Сочинение на тему язык мой друг мой по пословице. Язык мой – враг мой: значение пословицы Рассказ на тему язык мой друг мой
Урок-беседа на тему «Язык мой - друг мой»
Цель урока:
Расширить общие сведения о языке;
Развивать познавательный интерес;
Воспитывать интернациональные чувства, любовь к родному языку.
В ходе конкурса учащиеся выполняют задания, декламируют стихотворения; все это оценивается баллами. В конце соревнования подводятся итоги и называются победители,
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд:
1. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не находят. (Месяцы).
2. Маленький, пузатенький, весь дом бережет. (Замок).
3. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда встать, когда работу начинать. (Часы).
4. Склеена, сшита, кто ее открывает, много знает. (Книга),
Учитель : Какое слово получилось из выделенных букв? (Ответы учащихся). Правильно, язык.
Итак, тема нашего занятия - «Язык мой – друг мой». И мы начинаем интересную беседу, которая будет состоять из моих вопросов и ваших ответов.
Учитель : Когда возникли языки? (Отвечают желающие, затем подготовленный ученик).
- Ученые считают, что разные языки, на которых теперь говорит население Земли, возникли в первобытные времена, когда люди, живя общиной, стали заниматься охотой. Чтобы понимать друг друга, требовались знаки, слова. Потом первобытные языки стали соединяться, становились богаче, разнообразнее. Языки разных народов «проникали» один в другой, дополняли друг друга, в наше время они продолжают развиваться, обогащая друг друга.
Учитель : Для чего служит язык? (Ответы учащихся)
С помощью языка можно передавать свои наблюдения, фантазировать, рассуждать, объяснять, то есть общаться друг с другом.
Учитель: Сколько языков сегодня существует на планете? (Ответы учащихся)
У людей нет одного общего языка, они говорят на разных языках, которых на земле насчитывают более 10 тысяч. И этот список еще не окончательный. Но самый распространенный язык – китайский. На нем говорит 1 млрд. человек, 470 млн. говорят по- английски. У каждого человека есть свой родной язык.
Чтение стихотворения учеником / ученицей
Любой язык по – своему велик.
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
(Н. Доризо)
Учитель : Великий Абай говорил: «Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно…».
Чтение стихотворения
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою- мало,
Если два – вопросов нет –
Все за гениев считают,
Ну, а если все четыре –
Нет людей богаче в мире.
В Казахстане люди говорят более чем на ста языках. Государственным языком в нашей республике является казахский язык, языком межнационального общения законодательно утвержден русский язык.
Учитель : В Казахстане функционируют многие национальные
языки. Во всех школах дети изучают русский язык, знание которого
сближает народы нашей республики, укрепляет их дружбу. Забота
об их развитии возведена в республике в ранг государственной
политики. Поэтому у нас принят Закон не о государственном языке , а «О языках в Республике Казахстан». Известный
киргизский писатель Ч. Айтматов сказал: «Я пишу на киргизском и
русском языках... Киргизский и русский для меня как две руки -
левая и правая, и я не могу обойтись без какой-либо из них!» (Стихотворение Т.Зумакуловой «Два языка» читает ученица
Разных народов сыны
Здесь, как одна мы семья.
Разные мы, но равны -
Будь это ты или я.
Много людей у нас,
Много разных здесь наций.
На родных языках
Здесь мы можем общаться, -
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала: «Мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Но как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.
На нем живые трепетные чувства
Открылись мне.
И мир открылся в них.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
Учитель : Язык – это не только слова и выражения, ‘nj история и культура. Много пословиц сложил народ о языке. Я начну пословицу или или поговорку о языке, а вы продолжите:
Язык острее (меча)
Если б не было его, (не сказал бы ничего)
Язык до Киева (доведет)
Не спеши языком, (торопись делом).
А какие пословицы знаете вы о языке? (Примеры учащихся)
Учитель: Итак, сегодня на уроке вы узнали, что язык – это средство общения людей друг с другом. Язык такой же древний, как и сознание человека, он связан с жизнью общества. Язык всегда был общим и единым для рода, племени, нации:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Как дар бессмертный, - наш язык.
(И. Бунин).
Итоги урока.
Выявление самого активного и эрудированного учащегося.
Награждение победителей
- Спасибо всем за активное участиеСтатья "Язык мой - друг мой"
По мнению моих коллег, услышать правильную и грамотную речь в современном обществе почти невозможно. Как же сделать свой язык богатым, точным и выразительным? Я думаю, что это зависит от самого человека.
Чем больше человек познаёт окружающий мир (в том числе и себя), тем больше он открывает в нём нового, и всё новое соответственно называет словами. Вес познанный мир, таким образом, отражается в словарном составе языка. Русский язык, как известно, по запасу слов является одним из богатейших в мире. "Для всего,- писал К. Паустовский, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий". В русском языке легко выражаются различные мысли, внутренние ощущения и преживания, негодование, ярость а также различные самые тонкие оттенки чувств.
Одной из главных проблем искажения и обеднения речи называют засорение языка дворовой, вульгарной и блатной лексикой, а также неоправданным употреблением заимствованных слов. Отчего люди забывают простые, понятные всем слова и выражения и стремятся заменить их суррогатами? Я считаю от недостатка образования, культуры и воспитания. Невежде всегда хочется блеснуть модным словцом, значения которого он, подобно герою рассказа Зощенко «Обезьяний язык», не совсем понимает. Эгоистичному и некультурному человеку безразлично, хотят ли окружающие слышать брань и нецензурные выражения, льющиеся из уст такого героя. Он высказал всё, что у него на душе, а что при этом чувствуют окружающие, неважно. Такому даже не придёт в голову извиниться за свою невоспитанность. Вот уж поистине: язык – его враг.
Я думаю, что язык должен быть другом, а не врагом того, кто им владеет. Этому, конечно, надо учиться, по моему убеждению, всю жизнь. Несомненно, трудно удержаться от грубого ответа, когда тебя незаслуженно унижают или оскорбляют. Мне редко приходилось бывать в такой ситуации, и я старалась всегда с достоинством выходить из неё. Вот тут язык и становиться другом, так как помогает предотвратить конфликт, ссору или потасовку и не только поставить на место грубияна, но и преподать последнему урок вежливости. Как тут не вспомнить строчки из стихотворения В.Шефнера:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Дело вовсе не в том, что я работаю в школе учителем русского языка и литературы, а, скорее в том, что у меня сохранилось внутреннее табу на использование в речи бранных слов. Оно пришло ко мне от мамы и бабушки, которая одна воспитала семерых детей и, хотя сама была неграмотной, не разрешала в своём доме произносить «чёрные» слова.
Как можно не восхищаться мудростью и красотой русской речи, метким народным словом! Сколько открытий таят в себе наши пословицы и поговорки! В трудной жизненной ситуации они непроизвольно приходят на ум и действительно работают на каждого человека - носителя русского языка. А значит, каждому из нас нужно бережно обращаться с родным языком, относиться к нему, как к лучшему другу, сохраняя это величайшее достояние, переданное нам предками.
Сочинение на тему «Язык мой – друг мой»
Значение языка в жизни людей
Речь отличает нас, людей от животных. Этот величайший подарок природы человечество тысячелетиями развивало себе во благо.
У каждого народа собственный уникальный язык, который удивителен и красив по-своему. Язык служит людям для общения, передачи информации, культурного наследия. С помощью языка человек может познавать новое и развивать научные знания. Если языка не было бы, то и не достигли бы мы того уровня технического, духовного и культурного развития, который имеется сегодня. Трудно представить, как бедна и убога была бы жизнь, если бы не имели дара говорить на своем языке.
Великий русский язык
Я искренне люблю русский язык. Мне нравится говорить, читать, петь песни на родном языке. Наш язык потрясающе богат и глубок. Благодаря ему мы можем передать любые эмоции. Русский язык – язык величайших людей, какими являются А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, С. А. Есенин и другие известные личности. Они думали, говорили и писали на русском языке, и их творения живут до сих пор. В настоящее время их произведения помогают воспитывать подрастающее поколение, передавая традиции и ценности родного народа.
Рассуждение о чистоте языка
Я стараюсь оградить свою речь от подобных слов, а также от слов, значения которых мне неизвестны или не полностью понятны. Кое-кто из моих друзей относится к своей речи не так трепетно. Среди «мусора» в их речи дворовый сленг, иностранные слова и заумные словечки, значения которых они не знают. Выглядит это непривлекательно, а порой и попросту смешно.
Пословица «Язык мой - враг мой» известна каждому. Сейчас мы постараемся разобраться в ее значении и правилах употребления. Зачастую данное высказывание произносится с неодобрением.
Значение
Выражение «Язык мой - враг мой», как правило, употребляется человеком в том случае, если он, не сдержавшись вовремя и не подумав, говорит в запале нечто, о чем впоследствии будет жалеть. Его можно использовать, когда кто-либо, а, возможно, и сам говорящий очень сильно разоткровенничался, незаслуженно обидел кого-либо словом, проговорился либо наобещал лишнего.
Цитаты
Теперь посмотрим, как употребляется в литературе выражение «Язык - мой враг». Стихи с упоминанием данной поговорки весьма многочисленны. Они принадлежат как классическим, так и современным авторам. Для примера можно рассмотреть произведение В. Гроссмана «Кухарка». В нем герой, Андрей Вениаминович, произносит «Язык мой - враг мой» после ухода гостя, жалуясь на то, что наговорил лишнего перед ним, и жалея, что его вовремя не остановили. Он испытывает раздражение, а также желание поучать и обвинять. Эта же пословица встречается у Островского в пьесе «Старый друг» во время описания случайно произошедшей ссоры.
Выражение «Язык мой - враг мой» встречается и у Лескова в произведении «Смех и горе» и относится к выговору за глупость сказанных слов. Мамин-Сибиряк также использовал в своих произведениях эту поговорку.
Истоки
Теперь поговорим о происхождении пословицы. В минувшие времена активно использовалась полная версия поговорки. Она выглядит следующим образом: "Язык мой - враг мой: прежде ума глаголет". Вторая часть выражения также относится к несдержанности в выражениях и высказываниях. Кроме того, ею описывается привычка говорить лишнее, нанося тем самым вред себе.
Данное выражение известно человеку с древних времен. Оно встречается у Ювенала - римского сатирика. Он утверждает, что язык глупого является гибелью для него. С идеей, высказанной в поговорке, перекликается и множество высказываний великих людей. Плутарх, к примеру, утверждал, что беседе человек учится у простых смертных, а молчанию - у богов.
Утверждал, что неумение молчать напрямую связано с неспособностью говорить. Язык часто оказывается врагом представительниц прекрасного пола. Софокл по этом поводу говорил, что украшенье женщин - это молчанье. Дополнял его Томас Фуллер. Он утверждал, что, хотя молчание и лучшее украшение женщины, оно, к сожалению, почти не используется.
Ф. Бэкон в свою очередь утверждал, что молчание является показателем мудрости. По мнению Сиднея Смита, именно отсутствие слов делает беседу интересной. Публилий Сир утверждал, что разумное молчание лучше глупых разговоров.
В древние времена язык называли первым супостатом. На Руси было известно и еще одно похожее высказывание. Говорили, что язык беды ищет, и рыщет прежде ума. Елена Архипова в своей работе «Я и язык. Кто кого?» утверждает, что часто обращается к указанной поговорке и ведет неравный бой со сказанным. У. Гэзлитт называл молчание одним из величайших искусств разговора. Такое изречение также перекликается с пословицей «Язык мой - враг мой».
Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы, изучением истории своего народа и языка. Общение с человеком, способным грамотно владеть своим языком, всегда приятно.
Язык как явление незаменим и неповторим, ведь с его помощью человечество получает возможность развиваться, а отдельные люди могут получать научные знания, передавать информацию, развивать культуру, выражать собственные чувства и эмоции, даже на расстоянии, используя письменные средства связи.
В мире существует великое множество различных языков, каждый из которых обладает уникальной спецификой, отражает особенности истории и развития, жизни целых народов.
4 класс, 9 класс, 5 класс
Несколько интересных сочинений
- Характеристика общества в комедии Горе от ума Грибоедова
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» практически полностью посвящена столкновению представителя нового, прогрессивно мыслящего поколения и их взглядов с взглядами старого
- Анализ рассказа Деньги для Марии Распутина
Произведение «Деньги для Марии» стало одним из первых весомых в творчестве Распутина. Именно эта повесть дала сильный толчок для дальнейшего творчества писателя. Напечатанная в 1967 году в журнале «Ангаре»
- Образ и характеристика Ольги Ильинской в романе Обломов
В романе «Обломов» И.А. Гончарова главным персонажем является молодая девушка по имени Ольга Ильинская. Это необыкновенная женщина со сложным сильным характером и судьбой. Ее образ является ярким и одновременно сложным персонажем.
С детства меня приучали к тому, что свободное время создано для того, чтобы проводить его с пользой, в первую очередь для себя. Свободное время в будние дни у меня начинается во второй половине дня. Приходя со школы я иду на тренировку по баскетболу
Одною з найголовніших речей в нашому житті є любов. Почуття, яке оспівують у піснях, про яке складають балади, змальовують у картинах та віршах. Без неї ми не уявляємо свого буття.