контраст сопоставления каменной статуи с ворохом тканей. Подобные пластические возможности гор разноцветной одежды затем использовал Кристиан Болтански в своей инсталляции 2010 года Personnes в Гран Пале.

Фрагмент экспозиции «Арте повера. Творческий прорыв» с работами Микеланджело Пистолетто. Фото: Государственный Эрмитаж

Так же, как и «Венера тряпичная», знаменито «Иглу с деревом» Марио Мерца. Эта работа (тоже существующая в нескольких авторских копиях) способна изменить любое пространство, в котором экспонируется, и эрмитажный зал с окнами на Дворцовую площадь не стал исключением. Внешне непрочная конструкция из стекла обладает одновременно и зрительной легкостью, и определенностью. Ее неокончательность с годами превращается в монументальность особого рода, способную противостоять меняющемуся времени так же, как противостоят природе реальные эскимосские жилища.

Кодой всей выставки становится работа Марисы Мерц 1997 года «Без названия» — небольшой фонтанчик над скрипкой из парафина в свинцовой ванночке, неожиданно встающий в ряд с дворцовыми фонтанами. В воде, которая тихо льется из центра восковой скрипки, выражено то постоянство слабой силы, которое помогло арте повера победить в исторической перспективе, став вровень с драгоценностями Эрмитажа.


Когда: 15 мая — 16 августа 2018 года

Обзорная выставка Арте повера в Эрмитаже празднует полувековой юбилей объединения художников, чьи взгляды и принципы работы были сформулированы и предъявлены миру историком искусства и куратором Джермано Челантом. «Бедное искусство» не подразумевает нехватки ресурсов у художников, а лишь использование ими простых материалов, элементарных пропорций и жестов, не всегда видимых и заметных зрителю. Туринские, миланские и генуэзские авторы семидесятых расширили границы искусства, создавая работы из ресурсов допромышленной эпохи, противопоставляя свои произведения продуктам индустриального общества.

Лучо Фонтана «Пространственная концепция: ожидание», 1964

Холст, краска на водной основе, 115,5 × 191,5 см

Предоставлено при поддержке Фонда музеев Турина

GAM — Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea, Torino

Courtesy Fondazione Torino Musei Photo Studio fotografico Gonella

Эрмитажная выставка пытается рассказать нам всю историю и все аспекты творчества участников движения, представить его предшественников, а также работы, созданные уже после распада группы, поскольку художники продолжали свои поиски «бедного» и вне объединения. Экспозиция построена на объектах из Кастелло ди Риволи (его директор Каролин Христов-Бакарджиев выступила куратором проекта вместе с Дмитрием Озерковым), галереи современного искусства GAM, а также работах из частных собраний. Каждому автору выделен свой зал, где специфика его творчества раскрывается максимально широко.

Залы, выделенные для итальянских художников, — это пространство, где раньше экспонировались импрессионисты. Каролин Христов-Бакарджиев специально подчеркивает их сходство с помещениями Кунстхалле Берна, где развернулась знаменитая выставка «Когда отношения обретают форму: работы, концепции, процессы, ситуации, информация» в 1969 году и где непосредственно участвовали художники Арте повера.

Бернская выставка стала важнейшим событием в европейском искусстве, эпохальной является и экспозиция в Эрмитаже для российского пространства. Дело в том, что даже сейчас, спустя пятьдесят лет, движение, повлиявшее фактически на все последующее искусство, остается почти неизвестным нашему зрителю. Несколько работ были выставлены в 2011 году в Мультимедиа Арт Музее, но не более того. Ни одно издание не было переведено на русский язык, а авторы многих статей, написанных русскими авторами, основывают свои рассуждения на собственных впечатлениях, а не на оригинальных текстах итальянских художников и ведущих критиков. Петербуржский проект поставил себе задачу наконец познакомить русских зрителей и искусствоведов с настоящими работами, однако, к сожалению, не с настоящими текстами, поскольку вводные экспликации к залам художников написаны заново, при всем изобилии авторских комментариев и интервью. Не хватает и текстов Челанта как человека, который фактически и придумал это направление, во всяком случае оформил его идеологически и расписал все аспекты максимально доступно и внятно.

Марио Мерц «Что делать?», 1968

Металлический контейнер, неон, воск, 14,4 × 45 × 17,8 см

Фонд Гвидо и Этторе де Форнарис

Галерея современного искусства GAM, Турин

Fondazione Guido ed Ettore De Fornaris

GAM — Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea, Torino Photo

Экспозиция развивается от первых экспериментов с материалами, проведенных Альберто Бурри в серии из мешковины, и пространственных поисков Лучо Фонтаны, художники эти не принадлежали кружку, однако именно на их исследованиях вырастают авторы Арте повера. Пьер Паоло Кальцорали совершает «Оммаж Фонтане», где при помощи механической установки предметы покрываются ледяным конденсатом и приобретают новые формы и качества поверхности. Джильберто Дзорио в объекте «Палатка» испаряет солёную воду, его же скульптура «Розовое-голубое-розовое» меняет цвет, реагируя на влажность воздуха. А в работе Марио Мерца «Что делать?» неоновая надпись «Che Fare?» плавит пчелиный воск в алюминиевой форме, сообщая нам о процессуальном характере искусства. Эти и многие другие работы Арте повера хрупкие и нестабильные. Именно поэтому Эрмитаж ограничил к ним доступ — вероятно, того потребовали правила безопасности, но жаль, поскольку в музеях всего мира до этого у зрителей была возможность обойти скульптуры и приблизиться к ним. Так, например, изолирована от посетителей работа Марио Мерца «Иглу с деревом» — эмблема всего направления, где автор сопоставляет два типа материалов — созданное природой дерево и разработанное человеком стекло. Смысл — в физическом переживании зрителем этого сопоставления, его неустойчивости и непрочности, и задумка художника состояла в том, чтобы каждый мог подойти поближе и ощутить это. По большему счёту, революционность художников Арте повера как раз и состоит в представлении хрупкости и эфемерности нашего мира, во внимании к мимолетному и быстротечному «здесь и сейчас». И когда мы читаем это в работах наших современников, можно быть уверенным, они научились этому у итальянских предшественников.

Исходя из этих соображений, можно сказать, что лучше всего экспонирована работа Джузеппе Пеноне, самого молодого участника группы, чья основная тема — многообразие отношений между природой и человеком. Его скульптура «Идеи из камня» представляет массивные валуны, якобы растущие на тонких древесных стволах, и выставлена она во дворе Эрмитажа на фоне его торжественной архитектуры, создавая дополнительные смыслы и балансируя между естественным и культурным контекстом.

Джузеппе Пеноне «Идеи из камня — 1372 кг света», 2010

16 мая в Зимнем дворце открывается выставка «Арте повера. Творческий прорыв» - обширная и показательная ретроспектива одного из самых заметных течений в итальянском искусстве второй половины ХХ века.

Сам термин «арте повера» (в переводе с итальянского - «бедное искусство») в 1967 году ввел в обиход куратор и художественный критик Джермано Челант, пытаясь дать определение работам нескольких десятков итальянских авторов, которые независимо друг от друга и непохожими способами восстали в своем искусстве против американского минимализма, предложив совсем иной способ осмысления феноменов индустриального мира. Вместо современных материалов художники движения стали использовать буквально все, что попадало под руку, - от тряпок и старых газет до веток и камней, а выставкам в авторитетных музеях и галереях предпочитали перформансы в парках и на городских площадях.

По просьбе The Village куратор выставки, сотрудник отдела современного искусства Государственного Эрмитажа Анастасия Чаладзе выбрала девять показательных экспонатов и на их примере рассказала о том, из чего состоит арте повера.

Лучо Фонтана - «Пространственная концепция: ожидание», 1964

Выставка делится на два небольших раздела. Точнее, есть выставка, а есть небольшая преамбула к ней с работами предшественников арте повера - художников, которые оказали влияние на это движение. Среди них я бы в первую очередь отметила Лучо Фонтану, который известен своими изрезанными холстами. Что роднит его абстрактные полотна с работами художников, которые абстракции противились?

Фонтану интересовали пространство, трехмерность мира, он пытался всячески использовать и исследовать это в произведениях. В его порезанных холстах пространство как бы проходит сквозь произведение, просачивается в буквальном смысле, становясь важной его частью. И еще важен жест: художник рассекает ножом холст и таким образом передает ему свою энергию - это было тем самым «бедным действием», которое вызывало у художников арте повера симпатию.

Джованни Ансельмо - «Без названия», 1967

Особенность произведений Ансельмо - в том, что он работает с воспроизведением физических состояний. Они постоянно присутствуют в жизни человека, но остаются неосознаваемыми, а иногда и неназванными. Вот, например, его работа «Без названия» - это лист плексигласа, который деформирован и скреплен железным прутом. Здесь физическое напряжение воплощено визуально.

Это очень простой, но в то же время весьма доступный способ передать физические феномены и явления. У нас будет и другая его работа: для нее он использовал железную балку, обмотал вокруг нее кусок ткани и закрепил на стене таким образом, что вес балки оттягивает ткань вниз. Но она, будто нарушая законы физики, не разворачивается. На самом деле мы постоянно являемся свидетелями подобных вещей, но не обращаем на них внимание, потому что в обычной жизни не можем наблюдать это так наглядно.

Пьер Паоло Кальцолари - «Лестница

(mi rfea pra)», 1968

Художники арте повера активно использовали различное промышленное оборудование. Вот, например, Кальцолари много экспериментировал с охладительной системой. Все его произведения, которые представлены на выставке, используют ее возможности. Работа подключается к электропитанию, металл охлаждается, покрывается инеем - и цвет поверхности меняется. И вот в таком нестабильном состоянии и постоянном изменении творец видит художественный образ: непрекращающаяся смена агрегатных физических состояний и является объектом его творческого поиска.

Здесь мы также можем найти контрасты - у работы есть некое дополнительное мистическое измерение. В основании есть фраза «mi rfea pra», напоминающая какие-то колдовские алхимические формулы. Сверху на металлической поверхности лежит перо, контрастирующее с тяжестью металла. Инею противопоставлена свеча. В результате перед нами возникает некая замкнутая и уравновешенная в себе система, в которой гармония достигнута самыми простыми способами.

Джильберто Дзорио - «Ненависть», 1969

Джильберто Дзорио интересуют движение, различные проявления энергетических процессов, состояния вещей - в этом смысле его работы чем-то похожи на то, что делал Ансельма. А еще ему, как и Кальцолари, не чужда некоторая игра в алхимию, какой-то мистический налет. Его работа «Ненависть» относится к периоду, когда Дзорио использовал слова как изображения и воспроизводил их в самых разных техниках. Здесь мы видим слиток свинца, в который, можно предположить, с яростью вбита веревка. Этой веревкой выложено слово Odio, которое с итальянского переводится как «ненависть». В результате слово и действие соединяются в единый образ, некую универсальную форму. Дзорио совершал и более смелые эксперименты: например, отпечатывал на собственном лице слова, связанные с болью, травмой. Так слово превращалось в собственный визуальный символ.

Яннис Кунеллис - «Без названия», 1969

Кунеллис - пожалуй, один из самых известных представителей арте повера. Его работы просты, но при этом почти всегда очень поэтичны. Здесь, например, мы видим обычную раскладушку, на которой разложена шерсть. Художник создает образ, где некая аморфная субстанция встречается с чем-то очень будничным и материальным. Это противопоставление природного и промышленного, живого и неживого. Причем дополнительное измерение работе придает тот факт, что обе вещи сопровождают человека на протяжении всей жизни - и кровать, которая символизирует отдых и сон, и шерсть, защищающая нас от холода.

Другая показательная работа на выставке - «Линия пальто» - посвящена проблемам памяти, воспоминаний. Устроена она тоже просто: мы видим шерстяные пальто, подвешенные на металлических рельсах. Зритель может предположить, что инсталляция посвящена каким-то безвестным рабочим, положившим свою жизнь на поднятие промышленности Италии, память о которых хранит что-то очень незначительное, имперсональное - как, например, пальто.

Марио Мерц - «Иглу с деревом», 1968–1969

Иглу - одна из наиболее узнаваемых форм, символ, благодаря которому Марио Мерц известен. В иглу он видел то совершенство, которое было присуще постройкам древних народов и превзойти которое его современникам было уже не под силу. Он воспроизводил эту конструкцию множество раз из самых разных материалов: неоновых трубок, листьев, камней. Отчасти таким образом художник подчеркивал адаптивность строения, показывал, как идеальная форма может быть использована для презентации самых разнообразных идей.

В данном случаем мы видим металлический каркас, покрытый стеклом, - конструкцию, которая ассоциируется у нас с заводскими цехами. Но при этом в отверстие в куполе иглу, как в вазу, вставлена веточка - нечто живое и хрупкое, что, с одной стороны, требует защиты, а с другой - не укладывается в созданную искусственно структуру.

Джузеппе Пеноне - «В дереве», 2010

Одна из скульптур Джузеппе Пеноне уже почти месяц стоит в большом дворе Зимнего дворца - и как бы предваряет выставку. Как известно, основной мотив у Пеноне - дерево. Это художник, который среди участников движения арте повера больше всего акцентировал внимание на связях человека и природы. Эту связь он видит в сопоставлении роста дерева и взросления человека. Здесь, например, он берет промышленный брус, предназначенный для строительства, но сделанный из цельного куска дерева. И постепенно снимает слой за слоем годичные кольца. В результате этой в высшей степени кропотливой работы дерево как бы молодеет, обнаруживая свою первичную структуру - каждую завязь, каждую веточку. И то, что оно вырезано не до конца, позволяет зрителю понять не только то, как работал художник, но и как он мыслил и какую идею хотел подчеркнуть.

Лучано Фабро - «Вешалки для белья

(из Неаполя)», 1976–1977

Арте повера возникает в тот момент, когда в музейном мире активно насаждаются новые формы искусства - в первую очередь минимализм и абстракция, где изображение кажется чем-то бездушным и легко тиражируемым, чем-то, в чем можно было увидеть очередной продукт потребления. Устав от засилья абстрактной живописи, художники арте повера старались в своих произведениях как-то деконструировать, препарировать абстракцию, преподнести ее по-новому. Вот пример: Лучано Фабро развешивал в музейных залах разноцветные куски ткани, точно шторы. «Вешалки для белья» - попытка передать игру закатного солнца над Неаполем, богатую палитру небесных оттенков. Для художника это наглядный пример того, как свет становится цветом.Очень известная работа. «Венера тряпичная» - это копия античной статуи, выполненная из бетона и как бы противопоставленная груде старых разноцветных тряпок, какого-то хлама. Еще одна работа, построенная на контрасте, - на этот раз на контрасте вечной возвышенной красоты и быстротечной моды. При этом противопоставление многократно усилено дополнительными элементами: мы видим контраст оформленного (безупречный силуэт статуи) и неоформленного (бесформенной кучи), контраст цветного и бесцветного. Пистолетто, с одной стороны, критикует общество консьюмеризма, а с другой - намекает нам, что в современном мире античный идеал уже не может считаться каким-то единственным источником вдохновения и красоты.

Фотографии: обложка – Tate International Council , – Collezione Margherita Stein / Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino , 2 – Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino , 3 – Hermitage 20/21, 4 – Paolo Pellion / Collezione Margherita Stein / Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino , 5 – Collezione Margherita Stein / Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT/ Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino, 6 – Marian Goodman Gallery , 7 – Renato Ghiazza / Collezione Margherita Stein / Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino, 8 – Fondazione per l’Arte Moderna e Contemporanea CRT / Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea, Rivoli-Torino

On 16 May 2018, the exhibition “Arte Povera. A Creative Revolution” opened in the State Hermitage. It presents over 50 works by Italian artists of the second half of the 20th century from the Museo d’Arte Contemporanea Castello di Rivoli (Rivoli-Turin, Italy), GAM - the Galleria Civica di Arte Moderna e Contemporanea (Turin, Italy) and private Italian collections.

The exhibition is organized by Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea (Rivoli-Torino) and The State Hermitage Museum with the participation of GAM Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea (Turin).

“We have something Italian going on all the time,” Mikhail Piotrovsky, General Director of the State Hermitage, said at the opening ceremony. “Yesterday we signed an agreement with the Italian comune Reggio Emilia, and today we are opening the latest exhibition of Italian art, the latest exhibition of contemporary art and the latest exhibition organized under our agreement with Turin. We are presenting a superb display devoted to Arte Povera, one of the most famous tendencies in 20th-century art. It arose as a protest against Futurism that glorified the modern world, machinery and the future. As a protest, artists began to turn to simple things, creating the Arte Povera movement. We are exhibiting the Arte Povera in the halls of the top floor, from where the classical art was moved quite some time ago now, but the top floor of the Hermitage is a symbol that has educated more than one generation. We were very keen to present this exhibition and it has been several years in the making. This exhibition has not been easy at all. It identified one more problem: it is hard to display contemporary art in palaces – you need to have an electricity supply. New art needs considerably more attention than the classical sort.”

At the opening ceremony Mikhail Piotrovsky greeted Antonella Parigi, Counsellor for Culture of the Piedmont region; Carolyn Christov-Bakargiev, Director of the Museo d’Arte Contemporanea Castello di Rivoli and curator of the exhibition; Marcella Beccaria, Chief Curator of the Museo d’Arte Contemporanea Castello di Rivoli; and Leonardo Bencini, Consul General of Italy in Saint Petersburg. The Hermitage Director also thanked Maurizio Cecconi, CEO of Villagio Globale International, and the Lavazza company for supporting the exhibition.

Arte Povera is still relevant “since it is synonymous with artistic freedom and profound ecological thinking, something to look to when trying to formulate a resistance to the hyper-technological society of consumption in our artificial globalized world,” states Carolyn Christov-Bakargiev. “For these artists,” she continues, “nature and culture are mutually defined and related, since nature is a cultural notion, whereas culture is not absent in nature but is subject to its rules. This attitude is particularly important today, at a time when the boundaries between the natural and the artificial grow feeble. Arte Povera artists joined an appreciation for everyday life with the respect and interest for art tradition through the centuries by creating a body of original, non-conventional, and non-dogmatic works. Mistrustful of any artistic manifestation that is too intellectual or virtuous, they were convinced that seeming incoherence could become a positive and creative value if interpreted with respect for the complexity of life. They expanded the fields of painting, sculpture, drawing, performance, and photography, often shifting from one medium and one technique to another without worrying about finding a unique and shared style.”

“Arte Povera” is the third exhibition to be part of the project of collaboration with the Lavazza company. “For Lavazza it is a great honour to be presenting the exhibition “Arte Povera. A Creative Revolution” at the State Hermitage in St Petersburg, on the fiftieth anniversary of the birth of the movement that transformed contemporary art,” Francesca Lavazza, a member of the Luigi Lavazza S.p.A. board of directors, said. “With this retrospective the company is continuing its long-standing collaboration with the famous museum and taking one more step in the development of unique projects in the realm of art and culture worldwide.”

Arte Povera – “poor or impoverished art” – is a tendency that appeared in Italy around the turn of the 1970s. The distinctive feature of the movement became its members’ striving to move away from all-consuming technical progress towards artisanal creativity. Rejecting industrial and hi-tech materials in favour of “poor” and unaesthetic ones such as rags, newspapers or tree branches, the exponents of Arte Povera were intent on liberating art from the fetters of traditionalism. Unwavering attention to the materials and processes of creative production became a common feature for artists who established a new aesthetic in European art. The term Arte Povera was first used in 1967 by the Italian critic and curator Germano Celant.

The display is housed in the legendary halls on the top floor of the Winter Palace, the decoration of which was also conceived at the turn of the 1970s. Today it seems that these rooms resemble in some elusive way the setting of the Kunsthalle in Berne – the venue with which international recognition of Arte Povera began. The exhibition includes works by Giovanni Anselmo, Alighiero Boetti, Pier Paolo Calzolari, Jannis Kounellis, Mario Merz, Marisa Merz, Pino Pascali, Giuseppe Penone, Michelangelo Pistoletto, Emilio Prini and Gilberto Zorio.

The exhibition “Arte Povera. A Creative Revolution” is being held as part of the Hermitage 20/21 project that aims to collect, exhibit and study art of the 20th and 21st centuries. The exhibition has been co-curated by Carolyn Christov-Bakargiev, Director of Castello di Rivoli Museo d"Arte Contemporanea and Dimitri Ozerkov, Head of the State Hermitage’s Department of Contemporary Art, with the assistance of Anastasiya Chaladze, a member of the department staff.

An illustrated brochure has been prepared for the exhibition (State Hermitage Publishing House, 2018).

The exhibition is accompanied by an extensive educational programme including a series of lectures, a gallery talk at the exhibition, a festival of installations and performances, and an intellectual marathon.

The exhibition is taking place as part of the Hermitage–Italy Foundation’s projects through the agency of Villaggio Globale International.

The exhibition is organized with the support of Lavazza, Italy.

Работник культуры по призванию и образованию.Помимо выполнения должностных обязанностей худ.руководителя являюсь автором и организатором новых проектов:Открытый Воскресенский детский фестиваль искусств «ДоМи СольКа» для детей Московской области. 2016-2017гг. Семейный фестиваль «Лепесток Надежды» для приёмных семей, детей сирот. Открытый фестиваль народного творчества «РИО –РИТА 50+» для Московской области, Трижды участвовала в Губернаторском конкурсе «Наше Подмосковье». (2013,2014,2015 гг.)

"Творческий прорыв"

"Творческий прорыв"

Направление:

Культпросвет

Тема проекта:

Творческое самовыражение

Муниципальное образование:

Воскресенский м.р

Описание проекта:

ОБОСНОВАНИЕ появления проекта «Творческий прорыв», в который входят три Воскресенских фестивалей народного творчества для разных категорий населения Воскресенского района и Московской области,стартовавшие в 2015 году и теперь проводятся ежегодно.
Первый фестиваль: Воскресенский Открытый детский фестиваль искусств «До Ми Соль Ка» для детей Московской области. (от 3 до 14 лет)В 2012 году во Дворце культуры «Юбилейный» мною был предложен новый учебно-музыкальный проект «Ступень к мастерству» в форме программы –концерта «До Ми Соль Ка», для детей подготовительных и младших групп всех коллективов, родителей и руководителей, с периодичностью -два раза в квартал. Программа нацелена на обучение малышей:
 Знакомство с большой сценой.
 Умение обращаться с микрофонами, костюмами.
 Этика поведения между собой, на сцене, в зале.
 Репетиции на сцене концертных номеров, с просмотром костюмов и движений.
 Эмоциональное раскрытие образа.
 Преодоление волнения и страха, выступая перед зрителем.
 Участие в концерте (на основе отбора лучших номеров)
Детский учебно-музыкальный проект «Ступень к мастерству» существует почти 5 лет. (с декабря 2012 года по н.в.) До появления I Воскресенского Открытого Детского фестиваля искусств «ДоМиСольКа», в рамках музыкального - проекта "Ступень к мастерству" было проведено около 30 детских концертных программ, в которых приняло участие более 4 тысяч детей, участников младших творческих коллективов! Эта программа полюбилась и детям, и родителям, и населению нашего района. Зрительный зал всегда полон. (400-500 человек) Результаты впечатляют! Маленькие артисты – желанные гости на значимых городских, районных и областных мероприятиях. Неоднократные обладатели «Дипломов – Победителей» конкурсов разного уровня. Особенно гордимся победами на Областных конкурсах. «7 НОТ ПОДМОСКОВЬЯ»: Лауреаты - Гриша Дулин, Катя Галкина. «Богородская Лира» - Диплом «Гран – при» - Арина Фёдорова.
В 2016 году «За достигнутые успехи в учёбе и искусстве» были награждены Похвальными Листами Главы Воскресенского муниципального района и Благодарностями Руководителя администрации Воскресенского муниципального района – 12 участников (от 5до12 лет) младших коллективов ДК «Юбилейный». На базе существующего учебно-музыкального проекта «Ступень к мастерству» и появился I Воскресенский Детский фестиваль искусств «ДоМиСольКа», (многожанровый) для детей не только Воскресенского района, но и Московской области. Как следствие: с каждым месяцем, увеличивается приток детей в творческие коллективы и кружки. На основании положительных результатов в работе с маленькими детьми, мы делимся опытом с другими учреждениями культуры и искусства муниципальных районов Московской области, поэтому всех желающих мы приглашаем к нам…
Дворец культуры «Юбилейный» - красивый, современный, уютный, чистый и вместительный, оснащён современной звуковой, технической и световой аппаратурой, светлыми залами для занятий и большой сценой.С большим опытом профессиональной работы, уважаемый в районе и области – директор Дворца культуры, Заслуженный работник культуры РФ, Почётный гражданин города – Николай Иванович Гончаров, и молодой коллектив специалистов - культработников, эта прекрасная команда для проведения масштабных мероприятий на высоком профессиональном уровне. На I Воскресенский Открытый Детский фестиваль искусств «ДоМиСольКа» откликнулись руководители и участники из разных муниципальных районов Московской области.
Первый старт: 31 мая 2015 года состоялся I Воскресенский Открытый детский Фестиваль искусств «ДоМиСольКа», в котором приняло участие около 100 коллективов и солистов из разных 10 муниципальных районов Московской области. (800 человек)
Второй старт: 21 мая 2016 года состоялся II Воскресенский Открытый детский Фестиваль искусств «ДоМиСольКа», на который поступило более 200 заявок, но в финал прошли 140 коллективов и солистов, из 20 муниципальных районов Московской области. Общее количество участников фестиваля составило более 1000 человек. Фестиваль также был реализован на базе ДК «Юбилейный», при поддержке Управления культуры администрации Воскресенского муниципального района и меценатов района.
Третий старт: 20 мая 2017 года состоялся III Воскресенский Открытый Детский Фестиваль - конкурс искусств «ДоМиСольКа», на который было подано более 300 заявок, прошли в финал 210 из 40 муниципальных образований 15 районов Московской области!
Второй фестиваль: Воскресенский семейный фестиваль народного творчества «Лепесток Надежды», для приёмных, многодетных семей, детей сирот и детей с безграничными возможностями. Дворец культуры «Юбилейный» проводит множество мероприятий по всем направлениям и для всех категорий населения. В них также ринимали участие дети из приёмных семей, многодетных семей и дети с ограничением здоровья.
В рамках I Воскресенского Открытого Детского фестиваля искусств «ДоМиСольКа», родился ещё один фестиваль – I Семейный фестиваль "Лепесток Надежды" для приёмных семей, детей сирот и детей с безграничными возможностями, с конкурсной программой: "Я, ты, он, она, вместе – дружная семья!" Многие дети из приёмных семей, принимали участие в учебно-музыкальной программе «Ступень к мастерству» и мы решили провести семейный фестиваль - получилось. Конечно, стоило большого труда при подготовке с семьями, поскольку, многие дети с ограничением здоровья. Но к следующему фестивалю - было уже легче: дети не так боялись, им даже понравилось быть артистами, родители с детьми, с удовольствием, наряжались, пели, читали стихи, ставили сценки, мастерили поделки и рисовали окружающий мир! В финале фестиваля, все семьи - участники получили Дипломы «Папа, мама, брат, сестра – наша дружная семья!», Победителям фестиваля, были вручены Дипломы разных степеней, кубки, Значки и призы от спонсоров. Яркие выступления семей были отмечены и приглашены на детский Гала - концерт, посвящённый Дню празднования Воскресенского муниципального района. И это ещё не всё! Приёмная семья Артёмовых (8 детей) дважды участвуя в Фестивале «Лепесток Надежды» - подала заявку с программой (с которой они выступали в фестивале «Лепесток Надежды») на Губернаторский конкурс «Наше Подмосковье - 2016» и, вы не поверите, стали обладателями Третьей Премии! Как же они радовались. Семья очень благодарила нас за помощь в подготовке, в развитии способностей у детей, и что победа на конкурсе, была бы невозможной, без участия в фестивалях «Лепесток Надежды». А как мы рады, когда глаза детей светятся счастьем! Сейчас семья Артёмовых вновь готовятся принять участие в III Семейном фестивале «Лепесток Надежды». (июль 2017 года) И ещё одна семья Бушеевых (участница фестиваля «Лепесток надежды-2016» готовит документы на Губернаторский конкурс «Наше Подмосковье»…. Первый старт: 4 июня 2015 года состоялся I Воскресенский Семейный фестиваль «Лепесток Надежды", в котором приняли участие и приёмные семьи и дети с ограниченными возможностями. Общее количество участников фестиваля составило более 200 человек. Второй старт: 7 июня 2016 года состоялся II Воскресенский Семейный фестиваль «Лепесток Надежды", около 100 человек, только участников, а ещё группы поддержки, всего: более 300 человек. Третий старт: 8 июля 2017 года должен состояться III Воскресенский Семейный фестиваль «Лепесток Надежды"! Фестиваль «Лепесток Надежды» - получил финансовую поддержку Администрации Воскресенского муниципального района.
Третий фестиваль:
Воскресенский Открытый фестиваль самодеятельного народного творчества «РИО-РИТА» 50+, для людей элегантного возраста и людей с безграничными возможностями Московской области.
В 2009 году был организован клуб "Ретро" для пожилых людей и людей с ограничением здоровья Московской области, который действует по н.в., руководителем которого является художественный руководитель ДК «Юбилейный». В этом любительском объединении уже около 60 человек: это ветераны войны и труда. (Актив клуба) Постоянными гостями нашего клуба стали люди с ограничением здоровья Общества инвалидов и пожилые люди с центра обслуживания населения. Присоединились к нам и участники клуба «Ретро» усадьбы «Кривякино» города Воскресенска. Клуб расширяется и стал, практически, районным. Встречи в клубе происходят 1 раз в месяц. Основу клуба составляют два коллектива самодеятельности ДК «Юбилейный»: ансамбль песни «Купава 50+» и эстрадно-духовой оркестр «ДЮК» 55+». В программах для участников клуба выступают как коллективы Дворца культуры, так и приглашённые артисты. Но самое интересное: участники клуба «Ретро» являются самыми главными артистами, качественный уровень исполнительского мастерства, которых, растёт из года в год. И вот нам стало тесно.Участники клуба принимают участие и в концертах и в фестивалях.
Так появилась идея создания Воскресенского Открытого фестиваля народного творчества «РИО-РИТА 50+», для людей элегантного возраста и людей с безграничными возможностями. Было разработано Положение о проведении фестиваля: поддержку оказали Управление культуры администрации Воскресенского муниципального района, Дворец культуры «Юбилейный» и конечно, меценаты района.
Первый старт: 25 октября 2015 года I Воскресенский Открытый фестиваль – конкурс народного творчества «РИО-РИТА 50+», к 70 летию Победы в ВОВ и Году Литературы, по 7 номинациям. На фестиваль было подано заявок из 5 разных муниципальных образований Московской области, более 300 человек! Праздник удался, так говорили участники фестиваля…Участники клуба «Ретро» заняли призовые места, значит мы на правильном пути!
Второй старт: 30 октября 2016 года II Воскресенский Открытый фестиваль – конкурс народного творчества «РИО-РИТА 50+», к Году Российского кино, тоже по 7 номинациям. Уже было подано заявок из 15 муниципальных районов Московской области, больше в три раза!
Третий старт: III Воскресенский Открытый фестиваль – конкурс народного творчества «РИО-РИТА 50+», к Году Экологии, планируется в октябре 2017 года. Самое главное, радует результат участия людей в фестивале.Например: участника клуба «Ретро», Мария Витальевна Каторгина, (65 лет, болезнь Паркинсона) дважды принимала участие в фестивале «РИО-РИТА», а сейчас она организовала в Центре социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, квартет «Вдохновение» и руководит и поёт сама! (музыкальный педагог) А когда она пришла в клуб «Ретро» первый раз, 3 года назад – это был больной человек, потухшие глаза…Видели бы вы её сейчас! Какое счастье, у человека появился смысл в жизни: покупает наряды и готовит новый репертуар! Вот ради таких людей можно преодолеть всё. И это ни единичный случай. Значит Воскресенскому фестивалю «РИО-РИТА» - жить и процветать! 2015 год – стал творческим прорывом, не только для детей и взрослых Воскресенского района, но и для всей Московской области! Это, действительно, «Ступень к мастерству», я бы добавила «Ступень к новой жизни, новым свершениям!» А значит, станет больше счастливых людей в Московской области и России! Наша заветная мечта: создание Благотворительного фонда в помощь одарённым детям с безграничными возможностями, детям из неблагополучных, многодетных и неполных семей! Говорят, что иногда – «Мечты сбываются, заслуженные трудом!» Спасибо Губернатору и Правительству Московской области - за возможность реализовать свой профессиональный опыт и потенциал! Надеемся и на поддержку Губернатора, чтобы двигаться вперёд!

Стадия проекта:

Проект реализован

Цель проекта:

Цели и задачи Первого фестиваля:
Воскресенский Открытый детский фестиваль искусств «До Ми Соль Ка» (2015,2016,2017гг.) для детей Московской области. (от 3 до 14 лет)
Выявление в раннем возрасте одарённых детей и руководителей коллективов с целью их поддержки, и вовлечения в социально-значимые программы, конкурсы, проводимые в Воскресенском районе, Московской области и России.
Повышение художественного уровня репертуара, исполнительского мастерства участников и профессионального мастерства руководителей и содействие их творческому росту.
Обмен творческим опытом и укрепление дружественных отношений между участниками и руководителями.
Содействие процессу создания новых творческих коллективов.
Усиление патриотического, нравственного воспитания подрастающего поколения и формирование у населения эстетического вкуса, духовности, национального самосознания и гордости за свою Родину.
Сохранение и преемственность традиций культуры народов России.
Объединение детей разных национальностей на принципах мирного сосуществования, толерантности и творческого взаимопонимания
Цели и задачи Второго фестиваля:
Воскресенский семейный фестиваль народного творчества «Лепесток Надежды», для приёмных, многодетных семей, детей сирот и детей с безграничными возможностями:
Укрепление приёмных семей, расширение зоны их творческих возможностей, круга интересов
Дать возможность «особым» детям возможности для самореализации, развитие в них творческого начала, восполнение недостатка в общении как друг с другом, так и с миром здоровых детей.
Реабилитация детей с ограничениями средствами искусства, что положительно отразится на их социальной адаптации в общество, повышение самооценки и уверенности в будущем.
Привлечение детей сирот и детей с ограниченными возможностями, к творчеству.
Предоставление возможности развития таланта наравне с другими детьми для повышения самооценки и уверенности в будущем.
Цели и задачи Третьего фестиваля:
Воскресенский Открытый фестиваль самодеятельного народного творчества «РИО-РИТА» 50+, для людей элегантного возраста и людей с безграничными возможностями Московской области. (2015,2016,2017гг.)
Старшее поколение – золотой фонд нашей страны, хранители его лучших традиций, достойный пример патриотизма, силы духа,мужества,стойкости преданности своей Родине. Этот проект направлен на поднятие жизненного тонуса и позитивного настроения людей элегантного возраста
Предоставление возможностей людям пожилого возраста и людям с ограничением по здоровью использовать свой художественный и интеллектуальный потенциал для самоутверждения и удовлетворения индивидуальных культурных интересов.
Повышение активной жизненной позиции.

Творческая самореализация, как способ преодоления пожилым человеком чувства одиночества.
Дальнейшее создание любительских объединений на основе общих увлечений людей пожилого возраста.
Формирование представлений о пожилом возрасте, как о времени использования жизненных навыков и передачи опыта молодому поколению.

Задачи проекта:

Повысить художественный уровень исполнительского мастерства участников и профессионального мастерства руководителей. Усилить патриотическое, нравственное воспитание подрастающего поколения и формировать у населения эстетического вкуса, духовности, национального самосознания и гордости за свою Родину.
Сохранять традиции культуры народов России.
Объединять детей разных национальностей на принципах мирного сосуществования, толерантности и творческого взаимопонимания.
Повысить активность жизненной позиции.
Организация содержательного досуга.
Создание предпосылок для привлечения пожилых людей к сотрудничеству с общественными организациями и учреждениями культуры Воскресенского района.
Поиск новой социальной роли после выхода на пенсию.
Помощь в самореализации, как способ преодоления пожилым человеком чувства одиночества.
Создание любительских объединений на основе общих увлечений людей пожилого возраста.
Передача опыта молодому поколению.
Поднять статус Приёмных семей.
Дать возможность «особым» детям возможности для самореализации.
Привлечь детей сирот и детей с ограниченными возможностями, к творчеству.
Развивать талант наравне с другими детьми для повышения самооценки и уверенности в будущей жизни.

Достигнутые результаты:

Во - первых: все три фестиваля- единственные в области и по возрастной категории и по жанрам, проводятся с большим содержанием. Во- вторых, количественный и качественный уровень исполнителей растёт из года в год, в - третьих, профессиональное жюри даёт высокую оценку как организаторам проведения, так и участникам фестивалей. В - четвёртых, все три фестиваля (2016 год) были поддержаны администрацией Воскресенского муниципального района, а это говорит о том, что они необходимы не только нашему району, но и Московской области.

Социальная значимость проекта:

Создание этих трёх фестивалей - это, действительно, «Ступень к мастерству», я бы добавила «Ступень к новой жизни, новым свершениям..." это качественный, профессиональный рост работников культуры и искусства, (гордость,конкуренция, престиж и т.д.) детей, руководителей, родителей, населения, Дворца культуры, района, области, а в целом, и для России. Во - первых: все три фестиваля- единственные в области и по возрастной категории и по жанрам, проводятся с большим содержанием. Во- вторых, количественный и качественный уровень исполнителей растёт из года в год, в - третьих, профессиональное жюри даёт высокую оценку как организаторам проведения, так и участникам фестивалей. В - четвёртых, все три фестиваля были поддержаны администрацией Воскресенского муниципального района, а это говорит о том, что они необходимы не только нашему району, но и Московской области.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

В рамках проекта "Творческий прорыв" были проведены следующие масштабные мероприятия для взрослых, детей и приёмных семей Московской области: Воскресенский Открытый детский фестиваль искусств «ДоМиСольКа» проводится ежегодно: 2015 год, 2016 год, 2017 год, для детей Московской области. (от 3 до 14 лет) Гала - концерты Победителей фестивалей.
Воскресенский Семейный фестиваль "Лепесток Надежды" для приёмных, многодетных семей, детей сирот и детей с безграничными возможностями проводится ежегодно: 2015 год, 2016 год, в 2017 году - состоится 8 июля на Праздник - святых Петра и Февроньи.
Воскресенский Открытый фестиваль народного самодеятельного творчества «РИО-РИТА 50+», для людей элегантного возраста и людей с безграничными возможностями проводится ежегодно: 2015 год, 2016, в 2017 году - состоится в октябре... Итого: 16 мероприятий для более 6 тысяч детей до 14 лет и 4 тысяч взрослых Московской области.

Охват проекта:

Администрация Воскресенского муниципального района.
Управление культуры администрации Воскресенского муниципального района.
МУ Дворец культуры "Юбилейный". (организаторы проекта)
Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Воскресенскому муниципальному району.
МУ «Управление образования» отдел сопровождения замещающих семей МОУ «Центр ДИК»
Воскресенский реабилитационный детский центр «Преодоление».
Управление социальной защиты населения.
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.Муниципальные Учреждения культуры, искусства и спорта, Сельские клубы, Дома культуры, Детские школы искусств, Детские музыкальные школы, Общеобразовательные школы, Лицеи, Гимназии, школы - интернаты, Детские дошкольные учреждения, взрослые и дети Московской области.
Телевидение "ИСКРА-ВЭКТ", Газеты: "Наше слово" и "Куйбышевец".
(2015 год - участники из 6 муниципальных районов М.О.,
2016 год - участники из 10 муниципальных районов М.О, 2017 год - участники из 15 муниципальных районов М.О.)
Города и районы - участники: Одинцовский, Чеховский, Сергиево-Посадский, Раменский, Егорьевский, Ступинский, Луховицкий район, Руза, Климовск, Жуковский, Бронницы, Белоомут, Коломенский, Каширский, Орехово – Зуево, Воскресенский, Ивантеевка, Шатурский, Мытищи,Клин, Подольский, Шаховская...

Затраченные ресурсы:

С 2015 по 2017 годы коллектив ДК "Юбилейный" взял на себя дополнительную нагрузку (помимо выполнения своих должностных обязанностей) по организации и проведению не коммерческих фестивалей для разных категорий населения. Были затрачены дополнительные ресурсы: моральные, физические и материальные.

 
Статьи по теме:
Сказания и былины древних славян
Древнерусские эпические сказания - былины - в отличие от сказок воспринимались как повествования о событиях, действительно происходивших в давние времена.Термин «былина» ввел в обиход в середине ХЕК века историк и фольклорист И.П. Сахаров, взяв его из «Сл
Роман Гребенников: «Власть — это убогое отражение нас самих Гребенников роман георгиевич где сейчас
Мэр города Волгограда с 2007 года (избирался как представитель КПРФ). В 1998, 2001 и 2003 годах избирался депутатом Волгоградской областной думы. В 2001-2005 годах был спикером областной думы. Осенью 2007 года возглавил предвыборный штаб "Единой России" в
Скандальные застройки генерала лопырева Что известно о генерале Лопыреве, задержанном за «серьезные нарушения закона»
Когда в ноябре прошлого года оперативники Управления собственной безопасности (УСБ) совместно с 8-м отделом оперативного управления ФСО ворвались в квартиру генерала Геннадия Лопырева, то поначалу подумали, что попали в сувенирную лавку. На стенах и в угл
Формирование личности, процесс формирования личности
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие е